МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ
ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЗАЙЦЕВА СВЕТЛАНА ПЕТРОВНА Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
В статье представлено описание разработанной модели формирования правовой культуры студенческой молодежи средствами игровых технологий социально-культурной деятельности, состоящей из четырех блоков: концептуального, организационно-деятельностного, критериального и результативного. Концептуальный блок отражает социальный заказ общества по формированию правовой культуры студенческой молодежи, включает в себя цели и задачи данного процесса, базирующиеся на соблюдении следующих принципов: гуманистической направленности, учета возрастных и индивидуальных особенностей, воспитания в деятельности, доброжелательности, итеративности, научности, доступности, личностной самоценности, связи с жизнью, прогностичности, систематичности. Организационно-деятельностный блок позволяет осуществлять эффективное комплексное воздействие на студентов с целью формирования правовой культуры через соблюдение ряда социально-педагогических условий, применение наиболее подходящих для данного вида работы средств, методов и форм влияния. Критериальный блок показывает зависимость результата формирования правовой культуры студенческой молодежи от конкретных результатов, в основе которых лежат определенные критерии, показатели и уровни эффективности воспитательного процесса. В работе выбраны следующие критерии: когнитивный, мо-тивационный, эмоционально-коммуникативный, поведенческий. Выделены три уровня сформирован-ности правовой культуры: низкий, средний и высокий, которые можно охарактеризовать количественными и качественными показателями. Результативный блок представляет результат педагогической работы по формированию правовой культуры студенческой молодежи, а именно: знание и соблюдение законов государства, уважение и принятие своих и чужих прав и обязанностей, законопослушность и уважение к законам государства, правовая ответственность личности, характеризующееся стремлением и умением оценивать свое поведение с точки зрения пользы или вреда для общества, владение правовыми умениями и навыками.
Ключевые слова: формирование правовой культуры студенческой молодежи, игровые технологии, социально-культурная деятельность, модель.
Формирование правовой культуры студенческой молодежи - это целенаправленный процесс правового воспитания, обращенный на качественное изменение правового сознания молодого человека. Любое такое изменение сопряжено с использованием разного рода воспитательных технологий.
Применяемые в настоящее время правовоспитательные технологии требуют обновления, так как изменения в социально-политической ситуации в стране диктуют расширение творческих и научных способностей студентов. На наш взгляд, большими возможностями в контексте формирования правовой культуры студенческой молодежи наделены игровые технологии социально-культурной деятельности, которые позволяют сформировать качественно новый уровень правового воспитания.
Игровые технологии отличаются от других методов воспитания тем, что позволяют молодому человеку быть лично причастным к процессам, протекающим в правовой жизни общества, дают возможность прожить некоторое время в реальных жизненных условиях.
Успех применения игровых технологий в правовоспитательной деятельности зависит от моделирования процесса правового воспитания на начальных этапах его осуществления.
На основе анализа различных подходов к проблеме формирования правовой культуры студенческой молодежи средствами игровых технологий, нами была разработана педагогическая модель, в структурный состав которой были включены концептуальный, организационно-деятельностный, критериальный и результативный блоки.
I. Концептуальный блок. При построении модели мы исходили из социального заказа общества -необходимости формирования правовой культуры студенческой молодежи.
Далее была сформулирована цель - формирование правовой культуры студенческой молодежи средствами игровых технологий социально-культурной деятельности.
Для достижения поставленной цели нами была определены задачи педагогической деятельности:
- получение знаний о правах и обязанностях, усвоение правовых норм, знаний;
- умение пользоваться приобретенными знаниями и готовность защищать свои права в процессе жизнедеятельности;
- осознание значимости формирования правовой культуры в процессе участия в социально-культурной деятельности;
- повышение социально-правовой активности молодого человека;
- формирование правовой ответственности за свои поступки;
- выработка устойчивых правовых идей и принципов позитивного отношения к закону и праву.
Достижение цели и задач педагогического процесса по формированию правовой культуры студенческой молодежи возможно при осуществлении ряда организационно-педагогических условий.
Нами были сформулированы принципы формирования правовой культуры студенческой молодежи средствами игровых технологий.
