УДК 378.1
DOI 10.20310/1810-231X-2023-22-2-73-80
Поступила в редакцию / Received 24.04.2023 Поступила после рецензирования и доработки / Revised 09.06.2023 Принята к публикации / Accepted 23.06.2023
оригинальная статья
Модель формирования гражданственности студентов
в условиях проектной деятельности
Муллер Ольга Юрьевна О
БУ ВО ХМАО-Югры «Сургутский государственный университет» 628412, Российская Федерация, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, пр-т Ленина, 1
тиПег ou@ surau.ru
Аннотация. Актуальность исследуемой проблемы связана с важной задачей системы высшего образования - повышение уровня гражданского сознания обучающихся, развитие у них гражданских и социальных компетенций. Проанализированы теоретические и практические аспекты развития гражданственности в контексте классических и современных психолого-педагогических теорий, описывающих структуру (модель) личности. Использование этих теорий позволяет рассмотреть наиболее важные компоненты личности, задействованные в формировании гражданственности. Цель статьи - разработка и реализация модели формирования гражданственности студентов в условиях проектной деятельности. Научная новизна исследования заключается в том, что разработана и обоснована модель, способствующая эффективному формированию гражданственности студентов в условиях проектной деятельности. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты обогащают теорию и методику профессионального образования в области формирования гражданственности в условиях проектной деятельности; дополняют научные представления о моделях и понятии гражданственности личности. Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная модель включена в практическую деятельность учебно-воспитательного процесса вуза и обеспечивает эффективное формирование гражданственности студентов в условиях проектной деятельности. Экспериментальной базой исследования являлось бюджетное учреждение высшего образования «Сургутский государственный университет». Методы, используемые при проведении исследования: обобщение, анализ и синтез информации, сравнение, анализ проектной деятельности студентов.
Ключевые слова: гражданственность; проектная деятельность; студенты; модель; формирование; личность
Для цитирования: Муллер О.Ю. Модель формирования гражданственности студентов в условиях проектной деятельности // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2023. Т. 22. № 2. С. 73-80. DOI 10.20310/1810-231Х-2023-22-2-73-80
© Муллер О.Ю., 2023
original article
Model of civic consciousness formation in students with project activity
Olga Yu. Muller
Surgut State University 1 Lenina Ave., Surgut 628412, Khanty-Mansi Autonomous Okrug - Yugra, Russian Federation muller ou@ surgu.ru
Abstract. The relevance of the research is related to the important task of the higher education system -increasing the level of civic consciousness of students, developing their civic and social competencies. The research analyzes the theoretical and practical aspects of the development of civic consciousness in the context of classical and modern psychological and pedagogical theories that describe the structure (model) of personality. The use of these theories allows us to consider the most important components of personality involved in civic consciousness formation. The research purpose is to develop and implement a model for the formation of students' citizenship in the conditions of project activities. The scientific novelty is in developing what contributes to the effective formation of students' civic consciousness in project activities. The research is theoretically significant as its results enrich the theory and methodology of vocational education in the field of civic consciousness formation in project activities; complement scientific ideas about models and the concept of civic consciousness of the individual. The research is practically significant as the developed model is included in the practical activities of the educational process of the university and ensures the effective formation of students' civic consciousness in the conditions of project activities. The experimental base of the study was the budgetary institution of higher education "Surgut State University". Methods: generalization, analysis and synthesis of information, comparison, analysis of students' project activities.
Keywords: civic consciousness; project activity; students; model; formation; personality
For citation: Muller O.Yu. Model of civic consciousness formation in students with project activity.
Psychological-Pedagogical Journal "Gaudeamus", 2023, vol. 22, no. 2, pp. 73-80. (In Russian). DOI 10.20310/1810-231X-2022-22-2-73 -80
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность психолого-педагогических исследований в направлении гражданственности обусловлена изучением проблем для определения наиболее эффективных подходов в образовательной деятельности, в том числе с опорой на теоретические представления о модели личности. Модель в науке -схема какого-либо явления или физического объекта [1]. Из данного определения следует, что модель личности - некая научная схема, отражающая структуру личности и характеризующая ее как субъект, как состояние и поведение.
