рая жена дом сбережет, а худая - рукавом разнесет. Такие посылы народной мудрости сродни гендерному инструктажу для целых поколений.
Библиографический список
1. Клифорд Гирц. Насыщенное описание: в поисках интерпретивной теории культуры // Антология исследований культуры. - СПб., 1997.
2. Кирилина А.В. Гендерные исследования в лингвистике и теории коммуникации. - М., 2004.
3. Шмелев А.Д. Ключевые представления русской языковой картины мира // Проблемы функционирования русского языка в Республике Армения: сб. материалов семинара 8-9 ноября 2006 г. - Ереван, 2006.
4. Гендер: язык, культура, коммуникация: материалы I международной конференции. - М.: МГЛУ 1999.
5. Бабаян С.С. Гендер и дискриминация. -Ереван, 2002.
6. Гендер как интрига познания: гендерные исследования в лингвистике, литературоведении и теории коммуникации. - М., 2003.
7. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. - М., 1997.
8. Бабаян С.С. Гендер и дискриминация // Гендерные исследования. - 2002. - №9 11.
9. Бабаян С., Мирзоян Э. Гендер, культура, коммуникация, текст - потенциальные поля пересечения // Гендерные исследования. - Ереван, 2001.
10. Бабаян С.С. Гендер, нация, гражданство, государство. - Ванадзор, 2007.
11. Рябов О.В. Гендерные аспекты межкультурной коммуникации: социально-философский анализ // Гендер как интрига познания. - М., 2002.
УДК 371.39
В.И. РЯБОВА
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ КАЗАХСТАНА
Статья раскрывает авторский подход к моделированию процесса формирования готовности детей к межкультурной коммуникации в условиях дополнительного образования детей Казахстана, как полиэтнического, многонационального государства. В основе содержания модели раскрыты мотивационно-ценностный, эмоционально-чувственный, когнитивный, организационный и поведенческий компоненты, предложены критерии оценки эффективности реализации модели. Кроме того, показаны общие формы работы учреждений дополнительного образования, обеспечивающие формирование готовности детей к межкультурной коммуникации, описан конкретный опыт учреждений Казахстана.
Ключевые слова: учреждения дополнительного образования детей; межкультурная коммуникация; формирование готовности детей к деятельности; модель, элементы и компоненты модели; цель, мотивы, ценности, чувства, знания, поведение; направления, виды, методы, формы, результаты деятельности; критерии оценки.
Значительная часть истории Казахстана - это история этнического и культурного взаимодействия населяющих его народов, проникающего буквально во все сферы - язык, поведенческие стереотипы, мировоззрение, ментальность. На
исторической земле казахов накоплен богатый и уникальный опыт мирового сосуществования народов, цивилизаций, культур и различных вероисповеданий в одном государстве. Это наследие определяет корни единства народов и помо-
© В.И. Рябова, 2009
289
гает яснее увидеть будущее страны.
Очевидно, что будущность Казахстана связана с его полиэтничностью. В настоящее время в Казахстане проживают представители более 130 национальностей, которые относятся к различным этнолингвистическим семьям и группам, имеют разное вероисповедание, собственную культуру, свою, нередко сложную и драматичную, историю. Все это обуславливает вовлечение представителей разных национальностей в непрерывное взаимодействие и непосредственный обмен информацией между ними.
Вместе с тем анализ современной ситуации в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений показывает необходимость комплексного подхода к данной проблеме. Созданы условия для принятия специального программного документа, посвященного проблеме гармонизации межэтнических и межконфессиональных отношений в Казахстане, отражающего все аспекты этого процесса. Таким государственным документом является «Программа совершенствования казахстанской модели межэтнического согласия». Приоритетными задачами программы обозначены разработка и реализация комплекса мероприятий, обеспечивающих совершенствование казахстанской модели межэтнического согласия в республике, укрепление внутриполитической стабильности, межнационального и межкон-фессионального согласия и др. Значительную роль в реализации этой программы должна сыграть система образования Казахстана.
Неотъемлемой частью общего среднего образования, в решении задачи становления личности школьника, формирования его мировоззрения, политической культуры является дополнительное образование детей. Система дополнительного образования имеет широкие возможности в создании поликультурной образовательной среды, которая позволит сформировать у молодого поколения готовность и умение жить в мире и в многонациональной среде, способствуя формированию патриота и гражданина не только своей страны, но и мирового сообщества.
