Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОГО И ЭСТЕТИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ У СТУДЕНТОВ'

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОГО И ЭСТЕТИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ У СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЯ / СОЗНАНИЕ / СТУДЕНТЫ / РАЗВИТИЕ / МОДЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Огородникова К.С.

Развитие общества каждого государства на основе требований экологической аксиомы современности, определяет сущность экологического сознания граждан. Экологические опасности, которые существуют в сегодняшних условиях, является результатом низкого уровня экологической культуры прошлого. Возникает необходимость формирования экологоцентрического сознания студентов строительного факультета, как будущих высококвалифицированных специалистов-строителей и учителей. Приобретенное екологосоциальное сознание, через освоения дисциплин экологического направления строителей, определит будущие профессиональные экологосоциальные характеристики человека, но и образ его жизни, уровень культуры, интеллектуальное развитие в соответствии со стратегией устойчивого развития общества. Вопросы исследования экологического мышления и культуры тесно связано с различными отраслями наук. Исследователям важно определить правильный подход к формированию сознания, как фактор в формировании целостного общества, и не только как уровень знаний, но и возможность ее применения в будущей профессиональной деятельности. Вопросы профессиональной подготовки будущей профессии-строителей, приведены в исследовательских наработках ученых. Авторы сосредотачивают внимание на роли формирования экологической компетентности у будущих специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Огородникова К.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A MODEL FOR THE FORMATION OF MORAL AND AESTHETIC COMPONENTS OF ECOLOGICAL CONSCIOUSNESS AMONG STUDENTS

The development of the society of each state on the basis of the requirements of the ecological axiom of modernity determines the essence of the ecological consciousness of citizens. The environmental hazards that exist in today's conditions are the result of the low level of ecological culture of the past. There is a need to form an ecocentric consciousness of students of the Faculty of Construction, as future highly qualified specialists-builders and teachers. The acquired ecological and social consciousness, through mastering the disciplines of the ecological direction of builders, will determine the future professional ecological and social characteristics of a person, but also his lifestyle, level of culture, intellectual development in accordance with the strategy of sustainable development of society. The issues of ecological thinking and culture research are closely related to various branches of science. It is important for researchers to determine the right approach to the formation of consciousness as a factor in the formation of an integral society, and not only as a level of knowledge, but also the possibility of its application in future professional activity. Questions of professional training of the future profession-builders, are given in the research work of scientists. The authors focus on the role of the formation of environmental competence in future specialists.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОГО И ЭСТЕТИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ У СТУДЕНТОВ»

Модель формирования нравственного и эстетического компонентов экологического сознания у

студентов

Ксения Сергеевна Огородникова

преподаватель

Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет Москва, Россия 9524648@gmail.com 0000-0002-5172-2236

Поступила в редакцию 07.06.2022 Принята 12.07.2022 Опубликована 15.08.2022

© 10.25726/(13303-5863-98574

Аннотация

Развитие общества каждого государства на основе требований экологической аксиомы современности, определяет сущность экологического сознания граждан. Экологические опасности, которые существуют в сегодняшних условиях, является результатом низкого уровня экологической культуры прошлого. Возникает необходимость формирования экологоцентрического сознания студентов строительного факультета, как будущих высококвалифицированных специалистов-строителей и учителей. Приобретенное екологосоциальное сознание, через освоения дисциплин экологического направления строителей, определит будущие профессиональные экологосоциальные характеристики человека, но и образ его жизни, уровень культуры, интеллектуальное развитие в соответствии со стратегией устойчивого развития общества. Вопросы исследования экологического мышления и культуры тесно связано с различными отраслями наук. Исследователям важно определить правильный подход к формированию сознания, как фактор в формировании целостного общества, и не только как уровень знаний, но и возможность ее применения в будущей профессиональной деятельности. Вопросы профессиональной подготовки будущей профессии-строителей, приведены в исследовательских наработках ученых. Авторы сосредотачивают внимание на роли формирования экологической компетентности у будущих специалистов.

Ключевые слова

экология, сознание, студенты, развитие, модель.

