Научная статья на тему 'Формирование экологической компетентности в профессиональной подготовке бакалавров социально-экономического профиля'

Формирование экологической компетентности в профессиональной подготовке бакалавров социально-экономического профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / БАКАЛАВРЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / БИНАРНОЕ ЗАНЯТИЕ / ENVIRONMENTAL COMPETENCE / EDUCATION FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT / BACHELOR OF SOCIO-ECONOMIC PROFILE / PEDAGOGICAL TECHNOLOGY / BINARY TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мельникова Оксана Юрьевна, Герасимова Наталья Олеговна

Проблема и цель. В статье исследуется проблема адаптации подготовки бакалавров социально-экономического профиля к требованиям инновационного социально ориентированного типа развития экономики РФ. Цель статьи представление авторской методики проведения бинарного занятия в контексте образования для устойчивого развития. Методология. Использованы интерактивные педагогические технологии организации и проведения бинарного занятия в образовательном процессе бакалавров социально-экономического профиля в контексте образования для устойчивого развития. Результаты. Теоретический анализ научных исследований позволяет реализовать интегративные технологии, которые позволяют объединить обучение и воспитание, создать условия для диалоговых форм взаимодействия участников образовательного процесса. Приведён пример авторской разработки методического обеспечения практического занятия для бакалавров социально-экономического профиля на основе интегративной технологии. Выводы. В заключении авторами обосновано, что проведение подобных занятий с использованием интегративной технологии обучения способствует: повышению качества усвоения знаний; формированию исследовательских компетенций, осуществлению перехода от репродуктивного к продуктивному уровню освоения знаний, созданию механизмов самостоятельного поиска и навыков исследовательской деятельности; формированию мировоззрения личности обучающегося; развитию творческих способностей, что в целом позволяет формировать профессиональные компетенции бакалавров социально-экономического профиля с учётом концепции устойчивого развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мельникова Оксана Юрьевна, Герасимова Наталья Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF ECOLOGICAL COMPETENCE OF BACHELORS IN SOCIO-ECONOMIC PROFILE IN THE PROCESS OF VOCATIONAL TRAINING

Introduction. The article deals with the problem of bachelors of socio-economic profile training adaptation to the requirements of innovative socially oriented type of economic development of the Russian Federation. The purpose of the article is to present the author's methodology of binary training in the context of education for sustainable development. Methodology. Interactive pedagogical technologies of binary classes organization and carrying out in the educational process for bachelors of socio-economic profile in the context of education for sustainable development are used. Results. Theoretical analysis of scientific research makes it possible to implement integrative technologies combining learning and education and to create conditions for interactive forms of interaction between participants in the educational process. An example of the author's development of methodical support for practical lesson for bachelors of socio-economic profile based on integrative technology is given. Conclusions. In conclusion, the authors reasoned that conducting such lesson using integrative learning technology contributes to: quality improvement of mastering knowledge, formation of research competencies, implementation of the transition from reproductive to productive level of study, creation of mechanisms of independent search and skills of research activity, formation of the world outlook, development of creative abilities, which, on the whole allows to form professional competencies of bachelors of socio-economic profile taking into account the concept of sustainable development.

Текст научной работы на тему «Формирование экологической компетентности в профессиональной подготовке бакалавров социально-экономического профиля»

УДК 378.14.015.62 Б01 10.17238^^998-5320.2018.34.122

О. Ю. Мельникова, Филиал Российского государственного профессионально-педагогического университета в г. Омске

Н. О. Герасимова, Омская гуманитарная академия

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

Проблема и цель. В статье исследуется проблема адаптации подготовки бакалавров социально-экономического профиля к требованиям инновационного социально ориентированного типа развития экономики РФ. Цель статьи - представление авторской методики проведения бинарного занятия в контексте образования для устойчивого развития.

Методология. Использованы интерактивные педагогические технологии организации и проведения бинарного занятия в образовательном процессе бакалавров социально-экономического профиля в контексте образования для устойчивого развития.