Педагогический процесс, направленный на формирование готовности детей к межкультур-ной коммуникации (МК), можно рассматривать как процесс, в котором межкультурный коммуникативный процесс переплавляется в качества личности, характеризующие ее готовность к МК. При этом современная педагогика определяет в
качестве важнейшего условия достижения конечного результата - создание целостной педагогической системы, направленной на решение конкретной проблемы. Выстраивая в рамках системного подхода педагогический процесс формирования готовности детей к МК, мы попытались раскрыть элементы этой системы (целевой, содержательный, организационный, результативный) и показать их взаимодействие, как единство развития, воспитания, обучения детей, что, в конечном итоге, обеспечивает логику формирование готовности детей к МК.
Таким образом, в качестве одной из важнейших задач, стоящей перед современной системой дополнительного образования детей Казахстана в части межкультурного воспитания выступает задача, связанная с разработкой модели формирования готовности детей к МК в учреждениях дополнительного образования детей (УДОД).
Первым шагом, в данном направлении для нас является определение одного из основополагающих элементов любой педагогической системы, которым в данном случае является целевой элемент. Цель формирования готовности детей к МК в УДОД Казахстана обозначена нами как создание этнокультурного пространства УДОД, обеспечивающего положительное ценностное, мотивационное и эмоциональное отношение детей к МК, приобретение ими знаний, умений и навыков в сфере МК, личностных качеств и способности активно применять их в разных ситуациях межкультурного взаимодействия.
Следующим шагом, обеспечивающим реализацию целевых установок формирования готовности детей к МК, является определение содержательного элемента педагогической системы УДОД. Наши исследования показали, что в содержание деятельности должны войти следующие компоненты, обеспечивающие формирование готовности детей к МК: мотивационно-ценностный, эмоционально-чувственный, когнитивный, организационный и поведенческий. Каждый из компонентов имеет свое содержание и формы организации.
Мотивационно-ценностный компонент. Здесь особое значение приобретает соотношение ценностных ориентаций и направленности личности. В формировании готовности детей к МК направленность личности составляет важнейшую сторону личности, определяющую ее социальную и нравственную ценность. Ее основными прояв-
лениями можно считать потребности, интересы, идеалы, мировоззрения, убеждения. В состав данного компонента мы включили формирование стремления детей к изучению культуры других народностей, чувства ответственности перед своим государством и его культурой, потребность в общении с представителями других культур, принятие межкультурных отношений как общественной ценности.
Эмоционально-чувственный компонент раскрывает степень развития чувственной сферы личности ребенка через многоплановость его эмоций. В межкультурной коммуникации в качестве ведущих мы выделяем интеллектуальные, эстетические и нравственные чувства. Эмоционально-чувственный компонент пронизывает все структурные компоненты личностно ориентированного межкультурного взаимодействия и включает в себя формирование чувства собственного достоинства, гордость за свою культуру, чувство уверенности в себе, взаимопонимания, солидарности, сопереживания и т.д.
Когнитивный компонент включает в себя знания, умения и навыки детей в сфере МК, оценку ими своих личностных возможностей в этом процессе. Сегодня известно также такое понятие как межкультурная грамотность - общее понимание воспитанниками характеристик культур мира, проникновение в сущность их сходств и различий, знаний и эмпатического восприятия разнообразных культур, осознание ценности и неповторимости каждой из них. Интегральным результатом формирования когнитивной составляющей готовности детей к межкультурной коммуникации может стать развитие такого качества как межкультурная компетенция.
Организационный компонент представлен содержанием формирования следующих основных значимых качеств личности, готовой к деятельности в рамках МК: терпимости, толерантности, патриотизма, межкультурной компетентности, высокой гражданской ответственности и социальной активности.
Поведенческий компонент обеспечивает развитие реальных проявлений качеств ребенка в условиях коммуникативной деятельности. Он как бы интегрирует все предыдущие компоненты содержания процесса формирования готовности детей к МК. Содержанием этого компонента может быть создание условий для разной активности детей в сфере межкультурных отношений,
в том числе, для поиска новых подходов к решению проблем МК, приобретения опыта МК, освоения информационного мирового пространства, составления планов и программ межкуль-турного взаимодействия, получения и оценки достижений в сфере МК, критического оценивания окружающей действительности и себя и др.
Важное значение в построении нашей модели имеет определение организационного элемента. Главный механизм формирования готовности детей к МК в УДОД заключается в том, что каждый ребенок должен стать субъектом и объектом межкультурных отношений и вносить свою крупицу в сокровищницу мирового опыта, быть активным участником свободного политического, культурного диалога, овладение которым способствует ментальной совместимости людей, уважению, принятию и пониманию различных культур, являющихся условиями движения человечества к духовной интеграции, уважительному отношению к языкам, традициям и культуре других народов, формированию культуры мира.
