Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
факты / характер / актуальность и масштабы событий / гипотеза / исследовательская задача / исследовательская цель и задачу / теоретическое обоснование / доказательство гипотезы / претворение в практику.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Разыкова Л.Т.

Возникающие на основе новых педагогических теорий сосредоточить внимание на повышении эффективности обучения на основе использования существующих образовательных моделей и технологий, целей и задач молодежных организаций, а также возникает необходимость определения содержания их деятельности. Разрабатывать новые проекты на современном этапе системы образования рассматривается и широко внедряется на практике. Инновации одна из важных задач современного профессионального образования как теоретическое и практическое мировоззрение и самостоятельно и творчески решать исследовательские задачи уровень знаний будущего специалиста достаточен Развитие и совершенствование научно-исследовательской деятельности учащихся профессиональных учебных заведений является одной из важнейших задач педагогической педагогики и психологии как обязательного компонента системы обучения. Эта форма организации обучения в учебных заведениях, активизировать познавательную деятельность учащихся, сделать их творческими с формированием мышления и исследовательских навыков органически зависимы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Разыкова Л.Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Разыкова Л. Т., к.ф.н.

доцент

кафедра педагогики и психологии Самаркандский государственный медицинский университет

Узбекистан

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА

БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Возникающие на основе новых педагогических теорий сосредоточить внимание на повышении эффективности обучения на основе использования существующих образовательных моделей и технологий, целей и задач молодежных организаций, а также возникает необходимость определения содержания их деятельности. Разрабатывать новые проекты на современном этапе системы образования рассматривается и широко внедряется на практике. Инновации одна из важных задач современного профессионального образования как теоретическое и практическое мировоззрение и самостоятельно и творчески решать исследовательские задачи уровень знаний будущего специалиста достаточен Развитие и совершенствование научно-исследовательской деятельности учащихся профессиональных учебных заведений является одной из важнейших задач педагогической педагогики и психологии как обязательного компонента системы обучения. Эта форма организации обучения в учебных заведениях, активизировать познавательную деятельность учащихся, сделать их творческими с формированием мышления и исследовательских навыков органически зависимы.

Ключевые слова: факты, характер, актуальность и масштабы событий; гипотеза, исследовательская задача, исследовательская цель и задачу, теоретическое обоснование, доказательство гипотезы, претворение в практику.

Razykova L. T., Ph.D. associate professor Department of Pedagogy and Psychology Samarkand State Medical University

Uzbekistan

MODEL OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF CREATIVITY OF FUTURE TEACHERS OF MEDICAL EDUCATION

Abstract. In this article is written about the ways, forms and means of rational use of scientific methods related to the planning of students' research work. The formation and development of research skills among teachers of vocational education today is very relevant. The development and improvement of the research

activities of students of professional educational institutions is one of the most important tasks of pedagogical pedagogy and psychology as an obligatory component of the education system. On the basis of the conducted social surveys, their analyzes, the authors describe the principles, the time of conducting independent, as well as classroom studies in order to form and develop research skills in making an independent decision in the process of working on a task. The results of diagnostic studies, including psychological observations, are clearly and concretely shown in graphical tables. The literature review includes the scientific works of leading experts.

Key words: facts, nature, actual and scale of events; hypothesis, research task, research goal and task, theoretical substantiation, proof of the hypothesis, implementation in practice.

ВВЕДЕНИЕ

Бурное развитие науки, техники и технологий в стране играет важную роль в реформировании системы образования на основе современных требований, повсеместном внедрении передовых инноваций и практических разработок в профессиональном образовании. Стратегия действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан определяет в качестве приоритета «дальнейшее совершенствование системы непрерывного образования, повышение потенциала качественных образовательных услуг, продолжение политики подготовки высококвалифицированных кадров в соответствии с современными потребностями рабочей силы»75. Следовательно, необходимо совершенствовать процесс подготовки будущих специалистов к исследовательской деятельности через формирование практических навыков на основе сравнительного сопоставления педагогических задач, критического анализа, обобщения и выбора оптимальных методов обучения.Процесс создания и совершенствования продолжается. Современный научно-технический прогресс вносит существенные изменения не только в сферу материального производства, но и во все сферы деятельности. Современный рынок труда требует не только высокого уровня общего образования, профессиональных знаний по специальностям, но и навыков исследований и развития, требующих хорошей специальной подготовки и гибкости мышления.

Постоянное развитие производства требовало и требует от специалиста самостоятельного мышления, умения систематически обновлять и углублять свои знания в соответствии с потребностями производства. Поэтому развитие науки и техники существенно меняет характер производственной деятельности человека, тем самым создавая благоприятные условия для развития его исследовательских навыков, а также формирования личности исследователя.

