Научная статья на тему 'Экспериментальное обоснование применения комплекса программно-методических и телекоммуникационных средств преподавания информатики для формирования информационной компетентности будущих инженеров в техническом вузе'

Экспериментальное обоснование применения комплекса программно-методических и телекоммуникационных средств преподавания информатики для формирования информационной компетентности будущих инженеров в техническом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
278
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / КОРРЕЛЯЦИЯ / ГИПОТЕЗА / PEDAGOGICAL EXPERIMENT / INFORMATION TECHNOLOGIES / INFORMATION COMPETENCE / EFFECTIVENESS / CORRELATION / HYPOTHESIS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тарнаева Светлана Анатольевна

Рассматриваются результаты педагогического эксперимента по использованию информационных технологий в преподавании курса «Информатика» для студентов технических специальностей. Задачей педагогического эксперимента явилась проверка гипотезы, что комплексное применение совокупности программно-педагогических и телекоммуникационных средств обучения информатике, удовлетворяющих современным представлениям о мультимедийных обучающих курсах, способствует формированию информационной компетентности будущих инженеров как важнейшего компонента профессиональной компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тарнаева Светлана Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIMENTAL VALIDATION OF THE USE OF THE INSTRUCTIONAL SOFTWARE AND TELECOMMUNICATIONS TOOLS FOR TEACHING INFORMATICS AND FOR THE FORMING OF INFORMATION COMPETENCE IN FUTURE ENGINEERS AT A TECHNICAL UNIVERSITY

The author considers the results of the pedagogical experiment of using information technologies while teaching a course in informatics to students of technical specialities. The aim of this experiment was to prove the hypothesis that using a system of instructional software and telecommunication means for teaching informatics that meets the requirements of multimedia courses contributes to the forming of information competence in future engineers as a key component of their professional competence.

Текст научной работы на тему «Экспериментальное обоснование применения комплекса программно-методических и телекоммуникационных средств преподавания информатики для формирования информационной компетентности будущих инженеров в техническом вузе»

Инновации в образовании Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2010, № 5 (1), с. 25-31

УДК 378.096.004

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЛЕКСА ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКИХ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ СРЕДСТВ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНФОРМАТИКИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

© 2010 г. С.А. Тарнаева

Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева

kataeval@rambler.ru

Поступила в редакцию 02.02.2010

Рассматриваются результаты педагогического эксперимента по использованию информационных технологий в преподавании курса «Информатика» для студентов технических специальностей. Задачей педагогического эксперимента явилась проверка гипотезы, что комплексное применение совокупности программно-педагогических и телекоммуникационных средств обучения информатике, удовлетворяющих современным представлениям о мультимедийных обучающих курсах, способствует формированию информационной компетентности будущих инженеров как важнейшего компонента профессиональной компетентности.

Ключевые слова: педагогический эксперимент, информационные технологии, информационная компетентность, эффективность, корреляция, гипотеза.

Одной из основных задач, стоящих перед современным высшим образованием, является подготовка высококвалифицированных инженерных кадров соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособных на рынке труда, компетентных, ответственных, свободно владеющих своей профессией и ориентирующихся в смежных областях знаний, способных к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готовых к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Это объясняется требованиями, предъявляемыми обществом к уровню конкурентоспособности выпускников технического вуза.

В нормативных документах РФ в области образования задачам информатизации придается большое значение. Законы Российской Федерации «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, Государственные образовательные стандарты поставили перед вузами задачу подготовки выпускника как активного субъекта, способного вырабатывать собственную стратегию профессиональной деятельности, в том числе и в области информатизации. В соответствии с концептуальными положениями реформы системы образования в средней, высшей и послевузовской школе, декларируемыми в док-

трине национального образования в России, подготовка будущего специалиста в условиях модернизации образования должна отражать перспективные тенденции развития информационных педагогических технологий в сфере фундаментального, опережающего, открытого и непрерывного образования.

