Научная статья на тему 'Модель формирования социально-экономических ценностных ориентаций студентов в организациях среднего профессионального образования'

Модель формирования социально-экономических ценностных ориентаций студентов в организациях среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
138
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / ПРОЦЕСС ВОСПИТАНИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ ОПЫТ / ЦЕЛОСТНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ / ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ / VALUE ORIENTATIONS / SOCIO-ECONOMIC VALUES / THE PROCESS OF EDUCATION / THE SOCIAL AIMS / SOCIO-CULTURAL EXPERIENCE / VALUE EDUCATIONAL PROCESS / VALUE-ORIENTATION ACTIVITY / MODEL OF SOCIO-ECONOMIC VALUE ORIENTATIONS OF STUDENTS / THE PROBLEMS OF THE FORMATION OF SOCIO-ECONOMIC VALUE ORIENTATIONS OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мнайдарова С. С.

В статье рассматривается модель формирования социально-экономических ценностных ориентаций студентов в организациях среднего профессионального образования. Значительное место занимают цели и задачи образования, которые являются элементом ценностно-нормативной культуры общества, производной от социальных представлений о природе и возможностях человека. Подготовка современного специалиста зависит от результатов изменения системы обучения, понимания того, чему сколько, как, для чего нужно учить студентов, чтобы они решали возникающие проблемы образования. Для этого нужна модель профессиональной подготовки будущего специалиста, т.е. состав, структура и характеристики различных видов профессиональной деятельности. Разработанная на основе системно-деятельностного и компетентностно-аксиологического подходов модель позволяет повысить уровень сформированности социально-экономических ценностных ориентаций студентов учреждений среднего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мнайдарова С. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODEL OF SOCIO-ECONOMIC VALUE ORIENTATIONS OF STUDENTS OF THE INSTITUTIONS OF SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION

This article is about the model of socio-economic value orientations of students of the institutions of secondary professional education. The significant place take the goals and objectives of education, which are part of the value-normative culture of the society, that are derived of the social representations of nature and human capabilities. Preparation of a modern specialist depends on the results of changing education system and understanding of what, how much, how, why do you need to teach students to solve problems of education. This requires a model of training future specialists, i.e. the content, structure and characteristics of the various types of professional activities. The model that is developed on the basis of system activity and the competence-axiological approaches can increase the level of formation of the socio-economic value orientations of students of secondary professional education.

Текст научной работы на тему «Модель формирования социально-экономических ценностных ориентаций студентов в организациях среднего профессионального образования»

УДК 37.01(075.32)

Mnaidarova S.S. THE MODEL OF SOCIO-ECONOMIC VALUE ORIENTATIONS OF STUDENTS OF THE INSTITUTIONS OF SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION. This article is about the model of socio-economic value orientations of students of the institutions of secondary professional education. The significant place take the goals and objectives of education, which are part of the value-normative culture of the society, that are derived of the social representations of nature and human capabilities. Preparation of a modern specialist depends on the results of changing education system and understanding of what, how much, how, why do you need to teach students to solve problems of education. This requires a model of training future specialists, i.e. the content, structure and characteristics of the various types of professional activities. The model that is developed on the basis of system activity and the competence-axiological approaches can increase the level of formation of the socio-economic value orientations of students of secondary professional education.

Key words: value orientations, socio-economic values, the process of education, the social aims, sociocultural experience, value educational process, value-orientation activity, model of socio-economic value orientations of students, the problems of the formation of socio-economic value orientations of students.

С.С. Мнайдарова, ст. преп. каф. социально-гуманитарных дисциплин Костанайского инженерноэкономического университета им. М. Дулатова, г. Костанай, E-mail: smnaidarova@mail.ru

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ В ОРГАНИЗАЦИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматривается модель формирования социально-экономических ценностных ориентаций студентов в организациях среднего профессионального образования. Значительное место занимают цели и задачи образования, которые являются элементом ценностно-нормативной культуры общества, производной от социальных представлений о природе и возможностях человека. Подготовка современного специалиста зависит от результатов изменения системы обучения, понимания того, чему сколько, как, для чего нужно учить студентов, чтобы они решали возникающие проблемы образования. Для этого нужна модель профессиональной подготовки будущего специалиста, т.е. состав, структура и характеристики различных видов профессиональной деятельности. Разработанная на основе системно-деятельностного и компетентностно-аксиологичес-кого подходов модель позволяет повысить уровень сформированности социально-экономических ценностных ориентаций студентов учреждений среднего профессионального образования.

