Научная статья на тему 'Формирование парадигмы устойчивого развития в сознании студентов на занятиях по английскому языку в вузе'

Формирование парадигмы устойчивого развития в сознании студентов на занятиях по английскому языку в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
30
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРАДИГМА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ХАРАКТЕР ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / УЧЕБНАЯ И ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SUSTAINABLE DEVELOPMENT PARADIGM / INTERDISCIPLINARY CHARACTER OF FOREIGN LANGUAGE / CULTURAL AND PROFESSIONAL COMPETENCES / CURRICULAR AND EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лучникова Алёна Вячеславовна, Тутынина Татьяна Ивановна

Статья посвящена вопросу о необходимости формирования парадигмы устойчивого развития сознании студента. Рассмотрена совокупность общекультурных и в профессиональных компетенций при формировании экологического сознания бакалавров естественных специальностей. Авторы подчёркивают возможность формирования парадигмы устойчивого развития в процессе обучения английскому языку путем использования экологически ориентированного учебного материала, который вводится приемами и методами, которые приближают учебный процесс к будущей профессиональной деятельности или имитирует её.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лучникова Алёна Вячеславовна, Тутынина Татьяна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HOW TO FORM A SUSTAINABLE DEVELOPMENT PARADIGM IN STUDENTS' MINDS AT ENGLISH CLASSES

The article is devoted to the importance to form the sustainable development paradigm in students' minds. The synthesis of cultural and professional competences when developing ecofriendly attitude is considered. Ecologically oriented materials used at English classes that imitate real professional activity help develop the sustainable development attitude to the environment.

Текст научной работы на тему «Формирование парадигмы устойчивого развития в сознании студентов на занятиях по английскому языку в вузе»

УДК 378

Лучникова Алёна Вячеславовна

Старший преподаватель кафедры английского языка профессиональной коммуникации, Пермский государственный национальный исследовательский университет. 614990, г. Пермь, ул. Букирева, д. 15. Тел.: 8(342)2396833. E-mail: lav168@mail.ru

Тутынина Татьяна Ивановна

Старший преподаватель кафедры английского языка профессиональной коммуникации, Пермский государственный национальный исследовательский университет. 614990, г. Пермь, ул. Букирева, д. 15. Тел.: 8(342) 2396833. E-mail: tandasek@gmail.com

ФОРМИРОВАНИЕ ПАРАДИГМЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В СОЗНАНИИ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ

Статья посвящена вопросу о необходимости формирования парадигмы устойчивого развития в сознании студента. Рассмотрена совокупность общекультурных и профессиональных компетенций при формировании экологического сознания бакалавров естественных специальностей. Авторы подчёркивают возможность формирования парадигмы устойчивого развития в процессе обучения английскому языку путем использования экологически ориентированного учебного материала, который вводится приемами и методами, которые приближают учебный процесс к будущей профессиональной деятельности или имитирует её.

Ключевые слова: парадигма устойчивого развития, междисциплинарный характер иностранного языка, общекультурные и профессиональные компетенции, учебная и внеучебная деятельность.

Введение

Социально-экономическая модель развития общества, которая сложилась в XX в. и была, прежде всего, ориентирована на быстрые темпы экономического роста, привела человечество к пониманию того, что богатства природы, ее способность поддерживать развитие общества и возможности самовосстановления не безграничны, и будущему поколению человечества грозит опасность [Концепция, 1996]. В сложившейся ситуации поиск новых парадигм существования общества актуален.

Одной из таких парадигм становится устойчивое развитие (sustainable development) - это модель развития общества, предложенная в конце 1980-х — начале 1990-х гг. в рамках структуры ООН.

В основе этой концепции лежит важное понимание того, что сохранение социально-экономического роста вместе с сохранением природных богатств возможно только в рамках устойчивого развития общества. Оно предполагает постепенное восстановление экосистем до уровня, который бы гарантировал стабильность окружающей среды [Концепция, 1996].

Основная часть

На наш взгляд, переход российского общества к устойчивому развитию - процесс весьма длительный, поскольку требует решения глобальных по масштабу социальных, экономических, экологических и воспитательных задач. Это требует формирования новых человеческих качеств, без которых переход общества к стандартам устойчивого развития невозможен.