Результаты. Теоретический анализ научных исследований позволяет реализовать интегративные технологии, которые позволяют объединить обучение и воспитание, создать условия для диалоговых форм взаимодействия участников образовательного процесса. Приведён пример авторской разработки методического обеспечения практического занятия для бакалавров социально-экономического профиля на основе интегративной технологии.

Выводы. В заключении авторами обосновано, что проведение подобных занятий с использованием интегративной технологии обучения способствует: повышению качества усвоения знаний; формированию исследовательских компетенций, осуществлению перехода от репродуктивного к продуктивному уровню освоения знаний, созданию механизмов самостоятельного поиска и навыков исследовательской деятельности; формированию мировоззрения личности обучающегося; развитию творческих способностей, что в целом позволяет формировать профессиональные компетенции бакалавров социально-экономического профиля с учётом концепции устойчивого развития. Ключевые слова: экологическая компетентность, образование для устойчивого развития, бакалавры социально-экономического профиля, педагогические технологии, бинарное занятие, образование для устойчивого развития.

Проблема и цель. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года отмечена необходимость учитывать экологический фактор при переходе от экспортно-сырьевого к инновационному социально ориентированному типу развития экономики страны [1]. Большое внимание в документе уделено формированию к 2020 году сбалансированной экологически ориентированной модели развития экономики и конкурентоспособных производств. Поставленные цели должны быть отражены в современных моделях образования при переходе к постиндустриальному уровню развития российского общества, в связи с чем возникла необходимость пересмотра Федеральных государственных образовательных стандартов социально-экономических направлений подготовки бакалавров в соответствии с целями социально-экономического развития РФ и с учётом основной цивилизационной парадигмы. Важным аспектом становится роль человеческого капитала как основного фактора экономического развития. Поэтому в настоящее время содержание образования должно соответствовать требованиям инновационного социально ориентированного развития страны.

В исследовании мы рассматриваем устойчивое развитие в его классической интерпретации как совокупность экономической, социальной и экологической составляющей образования, следовательно, необходимо усиление экологического аспекта в образовательной программе подготовки бакалавров социально-экономического профиля.

Исследование ЮНЕСКО определяет одну из основных компетенций как «способность человека понять и рассматривать ситуацию относительно "глобальной картины", то есть действовать и принимать решения в рамках большого исторического, культурного или экологического контекста, понимать своё положение в этом контексте, уметь мыслить и действовать на глобальном уровне,

предвидеть долгосрочные и косвенные последствия своих действий» [2]. На основе данного определения авторами сформулирован концепт термина «экологическая компетентность» для бакалавров социально-экономического профиля. Под экологической компетентностью понимается способность человека понимать и рассматривать ситуацию с позиции «глобальной картины природы», то есть действовать и принимать решения в рамках экологического контекста, понимать своё положение в этом контексте, уметь мыслить и действовать на глобальном уровне, предвидеть долгосрочные и косвенные последствия своих действий [3], способствовать устойчивому развитию общества в различных аспектах своей жизнедеятельности.

Методология. Модель формирования экологической компетентности бакалавров социально-экономического профиля через образовательную деятельность представлена на рисунке.

При выборе технологий и методов обучения необходимо сделать акцент не на репродуктивном усвоении представленных знаний, а на формировании готовности к практическому применению полученных знаний в различных ситуациях. Реализация такого процесса возможна с использованием активных и интерактивных методов обучения. Предлагаемые методы могут применяться в таких формах организации обучения, как лекции, семинары, практические занятия, лабораторные работы, интегративные занятия, самостоятельная работа.

Например, использование холистических технологий связано с доминирующей в настоящее время гуманистической парадигмой в образовании и базируется на основных мировых тенденциях. Как сказано в публикации ЮНЕСКО «Переосмысливая образование. Образование как всеобщее благо?», «....сохранение и укрепление достоинства, способностей и благополучия человека в его отношениях с окружающими людьми и с природой должно стать основополагающей целью образования в XXI веке» [2], что, по-нашему мнению, наиболее полно раскрывает сущность холистической технологии как обеспечения полного развития человеческого потенциала (интеллектуального, социального, эмоционального, эстетического и духовного) во всех сферах жизнедеятельности [3].