Введение

Общеизвестной является парадигма современной жизни человека - это экологическое сознание, которое базируется на постулатах Стратегии устойчивого развития общества, что внесено в Программу действий «Повестка дня человечества на XXI вв.». Именно через механизм формальной многоуровневого экологического образования в системе высших учебных заведениях, осуществляется ее формирование. Студенты имеют возможность приобретать экологические знания через освоение дисциплин экологического направления и став специалистами, воплощать эти знания в профессии.

Понятие «экологического сознания» все чаще встречается на страницах научных и публицистических изданий, что является вполне оправданным в условиях современной экологической ситуации. Экологическая проблематика все больше актуализируется как тема для обсуждения среди представителей власти, членов негосударственных общественных организаций, в том числе и экологической направленности, широких кругов ученых и рядовых жителей.

Материалы и методы исследования

Если говорить об опыте педагогической науки, то и здесь начинает формироваться определенная традиция в изучении данной категории. Если раньше экологическая социология обращалась в первую очередь к экологическим проблемам, то сейчас ее предметное поле значительно расширяется, на ведущие позиции выходят понятия, которые еще недавно считались объектами исследования других наук, сюда можно в том числе и отнести понятие «экологическое сознание». Ввиду актуальности данной тематики, целью нашей статьи будет - проследить основные подходы к определению сознания, очертить основные типы экологического сознания, которые существуют на данный момент, а также предложить ее авторское определение и более расширенную классификацию (Онуфриенко, 2016).

Если говорить о понятии экологического сознания, то прежде всего стоит отметить, что исследуемая категория мало представлена в справочной литературе, значительно чаще встречаем понятие самого сознания, определение которого часто заимствовано из других гуманитарных наук. Так, сознание как субъективная реальность является предметом исследования, в частности, философии и психологии (Шатская, 2016). Философия рассматривает сознание как познание на разных уровнях - от непосредственных чувственных форм до абстрактно-логических, а также общественное сознание, его предпосылки, формы, развитие. Психология в свою очередь исследует психологические механизмы формирования сознания, его структуру, место и роль в психологической структуре личности. Обращаясь к опыту социологии, можно считать, что здесь рассматривается конкретное сознание различных социальных слоев населения, групп, коллективов. Так, социологические словари акцентируют внимание на тех или иных типах сознания, речь идет, например, об индивидуальной (сознание конкретной личности, принадлежащей к определенной общности) и групповую (совокупность идей, взглядов, представлений, чувств, настроений, волеизъявления, присущих определенной группе) сознание, массовую (совокупность различных взглядов, представлений, настроений, социальных чувств, эмоций и тому подобное, которые делятся большими социальными общностями: народами, классами ), нормативную (осознание социальных норм в качестве обязательных к исполнению требований, стандартов деятельности, следование которым является необходимым условием включения индивидов в социальные общности) и обыденное (вид общественного сознания, который выделяется по способу постижения действительности), утопическую (сознание, в котором утопия становится доминантной формой переживания, созерцания и действия), моральный (включает в себя эмоционально-волевые, так и познавательные компоненты. Моральное сознание осуществляет оценку поступков - чужих и своих, с точки зрения добра и зла) (Таучелова, 2016).

Такое акцентирование на тех или иных типах сознания вполне объяснимо, ведь социология, в отличие от психологии или философии, руководствуясь принципом конкретности, акцентирует внимание на конкретной сознания, то есть полем интерес социологии не есть общий контекст (как в философии) или конкретные особенности (что мы можем наблюдать в психологии), а именно интерес к функциям и роли того или иного конкретного явления в обществе. Выводами из имеющихся источников может быть то, что под экологическим сознанием можно понимать определенную часть сознания, которая непосредственно или опосредованно связана с диадическим отношением «человек - природа» (Юшаева, 2020).

Признаками того или иного типа сознания могут быть различные характеристики: объект сознания (индивидуальная, групповая и т.д.), метод освоения действительности (будничная, утопическая и т.д.), характер влияния (нормативная, моральная т. д), сфера функционирования (экономическая, политическая, религиозная и собственно экологическое сознание и т.д.) и тому подобное. Таким образом, обобщая выше сказанное, можно говорить о том, что экологическое сознание предстает как один из возможных разновидностей сознании и может проявляться на различных уровнях (Шейгец, 2016).

