лектуальную управляющую систему (ИУС), связанную с ТУС через интерфейс и обеспечивающую решение новых задач управления сетью;
- силы и средства ОКРУ формируют информацию о состоянии сети Z(t), используемую ТУС для формирования традиционных управляющих воздействий U (t) и ИУС для формирования дополнительных управляющих воздействий U (t), которые являются результатом решения новых интеллектуальных задач;
- технические и программные средства ИУС могут создаваться и развиваться независимо от средств ТУС, как правило, на основе современных компьютеров и локальных вычислительных сетей.
При обосновании состава и особенностей функционирования интерфейса и ИУС необходимо учитывать характеристики технических и программных средств управления, используемых и внедряемых в настоящее время.
Данные особенности определили следующие направления исследования СУ ИИС:
- уточнение состава, обоснование структуры и особенностей функционирования ИУС:
- разработка комплекса моделей ИУС, адекватно отражающих процессы управления сетями связи и обеспечивающих определение полной и достаточной совокупности определяемых характеристик СУ ИИС;
- формирование иерархической совокупности комплексных и частных количественных характеристик СУ ИИС, определение степени их влияния на характеристики существующих технических и программных средств и показатели эффективности управления;
- уточнение постановок общей и частных задач обоснования требований к СУ ИИС и определение особенностей их решения на основе установленных зависимостей (1.1), (1.2), (1.3), (1.4), (1.5), (1.6).
Литература:
1. Бусленко Н.П. Моделирование сложных систем. - М.: Наука, 1978.
2. Хохлачев Е.Н. Теоретические основы создания и применения AСУ. - М.: МО СССР, 1987.
3. Бусленко В.Н. Aвтомaтизaция имитационного моделирования сложных систем. - М.: Наука, 1977.
4. Краснощеков П.С. Математические модели в исследовании операций. - М.: Знание, 1984.
5. Краснощеков П.С., Петров A.A. Принципы построения моделей. - М.: Изд-во МГУ, 1983.
6. Белов ЮА., Цитрицкий О.Е. Об одном подходе к автоматизации проектирования сложных систем // Доклады AH СССР. - 1985. - Т.
285. - № 3.
7. Лазарев ИА. Композиционное проектирование сложных агрегативных систем. - М.: Радио и связь, 1986.
8. Нетес B.A. Декомпозиция сложных систем при расчете их эффективности // Техническая кибернетика, 1984. - № 6.
9. Павловский Ю.Н. Декомпозиция моделей управляемых систем. - М.: Наука, 1979.
10. Лазарев В.Г. Интеллектуальные цифровые сети: Справочник / Под ред. НА. Кузнецова. - М.: Финансы и статистика, 1996.
МОДЕЛЬ ФОРМАЛИЗАЦИИ ОТНОШЕНИЙ УЗЛОВОЙ КОМПАНИИ И ДРУГИХ УЧАСТНИКОВ ТУРИСТСКОГО КЛАСТЕРА
Ульянченко Л.А.
В статье обоснован механизм взаимодействия компаний в рамках кластера, разработана методика формализации взаимодействия компаний в туристском кластере.
Ключевые слова: формализация, кластер, туризм, институциональный подход
MODEL OF RELATION FORMALIZATION OF THE CENTRAL COMPANY AND OTHER PARTICIPANTS OF A TOURIST CLUSTER
Ulyanchenko L.
In article the mechanism of interaction of the companies within a cluster is reasonable, the technique of formalization of interaction of the companies in a tourist cluster is developed.
Keywords: formalization, cluster, tourism, institutional approach
Кластер представляет собой группу географически локализованных взаимосвязанных компаний, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных услуг, инфраструктуры, научно-исследовательских институтов, ВУЗов и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом. По мнению автора, требуется дополнительно уточнить определение именно туристского кластера с использованием подхода новой институциональной экономической теории, что позволит более четко вписать этот тип межсубъектного взаимодействия в систему форм функционирования современных рынков и в дальнейшем будет способствовать более продуктивному анализу. Туристскому кластеру как межсубъектному образованию характерен ряд признаков:
• наличие группы географически сконцентрированных компаний, объединенных прямыми и обратными связями;
• общая культурная и социальная среда;
• продуктовая специализация (чаще всего - сочетание компаний, работающих во взаимно дополняющих или смежных видах экономической деятельности);
• сеть государственных и частных институтов, поддерживающих экономических агентов, действующих внутри кластера.
