УДК 378 ББК Ч 484-6
Гугина Екатерина Михайловна
преподаватель кафедра математики Магнитогорский государственный технический университет
им. Г. И. Носова Магнитогорск Gugina Ekaterina Mikhailovna Lecturer Chair of Mathematics Magnitogorsk State Technical University named after G.I. Nosov
Magnitogorsk
Модель формирования ценностного отношения студентов технического университета к математическому образованию в процессе непрерывной профессиональной подготовки Model of Technical University Students’ Valuable Attitude Forming for Mathematical Education in the Process of Continuous Professional Training
В статье рассматривается модель формирования ценностного отношения студентов технического университета к математическому образованию. Ценностное отношение определяется как внутреннее убеждение личности в значимости получаемого математического образования, связанное с эмоциональноволевой сферой личности и ее активностью в учебно-познавательной деятельности.
This article is devoted to the model a technical university students’ valuable attitude forming for mathematical education in the process of continuous professional training. The valuable attitude is determined as a person’s stable belief in the importance of mathematical education. This attitude should be related to a person’s emotional and strong-willed sphere and his activity in training process.
Ключевые слова: математическое образование, ценностное отношение, формирование ценностного отношения.
Key words: mathematical education, valuable attitude, valuable attitude forming.
Современная теория профессионального образования и педагогика высшей школы связывает дальнейшее своё развитие с реализацией гуманистической парадигмы, в том числе, реализацией идеи непрерывного образования, необходимостью применения ценностного и компетентностного подходов к его организации и управлению. Особую актуальность в профессиональном образовании приобретает формирование ценностного отношения студентов к своему образованию (как средству своего саморазвития, формирования социальнопрофессиональной компетентности (И.А. Зимняя, 2005)), а также к математиче-
скому образованию, являющемуся базовым для изучения смежных, общепрофессиональных и специальных дисциплин, способствующему общеинтеллектуальному развитию. Однако, анализ соответствующей литературы показал, что вопросы качественного совершенствования подходов к отбору содержания учебных программ курса математики, конкретизации целей и задач преподавания данной дисциплины, уточнение методики проведения занятий, способствующих формированию ценностного отношения обучающихся к получению математического образования пока не стали предметом широкого научнопедагогического изучения.
В рамках поставленной проблемы мы определяем ценностное отношение студентов технического университета к математическому образованию как внутреннее убеждение личности в значимости получаемого математического образования, связанное с эмоционально-волевой сферой личности и её активностью в учебно-познавательной деятельности. Под формированием ценностного отношения к математическому образованию студентов технического вуза будем понимать закономерное и целенаправленное изменение отношения студента к математическому образованию, в результате которого образуется новое свойство, качество субъекта - ценностное отношение к математическому образованию. При этом под математическим образованием студентов технического университета будем понимать учебно-познавательный процесс как форму проявления ценностного отношения личности, порождаемую её потребностями и направленную на овладение профессионально-прикладной математической компетентностью. В свою очередь последнюю мы определяем как интегративную характеристику личности, отражающую готовность и способность студентов технических университетов приобретать, использовать и совершенствовать математические знания, умения, навыки и способы учебно-познавательной и творческой деятельности для эффективного решения задач, возникающих в учебной, затем в профессиональной деятельности [1].
На основе анализа литературы, касающейся вопросов моделирования, теоретико-методологических положений научных подходов, их закономерностей и
принципов, нами была предпринята попытка построить структурнофункциональную модель формирования ценностного отношения студентов технического университета к математическому образованию, представляющую исследуемый процесс как взаимосвязанную систему, определяющую функции каждого блока образовательной системы, а также наличие и характер функциональных связей между ними. При этом под моделью мы понимаем систему элементов, блоков воспроизводящих стороны, связи, функции, условия функционирования педагогического процесса (М.Е. Дуранов, О.В. Лешер, 1996 г.), а моделирование рассматриваем как процесс построения и исследования модели. Структурно описываемая модель представлена пятью взаимосвязанными блоками: целевым, теоретико-методологическим, содержательно-деятельностным, технологическим и оценочно-рефлексивным; функции каждого из указанных блоков выделялись на основе задач, решаемых данным блоком в общей системе, представленной моделью; наличие связей между блоками отражено графически. Дадим краткую характеристику каждому блоку.