1. Принцип гуманистической направленности воспитания вполне соответствует гуманистической направленности системы образования в настоящее время. Главная ценность воспитания это человек, раскрытие и развитие его способностей. Данный принцип основывается на уважительном отношении к каждому человеку, обеспечение свободы совести, вероисповедания и мировоззрения, выделения в качестве приоритетных задач заботы о физическом, социальном и психическом здоровье человека.
2. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей. Наукой изучены особенности психических процессов, деятельности, поведения людей на разных возрастных ступенях. Именно в студенческий период происходит психологическое и биологическое созревание индивида как личности, и в это время молодой человек наиболее предрасположен к обучению, осознанию своих поступков и выбора жизненных ориентиров.
3. Принцип воспитания в деятельности. Согласно основному закону воспитания выдвигается и главное требование к процессу воспитания: что-
бы правильно воспитывать, надо вовлекать воспи-туемых в различные виды деятельности, например, игровую.
4. Принцип доброжелательности предполагает опору на положительное в личности и создание благоприятной психологической атмосферы в процессе педагогического взаимодействия, так как раскрытие положительных резервов личности молодого человека становится возможным лишь в атмосфере благожелательности, при наличии тесных эмоциональных контактов, что особенно важно в формировании правовой культуры [1].
5. Принцип интегративности предполагает осуществление целостного воспитательного воздействия, слияние педагогического процесса воспитания с другими направлениями воспитательной работы и процессами обучения и развития.
6. Принцип научности предполагает получение достоверной учебной информации об организации правовой жизни общества, раскрытие объективных закономерностей и законов правового развития общества.
7. Принцип доступности создает условия для преодоления трудностей всеми студентами в процессе воспитания.
8. Принцип личностной самоценности. Данный принцип, с одной стороны, подчеркивает ценность становления индивидуальности во всех ее проявлениях в культурно-образовательном пространстве современности, ускоряет процесс развития и становления человека как личности, субъекта и индивидуальности, с другой, ориентирует на развитие и формирование личностной целостности [1].
9. Принцип связи с жизнью - одно из фундаментальных положений мировой педагогики. Направленность воспитания на успешное вхождение в жизнь проявляется, например, в том, что цели образования формулируются как компетенции, т. е. способности студентов не столько воспроизводить законы, сколько осознавать свою позицию по каждому правовому вопросу в жизни, сотрудничать с людьми, работать в разных группах, уметь получать и использовать информацию, которая позволит наилучшим образом изменить жизнь общества.
10. Принцип прогностичности актуализирует проблему формирования у студентов чувства предвидения и заботы о будущем, способности прогнозировать возможные пути развития правовой жизни.
11. Принцип систематичности обеспечивает целенаправленное упорядочение знаний и умений студенческой молодежи.
II. Организационно-деятельностный блок. Организация педагогического процесса формирова-
8. Р. гЛУТ8ЕУЛ
ния правовой культуры студенческой молодежи средствами игровых технологий позволяют осуществлять эффективное комплексное воздействие на личность через выполнение ряда социально-педагогических функций:
- дидактическая, направленная на процесс закрепления и углубления знаний, практических умений и навыков;
- развивающая направлена на стимулирование положительных изменений в личности студента, поддержку самовыражения, обеспечение развития студенческой группы, а также развитие творческих способностей, познавательной деятельности и волевой сферы личности;
- информационно-просветительская, направлена на получение необходимой информации и приобретение системы знаний, характеризуется постоянством и всеобщностью;
- воспитывающая, направлена на формирование таких качеств студенческой молодежи, которые наиболее полно проявляются в педагогическом процессе: инициативность, самостоятельность, гуманность, предприимчивость, широта интересов, коммуникативность, трудолюбие;
- познавательная направлена на развитие психических процессов студентов (восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления, речи), выступающих важнейшими компонентами любой человеческой деятельности;
- ценностно-ориентационная, направленная на освоение студентами социальных, культурных, нравственных ценностей через систему личностно-значимой деятельности;
- коммуникативная, позволяющая расширить круг общения, узнать правила и формы сотрудничества, уважительного отношения к партнерам, умения вести диалог;
- социально-адаптационная, обеспечивающая студентам умение решать реальные жизненные проблемы, становиться активным членом сообщества, гармонизировать свои отношения с обществом, группой, отдельными людьми.
Среди видов социально-культурной деятельности по формированию правовой культуры студенческой молодежи особо выделяются: познавательная, коммуникативная, игровая, исследовательская и др.