Президент Республики Узбекистан «О дальнейшем развитии Республики Узбекистан Постановление «О стратегии действий»./-Т., 2017. - 39-б.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР

Исследуемая проблема нашла свое отражение в трудах ряда зарубежных и отечественных педагогов, психологов: С. И. Архангельский, В. И. Андреев, Ю. К. Бабанский, В. В. Давыдов, В. А. Крутецкий, Н. А. Муслимов [3] и другие.

И. Я. Лернер, П. И. Пидкасистый и другие занимались проблемами организации научно-исследовательской и учебно-методической работы студентов. Развитие и совершенствование исследовательской деятельности студентов как обязательного компонента системы подготовки кадров является одной из важных проблем педагогики и психологии высшей школы.

Данная форма организации обучения в высшей школе неразрывно связана с активизацией познавательной деятельности студентов, формированием у них творческого мышления и исследовательских умений. Научным исследованиям посвятили себя Г.С.Альтшуллер, Б.Г.Ананев, В.И.Андреев, В.П.Беспалько, В.В.Давыдов, В.И.Загвязинский [3].

МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

По нашему мнению, научные мысли О.И. Митроша, В.Н. Литовченко, В.П.Бударкевича, могут быть использованы при организации и проведении профессиональной научно-исследовательской деятельности наших студентов, преимущественно теоретической деятельности и в мелкомасштабных научных исследованиях практического характера, которые мы непременно будем использовать в экспериментальных работах. Однако для нашего исследования необходимо определить уровни сформированности исследовательских умений, наиболее полно отражающие деятельность учащихся по изучению различных объектов и процессов, от простого до сложного.

Мы определили уровни исследовательских заданий и решения проблем следующим образом:

• Уровень 1-микроисследования;

• Уровень 2 - небольшие исследования;

• Уровень 3 - средние исследования;

• Уровень 4 - крупные исследоввания;

• Уровень 5 —макроисследования.

Содержание каждого из них мы рекомендуем переработать и градуировать следующим образом, применив его к научно-исследовательской деятельности будущего педагога профессионального образования.

Первый уровень - это самое маленькое исследование.

Внешний вид предмета (предмета, процесса, события в зависимости от задачи) изучается без вмешательства в его структуру, т. е. путем визуального наблюдения (смотрит, выявляет недостатки, неточности, сравнивает с подобным предметом и определяет различие между ними). На этом уровне используются знания в области науки, знания о составе, строении объекта. Этот уровень помогает в формировании основных исследовательских навыков: сравнение, анализ, выбор наилучшего варианта.

Второй уровень - небольшое исследование.

Для проведения исследований на этом уровне необходимы не только знания конструкции одного объекта, его состава, но и дополнительные знания из различных дисциплин. Для этого уровня недостаточно посмотреть на объект, необходимо потрогать его часть или разработать для него устройство с помощью дополнительных знаний.

Эта степень помогает развивать исследовательские навыки, такие как использование знаний в других областях науки.

Например, для этого уровня необходимо выбрать возможные варианты его решения.

Третий уровень - средние исследования.

Для проведения исследования на этом уровне анализируется весь объект или процесс в его структуре. При обнаружении того, что какая-либо часть объекта плохо выполняет свою функцию, ее следует заменить новым, более совершенным устройством, используя твердые знания о его аналогах. Если нет устройства, необходимого для выполнения задачи, то предполагается его разработка на этом уровне.

Например, учащимся необходимы технические знания для самостоятельного решения этих задач. Здесь с помощью наводящих вопросов педагога учащимся предлагаются новые варианты конструкции механизма или устройства.

Этот уровень помогает развить исследовательский навык анализа объекта не только по частям, но и в целом.

Четвертый уровень -крупные исследования.

Для проведения исследований на этом уровне используются глубокие знания различных областей науки. Студент должен либо разработать такой вариант устройства, конструкция которого еще не известна, либо предложить решить задачу каким-то другим, неординарным способом.

Данная степень позволяет формировать и развивать исследовательские навыки и трансформировать знания из одной области науки в другую, а также формировать исследовательские навыки в других областях науки, результаты которых могут быть использованы для выполнения исходных задач или заданий.

Пятый уровень — макроисследования.

Этот уровень можно выразить следующим образом: учащийся ищет проблему без помощи преподавателя и оформляет работу и сам предлагает варианты ее решения. Но исследования должны быть крупномасштабными. Вариантов решения задач может быть множество, от простых до сложных (подготовка объектов, объектов, оборудования).

