Научная статья на тему 'Модель формирования имиджевой компетентности будущего педагога по физической культуре'

Модель формирования имиджевой компетентности будущего педагога по физической культуре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
227
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
модель формирования имиджевой компетентности / имиджевая компетентность / педагог по физической культуре / the model of image competence formation / image competence / a Physical Training Teacher

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Купцова В.Г.

В статье раскрывается логика проектирования модели формирования имиджевой компетентности будущего педагога по физической культуре, дается краткая характеристика составляющих блоков данной модели: блока исходных оснований, блока педагогических условий, процессуального блока и результативного блока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Model of a To-be Physical Training Teacher’s Image Competence Formation

The article deals with the problem of the model of a to-be Physical Training teacher’s image competence formation and gives short characteristics of its components: the basic unit, the educational environment complex unit, the development unit, the result unit.

Текст научной работы на тему «Модель формирования имиджевой компетентности будущего педагога по физической культуре»

УДК 378.147

ББК Ч 51

Купцова Валентина Григорьевна

соискатель г. Магнитогорск

Kuptsova Valentina Grigorievna

Candidate for a Degree

Magnitogorsk

Модель формирования имиджевой компетентности будущего педагога физической культуры The Model of a To-be Physical Training Teacher's Image Competence

Formation

В статье раскрывается логика проектирования модели формирования имиджевой компетентности будущего педагога по физической культуре, дается краткая характеристика составляющих блоков данной модели: блока исходных оснований, блока педагогических условий, процессуального блока и результативного блока.

The article deals with the problem of the model of a to-be Physical Training teacher's image competence formation and gives short characteristics of its components: the basic unit, the educational environment complex unit, the development unit, the result unit.

Ключевые слова: модель формирования имиджевой компетентности; имиджевая компетентность; педагог по физической культуре.

Key words: the model of image competence formation; image competence; a Physical Training Teacher.

Формирование имиджевой компетентности будущего педагога по

физической культуре сложный процесс, успешная реализация которого зависит от его организации. Учитывая это, мы выдвинули задачу разработки модели данного процесса, проектирование которой осуществлялось с учетом положений системного подхода в три этапа.

В рамках первого этапа были определены цель, объект и методы проектирования модели. В нашем исследовании объектом проектирования выступает процесс формирования имиджевой компетентности будущего педагога по физической культуре.

Педагогическое проектирование обусловлено необходимостью разрешения актуальной проблемы, которая есть выражение противоречия

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ между потребностями общества, представленными социальным заказом, и невозможностью науки своевременно их удовлетворить. Следовательно, реализация определенного социального заказа педагогической науке и есть цель проектировочной деятельности. В рамках нашего исследования социальный заказ состоит в обеспечении системы общего образования педагогами по физической культуре, обладающими позитивным имиджем и способными формировать позитивный имидж объектов, входящих в сферу их профессиональной деятельности.

Выполнить заказ общества возможно, если обеспечить преподавателей вузов научно обоснованным средством осуществления процесса формирования имиджевой компетентности у будущего педагога по физической культуре. В качестве такого средства мы рассматриваем модель данного процесса. Отсюда следует, что целью проектирования является разработка модели формирования имиджевой компетентности будущего педагога по физической культуре. Принципиальная решаемость поставленной цели, как одно из требований эффективности процесса проектирования, обеспечивается накопленным научным опытом в решении аналогичных задач, который был учтен и активно использовался нами.

В качестве основного метода использовался метод структурного анализа и проектирования.

В основе педагогического изобретения лежат идеи по созданию или качественному преобразованию объекта проектирования. В качестве педагогических идей могут выступать теории, концепции, подходы, разработанные другими учеными и нашедшие свое подтверждение на практике. Применительно к нашему исследованию теоретическим обеспечением проектирования модели формирования имиджевой компетентности будущего педагога по физической культуре выступили: концепция педагогического проектирования; теория формирования имиджа объекта; теория деятельности, личности и ее развития; теория формирования личности учителя; теория профессионального образования специалистов физической культуры и спорта;

концепции креативного, контекстного и интегративного образования. Учет основных положений данных теорий и концепций позволил нам обосновать выбор педагогических идей, выступающих в качестве теоретико-методологических оснований для проектирования рассматриваемого процесса. Ими выступили компетентностный, контекстный, междисциплинарный и индивидуально-творческий подходы.

