Научная статья на тему 'Модель формирования графической культуры учителей изобразительного искусства в системе повышения квалификации'

Модель формирования графической культуры учителей изобразительного искусства в системе повышения квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
317
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Панова Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель формирования графической культуры учителей изобразительного искусства в системе повышения квалификации»

- Жизнь без нравственного усилия есть сон (Л. Толстой).

- Обдумывай дела и вдаль заглядывай (Народная мудрость).

Отрадно, что эти и другие эпиграфы ребята (выпускающие информационный лист) стали подбирать самостоятельно и искали такие мудрые изречения, которые наиболее для них актуальны. Кроме того, выпускающие редакторы информационных листов получили возможность пройти дополнительные курсы пользователей ПК и овладели в совершенстве навыками компьютерной грамотности.

4условие. Награждение победителей - приятный настрой, положительные эмоции, повышение ответственности!

В конце каждого месяца проводится сбор -итог соревнования, где награждаются победители, объявляется рейтинг и вакансии профессиональных проб.

Организационный комитет смотра-соревнования, прежде чем определять награды, провел опрос среди учащихся, чтобы уточнить, какие именно призы (обязательно полезные для про-

фессионально-личностного совершенствования) удовлетворят их в наибольшей степени. В списках призов на приоритетном месте оказались справочная литература по специальности, органайзеры, папки, предметы, необходимые в профессии, а также настольные лампы, канцелярские принадлежности, компьютерные диски. Учитывая пожелания воспитанников, члены организационного комитета подбирали подарки и вручали их адресату. Каждая благодарность оформлялась на специальном компьютерном бланке, а денежная премия вручалась в конверте с логотипом смотра-соревнования «Прояви себя!». Спонсорскую помощь для приобретения призов оказал Попечительский совет детского дома, с которым заранее была составлена и утверждена смета смотра-соревнования.

Наглядный материал и результаты работы показывают на эффективность смотра-соревнования в системе воспитательной работы образовательного учреждения, а самое главное - есть реальные достижения будущих профессионалов в осваиваемой профессии и личностном становлении.

Е.А. Панова

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Происходящая модернизация образования в нашей стране, реформы в системе образования повлекли за собой коренные изменения в художественном образовании, в деятельности учителя изобразительного искусства и его личности. Наиболее остро проблемы преподавания художественного образования выявились в связи с переходом на новый стандарт и БУП 2004 г. Чтобы внедрить Федеральный компонент государственного образовательного стандарта с 1 по 9 классах, учитель изобразительного искусства среди прочих знаний, должен в том числе, иметь полное представление о современных направлениях графики: станковом рисунке, книжной графике, плакате, шрифтах, современной промышленной графике, полиграфии, графическом дизайне, компьютерной графике, рисованной анимации [8, с. 20-23]. Важнейшими составляющими графической культуры учителя ИЗО явля-

ются теоретические знания, графические умения, педагогическое мастерство, профессиональная грамотность. Современный учитель ИЗО должен свободно владеть компьютером и другими современными техническими средствами, информационными технологиями для демонстрации мультимедийных дисков, презентаций, создания компьютерной графики, мультфильма, видеофильма, входящих в новый стандарт по изобразительному искусству 2004 года [8, с. 20-24].

Деятельностное освоение искусства в школе сталкивается сегодня с устаревшими теоретическими знаниями, несформированностью соответствующих графических умений и навыков у учителей изобразительного искусства. Учитель ИЗО должен приобщать школьников к графической культуре, а выясняется, что данная культура отсутствует у самого учителя, преподающего изобразительное искусство в 1-9-х классах. В настоя-

щий момент «наблюдается отставание педагогической системы от продуктивно развивающегося общества» [4, с. 37]. Сложилась ситуация, когда необходимо корректировать традиционные способы подготовки и переподготовки учителей, переосмыслить накопленный опыт и разработать более гибкую, рациональную и мобильную модель обучения взрослых.

Традиционно система повышения квалификации призвана выполнять социальный заказ государства, восполнять пробелы базового образования учителей и знакомить с изменениями в стандартах по каждому учебному предмету [7, с. 19-23]. Подготовка и переподготовка специалистов должна сегодня строиться на концептуальных основах «опережающего развития послевузовского профессионального образования» [1, с. 33-35], опираясь на творческую активность личности учителя.