Этот уровень позволяет развивать умение видеть и формулировать исследовательскую проблему, намечать пути ее решения.

Также были разработаны ориентировочные критерии оценки успеваемости студентов в лабораторных исследованиях по 5-балльной шкале.

Если студент проводит исследование самостоятельно, без помощи преподавателя, используя знания по различным дисциплинам, предлагает другой вариант исследования, если работа выполнена в срок, качественно, на высоком уровне, оценка «5».

Если преподаватель оказывал небольшую помощь в виде наводящих вопросов, и студент применил знания одной области науки, работа выполнена качественно и в срок, оценка «4».

Если учитель оказывает большую помощь учащемуся в виде наводящих вопросов и советов, учащегося необходимо поощрять к проведению исследования; если она не столь высока, как научно-исследовательская работа и не выполнена в срок, то она оценивается на «3».

Вышеуказанные критерии и уровни послужили основой для изучения эффективности методики формирования и развития исследовательских умений у студентов направлений профессионального образования, предложенной нами в ходе экспериментальной работы. Для оценки уровня сформированности исследовательских умений используются задачи и вопросы исследовательского характера, требующие (решения) демонстрации соответствующей исследовательской деятельности, а также анкетирование, интервью и т.д.

На наш взгляд, педагог профессионального образования, занимающийся исследовательской деятельностью должен обладать следующими исследовательскими навыками:

• ставить перед учащимися теоретические исследовательские задачи и подводить учащихся к правильному ответу с помощью различных методов;

• организация научно-исследовательской работы на лабораторно-практических занятиях по преподаваемому предмету;

• привлекать студентов к исследовательской деятельности во внеучебное время (клубы, лаборатории и т.п.);

• научить студентов находить выходы из сложных ситуаций не только на уроке, но и вне его;

• научить студентов применять полученные исследовательские навыки и умения и в других ситуациях.

Материально-техническая база играет важную роль в успешном и эффективном обучении студентов исследовательским навыкам.

Необходимо создать материально -педагогические условия для организации и проведения научно-исследовательской работы, эффективного использования имеющегося оборудования и средств для учебной деятельности научно-исследовательского характера, а также рациональной организации рабочего места студента и преподавателя. Эффективная организация научно-исследовательской деятельности будущих педагогов профессионального образования включает в себя создание технической базы материальных знаний.

Поэтому указанные выше дидактические требования должны быть соблюдены при разработке методик формирования и развития

исследовательских умений у будущих студентов профессионального образования.

Цель и задача ее решения в любом творчестве состоит примерно из следующих этапов:

- определить понятие, определяющее общее направление достижения искомого решения;

- сбор информации для определения условий и решения проблемы;

- выбрать способ решения задачи и проверить его.

Из них предоставление информации является важнейшим этапом, который является основой для выработки адекватных и правильных стратегий и тактик решения творческих задач, и основывается на следующих принципах.

Эффективность процесса подготовки учащихся к творческой деятельности во многом требует планомерного и непрерывного направления его информационного обеспечения и целенаправленного педагогического управления. Отчет детализирует мнения каждого компонента информационного обеспечения.

Важны теоретическое и образное мышление, воображение, глубина и широта восприятия, самостоятельность и критическая оценка поведения. При этом требуется наличие больших объемов информации. Следует отметить, что недостаток информации негативно сказывается на темпах творческой деятельности.

Важным условием формирования исследовательских умений является активность. Поэтому главная задача педагога - дать необходимую информацию, определяющую форму, метод, средства и направления организации этой деятельности.

Избыточное информационное обеспечение также не решает задачи положительно, в связи с этим целесообразно управлять информационным обеспечением с педагогической точки зрения, при этом стоит учитывать, что они обогащаются передовыми методиками и техническими достижениями.

Предметом педагогического управления процессом достижения творческих способностей является человеческий фактор, что предполагает изучение конкретной учебной работы, методов и алгоритмов решения творческих задач.

Система педагогического подхода к процессу подготовки и организации исследовательской деятельности является одним из основных вопросов в управлении творчеством и креативностью личности, включает в себя сбор необходимой информации, анализ, обработку, определение цели, развитие плана достижения цели, контроля роста, упорядоченной работы этой системы и принятия конкретных решений.

В общем подходе к формированию профессиональных знаний, умений и компетенций важно правильно спроектировать модель применения выбранных основ исследования событий специализации и соответственно определить конкретные задачи модели.