По мере продвижения к устойчивому развитию будут меняться и уточняться представления об устойчивом развитии людей в соответствии с экологическими ограничениями, а сами средства удовлетворения этих потребностей будут совершенствоваться. Это возможно при изменении мировоззрения, систем ценностей и приоритетов, при формировании у населения гражданской позиции и понимания происходящего в окружающем мире.

При сохранении нынешних стереотипов мышления с пренебрежительным отношением к возможностям биосферы невозможно обеспечить экологическую безопасность и осуществить переход к устойчивому развитию. Для того чтобы изменить сложившиеся поведенческие стереотипы, необходимо внедрить аспекты экологического воспитания в образовательные стандарты.

Образовательные стандарты, лежащие в основе рабочих программ учебных дисциплин естественных специальностей, определяют список компетенций и тематику изучаемого материала.

В соответствии с ними бакалавр должен ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей, обладать готовностью принять нравственные обязательства по отношению к окружающей природе, способностью и готовностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности (ОПК-1); а также использовать знания о современной физической картине мира, пространственно-временных закономерностях, строении вещества для понимания окружающего мира и явлений природы (ОПК-2); владеть основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОПК-6) [ФГОС ВО РФ, 2016].

Данные компетенции позволяют формировать экологические знания о существующих экологических проблемах с последующей реализацией этих знаний в экологической деятельности при решении экологических задач.

Приобретенные знания о способах природоохранной деятельности на основе изученного и собственного опыта способствуют развитию профессиональных и личностно-значимых качеств у бакалавров в аспекте осмысления широкого спектра глобальных социальных и экологических проблем и последующего применения в экологической деятельности. Формирование экологического мировоззрения у студентов бакалавров естественных специальностей университета не может быть оптимально достигнуто только изучением профильных дисциплин.

Формирование парадигмы устойчивого развития в сознании обучающихся по программе бакалавриат - наша глобальная междисциплинарная образовательная цель. Одна из важнейших стратегических задач современного экологического образования заключается в пересечении экологических идей и понятий с другими дисциплинами. Данный процесс поможет подготовке экологически грамотных специалистов самого различного профиля [Кошарская, 2015].

Дисциплина «Иностранный язык (английский)» обладает уникальным междисциплинарным характером, что позволяет решать воспитательные и образовательные задачи в рамках занятий по данному предмету, и способствует межпредметной интеграции экологического образования в вузе. Межпредметные взаимодействия определяют межнаучные сферы знаний и дают единство всей структуры содержания образования в его главных циклах учебных предметов: естественнонаучном, общественно-историческом и гуманитарно-эстетическом.

Межпредметная корреляция в системе экологического образования подразумевает согласованность содержания и путей раскрытия законов, принципов и способов функционирования биосферы, которые изучаются во всех естественных науках и связанных с обществом и мышлением. При помощи строго организованной информации, поступающей из смежных дисциплин, может быть выведено новое экологическое знание, получение которого только лишь с помощью одного предмета невозможно [Кошарская, 2015].

Экологическая парадигма определяет экологически безопасную деятельность и регулирует взаимодействие «Человека - Природа», способствуя переходу разумного общества к устойчивому развитию, а также общим действиям мирового сообщества в области решения экологических проблем.

Экологическое образование формирует социокультурные необходимости создания особых языковых стереотипов, а они предлагают особую шкалу ценностей, нужных для осуществления профессиональной деятельности.

Общекультурные компетенции - это фундамент для формирования профессиональных компетенций. Ознакомление с экологическим дискурсом, изучение характерных для этого дискурса языковых моделей помогают студенту «свободно выражать свои мысли на иностранном языке, правильно используя разнообразные языковые средства с целью использования релевантной информации, овладевать основными особенностями определенных тем общения, особенностями предпереводческого анализа научного текста и поиска информации в справочной, специальной литературе и компьютерных сетях, структурировать и интегрировать знания из различных областей деятельности и обладать способностью их творческой обработки, использования и развития в ходе решения актуальных профессиональных задач [Виолина, Лёвкина, Сакияева, 2014].