Раньше в ИПК, ИРО графическую культуру учителей ИЗО не формировали во время специальных занятий. Новая модель формирования графической культуры учителей ИЗО в системе постдипломного образования основывается на опыте, графических знаниях, умениях и навыках, которые учителя получили в предшествующих учебных заведениях и делает процесс обучения непрерывным на протяжении всей педагогической деятельности. Рациональная модель предлагает комплексное направление в образовании взрослых: включает разработку новой модульной программы курсов с введением нового содержания, форм обучения, сохраняя преемственность с программами пленэрных и компьютерных курсов, предусматривает активное взаимодействие с учреждениями дополнительного образования. Процесс формирования графической культуры учителей ИЗО будет оторванным от жизни без учета регионального компонента, взаимодействия с внешней средой, посещения музеев и выставочных залов, театров, библиотек, мастерских художников. Мобильная и гибкая модель обучения обеспечивает взаимовлияние учителей друг на друга, обмен информацией и опытом, изменение стереотипов мышления и формирование новых взглядов и убеждений, ценностных ориентаций, а это, в свою очередь, будет оказывать влияние на саму систему повышения квалификации.

Под моделью в педагогике понимают «искусственно созданный объект, который, будучи ана-

логичен исследуемому объекту, отображает и воспроизводит в более простом, уменьшенном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами исследуемого объекта» [2, с. 193]. При разработке прогностической модели в системе повышения квалификации, формирующей графическую культуру учителей ИЗО, мы опираемся на внутренние структурные компоненты процесса обучения И.Ф. Харламова: целевой, потребностно-мотивационный, содержательный, операционно-деятельностный, эмоционально-волевой, контрольно-регулировочный, оценочно-результативный [9, с. 146-168]. Рассмотрим подробнее каждый из них.

Целевой компонент. Цель формирования графической культуры учителей изобразительного искусства в системе повышения квалификации обусловлена социальным заказом государства: введением нового БУПа и федерального компонента государственного образовательного стандарта по изобразительному искусству 2004 года. Она имеет три взаимосвязанные составляющие: образовательную (совершенствование теоретических знаний, графических умений и навыков), развивающую (культуру восприятия графических произведений, совершенствование графических способностей), воспитательную (формирование мировоззрения и графической культуры учителей ИЗО) [9, с. 148]. Целевой компонент определяет содержание, формы, методы, средства обучения, кадровый состав преподавателей для новой модульной программы.

Потребностно-мативационный компонент. Разработка содержания новой программы начинается с выявления потребностей, запросов и интересов учителей, преподающих изобразительное искусство в школе. Эффективность повышения квалификации учителей и успешность реализации намеченных целей зависит от сформирован-ности мотивов и потребностей учителей в совершенствовании графической культуры. На позитивную мотивацию обучения учителей влияет организация специальных педагогических условий, психологический микроклимат в коллективе, дружественная творческая атмосфера взаимопомощи и взаимоподдержки в процессе совместной деятельности, основанная на уважении друг друга. Коллективные формы работы, вариативность в заданиях, совместный анализ графических работ способствуют созданию ситуации успеха участия в процессе обучения.

Педагогическая мысль Я.А. Коменского о том, что обучение должно быть легким и наглядным сегодня актуальна как никогда: «учить надо кратко, приятно, основательно» [3, с. 42]. Важная роль в формировании потребности и интереса к графической культуре отводится наглядности обучения, связи обучения с жизнью, знакомству с опытом и результатами работы учителей других регионов.

Содержательный компонент. Формирование графической культуры учителей изобразительного искусства в системе повышения квалификации происходит при условии введения нового содержания в модульную программу. Содержательный компонент включает 60% лекций и 40% практики при непосредственном взаимодействии с внешней средой, знакомстве с подлинными произведениями графики в местных музеях и мастерских художников. Учитывая трудности и препятствия в образовании взрослых, потребности и запросы, как субъекта обучения, содержательный материал дается с опорой на андрагогичес-кую основу, на педагогический опыт, на имеющиеся знания по графическому искусству.

Содержание модульной программы по формированию графической культуры учителей ИЗО в системе повышения квалификации учит:

- ориентироваться в вопросах модернизации художественно-педагогического образования, разбираться в новых стандартах, примерных и авторских программах, составлять рабочие программы по ИЗО для 1-9 классов;

- анализировать особенности художественной педагогики и психологии, выбирать принципы и методы обучения школьников графическому искусству;

- разбираться в видах, жанрах и современных направлениях графики; знать методику ее преподавания в школе;

- искать, систематизировать информацию об истоках зарождения и развития графики, графического искусства, графической культуры;

- выстраивать взаимосвязь графики с другими видами пластических искусств и с другими учебными предметами.