На втором этапе осуществлялось проектирование структуры и содержания модели формирования имиджевой компетентности будущего педагога по физической культуре. При проектировании мы учитывали, что научная модель представляет собой абстрагированное выражение сущности исследуемого явления. В исследовании степень подобия модели реальной действительности была соотнесена с целью исследования и определен тип проектируемой модели - модель структурно-содержательного типа.

Спроектированную нами модель мы рассматриваем как подсистему открытого типа, встроенную в контекст системы профессиональной подготовки будущего педагога по физической культуре. Модель (рис.1) представлена следующими блоками: исходных оснований, педагогических условий, процессуальный и результативный.

Блок исходных оснований определяет требования к организации рассматриваемого процесса, на основе которых преподаватель осуществляет формирование имиджевой компетентности будущего педагога по физической культуре в

« к

X ей

и О X о О

а

Л

X

«

о к

о

к и о ч ю

Нормативный компонент: законы РФ, Концепция модернизации российского образования на период Целевой компонент: Конкретная цель: формирование имиджевой компетентности будущего педагога по ФК. Перспективная цель: формирование установки на саморазвитие данной компетентности.

1 г г

Компонент научного обеспечения: подходы: компетентностный, системный, контекстный, междисциплинарный, индивидуально-творческий; принципы: контекстности, междисциплинарной интеграции, проблемности сотворчества центрации на личность конструктивного

«

к и о ч

о >

и о ч ю

Педагогические условия:

- контекстно-интегративная направленность содержания спецкурса «Педагогическая имиджелогия», обеспечивающая личностное включение будущего педагога по ФК в процесс овладения имиджелогическими знаниями и имиджеобразующими умениями

- целостное погружение будущего педагога по ФК в имиджмейкинг, предоставление ему свободы выбора идей, методов и средств создания, коррекции и презентации имиджа объекта;

I

Организационный компонент:

мотивационный, активно-действенный и обобщающе-рефлексивный

Содержательный компонент: имиджелогические знания теоретического и методического характера, формируемые в рамках Технологический компонент: технологии: контекстная, проектная, тренинговая методы: проблемные, коммуникативные, рефлексивные, диагностические

I

знания,

Критерии (имиджелогические имиджеобразующие умения, мотивационно-ценностное отношение к имиджмейкингу),

Результат: переход будущего педагога по ФК на более высокий уровень

Уровни: высокий, выше среднего, средний, ниже

Рис.1. Схема модели формирования имиджевой компетентности будущего

педагога по физической культуре процессе его профессиональной подготовки. Его разработка является важным моментом в проектировании модели рассматриваемого процесса, поскольку он выступает по отношению к остальным блокам модели в качестве управляющей инстанции. Кроме этого, данный блок не просто управляет моделью, а служит определяющим фактором содержательной разработки остальных блоков, определения связей развития и порождения, четкого понимания терминальной точки проектируемой нами модели - результата, к которому мы стремимся. В

структуру данного блока мы включили три компонента: нормативный, целевой и научного обеспечения.

Нормативный компонент отражает современное состояние и перспективы развития системы высшего профессионального образования (ВПО). Его составляют следующие нормативно-правовые акты, регулирующие социально-значимые аспекты жизни общества: законы РФ, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в РФ на 2006-2015 годы». Сопоставление главных идей, содержащихся в данных документах, позволило выявить приоритетные цели, стоящие перед системой ВПО, и сформулировать основные положения целевого компонента разрабатываемой модели, т.е. определить конкретную, перспективную и оперативную цели.

В качестве конкретной цели, однозначно определяющей результат, мы рассматриваем формирование имиджевой компетентности будущего педагога по физической культуре. Учитывая современные идеи задания трехкомпонентной структуры целевого компонента любой педагогической системы, конкретная цель дополнена перспективной (формирование у будущего педагога по физической культуре установки на саморазвитие рассматриваемой компетентности) и оперативной, которая по своему содержанию представляет декомпозицию первых двух на комплекс основных и промежуточных подцелей - задач. В контексте нашего исследования группа основных подцелей соотносится с задачами формирования компонентов имиджевой компетентности (мотивационного, когнитивного, деятельностного), а группа промежуточных подцелей - с конкретными задачами этапов исследуемого процесса: мотивационным, активно-действенным и обобщающе-рефлексивным.

Компонент научного обеспечения связан с обоснованием теоретико-методологических подходов к организации процесса формирования имиджевой

компетентности будущего педагога по физической культуре. Как было показано выше, для достижения целей нашей модели наиболее эффективными являются компетентностный, контекстный, междисциплинарный и индивидуально-творческий подходы.