Большая востребованность инженерных кадров определила повышение требований к их профессиональной подготовке. Квалификация современного инженера характеризуется, прежде всего, его способностью творчески решать поставленные перед ним задачи, что требует знания и владения постоянно обновляющимися информационными и телекоммуникационными технологиями. В этой связи возникает необходимость компетентностного подхода к высшему образованию будущих инженеров, который позволяет решить проблему специальной подготовки обучаемых к жизнедеятельности в информационном обществе.

Одним из путей решения данной проблемы является формирование у студентов в процессе обучения информатике информационной компетентности как важнейшего компонента профессиональной компетентности. Формирование информационной компетентности студента -будущего инженера в условиях информатизации всех социально-экономических сфер современного общества невозможно без совер-

шенствования системы высшего информационного образования с помощью новых информационно-коммуникационных технологий, которые открывают для каждой личности уникальные возможности для дальнейшей профессиональной самореализации и комфортного самоощущения в будущей профессии.

Информационная компетентность инженера -качественная характеристика субъекта профессиональной деятельности, которая определяется как совокупность информационных знаний, умений и навыков, необходимых для решения поставленных профессиональных задач.

Информационная компетентность современного инженера предполагает, что кроме знаний технологии своего основного производства он должен:

• знать несколько информационных и телекоммуникационных систем, встроенных в технологию и производство, и владеть ими;

• поддерживать свой уровень квалификации в условиях постоянно изменяющихся информационных и телекоммуникационных средств и появления новых;

• быть готовым быстро или даже оперативно в рамках технологического процесса освоить новый или не применявшийся им ранее информационный ресурс на основе взаимодействия с меню (help) или информационно-справочной системой.

В настоящее время, когда в системе образования происходят фундаментальные изменения, вызванные новым пониманием целей и ценностей образования, разработкой и внедрением новых информационно-коммуникативных технологий, актуальным становится вопрос использования программно-педагогических и телекоммуникационных средств в учебном процессе вуза, и в частности при обучении информатике студентов - будущих инженеров. На первый план выходят вопросы оптимизации различных форм организации обучения, а также разработки критериев для оценки информационной компетентности будущих инженеров.

Создание и применение новых форм и методик образовательной деятельности, новый характер ее организации, применение компьютерных информационных технологий предоставляют педагогам-исследователям широкие возможности для формирования в процессе обучения информационной компетентности студента, что составляет основу его предстоящей профессиональной деятельности. Мультимедийные компьютерные программы и телекоммуникационные технологии открывают учащимся доступ к нетрадиционным источникам информации -

электронным гипертекстовым учебникам, образовательным сайтам, системам дистанционного обучения и т.п., это призвано повысить эффективность процесса обучения информатике, способствовать формированию в процессе обучения информационной компетентности и дать новые возможности для творческого роста студентов. Возможность проектирования учебной дисциплины как дидактической системы позволяет педагогу через информационную составляющую процесса обучения осуществлять целостную технологию обучения.

Для формирования информационной компетентности студентов - будущих инженеров на кафедре прикладной математики Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева был разработан комплекс программно-педагогических и телекоммуникационных средств (ППТС) преподавания информатики, который основывался на следующих положениях:

- обучение студентов базовым знаниям по информатике;

- формирование у студентов умений применять полученные знания для решения стандартных и нестандартных задач;

- обучение студентов тем типам информационных технологий, которые будут ими применяться в профессиональной деятельности на производстве, реализуемое, в частности, при курсовом и дипломном проектировании на других кафедрах;

- формирование у студентов навыков быстрого освоения нового информационного ресурса.

Разработанный комплекс программно-педагогических и телекоммуникационных средств преподавания информатики реализован с помощью информационно-методической системы интерактивного обучения информатике DEIS. Эта система размещена для свободного доступа преподавателей и студентов на страницах образовательного портала кафедры прикладной математики и включает:

- электронный учебник «Информатика для всех» по дисциплине «Информатика», содержащий 86 иллюстраций, рисунков, схем;

- комплекс анимационных и интерактивных моделей, в том числе 4 модели по теме «Решение нелинейного уравнения», 5 моделей по теме «Численное интегрирование», модели к курсовому проектированию по темам «Численное моделирование и анализ переходных процессов в электрической цепи», «Задача динамики разгона и торможения судна», «Численное и графическое моделирование динамических процессов в механической системе вибрационного типа», «Чис-

