Научная статья на тему 'Модель формирования способности экономиста использовать в профессиональной деятельности технические средства и информационные технологии'

Модель формирования способности экономиста использовать в профессиональной деятельности технические средства и информационные технологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
255
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / ЭКОНОМИСТ / ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / MODEL / MODELING / ECONOMIST / TECHNICAL MEANS / INFORMATION TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахмедова Саидат Лиматулаевна

В статье разработана модель процесса формирования способности экономиста использовать в профессиональной деятельности технические средства и информационные технологии, соединяющая восемь смысловых блоков (целеполагающий, инструментально-методический, компонентно-критериальный, информационно-когнитивный, логико-аналитический, инициативно-деятельностный, виртуально-сетевой и оценочно-результативный), выстроенные с учетом основных положений теории информатизации процесса профессиональной подготовки студентов экономического профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ахмедова Саидат Лиматулаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model of the process of formation of the economist''s ability to use in his professional activities technical means and information technologies

The article describes the model of the process of forming the ability of an economist to use technical means and information technologies in his professional activity that connects eight semantic blocks (goal-setting, instrumental-methodological, component-criterial, information-cognitive, logical-analytical, initiative-activity, virtual-network and evaluative-productive), aligned with the main provisions of the theory of informatization of the process of professional training of students economics profile.

Текст научной работы на тему «Модель формирования способности экономиста использовать в профессиональной деятельности технические средства и информационные технологии»

тельных учреждений, учителей и практических психологов. - М.: Илекса ; Ставрополь : Сервисш-кола, 2002. - 192 с.

5. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. - М. : Тандем; Эк-мос, 1999.-352 с.

MODEL OF THE PROCESS OF FORMA TION OF THE ECONOMISTS A BILITY TO USE IN HIS PROFESSION A L A CTIVITIES TECHNICAL MEANS AND INFORMATION TECHNOLOGIES

Ahmedova Saidat Limatulaevna, Senior Lecturer, Department of Computer Science, Dagestan State University of National Economy, Makhachkala, Republic of Dagestan

The article describes the model of the process of forming the ability of an economist to use technical means and information technologies in his professional activity that connects eight semantic blocks (goal-setting, instrumental-methodological, component-criteria!, information-cognitive, logical-analytical, initiative-activity, virtual-network and evaluative-productive), aligned with the main provisions of the theory of informatization of the process of professional training of students economics profile.

Keywords: model; modeling; economist; technical means; information technology.

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ СПОСОБНОСТИ УД К 3 7.013

ЭКОНОМИСТА ИСПОЛЬЗОВА ТЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ВАК РФ 13.00.02 ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В статье разработана модель процесса формирования способности экономи- © Ахмедова С.Л., 2018 ста использовать в профессиональной деятельности технические средства и информационные технологии, соединяющая восемь смысловых блоков (целе-полагающий, инструментально-ме тодический, компонентно-критериальный, информационно-когнитивный, логико-аналитический, инициа тивно-деятель-ностный, виртуально-сетевой и оценочно-результативный), выстроенные с учетом основных положений теории информатизации процесса профессиональной подготовки студентов экономического профиля.

Ключевые слова: модель; моделирование; экономист; технические средства; информационные технологии.

Моделирование процесса формирования способности экономиста использовать в профессиональной деятельности технические средства и информационные технологии позволяет рассмотреть данный процесс целостно, комплексно и системно.

В переводе с французского языка слово "modele" переводится как - эталон, мера, образец, стандарт. Сегодня в российской науке и зарубежных исследованиях активно используются различные формы моделирования. Метод моделирования представляет собой такой метод исследования объекта, который через создание макета, идеализацию, аналогичной объекту модели, исходя из его характеристик, позволяет получить новые знания, но, самое ценное - это целостную информацию об объекте (об искомом процессе). [2]

Другими словами, разработанная нами модель формирования способности у бакалавра-экономиста использовать информационные технологии в профессиональной деятельности представляет некую гипотезу, которая выражена в наглядной, схематичной форме. Сама модель достаточно абстрактна, она содержит в себе конкретные блоки, модули, элементы, отражающие последовательность процесса формирования определенных компетенций и качеств у будущего экономиста. [1] Наряду с этим, разработанная нами модель демонстрирует характерные признаки - наглядность, макет-ность, идеализацию как элемент научного планирования и воображения (рис. 1).