Относительно дефиниции феномена экологического сознания, то мы предлагаем следующее: экологическое сознание - это совокупность определенных взглядов, мыслей и эмоций, отражающих специфический способ отношения к природе, в основе которого лежит соответствующее соотношение

конкретных потребностей общества/группы/человека и природных возможностей. Этим определением будем пользоваться в дальнейшем при выделении основных типов экологического сознания (Итс, 2022).

Таким образом, предложенное определение не выходит за рамки классической триады в определении сознания через когнитивный компонент (психическое отражение природного, социального, искусственного и внутренней среды), эмотивный (отношение к этой среды) и конотативный компоненты (поведенческий - саморефлексия и саморегуляция в окружающей среде, стратегии и технологии взаимодействия) (Савеня, 2019).

Результаты и обсуждение

Определение экологического сознания является чрезвычайно важным аспектом при исследовании экологической проблематики, кроме того, не менее важным является и выделение ее основных типов, ведь именно в соответствии с ним строятся различные концепции, которые позволяют непосредственно разработать методы изучения особенностей экологического сознания.

На сегодня выделяют три типа экологического сознания, которые связаны с преимуществами той или иной части среды-человека, природы или их взаимодействия:

1) Антропоцентрическое экосознание (человек признается величайшей ценностью, а природа - лишь ее собственность, которая полностью ей подчинена, происходит полное игнорирование прав природы в процессе удовлетворения человеческих потребностей);

2) Природоцентрическое экосознание (наибольшей ценностью является природа, человечество же должно быть целиком и полностью ей подчиненным, в основе должно лежать самоограничение и самопожертвование на благо природы) (Шушпанова, 2017);

3) Экоцентрическое экосознание (гармоничная взаимосвязь, взаимодействие и взаиморазвитие человека и природы).

Часть ученых выделяют еще и архаический тип экологического сознания, который сформировался во времена, когда еще не существовало противопоставления мира человека и мира природы, поэтому соответственно человек не относился к природе как объекту своих потребностей и целей. Существуют и другие типологии экологического сознания, однако большинство из них сводятся именно к вышеописанной триаде «человек - природа - гармония» (Любушкина, 2016).

Стоит упомянуть и другую классификацию экологического сознания, которая базируется на принципе логического квадрата. На основе ценностно-практического отношения носителей экологического сознания и в зависимости от степени объективно правильных представлений и взглядов на состояние экологических проблем выделяют четыре типа экологического сознания:

1. Лица с позитивно-активным отношением к природе, которые наделены объективно верными знаниями и представлениями и активно участвуют в рационализации взаимодействия общества и природы.

2. Лица с негативно-активным отношением к окружающей среды, те, которые считают экологическую безопасность надуманной (или преувеличенной) и своей деятельностью наносят вред природе.

3. Лица с положительно-пассивным отношением к природе, осведомлены об экологических рисках, но ничего не делают для их устранения, те, кто считает, что от их участия ничего не зависит.

4. Лица с негативно-пассивным отношением к природной среде, это те, кто обычно недостаточно проинформирован о экологические риски, но и не имеет непосредственного отношения к ухудшению качества окружающей среды.

Однако углубленное исследование этого феномена требует разработки более детальной типологизации экологического сознания, что мы и попытаемся сделать ниже, несмотря на современные общественные реалии. Поэтому выделим и попробуем описать такие типы экологического сознания, которые по нашему мнению наиболее полно отражают социальную действительность в этой сфере:

1. Осознанно-деятельностный тип экологического сознания (ЭС) - характерен для лиц, имеющих достаточный уровень знаний, навыков и умений, которые успешно применяют в повседневной жизни и профессиональной деятельности. Характер отношений «человек-природа» при данном типе ЭС

является субъект-субъектным. Таким типом ЭС могут быть наделены как представители НПО, в т.ч. экологической направленности, так и обычные жители, которые активно участвуют в акциях, направленных на защиту природы, как их организаторы или участники - например, озеленение или уборка парковых или лесных зон и т. др. Сюда мы можем отнести следующие подтипы: активный (деятельность становится смыслом профессионального и повседневной жизни) и пассивный (деятельность не как жизненное кредо, а в зависимости от обстоятельств, конкретных событий, например устранение последствий урагана или наводнения и тому подобное).