Компетентностный [1 и др.] подход выступает как общая стратегия решения проблемы. Он позволил выявить сущность, структуру и содержание имиджевой компетентности будущего педагога по физической культуре и на этой основе четко определить цели, средства их достижения и механизм оценки результатов. Контекстный, индивидуально-творческий и междисциплинарный подходы в нашем исследовании выступают как практико - ориентированная тактика реализации компетентностного подхода.

Контекстный подход [2 и др.] и соответствующий ему принцип контекстности позволяет организовать имиджелогическую подготовку будущего педагога по физической культуре «в атмосфере предмета» посредством его включения в решение практико-ориентированных проблем и задач, задающих профессиональный, процессуальный и социальный контекст имиджмейкинга, обеспечивая тем самым переориентацию сознания будущего педагога по физической культуре с обезличенного теоретического знания на сугубо личное, ценностно-значимое.

Междисциплинарный подход [3 и др.] и соответствующий ему принцип междисциплинарной интеграции обеспечивает систематизацию, обобщение и уплотнение знаний на основе междисциплинарных связей, что способствует повышению научного уровня имиджелогических знаний будущего педагога по физической культуре, развитию у него диалектического мышления и умения использовать знания из различных научных областей при решении проблем (задач) имиджмейкинга.

Индивидуально-творческий подход [4 и др.] и соответствующие ему принципы проблемности, центрации на личность, конструктивного взаимодействия, обратной связи и сотворчества позволяют задействовать личностно-смысловую позицию будущего педагога по физической культуре

путем включения механизмов саморазвития и творческой самореализации каждого студента, создания личностно-созидательной системы имиджелогической подготовки будущего педагога по физической культуре, когда на первое место выходит именно его самосозидающая и самотворящая деятельность.

Блок педагогических условий, взаимосвязывая блок исходных оснований с процессуальным, определяет содержательные особенности последнего. При определении педагогических условий эффективности рассматриваемого процесса мы учитывали влияние следующих факторов: социального заказа общества системе профессионального образования будущих педагогов по физической культуре в аспекте исследуемой проблемы; понимание сущности и содержания имиджевой компетентности будущего педагога по физической культуре; необходимость реализации основных положений компетентностного, контекстного, междисциплинарного и индивидуально-творческого подходов; результаты констатирующего эксперимента. Анализ изучаемой проблемы по обозначенным выше направлениям позволил нам выделить следующие педагогические условия:

- контекстно-интегративная направленность содержания спецкурса «Педагогическая имиджелогия», обеспечивающая личностное включение будущего педагога по физической культуре в процесс овладения имиджелогическими знаниями и имиджеобразующими умениями;

- целостное погружение будущего педагога по физической культуре в имиджмейкинг, предоставление ему свободы выбора идей, методов и средств создания, коррекции и презентации имиджа объекта;

- разработка и включение будущего педагога по физической культуре в мониторинг своей имиджевой компетентности.

Анализируя выделенные педагогические условия, мы пришли к выводу, что второе условие содержит в «снятом виде» первое, а третье - первое и второе. Следовательно, данные педагогические условия образуют комплекс и, как было отмечено выше, определяют содержательное наполнение процессуального блока модели формирования имиджевой компетентности Вестник ЧГПУ72008 78

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ будущего педагога по физической культуре. В его структуру мы включили три компонента: содержательный, технологический и организационный.

Содержательный компонент является одним из основных в данном блоке. В модели с целевой ориентацией на формирование имиджевой компетентности будущего педагога по физической культуре данный компонент выступает в виде авторской программы спецкурса «Педагогическая имиджелогия». Ядро данного компонента - комплекс имиджелогических знаний теоретического и методического характера. Разработка содержательного компонента связана с реализацией первого педагогического условия.

Средства, формы и методы обучения образуют технологический компонент. В качестве основных технологий включения будущего педагога по физической культуре в процессы имиджирования и самоимиджирования выступают контекстная, проектная и тренинговая технологии, выбор которых обусловливается реализацией первого и второго педагогических условий. В рамках данных технологий возможно использование разнообразных средств, форм и методов обучения. Все применяемые средства обучения мы разделили на информационные (Интернет, авторское учебно-методическое пособие «Имиджмейкинг в профессиональной деятельности педагога по физической культуре»; книги по имиджелогии; программы семинарских и практических занятий, практико-ориентированные задачи и задания, сценарии и сюжеты из видеофильмов, художественной и педагогической литературы, СМИ, фрагменты библиографий педагогов и спортсменов), диагностические (анкеты, тесты, опросники, диагностические методики) и средства прямого реагирования (практико - ориентированные задачи, алгоритмические предписания). В качестве основного средства формирования имиджевой компетентности будущего педагога по физической культуре выступали задачи практико-ориентированного характера.