В настоящей работе формирование правовой культуры студенческой молодежи осуществляется посредством игровых технологий.
Большую роль в воспитании студентов играют средства, способствующие формированию правовой культуры студенческой молодежи: живое слово; устные и печатные, наглядные и технические средства, психолого-педагогические и др.
Для успешного применения средств воспитания необходимо соблюдать ряд правил и требований: выбор средств всегда зависит от цели какого-либо мероприятия, воспитательной акции, так как именно цель определяет средство; количество и характер выбранных средств воздействия должны соответствовать задачам реализуемого мероприятия; всякий избравший те или иные средства педагог должен в совершенстве владеть методикой применения и знать их слабые и сильные стороны; имеющиеся в распоряжении средства «должны быть под рукой и в полной исправности» [2; 3].
Разнообразие вышеперечисленных средств позволяет использовать различные формы организации педагогической деятельности по формированию правовой культуры студенческой молодежи:
- массовые: ролевые игры и тематические вечера;
- групповые: дискуссии, конкурсы, викторины, круглые столы;
- индивидуальные: исследовательская работа, компьютерные игры, беседы.
Основными методами формирования правовой культуры студенческой молодежи являются:
- методы социологических исследований: наблюдение, опрос, эксперимент, тестирование;
- методы формирования общественного сознания личности: убеждение, внушение, пример, беседы, лекции, рассказ, дискуссии [4];
- методы организации деятельности и поведения учащихся: приучения, педагогические требования, упражнения, выработка привычек, педагогические ситуации;
- методы, стимулирующие и корректирующие деятельность и поведение учащихся: общественное порицание, моральное поощрение, соревнование;
- методы учебно-познавательной самообразовательной деятельности: работа с литературными источниками и материалами прессы, взаимный обмен информацией, иллюстрация и театрализация, просмотр.
Распределение методов по группам в значительной мере условно, потому что личность формируется целиком, так как сознание, отношения, оценки и поведение формируются в единстве в любых обстоятельствах и под влиянием намеренных или случайных действий [5].
III. Критериальный блок. Успех деятельности по формированию правовой культуры студенческой молодежи будет зависеть от конкретных результатов, в основе которых лежат определенные
критерии, показатели и уровни эффективности воспитательного процесса.
Критерий служит эталоном, идеальным образцом, который выражает высокий уровень изучаемого явления, сравнивая с которым реальные явления, устанавливается их соответствие или несоответствие эталону.
Такими критериями сформированности правовой культуры студенческой молодежи, на наш взгляд, будет являться ряд критериев.
1. Когнитивный критерий - от отсутствия и непринятия знаний о законах, правовых обычаях, нормах права, правовых ценностях, стереотипах правового поведения в своей группе, от непонимания своего места среди других аналогичных общностей, до наличия обширных знаний о праве в существующем в настоящее время;
2. Мотивационно критерий характеризует направленность отношений человека к обществу, к самому себе.
В качестве компонентов мотивационной сферы в нашем исследовании мы рассматриваем осознание ценности права в жизни правового государства и гражданского общества; прав и свобод других людей; ценности своего правового статуса, преобладание мотивации высших категорий в собственной правовой деятельности.
В процессе формирования правовой культуры студенческой молодежи большое значение играют мотивы, связанные с развитием таких общечеловеческих ценностей, как человеческое достоинство и свобода выбора, честность и порядочность, моральный самоконтроль и совестливость.
3. Эмоционально-коммуникативный критерий - от полного отсутствия способности к идентификации, неадекватной самооценки и негативного отношения к правовой культуре своего народа к положительному отношению к данному явлению.
4. Поведенческий критерий также является важным в оценке сформированности правовой культуры студенческой молодежи. Поведенческий критерий показывает уровень предрасположенности личности к реальным положительным (или отрицательным) действиям, а так же пассивно-активного отношения человека к своим обязанностям. Поведенческий критерий характеризует правовая результативность в повседневной жизни, в будущей профессиональной деятельности, правомерность, инициативность, активное участие в пропаганде правовых знаний и в правоохранительных мероприятиях.
Показатели являются компонентами критериев, по которым можно судить об уровне развития определенных черт личности, в нашем случае, об
уровне сформированности правовой культуры студенческой молодежи.