2. Осознанно-эгоистичный тип экологического сознания - характерен для лиц, имеющих достаточный уровень знаний, навыков и умений, но не применяют их ни в повседневной жизни, ни в профессиональной деятельности. Характер отношений «человек-природа», присущий данному типу ЭС, является субъект-объектным, где природа предстает объектом потребления и жизнедеятельности человека. Носители данного типа ЭС хорошо понимают последствия своих действий, но неустанно продолжают подражать поведению потребителя, используя естественные возможности лишь ради собственной выгоды.

3. Осознанно-отстраненный - представители данного типа ЭС имеют достаточный набор умений и знаний об экологической тематики, но сознательно ничего не делают для защиты окружающей среды, имея для этого возможности, но не имея желания или мотивации к действиям. Характер отношений «человек-природа» по этому типу Эс является объект-объектным.

4. Ограниченно-деятельностный - присущий жителям сельских местностей, людям, которые не имеют достаточного уровня знаний, но на основе собственного опыта действуют в интересах природы, так, например, сельские жители, в отличие от многих городских жителей, не будут собирать лесную ягоду специальными инструментами, которые позволяют быстрее собирать, но вырывают ягоду с корнями, ведь после таких посещений леса много ягодников уничтожается навсегда). Представители этого типа ЭС также могут делиться на активных и пассивных. Характер отношений «человек-природа», присущий данному типу ЭС, является также субъект-субъектным.

5. Ограниченно-эгоистичен - представители такого типа ЭС действуют исключительно ради собственных интересов, при этом они не обладают знаниями о вреде их поступков, умениями и навыками, которые помогли бы им этого не делать. Характер отношений «человек-природа» при этом является субъект-объектным, где природа предстает объектом человеческих целей и потребностей, то есть природная среда выступает исключительно объектом деятельности человека.

Подытоживая вышесказанное, учитывая реалии современного общества, можно выделить три основных типа экологического сознания: альтруистический (характер отношений субъект-субъектный), нейтральный (характер отношений объект-объектный) и прагматический (характер отношений субъект-объектный). Таким образом, мы попытались описать основные типы экологического сознания. Главным критерием при определении их было взято наличие знаний, умений и навыков, которые тем или иным способом касаются взаимосвязи «человек - природа».

Образовательные программы специальностей «Строительство уникальных зданий и сооружений» МГСУ, предусматривающих комплекс экологических образовательных и выборочных компонентов. Среди программных результатов обучения этих специальностей определяется знание проблем и особенностей современных демографических процессов на планетарном, национальном и локальном уровнях, понимание причинно-следственных связей этих процессов, понимание современных тенденций развития общества в условиях глобализации и регионализации.

В современной образовательной системе формированию экологического сознания в высших учебных заведениях уделяется большое внимание, но вопросы практической реализации не раскрыты в достаточной степени. Учитывая это, рассмотрим особенности формирования экологического сознания у студентов.

Цель статьи заключается в исследовании формирования экологического сознания, через анализ предметных компетенций - овладение экологическими дисциплинами соискателей первого (бакалаврского) уровня высшего образования специальности «Строительство уникальных зданий и сооружений» МГСУ.

Экологическое сознание - это сложившееся мировосприятие человека в отношении к окружающей среде. Экологическое сознание может меняться в течение жизни человека и этом случае именно экологические знания, которые формируются через образование формальное и неформальное имеют важное значение.

В высших учебных заведениях экологическое образование является продолжением приобретенных знаний в дошкольных школьных учреждениях образования как формальная составляющая, а также через семейные ценности, культуру и средства информации как неформальная. Оба пути формирования экологического сознания являются актуальными.