Со времени появления психологии как науки разработано и предложено множество моделей личности, наиболее влиятельной, по нашему мнению, является классическая модель личности по З. Фрейду. В теории исследовате-
ля личность достаточно четко разделяется на три уровня: Ид (Оно, бессознательное), Эго («Я») и Супер-Эго («Сверх-Я», «идеал»). «Я» -условно разумный уровень личности, способствующий в некоторой мере контролировать бессознательные импульсы, тем самым поддерживая целостность личности. По мнению З. Фрейда, уровень «Я», как и «Сверх-Я», сформировался в ходе социализации человека, развития когнитивных способностей. Уровень «Сверх-Я» включает в себя идеалы, а также представления о нормах морали и нравственности, на которые ориентируется «Я» в имеющихся условиях. Похожая в целом структура (модель) личности предлагалась и К. Юнгом, который несколько усовершенствовал и усложнил ее, более подробно описав различные системы в структуре личности.
В настоящее время наиболее распространена интегративная модель личности, допускающая выделение мотивационно-эмоциональ-ного отдела и блока Субъекта1. Первый содержит пять блоков соответствующего содержания и функций, главный из которых — Базовая личность (своеобразное отражение «Эго» у З. Фрейда и «Самости» у К. Юнга), трактуемая как ядро личности. По современным представлениям, включающим инновационные научные данные о психологии, Базовая личность служит системой обеспечения главной метана-правленности жизни. Блок Субъекта не зависит от блоков мотивационно-эмоционального отдела и отвечает за ситуативную организацию, регуляцию и контроль поведения, являясь «диспетчером», управляющим личностью.
Такая модель имеет широкое распространение в педагогической деятельности, а в контексте гражданского воспитания позволяет увидеть тесную связь гражданственности с другими аспектами воспитательного процесса. Такой подход позволяет сформировать единую воспитательную систему (концепцию гражданственности личности), которая взаимосвязана с педагогической и социальной системами. Системное функционирование связано с реализацией педагогических задач, для решения которых используются разнообразные формы, приемы и методы педагогической деятельности.
В контексте нашего исследования вышеприведенные модели личности важны, прежде всего, для определения взаимосвязи систем с явлениями социальной действительности, определяющих личность и непосредственно влияющих на формирование и развитие гражданственности.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Методологическим основанием исследования являются идеи аксиологического и лич-ностно-деятельностного подходов, направленных на формирование гражданственности личности. На основании теоретических положений ИИ. Болдырева, И.Ю. Макарчук, Е.Н. Титовой, А.И. Тимофеева, а также разработанной структуры модели Н.И. Пустоваловой, нами
Интегральная модель личности. URL: http://www.ucheba.com/met rus/k psihologiya/k psihollic hnost/model.htm (дата обращения: 11.03.2023).
разработана модель формирования гражданственности студентов в условиях проектной деятельности, для которой требовалось опытно-экспериментальное подтверждение. В связи с этим на базе БУ ВО «Сургутский государственный университет» проведен педагогический эксперимент. Опытно-экспериментальная проверка проводилась в рамках преподавания дисциплины «Основы проектной деятельности». Цель экспериментальной работы - разработка и реализация модели формирования гражданственности студентов в условиях проектной деятельности.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
На основании анализа психолого-педагогических исследований рассмотрим дефиницию понятия «гражданственность личности». По мнению И.Ю. Макарчук, гражданственность личности определяется как целостное интегративное качество, заключающее в себе внутреннюю свободу и патриотизм, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоничное проявление патриотизма и культуры межнационального общения [2]. Автор трактует гражданственность как «стержень личности», вокруг которого строятся все ее остальные составляющие, таким образом, практически отожествляя гражданственность с Самостью в теории Юнга или с «Блоком Субъекта» в современной модели личности. Г.Н. Филонов считает, что гражданственность - это комплекс субъективных качеств личности, проявляющихся в отношении и деятельности человека при выполнении им основных социально-ролевых функций, в их связи с патриотизмом и общественными нормами [3, с. 49]. Н.А. Савотина трактует гражданственность личности как приобретенную ценность, позволяющую осознать человеческое достоинство и достигнуть человеческого совершенства [4], Н.И. Элиасберг связывает гражданственность с активной социально-значимой деятельностью [5, с. 6].