Процесс формирования парадигмы устойчивого развития в сознании студентов охватывает как учебную, так и внеучебную деятельность и в целях эффективности должен базироваться на принципах единства всех этапов обучения в вузе, а также на формировании межпредметных связей учебных дисциплин.

Большое количество материалов, невероятная актуальность вопросов окружающей среды обеспечивают разнообразие форм и методов работы на практических занятиях по английскому языку, а именно:

1. Задания с целью определения экологической образованности студентов и роста их экологической эрудиции:

• мозговой штурм - это определение понятия «экология», «устойчивое развитие», составление списка существующих экологических проблем: «mind-mapping», «word clusters»;

• тестирование для осознания негативного / положительного влияния на природу: «Quizzes», «Personal Cards»;

• выполнение заданий - тестов для контроля понимания письменных и устных текстов по теме «Экология», их реферирования и компрессии: summaries;

• обсуждение видеоматериалов, фотографий, рисунков экологической тематики -«commercials»;

• поиск эквивалентов экологических терминов в родном языке (ecological awareness, recycling, environmental problems).

2. Задания на формирование критического отношения к экологическим проблемам:

• создание эссе (писем) от лица животных, растений, пострадавших от деятельности человека, взгляд в будущее: argumentative essays, opinion essays;

• составление подписей к рисункам, карикатурам экологической тематики - «making headlines»;

• анализ экологической рекламы и написание рекламных текстов - «advertisements».

3. Коллективные задания творческого характера: диспут, дебаты, круглый стол; проектная деятельность (анализ экологических проблем, причин, последствий и пути их решения):

• «Мой родной город — самый чистый город России»;

• «Проект экологической компьютерной игры»;

• «Экоизобретение» [Виолина, Лёвкина, Сакияева, 2014].

Заключение

Экологическая культура общества - неотъемлемая часть общечеловеческой культуры, способ и результат адаптации и организации жизнедеятельности людей, деятельно-

практическое единство человека с природой, что говорит о необходимости формирования парадигмы устойчивого развития в сознании студентов, если мы хотим сделать из них активных членов нашего социума.

Проектная деятельность, являющаяся эффективным методом развития критического мышления, наряду с другими формами работы дает возможность сформировать у обучающихся самостоятельность, ответственность и активную гражданскую позицию в сфере устойчивого развития. Экосистемная познавательная модель выполняет функции метода познания экологических отношений в системе «Человек - Общество - Природа».

Нормативные правовые акты

1. ФГОС ВПО по направлениям бакалавриата. URL: http://fgosvo.ru/fgosvpo/7/6/1/29 (дата

обращения: 09.03.2018).

2. Концепция перехода РФ к устойчивому развитию. Утв. Указом Президента РФ от 1 апреля 1996 г. № 440. (Собрание законодательства РФ, 1996 г., № 15, ст. 1572).

Список литературы

3. Виолина М.И., Лёвкина Т.А., Сакияева Н.Н. Magister Dixit // Научно-педагогический журнал Восточной Сибири. №3(15). Октябрь, 2014. URL: http://smp.com.ua/work/657423/Formirovanie-ekologicheskojkompetencii-studentov (дата обращения 09.03.2018).

4. Кошарская Е.В. Формирование экологической культуры студентов - будущих химиков в процессе экологически ориентированного обучения английскому языку // Сибирский педагогический журнал, 2015. №2. С. 151-156.

Luchnikova A. V.

Senior Lecturer, ESP Department, Perm State University Tutynina T.I.

Senior Lecturer, ESP Department, Perm State University

HOW TO FORM A SUSTAINABLE DEVELOPMENT PARADIGM IN STUDENTS' MINDS AT ENGLISH CLASSES

The article is devoted to the importance to form the sustainable development paradigm in students' minds. The synthesis of cultural and professional competences when developing eco-friendly attitude is considered. Ecologically oriented materials used at English classes that imitate realprofessional activity help develop the sustainable development attitude to the environment.

Keywords: sustainable development paradigm, interdisciplinary character of foreign language, cultural and professional competences, curricular and extracurricular activities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.