Ключевые слова: ценностные ориентации, социально-экономические ценности, процесс воспитания, социальные установки, социально-культурный опыт, целостный педагогический процесс, ценностноориентационная деятельность, модель формирования социально-экономических ценностных ориентаций студентов, проблемы формирования социально-экономических ценностных ориентаций студентов.

Роль образования на каждом историческом этапе меняется в зависимости от принятой человеческим сообществом системы ценностей. Цели и задачи образования являются элементом ценностно-нормативной культуры общества, производной от социальных представлений о природе и возможностях человека. Взаимодействие в процессе воспитания представляет собой обмен между его участниками информацией, типами и способами деятельности, ценностными ориентациями, социальными установками, отбор и усвоение которых имеет добровольный и избирательный характер.

Разработка проблемы формирования социально-экономических ценностных ориентаций студентов требует научно-методологического осмысления. Подготовка современного специалиста зависит от результатов изменения системы обучения, понимания того, чему, сколько, как, для чего нужно учить студентов, чтобы они решали возникающие проблемы образования. Для этого нужна модель профессиональной подготовки будущего специалиста, т.е. состав, структура и характеристики различных видов профессиональной деятельности.

Современные науки выдвигают новые концепции, обогащающие научные представления о диалектическом характере развития окружающего мира и его познания. Исходя из идеи совместности, рационального сочетания экологии и экономики, необходимо руководствоваться соответствующими методологическими основами разрешения указанной проблемы [1, с. 71].

При построении структурно-функциональной модели формирования социально-экономических ценностных ориентаций студентов учреждений среднего профессионального образования мы руководствовались тем, что модель должна отражать требования, предъявляемые обществом к качеству профессиональной подготовки студентов; организацию целостного педагогического процесса обучения студентов; основные показатели

уровней сформированности социально-экономических ценностных ориентаций студента и др.

Модель включает мотивационно-целевой, нормативно-правовой, содержательно-процессуальный, организационно-технологический и результативно-корректирующий блоки, характеризуется интеграцией факторов образовательного пространства.

На профессиональную подготовку личности студента влияют объективные и субъективные факторы. К объективным факторам относятся: содержательная сторона учебной деятельности, социально-психологический климат учебной группы, отношения с педагогами, тренерами, условия учебы, статус личности студента в группе. В то же время важно отметить, что на практике существует и ряд случайных факторов, которые тоже относятся к объективным: отношение в семье, социально-бытовые условия жизни и другие обстоятельства, имеющие не системный характер. К субъективным же факторам относятся внутренние условия развития, а именно индивидуально-личностные особенности и внутренние противоречия, которые, как показывает практика, являются движущей силой профессиональной подготовки.

Целевая установка нашей модели направлена на формирование социально-экономических ценностных ориентаций студентов учреждений среднего профессионального образования. На основе системно-деятельностного и компетентностно-акси-ологического подходов обозначили задачи формирования социально-экономических ценностных ориентаций студентов учреждений среднего профессионального образования (рис. 1).

Мотивационно-целевой блок в разработанной нами модели выполняет целеполагающую функцию.

Социально-экономические ценностные ориентации представляют собой субъективное отражение в психике и сознании человека объективных социальных ценностей, проявляющихся

Цель: формирование социально-экономических ценностных ориентаций студентов учреждений среднего профессионального образования

1

Задачи

1

Повышение уровня Повышение Повышение уровня

сформированности уровня развития сформированности

у студентов социально- у студентов у студентов социально-

экономических знаний экономических экономической

умений направленности личности

Рис. 1. Задачи формирования социально-экономических ценностных ориентаций студентов учреждений

среднего профессионального образования

в целях, идеалах, убеждениях и интересах, и являющихся важнейшими регуляторами поведения, деятельности и общения. Целостный педагогический процесс как видовое понятие есть сознательная материализация людьми всеобщей и абстрактной категории воспитания как общественного явления.

Секрет истинного воспитания - наполнять содержанием любой вид деятельности и выстраивать методику, исходя из содержания. Содержание обусловлено мотивацией деятельности [2, с. 501].

Нормативные документы, регламентирующие работу учреждений среднего профессионального образования и отражающие ключевые принципы и направления государственной образовательной политики (Закон Республики Казахстан «Об образовании», Закон Российской Федерации «Об образовании», Болонская конвенция об унификации системы высшего образования, Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы, Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, Стратегия «Казахстан - 2030», Государственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан, Федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования, Концепция государственной молодежной политики Республики Казахстан и т.д.) составляют нормативноправовой блок модели. Именно соответствие студентов этим требованиям существенным образом влияет на процесс формирования социально-экономических ценностных ориентаций. Согласно данным ценностно-нормативным требованиям поведение каждого студента в идеале должно соотноситься с социальными ожиданиями и совпадать с ними.