^ new-flash-book - Windows Internet Explorer И!®

1 "■ | D:\kataeva\flash-book.html v| H X IIpR

1 Файл Правка Вид Избранное Сервис Справка

1 ‘wf new-flash-book a • 0 dfb ” [^Страница ^ Сервис ” 1

Правило Рунге оценки погрешности

Идея состоит в том, чтобы, организовав вычисления значений интеграла по нескольким семействам узлов, затем сравнить результаты вычислений и получить оценку погрешности. Наиболее

], где £я[/] — приближенное

л Метод левых прямоугольников

Правило Рунге оценки погрешности Метод правых прямоугольников

Вычисление с заданной точностью Метод центральных прямоугольников

Метод Монте-Карло Метоп тралений

“Квадратуры 1 аусса “Метод Симпсона

где р — порядок погрешности квадратурной формулы.

Для метода левых прямоугольников р = 1

правых прямоугольников р — 1 средних прямоугольников р = 2 трапеций р — 2 Симпсона р - 4

После подсчета величин £и[/] и £3и[/] кроме оценки погрешности по правилу Рунге можно также дополнительно уточнить приближенное значение интеграла. Величина

: АЛЛ-АЛЛ'1

А ЛЛ = -

2'-1

называется^гаочйеняьш (шш экстраполированным) па Ричардсону значением искомого интеграла.

Для практического вычисления интеграла Д/] с заданной точностью Г выбирается некоторое начальное число п разбиений отрезка [а,Ь] и вычисляются величины £и[/] и £2и[/] Если [й2и[./]| < £,то с точностью £■ полагают £я[/] га/,2я[/]. В противном случае вычисляют значение £+я[/] и сравнивают |-й4я[/]| и £, и

| I || Ф Интернет

100%

Рис. 1. Структура второй главы электронного учебника «Информатика для всех»

ленное и графическое моделирование и исследование кинематических и динамических характеристик механической системы» и другие;

- тестирующий комплекс, интегрированный с базой данных задач, содержащий 550 тестов и 230 задач;

- тренирующий блок, имеющий примеры решения задач (120);

- справочный комплекс, содержащий список основных формул по всем темам раздела «Численные методы», используемых в численных расчетах постоянных, а также глоссарий по всем терминам электронного учебника «Информатика для всех»;

- предметный поиск по ключевым словам;

- систему помощи с путеводителем по курсу и инструкциями по работе;

- обзор Интернет-ресурсов по информатике;

- рекомендуемый список литературы по различным темам курса;

- систему методической поддержки курса.

На страницы образовательного портала DEIS

кафедры прикладной математики может зайти

любой студент или преподаватель НГТУ, предварительно пройдя регистрацию с компьютеров локальной вычислительной сети (ЛВС) университета. Система DEIS функционирует в рамках ЛВС кафедры уже 3 года, получила много положительных откликов со стороны пользователей. Увеличилось количество преподавателей, использующих компьютерные технологии на занятиях. Преподаватели стали применять новые информационные и телекоммуникационные технологии постоянно, а не однажды за весь учебный год. Студенты продолжают использовать ее и после окончания обучения на кафедре, при выполнении курсовых и дипломных работ и в рамках консультативной помощи.

Составной частью системы интерактивного обучения является электронный учебник «Информатика для всех», который состоит из 3 разделов и 22 глав. Раздел 1 «Общая информатика» включает теоретический материал по основным темам курса, раздел 2 «Численные методы в инженерных расчетах» содержит методику проведения 9 компьютерных лабораторных работ

Программа на языке программирования (Фортран)

READ(*,*)a. х Y=ABS(sin(x-a*a))**4 Z=EXP(2 *x)+ACOS(2 *x+a) WRITE (*,*) a, x,Y, Z END

Блок-схема

НАЧАЛО

ВВОД а,х

Г

Y=ABS(sm(x-a*a))**4

,

Z=cxp(2*x)+ACOS(2*x+a)

ВЫВОД а,х, Y,Z

Инструменты

ОСНОВНЫЕ БЛОКИ ДЛЯ ЕЛОК СХЕМ

ОСНОВНЫЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ И ФУНКЦИИ

ЯЗЫК

ПРОГРАММИРОВАНИЯ

Рис. 2. Интерактивная модель написания программ на языке Фортран с использованием составления с помощью инструментов блок-схем

по общей информатике, раздел 3 «Курсовое проектирование» - 4 интерактивные курсовые работы по профилю специальности для студентов технических специальностей.