В нашем исследовании были выделены три уровня сформированности правовой культуры студенческой молодежи: низкий, средний и высокий, которые можно охарактеризовать качественными и количественными показателями. В этом случае уровни рассматриваются как ступени перехода от более низких к более высоким показателям.
IV. Результативный блок. Результатом педагогической работы будет являться сформирован-ность правовой культуры студенческой молодежи: знание и соблюдение законов государства, уважение и принятие своих и чужих прав и обязанностей, законопослушность и уважение к законам государства, правовая ответственность личности, характеризующееся стремлением и умением оценивать свое поведение с точки зрения пользы или вреда для общества, владение правовыми умениями и навыками.
Таким образом, педагогическая модель правовой культуры студенческой молодежи посредством игровых технологий базируется на взаимосвязанных между собой элементах: социального заказа общества, концептуального блока (цель, задачи, принципы и условия), организационно-деятель-ностного блока (функции, виды деятельности студентов, средства, формы и методы), критериального блока (критерии, показатели и уровни сформированности правовой культуры студенческой молодежи) и результативного блока, при интеграции которых повышается эффективность педагогической работы по формированию правовой культуры студенческой молодежи средствами игровых технологий.
Литература
1. Соловьев Н. Н. Социально-культурная деятельность как средство формирования правовой культуры молодежи: автореф. дис... канд. пед. наук. СПб., 2010.
2. Киселева Т. Г., Красильников Ю. Д. Основы социально-культурной деятельности. М., 1995.
3. Григорьева Е. И. Современные технологии социально-культурной деятельности. Тамбов: Издательство Першина, 2004.
4. Крившенко Л. П. Педагогика. М., 2007.
5. Григорьева Е. И. Социально-культурная деятельность: краткий курс лекций для подготовки к государственному экзамену. Тамбов, 2007.
References
1. Solov'yev N. N. Sotsial'no-kul'turnaya deyatel'nost' kak sredstvo formirovaniya pravovoj kul'tury molodezhi: avtoref. dis... kand. ped. nauk. SPb. 2010.
S. P. ZAYTSEVA
2. Kiseleva T. G., Krasil'nikov Yu. D. Osnovy sotsi-al'no-kul'turnoj deyatel'nosti. M., 1995.
3. Grigor'yeva E. I. Sovremennye tekhnologii sotsi-al'no-kul'turnoj deyatel'nosti. Tambov: Pershina, 2004.
4. Krivshenko L. P. Pedagogika. M., 2007.
5. Grigor'yeva E. I. Sotsial'no-kul'turnaya deya-tel'nost': kratkij kurs lektsij dlya podgotovki k gosudar-stvennomu ekzamenu. Tambov, 2007.
* * *
MODEL OF FORMATION OF LEGAL CULTURE OF STUDENT'S YOUTH BY MEANS OF GAME TECHNOLOGIES OF SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITY
ZAYTSEVA SVETLANA PETROVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
In article author presented the description of the developed model of formation of legal culture of student's youth by means of game technologies of the social and cultural activity consisting of four blocks: conceptual, organizational and activity, criteria and productive. The conceptual block reflects social order of society on formation of legal culture of student's youth, includes purposes and problems of this process based on following principles: a humanistic orientation, the accounting of age and specific features, education in activity, goodwill, integrity, scientific character, availability, a personal worthiness, communication with life, predictive, systematicity. The organizational and activity block applications of the most suitable for this type of work of means, methods and forms of influence allow to carry out effective complex impact on students for the purpose of formation of legal culture through observance of a number of social and pedagogical conditions. The criteria block shows dependence of result of formation of legal culture of student's youth on concrete results which cornerstone is certain criteria, indicators and levels of efficiency of educational process. In work author choose the following criteria: cognitive, motivational, emotional and communicative, behavioral, there are three levels of formation of legal culture: low, average and high which characteristics is quantitative and quality indicators. The productive block represents result of pedagogical work on formation of legal culture of student's youth, especially: knowledge and observance of laws of the state, respect and acceptance of the personal and others' rights and duties, law-abidingness and the respect for laws of the state, legal responsibility of the personality which characteristics is aspiration and ability to estimate the behavior from the point of view of advantage or harm for society, possession of legal skills. The received theoretical results formed a basis for carrying out skilled and experimental part of dissertation research.
Key words: formation of legal culture of student's youth, game technologies, social and cultural activity, model.