Согласно обозначенным выше задачам нами был определен содержательно-процессуальный блок модели. При рассмотрении проблемы формирования социально-экономических ценностных ориентаций студентов учреждений среднего профессионального образования возникает ситуация, при которой появляется необходимость в построении системы действий и определении их оптимальной последовательности, которые соответствуют условиям задачи и приводят к ее решению.

Реализация идеи опережающего образования предполагает перестройку существующей ныне системы, причем предстоящие изменения должны быть достаточно радикальными, т.к. прежде всего, предстоит изменить содержание образования, его целевую ориентацию [3, с. 57].

Специфика ценностно-ориентационной деятельности предопределена самой ее сущностью, а также тем, что она не наблюдаема. Именно ее скрытость от внешнего наблюдения пред-

ставляет особую сложность для управления ею. Кроме того, она, так же как игра, общение и общественная деятельность, не имеет предметного результата, а воспитательный результат (есть он или нет) очень трудно зафиксировать в данный конкретный момент, разве только по внешним эмоциональным реакциям и высказываниями воспитанников [4, с. 482].

Полноценная реализация преподавателями на лекционных и практических занятиях воспитывающих функций возможна при акцентировании ими аксиологического ядра в учебном материале. Взаимодействие студента и преподавателя строится на взаимоуважении и доброжелательности. Студенты в общении друг с другом соблюдают требования этикета.

Исследователи установили, что при лекционной подаче материала усваивается не более 20% информации, в то время как в дискуссионном обучении - 75%, а в деловой игре - около 90% [5, с. 22].

При этом преподаватели должны учитывать индивидуальные траектории аксиологического развития студентов и соответствующее планирование индивидуально-дифференцированной учебно-воспитательной работы. В связи с этим педагоги должны уметь диагностировать реальный уровень сформированнос-ти социально-экономических ценностных ориентаций личности, определять особенности их содержания у каждого студента; постоянно привлекать каждого студента к посильной для него и все усложняющейся ценностно-ориентировочной деятельности, обеспечивающей прогрессивное аксиологическое воспитание личности. Принцип активности личности подразумевает деятельное участие студентов в образовательном процессе, в том числе в познании, оценивании, обсуждении и т.д., становление их как субъектов образования, а не объектов обучения и воспитания, в обеспечении оптимально благоприятного соотношения педагогического руководства и сознательного творческого труда студентов в обучении.

Содержательный анализ основных функциональных воспитательных процессов, устанавливаются связи их взаимодействия в целостном учебно-воспитательном процессе, раскрываются проблемы формирования у студентов научного мировоззрения, духовно-ценностного, экономического, экологического воспитания, трудового и физического развития, становления эстетической, правовой, нравственной культуры.

Нравственное воспитание - это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали [6, с. 163].

В процессе различного рода взаимодействий активность студентов и преподавателя, т.е. вопрошающая, отвечающая, соглашающаяся, возражающая, позволит достаточно эффективно сформировать социально-экономические ценностные ориентации.

По мере продвижения от внешних практических форм взаимодействий и переходу к диалогу участников происходит становление внутренней регуляции интеллектуальных, коммуникативных и мотивационных компонентов формируемой деятельности и взаимодействий [7, с. 81].

Важнейшим качеством, определяющим профессионализм специалиста, является сформированная система социальноэкономических ценностных ориентаций, которая существенно влияет на эффективность профессионально-творческого развития личности, продуктивность профессионального труда. Поэтому, очень важно при поступлении студента в учреждение среднего профессионального образования начинать приобщать его к этическим нормам экономической деятельности.

Для того чтобы предпринимательская этика формировалась не в разрез с общественными нравственными принципами, идеология бизнеса должна основываться на таких понятиях, как право, пропаганда, стабильность, сотрудничество, свобода. Именно свобода предполагает, что люди добровольно делают свой выбор, сознательно идут на ограничения, когда это целесообразно. По сути, сам процесс рыночной купли-продажи всегда является нахождением компромисса между продавцом и покупателем. Рыночная экономика, кроме всего прочего, - это механизм, позволяющий с помощью конкуренции превратить личный, эгоистический интерес человека в общественное благо.

