Научная статья на тему 'Модель формирования готовности психологов образования к деятельности'

Модель формирования готовности психологов образования к деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
539
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГ ОБРАЗОВАНИЯ / SCHOOL PSYCHOLOGIST / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / PROFESSIONAL TRAINING / ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИИ / МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ / MODEL OF FORMING / WORK-READINESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лежнина Л.В.

В статье представлена авторская концепция формирования готовности практического психолога образования к профессиональной деятельности, которая успешно реализуется в многолетней инновационной практике вузовской подготовки специалистов. Выделены структурные компоненты системно-непрерывной модели формирования указанной готовности и кратко описана совокупность технологий ее реализации на довузовском и вузовском этапах профессиональной подготовки педагогов-психологов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лежнина Л.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model of forming school psychologists work-readiness

The article presents the authors concept of forming school psychologists preparedness for professional activities. The concept is being successfully implemented in the long-term innovative practice of higher school training. Structural components of the above mentioned systematic continuous model are emphasized, along with a brief description of the set of implementation techniques at all levels of professional training of psychologists in education (school and graduate).

Текст научной работы на тему «Модель формирования готовности психологов образования к деятельности»

Проблемы высшего образования

Лежнина Л.В.

Модель формирования готовности психологов образования к деятельности

Главной целью и важнейшим результатом профессионального образования является готовность специалиста к деятельности, подразумевающей сформированную в ходе профессиональной подготовки потребность и способность эффективно выполнять избранную деятельность.

Несмотря на богатейший опыт отечественной системы профессионального образования, она нуждается в модернизации и обновлении, особенно в части подготовки специалистов относительно новых отраслей (по причине отсутствия либо ограниченности соответствующего опыта) и по профессиям, предъявляющим особые требования к личности (поскольку индивидуально-психологические особенности человека играют ключевую роль в овладении и выполнении данной деятельности). Сочетанием данных обстоятельств, характерных для профессии психолога, объясняется острота проблем профессиональной подготовки этого специалиста.

Многолетняя научно-педагогическая, управленческая и исследовательская деятельность автора в системе вузовской подготовки педагогов и психологов позволила сделать ряд важнейших эмпирических наблюдений:

- для подготовки практического психолога с личностным профилем, соответствующим требованиям профессии, нельзя считать достаточным только период вузовского обучения, необходимы довузовское профильное и послевузовское сопровождение, поскольку речь идет не столько о передаче системы ЗУНов, сколько о «выращивании» личности специалиста, к которой данная профессия предъявляет особые требования;

- существующий государственный стандарт высшего профессионального образования по специальности «Педагогика и психология» в целом отвечает задачам качественной подготовки кадров (хотя и нуждается в коррекции в части сопряженности со стандартом деятельности практического психолога образования);

- недостаточный уровень готовности выпускаемых вузами специалистов вызван не вполне адекватной требованиям профессии системой и технологиями реализации существующего стандарта подготовки педагогов-психологов, нуждающимися в существенных изменениях.

Данные положения явились основанием для разработки авторской концепции формирования готовности практического психолога образования к профессиональной деятельности. Концептуальная идея основана на понимании готовности к деятельности как совокупного социально-ценного результата непрерывности начальных стадий профессионализации (профессионального самоопределения и профессионального образования) и заключается в формировании под влиянием

специально созданных психолого-педагогических условий (внешних и внутренних) последовательного комплекса таких новообразований, как готовность к выбору профессии, готовность к учебно-профессиональной деятельности по овладению избранной профессией, готовность к выполнению профессиональной деятельности. Ключевым положением авторской концепции является реализация идеи непрерывности, объединяющей в единый процесс и соподчиняющей друг другу довузовский и вузовский этапы формирования готовности к профессии психолога образования. Психологическую основу авторской концепции составляет гетерохронный характер формирования готовности к профессиональной деятельности, заключающийся в последовательном формировании ее проявлений в виде вышеназванных новообразований готовности на этапах оптации и профессионального обучения.

