Научная статья на тему 'Модель формирования информационной компетентности студентов в процессе активного обучения в техническом университете'

Модель формирования информационной компетентности студентов в процессе активного обучения в техническом университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
180
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / АКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / INFORMATIONAL COMPETENCE / ACTIVE TEACHING / STRUCTURAL AND FUNCTIONAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Доброва Л. В.

Ключевая задача системы современного высшего профессионального образования это подготовка конкурентоспособного специалиста, обладающего высоким уровнем информационной компетентности, востребованного современным рынком труда. В статье описывается и доказывается эффективность структурно-функциональной модели формирования информационной компетентности студентов технических вузов. Представленная модель (по мнению автора) является стержнем формирования информационной компетентности студентов в процессе активного обучения и позволяет решить поставленную задачу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Доброва Л. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forming informational competence of students in the process of active teaching at a technical university

The key task of modern higher professional education is educating a competitive specialist with a top level of informational competence, who is in demand in modern labour market. The article gives a description and proves the efficiency of structural and functional model to form informational competence of students of engineering faculties. The given model (in the authors opinion) is the core of forming informational competence of students in the process of active teaching and allows solving the given task.

Текст научной работы на тему «Модель формирования информационной компетентности студентов в процессе активного обучения в техническом университете»

прогнозирование развития исследуемых объектов, явлений, процессов, осуществлять целостную диагностику текущего состояния объекта и выявлять причины отклонений от намеченных показателей. Он способствует демократизации управления, что проявляется в привлечении к принятию решений коллектива, прежде всего ППС, развитию самоуправления, сочетанию централизации и децентрализации при выполнении управленческих функций. Созданная система мониторинга позволяет наладить обратную связь между управляющей и управляемой подсистемами вуза.

Таким образом, наличие сбалансированной системы показателей, увязанной с УСП и мониторингом, дает возможность системе управления вузом формировать стратегию и взаимодействовать как с внешней средой, так и с основными влиятельными факторами внутренней среды вуза.

Литература

1. Беляев А. А., Коротков Э.М. Системология организации. М.: Инфра-М, 2000. 182 с.

2. Каплан Р., Нортон Д. Сбалансированная система показателей. От стратегий к действию / Пер. с англ. М.: Олимп-Бизнес, 2006. 320 с.

3. Основы современного социального управления: теория и методология / Под ред. В. Н. Иванова. М.: Экономика, 2000. 271 с.

4. Переверзев В., Фомин С. Формирование СМК вуза на основе концепции сбалансированных показателей // Высшее образование в России. 2007. № 6. С. 18 - 25.

5. Рамперсад Х. Универсальная система показателей: как достигать результатов, сохраняя целостность / Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. 352 с.

6. Рычихина Э.Н. Мониторинг как общая функция управления. Ухта: УГТУ, 2007. 140 с.

Доброва Л. В.

Формирование информационной компетентности студентов в процессе активного обучения в техническом университете

Развитие информационных технологий в настоящее время представляет пользователям качественно новые возможности, что влечет за собой развитие информационной компетентности как одной из составляющих общей культуры студентов для свободной ориентации в информационном потоке в системе высшего профессионального образования.

На современном рынке труда особенно востребованы специалисты инженерного профиля с высоким уровнем информационной компетентности, которая является одной из ключевых компетенций, которыми должна обладать личность, способная успешно адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизнедеятельности.

Информационная компетентность является составляющей профессиональной компетентности и предполагает использование современных программных продуктов, привлечение средств информационных технологий для выполнения математических расчетов, обработки данных экспериментов, поиска необходимой информации, осуществления деловой переписки и коммуникаций, владение компьютерной техникой.

Актуальность нашего исследования определена теоретическими концепциями (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Г. Асмолов, В.П. Борисенков, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, Н. Д. Никандров, В.И. Слободчиков, Н.Ф. Талызина, Д.И. Фельдштейн и др.), которые указывают на недостаточную разработку методологических подходов к организации процесса формирования информационной компетентности, которые, на наш взгляд, могут реализовать новую парадигму профессионально-технического образования. Как показывают педагогические исследования (С.И. Архангельский, Ю.К. Бабанский, А.А. Вербицкий, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, В.А. Сластенин, В.Д. Шадриков и др.), необходимы научно обоснованные модели формирования информационной компетентности студентов технических вузов.