Курс «Информатика для всех» создан с применением новых компьютерных технологий Macromedia Flash, Scilab, Maxima и включает как демонстрационные, так и обучающие интерактивные модели. Он является интерактивным мультимедийным курсом, ориентированным на новые методы обучения, отвечает задачам ориентации на современный активно-деятельный способ обучения.

На рис. 1 показана структура второй главы электронного учебника «Информатика для всех». Материал излагается с разными степенями сложности, а учащийся сам может выбрать уровень сложности изучаемого материала. Учебный материал, на который необходимо акцентировать внимание студентов, выделяется другим цветом. Переход от темы к теме осуществляется по гиперссылке. Из курса «Информатика для всех» легко попасть на страницы портала DEIS, имеющего главную страницу системы удаленного доступа к ресурсам портала. Данный мультимедийный компьютерный курс задуман как система интеграции учебного курса и системы индивидуального обучения через инновационную кафедральную систему DEIS.

В качестве примера рассмотрим организацию изучения одной из тем курса информатики «Основы алгоритмизации и программирования». Основными формами аудиторных занятий являются лекции и практические занятия.

Развитие новых информационных технологий, и в частности технологий программирования, дало возможность в пределах раздела «Основы алгоритмизации и программирования» давать общенаучные понятия информатики и в то же время формировать и развивать умения и навыки, необходимые пользователю при работе с современным программным обеспечением, т.е. сделать раздел «Основы алгоритмизации и программирования» мостиком между теоретической и практической информатикой.

Четвертый раздел первой главы интерактивного курса «Информатика для всех» представляет собой набор модулей, каждый из которых содержит краткие теоретические сведения, подкрепленные примерами, разобранными типовыми задачами и интерактивными упражнениями. Отработать умение использовать различные алгоритмические конструкции при составлении блок-схем позволяет блок интерактивных упражнений. Умение составлять алгоритмы позволит студентам получить детальное решение любой задачи и может быть использовано при любых технологиях проектирования программ от структурного программирования до объектно-ориентированной и компонентно-ориентированной технологии.

При разработке учебника «Информатика для всех» была создана интерактивная модель, применение которой при изучении темы «Основы алгоритмизации и программирования» облегчает процесс обучения составлению блок-схем и написанию программного кода (рис. 2).

При написании программы и составлении блок-схемы для данной задачи студент нажатием кнопки «Язык программирования», рас-

Рис. 3. Интерактивная модель к выполнению курсовой работы «Численное моделирование и анализ переходных процессов в электрической цепи»

положенной в правом окне интерактивной модели, выбирает тот язык программирования, на котором он будет выполнять поставленную задачу (Рогіхап, Равсаі, С++). При нажатии кнопки «Основные блоки для блок-схем» перед ним раскрывается перечень основных блоков, используемых при составлении блок-схем, а кнопки «Основные математические операции и функции» - перечень стандартных математических функций и операторов для выбранного языка программирования. Далее студент может организовать свою работу двумя способами. Первый способ состоит в следующем: студент начинает решение задачи с составления блок-схемы, выбирает нужный ему на данном этапе решения задачи блок, при этом в окне «Блок-схема» появляется выбранный блок, а в окне «Программа на языке программирования» автоматически появляется соответствующий оператор или стандартная математическая функция, соответствующая выбранному блоку блок-схемы для выбранного языка программирования. Таким образом, выбирая последовательно необходимые блоки, студент составляет блок-

схему для поставленной задачи, а программа на выбранном языке программирования составляется автоматически.