АХМЕДОВА Саидат Лиматулаевна, старший преподаватель, кафедра Информа тики, Дагестанский государственный университет народного хозяйства, Махачкала, Республика Дагестан [email protected]

Целеполагающий блок

Социальный заказ: способность экономиста использовать ТС и ИТ

Цель: формирование у бакалавра готовности использовать в профессиональной деятельности ТС и ИТ

ФГОС ВО 38.03.01 Экономика

Задачи:

- определить содержание способности экономиста-бакалавра использовать в профессиональной деятельности ТС и ИТ;

- обеспечить пед. условия внедрения модели формирования готовности бакалавра к профессиональной деятельности и использования новейших технических соедств и инсЬоомаиионных технологий

Условия:

а) использовать эффективные методы обучения, умения мыслить логически, аналитично, нестандартно, креативно:

б) включить в процесс обучения эффективные технологии V экономические программы, повышающие эффективность экономики;

в) разработка методических рекомендаций

г) внедрение элективных курсов

Инструментально-методический блок

Формы обучения: повышение актуализации процесса обучения, всевозможные комбинирование методов обучения, элективные курсы и ТС и ИТ Методы обучения: Тренинговые занятия, интерактивный, активный, проблемный, информационные методы, исследовательский, логический, эвристический метод, аналитический, логич. Средства обучения и диагностика: контрольные задания, самоконтроль, инновационные методы и технологии в области экономики, методические разработки, актуализирующие межкультурную коммуникацию

Содержательно-технологический блок

«Узнай информационные технологии и технические средства инновационной экономики» (23 ч.); Деловые игры с использованием программ «Audit Expert»; «1С: Бухгалтерияя; автоматизированных информационных систем электронной коммерции (RTS Plaza Workstation); системы планирования и контроля менеджмента (Management Planning and Control);

Кейс-стади «Информационные технологии в инновационной экономике» на материале программы Microsoft Business Solutions -Axapta

Практикум «ПК и информационные технологии в профессиональной деятельности экономиста»

Компонентно-коитеоиальный блок

Информационно-когнитивный

Логико-аналитический

Инициативно-деятельностный

т

Условно-установочный-условия по внедрению модели формирования способности у бакалавров-экономистов по направлению подготовки 38.03.01 Экономика использовать в профессионала ной деятельности технических средств и информационные технологии в практику вуза

Оценочно-результативный блок: высокий уровень сформированной способности бакалавра-экономиста использовать в профессиональной деятельности технические средства и инновационные информационны« технологии, позволяющие повысить уровень экономической составляющей предприятия

Рисунок 1 - Модель формирования готовности бакалавра-лингвиста к преодолению стереотипов в межкультурной коммуникации профессиональной сферы

Целеполагающий блок Профессиональная подготовка экономиста имеет своей целью - повышение в перспективе эффективности и рентабельности производства, куда придут работать выпускники, повышение качества выпускаемой продукции, достижения высоких результатов при оптимальном использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Целеоплагание профессиональной подготовки экономиста в условиях рынка - учитывать педагогами вуза постоянные трансформации в отечественной и мировой экономике и находиться в непрерывном развитии. Цель сформированности у бакалавра-экономиста способности использовать в профессиональной деятельности техни-

мационных технологии - это, в итоге осуществленной деятельности педагогов вуза добиться то, что на должном уровне экономист выполняет свои обязанности по обработке информации и ее применения на практике.; применение и внедрение персональных компьютеров, современных средств переработки и передачи информации послужило началом нового эволюционного процесса, называемого информатизацией общества, находящегося на этапе индустриального развития.