Практическая деятельность учителя ИЗО определяется необходимыми умениями:

- планировать, моделировать и прогнозировать процесс обучения графической культуре с учетом регионального компонента;

- самостоятельно создавать графические наглядные пособия и презентации;

- анализировать свою педагогическую деятельность, проводить ее рефлексию на занятиях по современным видам графики;

- управлять, руководить и оценивать процесс обучения школьников на уроках по графическому искусству.

Среди приобретаемых навыков, полезных учителям, можно назвать навыки культуры речи и коммуникативного общения в процессе формирования графической культуры, совершенствование навыков работы различными графическими материалами, использование современных технических средств обучения на уроках по графическому искусству.

Знания, умения и навыки, заложенные в содержательном компоненте, выполняют компенсирующую (восполняющую нехватку образовательной или общекультурной информации по графической культуре), развивающую (служащую стимулом к индивидуально-личностному развитию учителей ИЗО) и дополняющую функции (служащую содержательной прибавкой к имеющимся графическим знаниям) (по И.А. Колесниковой) [6, с. 44-45].

Критерии сформированности графической культуры учителей ИЗО:

- знать истоки зарождения графического искусства, этапы развития и теоретические основы графической культуры, особенности графического искусства родного края, термины по графике и язык графического общения;

- уметь работать мелом на доске, рисовать на бумаге и картоне различными графическими материалами; анализировать графические произведения; создавать наглядные и методические пособия по графике; уметь пользоваться компьютером, искать, собирать, накапливать материал по графической культуре;

- применять на практике знания, умения и навыки по графическому искусству и передавать накопленный человечеством опыт в области станковой, печатной и прикладной графики, графического дизайна, компьютерной графики подрастающему поколению, обеспечивая у них целостное видение мира; использовать наглядность обучения, посредством графических изображений; самостоятельно создавать творческие графические работы и участвовать в выставках.

В процессе повышения квалификации отдается приоритет самостоятельному обучению, подготовке к дальнейшему саморазвитию, само-

образованию и самосовершенствованию учителей ИЗО.

Организационно-деятельностный компонент. Необходимость его выделения определяется тем, что формирование графической культуры учителей ИЗО осуществляется только в процессе специально организованной педагогической деятельности в системе повышения квалификации. Для реализации организационно-деятельностного компонента прогностической модели с целью формирования у них графической культуры используется целый комплекс методов: словесные, наглядные, практические. Рекомендуемые формы проведения занятий: аудиторные (лекции, дискуссии, круглый стол); внеаудиторные (посещение экспозиций и фондов музея, художественных выставок, мастерских художников, учреждений дополнительного образования, полиграфического центра, библиотек, театра); практикумы по выполнению коллективных и групповых работ, индивидуальных творческих заданий, созданию минимультфильма, презентаций.

При разработке модульной программы курсов повышения квалификации мы опираемся на педагогику «обучения в сотрудничестве - это обучение в малых группах, предполагающее общие цели, задачи, индивидуальную ответственность и равные возможности, одну на всех оценку» [5, с. 17, 26].

Прогностическая модель закладывает необходимые средства обучения: кадровое обеспечение (преподаватели вузов, средне-специальных учебных заведений, методисты, педагоги ДО, искусствоведы); материальное обеспечение (наличие отдельного оборудованного кабинета, расписания занятий, учебников и дополнительной литературы, учебных пособий, проекционного материала (слайдов, дисков, видеозаписей, аудиозаписей и комплект компакт-дисков), таблиц и наглядных пособий, репродукций, различных графических материалов); техническое обеспечение (компьютер с демонстрационным оборудованием, компьютерные программы, видеоаппаратура, фотоаппарат, видеокамера); финансовое обеспечение Департамента образования области.

Эмоционально-волевой компонент. Современный педагогический процесс подготовки и переподготовки учителей опирается на эмоциональный отклик обучающихся, на желание и интерес к процессу обучения. «Эмоциональность обучения означает такой характер организации

учебной работы, при котором у обучающихся возбуждается интерес и стимулируются волевые усилия к активной учебно-познавательной деятельности» [9, с. 163]. Эмоции оказывают влияние на восприятие материала, на акцентирование внимания, на запоминание, осмысление, анализ полученной информации. Положительные эмоции возникают тогда, когда «умственная и практическая деятельность на курсах повышения квалификации не встречает грубых «ситуаций затруднения», учеба доставляет радость и дает возможность самовыражения и самоутверждения. Отрицательные эмоции создают неудовлетворенность, разочарование, гнев, подавленность, таким образом, возникает нежелание учиться, работать и повышать свою профессиональную компетентность.