Зрелый туристский кластер начинает демонстрировать все признаки стратегической сети и может быть условно представлен в виде пирамиды, в которой есть разные уровни.
Первый уровень - это лидирующие центральные (узловые) компании, экспортирующие туристский продукт за пределы кластера. Второй уровень - это сеть поставщиков, мелких и средних компаний, которые составляют так называемую экосистему и поставляют комплектующие, услуги и пр. в рамках кластера, как правило, для ключевой компании. Наконец, третий уровень - это социально-экономическая инфраструктура, включающая различные организации, обеспечивающие узловую компанию человеческими, финансовыми ресурсами, элементами технологической инфраструктуры. С учетом изложенного автором сделан вывод о том, что развитый современный кластер представляет собой разновидность стратегической сети, а именно стратегическую межсубъектную сеть монопродуктового или мультипродуктового характера, объединяющую ресурсы и ключевые компетенции не только входящих в него компаний, но и других
24 TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA
sv2_12.P65 24 6/3/ІІ, і:іі
организаций, вовлеченных в той или иной степени в производство туристского продукта.
Для рассмотрения кластера как системы целесообразно использовать институциональный подход, в рамках которого можно выделить основные субъекты взаимодействия; институты; связи. Под субъектами целесообразно понимать входящие в кластер компании, специализирующиеся в определенных сферах туристского продукта. Наиболее важными институтами в рамках туристского кластера являются:
• институт совместного принятия решений;
• институт ресурсного обеспечения деятельности участников;
• институт координации инноваций и стратегии.
При этом под институтами понимается устойчивая совокупность взаимоотношений между участниками кластера по поводу решения конкретной группы проблем. С точки зрения связей можно выделить организационную структуру, логистику, а также информационное поле. Когда ключевые компетенции входящих в туристский кластер компаний достигают высокого уровня, то устойчивое распределение обязанностей и работы внутри туристского кластера позволяет наращивать его общую конкурентоспособность за счет взаимного дополнения и взаимной поддержки.
По мере развития кластера в нем формируются свои внутренние нормы и правила, а также программы, так что внутренний обмен товарами и услугами, капиталом, информацией и кадрами оказывается встроенным в сравнительно устойчивые рамки, «образцы взаимодействия».
Туристский кластер как форма интеграции четко демонстрирует наличие института совместного принятия решений, то есть достижения консенсуса между государством и различными участниками рынка. При создании туристских кластеров как межсубъектных сетей зачастую удается решить проблему балансирования интересов разнообразных участников рынка, в то время как мотивом для создания межсубъектных сетей является получение конкурентных преимуществ и иных частных благ.
Участие в системе экономического регулирования в форме кластера является привлекательным для небольших компаний, поскольку объединение интересов усиливает их переговорные позиции и создает избирательные стимулы (частные блага для отдельных участников) по сравнению с другими компаниями конкретного вида экономической деятельности или по сравнению с «географическими» соседями-аутсайдерами.
Внутреннее развитие туристских кластеров направлено на снижение транзакционных издержек, повышение эффективности использования знаний, создание новых возможностей сотрудничества. Смешанная контрактная природа туристского кластера как стратегической сети дает возможность входящим в него компаниям координировать значительную часть своей деятельности посредством механизма рынка и при этом использовать ряд преимуществ иерархической координации. В этом случае вместо наращивания внутрифирменных расходов, сопряженных с ростом компании, работают рыночные стимулы для участников кластера, такие как опционы, бонусы и т.п.
Благодаря наличию такого рода стимулов небольшие компании вынуждены действовать быстрее, работать усерднее и брать на себя более высокие риски, имея при этом возможность обмена эксплицитным и имплицитным знанием, обновления технологий, доступа к большому спектру новых технических ресурсов, привлечения кадров высокого качества. Все эти процессы, как правило, протекают более интенсивно, чем в крупных интегрированных корпорациях традиционного типа, работающих в рамках того же самого продуктового рынка.
Преимущества туристских кластеров возникают на основе специализированных экономических институтов, создавая спрос на более качественные услуги за счет использования современных коммуникационных технологий, соответствия ключевых компетенций, наличию адаптивных дополнительных услуг. В свою очередь, компании вносят вклад в улучшение экономической базы взаимодействия посредством повышения занятости и квалификации жителей территории, создания специализированных объектов, формирующих туристский продукт. В результате более устойчивая туристская инфраструктура наряду с растущей концентрацией смежных компаний повышает привлекательность территории как туристской дестинации на внешнем рынке.