Высшее техническое образование должно включать в себя формирование и развитие у студентов способностей к преобразовательной, познавательной, управленческой и информационной деятельности. А это влечет за собой изменение и содержания обучения, и технологий преподавания, поэтому выбранная проблема обусловлена противоречиями между:

- интенсивным потоком накопления информации, быстрым темпом амортизации знаний в современном информационном мире и ограниченными возможностями их усвоения личностью с недостаточным уровнем сформированности информационной компетентности;

- возросшими требованиями общества к уровню подготовки специалистов, использующих информационные технологии, и уровнем информационной компетентности выпускников технических вузов;

- практической значимостью модернизации профессионального образования на основе активных технологий обучения и отсутствием научно обоснованных рекомендаций по их реализации в процессе формирования и развития информационной компетентности студентов технического вуза.

Одной из главных задач высшего профессионального образования является обеспечение уровня информационной компетентности студентов в процессе обучения. Применение традиционных методов не может в полной мере решить эту задачу, поэтому назрела необходимость изменения преподавания информационных дисциплин на технологических факультетах с тем, чтобы обеспечить студентам не только объем общеобразовательных знаний, но и достаточный уровень информационной компетентности. Это возможно в условиях активного обучения. Мы планируем зафиксировать развитие профессионально важных качеств личности, определяющих информационную деятельность инженера.

В настоящее время, на наш взгляд, преподавание учебных предметов естественнонаучного и общепрофессионального циклов в основном обеспечивает узкопрофильную подготовку специалистов. В связи с этим мы считаем, что «Информатика» и «Информационные технологии» выполняют особую функцию в вышеназванных блоках учебного плана по специальностям «Технология машиностроения» (151001) и

«Автомобиле - и тракторостроение» (190201) индустриального университета, выступают в образе метапредмета способов деятельности, требуют внесения дополнений в их стандарты и усиления их авторским спецкурсом со спецпрактикумом «Основы информационной компетентности».

В связи с этим задача нашего исследования состоит в том, чтобы в условиях реформирования высшего технического образования и в рамках государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования теоретически обосновать дополнения содержания учебных предметов «Информатика» и «Информационные технологии»; разработать авторский спецкурс «Основы информационной компетентности»; реализовать представленную в спецкурсе систему активных методов преподавания с целью развития информационной компетентности студентов в процессе их профессиональной подготовки.

В статье рассматривается разработанная нами и опробированная структурно-функциональная модель формирования информационной компетентности студентов в условиях активного обучения, которая обеспечивает эффективность результатов проведенной опытно-экспериментальной работы.

Предлагаемая модель представляет собой целостную систему, включающую следующие структурные компоненты: целевой, содержательный, организационный, функциональный и оценочный.

Первый элемент модели - целевой, обеспечивающий рациональное построение образовательного процесса и представляющий собой три уровня целеобразования: глобальный (развитие информационной культуры личности студента), этапный (развитие рационального стиля информационной деятельности) и оперативный (развитие компьютерной образованности). Выстроенная нами модель имеет иерархическую структуру, в которой каждый из элементов ступени низшего уровня является средством достижения элемента более высокого уровня.

Следующий компонент модели - содержательный, в который входит все, что находится в системе активного обучения: элементы, их отношения, связи, процессы, тенденции развития.

Организационный компонент нашей модели осуществляется через активное обучение, основанное на принципах преемственности, непрерывности, проблемности, личностно-ориентированного и дифференцированного подходов.

На первый план мы выдвигаем принцип организации и осуществления преемственного взаимодействия всех факторов, положительно влияющих на процесс обучения; далее предполагаем движение от компьютерной грамотности через компьютерную образованность к информационной компетентности; затем принцип непрерывности образования рассматриваем как новое явление, которое наблюдается в соотнесении времени приобретения компетенций и времени формирования их в достаточно успешной учебной и профессиональной деятельности. Важным средством реализации разработанной нами организацион-ной компоненты модели является принцип проблемности обучения, основным элементом которого выступает проблемная ситуация, включающая в себя положение, содержащее противоречие и не имеющее однозначного решения. При решении проблемной задачи всегда происходит осознание проблемы, ее формулирование и решение.

Не менее важными являются принципы личностно-ориентированного и дифференцированного подходов в обучении. Для реализации первого осуществляем организацию продуктивного общения и сотрудничества между преподавателем и

студентом, признание и защиту личного достоинства каждого; допускаем в некоторых случаях общение на равных и используем коррективные методы оценки знаний. При организации второго мы учитываем следующие особенности студентов: уровень усвоения необходимых знаний и умений, способности и интерес к изучению информатики и информационных технологий. По сути, личностно-ориентированное обучение предусматривает дифференцированный подход с учетом уровня интеллектуального развития студента, его способностей и задатков.