Целевой блок представлен целями (основной и перспективной) и задачами, выделенными нами в результате структурно-функционального анализа понятия ценностного отношения к математическому образованию (таблица 1).
Функциями целевого блока как элемента рассматриваемой системы формирования ценностного отношения к математическому образованию мы считаем целевую, прогностическую и мотивационную.
Теоретико-методологический блок включает научные подходы, определяющие методологическую основу формирования ценностного отношения к математическому образованию в процессе профессиональной подготовки, закономерности и принципы его организации, а также педагогические условия, способствующие формированию и повышающие эффективность этого процесса. Изучение основных теоретических положений, касающихся предмета нашего исследования, позволило выделить основополагающие для нашего исследования подходы: компетентностный, аксиологический, личностно-
деятельностный, управленческий, системный и задачный, причем системообразующим является компетентностный подход.
Таблица 1.
Компоненты понятия «ценностное отношение к математическому образованию» и задачи, выполняемые ими
Компонент ценностного отношения Задачи компонента
Ценностно- мотивационный Формирование у студентов осознания ближних и конечных целей образования, понимания значимости математических ценностей в нём; ориентирование в ценностях математического образования; организация двухсубъектного образовательного взаимодействия преподавателя и студентов такими способами и с помощью таких форм и методов, которые способствуют формированию положительной устойчивой мотивации к учебно-познавательной деятельности
Эмоционально- волевой Способствование эмоциональному подкреплению учебнопознавательной деятельности (создание условий «познавательного психологического климата») и тренировке волевых качеств и свойств характера (организованности, ответственности и др.)
Содержательно- деятельностный Формирование содержательно-деятельностного компонента профессионально-прикладной математической компетентности, развитие математических способностей, развитие на основе учения и общения (как средств познания, передачи информации, культуры отношений) коммуникативной компетенции
Рефлексивно- творческий Формирование у студентов навыков самоанализа собственной математической образовательной деятельности с целью фиксации ее результатов и повышения ее эффективности в дальнейшем
Среди базовых для нашего исследования закономерностей и принципов профессионального образования, выделенных нами на основе компетентност-ного подхода, отметим, например, следующие:
1) формирование и совершенствование профессиональной компетентности студентов достигается при условии организации учебно-воспитательного процесса на основе компетентностного подхода - принцип организации содержания образования на основе выделения компетенций предметной области с учетом их аксиологической функции;
2) креативный характер образования, направленный на развитие у студентов инновационного мышления, формируется при условии научнопрофессионального роста преподавательского состава образовательных учреждений - принцип креативности и рефлексии, т.е. развитие качеств личности,
влияющих на ее самоопределение и самосовершенствование, творческий характер деятельности;
3) готовность выпускника к самостоятельной инновационной деятельности формируется при условии мотивационно-творческой активности студента -принцип мотивационно-творческой активности студента и др.
В ходе теоретического и экспериментального этапа исследования нами было доказано, что эффективное формирование ценностного отношения обучающихся к математическому образованию происходит при выполнении следующего комплекса педагогических условий:
- ориентирования студентов в ценностях математического образования;
- формирования мотивационной готовности студентов к математическому образованию;
- актуализации развития рефлексивной компетентности преподавателя математики.
Первое из приведенных условий необходимо следует из теоретикометодологических положений, а именно: концепции формирования ценностного отношения, изложенной, например, в работах В.А. Сластенина (2002 г.), И.Ф. Харламова (2003 г.) и др. и основной цели математического образования.
Целесообразность введения второго педагогического условия обосновывается положениями личностно-деятельностного подхода и психологических теорий деятельности и мотивации: мотивационная готовность (или установка) неразрывно связана с предшествующими ей этапами деятельности - эмоциональным переживанием (потребностным состоянием или теоретическим отношением), оценкой, интересом к предмету деятельности, а далее, вслед за возникновением такого качества, как «мотивационная готовность» следуют целеполага-ние и намерение, обуславливающие активность (практическое отношение) личности; значит наличие в студентах мотивационной готовности является условием возникновения ценностного отношения, формирования его основных компонентов.
