ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Научная статья УДК 37.022 ББК 74.5
DOI 10.25588/CSPU.2023.175.3.001
Н. В. Айхель
формирования познавательных умений младших школьников в проектной деятельности с точки зрения различных научных подходов: системно-деятельностного, личностно ориентированного и проблемного. Именно такой подход позволил разработать структурно-функциональную модель процесса формирования по-
Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научной психолого-педагогической литературы, рассматривающий вопросы, связанные с формированием познавательных умений и организацией проектной деятельности,
© Айхель Н. В., 2023
о д
ORCID № 0000-0003-1072-7433 ^
о
Учитель начальных классов, Муниципальное автономное М
образовательное учреждение «Гимназия № 80 г. Челябинска», р
о
г. Челябинск, Российская Федерация. §
E-mail: evgenata@yandex.ru g
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ |
а
УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ |
В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Н
Аннотация №
ж
Введение. В статье представлено рассмотрение вопроса к.
§
д ш
хх
ш
I
о* н
ж §
№
№ §
знавательных умении младших школьников в проектной деятель- |
ности. §
к
д
е
So
о* н
О
о
моделирование, описание. Автор использует собственный педагогический опыт работы в начальной школе.
Результаты. Разработана модель, структура которой представлена четырьмя блоками: нормативным, целевым, содержательно-организационным, диагностико-результативным. В статье представлено подробное описание каждого блока. Рассмотрен процесс и определены этапы проектирования индивидуальной траектории проектной деятельности как деятельности, которая воплощает проектные задачи и содействует формированию познавательных умений. А также выделены компоненты сопровождения проектной деятельности: деятельностно-коммуникативный, когнитивно-интеллектуальный и личностно-организационный.
Обсуждение. На основе структурно-функциональной модели была разработана программа формирования познавательных умений младших школьников в проектной деятельности. В соответствии с методическими рекомендациями по внедрению модели формирования познавательных умений младших школьников в проектной деятельности в начальной школе реализация программы включает три этапа: пропедевтический, подготовительный и основной. В программе представлены задачи педагога и обучающегося на каждом этапе, содержание проектной деятельности, результаты проектной деятельности и познавательные умения, сформированные (более развитые) на каждом этапе.
Заключение. Реализация представленной структурно-функциональной модели направлена на качественное формирова-
.0
| ние когнитивных умений младших школьников, необходимых для «
Г^ успешного обучения в современных условиях в процессе проект-^ ной деятельности, а также дает возможность активного познания
обучающимся окружающей действительности посредством проектной деятельности в сотрудничестве с одноклассниками и педагогом, позволяет увидеть реальный результат своей работы и осознать его ценность, пережить радость своих успехов и успехов других, что, несомненно, будет способствовать повышению уровня мотивации к проектной деятельности.
Ключевые слова: модель; познавательные умения; про-
о
ектная деятельность; индивидуальная траектория проектной дея- е
тельности; младший школьник. ^
Основные положения: 1
ро
- сочетание системно-деятельностного, личностно-ориен- а
ни
тированного, проблемного подходов является теоретико-методо- §
по
логической основой построения структурно-функциональной мо- н
ва
дели формирования познавательных умений младших школьников т
ел
в проектной деятельности и дает возможность глубокого и все- н
ы
стороннего рассмотрения изучаемой проблемы и достижения по- ум
ен
ставленной цели исследования; |
- разработка структурно-функциональной модели форми-
д
рования познавательных умений младших школьников в проект- |
ной деятельности позволяет через ресурность проектного метода к
ол
создать условия для формирования познавательных умений, что, ни в свою очередь, способствует формированию личности, готовой к
самообразованию, саморазвитию и эффективному раскрытию лич- О
л *
S ж о Й
д
е
So
ностного потенциала в изменяющихся условиях. 1 Введение (Introduction)
Отличительной чертой сегодняшнего дня является высокая
о
скорость во всем: в ежеминутном многократном увеличении ин- | формации в современном инфопростанстве, в применении научных
достижений в реальной жизни, в постоянных изменениях в жизни общества. «Для современной системы образования характерным является переход к новой парадигме — учение вместо обучения, в основу которой положено не усвоение готовых знаний, а развитие у обучающихся способностей, дающих возможность самостоятельно усваивать знания и творчески их перерабатывать» [1]. Познавательные умения, являющиеся частью процессов получения, преобразования, применения полученных знаний и опыта, являются одним из инструментов, позволяющих обучаться, самообучаться, саморазвиваться, самосовершенствоваться в постоянных и изменяющихся условиях. «Заинтересованность в саморазвитии, стремление к преодолению интеллектуального затруднения — существенный показатель не только развитости умственных способностей, но и самостоятельности» [2].
