Научная статья на тему 'Модель формирования инженерной культуры выпускников колледжа на основе интеграции профессиональной и информационной подготовки'

Модель формирования инженерной культуры выпускников колледжа на основе интеграции профессиональной и информационной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Харатян А.Ш., Червова А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель формирования инженерной культуры выпускников колледжа на основе интеграции профессиональной и информационной подготовки»

не готовятся, но магистры готовятся именно как исследователи. Значит в школе, а также в вузах будет вестись исследовательская деятельность, пусть не всеми учителями и преподавателями, но достаточным количеством, больше в вузах, несколько меньше - в школе. Но спросим себя, а сейчас все учителя и преподаватели являются исследователями? К сожалению, нет. Так что в данном отношении мало что изменится.

Но надо знать и ясно понимать, что многоуровневая система обучения имеет и серьезные преимущества, так как бакалавр сам выбирает траекторию своего обучения, подходит к этому творчески, пользуется консультацией тьюторов и постоянной помощью эквайзера. Надо также подчеркнуть, что переход от ЗУНов к компетенциям - также весьма полезный процесс. В первом случае студент получает знания, умения и навыки, а при формировании профессиональных компетентностей бакалавр приобретает новые качества, он способен применять эти знания, умения и навыки, а главное - готов это осуществлять. Эта готовность к деятельности чрезвычайно важна, она делает ЗУНы действительными, полезными, дает явный положительный результат в работе. Кроме того, очень увеличивается время самостоятельной работы бакалавра. Это время становится сравнимым со временем, которое выделено на другие виды обучения. При подготовке бакалавров и особенно магистров самостоятельная работа становится таким же полноценным видом обучения, как лекции, практические и лабораторные занятия. Такая весомая самостоятельная работа бакалавра делает его действительно самостоятельным, уверенным, находчивым.

Переход к кредитной технологии также не вносит каких-то новых трудностей. Мы легко пересчитываем аудиторные часы в кредиты (1 час аудиторных часов в течение семестра и есть один кредит). Но эта технология делает бакалавра более самостоятельным, думающим, все время контролирующим свои действия, так как он должен набирать за семестр нужное число кредитов, следить, чтобы было правильным соотношение кредитов по обязательным дисциплинам и по дисциплинам по выбору. Это приводит к тому, что бакалавр

все время контролирует свою работу, анализирует ее, подсчитывает кредиты, т.е. действует осмысленно, а не живет «по воле волн», подчиняясь расписанию занятий. Он определяет траекторию своего обучения и этим формирует себя как будущего специалиста, сам ищет ту «нишу», которая соответствует его способностям и склонностям, если надо корректирует свою подготовку, вносит в нее изменения. И все это он делает сам. Это очень важно для будущего, он готовится заблаговременно к своей работе, все время думает о ней, вникает в ее особенности и т.п.

Кроме того, применяется теперь и модульный подход к обучению, выделяются модули, предметы в которых как-то связаны друг с другом, решают одну задачу, а выбор этих модулей - также задача бакалавра. Это серьезная задача, решение которой готовит его к жизни, к ориентации в ней, к поиску своего места, к конкурентной борьбе, к умению постоять за себя, защитить свои интересы.

Все это положительное, важное, судьбоносное. На часть из этого мы как-то не обращали внимания, считая, что все это придет само собой. Нет, оказывается, этому надо всему учить, ко всему готовить!

Переход на многоуровневую систему обучения потребует большой дополнительной работы. Необходимо создать новые стандарты, учебные планы, программы новых учебных дисциплин. В части этой работы будет участвовать каждый преподаватель, но работа эта интересная, творческая, развивающая и для всех нас не новая. Включимся в нее, плавно перейдем на новую систему обучения, не ухудшим, а даже повысим подготовку наших выпускников, будем стремиться только к лучшему, большому, значительному.

Нам нечего тревожиться, бояться чего-то, нас ждет работа, наша обычная работа по обучению и воспитанию студентов, которые теперь после окончания учебы будут называться не специалистами, а бакалаврами и магистрами. И, уверен, мы добьемся, что это будут настоящие профессионалы в своем деле, активные работники, хорошо знающие свои задачи и хорошо их решающие!