Государственный заказ общества и современный ФГОС ВО на бакалавра-экономиста и требования к нему работо-дате-ля

Учитывая то, что современному бакалавру-экономисту предстоит работать в условиях инновационной экономики, то среди требований, которые предъявляет к нему государство в рамках ФГОС ВО и работодатель - это его способность применять в профессиональной деятельности информаци-онныетехнологии,являющиеся решающим фактором развития инновационной экономики, использование потенциал электронно-вычислительных машин и персонального компьютера, что определяет коренное преобразование экономических отношений и технологических основ профессиональной деятельности экономистов. Среди требований со стороны государственного заказа - это то, что современный экономист должен быть способен собрать и проанализировать данные о производственной деятельности, их оценить, затем подготовить отчет, отметить, насколько успешна деятельность на фирме или организации и конечным результатом являются его собственные предложения руководству по

Виртуально-сетевой

усовершенствованию технологии производства и труда.

Инструментально-методический блок. Формы обучения: повышение актуализация процесса обучения, всевозможные комбинирование методов обучения, элективные курсы и ТС и ИТ.

Методы обучения: Тренинговые занятия, интерактивный, активный, проблемный, информационный, исследовательский, логический, эвристический, аналитический.

Средства обучения и диагностика: контрольные задания, самоконтроль, инновационные методы и технологии в области экономики, методические разработки, актуализирующие.

Содержательно-технологический блок: Элективный курс "Узнай информационные технологии и технические средства инновационной экономики" (28 ч.); Деловые игры с использованием программ "Audit Expert"; "1С: Бухгалтерия"; автоматизированных информационных систем электронной коммерции (RTS Plaza Workstation); системы планирования и контроля менеджмента (Management Planning and Control); Кейс-стади "Информационные технологии в инновационной экономике" на материале программы Microsoft Business Solutions - Axapta; Практикум "ПК и информационные технологии в профессиональной деятельности экономиста"; студентам был предложен комплекс технических средств: полный состав и назначение аппаратных средств компьютера.

Компонентно-критериальный блок. Для оптимального формирования способности студента использовать современныетехничес-кие средства и информационные технологии, важно обратить внимание на следующие ее компоненты, органично входящие в состав. Это информационно-когнитивный, логико-аналитический, инициативно-деятельностный и виртуально-сетевой. Разберем более подробно каждый из них.

Информационно-когнитивный. Интернет-экономика, распределение ресурсов сети Интернет; знание программных новшеств, владение персональным компьютером, владение комплексом технических средств, знание соответствующей документации на эти средства и технологические процессы; знание компьютеров любых моделей; устройство сбора, накопление, обработка, передачи и вывода информации; устройства передачи данных и линий связи; устройство оргтехники и устройства автоматического съема информации; эксплуатационные материалы и др. [3]

Логико-аналитический - аналитические качества, логико-математическое мышление, умение и желание работать с цифрами, быстрая концентрация в любой ситуации; умение быстро ориентироваться в окружающей обстановке; склонность к работе с документацией; способность к анализу и систематизации большого количества информации; умение правильно и эффективно распределять время; умение предвидеть результат; умение работать в команде; работа по созданию и периодическому обновлению картотек справочной и нормативной информации; отслеживание обработки информации и сроков выполнения работ, изучение и анализ действующих форм первичных документов и отчетности по отдельным видам бухгалтерского учета, технико-экономические расчеты по планированию, материально-техническому снабжению, сбыту, материальным и трудовым затратам.

Инициативно-деятельностный - быстрая потеря актуальности программного обеспечения в сфере экономики рождает проблемы постоянного внедрения новшеств в производственный процесс; умение вносить необходимые своевременные изменения в содержание профессиональной деятельности и производство; способность к поиску новшеств и их внедрение в производство; тяга к информационным знаниям и творческому подходу к работе; упорство в поиске экономических информационных программ, нестандартное мышление, изобретательность, инициативность и способность генерировать идеи; гибкость, адаптированность к происходящим изменениям.

Виртуально-сетевой - с каждым годом растет число фирм, имеющих отношение к сети, а также обслуживающих Интернет-бизнес. Использование Интернета в корне меняет способы ведения деловых экономических отношений. В повседневную жизнь экономиста входят такие понятия, как электронные платежи, работа с клиентами через Интернет, электронные каталоги, электронные магазины, анализ данных, представленных в электронном виде, управление, бухучет и аудит в электронном бизнесе.