Предлагаемый концептуальный подход позволяет четко сформулировать структуру и содержание системно-непрерывной модели формирования готовности специалистов к профессиональной деятельности, успешно реализуемой нами в многолетней инновационной практике подготовки педагогов и психологов образования. Основные компоненты модели дифференцированы в четырех макромодулях:

1. Целевой макромодуль является системообразующим блоком модели, он включает компоненты цели, задач, методологических основ и принципов, совокупность которых определяет структуру, содержание и способы формирования готовности будущих педагогов-психологов в рамках данной модели, подчеркивая их соподчиненность, иерархичность, интегративность.

2. Структурно-организационный макромодуль включает компоненты этапов и учреждений, источников и движущих сил формирования готовности. Выделяются два самостоятельных этапа реализации модели: этап оптации (или довузовский), заключающийся в сознательном выборе профессии психолога и соответствующем профессиональном самоопределении, на фоне которых происходит формирование готовности к учебно-профессиональной деятельности в вузе; этап профессионального обучения (или вузовский) направлен на последовательное овладение профессией и развитие субъекта деятельности, готового к ее выполнению. Источниками формирования готовности на этапе оптации является личностно-ориентированная среда, на этапе профессионального обучения - субъектно-ориентированная профессионально-образовательная среда. Движущей силой формирования готовности выступает собственная активность субъекта образования и его учебно-профессиональная деятельность.

3. Содержательно-технологический макромодуль модели включает компоненты направления, содержания, форм и технологий формирования готовности. Субъектно-деятельностный принцип определяет два ключевых направления формирования готовности будущего психолога к деятельности: личностное развитие и профессиональное развитие специалиста. В соответствии с этим отбирается содержание образования, формирующее готовность будущего специалиста. На этапе оптации традиционный общеобразовательный характер содержания существенно изменяется в связи с введением профильной составляющей и решением задач

специальной подготовки к учебной деятельности в вузе. На вузовском этапе формирования готовности традиционное содержание образования, определяемое требованиями Госстандарта, не подвергается значительным изменениям, но дополняется курсами в соответствии с индивидуально-ориентированной стратегией обучения. Достижению цели формирования готовности способствует использование инновационных технологий учебно-профессиональной деятельности субъекта.

4. Результативно-оценочный модуль включает описание важнейших признаков, компонентов и показателей готовности специалиста-психолога к деятельности, оценка которых позволяет судить о результативности описанной модели.

Представленная концептуальная модель формирования готовности специалиста-психолога отражает совокупность основных ее компонентов и их взаимосвязи, составляя этапную программу достижения заявленной цели в виде готовности выпускника к деятельности. Поскольку всякая модель является упрощенной реконструкцией реального процесса достижения искомого результата, необходимо обратиться к анализу психолого-педагогических механизмов и условий формирования новообразований готовности на довузовском и вузовском этапах.

Изучение современной практики организации профессионального выбора старшеклассников свидетельствует о его имплицитном характере, который является результатом предоставления ребенку возможности самостоятельного профессионального выбора. В действительности это вылилось в специально не организуемый взрослыми процесс спонтанного самоопределения, происходящий под властью непостоянных интересов и минимального опыта подростка, что означает упущение первого и одного из основных сензитивных периодов профессионального онтогенеза личности. Последствия такого упущения в полной мере проявляются в периоде профессиональной подготовки, существенно снижая ее эффективность тем, что на протяжении 2-3 первых лет вузовского обучения студент не столько овладевает избранной профессией, сколько «рефлексирует» свое отношение к ней.