Точные цели этой модели примерно следующие:

- выявить внешние признаки изучаемого явления;

- установить обстоятельства;

- лабораторное наблюдение за событием (по возможности);

- объяснить основной механизм явления, его сущность на основе современных научных теорий;

- изучить связь этого события с другими;

- определить количественные характеристики явлений, величин, связи между ними;

- ознакомиться с наиболее важными приложениями явления на практике, наблюдать явление на природе (по возможности), описать условия, при которых происходило наблюдение;

- ознакомиться с негативными последствиями мероприятия и способами их предотвращения.

Данную модель можно назвать обобщенной, поскольку она является общей для изучения всех явлений.

Задачи данной модели заключаются в совершенствовании метода формирования исследовательских знаний, умений и компетенций при обобщенном описании.

Эффективность такой модели методологического совершенствования определяет:

- уровень материально-технической базы учебного заведения;

- квалификационный уровень преподавательского состава;

- уровень подготовки студентов;

- оценка ожидаемых результатов;

- разработка дидактических материалов;

- анализ результатов и оптимизация модулей.

В процессе обучения формирование и развитие исследовательских умений студентов не генерируется автоматически или добровольно, а формируется и развивается на основе целенаправленной деятельности.

В целом процесс обучения должен быть как бы зеркальным отражением работы специалиста. Уровень их соответствия определяет качество подготовки специалистов.

ВЫВОДЫ

Предлагаемая программа формирования и развития исследовательских умений у учащихся отражает взаимосвязь между отдельными этапами деятельности учителя в целом процессе обучения и условиями, соответствующими уровню сформированности учебно -исследовательских умений и навыков у учащихся. Также эта программа определяет последовательность этапов ее реализации.

Дидактическая основа формирования и развития исследовательских умений учащихся была представлена как последовательная система взаимосвязанных действий учащихся и педагогов на основе инструментально -дидактических средств.

В программе конкретно указана педагогическая деятельность, построение педагогического процесса, мониторинг состояния педагогических и исследовательских способностей и навыков студентов. Далее, представлен анализ и подбор программного обеспечения и дополнительного научного материала. На уровне представлена организация обучения, как исследования с использованием активных форм и методов внеучебной деятельности, что позволить учащимся самостоятельно выбирать исследовательскую задачу или проблему. Кроме этого, сделан особый акцент на обучение технологиям научных и педагогических исследований и, также на обеспечение исследовательского процесса дидактическими и методическими средствами, что, несомненно, явится подспорьем для обучаемых в планировании, исследовании и оценке результатов.

Использованные источники:

1.Узбекистон Республикаси Президентининг "Узбекистон Республикасини янада ривожлантириш буйича Х,аракатлар стратегияси т^рисидаги Фармони// Узбекистон Республикаси К,онун хужжатлари туплами. - Т., 2017. - 39-б.

2.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Учпедгиз, 1996. - 642 б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3.Разыкова Л.Т. Талабаларда тадкщотчилик куникмаларини шакллантириш ва ривожлантиришнинг илмий-педагогик асослари// монография, Ташкент 2021 С 17-19

4.Успанова В.В. Сохранение психологического здоровья детей как условие развития творческого мышления в образовательном пространстве // Международная научно-практическая конференция, посвященная 50-летию основания КазГАТУ им. С.Сейфуллина. Астана-2007. - С. 239-241.

5.Разыкова Л.Т. General issues of career choice// Psychology and education 2021 58(02) С5056-5058

6.Тигров В.П. Развитие технического творчества студентов индустриально-педагогических факультетов: Дис. канд. пед. наук. - М., 1988. -174 с.

7.Разыкова Л.Т и другие. Педагогическая практика»// Учебник Самарканд, 2014 С-152.

8. D. - J. W.M. Mulders Инженерное образование на примере технологического университета Эйндховена // Инженерное образование, №13, 2013. - 115-123-с.

9. Батышев, С.Я. Актуальные проблемы подготовки рабочих в средних профтехучилищах / С.Я. Батышев. - М.: Педагогика, 1970. - 215-с.

10. Герасимов, И.Г. Структура научного исследования / И.Г. Герасимов. - М.: Мысль, 1985. -213-с.

11. Зиновкина М.М. Креативное инженерное образование. Теория и инновационные креативные педагогические технологии: Монография. - М.; МГИУ, 2003. - 372-с.

12. Злыднева, Т. П. Организация исследовательской деятельности студентов университета в процессе профессиональной подготовки: дис.... канд. пед. наук: 13.00.08 / Злыднева Татьяна Павловна. - Магнитогорск, 2006. - 204-с.

13. Зиятдинова, Ю.Н. Реформирование систем ВПО Китая и России: конец XX - начало XXI вв. / Ю.Н. Зиятдинова, Р.С. Валеева // Высшее образование в России. - 2012. №5. - 96-101-с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.