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ИНЖЕНЕРНОЙ КУЛЬТУРЫ ВЫПУСКНИКОВ КОЛЛЕДЖА НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ И ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ

А.Ш. Харатян, директор Ноябрьского нефтегазового колледжа, аспирант Шуйского государственного педагогического университета, А.А. Червова, доктор педагогических наук, профессор Шуйского государственного педагогического университета

Формирование инженерной культуры мы рассматри- щими уровнями. Прогностический уровень является исход ваем в двух взаимообусловленных аспектах: ным и предполагает формирование методологических под-

ормирование инженерной культуры мы рассматриваем в двух взаимообусловленных аспектах:

- как конкретный вид деятельности по обоснованию, упорядочению, систематизации, проектированию и реализации педагогического процесса профессиональной и информационной подготовки на основе их интеграции с целью достижения указанного результата;

- как определенный период развития студента в процессе реализации педагогического процесса интеграции профессиональной и информационной подготовки, обеспечивающий обучаемому возможность достижения уровня инженерной культуры и открывающий возможности дальнейшего профессионального развития.

Исходя из этого, можно говорить о процессе формирования инженерной культуры как системе деятельности преподавателей и обучающихся. Возникает необходимость осуществить проектирование педагогического процесса как иерархической системы, включающей в себя теоретический и практический уровни систематизации.

Процесс формирования инженерной культуры как системный многоуровневый процесс характеризуется следую-

ходов, основных принципов. Конструктивно-проектировочный уровень включает построение модели педагогического процесса, определение ее качественных параметров, структуры и содержания деятельности преподавателя и обучаемых.

Технологический компонент предполагает определение дидактического инструментария, реализацию адекватного обстоятельствам стиля управления учебным процессам. Результативно-рефлексивный компонент способствует оценке соответствия содержания и эффективности процесса выбранным средствам, предполагает внесение корректив.

В силу многогранности исследуемого объекта сложность процесса формирования является причиной необходимости применения комплексного подхода к поэтапному формированию инженерной культуры в процессе профессиональной и информационной подготовки.

Система формирования инженерной культуры на основе интеграции профессиональной и информационной подготовки имеет свои ведущие объекты, определяющие структу-

ру дидактической модели. Она включает следующие структурные компоненты:

1) формулировка дидактической задачи:

- определение цели педагогического процесса формирования инженерной культуры;

- описание содержания обучения с учетом требований к специальности выпускника и общедидактических требований.

2) разработка методики обучения - определение методов, средств формирования, организационных форм.

Опираясь на структурно-функциональную характеристику педагогической системы, можно выделить следующие компоненты процесса: целевой, содержательный, процессуально-управленческий, оценочно-результативный.

Взаимосвязь компонентов и целостность процесса формирования инженерной культуры опосредуется опорой на методологические положения деятельностного подхода. Согласно концепции деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина и др.), развитие личности происходит в процессе включения в различные виды деятельности.

В виду того, что в процессе профессионального образования студент готовится к определенной деятельности, принципы деятельностного подхода имеют особое значение к организации процесса обучения. По мнению Д.Ф. Чернилевского, именно в процессе деятельности, взаимодействия с внешним миром происходит процесс интерио-ризации - перевод форм внешней деятельности во внутренний план.

Профессиональная и информационная подготовка в условиях технического колледжа имеет четкую функциональную направленность - подготовить личность к профессиональной деятельности, в том числе в условиях международного общения в сфере техники и технологии. Отсюда, на наш взгляд, оправдан контекстный подход как направление развития деятельностного подхода к обучению, сформулированное А.А. Вербицким, которое обеспечивает последовательную трансформацию учебной деятельности студента академического типа через квазипрофессиональную и учебно-профессиональную в профессиональную деятельность молодого специалиста. Согласно данному подходу, формирование инженерной культуры будущего специалиста осуществляется в логике технологического процесса, который составляет сущность деятельности специалиста. Инженерная культура, имея сложную природу, соединяет в себе психолого-педагогические, культурологические, научно-технические, социально-экономические факторы, что обуславливает сложность системного проектирования педагогического процесса ее формирования. Методологический выход может заключаться в применении интегративного подхода (В.С. Безрукова, А.П. Беляева, М.Н. Берулава,

А.Я. Данилюк и др.), который достигается обеспечением целостности содержания профессиональной и информационной подготовки на основе единой цели и средств изучения. Научной основой интегративно-модульной системы (А.П. Беляева) является политеория, способная реализовать переход от многопредметного представления объекта к интегрированному однопредметному построению, обеспечивающему многоуровневое его представление.

Таким образом, вышесказанное позволяет определить следующие подходы к формированию инженерной культуры в процессе обучения в колледже:

• системный подход, заключающийся в рассмотрении процесса формирования профессиональной культуры специалиста с позиции целостной системы составляющих ее многоуровневых компонентов в многообразии их связей и отношений;

• интегративный подход, предполагающий рассмотрение развивающейся образовательной системы как совокупности, органически включающей в себя процессуальные и результирующие составляющие, тем самым делая возможным управление ими;

• деятельностный подход, вызванный к жизни различными формами деятельности в формировании целостной личности специалиста, обладающей высоким уровнем профессиональной культуры.