Целостность образовательной деятельности должна выражаться в единстве эмоционального, эмпирического и теоретического аспектов, что в полной мере раскрывается через использование такой формы организации обучения, как интегративные занятия на основе бинарных (межпредметных) технологий: лекционно-практические занятия междисциплинарного характера с активным использованием ИКТ, интегрированные лабораторно-практические занятия междисциплинарного характера с активным использованием ИКТ и проектной деятельности и т. п.

Межпредметная интеграция способствует реализации интегративных технологий, которые позволяют объединить обучение и воспитание, создать условия для диалоговых форм взаимодействия участников образовательного процесса. Бинарные занятия - одна из форм реализации междисциплинарных связей, которые позволяют интегрировать знания из разных областей для решения одной проблемы, дают возможность применить полученные знания на практике. При этом подготовка и проведение бинарного занятия представляют собой междисциплинарный краткосрочный проект, в котором как соавторы и единомышленники выступают не только преподаватели, но и сами обучающиеся.

Реализация в системе высшего образования практических занятий с использованием описанных педагогических технологий способствует повышению качества усвоения знаний; формированию исследовательских компетенций, осуществлению перехода от репродуктивного к продуктивному уровню освоения знаний, созданию механизмов самостоятельного поиска и навыков исследовательской деятельности; формированию мировоззрения личности обучающегося; развитию творческих способностей, что в целом позволяет формировать профессиональные компетенции бакалавров социально-экономического профиля с учётом концепции устойчивого развития.

В рамках учебных занятий создаются условия, способствующие проявлению активности бакалавров социально-экономического профиля. Интерактивное обучение предусматривает взаимодействие на уровне обучающийся - преподаватель и обучающийся - социоприродная среда. Все участники процесса находятся во взаимодействии между собой, решая поставленные задачи на основе субъект-субъектного взаимодействия.

Результаты. В качестве примера можно привести опыт организации и проведения бинарного занятия интегративного типа для бакалавров социально-экономического профиля по дисциплинам базовой части «Статистика» и вариативной части «Экологическая безопасность» по теме «Социальные блага населения как фактор устойчивого развития цивилизации». Структура проведения бинарного занятия представлена в таблице.

&

СОЦИАЛЬНЫЙ заказ

Конкурентоспособные специалисты для инновационной социально ориентированной экономики страны и региона, владеющие знаниями, умениями и навыками существовать в быстро меняющихся непредсказуемых условиях и способствующие в своей профессиональной деятельности устойчивому развитию региона и страны в целом

£ <С П

§ .а

Я н

1 е о

о si Я

- о Ч Я ® о g а —

о И

m £ £ t н & 55

Педагогические технологии

1. Информационно -коммуникационные

2. Проблемного обучения

3. Практико-ориентированные

4. Холистические

Увеличение доли интерактивных методов обучения (по сравнению с ФГОС), используемых в образовательной деятельности в контексте решения поставленных задач: диалоговые формы, работа в малых группах, case-study, использование проблемной ситуации, постановка и проведение эксперимента, экскурсии, деловые игры, сотрудничество, выполнение проектов, самообразование

Модель формирования экологической компетентности бакалавров социально-экономического профиля через образовательную деятельность

Выводы. Основным онтологическим аспектом современной высшей школы является возможность социальной адаптивности знаний. Современная система высшего образования должна не только обеспечить студента необходимым багажом знаний, но и сориентировать его на самореализацию личности, умение взаимодействовать с другими членами социума на основе партнёрства и диалога и в целом сформировать самодостаточную личность, понимающую общемировые тенденции развития общества и биосферы.

Таким образом, можно отметить, что интерактивные трехнологии наиболее соответствуют концепции образования для устойчивого развития, позволяя максимально эффективно достигать поставленные цели, а именно формирование экологической компетентности бакалавров социально-экономического профиля через учебную деятельность.

Интерактивные технологии (диалоговые формы, работа в малых группах, case-study, использование проблемной ситуации, постановка и проведение эксперимента, экскурсии, деловые игры, сотрудничество, выполнение проектов, самообразование) наиболее соответствуют концепции образования для устойчивого развития, так как предусматривают взаимодействие на уровне обучающийся - преподаватель и обучающийся - социоприродная среда. Все участники процесса

находятся во взаимодействии между собой, решая поставленные задачи на основе субъект-субъектного взаимодействия.