При выборе ведущих методов мы учитывали тот факт, что одним из главных недостатков существующей системы обучения является формирование устойчивой установки студентов на пассивно-копирующую деятельность. Для изменения сложившейся практики мы считаем, что необходимо более широко

использовать проблемные, коммуникативные, рефлексивные и диагностические методы обучения, которые стимулируют познавательную самостоятельность и творческую активность студентов за счет опоры на эмоции, подсознание и индивидуальный опыт осуществления студентами имиджмейкинга.

В системе высшего профессионального образования используют разнообразные организационные формы обучения, направленные на теоретическую и практическую подготовку студентов. Учитывая выделенные нами методы обучения, в качестве ведущих необходимо использовать формы субъект - субъектного взаимодействия: проблемные лекции и семинары, дискуссии и игры, защита авторских проектов и т.п. Вместе с тем, мы считаем, что нельзя отказываться от традиционных, хорошо зарекомендовавших себя форм и методов обучения, которые решают широкий класс дидактических задач.

Последний компонент данного блока - организационный - связан с выделением этапов организации рассматриваемого процесса. Учитывая конкретную и перспективную цели проектируемой нами модели, мы выделяем три этапа рассматриваемого процесса: мотивационный, активно-действенный и обобщающе-рефлексивный.

Результативный блок отражает реализацию третьего педагогического условия. Он включает уровни (высокий, выше среднего, средний, ниже среднего, низкий), критерии (имиджелогические знания, имиджеобразующие умения, мотивационно-ценностное отношение к имиджмейкингу), показатели критериев, диагностические методики и методы статистической обработки результатов.

Таким образом, структура разработанной нами модели формирования имиджевой компетентности будущего педагога по физической культуре представлена блоком исходных оснований, который определяет требования к организации рассматриваемого процесса, блоком педагогических условий, который взаимосвязывает блок исходных оснований с процессуальным блоком и определяет его содержание, и результативным блоком, детерминирующим предполагаемый результат. Спроектированная нами модель формирования имиджевой компетентности будущего педагога по физической культуре характеризуется: целостностью, так как все указанные блоки взаимосвязаны Вестник ЧГПУ72008 80

между собой, несут определенную смысловую нагрузку и работают на конечный результат; наличием инвариантной (ведущая цель, принципы, условия) и вариативной (средства и механизмы достижения основных и промежуточных задач) составляющих; открытостью, так как модель встроена в контекст системы профессиональной подготовки будущего педагога по физической культуре как дополнительное, но самостоятельное звено; прагматичностью, так как модель выступает рабочим представлением обозначенной цели.

Итак, мы представили два этапа разработки модели формирования имиджевой компетентности будущего педагога по физической культуре на основе компетентностного, системного, контекстного, междисциплинарного и индивидуально-творческого подходов. Третий этап - проверка качества созданной модели - проходил в традиционном понимании педагогического эксперимента, результаты которого показали эффективность предлагаемой нами модели формирования имиджевой компетентности будущего педагога по физической культуре в системе его профессиональной подготовки.

Библиографический список

1. Бермус, А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании // Интернет-журнал «Эйдос». - 2005. - 10 сентября/ А.Г. Бермус. -http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm.

2. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе : контекстный подход : метод. пособие / А. А. Вербицкий. - М. : Высш. шк., 1991. - 207 с.

3. Гусинский Э.Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода / Э.Н. Гусинский. - М.: Школа, 1994. - 184 с.

4. Щербакова, Е.Е. Педагогическая креативность как фактор профессионального развития студентов: автореф. дис. ... д-ра пед. наук/ Е.Е. Щербакова. - Чебоксары, 2006. - 39 с.

Bibliography

1. Bermus A.G. Problems and Prospects of Realization of Competence Method in Education // Internet-Magazine «Eidos». - 2005. - September, 10 - http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm.

2. Verbitsky A.A. Active Education in Higher School: Context Method: Text-book in Methodic. -M: Higher School, 1991. - 207 p.

3. Gusinsky E.N. Formation of Theory of Education on the Basis of System Method. - M: School, 1994. - 184 p.

4. Scherbakova E.E. Pedagogical Creativity as Factor of Professional Development of Students: Synopsis of a Thesis. - Tcheboksary, 2006. -39 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.