Основываясь на накопленном в отечественной психологии и педагогике научном багаже по проблемам профессиональной ориентации, нами обоснована организация эксплицитного профессионального выбора. Суть его состоит в формировании устойчивого интереса к деятельности психолога как доминирующего мотива ее выбора, основанного на сочетании адекватных представлений о профессии, самом себе и профессиональном будущем. Таким образом, становятся очевидными три основных механизма развития эксплицитного профессионального выбора старшеклассников: формирование образа профессии, формирование образа себя, формирование образа своего профессионального будущего (Е.А. Климов, Н.С. Пряжников).

Другая важнейшая задача довузовского этапа - формирование готовности к учебно-профессиональной деятельности как интегративного показателя способности успешно овладевать и в дальнейшем выполнять избранную профессиональную деятельность - решается на основе двух механизмов ее развития: формирование представлений об особенностях, условиях и факторах успешности учебно-профессиональной деятельности; формирование совокупности учебно-

познавательных умений и навыков продуктивной учебно-профессиональной деятельности.

Заключительным компонентом системно-непрерывной модели формирования готовности будущего специалиста-психолога в допрофессиональной стадии является профессионально-ориентированный подбор, для введения которого в традиционную процедуру отбора абитуриентов (по результатам ЕГЭ и (или) вступительных экзаменов) вкладываются объективные (социально-экономические) и субъективные (относящиеся к специфике конкретной профессии) основания. Основу предлагаемого профессионально ориентированного подбора составляет механизм «комплементарной пользы», когда, с одной стороны, он способствует повышению качественного состава студентов факультета, активизируя их довузовскую подготовку и даже способствуя «самоотсеву» наименее профессионально ориентированных абитуриентов простым своим наличием в сетке вступительных испытаний факультета; с другой стороны, процедура и результаты профессионально ориентированного подбора важны для самих поступающих как одна из возможностей избежать ошибочного профессионального выбора в результате дополнительного стимулирования рефлексии своего желания и возможности осваивать избранную специальность.

Указанные механизмы формирования новообразований готовности на довузовском этапе реализуются в рамках разработанной нами комплексной двухгодичной образовательно-развивающей технологии профильной подготовки будущих педагогов-психологов и психодиагностической технологии комплементарного профессионально ориентированного подбора абитуриентов, готовых к овладению профессией педагога-психолога [1], [2]. Их внедрение показало, что они обеспечивают формирование и мониторинг целого ряда важнейших для будущего психолога допрофессиональных новообразований: социально-гуманитарная направленность личности; осознанность профессионального выбора и самоопределение в сфере практической психологии на основе адекватных представлений о профессиональной деятельности данного специалиста; общепсихологические и индивидуально-психологические знания старшеклассников о своих особенностях и возможностях; специальная готовность к учебно-профессиональной деятельности психолого-педагогического профиля в вузе. Таким образом, на довузовском этапе формируются мотивационный и ориентационный компоненты готовности через развитие внутренних мотивов и установок, рефлексию личностных свойств старшеклассников сквозь призму деятельности психолога, стимулирование когнитивных структур и продуктивных навыков, обеспечивающих не только сознательный и обоснованный выбор профессии, но и готовность к профессиональному обучению.

Вузовский этап профессионализации рассматривается учеными как период целенаправленного экстенсивного освоения деятельности (Н.Н. Нечаев). Нами выделены три сектора профессионально-образовательной среды (пространственно-предметный, организационно-технологический и социальный), образующих зону развивающих возможностей, так называемых «точек роста», обеспечивающих профессиональное и личностное развитие студента как субъекта предстоящей деятельности.

В пространственно-предметном компоненте профессионально-образовательной среды механизмом формирования готовности к выполнению деятельности в соответствии с идеями опережающего образования (Б.М. Бим-Бад; Б.С. Гершунский, А.М. Новиков) избрано обеспечение индивидуальной траектории

профессионально-личностного развития будущего психолога на основе дополнительной образовательной подготовки студентов с углубленным изучением современного психолого-педагогического знания и опыта, отобранных на прогностическом уровне.