Структура бинарного занятия интегративного типа

Дисциплины

Статистика

Экологическая безопасность

Цель

Привлечение внимание обучающихся к проблеме нерационального использования природных ресурсов и загрязнения окружающей среды путем расчета личного экологического следа

Задачи

1. Провести сравнительный анализ величины экологического следа, обсудить пути его уменьшения.

2. Применить методы социальной статистики для оценки природоиспользования имеющихся ресурсов на мировом рынке и в РФ

1. Актуализировать понятие «экологического следа».

2. Собрать и проанализировать информацию о практических действиях по уменьшению экологического следа

Этапы занятия

1. Проблемная бинарная лекция с наглядным представлением материала в виде презентации

Тема «Статистический анализ показателей использования природных ресурсов»

Тема «Ограниченность природных ресурсов как фактор устойчивого развития»

2. Практическая работа с целью освоения приёмов социальной статистики и расчёта экологического следа

Форма работы: в малых группах. Содержание работы: анализ отдельных пунктов экономической статистики указанных стран (составление диаграммы).

Алгоритм выполнения по вариантам. Каждой подгруппе предлагается проанализировать отдельные данные экономической статистики для стран, используя информацию сайта (http://mostinfo.su/):

• доля производства электроэнергии - от ископаемого топлива в странах мира,

• потребление нефти странами мира,

• численность населения стран мира в 2015 году,

• земля под выращивание зерновых (в га),

• площадь лесов (в кв. км).

Форма отчёта: выполненные задания сохраняются в электронном виде_

Форма работы: индивидуальная.

Содержание работы: расчёт экологического следа.

Алгоритм выполнения:

1. Откройте сайт WWF (http://www.wwf.ru/ resources/footprint/calculator).

2. Используя программу «Расчёт вашего экологического следа», ответьте на вопросы представленной анкеты.

3. Результаты теста фиксируйте в Exel-таблице «Мой экологический след» (используется информационно-образовательная среда учебного заведения). Форма отчета: автоматический подсчёт экологического следа, заполнение сводной Exel-таблицы «Экологический след»

_3. Защита обучающимися мини-проектов. Составление дорожной карты_

Форма работы: устная работа с элементами тренинга.

Содержание работы: заполнение Дорожной карты перехода к «зелёной экономике». Алгоритм выполнения.

Отразить результаты распределения экономического следа. Проанализировать результаты рассчитанных экономических показателей, определяющих потребление ресурсов. Представить предложения по снижению экологического следа в повседневной жизни по категориям ресурсов. Форма отчёта: составление Дорожной карты по следующей схеме:

Дорожная карта перехода к «зелёной экономике»

Транспорт Питание Энергия Жильё Вода и бумага

Библиографический список

1. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 10.02.2017) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/ (дата обращения: 25.02.2018).

2. Развитие ключевых компетенций в образовании: некоторые уроки из международного опыта [Электронный ресурс]. URL: http://www.ibe.unesco.org/cops/russian/IBE_Competences.pdf (дата обращения: 28.02.2018).

3. Мельникова О. Ю. Формирование экологической компетентности студентов экономических направлений подготовки в контексте образования для устойчивого развития // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 7. С. 131-134. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21795102 (дата обращения: 22.02.2018).

4. Переосмысливая образование. Образование как всеобщее благо? [Электронный ресурс]. URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0023/002325/232555r.pdf (дата обращения: 25.02.2018).

5. Королёв А. Н. Использование активных и интерактивных форм обучения дисциплинам естественнонаучного и гуманитарных циклов в системе НПО-ВПО в условиях компетентностного подхода подготовки специалистов // Инновационные технологии организации обучения в техническом вузе: материалы междунар. науч.-метод. конф. 24-25 апреля 2012 г. [ред. кол.: С. А. Болдырев (отв. ред.) и др.]. Пенза: ПГУАС, 2012. С. 140-144. URL: http://bib.convdocs.org/v9161/?download=1#6 (дата обращения: 25.02.2018).