Резюмируем, что исследователи связывают гражданственность с патриотизмом, который, как известно, строится на базовых «общечеловеческих» ценностях, отвечающих за «любовь к родине», и на основании которых, по мнению вышеуказанных авторов, происходит социализация [6]. Несомненно, что сама природа гражданственности так или
иначе предполагает социализацию именно на базе ценностей патриотического характера, для этого и важно понимание психоаналитических концепций модели личности, позволяющих найти оптимальные подходы к формированию гражданственности через призму социализации, воспитания и образования [7].
Таким образом, понятие «гражданственность личности» включает в себя такие компоненты, как знания, качества, позиция, ценности и действия, правовая культура личности, социально-политические взгляды и т. д. Поэтому гражданственность - это сформировавшаяся система знаний и отношений личности к себе как гражданину, гражданскому обществу, государству и государственным структурам, собственным гражданским правам и обязанностям. Следовательно, гражданское воспитание определяется как педагогическая деятельность, направленная на формирование гражданственности как инте-гративного качества личности.
На основании проведенного обзора исследований определим основные компоненты гражданственности личности студента - когнитивный, мотивационный, духовно-нравственный, чувственно-эмоциональный и дея-тельностный (рис. 1).
Когнитивной компонент связан с гражданским мировоззрением, духовно-нравственный - с гражданскими ценностями, моти-вационный - с гражданской позицией, чувственно-эмоциональный - с гражданскими чувствами (патриотизмом), деятельностный - с качествами личности гражданина (гражданской компетентностью) [8].
Немаловажен в модели гражданственности ее интегративный характер, который пересекается с понятием метанаправленности в современной концепции «Базовая личность». При этом большое значение имеет не субъективное умонастроение, а реальная гражданская позиция, отражающая зрелость, сфор-мированность личности (или «Самость» по модели личности у Юнга).
В условиях педагогической деятельности важно понимать, что гражданственность личности следует рассматривать как интегратив-ное, системно-комплексное качество, в основе которого находятся вышерассмотренные компоненты. В связи с этим, обращаясь к затронутому в начале статьи психолого-аналитическому контексту модели, актуализируем представления о личности современным значением модели гражданского воспитания.
Рис. 1. Компоненты гражданственности личности студента Fig. 1. Components of student's civic consciousness
Согласно Ю.Н. Кузнецовой, такая модель не требует от обучающихся соблюдения правил и норм [9]. Вместо них автор считает более важным осознание значимости этих норм в процессе деятельности. Данный фактор, в свою очередь, требует формирования опыта гражданского действия, который позволяет студенту на практике реализовать свои возможности в социуме [10].
На наш взгляд, вышеприведенные авторские идеи предполагают, в первую очередь, аксиологический и личностно-деятельностный подходы к развитию гражданственности как потенциально эффективные, поскольку центральной идеей в них становится положение о ведущей роли деятельности в процессе формирования личности гражданина [11].
Таким образом, при реализации модели формирования гражданственности студентов в условиях образовательной деятельности проявляются как профессиональные, так и личностные качества (патриотизм, интернационализм, духовность, культура и др.).
Опытно-экспериментальная работа нашего исследования заключается в разработке и реализации модели формирования гражданственности студентов в рамках преподавания дисциплины «Основы проектной деятельности». Следует отметить, что проектная деятельность эффективно работает в отношении конкретной предметной области, где предполагается развитие и проверка знаний и навыков студентов в определенном направлении.
Реализация проекта «Школа гражданского просвещения» является стратегическим общенациональным приоритетом, требующим «консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях». Данный проект ориентирован на решение ряда важных задач в становлении жизненной гражданской позиции подрастающего поколения, среди которых: создать организационно-педагогические условия обеспечения эффективности процесса гражданского самоопределения и самореализации личности обучающегося в непрерывной системе образования; выстроить систему мероприятий (онлайн-лекции, конференции, мастер-классы, круглые столы, социальные практики и др.), направленных на популяризацию достижений отечественной науки и
российских ученых, способствующих развитию гражданского общества и повышению качества и уровня его жизни.
Проект рассчитан на участие в нем педагогов, студентов и школьников из трех регионов Российской Федерации (г. Сургут, г. Донецк, г. Самара) с целью развития стратегии организации целенаправленного взаимодействия молодежи с окружающей социальной средой в условиях гражданского общества.
