Научная статья на тему 'Модель формирования эмоциональной устойчивости личности студентов на основе использования командных спортивных игр'

Модель формирования эмоциональной устойчивости личности студентов на основе использования командных спортивных игр Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
300
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / КОМАНДНЫЕ СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ / EMOTIONAL STABILITY / PEDAGOGICAL CONDITIONS / COMMAND SPORTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антонова Елена Анатольевна

Представлена модель развития эмоциональной устойчивости студентов на основе использования командных спортивных игр. Обоснованы педагогические условия ее успешной реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Антонова Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Model of Personal Emotional Stability Formation on the Basis of Command Sports Application

A model of development of students emotional stability on the basis of command sports application is presented. Pedagogical conditions of its successful realization are substantiated.

Текст научной работы на тему «Модель формирования эмоциональной устойчивости личности студентов на основе использования командных спортивных игр»

5. Квалификационные характеристики должностей работников образования // Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. иИ.Ь: http://www.klerk.ru/doc/158953/ (дата обращения: 12.09.2011).

6. Ибрагимов И.И. Правовая основа управления системой образования в Российской Федерации // Вестн. ТИСБИ: электрон. журн. 2006. № 2. иЯЬ: http://www.tisbi.ru/science/vestnik/ 2006^ие2/ Jur5.html (дата обращения: 08.07.2011).

E.A. Antonova

The Model of Personal Emotional Stability Formation on the Basis of Command Sports Application

A model of development of students' emotional stability on the basis of command sports application is presented. Pedagogical conditions of its successful realization are substantiated.

Key words and word-combinations: emotional stability, pedagogical conditions, command sports.

Представлена модель развития эмоциональной устойчивости студентов на основе использования командных спортивных игр. Обоснованы педагогические условия ее успешной реализации.

Ключевые слова и словосочетания: эмоциональная устойчивость, педагогические условия, командные спортивные игры.

УДК 159.923:796.1 ББК 88.37+75.5

Е.А. Антонова

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМАНДНЫХ СПОРТИВНЫХ ИГР

1Кардинальные изменения, происходящие в социально-экономической, политической, культурной сферах современного российского общества, повлекли за собой реформирование системы образования. Модернизация российской системы образования предусматривается Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [1], имеющей значение стратегического документа. Отвечающая современным требованиям система образования видится основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором, обеспечивающим благополучие граждан и безопасность страны.

Основной целью дальнейшего реформирования системы образования является создание эффективной системы, обеспечивающей высокое качество образования, его многообразие и удовлетворение запросов личности и

2012 • ВЕСТНИК ПАГС 13 7

общества. Развитие системы образования предусматривает индивидуализацию процесса обучения, ориентацию на получение обучающимися практических навыков и фундаментальных умений.

Модернизированное профессиональное образование в Российской Федерации призвано способствовать воспитанию будущих профессионально компетентных специалистов, нацеленных на непрерывное повышение эффективности своей деятельности. Немаловажную роль при этом играет психолого-педаго-гическое обеспечение образовательного процесса, направленное на формирование качеств, способствующих повышению эффективности профессиональной деятельности будущего специалиста. Важной составляющей психологической подготовленности личности к различным видам деятельности, в том числе профессиональной, является эмоциональная устойчивость.

Под эмоциональной устойчивостью, как правило, понимается интегративное свойство личности, включающее в свою структуру эмоциональные, волевые, интеллектуальные и мотивационные компоненты психической деятельности, а также способность подавлять эмоциональные реакции. Эмоциональная устойчивость тесно связана с так называемой «силой воли», проявляющейся в терпеливости, настойчивости, самоконтроле, выдержке (самообладании). Исследованию эмоциональной устойчивости посвящен целый ряд работ [2-6].

Проблема эмоциональной устойчивости личности дополнительно актуализируется ускорением темпов жизни, стрессами, значительным увеличением интенсивности умственного труда, «информационным взрывом», другими факторами текущей действительности. Наиболее остро она ощущается в молодежной среде, включая студенчество.

Сегодня предъявляются высокие требования к эмоциональным ресурсам молодых специалистов и возникает необходимость изучения уровня эмоциональной устойчивости студентов на этапе обучения профессии.

Студенческий период жизни, включающий в себя активные занятия физической культурой и спортом, наиболее продуктивен для формирования эмоциональной устойчивости, усвоения навыков сознательной саморегуляции и самоконтроля. Вот почему научный поиск путей и условий формирования эмоциональной устойчивости будущих специалистов именно в период их обучения в вузе представляется наиболее целесообразным.

Нами проведено исследование по выявлению уровня эмоциональной устойчивости у рядовых студентов и студентов-спортсменов, занимающихся игровыми видами спорта, в частности волейболом. Оно показало, что уровень эмоциональной устойчивости у студентов, ведущих активную студенческую жизнь, но не занимающихся спортивными играми, значительно ниже, чем уровень у сту-дентов-игровиков.

В процессе занятий волейболом максимально проявляется эмоциональноволевой компонент как составляющая эмоциональной устойчивости. Малая социальная группа, в роли которой выступает спортивная команда, становится для студентов-спортсменов важной средой деятельности и значимым фактором воспитания личности. Г рупповые характеристики коллектива - сплоченность, эффективность, надежность - оказывают ощутимое воздействие на приобрете-

1 38 2012 • ВЕСТНИК ПАГС

ние волевых качеств каждым членом команды. От игроков требуется проявлять эмоциональную устойчивость в стрессовых ситуациях.