С развитием науки, техники, технологий компьютерной телекоммуникации проектная деятельность занимает важное место в системе общего образования, являясь одним из эффективных методов развития когнитивных, творческих и личностных способностей обучающихся. В повседневной жизни современному человеку приходится, сталкиваясь с множеством проблем, принимать ответственные решения, продумывать проблемы, ситуации, планировать свои действия, анализировать результаты, поэтому главная задача обучения, начиная с дошкольного детства, — научить ребенка ставить и решать поисковые задачи, ориентироваться в информационном пространстве, находить, перерабатывать, использовать, создавать субъективно новую информацию [3]. Проектный метод, являясь частью образовательного процесса, как один из эффективных интерактивных методов современного обучения и адаптации
к жизни в изменяющихся условиях, позволяет обучающемуся научиться планировать свои действия, предвидеть и анализировать результаты, работать со своими ошибками и выбирать приемлемые способы решения. Это и есть проектирование, помогающее решать стоящие перед человеком вопросы, проблемы, избегать ошибок, выбирать оптимальные способы решения. И, как следствие, качественно сформированные познавательные умения находят свое ото
ражение в преобразовании мышления в новый тип - проектное - е «системное мышление, направленное на формирование стратегий ^ развития деятельности, учитывание системы факторов, системы процессов и системы взаимодействий» [4]. Также проектная деятельность способствует росту мотивации к решению реальных практических задач, проявлению сотрудничества и чувства общ- на ности среди участников проекта [5]. S
2 Материалы и методы (Materials and Methods) |
Для обеспечения продуктивного функционирования модели формирования познавательных умений младших школьников
в проектной деятельности в результате анализа методологических а
£ 8
подходов выделены подходы, соотносящиеся с целью исследования: системно-деятельностный, личностно-ориентированный и проблемный.
Системно-деятельностный подход, являясь основополагающим подходом Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) № 373 от |
„ |
06 октября 2009 года, позволяет наиболее полно на сегодняшний е день описать основные психологические положения и взаимосвязанные процедуры, систему учебной деятельности учащихся, созвучную современным приоритетам российского образования.
Применительно к нашему исследованию системно-дея-тельностный подход предполагает рассмотрение вопроса формирования познавательных умений младших школьников как систему взаимосвязанных процедур, организованных посредством проектной деятельности. Кроме этого, обязательным условием эффективной работы, направленной на формирование познавательных умений в проектной деятельности, является совместная деятельность педагога и обучающегося, обучающегося и обучающегося и самостоятельная деятельность обучающегося.
Личностно ориентированный подход предполагает направленность педагогических усилий на формирование обучаемого как личности, полной реализации внутренних ресурсов на основании взаимопомощи, сотрудничества, совместного творчества субъектов образовательного процесса.
При формировании познавательных умений в проектной деятельности необходимо учитывать потребность учащегося в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, творческих способностей (принцип самоактуализации), важно создать условия для формирования личности учащегося, учитывая индивидуальные способности и направленность личности (принцип индивидуальности), предоставить возможность обучающемуся в выборе темы, цели, содержания, форм и способов организации собственной деятельности при работе над проектом (принцип выбора), а также использовать педагогом гуманистические личностно ориентированные технологии обучения, основанные на доверии и поддержке в его стремлении к самореализации и самоутверждению (принцип доверия и поддержки). Таким образом, личностно ориентированный подход позволяет обеспечивать и поддерживать
процессы самопознания и самореализации личности обучающегося, формирования и развития его индивидуальности.
Проблемный подход предполагает решение образовательной задачи через проблемную ситуацию и самостоятельную деятельность, поскольку проблемный подход «открывает перед ребёнком весь спектр осуществившихся возможностей и ориентацию на свободный, но ответственный и обоснованный выбор какой-либо
I
из них - или же нахождение новых возможностей, не предусмот- е
ренных опытом ребёнка и его социальной среды» [6, 34]. ^
3 Результаты (Results)
Модель формирования познавательных умений младших школьников в проектной деятельности представлена связанными между собой четырьмя блоками: нормативным, целевым, содер- а жательно-организационным и диагностико-результативным.
