Essential characteristics of cultural and educational work of a primary school teacher
There is given the notion "cultural and educational work of a primary school teacher", marked out and substantiated the functions and components of cultural and educational work of a primary school teacher.
Key words: functions of cultural and educational work of a primary school teacher, primary school teacher, education, cultural and educational work, components of cultural and educational work of a primary school teacher, work.
(Статья поступила в редакцию 3.07.2015)
С.г. батырева
(Москва)
модель формирования коммуникативной компетенции младших школьников в образовательном процессе
Рассмотрена модель образовательного процесса по формированию коммуникативной компетенции как планируемого результата начального общего образования в соответствии с ФГОС НОО.
Ключевые слова: ФГОС НОО, коммуникативная компетенция, планируемые результаты, модель процесса формирования.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее ФГОС НОО), одним из планируемых результатов обучения в начальной школе является освоение обучающимися «новых компетенций» [1].
Однако в отечественной педагогике в настоящее время нет единого понимания этого термина. Существуют разнообразные подходы к определению структуры и содержания компетенций. Неопределенность понятия компетенции как результата общего образования в теории крайне осложняет задачу его до-
стижения на практике. При этом следует отметить, что значительная часть ученых, проводящих исследования по проблеме формирования компетенций, склоняется к тому, что компетенцию целесообразно рассматривать как соответствие унифицированному набору полномочий или требований, задаваемому извне параметрами соответствующей деятельности или социальной роли.
В ФГОС НОО в качестве планируемых результатов начального общего образования определены ключевые компетенции [1], которые являются базовыми, универсальными, необходимыми всем. Номенклатура и содержание ключевых компетенций задаются параметрами той социальной роли, которая формируется на уровне начального общего образования - «социальной роли ученика» [2].
Одной из ведущих ключевых компетенций как результата начального общего образования является «коммуникативная компетенция» [3] младшего школьника. Исходя из требований ФГОС НОО к достижению планируемых результатов, коммуникативную компетенцию младших школьников можно рассматривать как соответствие требованиям к освоению представлений о способах, целях и видах коммуникации, предметных и универсальных коммуникативных действий, устойчивого позитивного опыта их применения и системы мотивов, отношений и ценностей коммуникативной деятельности младших школьников.
В такой интерпретации коммуникативная компетенция приобретает особую значимость на уровне начального общего образования, т.к. речевое общение является основным условием развития мышления и речи ребенка, а именно в младшем школьном возрасте окончательно формируются внутренняя речь, эмпатия, монологическая речь и закладываются основы письменной речи. Формирование коммуникативной компетенции как результата начального общего образования является условием успешности дальнейшего обучения младших школьников.
В этой связи специфика формирования коммуникативной компетенции младших школьников как планируемого результата на уровне начального общего образования, безусловно, представляет теоретический и практический интерес. Результаты исследований позволяют утверждать, что формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уровне начального общего образования бу-
О Батырева С.Г., 2015
дет эффективным при соблюдении следующих условий организации образовательного процесса: принятие субъектной позиции младшего школьника в коммуникации; отказ от авторитарного стиля педагогической деятельности; учёт возрастных особенностей младших школьников [3]; дифференцированный подход к формированию коммуникативной компетенции с учётом индивидуальных особенностей младших школьников; центрирование образовательного процесса по формированию коммуникативной компетенции на позитивном опыте коммуникативной деятельности младших школьников.
Определение структуры и содержания коммуникативной компетенции как планируемого результата начального общего образования, установление условий ее формирования и гипотетическое построение этапов ее формирования позволили сконструировать теоретическую модель образовательного процесса по формированию коммуникативной компетенции младших школьников.
Названная модель включает три этапа: пропедевтический, основной, рефлексивно-оценочный. Каждый из этих этапов представляет собой совокупность условий и шагов, последовательная реализация которых является оптимальным и достаточным условием эффективного формирования коммуникативной компетенции младших школьников.
Рассмотрим подробнее этапы формирования коммуникативной компетенции младших школьников. Как было сказано выше, первым является пропедевтический этап, который выполняет подготовительную функцию и предусматривает обеспечение мотивации младших школьников в коммуникативной деятельности.
На основе стартовой диагностики индивидуальных особенностей младших школьников и компонентов коммуникативной компетенции определяются уровни сформированности коммуникативной компетенции первоклассника: дезадаптивный, предадаптивный, адаптивный и продуктивный.
Стратегия формирования коммуникативной компетенции младшего школьника определяется тем, насколько сбалансированы эти уровни по разным ее компонентам: когнитивному, аксиологическому, интерактивному и эмпирическому.