Педагогические условия

Теоретически обоснован и внедрен комплекс педагогических условий формирования у бакалавров-экономистов способности использовать в профессиональной деятельности современные технические средства и ин-

ЪС

UJ

u

UJ

< a.

UJ

12

формационные технологии, поэтапное осуществление которых обеспечило успешную реализацию модели: а) использование в образовательном процессе комплексного (A.B. Духанов, Б.Е. Стариченко, В.И. Шимко), задачного (М.Е. Бершадский, М.Е. Гузеев) и технологического (В.П. Беспалько, A.A. Вербицкий, В.А. Сла-стенин) подходов в обучения, обеспечивающего не только активное овладение студентами содержания основного курса "Информатика", но и активное участие в освоении элективного курса "Информа- ционные технологии в условиях инновационной экономики", обеспечивающие формирование способности канализу и систематизации большого количества информации, умения мыслить творчески, нестандартно, креативно; б) включение в процесс обучения содержательно-технологического комплекса технических средств и информационных технологий.

Оценочно-результативный блок - данный блок предполагает высокий уровень сформированной способности бакалавра-экономиста использовать в профессиональной деятельности технические средства и инновационные информационные технологии, позволяющих повысить уровень экономической составляющей предприятия. Для того, чтобы оценить уровни сформированной на каждом этапе способности бакалавра-экономиста, нами были подобраны специализированные диагности-

ки, которые применялись как на начальном этапе опытно-экспериментальной работы, так и на заключительном этапе, с целью соблюсти достоверность и валидность результатов.

Таким образом, модель процесса формирования способности экономиста использовать в профессиональной деятельности технические средства и информационные технологии соединяет восемь смысловых блоков: целепо-лагающий, инструментально-методический, компонентно-критериальный, информационно-когнитивный, логико-аналитический, инициативно-деятельностный, виртуально-сетевой и оценочно-результативный, которые выстроены с учетом основных положений теории информатизации процесса профессиональной подготовки студентов экономического профиля.

Примечания:

1. Алиева P.P. Модель формирования организационной культуры будущего учителя в процессе профессиональной подготовки // Мир науки, культуры, образования. - Горно-Алтайск, 2013. -№4 (41).-С. 117-119.

2. Устинов А.Г., Пяткова Т.В. Моделирование как метод педагогического исследования. - Петропавловск : Изд-во Северо-Казахстанского государственного университета им. М. Козыбаева, 2017. -199 с.

3. Прокопенко А.Н. Интернет как инновационное средство глобализации : дис. ... к. филос. н. - Ростов-на-Дону, 2004.

DIAGNOSTICS OF RESULTS OF SPIRITUAL EDUCATION STUDENTS OF ART EDUCATION

Balina Tatyana Gennadyevna, Undergraduate student, manager of a teaching Department, Volgograd State Institute of Arts and Culture (branch), Kamyshin

The components and levels of spiritual development of students in art education are revealed in the article. The author presents a group of diagnostic methods aimed at identifying the dynamics of the spiritual development of students in conducting educational activities in the field of art education, which is correlated with a certain level of spiritual development. Also in this article, a group of diagnostic methodologies to identify effective educator on spiritual upbringing, in this group, the criteria will be: a measure of pedagogical influence on the personality, the measure of the implementations of the conditions of education and measure of realization of pedagogical interaction. The article presents and group of diagnostic methodologies to identify the leading components of spiritual education in the field of art education, in the basis of the criteria of this group is based on data of above mentioned diagnostic techniques, and leading functions and features of spiritual education. Thus, three groups of diagnostic methods will help to identify the dynamics of the spiritual development of students, which will enable to monitor and adjust the process of education in art education.

Keywords: spiritual education; art education; diagnostic techniques.

ДИАГНОСТИКА РЕЗУЛЬТА TOBДУХОВНОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

В статье выявлены составляющие и уровни духовного развития обучающихся в художественном образовании. Представлены группы диагностических методик, направленных на выявление динамики духовного развития обучающихся при проведении воспитательных мероприятий в сфере художественного образования, которые соотносятся с определенным уровнем духовного

УДК 37.025 ВАК РФ 13.00.01

© Балина Т.Г., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.