Например, туристский кластер может выстраиваться вокруг мест размещения (курортные кластеры), вокруг достопримечательностей (паломнические кластеры), вокруг точек питания (фестивали гурманов), вокруг мест проведения массовых мероприятий (события, фестивали, чемпионаты). В зависимости от характера кластера меняется тип узловой компании, однако характер ее взаимодействия с другими участниками кластера не меняется. В связи с этим, устойчивость инфраструктуры может обеспечиваться в туристском кластере за счет решения следующих важных задач: прежде всего, за счет использования в рамках туристского кластера информационной базы для анализа взаимодействия участников; также за счет внедрения типовой схемы организационного построения туристского кластера; наконец, за счет использования прозрачного и понятного для всех участников единого целевого критерия эффективности взаимодействия участников в рамках туристского кластера. Решение указанных задач является основой повышения эффективности территориальной экономики, поэтому может осуществляться для туристской инфраструктуры автономно.
Для анализа взаимодействия в диссертации предлагается использовать формализованную модель распределенных экономических эффектов взаимодействия узловых компаний с другими участниками кластера для выбора наилучшей схемы взаимодействия и повышения объема количественного (собственного) и качественного (получаемого) эффекта от взаимодействия. В диссертации показано, что взаимодействие узловой компании (УК) с другими участниками туристского кластера (УТК) характеризуется следующими группами параметров:
• группа параметров количественного эффекта узловой компании {Хж};
• группа параметров качественного эффекта узловой компании {Хут ж};
• группа параметров количественного эффекта участника туристского кластера {ХуЖ};
• группа параметров качественного эффекта участника туристского кластера {ХуК уТК};
• группа параметров, характеризующих особенности передачи результатов деятельности {Хд}.
Соответственно, в общем виде взаимодействие (Хд) узловой компании и участника туристского кластера в продуктовом кластере может быть описано следующим образом:
X в = f ({х ук } {х утк-ук } {х утк } {х УК-УТК }{х д !).
На основе детального рассмотрения различных схем и форм взаимодействия могут быть отобраны те, которые наиболее существенно влияют на эффективность взаимодействия как для основных узловых компаний кластера, так и для других участников туристского кластера. В частности, узловая компания как участник взаимодействия может быть описана следующим образом:
Xk = (Xki Хк2 Хк3 Хк4 ^
где
ХК1 - объемные параметры узловой компании (стоимость активов, территориальная распределенность, количество продуктов и объектов собственности);
ХК2 - параметры принадлежности к компоненте туристского продукта (структура активов, производственные потребности, приоритетные ресурсы);
Хкз - маркетинговые параметры (маркетинговые коммуникации, приоритетные компоненты продукта, номенклатура, доли рынка по компонентам в масштабах кластера и в масштабах рынка);
ХК4 - параметры производственной готовности (количество внедренных инноваций, проектная активность, технологичность и качество продукта).
TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA 25
В рамках туристского кластера компания, вступающая в туристский кластер, может участвовать в формировании любой компоненты туристского продукта. Специализация узловой компании определяет направления поиска партнеров при формировании туристского кластера. Показатели эффективности узловой компании определяют ее финансовые, технические, организационные возможности в восприятии, приобретении и реализации нововведений, а также в реализации программы повышения конкурентоспособности туристского кластера в целом.
С учетом изложенного в диссертации сделан вывод о том, что многие компании различаются по степени участия в деятельности туристского кластера. И эти различия оказывают влияние на характер и основные условия взаимодействия различных участников между собой. На основании данного тезиса автором предложено укрупненное параметрическое описание компании, участвующей в деятельности туристского кластера:
Х = (Х • Х • Х • Х • Х )
УТК (ХУТК1; УТК2; УТК3' УТК4' УТКУ,
где
Х-утк! - параметры принадлежности к компоненте туристского продукта (приоритетные производственные возможности, потребители результатов деятельности);
Хутк2 - параметры производственно-технологической принадлежности (стадии участия в туристском продукте, тип продукта);
Хуткз - параметры качества продукта (заменяющие, выбивающие, совершенствующие, улучшающие свойства продукта, используемого в рамках туристского кластера);
ХУТК4 - параметры производственного потенциала (количество и качество технического оснащения, результативность деятельности, имущественная защита результатов деятельности);
Х-утку - параметры состояния человеческого капитала (уровень образования, качество технического и управленческого персонала).