Если студент считает, что решение поставленной задачи ему легче начать с написания программы на выбранном языке программирования, то он может организовать свою работу вторым способом. Выбирая последовательно из имеющегося перечня необходимый на данном этапе оператор или стандартную математическую функцию, в окне «Программа на языке программирования» студент составляет программу. При этом автоматически в окне «Блок-схема» появляется блок-схема для данной задачи. При такой организации решения задачи студент имеет возможность сопоставить определенный блок из блок-схемы с определенным участком программы, что способствует лучшему пониманию принципов организации блок-схем и написания программного кода. Использование такого подхода к изучению темы «Основы алгоритмизации и программирования» показало эффективность предложенной методики.

При создании интерактивного курса «Информатика для всех» особое внимание уделялось выполнению курсовых работ, связанных с выбранной специальностью. Для каждой из курсовых работ в соответствии с будущей специальностью студента были созданы интерактивные модели, позволяющие, варьируя заданные параметры, исследовать процессы в изучаемых системах. Например, при выполнении курсовой работы «Численное моделирование и анализ переходных процессов в электрической цепи» студенты-электрики, выбирая метод решения, изменяя значения заданных параметров (рис. 3), могут наблюдать изменение в цепи силы тока и напряжения, а также определить количество теплоты, выделяемой на определенном резисторе за определенный промежуток времени. Кроме того, интерактивная модель позволяет выполнить численные расчеты на любом из изучаемых студентом языков программирования.

С целью подтверждения эффективности выбранного направления совершенствования системы преподавания информатики и формирования в процессе обучения информационной компетентности студентов - будущих инженеров на протяжении 2006-2008 гг. проводился педагогический эксперимент. Его задачей явилась проверка гипотезы исследования о том, что комплексное применение совокупности программно-педагогических и телекоммуникационных средств обучения информатике, удовлетворяющих современным представлениям о мультимедийных обучающих курсах, способствует формированию информационной компетентности как важнейшего компонента профессиональной компетентности.

Для построения педагогического эксперимента по внедрению в учебный процесс современных информационных компьютерных технологий, изучения их влияния на повышение уровня знаний и формирование в процессе обучения информационной компетентности из контингента студентов были выбраны шесть групп с разным школьным уровнем подготовки по дисциплине «Информатика», изучающих информатику по общей программе. При проведении эксперимента учитывалось требование репрезентативности при подборе экспериментальных и контрольных групп во избежание недостоверности результатов эксперимента [1, 2]. Обучающий эксперимент состоял в проведении занятий с применением ППТС обучения информатике в группах, получивших название экспериментальных. Контрольными являлись группы по специальностям «Динамика и проч-

ность машин», «Кораблестроение», «Электроэнергетика», в которых преподавание информатики велось традиционными методами: использовался стандартный набор компьютерных средств: MathCad, Excel, положительная роль которых в преподавании информатики несомненна и доказана многолетней практикой их использования. Экспериментальными являлись группы по специальностям «Материаловедение в машиностроении», «Биотехнология», «Стрелково-пушечное, артиллерийское и ракетное оружие». В них преподавание велось с применением нового интерактивного курса «Информатика для всех».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В ходе экспериментальной работы по выявлению эффективности проведенного педагогического эксперимента использовались различные методы исследования: наблюдение за учащимися, анализ диагностических контрольных работ, анализ творческого роста студентов, степени их участия в олимпиадах и научно-практических конференциях [3]. Для оценки параметров эксперимента в педагогике применяется нулевая гипотеза. В качестве нулевой гипотезы Н0 было выдвинуто предположение, что уровень сформиро-ванности информационной компетентности не повысился после применения ППТС обучения информатике. Противоположная гипотеза Н была сформулирована в виде: комплексное применение совокупности ППТС обучения информатике способствует повышению уровня формирования информационной компетентности. В ходе проверки гипотезы выявлялось верное утверждение в свете эмпирических данных [4]. Была принята вероятность ошибочного утверждения гипотезы - уровень значимости с обычным значением р = 0.05. После извлечения выборки для полученных эмпирических данных были определены статистический критерий и вероятность того, какая из гипотез верна.