Третье педагогическое условие учитывает то, что основной целью профессионального образования является формирование компетентного, конкурентоспособного будущего профессионала и творческой личности, а основополагающей для творческого процесса деятельностью является рефлексивная деятельность. Ученые философы, социологи, психологи и дидакты подчеркивают роль рефлексии в жизнедеятельности человека (как элемента структуры самосознания, формы нравственной деятельности, метода самовоспитания, условия творческой деятельности и др.). В образовательном процессе рефлексия, при надлежащем её развитии (усвоении теоретических основ и опыта практического применения), формируется в рефлексивную компетентность (С.Ю. Степанов, О. А. Полищук, И.Н. Семёнов, 1996 г. [2]). При этом, когда мы говорим о преподавателе, его рефлексивная компетентность не только способствует развитию рефлексивных умений студентов, но и (через самоанализ, самооценку, самообразование, самореализацию) помогает во всех жизненных сферах (в профессии, общении, здоровье, личной жизни и проч.).
Каждое из названных педагогических условий находится в соответствии с выделенными нами структурными компонентами ценностного отношения ([1]).
Наконец, отметим, что с функциональной точки зрения данный блок модели выполняет методологическую, информационную, ориентировочную и стимулирующую функции.
Содержательно-деятельностный блок представлен содержательным элементом деятельности по формированию ценностного отношения, то есть знаниями, умениями, навыками и опытом деятельности, составляющими предмет профессионально-прикладной математической компетентности. Функциями данного блока нашей модели считаем познавательную, информационную, эвристическую.
Технологический блок представлен этапами организации процесса формирования ценностного отношения к математическому образованию (подготовительный, организационно-деятельностный и рефлексивный); комплексом активных методов, приемов, средств и форм, составляющих воспроизводимое яд-
ро методики формирования ценностного отношения, то есть технологию его формирования. Данный блок модели выполняет организационную и управленческую функции.
Оценочно-рефлексивный блок выстроен в соответствии со структурой ценностного отношения к математическому образованию и включает уровни, критерии, показатели и диагностические методики их определения (таблица 2).
Таблица 2
Критерии, показатели и диагностические методики исследования сформированности ценностного отношения к математическому
образованию студентов технического университета
Критерии, краткая характеристика Показатели Методы диагностики
Ценностно- мотивационный Отношение к предмету математического образования, его ценностям, степень и характер мотивации 1)осознанность целей профессионального образования, роли математики в нем; 2)наличие познавательного интереса и познавательной потребности; 3) характер мотивации учения (мотивация успеха, на процесс, на результат, избегание неудач и т.д.); 4) характер отношения к предмету математика (положительное активное; нейтральное, периодически активное; негативное и пассивное) наблюдение, анкетир-е, тестир-ние, задачный
Эмоционально-волевой Эмоциональная окраска отношения к себе, другим, своему поведению, деятельности и характер этих отношений, степень развития волевой сферы личности 5) проявление активности (самостоятельности) в учебно-познавательной деятельности; 6) наличие волевых качеств (ответственность, добросовестность, обязательность, исполнительность, настойчивость, целеустремленность, организованность); 7) наличие уважения к учебному труду; 8) наличие положительных эмоций в учебнопознавательной деятельности, оптимизма при решении задач, удовлетворенности от результатов учебно-познавательной деятельности наблюдение, беседа, задачный
Содержательно- деятельностный Связан с математическими знаниями, умениями, опытом применения теории при решении задач, опытом, культурой общения, в том числе - владение математическим языком 9) степень овладения математическими понятиями, теориями, приемами, алгоритмами; 10) степень овладения приемами математического мышления (анализ, синтез, классификация, систематизация, обобщение); 11) сформированность информационных умений; 12) наличие коммуникативных умений (доброжелательность в общении, умение слушать других, вести диалог, участвовать в дискуссии, конструктивно оценивать других); 13) знание и умение пользоваться математическим языком, математической символикой наблюдение, задачный, рейтинговые работы (идз, контрольные, типовые расчеты, их защита), экзамены
§ § к ис * г 2 & 5 о и ет Характеризует оценку, отношение к себе, результатам своей деятельности и стремление к саморазвитию 14) знание и сформированность рефлексивных умений (самонаблюдения, самоанализа и др.); 15) адекватность самооценки; 16) потребность и способность к саморазвитию и самосовершенствованию, самообразованию; 17) участие в творческих видах учебной деятельности наблюдение, беседа, анке-тир.-ние, задачный, тестирование, конференция, олимпиада
Нами были выделены три уровня сформированности ценностного отношения студентов к математическому образованию: низкий, средний и высокий. Уровень выступает основным критерием оценки эффективности процесса формирования ценностного отношения студентов к математическому образованию.