Новизна проекта заключается в выявлении и экспериментальной проверке организационно-педагогических условий обеспечения эффективности процесса гражданского самоопределения и самореализации личности обучающегося в непрерывной системе образования с использованием форм наставничества «Педагог - студент», «Студент -ученик». При реализации проекта педагоги и студенты - будущие педагоги в роли наставников должны обладать способностью мыслить нестандартно и глубоко, навыками сотрудничества и социального интеллекта, умением работать с современными средствами массовой информации. Важна и инновационная научная составляющая проекта -результаты деятельности будут представлены в научных статьях.
Планируемые результаты реализации проекта:
- сформированность у обучающихся социально-значимых качеств, таких как гражданственность и способность руководствоваться гражданскими ценностями в практической деятельности;
- разработка и внедрение новых форм, технологий и проектов по гражданскому просвещению;
- обобщение и распространение лучшего опыта работы по гражданскому просвещению обучающихся через социальные сети, средства массовой информации, издание научных материалов;
- укрепление сотрудничества и расширение партнерства между образовательными организациями в данном направлении.
В основе теоретической модели формирования гражданственности студентов в условиях проектной деятельности лежат четыре аспекта: социально-правовой, морально-этический, психолого-педагогический, социально-педагогический, на которые обращено
внимание при рассмотрении литературы (рис. 2).
При реализации данной модели происходит поэтапное формирование гражданственности студентов на основе преемственности целей, содержания, методов и организационных форм, что является комплексом процессов формирования и удовлетворения познавательных, духовных, эмоциональных потребностей студентов, развития их общих и индивидуальных способностей, моделирования и экспериментальной апробации процесса и результата формирования гражданственности [12].
Разработанная модель учебно-воспитательного процесса включает в себя следующие блоки: мотивационно-целевой (цель, задачи, подходы, принципы), содержательный (компоненты, методы, средства, формы), оценочный (критерии, показатели, уровни).
Мотивационно-ценностный блок представляет конкретизацию преподавателем целей и задач формирования гражданственности студентов в условиях проектной деятельности. Исходя из социального заказа общества и компонентов гражданственности личности, основной целью формирования гражданственности в условиях проектной
Рис. 2. Модель формирования гражданственности студентов в условиях проектной деятельности Fig. 2. Model of students' civic consciousness formation with project activity
деятельности нами была определена подготовка сознательного, социально и профессионально компетентного специалиста - ответственного и активного субъекта деятельности в гражданском обществе.
Цель гражданского воспитания в условиях проектной деятельности конкретизируется нами посредством постановки следующих задач: стимулирование, мотивация и наполнение ценностно-смысловым содержанием процесса формирования гражданственности; привлечение профессорско-преподавательского состава вузов к участию в гражданском просвещении студентов; вовлечение студентов в реализацию производственных практик, направленных на решение актуальных социальных проблем с целью получения определенного опыта гражданского действия.
Постановка и реализация данных задач позволяет студентам перейти из исходного состояния личности в контексте формирования гражданственности в проектную деятельность. Это и образует содержательный блок, состоящий из компонентов и основных этапов
формирования гражданственности студентов в условиях проектной деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, разработана, обоснована и включена в практическую деятельность модель учебно-воспитательного процесса, которая обеспечивает эффективное формирование гражданственности студентов в условиях проектной деятельности.
В настоящее время в педагогической деятельности применяется модель, в дидактическом контексте подразумевающая идею о ме-танаправленности как о важной системе «Базовой личности». Данное заключение позволяет рассматривать гражданственность как интегративное качество личности, включающее ряд компонентов, на которые возможно воздействовать в процессе воспитания и обучения. Гражданское просвещение в условиях проектной деятельности является эффективным методом обучения и направлено в рамках учебной дисциплины на повышение уровней формирования гражданственности студентов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. М.: Русский язык, 2000. 2310 с.
2. Макарчук И.Ю. Понятие гражданственности и ее значение для педагогического образования // Обучение и воспитание: методики и практика. Новосибирск: ООО «Центр развития научного сотрудничества», 2017. С. 97-102. EDN: YTDAZD
3. Филонов Г.Н. Гражданское воспитание: реальность и тенденции развития // Педагогика. 1999. № 8. С. 45-51.