Функциональные компоненты модели - проектирование, мотивация, организация, контроль, коммуникация. Проектирование определяет успешность выполнения задач, стоящих как перед преподавателем, так и перед студентами. Мотивационный элемент предполагает, что осуществляются меры по стимулированию у студентов интереса, потребности в решении поставленных задач перед определенным циклом обучения. Организация деятельности студентов включает в себя создание благоприятных условий преподавания, четкое распределение функций между студентами, краткое и ясное инструктирование их о способах предстоящей деятельности. Все вышеперечисленные компоненты тесно связаны с контролем. Преподавание предполагает осуществление контроля за ходом усвоения учебного материала. Мы выделяем основные виды контроля: текущий, периодический и итоговый. Не менее важным элементом модели считаем коммуникацию и предполагаем, что на занятиях должны быть сформированы межличностные коммуникационные связи, как между студентами, так и между преподавателем и студентами.

Заключительный структурный компонент в разработанной нами структурно-функциональной модели развития информационной компетентности студентов -оценочный. Суть оценки состоит в выявлении уровня сформированности информационной компетентности.

Структурно-функциональная модель обладает следующими характеристиками: адаптивностью (гибкость к индивидуальным особенностям студентов), открытостью (возможность изменения компонентов, их взаимосвязь), динамичностью (возможность вариативности технологий полного усвоения содержания учебного материала и выборов активных методов преподавания).

Активные методы, включенные в преподавание «Информатики», «Информационных технологий» и спецкурса «Основы информационной компетентности», активизируют познавательную активность студентов, усиливают их интерес и мотивацию, развивают способность к самостоятельности, обеспечивают максимально возможную связь между студентами и преподавателем.

Перспективы наилучшего использования предлагаемой модели мы связываем с внедрением следующих наиболее результативных активных методов обучения:

- Лекции проблемного характера, на которых процесс познания студентов приближается к поисковой, исследовательской деятельности. В этом случае идет реализация активного обучения при использовании исследовательских и проблемных методов изложения материала. Преподаватель формирует задачу, а студент, используя доступные информационные источники, добивается требуемых результатов. Данный подход способствует развитию творческого мышления и позволяет выработать навыки управления информационными потоками. Особенно продуктивны такие подходы при изучении тем: «Понятие информации в различных науках», «Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации», «Количество информации и различные подходы к ее измерению».

- Деловые игры, помогающие моделировать различные управленческие и производственные ситуации с целью принятия решений. При такой форме организации занятий преподаватель должен грамотно формировать и правильно направлять познавательную деятельность студента, учить ориентироваться в информационном пространстве и вовремя представлять необходимую методическую помощь. Поэтому мы считаем, что дисциплины «Информатика» и «Информационные технологии» необходимо дополнить авторским спецкурсом со спецпрактикумом «Основы информационной компетентности».

- Групповые обсуждения - групповые дискуссии по конкретному вопросу в относительно небольших группах. Особенно высока результативность таких занятий при изучении пакета прикладных программ MS Office.

- Мозговой штурм, направленный на генерацию новых идей, стимулирующих творческое мышление каждого участника. Данный метод учитывает особенности развития интеллекта студента и обеспечивает требуемый уровень мотивации обучения. Мы убедились, что именно с него необходимо начинать каждое практическое занятие.

- Метод проектов, ориентированный на творческую самореализацию личности студента, развитие его интеллектуальных возможностей, творческих способностей в процессе создания и использования новых программных продуктов, обладающих объективной или субъективной новизной, имеющих практическую значимость для будущей профессиональной деятельности инженера-технолога. В этом случае средства телекоммуникации, включающие электронную почту, глобальную сеть Интернет, представляют для обучения широчайшие возможности: оперативную передачу на разные расстояния информации любого объема и вида, интерактивность и обратную связь, организацию телекоммуникационных проектов.

- Баскет-метод, основанный на имитации ситуаций (например, студенту предлагается выступить в роли эксперта по компьютерной технике, в процессе подготовки он получает о ней всю необходимую информацию). В этом случае эффективными являются разнообразные технические программные средства (интерактивные доски, специальное программное обеспечение, виртуальные лаборатории и др.). Такой подход позволяет студентам получать и обрабатывать информацию, способствует формированию правильного мировоззрения и развитию интеллектуальных способностей.

- Тренинги, в ходе которых моделируются специально заданные ситуации, дающие возможность развить и закрепить необходимые знания и навыки, изменить свое отношение к собственному опыту и применяемым в работе подходам, обучение с использованием компьютерных обучающих программ. Они повышают интерес участников к учебному процессу и вовлекают в решение информационных задач, позволяют почувствовать ситуацию и определить возможные стратегии собственных действий, поэтому учебный материал закрепляется лучше.