Нормативный блок включает в себя все нормативные доку- ы менты, отражающие главные цели, задачи, нормы морали, прин- М
н
ципы, ценностные ориентиры и направления образования, отра- й женные в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-Ф3 от 29 декабря 2012 г.) и Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) от 06 октября 2009 № 373.
Целевой блок направлен на решение задач, стоящих перед образованием - подготовить личность, мотивированную к целена-
а д
8
§
о* н
и
ко №
о е к
правленной познавательной деятельности, готовую к саморазви- н
тию, самообучению в течение всей жизни. е
Разрабатывая модель, целью которой является формирование познавательных умений, «посредством которых человек приобретает знания самостоятельно» [7], интерпретирует и применяет
их в постоянных и изменяющихся условиях, мы учитывали, что цели и задачи должны быть связаны:
- с содержательно-организационным блоком (определенные цели и задачи находят отражение в содержании воспитания и обучения, они влияют на выбор методов и форм педагогической деятельности);
- с диагностико-результативным блоком (выбор методик и методов мониторинга, определяющих уровень сформированности познавательных умений, что согласуется с целями и задачами).
Целевой блок является важным компонентом модели, поскольку включает в себя формирование познавательных потребностей, мотивов и интересов у школьников. Для нас особо важна взаимосвязь этих компонентов, так как именно интерес является ресурсом для функционирования процесса формирования познавательных умений младших школьников в проектной деятельности. Целевой блок представленной модели осуществляет мотивацион-ную (стимулирование педагогом смысловой деятельности учащегося, представление способов и приемов формирования внутренних потребностей, мотивов и интересов личности для познания и проектной деятельности), побудительную (создание педагогом эмоционально комфортной атмосферы, способствующей проявлению познавательных потребностей, мотивов и интересов), прогностическую (обнаружение перспективных личностных образований и прогнозирование возможных результатов) функции.
Содержательно-организационный блок воплощается через проектную деятельность. Мы рассматриваем проектную деятельность как деятельность, реализующую проектные цели и задачи, а также способствующую формированию познавательных умений.
Сегодня становится актуальным обращение к индивидуализации образовательного процесса, что позволяет учащемуся выбрать свой индивидуальный путь образования и самообразования. Роль педагога заключается в проектировании и сопровождении индивидуальной траектории проектной деятельности учащихся, направленной на формирование познавательных умений. Сопровождение индивидуальной траектории проектной деятельности подразумевает взаимосвязанную деятельность педагога и обучающегося. Основ- е
о*
ная цель деятельности педагога заключается в проектировании ^
3
индивидуальной траектории проектной деятельности учащихся. П. В. Сысоев считает, что разработка индивидуальной траектории — «это совместные действия педагога и обучающегося, направленные на развитие умений самостоятельной учебной деятельности, а постановку адекватных образовательных целей и соответствующих задач, выбор методов, форм, средств и содержания обучения, | рефлексию, самооценку личностных достижений, инициативу и ответственность за принятие решений и решение поставленных задач» [8]. Индивидуальные образовательные маршруты, программы, планы, разработанные образовательной организацией, являются ключевыми средствами реализации индивидуальных траекторий. Процесс проектирования индивидуальной траектории проектной деятельности включает последовательность этапов:
1. Подготовительный — происходит работа по реализации
3
о
№
индивидуальной траектории проектной деятельности. 1
2. Диагностический — определение потребностей, интере- № сов, стремлений обучающихся; уровня сформированности познавательных умений, имеющихся достижений.
3. Содержательный — предполагает процесс построения индивидуальной проектной траектории обучающегося: целепола-гание, то есть какие цели должны быть реализованы в результате работы над проектом, определение продукта проекта; планирование деятельности, которую необходимо осуществить для достижения цели проекта, определяются требования к продукту, а также и выбору способов выполнения проекта, установление сроков его выполнения.
4. Организационный — непосредственная реализация индивидуальной траектории проектной деятельности (поэтапное выполнение исследовательских задач проекта: работа с источниками информации: поиск, отбор, анализ и обобщение полученных сведений).
5. Отслеживание и корректировка — отслеживание процесса выполнения проекта: определение контрольных точек, оценивание каждого этапа работы с точки зрения сроков и достигнутых результатов, сопоставление запланированного с достигнутым и внесение изменений, корректировка, дополнение в индивидуальную образовательную траекторию проектной деятельности.