Высшие учебные заведения формируют более весомые экологические знания, базирующиеся на различных методах их получения. Результатом является экологическое сознание студента, с ответственностью изучения, сохранения окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, а также осознание места самого человека в окружающей среде. Экологическое образование в вузе делится на 2 направления: профессиональное экологическое образование включая подготовку специалистов для различных отраслей народного хозяйства и нормативная базовая дисциплина для специалистов всех специальностей.

Студенты строительных специальностей в системе непрерывного многоуровневого экологического образования имеют больше возможностей, чтобы сформировать экологическое сознание, ведь строительство уникальных зданий и сооружений как наука имеет широкие пределы изучения как окружающей среды геосистем планеты, так и социальной и экономической составляющей функционирования жизни.

Формирование экологического сознания студентов строительных специальностей осуществляется через наличие в образовательных программах нормативных базовых дисциплин экологического направления. На факультете МГСУ осуществляется подготовка соискателей первого (бакалаврского) уровня высшего образования по образовательным программам подготовки «Строительство уникальных зданий и сооружений» (Педагогические, 2018).

Подготовка высококвалифицированных специалистов, обладающих профессиональными знаниями, необходимыми для выполнения задач и обязанностей в области современной географической науки и практической деятельности. Одним из основных показателей программы «Строительство уникальных зданий и сооружений» является многопрофильная подготовка специалистов для выполнения профессиональных и практических задач в области современной географии, краеведения, практическая строительная подготовка по планированию территорий в контексте устойчивого развития, рационального природопользования. Обучение по программе «Строительство уникальных зданий и сооружений» предусматривает подготовку специалистов в сфере строительного образования, методики обучения географии в общеобразовательных учебных заведениях и учреждениях внешкольного образования.

Образовательные программы по данным специальностям предусматривают овладение студентами дисциплины экологического направления, входят в цикл общей и профессиональной подготовки как обязательными, так и выборочными компонентами (табл. 1).

Таблица 1. Перечень дисциплин экологического направления образовательных программ _специальности «Строительство уникальных зданий и сооружений» _

Специальность «Строительство уникальных зданий и сооружений /дисциплины» Кредиты Специальность Кредиты

1. Цикл общей подготовки Обязательные компоненты ОК

Основы экологии и экология человека 4 - -

1. Цикл общей подготовки Выборочные компоненты ВК

Устойчивое развитие общества / глобальные проблемы мира 3 - -

Основы мониторинга окружающей среды / основы заповедного дела 3 - -

Цикл профессиональной подготовки обязательные компоненты ОК -129 0

- - Основы экологии 3,5

Цикл профессиональной подготовки выбо рочные компоненты ВК

Основы экологического воспитания учащихся/ Экономика и Строительство уникальных зданий и сооружений природопользования 4 Основы мониторинга окружающей среды / экологическая экспертиза и аудит 3

Геоэкология / Концепции природопользования 4 Устойчивое развитие общества / Концепции природопользования 3

Управление и экология водных ресурсов/ Глобальные экологические проблемы 4 Медицинская география / глобальные экологические проблемы 3

Анализируя данные образовательные программы на предмет изучения экологии, можно отметить, что они содержат дисциплины «Основы экологии» и «Основы экологии и экология человека» как обязательные компоненты (ОК), но в программе «Строительство уникальных зданий и сооружений», эта дисциплина причислена к циклу общей, а не профессиональной подготовки. Наряду с этим стоит отметить, что 10 дисциплин специальности «Строительство уникальных зданий и сооружений» отнесены к циклу профессиональной подготовки, как выборочные компоненты (ВК), затем студенты имеют возможность выбирать. Относительно кредитного соотношения, то эти дисциплины в цикле обязательных компонентов с 75% составляют 1,66% и 1,45 %, или около 2,2% от возможных кредитов, обязательных дисциплин. Стоит отметить, что по возможности избирательности предметов (ВК), довольно часто предпочтение отдается профессиональным дисциплинам. Поскольку «Строительство уникальных зданий и сооружений» естественная наука и тесно связана с исследованием состояния окружающей среды, то некоторые общие с экологией вопросы перекрываются при изучении этих дисциплин.