В ходе проверки гипотезы проводилось сравнение уровней сформированности информационной компетентности у студентов с различным уровнем подготовки по информатике в экспериментальных и контрольных группах. Коэффициент корреляции r = -0.37223, что для р < 0.05 свидетельствует о том, что существует умеренная связь. Таким образом, принимается альтернативная гипотеза. Следовательно, распределение результатов выполнения диагностического контрольного тестирования после применения ППТС носит статистически достоверный характер. Анализ данного педагогического эксперимента подтверждает с достоверностью не ниже 95% нашу гипотезу о том, что применение ППТС повышает уровень сформирован-

ности информационной компетентности, это не обусловлено случайными факторами, а имеет закономерный характер.

Интересные результаты были получены из анализа достижений учащихся во внутривузов-ских, в межвузовских и всероссийских олимпиадах в 2003-2007 годах. Правомерно предположить, что учащиеся, побеждающие в олимпиадах по информатике, участвующие в научно-практических конференциях, перешли на

исследовательский уровень самостоятельного

- ^ 2 получения знаний. С применением % -метода

были проанализированы данные об этих учащихся. Полученный отрицательный коэффициент ф = -0.3113 показал, что существует умеренная связь. Учащиеся, активно использующие ППТС обучения, чаще становились призерами олимпиад. При проверке %2-методом для ф = = -0.3113 % = 86.9. Этому значению соответствовала вероятность р < 1% . Таким образом, можно считать связь между применением новых информационных и телекоммуникационных технологий и повышением уровня сформи-рованности информационной компетентности достоверной.

Анализ результатов педагогического эксперимента показал, что последовательное применение ППТС обучения способствует формированию информационной компетентности студентов - будущих инженеров.

В результате проведенного педагогического эксперимента:

1. В разработанном интерактивном курсе «Информатика для всех» предложены новые интерактивные модели учебной деятельности,

использующие инновационные информационные и телекоммуникационные технологии, учитывающие вариативность информационной компетентности учащихся.

2. Комплексное применение новых ППТС обучения информатике способствует достижению более высокого уровня информационной компетентности.

3. Анализ результатов педагогического эксперимента в целом подтверждает с достоверностью не ниже 95% гипотезу о том, что существует связь между применением новых информационных и телекоммуникационных технологий и повышением уровня формирования информационной компетентности.

Список литературы

1. Митяков С.Н., Катаева Л.Ю., Тарнаева С.А. Корреляционный анализ обобщенных показателей развития кафедры // Тез. докл. 18 Междунар. научно-практич. конф. «КОГРАФ-2008». Н. Новгород, 15-17 апреля 2008 г. С. 43-47.

2. Тарнаева С.А. Информационные технологии в учебном процессе // Тез. докл. Всерос. научно-практич. конф. «Информационные технологии в учебном процессе». Н. Новгород, 3 апреля 2008. С. 15-19.

3. Гмурман В.Е. Руководство к решению задач по теории вероятностей и математической статистике: Учеб. пособие для студентов вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Высш. школа, 1979. 400 с., ил.

4. Портнова С.А., Тарнаева С.А. Математическая статистика: Учебное пособие / Нижегородское высшее военное училище тыла им. Маршала Советского Союза И.Х. Баграмяна. Н. Новгород: Изд-во НВВУТ, 1993. 95 с.

EXPERIMENTAL VALIDATION OF THE USE OF THE INSTRUCTIONAL SOFTWARE AND TELECOMMUNICATIONS TOOLS FOR TEACHING INFORMATICS AND FOR THE FORMING OF INFORMATION COMPETENCE IN FUTURE ENGINEERS AT A TECHNICAL UNIVERSITY

S.A. Tarnaeva

The author considers the results of the pedagogical experiment of using information technologies while teaching a course in informatics to students of technical specialities. The aim of this experiment was to prove the hypothesis that using a system of instructional software and telecommunication means for teaching informatics that meets the requirements of multimedia courses contributes to the forming of information competence in future engineers as a key component of their professional competence.

Keywords: pedagogical experiment, information technologies, information competence, effectiveness, correlation, hypothesis.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.