Формирование и развитие эмоциональной устойчивости требует четкого определения целей и задач каждого из этапов обучения, в числе которых следует выделить: подготовительный, основной и итоговый. Выделение этапов производится в соответствии с построенной авторами моделью формирования эмоциональной устойчивости (рисунок).

Модель формирования эмоциональной устойчивости студентов

2012 • ВЕСТНИК ПАГС 139

Подготовительный этап закладывает начальные ориентиры формирования эмоциональной устойчивости студентов-игровиков и является основой для последующих действий. Он включает в себя диагностику эмоциональной устойчивости; определение методов и форм организации тренировочной и соревновательной деятельности студентов, адекватной уровню развития их индивидуально-психологических особенностей.

Основной этап подготовки характеризуется личностной включенностью студента в деятельность по формированию и развитию эмоциональной устойчивости на основе актуализации смыслов и целей, адекватных игровой активности. В данном случае формирующую деятельность нельзя представить без совместной работы тренера и игрока. Это обусловливает принятие в качестве основы предлагаемой модели формирования эмоциональной устойчивости целого комплекса педагогических воздействий и взаимодействий. Отбор конкретных педагогических приемов варьируется в зависимости от постановки задач на подготовительном этапе. В процессе формирования эмоциональной устойчивости студентов отдается предпочтение педагогике побуждения как максимально эффективной при решении сформулированных задач.

Итоговый этап характеризуется включением студентов в процесс формирования эмоциональной устойчивости. На нем подводятся итоги формирования эмоциональной устойчивости, реализуется мониторинговая деятельность тренера по определению уровня эмоциональной устойчивости студентов. Студентами, в свою очередь, производится коррекция уже усвоенных знаний, умений и навыков в форме самоконтроля.

Спроектированная нами модель развития эмоциональной устойчивости студентов представлена следующими структурными блоками:

- целевой - устанавливаются цели и задачи развития эмоциональной устойчивости;

- содержательный - происходит определение компонентов эмоциональной устойчивости;

- организационный - выявляются педагогические условия и технологические составляющие развития эмоциональной устойчивости;

- оценочно-результативный - заключается в определении уровня развития эмоциональной устойчивости.

Анализ научной литературы и обобщение педагогического опыта позволили выделить компоненты эмоциональной устойчивости студентов-игровиков. Эмоционально-волевой компонент определяет степень волевого владения человеком своими эмоциями. Мотивационный компонент предполагает понимание и формирование готовности к развитию и саморазвитию эмоциональной устойчивости. Действенно-практический компонент направлен на применение и закрепление психолого-педагогических знаний, практических навыков и умений в ходе спортивной деятельности.

Результатом и одновременно входящей составляющей, непосредственно влияющей на работу всей модели, является комплекс педагогических приемов, методов, условий формирования эмоциональной устойчивости - это переменная, меняющаяся в ходе реализации модели и при этом оказывающая влияние на ее последующее функционирование.

1 40 2012 • ВЕСТНИК ПАГС

Корректная работа модели возможна только при последовательной и системной реализации сформулированных педагогических условий. В первую очередь необходимо учитывать исходные личностные характеристики студента-игровика, детерминирующие успешность процесса формирования эмоциональной устойчивости. Далее следует оценить и учесть непосредственные обстоятельства процесса формирования эмоциональной устойчивости: организацию тренировочной и соревновательной деятельности студента-игровика, межличностные отношения и характер общения в команде, содержательную и эмоциональную сторону общения тренера со студентами, вовлеченность студента в команду (социальную группу), взаимодействие команды с окружающей средой. И, наконец, третий уровень педагогических условий может быть обозначен как ресурсное обеспечение процесса формирования эмоциональной устойчивости. Он включает в себя кадровое обеспечение процесса, обусловленное свойствами субъекта педагогической деятельности; материальное обеспечение деятельности; пространственно-временные параметры воспитательного процесса; сознательное изменение свойств среды, окружающей команды; информационное обеспечение воспитательного процесса; программно-методическое обеспечение воспитания эмоционально-волевых качеств личности.

Подводя итоги, следует сказать, что реализация модели формирования эмоциональной устойчивости студентов-игровиков - это сложный и многогранный процесс, требующий вдумчивого подхода со стороны тренера-педагога. Он должен быть знаком с эффективными методами, способами, разработками, новыми формами педагогического воздействия на обучаемых. В его деятельности сегодня не последняя роль отводится совершенствованию психических качеств личности будущих специалистов, последовательному и целенаправленному развитию их способностей к продуктивному профессиональному функционированию.

Таким образом, предварительные итоги нашей исследовательской работы позволяют утверждать, что командные спортивные игры в высшей школе являются действенным средством формирования эмоциональной устойчивости будущих специалистов. Умение преодолевать излишнее эмоциональное возбуждение, сформированная готовность к действию в напряженной профессиональной ситуации объективно повышает их конкурентоспособность на современном рынке труда.

Библиографический список

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. ИЯЬ: http://www.intelros.ru/subject/ross_rasput/2020-koncepcija-dolgosrochnogo-socialno.html

2. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. М., 1964.

3. Фресс П. Эмоции // Экспериментальная психология. М., 1975. Вып. V. С. 111-195.

4. Писаренко В.М. Роль психики в обеспечении эмоциональной устойчивости человека // Психологический журнал. 1986. № 1. С. 62-72.

5. Аболин Л М. Эмоциональная устойчивость и пути ее повышения // Вопросы психологии. 1989. № 4.

6. Дьяченко ММ., Пономаренко В.А. О подходах к изучению эмоциональной устойчивости // Вопросы психологии. 1990. № 1. С. 106-113.

2012 • ВЕСТНИК ПАГС 141

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.