Не менее важной задачей, которую необходимо решить на пропедевтическом этапе, является коррекция условий формирования коммуникативной компетенции младших школь-
А ШКОЛЫ -
ников. Под коррекцией условий понимается совокупность мер, позволяющая устранить или минимизировать обстоятельства или их причины, затрудняющие формирование коммуникативной компетенции младших школьников. Необходимые предпосылки для этого возникают на основе учёта возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников и дифференцированного подхода к формированию их коммуникативной компетенции.
Решение всех перечисленных задач пропедевтического этапа должно обеспечить мотивацию младших школьников к коммуникативной деятельности, которая, в свою очередь, является основой целеполагания в их коммуникативной деятельности.
Следующий этап формирования коммуникативной компетенции младших школьников - основной. На этом этапе предполагается непосредственное включение ребёнка в деятельность общения. При этом важно сформировать понимание младшими школьниками коммуникации как установления взаимодействия не просто с кем-нибудь, а для достижения определённой цели. В начальной школе необходимо обеспечить понимание следующих целей коммуникации: информационный запрос, информационный обмен, эмоциональное самовыражение, презентация, убеждение и мотивированный отказ.
Следующей задачей основного этапа является формирование когнитивного компонента коммуникативной компетенции, т.е. знаний о видах коммуникации: на родном и иностранном языках, устной и письменной, опосредованной и непосредственной, речевой и неречевой. Для эффективного формирования когнитивного компонента коммуникативной компетенции младших школьников можно использовать следующие методы: рассказ учителя, объяснение, аудирование, сократическая беседа.
Но наиболее эффективными для формирования когнитивного компонента являются урочные формы организации образовательного процесса. В урочной деятельности эти знания формируются строго в соответствии с содержанием предмета.
Внеурочные формы организации коммуникативной деятельности младших школьников позволяют формировать все компоненты коммуникативной компетенции: когнитивный (представления о видах и целях коммуникации), аксиологический (ценностное отношение к коммуникации), интерактивный (взаимодействие разными способами) и эмпириче-
ский (позитивный опыт взаимодействия). Все компоненты коммуникативной компетенции могут формироваться в рамках одного внеурочного занятия.
Надо отметить, что во внеурочной деятельности представления о видах и целях коммуникации не предполагают узкопредметной направленности. Знания носят интегрированный характер, что становится первым шагом для их переноса в новые условия. Это обстоятельство очень важно при формировании интерактивного компонента коммуникативной компетенции младших школьников, включающего такие универсальные способы взаимодействия, как вопрос, ответ, сообщение, высказывание, аргументация, телефонный разговор и т.д. Сформировать эти универсальные учебные умения возможно с помощью таких методов, как беседа (эвристическая, сократическая, демократическая), сюжетно-ролевая игра, дискуссия, диспут.
Следующим этапом формирования коммуникативной компетенции являются контроль и коррекция коммуникативного целеполагания, планирования коммуникации и способов взаимодействия. Контроль коммуникативной деятельности младших школьников предполагает соотнесение самими учащимися выполненных ими коммуникативных действий и их результатов с заданной целью. Под коррекцией понимается активное воздействие на процесс формирования коммуникативной компетенции младшего школьника в целях обеспечения оптимальных условий для успешного её формирования.
Необходимость получения новых результатов начального образования и формирования коммуникативной компетенции как одного из планируемых результатов ставит перед начальной школой задачу - сформировать у младших школьников умение самостоятельно оценивать результаты своей коммуникативной деятельности и коммуникативной деятельности товарищей. Одним из методов формирования оценочной деятельности младших школьников являются разноуровневые коммуникативные задачи, с помощью которых ребёнок сможет оценить собственные достижения в коммуникативной деятельности и достижения товарищей.
В соответствии с моделью формирования коммуникативной компетенции на основе оценки результатов коммуникативной деятельности младшими школьниками под руководством учителя должна быть проведена соответствующая коррекционная работа по всем
названным выше компонентам: когнитивному, аксиологическому, интерактивному и эмпирическому. Последовательная реализация выделенных этапов является оптимальным и достаточным условием эффективного формирования коммуникативной компетенции младших школьников.
Апробация обсуждаемой модели показала, что динамика формирования коммуникативной компетенции младших школьников определяется возрастными и индивидуальными психологическими особенностями обучающихся, особенностями предъявления содержания начального образования, особенностями организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС НОО, формами, методами и средствами формирования коммуникативной компетенции. Формирование коммуникативной компетенции младших школьников как результата начального общего образования на основе предлагаемой модели позволяет каждому ученику овладеть всеми компонентами коммуникативной компетенции на уровне не ниже базового.