6. Оценочный — подведение итогов реализации индивидуальной образовательной траектории проектной деятельности.
Рассматривая организационно-содержательный блок представленной модели, необходимо определить компоненты сопровождения проектной деятельности: деятельностно-коммуникатив-ный, когнитивно-интеллектуальный и личностно-организационный.
Деятельностно-коммуникативный компонент показывает готовность и стремление обучающегося к самостоятельной практической деятельности, к взаимодействию с другими участниками
деятельности. Сформированный компонент включает в себя практические и коммуникативные познавательные умения.
Когнитивно-информационный компонент представляет научно-теоретическую базу проектной деятельности обучающегося. Основными элементами данного компонента выступают знания, познавательные умения — интеллектуальные и информационные.
Личностно-организационный компонент выступает в каче- е
л
стве необходимого элемента проектной деятельности и тесно свя- ^ зан с личностно ориентированным подходом. Он раскрывает готовность личности к организации самостоятельной проектной деятельности и способности к анализу своих мыслей, эмоций, рефлексии своей деятельности и анализа содержания учебного ма- на
ва
териала. Основными элементами данного компонента выступают те организационные и рефлексивные умения. |
Цель диагностико-результативного блока заключается в определении уровня сформированности комплекса познаватель-
тельности, являющихся показателями эффективности проектной деятельности обучающегося и успешности функционировании модели. Уровень сформированности комплекса познавательных умений определяется с помощью разработанной нами методики,
ных умений и оценивании качества проведения проектной дея- а
8
£ к
оль
о* н
и
ко в
в пр
содержащей критический, оптимальный и продвинутый уровни. ое
к
Комплекс представляет собой практические, коммуникативные, н
рефлексивные, интеллектуальные, организационные и информа- де ционные умения. Постоянное наблюдение за процессом проектной деятельности обучающихся и своевременное внесение изменений в процесс педагогического сопровождения является существенным
обстоятельством для выявления уровня сформированности познавательных умений у обучающегося, а также перехода его на более высокий уровень.
4 Обсуждение (Discussion)
Разработана программа организации проектной деятельности, направленная на формирование познавательных умений младших школьников, которая включает три этапа (пропедевтический — 1-2 класс, подготовительный — 3 класс, основной — 4 класс), каждый из которых характеризуется целью, содержанием, формами организации деятельности «педагог - обучающийся» и совместной деятельностью обучающихся, определенной позицией ее участников.
Мы считаем, что организация проектной работы, защита своего проекта не может быть проведена и успешно представлена без сформированного на оптимальном и продвинутом уровне у обучающегося комплекса познавательных умений и присвоенных новых знаний. Именно сформированные на достаточном уровне познавательные умения позволят обучающемуся аргументированно рассказать, как он организовывал и проводил проектную деятельность, какую проблему и с помощью каких средств решал, какие источники использовал, как взаимодействовал с другими участникам деятельности. Владея комплексом познавательных умений на оптимальном и продвинутом уровнях, обучающийся успешно справится с поставленной задачей.
Поскольку в период начальной школы обучающиеся только начинают свое знакомство с проектной деятельностью, с ее этапами, содержанием, познавательные умения находятся в стадии формирования, развития, то процедура подготовки и защиты проекта
должна учитывать возможности и уровень личностного развития обучающегося. В каком виде будет представлен продукт деятельности (макет, альбом, газета, викторина и т. д.), в какой форме будет проходить представление продукта на защите (доклад, презентация, рассказ и т. д.), какие дополнительные средства будут использоваться (музыкальное сопровождение, видеоряд и т. д.) — все это решается педагогом и обучающимся (группой обучающихся в
о
групповом проекте), учитывая все вышеперечисленное. Важно, де чтобы весь процесс, начиная от выбора темы и заканчивая пред- ^ ставлением результата проектной деятельности и оценивания, проходил в доброжелательной, позитивной, созидательной атмосфере, что способствует активному вовлечению обучающихся во все этапы работы над проектом и, в дальнейшем, стремлению продолжать на заниматься проектной деятельностью; лучшему усвоению нового
материала и высокой эффективности процесса формирования по- s знавательных умений. ^
л
х
5 Заключение (Conclusion) g,
Согласно сущности представленной модели, формирование познавательных умений младших школьников результативно осуществляется посредством проектной деятельности, прослежи-
а д
х
оль
о*
вается взаимозависимость результативности проектной деятель- и
ков
ности и уровня сформированности познавательных умений. Фор- 8
р
мирование познавательных умений младших школьников в ое
к
проектной деятельности — особый тип педагогической деятель- н
й
ности, направленный на сопровождении проектной деятельности е обучающихся, в процессе которой происходит формирование и развитие познавательных умений более высокого уровня. ос
Таким образом, функционирование разработанной структурно-функциональной модели формирования познавательных умений младших школьников в проектной деятельности возможно при наличии и взаимосвязи составляющих ее блоков: нормативного, целевого, содержательного-организационного и диагностико-результативного. Представленная модель позволяет реализовывать в процессе проектной деятельности формирование познавательных умений, что дает возможность обучающемуся выйти на более высокий уровень личностного развития, дает возможность по мере необходимости вносить нужные изменения для повышения качества и улучшения результата.