4. Савотина Н.А. Гражданское воспитание: традиции и современные требования // Педагогика. 2002. № 4. С. 45-47. EDN: Е^ЦХ^
5. Гражданско-правовое образование и воспитательный потенциал курсов истории / сост. и науч. ред. Н.И. Элиасберг. СПб.: Союз, 2004. 51 с.
6. Болдырев И.И. Гражданско-патриотическое воспитание: категориально-понятийный аппарат исследования // Перспективы науки. 2021. № 11 (146). С. 120-122. EDN: RWRRRN
7. Никовская Л.И. Гражданское общество и гражданское сознание (ценностно-мотивационный аспект) // Вестник Института социологии. 2015. № 12. С. 140-155. EDN: TMETFZ
8. Тимофеев А.И. Гражданственность как социально-педагогический феномен // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 2. С. 163-168. EDN: РЕ^КТ
9. Кузнецова Ю.Н. Психоаналитическая модель правового воспитания // Державинские чтения. Казань: КГУ, 2016. С. 521-523.
10. Титова Е.Н. Формирование гражданственности студентов в учебном процессе технического вуза: дис. ... канд. пед. наук. Тула, 2000. 200 с. EDN: NLTWTP
11. Беликов В.А. Образование. Деятельность. Личность. М.: Академия Естествознания, 2010. 310 с. EDN: OYAJCX
12. Пустовалова Н.И. К вопросу развития гражданственности у студентов педагогических специальностей вуза как социально-педагогическая проблема // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 3. С. 32-35. EDN: RREWXV
REFERENCES
1. Efremova T.F. New Dictionary of the Russian Language. Explanatory Derivational. Moscow, Russkiy yazyk Publ., 2000, 2310 p. (In Russian).
2. Makarchuk I.Yu. Concept of civic consciousness and its significance for pedagogical education. In: Education and Upbringing: Methods and Practice. Novosibirsk, LLC "Tsentr razvitiya nauchnogo sotrudnichestva" Publ., 2017, pp. 97-102. (In Russian).
3. Filonov G.N. Civil education: reality and development trends. Pedagogika, 1999, no. 8, pp. 45-51. (In Russian).
4. Savotina N.A. Civil education: traditions and modern requirements. Pedagogika, 2002, no. 4, pp. 45-47. (In Russian).
5. Eliasberg N.I., compiler and scientific ed. Civil Law Education and Educational Potential of History Courses. St. Petersburg, Soyuz Publ., 2004, 51 p. (In Russian).
6. Boldyrev I.I. Civic and patriotic education: categorical and conceptual apparatus of research. Science Prospects, 2021, no. 11 (146), pp. 120-122. (In Russian).
7. Nikovskaya L.I. Civil society and civic consciousness (value-motivational aspect). Bulletin of the Institute of Sociology, 2015, no. 12, pp. 140-155. (In Russian).
8. Timofeev A.I. Civic consciousness as a socio-pedagogical phenomenon. Siberian Pedagogical Journal, 2010, no. 2, pp. 163-168. (In Russian).
9. Kuznetsova Yu.N. Psychoanalytic model of legal education. In: Derzhavin Readings. Kazan, KSU Publ., 2016, pp. 521-523. (In Russian).
10. Titova E.N. Formation of citizenship of students in the educational process of a technical university. Cand. ped. sci. diss. Tula, 2000, 200 p. (In Russian).
11. Belikov V.A. Education. Activity. Personality. Moscow, Akademiya Estestvoznaniya Publ., 2010, 310 p. (In Russian).
12. Pustovalova N.I. The question of the citizenship of students of pedagogical specialities of the university as a socio-pedagogical problem. Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology, 2013, no. 3, pp. 3235. (In Russian).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Муллер Ольга Юрьевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики профессионального и дополнительного образования. Сургутский государственный университет, г. Сургут, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Российская Федерация. E-mail: muller ou@surgu.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8938-5386 Вклад в статью: постановка общей проблемы исследования, проведение исследования и анализ результатов, подготовка текста статьи.
Olga Yu. Muller - Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Professional and Further Education Pedagogy Department. Surgut State University, Surgut, Khanty-Mansi Autonomous Okrug - Yugra, Russian Federation. E-mail: muller ou@surgu.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8938-5386 Contribution: research issue statement, research processing and results analysis, text preparation.