Совокупность данных подходов позволяет исследовать формирование инженерной культуры с позиций целостной системы компонентов в многообразных связях и отношениях.

Теоретические научные подходы к проблеме формирования профессиональной инженерной культуры составляют прогностический уровень процесса формирования инженерной культуры и требуют разработки конкретной модели процесса формирования культуры будущих техников, а также теоретического обоснования средств реализации этой модели в учебно-воспитательной деятельности технического вуза. Построение модели, определение ее качественных параметров, структуры и содержания деятельности преподавателя и обучаемых составляют содержание конструктивно-проектировочного уровня.

Динамическая модель призвана ориентировать процесс, определить его конкретные цели и пути их достижения. На основе применения выделенных методологических подходов, позволяющих раскрыть целостность исследуемой системы, выявить механизмы, обеспечивающие эту целостность, найти многообразные типы связей и свести их в единую теоретическую картину, нами построена модель формирования инженерной культуры в процессе профессиональной и информационной подготовки (Рис. 1). Технологические основания выражаются в возможности реализации теоретической модели в образовательной практике, представляют совокупность конкретных целесообразных средств, методов и форм обучения, отражающих логику формирования инженерной культуры.Опираясь на структурно-функциональную характеристику педагогической системы, можно выделить следующие компоненты педагогического процесса: целевой, содержательный, процессуальный, оценочно-результативный.

Целевой компонент. Предлагаемая модель основана на принципе целевой доминантности, направленном на выявление доминирующей цели процесса формирования инженерной культуры и подчинению ей всех структурных компонентов этого процесса. Цели подготовки специалиста с заданными характеристиками в процессе профессиональной подготовки предполагают объединение процессов обучения, воспитания, развития.

1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

Комплекс подходов системный деятельностный интегративный Принципы фундаментальности непрерывности профессиональной направленности активности личности

КОМПОНЕНТЫ

Целевой Содержательный Процессуальный Оценочно-результативный

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Профессиональная подготовка Гидравлика Детали машин Теплотехника Физика пласта Электротехника Автомобильные эксплуатационные материалы Эксплуатация машин и оборудования Информационная подготовка Инженерная графика, Инженерно-компьютерная графика, Информационные технологии в профессиональной деятельности,

Инженерная культура специалиста

I

Рис. 1. Модель формирования инженерной культуры на основе интеграции профессиональной и информационной подготовки

Целью формирования инженерной культуры является под-

готовка к конкретным актуальным и перспективным видам деятельности по специальности, востребованной в обществе, обеспечение конкурентоспособности выпускника, поэтому импульс системе задает параметр внешней среды - компонент, содержащий социальный заказ, выражающийся тенденциями социального развития и потребностями рынка труда. Формирование социального заказа происходит под воздействием возрастающего влияния технического прогресса и культуры, повышения требований к уровню культуры специалистов техни-

ческого профиля.

Содержательный компонент предполагает конструирование содержания профессиональной и информационной подготовки как системного объекта, включающего иерархию уровней и характеристики системы, и исходит, согласно принципам обучения, из соответствия содержания профессиональным потребностям будущего специалиста, а также учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения

В процессе формирования инженерной культуры содержательный компонент реализуется посредством взаимовлияния и

взаимообогащения общепрофессиональных дисциплин и информационного цикла, что направлено на эффективное развитие личностного потенциала будущего специалиста, выработку у обучаемых мобильной системы знаний и умений, позволяющих усвоить последующие общепрофессиональные и специальные знания на базе их общностей и единства. Содержательный компонент выражается в систематизации знаний, умений и навыков, ориентированных на структурирование по этапам усвоения и по уровням доступности, в интеграции профессиональной деятельности, в согласовании интегрированного содержания с процессом его реализации.

В Ноябрьском нефтегазовом колледже внедрено компьютерное обеспечение виртуальных лабораторных работ.

По дисциплине «Гидравлика» имеется комплекс лабораторных работ, который включает в себя лабораторные работы по темам: «Формирование свободной поверхности потока при неравномерном плавно изменяющемся движении», «Гидравлический прыжок», «Истечение жидкости через водослив с тонкой стенкой».

По дисциплине «Детали машин» комплекс лабораторных работ включает в себя следующую тематику работ: «Определение КПД цилиндрического редуктора», «Определение КПД червячного редуктора».

По дисциплине «Теплотехника» комплекс виртуальных лабораторных работ включает лабораторные работы на тему «Исследование процесса истечения воздуха из суживающегося сопла».

Комплекс виртуальных лабораторных работ по дисциплине «Физика пласта» включает в себя лабораторные работы по темам: «Отбор и подготовка образцов горных пород к исследованию», «Освобождение образцов породы от содержащихся в них нефти и воды», «Определение водо- и нефтенасыщенности кернов на приборе С. Л. Закса», «Определение плотности породы методом гидростатического взвешивания», «Определение пористости горных пород», «Определение остаточной водона-сыщенности методом центрифугирования».