Обучение взрослых в системе повышения квалификации учитывает возрастные особенности, состояние здоровья. Взрослый человек способен реально оценить свою деятельность, поэтому появляется «боязнь неуспеха в обучении, стыд и страх перед коллегами». Во избежание подобного, необходимо подключить каждого к коллективному процессу деятельности, объединить единой образовательной проблематикой, организовать комфортные формы работы на протяжении всего процесса обучения. «Для взрослых важно общение со своими «соучениками», публичное признание своей успешности в обучении, возможность поделиться собственным педагогическим опытом» [6, с. 52-55].

Управленческий компонент. Процесс формирования графической культуры учителей ИЗО в системе повышения квалификации будет успешным, если им педагогически целесообразно управлять. Регулирование и контроль за учебнопознавательной деятельностью осуществляет управленческий компонент процесса обучения на уровне департамента образования, ректората и автора учебной программы. Департамент образования, ректорат создают материально-технические и финансовые условия для успешного формирования графической повышения квалификации. Автор учебной программы организует учебно-познавательную деятельность, контролирует и корректирует ее содержание, формы, методы, подключает дополнительные образовательные источники из внешней среды.

Оценочно-рефлексивный этап обучения отслеживает результаты сформированное™ графической культуры учителей. Он состоит из диагно-

стического этапа, периодического контроля за качеством овладения изучаемого материала, что дает возможность для регулирования организационных вопросов и содержания модульной программы. Подведение итогов сформированности графической культуры учителей ИЗО проходит в форме мониторинга, анкетирования, презентации, зачета графических работ, выполненных во время обучения на курсах. В прогностической модели формирования графической культуры выявлены уровни подготовки учителей ИЗО: нулевой, низкий, средний, высокий.

Современный учитель должен обладать не только набором определенных знаний, умений и навыков, но и быть творческой личностью, принимать активное участие в выставках. Деятельность учителя изобразительного искусства - «творческая вдвойне, ибо, с одной стороны она педагогическая, с другой - художественная» [10, с. 98].

Апробация новой модели формирования графической культуры учителей ИЗО прошла в 20052007 гг. на базе Ярославского областного института развития образования (ЯО ГУ ИРО) по заявкам учебных учреждений 8 раз. Курсы по новой программе успешно закончили 175 человек - это представители всех районов г. Ярославля и области.

Мы разработали такой курс с целью успешного перехода на новые стандарты 2004 г. по ИЗО, по запросам учителей (результаты анкетирования) и итогам аттестации школ Ярославской области за 2004 год. С 1.09.2005 года не во всех школах г. Ярославля и области преподавалось «Изобразительное искусство» в 8 кл., а введение в 9 кл. образовательной области «Искусство» было единичными случаями. Такое положение связано с кадрами: 25% составляют учителя специалисты, а 75% - неспециалисты, не умеющие рисовать, не владеющие методикой преподавания изобразительного искусства и преподающие в школе, кроме ИЗО, еще от 3 до 10 учебных предметов в год (по итогам анкетирования слушателей курсов). Да и художественно-педагогические вузы страны ранее не уделяли достаточного внимания графике и ее современным направлениям, шрифтам, компьютерной графике, анимации в процессе обучения будущих учителей ИЗО. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 030800 «Изобразительное искусство» от 31.01.2005 г. № 667 не совпадает с новыми школьными стандартами по ИЗО 2004 г. Отсутствуют

темы по анимации, графическому дизайну, синтезу искусств в театре и кино, фотоискусству

Для восполнения пробелов предыдущего образования учителей ИЗО и внедрения новых стандартов данная модульная программа крайне необходима в системе повышения квалификации. Она имеет объем 72 часа и состоит из трех модулей, формирующих графическую культуру учителей ИЗО: «Модернизация художественного образования» (10 ч.), «Художественная педагогика и психология» (8 ч.), «Теория и методика преподавания изобразительного искусства» (54 ч.). Предпочтение отдается модулю «Теория и методика преподавания изобразительного искусства», состоящему из следующих разделов: «Графическое искусство» (10 ч.), «Современное искусство дизайна» (6 ч.), «Синтез искусств в архитектуре» (4 ч.), «Синтез искусств в театре и кино» (12 ч.), «Искусство фотографий» (4 ч.), «Графическое искусство в музеях г. Ярославля» (12 ч.), «Зачетный семинар с презентацией творческих работ» (6 ч.). Коллективные и групповые формы практических заданий в процессе обучения оправдали себя. Результатом подготовки и переподготовки учителей будет введение с 1.09.2007 года изобразительного искусства в 8-9 кл. во всех школах города и области.