Обязательным компонентом цикла профессиональной подготовки студентов, специальности «Строительство уникальных зданий и сооружений» являются учебные практики: «Топографическая. Комплексно-строительная» и «Социально -экономико-строительная».

Комплексно-строительная практика, которая проходит на 1 курсе, и происходит на базе компании ПИК (соглашение о сотрудничестве), дает возможность студентам совершенствовать на практике полученные теоретические знания. Прорабатываются главные направления и системы мер в области охраны окружающей среды; отслеживаются антропогенные трансформации ландшафтных комплексов, рациональное использование природного и демографического потенциала территории и пути его совершенствования.

Социально-экономической практика, происходит на 2 курсе и на основе договора о прохождении практики между МГСУ и Госстроем РФ проходит в районе строительных площадок Московской области. Среди тем индивидуальных заданий есть темы, связанные с исследованием состояния окружающей среды, а также выявление причин его изменений:

- хозяйственная оценка природных условий и ресурсов Московской области;

- развитие рекреационного хозяйства Московской области;

- основные рекреационные объекты Московской области и их характеристика;

- хозяйственные объекты Московской области, негативно влияющие на окружающую

среду;

- актуальные экономические, социальные и экологические проблемы Московской области.

Студентам предоставляется возможность наряду с географическими темами обрабатывать

эколого-экономическую и эколого-социальную составляющую региона.

Завершая 3 курс соискатели специальности «Строительство уникальных зданий и сооружений» проходят производственную практику, где имеют возможность углубить свои знания в определенной области экологической науки, осуществить апробацию знаний, освоить методику прикладных строительных исследований, получить новые умения и навыки, с использованием методов физической и социально-экономической географии, - сбор, систематизация и анализ литературного, картографической и статистической информации для проведения научных исследований и написания курсовых и дипломных работ (проектов); проведение необходимых наблюдений, отбора проб, снятие показателей лабораторных анализов, опросов, анкетирования, экспериментов и другим методов и средств получения первичной эколого-строительной информации.

На этом звене эколого-строительных знаний приобретаются опыт практической стороны оценки состояния окружающей среды. А это та сторона экологического образования, которое еще с большей весомостью формирует экомышление студента. Для студентов специальности «Строительство уникальных зданий и сооружений» производственная практика проходит в СМУ. Среди программных результатов обучения определяет современные образовательные технологии и методики для формирования предметных компетенций учащихся и осуществляет самоанализ эффективности уроков. Наряду с этим среди программных результатов этой практики есть объяснение пространственной дифференциации географической оболочки и географической среды на глобальном, региональном и локальном территориальных уровнях; способность описывать основные механизмы функционирования природных и общественных территориальных комплексов, отдельных их компонентов, классификация связей и зависимости между компонентами природной среды, следовательно это свидетельствует о педагогически-естественно-экологической привязке этого вида обучения студентов.

На завершающем этапе обучения в учреждении высшего образования, согласно образовательной программе и учебных планов подготовки специалистов соискателей первого (бакалаврского) уровня высшего образования специальности «Строительство уникальных зданий и сооружений» строительного факультета, предусматривается выполнение квалификационной работы. Это-самостоятельный научно-исследовательский проект, суммирующий результаты как теоретической, так и практической подготовки в рамках нормативной и вариативной составляющих образовательных программ. Темы квалификационных работ, кроме предложенных кафедрой, можно выбирать самостоятельно, согласно специализации. Соискателями образования избираются темы эколого-строительных направлений исследований.

Темы квалификационных работ специальности «Строительство уникальных зданий и сооружений» посвящены направлениям исследования:

- состояния и перспективы рационального использования водных ресурсов;

- динамика загрязнения атмосферного воздуха;

- анализ источников загрязнения атмосферного воздуха на строительной площадке;

- состояние почв, анализ и оценка земельных ресурсов;

- рекреационные ресурсы и рекреационное природопользование;

- рекреационный потенциал генерального плана;

- эколого-ландшафтный анализ строительной площадки и другие.

Одним из разделов работ соискателей избирается проблемы и перспективы развития, где также сосредотачивается внимание на состоянии окружающей среды.