O. Yu. Mel 'nikova,

Саndidate of Biological Sciences, Associate Professor, head integrated basic Department

of professional and pedagogical education, Branch of the Russian State Vocational Pedagogical University in Omsk, 15 Dobrolyubova st., 644005, Omsk, Russian Federation ORdD ID: https://orcid.org/0000-0002-4229-0523

N. O. Gerasimova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of Economics and personnel management,

Omsk humanitarian Academy, 2а 4th Cheluskintsev st., Omsk, 644105, Russian Federation ORdD ID: https://orcid.org/0000-0001-5811-0374

FORMATION OF ECOLOGICAL COMPETENCE OF BACHELORS IN SOCIO-ECONOMIC PROFILE IN THE PROCESS OF VOCATIONAL TRAINING

Introduction. The article deals with the problem of bachelors of socio-economic profile training adaptation to the requirements of innovative socially oriented type of economic development of the Russian Federation. The purpose of the article is to present the author's methodology of binary training in the context of education for sustainable development.

Methodology. Interactive pedagogical technologies of binary classes organization and carrying out in the educational process for bachelors of socio-economic profile in the context of education for sustainable development are used.

Results. Theoretical analysis of scientific research makes it possible to implement integrative technologies combining learning and education and to create conditions for interactive forms of interaction between participants in the educational process. An example of the author's development of methodical support for practical lesson for bachelors of socio-economic profile based on integrative technology is given.

Conclusions. In conclusion, the authors reasoned that conducting such lesson using integrative learning technology contributes to: quality improvement of mastering knowledge, formation of research competencies, implementation of the transition from reproductive to productive level of study, creation of mechanisms of independent search and skills of research activity, formation of the world outlook, development of creative abilities, which, on the whole allows to form professional competencies of bachelors of socio-economic profile taking into account the concept of sustainable development.

Keywords: environmental competence, education for sustainable development, bachelor of socioeconomic profile, pedagogical technology, binary training, education for sustainable development.

References

1. Order of the Government of the Russian Federation of 17.11.2008 N 1662-p (ed. from 10.02.2017) "On the Concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period up to 2020". URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/ (accessed: 25.02.2018).

2. Development of key competences in education: some lessons from international experience. URL: http://www.ibe.unesco.org/cops/russian/IBE_Competences.pdf (accessed: 28.02.2018).

3. Melnikova O. Formation of ecological competence of students of economic directions in the context of education for sustainable development. Humanities, socio-economic and social Sciences. 2014, no. 7, pp. 131-134. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21795102 (accessed: 22.02.2018).

4. Rethinking education. Education as a common good? URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0023/ 002325/232555r.pdf (accessed: 25.02.2018).

5. Korolev A. N. The use of active and interactive forms of teaching of disciplines of natural-scientific and humanitarian cycles in the system of NGO-University in conditions of competence approach training specialists. Innovative technologies of training in technical universities: proceedings of the international. scientific. -method. Conf. April 24-25, 2012 [ed. count.: S. A. Boldyrev (resp. ed.) and others]. Penza: PGUAS, 2012. рр. 140-144. URL: http://bib.convdocs.org/v9161/?download=1#6 (accessed: 25.02.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поступила в редакцию 31.05.2018 © О. Ю. Мельникова, Н. О. Герасимова, 2018

Авторы статьи:

Оксана Юрьевна Мельникова, кандидат биологических наук, доцент, зав. интегрированной базовой кафедрой профессионально-педагогического образования, Филиал Российского государственного профессионально -педагогического университета в г. Омске, 644005, ул. Добролюбова, 15.

Наталья Олеговна Герасимова, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и управления персоналом, Омская гуманитарная академия, 644105, 4-я Челюскинцев, 2а.

Рецензенты:

Е. Н. Арбузова, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры основ безопасности жизнедеятельности и методики обучения биологии, Омский государственный педагогический университет. И. Б. Гилязова, кандидат педагогических наук, доцент, Омский государственный педагогический университет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.