- Анализ практических ситуаций (case-study) для обучения навыкам принятия решений, умения анализировать информацию, выявлять ключевые проблемы, генерировать альтернативные пути решения, оценивать их, выбирать оптимальное решение и формировать программы действий.

Выбор этих методов активного обучения зависит от различных факторов: численность студентов (большинство методов обучения можно использовать в небольших группах); эрудиция, знание смежных дисциплин, уровень развития интеллектуальных способностей и общей подготовки по предмету; дидактические задачи. Они связаны с содержанием учебных дисциплин, адаптированы к преподаванию и ориентированы на

будущую профессиональную деятельность. Проведенное исследование показало, что активные методы:

- развивают умение самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой информационной ситуации, находить свои подходы к решению проблем;

- влияют на подготовку к будущей профессиональной деятельности, вооружая студентов основными знаниями, необходимыми специалисту в его квалификации;

- создают условия для закрепления профессиональных качеств и способностей студентов;

- способствуют развитию коммуникативной компетентности (умения формулировать устные и письменные высказывания, отстаивать в общении свою точку зрения).

Предлагаемая нами модель может работать и давать эффективные результаты формирования информационной компетентности у студентов технических вузов именно на основе активного обучения. Использование преподавателями активных методов в вузовском процессе обучения дает возможность уходить от стереотипов в преподавании, вырабатывать новые подходы к профессиональным ситуациям, развивать интеллектуальные и творческие способности студентов.

Реализация модели вырабатывает качественные и количественные изменения в квалификации специалиста, формирует интегрированное сознание студентов, способствующее их будущей профессиональной деятельности в реальных производственных и социальных условиях. Это, в свою очередь, обеспечивает качественную подготовку будущих специалистов инженерного профиля в системе высшего профессионального образования.

Мы считаем, что в настоящее время перед техническими вузами ставятся задачи: интегрировать традиционные технологии преподавания с использованием новых прогрессивных методов, обеспечивающих формирование у специалистов требуемого уровня подготовки; переместить акцент в определении содержания и методик обучения будущих инженеров на формирование информационной компетентности как одной из основных составляющих профессиональной компетентности.

Литература

1. Анцибор М.М. Активные формы и методы обучения: научно-методическое пособие. Изд. 2. Тула, 1993.

2. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерности и методы: учебно-методическое пособие. М.: Высшая школа, 1980. 368 с.

3. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения (общедидактический аспект). М.: Педагогика, 1977. 256 с.

4. Беспалов П. В. Компьютерная компетентность в контексте личностно-ориентированного обучения // Педагогика. 2003. № 4. С. 41-45.

5. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 3. С. 8-14.

6. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1981. 224 с.

7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском творчестве: психологический очерк. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991. 533 с.

8. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34-42.

9. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. 480 с.

10. Зиновкина М.М. Креативное инженерное образование. (Теория и инновационные креативные педагогические технологии): монография. М.: МГИУ, 2003. 120 с.

11. Лапчик М.П., Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Методика преподавания информатики: учебное пособие для студентов пед. вузов / Под общ. ред. М.П. Лапчика. М.: Академия, 2001. 624 с.

12. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х т. Т.2. / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1983. 318 с.

13. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. 186 с.

14. Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975. 367 с.

15. Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. М.: Педагогика, 1971. 275 с.

16. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М.: Академия, 2004. 480 с.

17. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: МГУ, 1975. 343 с.

Проблемы современной школы Киприянова Е.В.

Гуманистически ориентированная образовательно-профессиональная

среда современной школы

Современная школа претерпевает сегодня существенные изменения, необходимость которых диктуется гуманистическим подходом в образовании. Эти изменения связаны, на наш взгляд, с целостным преобразованием учебно-воспитательной среды, обеспечивающей условия для максимального развития внутреннего потенциала личности, и введением субъект-субъектного учебного сотрудничества, в котором педагог меняет традиционную, «классическую» позицию «над обучаемым» на равноправную позицию «вместе с обучаемым». Развитие среднего образования в этом направлении требует применения целого комплекса методов. Разрабатывая методологические основания данной проблемы, мы предложили следующие методологические принципы гуманистически ориентированного образовательного процесса: персонализация, т.е. ориентация педагога на личность обучающегося, а не на образовательную систему, на сотворчество и продуктивную деятельность учителя и ученика; инновационность, т.е. направленность на создание нового личностно и социально значимого образовательного продукта; социально-культурная ориентация педагога, т.е. создание специально организованной среды, в которой будет формироваться социально-культурный опыт личности; контекстуальная включенность, т.е. ориентация на разработку конкретных образовательных проектов внутри локальной образовательной системы; вариативность предметно-содержательного наполнения образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.