Комплекс лабораторных работ по дисциплине «Автомобильные эксплуатационные материалы» включает в себя следующие темы лабораторных работ: «Исследование фракционного состава автомобильного бензина», «Определение давления насыщенных паров бензина», «Определение плотности

нефтепродуктов», «Определение водорастворимых кислот и щелочей», «Испытание на медной пластинке».

По дисциплине «Эксплуатация машин и оборудования»_ла-бораторные работы по теме «Кинематика станка-качалки».

Виртуальные лабораторные работы позволяют студенту разрозненные сведения при испытании отдельного образца свести в стройную производственную систему оценки качества отбора и подготовки образцов горных пород к исследованию, а преподавателю увязать учебные цели изучения новой темы с текущей работой инженера. Преподаватель также получает возможность вести интегрированное межпредметное обучение.

По каждой теме виртуальные лабораторные работы содержат:

- информационно-логическую модель выполнения каждой лабораторной работы - обеспечивает студенту наглядное представление о сущности и итогах проводимых работ;

- методические указания - позволяют проводить лабораторные работы;

- рекомендации - способствуют выполнению индивидуальной исследовательской работы студентов по теме;

- методы контроля и оценки знаний.

Иначе говоря, виртуальные комплексы лабораторных работ являются высокоинтегрированным обучающим пособием.

Достоинствами виртуальных лабораторных работ являются:

- доступность и наглядность в работе, т. к. учитывается уровень умений студентов при выполнении работ;

- содержательность, насыщенность необходимыми рисунками, таблицами, указаниями, что позволяет студенту выработать профессиональные знания и умения;

- пригодность для практического использования не только на занятиях, но и в текущей работе инженера;

- возможность работать в заданном темпе самостоятельно и в команде, осознавать полезность полученного результата;

- возможность иметь необходимую информацию, что позволяет студенту быстрее адаптироваться к информационным нагрузкам;

- яркая эмоциональная окрашенность учебно-познавательной деятельности студента на лабораторном занятии.

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РАМКАХ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ Н.Ю. Налётова, старший преподаватель Смоленского филиала Российского государственного открытого технического университета путей сообщения,

Л.М. Троицкая, старший преподаватель Военной академии ВПВО ВС РФ (г. Смоленск)

Из всех задач, стоящих сейчас перед нашим обществом, задача духовно-нравственного образования является наиболее важной. Будущее нашей страны, нашего народа, нашей культуры непосредственно зависит от того, кто придет нам на смену.

В условиях, когда старые неоспоримые ценности были отвергнуты, а новые не полностью определены, возникает нездоровое стремление к материальной обеспеченности и превосходству над другими. Принимая во внимание тот факт, что в вузе происходит постепенный переход учащихся из юношества во взрослую жизнь, мы считаем, что образовательная система просто обязана заложить основу духовности и культуры личности.

Задача современного образования в том, чтобы с опорой на разумное и нравственное в человеке помочь каждому определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение морали общества.

В вузе курсом, позволяющим решать задачи духовно-нравственного образования на основе традиционных ценностей отечественной культуры, является курс «Духовная культура России», основной целью которого является приобщение студентов к её бесконечному, неисчерпаемому духовному потенциалу.

Этот курс является одним из курсов цикла дисциплин специализации профессионального образования по специальности «Культурология». Он тесно связан со всем комплексом гумани-

тарных дисциплин, таких как философия, история, социология, этика.

Основной задачей курса является дать по возможности полноценное представление о многообразии форм русской культуры, ее духовном и эстетическом содержании, так как именно в ней аккумулируются истоки национального самосознания, принципы культурной идентификации. Русская духовная культура является не мифологизированной архаикой, а живым источником для понимания мировоззренческих, культурных, эстетических идеалов, определивших навсегда судьбу нашего народа и страны.

Учебный курс «Духовная культура России» призван в доступной и ясной форме отразить важнейшие вехи эволюции российской государственности и культуры с момента их становления в Древней Руси до нашего времени, а также на основе изложения конкретных фактов и событий минувшего попытаться показать причины и динамику исторического процесса, духовного развития, самосознания русского народа.

В основу рабочей модели курса могут быть положены этапы исторического развития нашего Отечества. Их шесть: Русь языческая, Русь Киевская, Русь моноголо-татарская, Русь Московская, Россия Петровская, императорская и, наконец, советская Россия. Данные периоды разительно отличаются друг от друга культурно-историческими парадигмами и стилями культур, что дает возможность поэтапно выстраивать программу данного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.