Этот же блок модели включает в себя рефлексивный этап процесса формирования ценностного отношения к математическому образованию, на котором учитываются и оцениваются результаты всей проделанной работы, намечается корректировка, планируются дальнейшие действия. Функции, которые выполняет данный блок модели: информационно-аналитическая, оценочно-
коррекционная, прогностическая.
Графическое представление модели отображено на схеме 1.
Реализация структурно-функциональной модели формирования ценностного отношения студентов технического университета к математическому образованию осуществлялась нами с использованием ЭУМК и учебнометодического пособия «Ценности математического образования: Рабочая тетрадь для студентов всех специальностей», включающего систему задач на усвоение выделенных ценностей (понятий, алгоритмов, приёмов решения, опыта применения в стандартных и нестандартных ситуациях; развитие личностных качеств); заданий прикладного характера; логических и эвристических задач; методические указания по применению некоторых методов решения нестандартных задач, используемых вне рамок одной дисциплины. Эффективность достижения цели созданной нами модели определялась реализацией комплекса педагогических условий (что было доказано в ходе экспериментальной работы).
Государство, общество, работодатель ^ ГОСТ ^ субъекты учения и управ-Формирование ценностного отношения к математическому образованию
Целевой блок
Основная цель: формирование у студентов ценностного отношения к математическому образованию; перспективная цель: формирование ценностного отношения к образованию, самообразованию; декомпозиция на задачи
Теоретико-методологический блок
подходы
закономерности
принципы
педагогические условия
1
Содержательно-деятельностный блок Коммуникативн.
Знания, умения, навыки и Исследовательские Рефлексив- умения, умения
опыт матем. деятельности - ❖ умения, опыт твор- ❖ ные, ин- <=► эмоционально-
предмет проф. - прикладной ческой деятельности формаци- волевого саморе-
матем. компетентности онные уме- гулирования
Технологический блок
Этапы
формирования
подготовительный
организационно-
деятельностный
рефлексивный
Методика
реализации
Методы Средства Формы
Оценочно-рефлексивный блок
Критерии: ценностно-мотивационный, эмоционально-волевой, содержательнодеятельностный, рефлексивно-творческий
Показатели
т
£
Т
Уровни низкий средний высокий
Рефлексия экспериментальной работы, анализ статистического исследования
Результат: переход отношения к математическому образованию субъекта учения
на более высокий уровень
Схема 1. Структурно-функциональная модель управления процессом формирования ценностного отношения к математическому образованию
студентов технического университета
Таким образом, построенная нами модель позволила раскрыть структуру и функции системы формирования ценностного отношения к математическому образованию и отвечает поставленным целям и задачам нашего исследования.
Библиографический список
1. Лешер, О.В. Формирование ценностного отношения студентов технического университета к математическому образованию на основе компетентностного подхода в процессе непрерывной профессиональной подготовки / О.В. Лешер, З.С. Акманова, Е.М. Гугина // Вестник ЧГПУ. - 2009. - № 12.- С.20-26.
2. Степанов, С.Ю. Развитие рефлексивной компетентности кадров управления / С.Ю. Степанов, О. А. Полищук, И.Н. Семёнов. - М.: РАГС, 1996. - 146с.
Bibliography
1. Lesher, O.V. Technical University Students' Valuable Attitude to Mathematical Education Forming in the Process of Continuous Professional Training / O.V. Lesher, Z.S. Akmanova, E.M. Gugina // Bulletin of ChSPU. - 2009. - № 12. - P. 32-41.
2. Stepanov, S.Yu. Reflective Competence Development of Management Resources / S.Yu. Stepanov, O.A. Polishchuk, I.N. Semenov. - М., 1996. - 146 р.