Библиографический список
1. Мукосей О. М. Состав познавательных умений детей старшего дошкольного возраста // Актуальные проблемы педагогической теории и практики : сборник научных статей. Витебск : ВГУ имени П. М. Машерова, 2022. С.166-169.
2. Гац И. Ю. Познавательные умения школьников на уроках русского языка: проблема отбора показателей // Педагогическое образование и наука. 2019. № 1. С. 46-49.
3. Морозова В. А., Щетинина В. В. Формирование у детей 6-7 лет поисково-информационных умений в процессе познавательно-исследовательской деятельности // Научное отражение. 2020. № 2. С.45-51 .
4. Медведев В. А. Проектное мышление: основные признаки и этапы развития // Глобальная конференция по технологиям в образовании Ed-CRUNCH Ural: новые образовательные технологии в вузе — 2019 : сборник статей участников конференции, 24-26 апреля. Екатеринбург : Институт технологий открытого образования Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина (ИТОО УрФУ), 2019. С. 102-107.
5. Aksela M. & Haatainen O. (2019), "Project-Based Learning (PBL) in Practise: Active Teachers' Views of Its Advantages and Challenges", 5th International STEM in Education Conference Proceedings
Ц "Integrated Education for the Real World", Queensland University of ^ Technology, Brisbane, Australia, 21st to 23rd November 2018, pp. 9-16.
-I—r
6. Бухарова И. С. Проблемный подход в обучении: «Выход за пределы» // Начальная школа плюс До и После. М. 2014. № 1. С. 33-38.
7. Усова А. В., Бобров А. А. Формирование учебных умений и навыков учащихся на уроках физики. М. : Просвещение. 1988. С. 4-9.
8. Сысоев П. В. Обучение по индивидуальной траектории // Язык и культура. 2013. № 4. С. 211-131.
N. V. Aichel'
ORCID No. 0000-0003-1072-7433 Primary School Teacher, Municipal Autonomous Educational Establishment "Gymnasium No. 80 of Chelyabinsk", Chelyabinsk, Russia.
E-mail: evgenata@yandex.ru
MODEL OF FORMATION OF COGNITIVE SKILLS OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN PROJECT ACTIVITIES
о
e
Abstract ^
§
r
Introduction. The article presents the consideration of the formation of cognitive skills of younger schoolchildren in project activities from the point of view of various scientific approaches: system-activity, personality-oriented and problem-oriented. It was this approach that allowed us to develop a structural and functional model of the process of formation of cognitive skills of younger schoolchildren in project activities.
Materials and methods. The main research methods are ^ the analysis of scientific psychological and pedagogical literature, considering issues related to the formation of cognitive skills and the organization of project activities, modeling, description. The author uses his own pedagogical experience in elementary school.
Results. A model has been developed, the structure of
which is represented by four blocks: normative, target, content- § . . . . . . . ^ organizational, diagnostic-effective. The article provides a de- "
tailed description of each block. The process is considered and the stages of designing an individual trajectory of project activity are determined as an activity that embodies project tasks and contributes to the formation of cognitive skills. The components
о n
n
9
u n
e §
s c h О
0
<—1 c
1
ee n
3
e
c
a c
50
13
of project activity support are also highlighted: activity-communicative, cognitive-intellectual and personal-organizational.
Discussion. Based on the structural and functional model, a program for the formation of cognitive skills of younger schoolchildren in project activities was developed. In accordance with the methodological recommendations for the implementation of the model of formation of cognitive skills of younger schoolchildren in project activities in primary school, the implementation of the program includes three stages: propaedeutic, preparatory and basic. The program presents the tasks of the teacher and the student at each stage, the content of project activities, the results of project activities and cognitive skills formed / more developed at each stage.
Conclusion. The implementation of the presented structural and functional model is aimed at the qualitative formation of cognitive skills of younger schoolchildren necessary for successful learning in modern conditions in the process of project activity, and also gives students the opportunity to actively learn about the surrounding reality through project activities in cooperation with classmates and a teacher, allows them to see the real result of their work and realize its value, experience the joy of their success and success of others, which will undoubtedly contribute to increasing the level of motivation for project activities.
Keywords: Model; Cognitive skills; Project activity; Individual trajectory of project activity; Junior high school student.
Highlights:
The combination of system-activity, personality-oriented, problem-based approaches is the theoretical and methodological basis for building a structural and functional model for the formation of cognitive skills of younger schoolchildren in project activities and provides an opportunity for a deep and comprehensive consideration of the studied problem and the achieve-
^ ment of the research goal;
£
The development of a structural and functional model for
the formation of cognitive skills of younger schoolchildren in project activities allows, through the resource of the project method, to create conditions for the formation of cognitive skills, which, in turn, contributes to the formation of a personality ready for self-education, self-development and effective disclosure of personal potential in changing conditions.
References
1. Mukosej O.M. (2022), Sostav poznavatel'nyh umenij detej starshego doshkol'nogo vozrasta [The composition of cognitive skills of older preschool children], Aktual'nye problemy pedagogicheskoj teorii i praktiki [Actual problems of pedagogical theory and practice: collection of scientific articles], Vitebskiy gosudarstvennyy universitet imeni P. M. Masherova, Vitebsk, pp. 166-169. (In Russian).
2. Gac I.Yu. (2019), Poznavatel'nye umeniya shkol'nikov na urokah russkogo yazyka: problema otbora pokazatelej [Cognitive skills of school- e children in Russian language lessons: the problem of selecting indicators], f Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka, 1, 46-49. (In Russian). r
3. Morozova V.A. (2020), Shchetinina V.V. (2020), Formirovanie | u detej 6-7 let poiskovo-informacionnyh umenij v processe poznavatel'no- n issledovatel'skoj deyatel'nosti [Formation of search and information skills f in children aged 6-7 years in the process of cognitive research activity], Nauchnoe otrazhenie, 2, 45-51. (In Russian).
4. Medvedev V.A. (2019), Proektnoe myshlenie: osnovnyepriznaki -i etapy razvitiya [Project thinking: the main signs and stages of develop- l ment], Sbornik statej "Global'naya konferenciyapo tekhnologiyam v obra-
o
o n
zovanii EdCRUNCH Ural: novye obrazovatel'nye tekhnologii v vuze - y
o
2019" [Collection of articles "Global Conference on Technologies in Edu- n cation EdCrunch Ural: new educational technologies in higher education -2019"], Ministerstvo nauki i vysshego obrazovaniya Rossijskoj Federacii, Ural'skij federal'nyj universitet imeni pervogo Prezidenta Rossii B. N. El'cina. Ekaterinburg, pp. 102-107. (In Russian). l
5. Aksela M. & Haatainen O. (2019), "Project-Based Learning e (PBL) in Practise: Active Teachers' Views of Its Advantages and Challenges", 5th International STEM in Education Conference Proceedings r "Integrated Education for the Real World", Queensland University of Technology, Brisbane, Australia, 21st to 23rd November 2018, pp. 9-16.
6. Buharova I.S. (2014), Problemnyj podhod v obuchenii: "Vyhod zapredely" [Problem approach in teaching: "Going beyond"], Nachal'naya shkolaplyus Do i Posle, 1, 33-38. (In Russian).
e -
s c h o o
<—1 c
s
7. Usova A.V. & Bobrov A.A. (1988), Formirovanie uchebnyh umenij i navykov uchashchihsya na urokah fiziki [Formation of educational skills and abilities of students in physics lessons], Prosveshchenie, Moscow, pp. 4-9. (In Russian).
8. Sysoev P.V. (2013), Obuchenie po individual'noj traektorii [Individual trajectory training], Yazyk i kul'tura, 4, 211-131. (In Russian).
Статья поступила в редакцию 27.03.2023; одобрена после рецензирования 12.04.2023; принята к публикации 11.05.2023.
The article was submitted 27.03.2023; approved after reviewing 12.04.2023; accepted for publication 11.05.2023.
50
13
£