Специфичность условий образовательной среды развития ребенка в дополнительном образовании заключается в многообразия аспектов, направлений, видов деятельности. Кроме того, в арсенале методов, средств, технологий деятельности УДОД должен быть набор вариантов для детей разного возраста, способностей, интересов. Это позволит ребенку получить необходимый социальный опыт, знания, обеспечить развитие мотивации, способностей, поможет ему в приобщении к общечеловеческим ценностям , наконец, в выстраивании собственной модели формирования готовности к МК.
Можно выделить также следующие общие формы работы в УДОД, обеспечивающие формирование готовности детей к МК: массовые (конкурсы, фестивали, форумы, школы и летние лагеря и т.д.); коллективные (тренинговые активности, деловые игры, творческие мастерские, тематические встречи); индивидуальные (консультирование, тестирование, выстраивание индивидуального образовательного маршрута) и др.
Реализации программы межкультурного воспитания детей в УДОД Казахстана способствуют, например, международные конкурсы («Бегущая по волнам», Дельфийские Игры), научно-практические конференции («Творческое становление личности в дополнительном образовании», «Духовность XXI века: Человек и социум»), фестива-
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, № 4, 2009
291
ли («Астана глазами детей», «Дружат дети Казахстана» и т.д.), концертные программы (Астана-планета дружбы», «Шаттык» («Радость») и многие другие формы культурно-массовых мероприятий. В Казахстане имеется большой потенциал для формирования готовности детей и молодежи к МК на примере реализации их общественной активности, гражданственной и творческой деятельности по международному сотрудничеству. Этому способствуют участие и творческих коллективов УДОД в международных проектах («Мир детям!», «Икебана - запечатленная в цветке», «Казахстан - наш мирный дом!», «Астана встречает друзей» и т.д.)
Большой популярностью в г. Астана пользуются интеллектуальные игры, проводимые в УДОД на трех языках («Я- казахстанец!», «Наследием предков») по тематике межкультурного взаимодействия, участие в чемпионатах Мира и Азии по различным видам спорта, техническому мастерству, игровые программы, пропагандирующие межкультурные связи («Вокруг света», «Лето Дружбы» и т.д.)
Последним шагом в построении педагогической системы является определение результативного элемента, проявляющегося в наличии достигнутых изменений в соответствии с поставленной целью. Тогда результатом реализации нашей модели может быть положительное ценностное, мотивационное и эмоциональное отношение детей к МК, наличие знаний, умений и навыков в сфере МК, развитие личностных качеств и способность активно применять их в разных ситуациях межкультурного взаимодействия. Важным условием является вариативность результата, то есть возможность получения различных его вариантов, дифференциация по содержанию и организации в зависимости от возраста, уровня развития, индивидуальных особенностей и интересов детей.
Социальный результат многомерен, что подтверждает различные основания для его измерения, отслеживания и оценивания. Поэтому, в логике содержания модели предлагаем следующую систему критериев оценки готовности детей к межкультурной деятельности:
Мотивационно-ценностный критерий, представленный такими показателями как: стремление к изучению культуры других народностей, чувство ответственности перед своим государ-
ством и его культурой, потребность в общении с представителями других культур, принятие меж-культурных отношений как общественной ценности.
Эмоционально-чувственный критерий раскрывает степень развития чувственной сферы личности ребенка через многоплановость его эмоций и включает в себя следующие показатели: чувство собственного достоинства, гордость за свою культуру, чувство уверенности в себе, взаимопонимания, солидарности, сопереживания и т.д.
Когнитивный критерий может быть представлен показателями межкультурной грамотности: знания культуры своей и чужой, знания о деятельности в рамках межкультурной коммуникации, умения и навыки в реализации этих знаний в межкультурной среде, развитие коммуникативных способностей (общительность, развитие речи, и др.), способность к рефлексии (умения ребенка, возможно совместно с педагогом, проанализировать и верно оценить свое поведение и общение с представителями другой культуры).
Организационно-личностный критерий может быть представлен следующими основными показателями: терпимость (в том числе, веротерпимость), толерантность, патриотизм, высокая гражданская ответственность и социальная активность.
Поведенческий критерий может быть представлен такими показателями, как творческие достижения в деятельности МК; участие в международных проектах, создание авторских творческих проектов различного уровня в сфере МК; накопление собственного опыта в вопросах МК и др. Поведенческий критерий выступает как интегральный критерий, поскольку он позволяет оценить активность ребенка, которая формируется в процессе реализации всех компонентов модели формирования готовности детей к МК.
Таким образом, построение модели формирования готовности детей к МК позволило, с одной стороны, определить эту деятельность как целостную педагогическую систему, с другой -выявить своеобразие реализации каждого компонента данной системы, что позволило обеспечить комплексный учет психологических и педагогических основ, охарактеризовать индивидуальное и групповое пространство детей, выявить уровень сформированности их готовности к МК.