В организационно-технологическом компоненте рассматривается механизм трансформации теоретических знаний студента в практические навыки решения профессиональных задач, реализуемый с помощью инновационной организации трех форм учебно-профессиональной деятельности - решение учебно-профессиональных ситуаций (кейс-стади метод), исследовательская работа (учебная и научная) и практика (интерншип). В главе подробно обоснованы особенности и условия организации указанных форм, позволяющих экстериоризировать приобретаемое будущим психологом теоретическое знание в плоскость его практического использования, тем самым решая одну из главных проблем «знаниевой» парадигмы современного профессионального образования.

В социальном компоненте профессионально-образовательной среды указывается на механизмы формирования социально-активной личности будущего специалиста с помощью инновационной модели воспитательной системы, реализуемой в рамках образовательного процесса будущих психологов и педагогов, и подтвердившей свою эффективность.

Названные механизмы формирования новообразования готовности на вузовском этапе реализуются в рамках разработанной нами интегративной технологии субъектно-деятельностного овладения профессией педагога-психолога, включающей самостоятельные организационно-содержательные технологии: опережающая дополнительная образовательная подготовка студентов, адаптированная кейс-стади технология [3], трехступенчатая технология формирования студента-исследователя, технология дополнительной психолого-педагогической практики студентов на основе интерншип-метода.

Инновационность данного этапа составляют два основных момента: во-первых, сохранение научного характера вузовского учебного процесса по содержанию с приданием ему практической направленности по форме за счет приоритетного использования активных методов обучения («кейсы», спецпрактикумы и курсы углубленного изучения, новые формы организации практик и др.); во-вторых, акцентуация образовательного процесса на развитии личности будущего профессионала, содействие его самоидентификации с профессией. Ноу-хау заключается в том, что формирование личности будущего профессионала по названным направлениям осуществляется в постоянном процессе социально-активной деятельности студентов, опыт организации и результаты которой отражены в монографии руководителей факультета педагогики и психологии Марийского государственного университета [4], где внедрена описываемая модель.

Результатом ее реализации на вузовском этапе овладения профессией педагога-психолога является формирование не только профессиональной (операциональной) готовности специалиста, но закрепление и доразвитие мотивационного и ориентационного компонентов в виде уточнения «смыслового образа профессии», личного профессионального плана, а также необходимая коррекция и совершенствование личностного компонента в виде профессионально-важных качеств будущего психолога и его психологической культуры.

Экспериментальная проверка внедрения описанной модели формирования готовности психологов образования к профессиональной деятельности подтвердила ее эффективность. Обнаружены качественные особенности формирования готовности в традиционной системе профподготовки и в рамках авторской модели, выражающиеся в достоверных различиях уровней развития показателей готовности и принципиально иной структуре их связей - у педагогов-психологов, обучавшихся в рамках авторской модели, показатели готовности очень тесно взаимосвязаны и образуют единое ядро молодого специалиста. Таким образом, предложенная системно-непрерывная модель формирования готовности специалистов к профессиональной деятельности обеспечивает современное качество подготовки практического психолога образования, когда он, говоря словами И.В. Дубровиной, является «штучным произведением культуры и образования».

1.Лежнина Л.В. Психолог в образовании: Профессия. Обучение. Карьера: учеб. пос. - Йошкар-Ола: МГПИ им. Н.К. Крупской, 2005. - 112 с.

2.Лежнина Л.В. Дополнительное (профотборочное) испытание абитуриентов факультета педагогики и психологии // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2007. - №5. - С. 3-8.

3.Лежнина Л.В. Кейс-метод в обучении педагогов-психологов: научно-методический аспект // «Наука и школа». - 2008. - №5. - С. 68-70.

4.Морова Н.С., Грунина С.О. Формирование социальной активности студентов в условиях воспитательной системы педагогического вуза: монография. -Йошкар-Ола: МГПИ им. Н.К. Крупской, 2007. - 186 с.

>

Литература

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.