Каждый участник туристского кластера специализируется на выполнении одной или нескольких стадий формирования туристского продукта. В частности, туристские операторы и агенты концентрируются на продвижении, маркетинговых исследованиях, прикладном позиционировании на рынке, создании логистических цепочек, проектировании сопутствующих услуг, получении обратной связи. Гостиничные предприятия оказывают услуги по предоставлению мест размещения, информированию туристов о текущих и перспективных событиях. Компания общественного питания обеспечивают текущие потребности туристов в пище, размещая точки вблизи узловых компаний. Прикладные результаты взаимодействия для участника туристского кластера характеризуется набором параметров качественного эффекта, источником которых является узловая компания, а их измерение возможно только на основе эффектов как узловой компании, так и других участников туристского кластера:
ХУК-УТК (ХУК-УТКГ ХУК-УТК2’ ХУК-УТК3’ ХУК-УТк4.
Наиболее важными параметрами качественного эффекта для участника туристского кластера являются:
Хук утк! - параметры отношений зависимости (насколько участник туристского кластера зависит от узловой компании: технологическая зависимость, финансовая зависимость, информационная зависимость, маркетинговая зависимость);
ХУК УТК2 - параметры имущественных отношений (в какой форме предоставляются площади, земля, кто является источником ресурсов для осуществления деятельности);
Хук уткз - параметры финансовых отношений (порядок и объемы финансирования продукта, параметры передачи ресурсов);
ХУК УТК4 - параметры, характеризующие глубину и постоянство отношений (разовые, периодические, частые, постоянные).
В свою очередь, параметры качественного эффекта узловой компании позволяют оценить влияние результатов взаимодействия в туристском кластере на субъектную, процессную, проектную и средовую структуры, эффективность туристского кластера в целом и узловой компании. Укрупненное параметрическое описание качественного эффекта узловой компании имеет следующий вид:
Хутк-к (Хутк-укг Хутк-ук2’ Хутк-укз’ Хутк-ук)
В рамках качественного эффекта узловой компании могут рассматриваться:
Хутк ук1 - параметры отношений собственности (участие в прибыли, долговое финансирование, лоббирование, покровительство);
Хутк ук2 - параметры субъектной структуры (участие в бизнесе, аутсорсинг, владение);
Хутк укз - параметры, описывающие порядок использования результатов деятельности (собственность, аренда, частичное использование, совместное владение);
Хутк ук4 - параметры ресурсной зависимости (венчурное финансирование, полное ресурсное обеспечение, долевое обеспечение).
Например, по ресурсной зависимости взаимодействие в туристском кластере может быть декомпозировано на следующие виды: предварительная оплата работ, поэтапная оплата, оплата по конечному результату, оплата по технологической цепочке, участие производственных партнеров в прибыли туристского оператора и т. д. Не менее важны для описания взаимодействия в туристском кластере параметры, характеризующие особенности передачи результатов деятельности:
Х = (V V V ^
где
ХД1 - параметры характера вовлеченности в процесс создания продукта (технологическая вовлеченность, техническая вовлеченность);
ХД2 - параметры субъектной структуры (стадия реализации туристского продукта, формат кооперации);
Хдз - коммерциализация произведенного продукта (полный продукт, компонента продукта, разовый продукт, рекламный продукт);
ХД4 - параметры формы передачи продукта (включенность в продукт, товарные отношения, сегмент продукта).
В качестве основных принципов вхождения компаний в туристский кластер, учитывающих возможность взаимодействия узловой компании и других участников туристского кластера, можно выделить:
• принцип добровольности, на основе учета общих интересов и общей заинтересованности;
• принцип управляемости, который предусматривает научный подход и обоснованность всех решений;
• принцип эффективности, который предусматривает обеспечение получения экономического и/или социального эффекта для всех партнеров по взаимодействию.
Таким образом, формализованная оценка результатов взаимодействия участников туристского кластера, позволяет решить несколько важных прикладных задач: во-первых, выявить ключевые узловые компании, вокруг которых формируется туристский кластер; во-вторых, количественно и качественно описать возможные параметры взаимодействия участников; в-третьих, сконцентрировать усилия на конкретном эффекте, получаемом всеми участниками взаимодействия; в-четвертых, обосновать основные форматы взаимоотношений между участниками и документарно их зафиксировать.
26 TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA