Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗАК ФОРМИРОВАНИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗАК ФОРМИРОВАНИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УМЕНИЯ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УЧИТЕЛЬ / СТУДЕНТ / НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Котлярова Т. С., Костюк И. А., Александрова Н. В.

В статье обосновывается актуальность реализации метода проектов с младшими школьниками для формирования универсальных учебных действий, делается акцент на взаимосвязи развития умения проектировать собственную деятельность (при решении педагогических и жизненных задач, конструировании учебных ситуаций) и педагогического профессионализма в обучении проектной деятельности младших школьников. Обосновывается необходимость реализации субъект-субъектных отношений как одного из самых важных условий формирования исследовательских умений, указывается важная роль практик для формирования у студентов умения педагогического проектирования. Обоснован выбор активных форм и методов обучения студентов в качестве приоритетных для обучения студентов умению проектировать и формировать исследовательские умения у младших школьников, описан алгоритм реализации проектно-проблемного обучения студентов, в основу которого положены личностно ориентированный и системно-деятельностный подходы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Котлярова Т. С., Костюк И. А., Александрова Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING FOR PEDAGOGICAL UNIVERSITY STUDENTS TO FORM RESEARCH SKILLS IN YOUNGER SCHOOLCHILDREN

The article justifies the relevance of the implementation of the method of projects with younger students for the formation of universal educational actions, emphasizes the relationship between the development of the ability to design their own activities (during the solving of pedagogical and life problems, designing educational situations) and pedagogical professionalism in teaching the project activities of younger students. The need to implement subject-subject relations as one of the most important conditions for the formation of research skills is justified, the important role of practices for the formation of students’ pedagogical design skills is indicated. The choice of active forms and methods of teaching students as priority for teaching students the ability to design and form research skills in younger schoolchildren is justified, the algorithm for implementing design and problem training of students is described, which is based on personal-oriented and system-activity approaches.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗАК ФОРМИРОВАНИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

ISSN 12587-943Х (Online)

Pedagogical Science

УДК 378 DOI: 10.17238/issn1998-5320.2022.16.2.12

Научная статья

Т. С. Котлярова1К, И. А. Костюк1, Н. В. Александрова1' 2

К katiatania@mail.ru

1 Омская гуманитарная академия, г. Омск, Российская Федерация Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, г. Омск, Российская Федерация

Подготовка студентов педагогического вуза к формированию исследовательских умений младших школьников

Аннотация: В статье обосновывается актуальность реализации метода проектов с младшими школьниками для формирования универсальных учебных действий, делается акцент на взаимосвязи развития умения проектировать собственную деятельность (при решении педагогических и жизненных задач, конструировании учебных ситуаций) и педагогического профессионализма в обучении проектной деятельности младших школьников. Обосновывается необходимость реализации субъект-субъектных отношений как одного из самых важных условий формирования исследовательских умений, указывается важная роль практик для формирования у студентов умения педагогического проектирования. Обоснован выбор активных форм и методов обучения студентов в качестве приоритетных для обучения студентов умению проектировать и формировать исследовательские умения у младших школьников, описан алгоритм реализации проектно-проблемного обучения студентов, в основу которого положены личностно ориентированный и системно-деятельностный подходы.

Ключевые слова: младший школьник, исследовательские умения, проектная деятельность, учитель, студент, начальное общее образование.

Дата поступления статьи: 22 января 2022 г.

Для цитирования: Котлярова Т. С., Костюк И. А., Александрова Н. В. (2022). Подготовка студентов педагогического вуза к формированию исследовательских умений младших школьников. Наука о человеке: гуманитарные исследования, том 16, № 2, с. 115-122. DOI: I0.i7238/issni998-5320.2022.i6.2.i2.

Scientific article

T. S. KotlyarovalK, I. A. Kostyuk1, N. V. Aleksandrova1' 2

К katiatania@mail.ru

1 Omsk Humanitarian Academy, Omsk, Russian Federation 2 Dostoevsky Omsk State University, Omsk, Russian Federation

Training for pedagogical university students to form research skills in

younger schoolchildren

Abstract: The article justifies the relevance of the implementation of the method of projects with younger students for the formation of universal educational actions, emphasizes the relationship between the development of the ability to design their own activities (during the solving of pedagogical and life problems, designing educational situations) and pedagogical professionalism in teaching the project activities of younger students. The need to implement subject-subject relations as one of the most important conditions for the formation of research skills is justified, the important role of practices for the formation of students' pedagogical design skills is indicated. The choice of active forms and methods of teaching students as priority for teaching students the ability to design and form research skills in younger schoolchildren is justified, the algorithm for implementing design and problem training of students is described, which is based on personal-oriented and system-activity approaches.

Keywords: junior student, research skills, project activity, teacher, student, primary general education.

Paper submitted: January 22, 2022.

For citation: Kotlyarova T. S., Kostyuk I. A., Aleksandrova N. V. (2022). Training for pedagogical university students to form research skills in younger schoolchildren. Russian Journal of Social Sciences and Humanities, vol. 16, no. 2, pp. 115-122. DOI: 10.17238/issn1998-5320.2022.16.2.12.

© Т. С. Котлярова, И. А. Костюк, Н. В. Александрова, 2022

Введение

Современный социум имеет множество эпитетов, среди которых эпоха постмодерна и информационное общество. Их правомерно рассматривать как отличительные особенности глобализирующегося мира, когда востребованной становится личность, обладающая готовностью учиться на протяжении всей жизни, при этом умеющая критически мыслить, быть готовой осуществлять выбор и нести за него ответственность, или зрелая личность (П. Я. Гальперин и Э. Фромм). Сегодня говорят об умении учиться как о ключевом понятии образования. Все вышеперечисленные качества не только проявляются в обучении и в профессиональной сфере, но и являются основополагающими для любой жизненной ситуации, с которой сталкивается современный человек.

Для лиц, избравших педагогическую деятельность как профессиональную, их развитие становится первоочередной задачей — ведь обретение способа формирования исследовательских умений обучающихся предполагает овладение системой действий на основании знания алгоритма деятельности и готовности относиться к другому как «значимому». Названные характеристики педагога правомерно рассматривать как компетентность личности преподавателя, овладеть которой можно в условиях существующей компетентностной модели, пришедшей на смену квалификационной.

Образовательный стандарт диктует определенные требования к выпускнику педагогического вуза, ключевым из которых является то, что будущему специалисту необходимо уметь видеть, анализировать проблемы, просчитывать риски их возникновения и искать способы решения проблемы на всех уровнях: личностном, общественном, социальном, профессиональном. Перед будущим специалистом открывается широкий спектр альтернатив поведения, способов решения проблем, задач; и умение делать правильный выбор, в том числе в условиях неопределенности, будет служить для выпускника гарантом успешности в профессиональной деятельности.

Следовательно, говоря о профессиональной готовности педагога, мы будем говорить об осознанности профессионального выбора, профессиональных решений, о сознательности в выборе путей решения проблем. В силу психосоциальных возрастных особенностей студентов сознательность и осознанность не являются гарантированным фактором, но эти качества можно развивать в ходе получения студентами педагогического образования.

Противоречие между возрастными особенностями и необходимостью осознанных действий и решений может быть разрешено путем грамотно организованного субъект-субъектного взаимодействия преподавателя и студента, в ходе которого максимально эффективно возможен процесс формирования компетентностей. Это может быть достигнуто при наличии слаженности всех уровней в организации подготовки специалиста, ведь именно тогда происходит формирование личности педагога, способной в трудовых действиях реализовать необходимые умения и знания, как отмечается в Профстандарте педагога 2020, утвержденном Правительством РФ1. Так обеспечивается «проектирование успешности учебно-воспитательного процесса», формируются универсальные учебные действия (далее УУД) в младшем школьном возрасте.

Цель статьи — рассмотреть способы обучения студентов проектировать необходимые и достаточные условия формирования исследовательских умений в младшем школьном возрасте, необходимых при реализации в процессе проектной деятельности.

Методы

Процесс формирования исследовательских умений у младшего школьника может быть рассмотрен как особый вид деятельности, определенно формирующий исследовательское поведение (Поддьяков, 2001). Данный процесс связан не просто с решением творческой задачи, но и с задачей, задающей алгоритм основных этапов научного исследования (Леонтович, 2016). Исследовательская деятельность — это деятельность, которая, как считает И. А. Зимняя, регулируется сознанием и активностью личности, будучи направленной на удовлетворение познавательных потребностей (Поддьяков, 2001). Даже при беглом осмыслении этих характеристик становится понятно, что в процессе исследовательской деятельности у школьника происходит формирование мотивационной

1 Приказ Минтруда России от 18 октября 2013 г. № 544н Профстандарт педагога 2020. URL: https://www.menobr.ru/articl e/65401-qqq-18-m1-profstandart-pedagoga

ISSN 12587-943Х (Online)

Pedagogical Science

цепочки — когда потребность в усвоении теоретических знаний порождает интерес к данному виду деятельности, формируется мотив и признание ценности данного вида деятельности на уровне отдельно взятого индивида. Первоначально именно в сотрудничестве у младшего школьника возникает целеполагание, которое мотивирует на преодоление трудностей посредством оценивания имеющихся ресурсов и прогнозирования результата (Исаев, 1984). Важную роль в процессе формирования мотивационной последовательности школьника выполняет оценка, являющаяся системообразующим стимулирующим действием, осуществляющим одновременно саморегуляцию и коррекцию (Выготский, 2016; Егорова, 2018; Давыдов, 1999; Воронцов и др., 2017).

Алгоритм исследовательской деятельности уже существует: учеными разработаны конкретные шаги в выполнении исследования, прописаны исследовательские умения, которые формируются на каждом этапе выполнения исследования. Однако сам процесс исследовательской деятельности становится возможным лишь в ситуации субъект-субъектного взаимодействия, когда учитель и ученик становятся равнозначными творцами нового, а значит, равноправными участниками в реализации данного процесса, который, как считает Г. А. Цукерман, будет результативен и в отношении развития коммуникации как с одноклассниками, так и со взрослыми — родителями и педагогом. В противном случае исследовательская деятельность не выполнит своего основного предназначения — не станет структурным аспектом личности — открытым, коммуникабельным, готовым к сотрудничеству с окружающими в решении проблем, останется лишь фрагментарными знаниями (Цукерман, 2010).

Рассматривая потенциал проектной деятельности в формировании исследовательских умений обучающихся начальной школы, исходим из того, что в современной жизни очень быстро происходит «моральное старение» знаний (Давыдов, 1999). И лишь непосредственный опыт способен гарантировать успешность развития УУД. Ведь формируется набор необходимых исследовательских знаний и умений (Савенков, 2006; Хуторской, 2018). Школьник способен не просто сформулировать тему и обосновать цель, позволяющую увидеть способы решения проблемы, но и представить аргументы в качестве доказательства собственного видения. Знакомство с источниками позволяет представить продукт в письменной форме и проиллюстрировать с помощью схем, рисунков, таблиц и графиков (Давыдов, 1999).

Рассмотрев алгоритм исследовательской деятельности, охарактеризуем необходимое условие ее продуктивности — наличие педагога, способного общаться на равных с обучающимися или транслировать субъект-субъектное взаимодействие. Данное качество есть результат личностного развития, успешность которого предопределена социумом, в частности, и организацией учебного процесса в вузе.

В соответствии с системным подходом, основы которого были осмыслены в работах А. Н. Аверьянова, Б. Г. Ананьева, Ю. К. Бабанского, В. П. Беспалько, И. В. Блауберга, Ю. А. Конаржевского, А. И. Уемова, Э. Г. Юдина и др., в образовании принято выделять ряд уровней — это личностный, характеризующийся саморазвитием и самоуправлением; педагогический, отличительной особенностью которого является разработка стратегии, внедрение и управление системой в целом; институциональный, или управление системой уровня образовательной организации; системный, призванный обеспечить соответствие качества образования потребностям личности, общества и государства. В соответствии с выбранной организацией направленностью (профилем) обучения рассматриваются как приоритетные и виды профессиональной деятельности.

Результаты

В Омской гуманитарной академии был избран профиль подготовки «Начальное общее образование», поэтому в числе основных типов задач профессиональной деятельности — педагогическая, проектная, культурно-просветительская. В соответствии с ФГОС 3++, овладение студентом бакалавриата проектной деятельностью позволяет выпускнику быть компетентным в решении задач детской исследовательской деятельности — сформировать представление об объекте исследования и в результате исследовательской деятельности успешно решать возрастные задачи, как личностного развития, так и коммуникативного плана (Цукерман, 2010). В подготовке специалистов данного направления большое значение отводится учебной и производственной практикам.

Осуществляя проектную деятельность с младшими школьниками, педагог в непосредственном взаимодействии проявляет свой профессионализм как исследователь, мотивирующий на данный вид деятельности окружающих его школьников. Чтобы обучить данному умению будущего педагога за сравнительно короткий срок обучения (для очной формы — четыре года, для заочной — четыре с половиной — пять), необходимо в процессе профессионального образования использовать активные формы и методы обучения студентов, предполагающие развитие их собственных исследовательских умений, развитие самоорганизации и мотивации к самообразованию.

ФГОС ВО умение студента осуществлять проектную деятельность рассматривает в качестве одной из приоритетных компетентностей, которая должна быть развита у профессионального специалиста — данная компетентность у выпускника педагогического вуза проявляется в умении студента грамотно работать с информацией, осуществлять прогнозирование, моделирование, оценку и коррекцию результатов собственной деятельности, направленной на формирование исследовательских умений школьников, а также деятельности самих обучающихся. Нам представляется, что наибольший положительный эффект в формировании данной компетентности может быть получен при реализации проектно-проблемного обучения студентов, в основу которого положены личностно ориентированный и системно-деятельностный подходы. Рассмотрим подробно алгоритм организации проектно-проблемного обучения.

На рисунке представлена структурная модель технологии организации проектно-проблемного обучения студентов. При осуществлении моделирования мы опирались на позиции С. А. Беляевой и А. Н. Угловой, которые в качестве структурных компонентов данной технологии выделяют цель, задачи, методологическую основу, а также методы и формы учебной деятельности (Виноградова, 2004).

Реализация данной технологии предполагает в рамках организации проектно-проблемного обучения на разных дисциплинах структурировать процесс обучения таким образом, чтобы студент постоянно вовлекался в самостоятельную исследовательскую деятельность. Умения и навыки, приобретенные в ходе такой работы, будут способствовать личностному развитию и развитию исследовательских умений обучающихся и — опосредованно — их профессиональному развитию.

Прокомментируем организацию деятельности преподавателя и студента в рамках данной технологии. Использование проблемных методов на всех этапах занятия позволяет выявить реальный уровень владения материалом и стимулировать развитие самостоятельности мышления и деятельности студента. В процессе исследовательской деятельности, реализуемой преподавателем на большей части практических занятий, обучающиеся могут пройти все три уровня — от репродуктивного, позволяющего оценивать и диагностировать знания фактического материала, до реконструктивного, позволяющего синтезировать, анализировать и обобщать фактический материал, формулировать конкретные выводы и устанавливать причинно-следственные связи, и, наконец, до творческого, который предполагает не только умение будущего профессионала интегрировать знания из разных предметных областей, но и формирование собственного видения и умения аргументировать свою точку зрения, умения анализировать не только материал, но и собственную деятельность, умения классифицировать и создавать собственные конструкты. Именно в этом и состоит суть приобретения исследовательских умений, когда отношение к теме определяется не просто интересом, а настоятельным мотивом исследования проблемы.

Реализация проблемно-проектной технологии предполагает интегрирование различных форм учебных занятий: лекций и лабораторных, игровых и практических, дискуссионных и самостоятельных и т.п. При этом происходит не просто интеграция традиционных форм организации деятельности студентов, но и создание на занятиях учебных ситуаций, в ходе которых студент постоянно вовлекается в практическую и проектную деятельность. Приоритетными являются проектно-задачные и практико-ориентированные формы обучения студентов на занятии. Большая роль отводится различным формам самостоятельной работы студентов.

Проектно-задачная форма занятий предполагает синтез проектно-проблемной технологии с элементами учебной дискуссии и семинара-диспута. Игровое проектирование — это практическое занятие, в ходе которого создаются максимально приближенные к реальности проекты.

ISSN 1998-5320 (Print) ISSN 12587-943Х (Online)

Pedagogical Science

Именно на этих занятиях максимально сочетаются индивидуальный и коллективный виды деятельности студентов. Создание общего для группы проекта предъявляет к каждому участнику требования: умение работать в команде, готовность уважать мнение и точку зрения другого, поддерживать межличностные отношения с целью решения профессиональных вопросов.

Следующая форма работы, активно используемая преподавателями при организации проблемно-проектного обучения, — это различные виды тренингов. Это, например, имитационный тренинг, позволяющий студенту эффективно овладевать профессиональными компетенциями, в том числе и умением организовывать проектную деятельность школьников. Это различные практические занятия, которые реализуются в том числе и в непосредственной работе с детьми в рамках организации практической подготовки обучающихся. Это и мастер-классы, предполагающие активный обмен опытом между практикующими учителями и студентами.

Цель

Задачи

Методологическая основа

Методы учебной деятельности

Формы учебных занятий

Формирование у студентов универсальных компетенций;

Развитие умения осуществлять собственную проектную деятельность и управлять формированием исследовательских умений у младших школьников в процессе реализации проектной деятельности в обучении

Эффективное усвоение предметных знаний;

Развитие способности к организации собственной учебной деятельности;

Формирование организаторских педагогических умений

Психолого-педагогические подходы: системно-деятельностный; личностно ориентированный; интерактивный

Индукция и дедукция; Проблемно-поисковый метод; Исследовательский; Метод самостоятельной работы

• Интегральные; \

• Проектно-задачная форма;

• Игровое проектирование;

• Доклады с презентациями У

Рис. Структурная модель технологии организации проектно-проблемного обучения студентов Fig. Structural model of technology for organizing project-based learning for students

Большая роль в реализации технологии отводится собственно проектной деятельности. Результирующим продуктом проекта, как индивидуального, так и коллективного, может стать статья, презентация, участие в конкурсе, проект занятия, дидактические материалы, разработанные алгоритмы деятельности, технологические карты, учебные пособия и т.д.

Проектная деятельность вызывает непосредственный интерес у студентов, понимание значимости собственной профессиональной деятельности, значимости решения непосредственных практических задач, интегрирования знаний и умений, полученных в процессе обучения, в способы решения реальных личностных и профессиональных задач.

Тематика проектов определяется исходя из предметно-специфической проблемы, требующей интегрированного знания или исследовательского поиска для ее решения. Проблемы для решения исследовательских задач обозначаются в академии с помощью организации круглых столов, в которых принимают участие студенты всех форм обучения — очной, заочной, очно-заочной, представляющие многие регионы и территории как Российской Федерации, например, Тюменская область, Красноярский край, Республика Саха, Омская область и др. субъекты РФ, так и Республики Казахстан.

Проведение занятия в форме круглого стола способствует эффективной организации свободной дискуссии, дает возможность результативно организовать мозговой штурм, способствует развитию взаимопонимания студентов и преподавательского состава, так как предполагает постоянное наличие обратной связи. Особенно эффективны круглые столы с привлечением не только студентов и преподавателей академии, но и практикующих учителей, которые в процессе обсуждения делятся своим опытом и проблемами, возникающими в ходе профессиональной деятельности. В результате студенты соприкасаются с реалиями профессиональной работы учителя, оценивают свои собственные профессиональные качества и умения, сталкиваются с реальными проблемами педагогов, решение которых на данном этапе позволяет избегать возникновения подобных проблем в будущей профессиональной деятельности. Данный вид работы полезен не только для студентов, но и для преподавательского состава, который в ходе обратной связи получает информацию о способах дальнейшего выстраивания занятий, а также для учителей, которые в ходе мозгового штурма получают реальные способы решения конкретных профессиональных проблем. Зачастую происходит сближение исследовательской работы студентов с научно-исследовательской работой преподавателей.

Реальные ситуации, рассмотренные участниками круглого стола, позволяют включать их в типовые проектные задания. Так еще раз в действии подтверждается правильность реализуемой в академии практики сопровождения обучающихся на всех этапах образовательного процесса, имеющей место не один десяток лет и положительно себя зарекомендовавшей (Давыдов, 1999).

В процессе прохождения педагогической практики студенты получают возможность организовывать проектную и исследовательскую деятельность обучающихся при непосредственном участии детей. Положительные результаты и ошибки обсуждаются в ходе проведения круглого стола и, таким образом, студенты еще раз находят пути решения конкретных проблем.

Выводы

Итак, организация исследовательской и проектной деятельности младших школьников возможна только при наличии готовности педагога к данной форме работы. Для формирования профессиональной и личностной готовности к данному виду деятельности результативной может быть реализация проектно-проблемной технологии обучения студентов, в рамках которой студент обучается самостоятельной проектной деятельности и способам организации проектной деятельности учеников. Интеграция различных форм обучения в процессе реализации технологии позволяет сформировать личностно значимое отношение к решению профессиональных задач, критическое отношение к решению проблем, а также обеспечить наличие постоянной обратной связи, которая помогает преподавателю планировать дальнейшую практическую деятельность и выстраивать правильную траекторию задач обучения.

ISSN 12587-943Х (Online)

Pedagogical Science

Источники

Артюхина А. И., Баляева С. А., Гилева Н. С. (2016) Образование и эпоха (актуальная научная парадигма) : монография; под общей редакцией проф. О. И. Кирикова. Кн. 9. Воронеж, ВГПУ; М., Наука информ, 156 с.

Асмолов А. Г. (2007) Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. М., Смысл, 528 с.

Баранова О. И. (2009) Формирование умений целеполагания у учащихся начальной школы (технологический аспект). Историческая и социально-образовательная мысль, № 9, с. 89-94.

Борщевская А. Ю. (2013) Исследовательская деятельность младших школьников [Электронный ресурс]. Наука и школа, № 3. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/issledovatelskaya-deyatelnost-mladshih-shkolnikov-3

Виноградова Л. П. (2004) Приобщение младших школьников к учебно-исследовательской деятельности в процессе развивающего обучения. На примере гимназии 1 г. Нерюнгри Республики Саха (Якутия) : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. Комсомольск-на Амуре гос. пед. ун-т. Комсомольск-на-Амуре, 20 с.

Выготский Л. С. (2016) Педагогическая психология. М., Педагогика, 480 с.

Давыдов В. В. (1999) Что такое учебная деятельность? Начальная школа, № 7, с. 12-19.

Егорова Ю. А. (2018) Проблема целеполагания в учебной деятельности и подходы к ее решению. Мир науки, культуры, образования, № 5, с. 77-79.

Еремеев А. Э., Волох О. В., Трушляков В. И. (2008) Научно-исследовательская деятельность гуманитарного вуза: проблемы и решения. Наука о человеке: гуманитарные исследования, № 2, с. 99-103.

Зимняя И. А. (2004) Педагогическая психология. М., Логос, 384 с.

Исаев Е. И. (1984) Психологические особенности планирования действий у младших школьников [Электронный ресурс]. Детская психология. URL: http://www.childpsv.ru/dissertations/id/18607.php

Корженкова А. А. (2016) Развитие исследовательской позиции учащихся для сохранения ценности и индивидуальности личности. Исследовательская работа школьников, № 4, с. 58-69.

Леонтович А. В. (2016) Концептуальные основания моделирования организации исследовательской деятельности учащихся. Исследовательская работа школьников, № 4, с. 24-37.

Поддьяков А. Н. (2001) Развитие исследовательской инициативности в детском возрасте: дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.07. МГУ им. М. В. Ломоносова. Фак. психол. М., 350 с.

Проектные задачи в начальной школе (2017) Пособие для учителя ; под ред. А. Б. Воронцова. М., Просвещение, 176 с.

Савенков А. И. (2006) Психологические основы исследовательского подхода к обучению. М., Ось-89, 234 с.

Хуторской А. В. (2018) Педагогические средства реализации эвристического потенциала образования. Педагогика, № 3, с. 17-24.

Цукерман Г. А. (2010) Обучение ведет за собой развитие. Куда? Вопросы образования, № 1, с. 42-89.

References

Artyukhina A. I., Balyaeva S. A., Gileva N. S. (2016) Obrazovaniye i epokha (aktual'naya nauchnaya paradigma) [Education and era (actual scientific paradigm)] monograph; under the general editorship of prof. O. I. Kirikov. Book 9. Voronezh, VGPU; Moscow, Nauka inform, 156 p. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Asmolov A. G. (2007) Psikhologiya lichnosti: kul'turno-istoricheskoye ponimaniye razvitiya cheloveka [Psychology of personality: cultural and historical understanding of human development]. Moscow, Smysl, Publ. Center, 528 p. (In Russian).

Baranova O. I. (2009) Formirovaniye umeniy tselepolaganiya u uchashchikhsya nachal'noy shkoly (tekhnologicheskiy aspekt) [Formation of goal-setting skills in elementary school students (technological aspect)]. Historical and socio-educational thought, no. 9, pp. 89-94 (In Russian).

Borshchevskaya A. Yu. (2013) Issledovatel'skaya deyatel'nost' mladshikh shkol'nikov [Research activity of younger schoolchildren]. Science and School, no. 3. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovatelskaya-deyatelnost-mladshih-shkolnikov-3 (In Russian).

Davydov V. V. (1999) Chto takoye uchebnaya deyatel'nost'? [What is a learning activity?]. Nachal'naya shkola - Primary School, no. 7, pp. 12-19 (In Russian).

Egorova Yu. A. (2018) Problema tselepolaganiya v uchebnoy deyatel'nosti i podkhody k yeye resheniyu [The problem of goal-setting in educational activities and approaches to its solution]. World of Science, Culture, Education, no. 5, pp. 77-79 (In Russian).

Eremeev A. E., Volokh O. V., Trushlyakov V. I. (2008) Nauchno-issledovatel'skaya deyatel'nost' gumanitarnogo vuza: problemy i resheniya [Research activities of a humanitarian university: problems and solutions]. The Science of Person: Humanitarian Researches, no. 2, pp. 99-103 (In Russian).

Isayev Ye. I. (1984) Psikhologicheskiye osobennosti planirovaniya deystviy u mladshikh shkol'nikov [Psychological features of action planning in younger schoolchildren]. Detskaya psikhologiya - Child psychology. Available at: http://www. childpsv.ru/dissertations/id/18607.php (In Russian).

Khutorskoy A. V. (2018) Pedagogicheskiye sredstva realizatsii evristicheskogo potentsiala obrazovaniya [Pedagogical means of realizing the heuristic potential of education]. Pedagogika - Pedagogy, no. 3, pp. 17-24 (In Russian).

Korzhenkova A. A. (2016) Razvitiye issledovatel'skoy pozitsii uchashchikhsya dlya sokhraneniya tsennosti i individual'nosti lichnosti [Development of the research position of students to preserve the value and individuality of the individual]. Issledovatel'skaya rabota shkol'nikov - Research work of schoolchildren, no. 4, pp. 58-69 (In Russian).

Leontovich A. V. (2016) Kontseptual'nyye osnovaniya modelirovaniya organizatsii issledovatel'skoy deyatel'nosti uchashchikhsya [Conceptual foundations for modeling the organization of students' research activities]. Issledovatel'skaya rabota shkol'nikov - Research work of schoolchildren, no. 4, pp. 24-37 (In Russian).

Poddyakov A. N. (2001) Razvitiye issledovatel'skoy initsiativnosti v detskom vozraste [The development of research initiative in childhood] : dis. ... dr. psikhol. sci.: 19.00.07. Moscow State University M. V. Lomonosov. Moscow, 350 p. (In Russian).

Proyektnyye zadachi v nachal'noy shkole [Project tasks in elementary school] (2017) Teacher's guide; ed. A. B. Vorontsova. M., Prosveshcheniye, 176 p. (In Russian).

Педагогические науки

Savenkov A. I. (2006) Psikhologicheskiye osnovy issledovatel'skogo podkhoda k obucheniyu [Psychological foundations of the research approach to learning]. M., Os-89, 234 p. (In Russian).

Tsukerman G. A. (2010) Obucheniye vedet za soboy razvitiye. Kuda? [Learning leads development. Where?] Voprosy obrazovaniya - Questions of Education, no. 1, pp. 42-89 (In Russian).

Vinogradova L.P. (2004) Priobshcheniye mladshikh shkol'nikov k uchebno-issledovatel'skoy deyatel'nosti v protsesse razvivayushchego obucheniya. Na primere gimnazii 1 g. Neryungri Respubliki Sakha (Yakutiya) [Involvement of junior schoolchildren in teaching and research activities in the process of developmental education. On the example of gymnasium 1 of the city of Neryungri of the Republic of Sakha (Yakutia)]: author. dis. ... cand. ped. sci.: 13.00.01. Komsomolsk-on-Amur ped. un-t. Komsomolsk-on-Amur, 20 p. (In Russian).

Vygotsky L. S. (2016) Pedagogicheskaya psikhologiya [Pedagogical psychology]. Moscow, Pedagogy, 480 p. (In Russian).

Zimnyaya I. A. (2004) Pedagogicheskaya psikhologiya [Pedagogical psychology]. M., Logos, 384 p. (In Russian).

Информация об авторах

Котлярова Татьяна Сергеевна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и социальной работы. Омская гуманитарная академия (644105, РФ, г. Омск, ул. 4-я Челюскинцев, 2а). ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-9375-8539. E-mail: katiatania@mail.ru

Костюк Ирина Александровна

Кандидат философских наук, доцент кафедры педагогики, психологии и социальной работы. Омская гуманитарная академия (644105, РФ, г. Омск, ул. 4-я Челюскинцев, 2а). E-mail: kia-2014-irina@mail.ru

Александрова Наталия Викторовна

Кандидат медицинских наук, доцент. Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского (644077, РФ, г. Омск, пр. Мира, 55а). Омская гуманитарная академия (644105, РФ, г. Омск, ул. 4-я Челюскинцев, 2а). ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-7026-7227. Scopus Author ID: AAZ-2252-2021. E-mail: natalie_v_al@inbox.ru

Author's information

Tatyana S. Kotlyarova

Cand. Sc. (Pedagogy), Associate Professor. Omsk Humanitarian Academy (2a 4th Cheluskintsev St., Omsk, 644105, Russian Federation). ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-9375-8539. E-mail: katiatania@mail.ru

Irina A. Kostyuk

Cand. Sc. (Philosoph.), Associate Professor. Omsk Humanitarian Academy (2a 4th Cheluskintsev St., Omsk, 644105, Russian Federation). E-mail: kia-2014-irina@mail.ru

Nataliya V. Alexandrova

Cand. Sc. (Medic.), Associate Professor. Dostoevsky Omsk State University (55a Mira Ave., Omsk, 644077, Russian Federation). Omsk Humanitarian Academy (2a 4th Cheluskintsev St., Omsk, 644105, Russian Federation). ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-7026-7227. Scopus Author ID: AAZ-2252-2021. E-mail: natalie_v_al@inbox.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.