Самостоятельный выбор студентами эколого-строительного направления квалификационной работы, дает возможность совместить и воплотить практический подход полученных экологических знаний, а значит и повышение их экологического сознания.

Заключение

Согласно проведенного исследования можно отметить, что образовательные программы соискателей первого (бакалаврского) уровня высшего образования специальности «Строительство уникальных зданий и сооружений» МГСУ обеспечивают студентов через предметные компетентности экологоцентрическими знаниями. Несмотря на то стоит отметить, что анализ кредитных соотношений

нормативных дисциплин экологического направления является низким, поэтому можно утверждать о необходимости дальнейшего изучения дисциплин экологического направления студентами-строителями и перевода их в перечень обязательных компонентов, с целью формирования экологического сознания знаний, умений и использования в дальнейшей профессиональной деятельности.

Список литературы

1. Аникина М.Н., Афонина Р.Н., Лесных Е.А., Малолеткина Т.С. Педагогические условия развития творческого мышления студентов в экологическом образовании // Философия образования. 2018. № 2(75). С. 178-185.

2. Итс Т.А. Подходы к формированию системного экологического мышления у студентов бакалавриата // Региональная экология: актуальные вопросы теории и практики: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Вольск, 17 мая 2022 года / Гл. редактор А.В. Чурсинов. Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда», 2022. С. 79-82.

3. Любушкина Л.А. Особенности формирования экологического мышления студентов // Научные исследования и разработки в эпоху глобализации: Сборник статей Международной научно-практической конференции, Киров, 05 февраля 2016 года / Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. Киров: Общество с ограниченной ответственностью "Аэтерна", 2016. С. 159-162.

4. Онуфриенко И.В. Формирование экологического мышления у студентов-инженеров // Фундаментальные и прикладные научные исследования: материалы Международной научно-практической конференции НИЦ «Поволжская научная корпорация», Самара, 31 января 2016 года. Самара: Общество с ограниченной ответственностью "Офорт", 2016. С. 49-50.

5. Савеня Т.Ю. Проектно-технологическое обучение как способ формирования экологического мышления студентов на практических занятиях дисциплины "Общая экология" // Вестник профессионального образования. 2019. № 4(11). С. 89-92.

6. Таучелова З.В., Агаева Ф.А. Формирование экологического мышления у студентов // Международный студенческий научный вестник. 2016. № 3-3. С. 469.

7. Шатская Н.В. Способы формирования экологического мышления студентов // Итоги научно-исследовательской деятельности 2016: изобретения, методики, инновации: сборник материалов XVII международной научно-практической конференции, Москва, 23 декабря 2016 года. Москва: Издательство "Олимп", 2016. С. 507-509.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Шейгец Р. В. Экологического образование и формирование экологического мышления студентов // Научный альманах. 2016. № 3-2(17). С. 321-325.

9. Шушпанова Д. В. Формирование экологического мышления у студентов вузов во время внеаудиторных занятий // Молодой ученый. 2017. № 8(142). С. 382-386.

10. Юшаева Р.С.Э., Яндарбаева Л.А., Абдулханов М.Ш. Воспитание экологического мышления студентов // Фундаментальные основы инновационного развития науки и технологического образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Грозный, 27 ноября 2020 года. Махачкала: Чеченский государственный педагогический университет; ИП Овчинников Михаил Артурович (Типография Алеф), 2020. С. 117-121.

A model for the formation of moral and aesthetic components of ecological consciousness among

students

Kseniia S. Ogorodnikova

teacher

Moscow State University Of Civil Engineering (National Research University) Moscow, Russia 9524648@gmail.com 0000-0002-5172-2236

Received 07.06.2022 Accepted 12.07.2022 Published 15.08.2022

CM0.25726/d3303-5863-9857-f

Abstract

The development of the society of each state on the basis of the requirements of the ecological axiom of modernity determines the essence of the ecological consciousness of citizens. The environmental hazards that exist in today's conditions are the result of the low level of ecological culture of the past. There is a need to form an ecocentric consciousness of students of the Faculty of Construction, as future highly qualified specialists-builders and teachers. The acquired ecological and social consciousness, through mastering the disciplines of the ecological direction of builders, will determine the future professional ecological and social characteristics of a person, but also his lifestyle, level of culture, intellectual development in accordance with the strategy of sustainable development of society. The issues of ecological thinking and culture research are closely related to various branches of science. It is important for researchers to determine the right approach to the formation of consciousness as a factor in the formation of an integral society, and not only as a level of knowledge, but also the possibility of its application in future professional activity. Questions of professional training of the future profession-builders, are given in the research work of scientists. The authors focus on the role of the formation of environmental competence in future specialists.

Keywords

ecology, consciousness, students, development, model.

References

1. Anikina M.N., Afonina R.N., Lesnyh E.A., Maloletkina T.S. Pedagogicheskie uslovija razvitija tvorcheskogo myshlenija studentov v jekologicheskom obrazovanii // Filosofija obrazovanija. 2018. № 2(75). S. 178-185.

2. Its T.A. Podhody k formirovaniju sistemnogo jekologicheskogo myshlenija u studentov bakalavriata // Regional'naja jekologija: aktual'nye voprosy teorii i praktiki: Sbornik materialov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem, Vol'sk, 17 maja 2022 goda / Gl. redaktor A.V. Chursinov. Cheboksary: Obshhestvo s ogranichennoj otvetstvennost'ju «Izdatel'skij dom «Sreda», 2022. S. 7982.

3. Ljubushkina L.A. Osobennosti formirovanija jekologicheskogo myshlenija studentov // Nauchnye issledovanija i razrabotki v jepohu globalizacii: Sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Kirov, 05 fevralja 2016 goda / Otvetstvennyj redaktor: Sukiasjan Asatur Al'bertovich. Kirov: Obshhestvo s ogranichennoj otvetstvennost'ju "Ajeterna", 2016. S. 159-162.

4. Onufrienko I.V. Formirovanie jekologicheskogo myshlenija u studentov-inzhenerov // Fundamental'nye i prikladnye nauchnye issledovanija: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj

konferencii NIC «Povolzhskaja nauchnaja korporacija», Samara, 31 janvarja 2016 goda. Samara: Obshhestvo s ogranichennoj otvetstvennost'ju "Ofort", 2016. S. 49-50.

5. Savenja T.Ju. Proektno-tehnologicheskoe obuchenie kak sposob formirovanija jekologicheskogo myshlenija studentov na prakticheskih zanjatijah discipliny "Obshhaja jekologija" // Vestnik professional'nogo obrazovanija. 2019. № 4(11). S. 89-92.

6. Tauchelova Z.V., Agaeva F.A. Formirovanie jekologicheskogo myshlenija u studentov // Mezhdunarodnyj studencheskij nauchnyj vestnik. 2016. № 3-3. S. 469.

7. Shatskaja N.V. Sposoby formirovanija jekologicheskogo myshlenija studentov // Itogi nauchno-issledovatel'skoj dejatel'nosti 2016: izobretenija, metodiki, innovacii: sbornik materialov XVII mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Moskva, 23 dekabrja 2016 goda. Moskva: Izdatel'stvo "Olimp", 2016. S. 507509.

8. Shejgec R.V. Jekologicheskogo obrazovanie i formirovanie jekologicheskogo myshlenija studentov // Nauchnyj al'manah. 2016. № 3-2(17). S. 321-325.

9. Shushpanova D.V. Formirovanie jekologicheskogo myshlenija u studentov vuzov vo vremja vneauditornyh zanjatij // Molodoj uchenyj. 2017. № 8(142). S. 382-386.

10. Jushaeva R.S.Je., Jandarbaeva L.A., Abdulhanov M.Sh. Vospitanie jekologicheskogo myshlenija studentov // Fundamental'nye osnovy innovacionnogo razvitija nauki i tehnologicheskogo obrazovanija: Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Groznyj, 27 nojabrja 2020 goda. Mahachkala: Chechenskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet; IP Ovchinnikov Mihail Arturovich (Tipografija Alef), 2020. S. 117-121.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.