Реализация предложенной модели формирования графической культуры учителей ИЗО дает возможность значительно обновить содержание художественного образования и педагогическую практику, способствует эстетическому воспитанию и развитию восприятия произведений графического искусства, формирует творческое мышление и графические способности школьников, воспитывает потребности учащихся в общении с графическим искусством, помогает определиться с предпрофильным и профильным обучением в школе.

Библиографический список

1. Вестник образования России. Сб. приказов и инструкций МО РФ. Вып. 12. - М.: ПРО-ПРЕСС, 2000. - 80 с.

2. Коджаспарова Г.М., Коджаспаров А.Ю. Словарь по педагогике. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов-на-Дону: «МарТ», 2005. - С. 193.

3. КоменскийЯ.А. Избр. пед. соч.: Т. 1: Великая дидактика / Под ред. А.А. Красновского; пер. с латин. Д.Н. Королькова. - М.: Гос. уч.-пед. изд. Наркомпроса РСФСР, 1939. - 320 с.

4. Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2001. - 272 с.

5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образовании: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. ква-лиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. - М.: Академия, 1999. - 224 с.

6. Основы андрагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.А. Колесникова, А.Е. Марон, Е.П. Тонконогая и др.; под ред.

И.А. Колесниковой. - М.: Академия, 2003. - 240 с.

7. Официальные документы в образовании. Вып. 4. - М.: Частное образование, 2002. - 96 с.

8. Сборник нормативных документов. Искусство / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2004. - 63 с.

9. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарики, 1999.

10. Челышева Т.В. Непрерывное художественное образование как целостная образовательная система: теоретические аспекты. - М.: АПКиП-РО, 2001. - 128 с.

Т.А. Петрова

РАЗВИТИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ МОЛОДЕЖИ К СОБСТВЕННОМУ СТАРЕНИЮ ПОСРЕДСТВОМ ВКЛЮЧЕНИЯ В ПРАКТИКИ МЕЖПОКОЛЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Проблема преемственности и конфликтов в отношениях «отцов» и «детей»

. существовала всегда, однако содержание проблемы, острота противоречий носит особенный конкретно-исторический характер.

В современном российском обществе имеет место трансформация отношения младших возрастных групп к старшему поколению в направлении от традиционно почтительного к нетрадиционному, не характерному для российского менталитета, осуждающему, порицающему, отвергающему. Произошла ломка многовековой российской традиции, которая болезненна не только для пожилых людей, но и для всех остальных членов общества.

Нужно так же отметить, что в ХХ-ХХ1 веках обострилась проблема единства культур. Раньше культура не делилась на «молодежную» и «взрослую» (независимо от возраста, все пели одни и те же песни, слушали одну и ту же музыку, одинаково танцевали). В настоящий момент у различных поколений появились серьезные отличия в ценностных ориентациях, в моде, в способах коммуникации и образе жизни в целом. Все это затрудняет и осложняет общение двух поколений.

Социально-экономические изменения в нашей стране, направленность сознания людей на выживание влияют на то, как молодое поколение воспринимает пожилых. Исследователи (как отечественные, так и зарубежные) отмечают, что

в массовом сознании все чаще фиксируется отношения к пожилым людям как к бесполезной категории населения, распространяется модель вытеснения старости из сферы доступа к престижным ценностям, власти и другим ресурсам, укрепляется периферийное положение пожилого человека в обществе [1; 2; 5; 6]. Все это ведет к игнорированию опыта предыдущих поколений, нарастанию межпоколенного конфликта, формированию негативных стереотипов в адрес пожилых людей.

Р. Атчлей говорит о том, что приблизительно половина обычных предположений относительно старения ошибочны, и именно эти неправильные представления обеспечивают оправдание откровенной дискриминации пожилых людей, то есть неоправданно негативное поведение по отношению к ним.

Той же позиции придерживаются отечественные авторы Т.Б. Гершкович и Н.С. Глуханюк. По их мнению, на дистанцированность поколений существенное влияние оказывает отсутствие информации о возрастных особенностях, консервирование негативного образа старости, активно поддерживаемое средствами массовой информации, содержательное изменение воспитательных функций старшего поколения [1].

Для эффективного взаимодействия поколений необходимо сделать попытку изменить негативные представления о старости и о пожилых

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.