Построение учебного сотрудничества со студентами, на наш взгляд, требует создания таких ситуаций, которые блокируют возможность действовать репродуктивно и обеспечивают поиск новых способов действия и взаимодействия. Учебное сотрудничество со сверстниками требует такой организации действий, при которой стороны понятийного противоречия представлены группе как предметные позиции участников совместной работы, нуждающейся в координации. Для того чтобы возникло учебное сотрудничество «с самим собой», нужно научить студента обнаруживать изменения собственной точки зрения.

Главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе [8, с. 28].

Для приобщения студентов к этическим нормам экономической деятельности необходимо построение в рамках учебного заведения единой среды, которая обеспечивает интеграцию факторов образовательного пространства, более раннюю, непрерывную, согласованную, целенаправленную и пролонгированную подготовку специалистов.

Общество нуждается в людях профессионально компетентных, трудолюбивых, способных принимать обоснованные решения в постоянно изменяющихся условиях, способных найти применение своим знаниям и умениям в различных сферах деятельности [9, с. 190].

Таким образом, разработанная на основе системно-деятельностного и компетентностно-аксиологического подходов модель позволяет повысить уровень сформированности социально-экономических ценностных ориентаций студентов учреждений среднего профессионального образования.

Библиографический список

1. Саламатов, А.А. Методологические подходы в педагогических исследованиях: системный подход. // Профессиональный проект: идеи, технологии, результаты: науч. журнал. - 2013. - № 1 (10).

2. Пидкасистый, П.И. Педагогика. - М., 2004.

3. Саламатов, А.А. Предпосылки и ключевые аспекты инновационной деятельности образовательных учреждений. // Профессиональный проект: идеи, технологии, результаты: науч. журнал. - 2011. - № 3 (4).

4. Сластенин, В.А. Педагогика. - М., 2011.

5. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии: активное обучение. - М., 2011.

6. Подласый, И.П. Педагогика. - М., 2003.

7. Ляудис, В.Я. Методика преподавания психологии. - М., 2003.

8. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров. - М., 2009.

9. Мнайдарова, С.С. Состояние и развитие проблемы формирования социально-экономических ценностных ориентаций студентов учреждений среднего профессионального образования // Образование: история, современность, перспективы: материалы и статьи III Международной научно-практич. конф. - Казань, 2013.

Bibliography

1. Salamatov, A.A. Metodologicheskie podkhodih v pedagogicheskikh issledovaniyakh: sistemnihyj podkhod. // Professionaljnihyj proekt: idei, tekhnologii, rezuljtatih: nauch. zhurnal. - 2013. - № 1 (10).

2. Pidkasistihyj, P.I. Pedagogika. - M., 2004.

3. Salamatov, A.A. Predposihlki i klyuchevihe aspektih innovacionnoyj deyateljnosti obrazovateljnihkh uchrezhdeniyj. // Professionaljnihyj proekt: idei, tekhnologii, rezuljtatih: nauch. zhurnal. - 2011. - № 3 (4).

4. Slastenin, V.A. Pedagogika. - M., 2011.

5. Panfilova, A.P. Innovacionnihe pedagogicheskie tekhnologii: aktivnoe obuchenie. - M., 2011.

6. Podlasihyj, I.P. Pedagogika. - M., 2003.

7. Lyaudis, V.Ya. Metodika prepodavaniya psikhologii. - M., 2003.

8. Polat, E.S. Novihe pedagogicheskie i informacionnihe tekhnologii v sisteme obrazovaniya / E.S. Polat, M.Yu. Bukharkina, M.V. Moiseeva, A.E. Petrov. - M., 2009.

9. Mnayjdarova, S.S. Sostoyanie i razvitie problemih formirovaniya socialjno-ehkonomicheskikh cennostnihkh orientaciyj studentov uchrezhdeniyj srednego professionaljnogo obrazovaniya // Obrazovanie: istoriya, sovremennostj, perspektivih: materialih i statji III Mezhdunarodnoyj nauchno-praktich. konf. - Kazanj, 2013.

Статья поступила в редакцию 12.11.13

УДК 796.011.3

Viktorov D. V. RISK FACTORS ANALYSIS OF THE STUDENTS IN THE CONTEXT OF HEALTHSAVING. Health of the nation is defined not so much by the level of medicine development, but by the prevention activities, directed to the organization of healthy lifestyle. In modern social conditions different kinds of sports and health improving activities in the physical education must provide ways of effective healthsaving of students based on the relevant information that will be used to assess the level of potential risk.

Key words: students, health, disease, physical education.

Д.В. Викторов, канд. пед. наук, доц. ЮУрГУ, г. Челябинск, Челябинская область,

Е-mail: viktorovdv@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.