Список литературы
1. Батырева С.Г. Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий. Литературное чтение. 2 класс: пособие для учащихся об-щеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2013. C. 84-85 (Работаем по новым стандартам).
2. Мошнина Р.Ш. Обсуждаем новые стандарты: социальная компетентность учащихся // Начальная школа: газ. изд. дома «Первое сентября». 2010. № 1. С. 2-3.
3. Совет Европы: Симпозиум по теме «Ключевые компетенции для Европы»: Док.DECS/SC/ Sec (96)43. Берн, 1996.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
URL: (http://docs.cntd.ru/document/902180656)\. * * *
1. Batyreva S.G. Tipovye zadachi po formirovaniju universal'nyh uchebnyh dejstvij. Literaturnoe chtenie. 2 klass: posobie dlja uchashhihsja obshheobrazovat. uchrezhdenij. M.: Prosveshhenie, 2013. C. 84-85 (Rabotaem po novym standartam).
2. Moshnina R.Sh. Obsuzhdaem novye standarty: social'naja kompetentnost' uchashhihsja // Nachal'naja shkola: gaz. izd. doma «Pervoe sentjabrja». 2010. № 1. S. 2-3.
3. Sovet Evropy: Simpozium po teme «Kljuchevye kompetencii dlja Evropy»: Dok.DECS/SC/Sec (96)43. Bern, 1996.
4. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart nachal'nogo obshhego obrazovanija. URL: (http://docs.cntd.ru/document/902180656).
ПЕДАГОГИКА ШКОЛЫ
Model of communicative competence development of primary school pupils in the process of education
There is considered the model of educational process concerning the development of the communicative competence as a planned result of primary general education in accordance with the Federal state educational standard of primary education.
Key words: communicative competence, Federal state educational standard of primary education, planned results, model of development process.
(Статья поступила в редакцию 3.07.2015)
е.а. фирсова
(волгоград)
модель процесса формирования
исследовательской культуры старшеклассников в условиях ноу гуманитарного направления
Рассматриваются модель процесса формирования исследовательской культуры старшеклассников, подходы для ее конструирования с учетом сущностных характеристик исследовательской культуры, возрастных особенностей учащихся. Обоснованы этапы исследуемого процесса (пропедевтический, эвристический, креативный). Научное общество учащихся гуманитарного направления и исследовательские проекты рассматриваются как условия формирования исследовательской культуры старшеклассников.
Ключевые слова: исследовательская культура, научное общество учащихся, аксиологическая среда гуманитарного образования, проектная деятельность, исследовательские проекты аксиологической направленности.
Исследовательская культура старшеклассников рассматривается как интегративное, динамичное качество личности, характеризующееся совокупностью методологических, общепредметных, рефлексивных знаний и ис-
О Фирсова Е.А., 2015
следовательских умений, ценностным отношением к исследовательской деятельности, проявляющееся в умении проектировать свою исследовательскую деятельность. Формирование исследовательской культуры старшеклассников является процессом целенаправленного развития личности, в ходе которого осознается и принимается смысл ценности «исследовательская деятельность» [6].
Модель процесса формирования у старшеклассников отношения к исследовательской деятельности как ценности, согласно идеям целостного подхода, включает в себя проектирование целей, средств и прогнозируемых результатов (В.С. Ильин).
Основаниями для конструирования модели процесса формирования исследовательской культуры старшеклассников выступили идеи: аксиологического подхода (Г.П. Выжлецов, М.С. Каган, Л.Н. Столович); ценностного подхода в образовании (Е.В. Бондаревская, А.В. Кирь-якова, Л.П. Разбегаева); теории целостного педагогического процесса (Н.М. Борытко, В.И. Ильин, Н.К. Сергеев); деятельностного подхода к организации педагогического процесса (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев); сре-дового подхода к процессу развития и формирования личности ребенка (Л.И. Новикова, Ю.С. Мануйлов, Л.П. Разбегаева).
При определении этапов формирования исследовательской культуры учитывалось, что ключевым условием ее формирования выступает присвоение личностью ценности «исследовательская деятельность». Логика конструируемого педагогического процесса предполагает опору на механизм присвоения ценностей: осознание, осмысление, принятие ценностей (Л.П. Разбегаева).
С учетом обозначенных выше подходов, сущностных характеристик исследовательской культуры, возрастных особенностей старшеклассников выделены пропедевтический, эвристический и креативный этапы процесса формирования исследовательской культуры.
На пропедевтическом этапе происходит осознание школьником значимости исследовательской деятельности. Этот этап является подготовительным в процессе формирования исследовательской культуры, в ходе которого у школьников формируется необходимый объем знаний об исследовательской деятельности, происходит овладение эффективными познавательными стратегиями, т.е. гносеологи-