Научная статья на тему 'Концепция развития рыболовно-охотничьего туризма на основе кластерного подхода'

Концепция развития рыболовно-охотничьего туризма на основе кластерного подхода Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
761
237
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЫБОЛОВНО-ОХОТНИЧИЙ ТУРИЗМ / РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА / ТУРИЗМ В АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ / FISHING AND HUNTING TOURISM / TOURISM DEVELOPMENT / TOURISM IN ASTRAKHAN OBLAST

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Арутюнян Светлана Айковна

В статье раскрываются рекомендации по использованию кластерноориентированного подхода к развитию рыболовно-охотничьего туризма Астраханской области. Автором рассмотрены идентификационные признаки формирования кластера рыболовно-охотничьего туризма, выделены ядро кластера и степень взаимодействия его участников. Достаточно подробно исследована роль инфраструктурных компонент, которые обеспечивают функционирование кластера. Разработана функциональная структура рыболовно-охотничьего туризма, и обосновано, что на территории Астраханской области существуют все предпосылки, необходимые для формирования и функционирования высокоразвитого кластера рыболовно-охотничьего туризма

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT OF FISHING AND HUNTING TOURISM DEVELOPMENT BASED ON CLUSTER APPROACH

The article discloses recommendations how to use cluster-oriented approach for developing fishing and hunting tourism in Astrakhan Oblast. The author examines identity factors of fishing and hunting tourism cluster building, defines the cluster core and the degree of interrelations between its actors. In details the author analyzes the role of infrastructural components keeping cluster running. The functional structure of fishing and hunting tourism is elaborated, and it is proved there are all preconditions to build and manage a highly advanced fishing and hunting tourism cluster in Astrakhan Oblast.

Текст научной работы на тему «Концепция развития рыболовно-охотничьего туризма на основе кластерного подхода»

DOI: 10.12731/2218-7405-2013-4-36 УДК 338.48

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ РЫБОЛОВНО-ОХОТНИЧЬЕГО ТУРИЗМА НА ОСНОВЕ КЛАСТЕРНОГО ПОДХОДА

Арутюнян С.А.

В статье раскрываются рекомендации по использованию кластерноориентированного подхода к развитию рыболовно-охотничьего туризма Астраханской области.

Автором рассмотрены идентификационные признаки формирования кластера рыболовно-охотничьего туризма, выделены ядро кластера и степень взаимодействия его участников. Достаточно подробно исследована роль инфраструктурных компонент, которые обеспечивают функционирование кластера.

Разработана функциональная структура рыболовно-охотничьего туризма, и обосновано, что на территории Астраханской области существуют все предпосылки, необходимые для формирования и функционирования высокоразвитого кластера рыболовно-охотничьего туризма

Ключевые слова: рыболовно-охотничий туризм; развитие туризма; туризм в Астраханской области.

CONCEPT OF FISHING AND HUNTING TOURISM DEVELOPMENT

BASED ON CLUSTER APPROACH

Arutyunyan S.A.

The article discloses recommendations how to use cluster-oriented approach for developing fishing and hunting tourism in Astrakhan Oblast.

The author examines identity factors of fishing and hunting tourism cluster building, defines the cluster core and the degree of interrelations between its actors. In details the author analyzes the role of infrastructural components keeping cluster running.

The functional structure of fishing and hunting tourism is elaborated, and it is proved there are all preconditions to build and manage a highly advanced fishing and hunting tourism cluster in Astrakhan Oblast.

Keywords: fishing and hunting tourism; tourism development; tourism in Astrakhan Oblast.

Стратегии социально-экономического развития многих субъектов Российской Федерации, включая Астраханскую область, в некоторой степени ориентированы на появление в регионах таких элементов управления, как кластеры. К развитию туризма в регионе может быть применим комплексный подход и комплексный анализ, который может быть осуществлен путем кластеризации. Кластеры могут создаваться как на постоянной, так и на временной основе.

Научными изысканиями в области кластеров занимались многие выдающиеся ученые. Разные авторы в зависимости от контекста исследования по-разному трактуют определение понятия кластера. Основоположником кластерного подхода в экономике признан М. Портер, который определяет кластер как «группу географически соседствующих взаимосвязанных компаний

и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга». Поскольку Астраханская область весьма перспективна в плане развития рыболовно-охотничьего, познавательного и делового туризма, то, учитывая ее выгодное географическое положение, представляется возможным утверждать о необходимости создания локального кластера рыболовно-охотничьего туризма. Данное положение подтверждается еще и тем, что в области сосредоточены обширные природные ресурсы, отличающиеся изобилием живности (гуси, утки, кабаны, волки, зайцы-русаки, лисицы и др.), а также богатые рыбные ресурсы, представленные судаком, сазаном, лещем, воблой, щукой, сомом, жерехом и пр. Все это является предпосылкой развития трофейной рыбалки и охоты на мелкую и крупную дичь и привлечение в Астраханскую область рыболовов-любителей и туристов, предпочитающих активный отдых.

Использование кластерноориентированного подхода в отношении сферы туризма и формирование кластера рыболовно-охотничьего туризма представляется весьма интересным, поскольку рыболовно-охотничий туризм обладает рядом особенностей. Это один из немногочисленных видов туризма, отличающийся таким большим разнообразием охватываемых услуг: предоставление в аренду инвентаря, услуги егерей, рыболовно-охотничьи базы, предприятия общественного питания, различные виды транспорта (водный, автомобильный и авиатранспорт), а также услуги турагентств и туроператоров. В других видах деятельности продукт идет на рынок, в рыболовно-охотничьем туризме все происходит в точности наоборот: чтобы эффективно использовать турпродукт, рыболов или охотник самостоятельно обращается к структуре, которая окажет ему в этом поддержку. При этом турист должен приехать непосредственно в регион, где он будет потреблять некоторую совокупность отдельных продуктов и услуг, которые составляют в целом комплексный результат посещения, а посредники, такие как турагенты, аэропорты, рыболовно-охотничьи базы и туроператоры вовлечены в организацию данного

процесса или осуществляют непосредственное предоставление услуг. В результате большая часть получаемого дохода поступает не от ключевых компаний кластера (баз отдыха, рыбалки и охоты, которые привлекают туристов), а образуется из расходов на размещение, питание, аренду инвентаря и услуги егерей, подарки, сувениры и различных непредвиденных расходов посетителей. Рыболовно-охотничьему туризму свойственны эффекты мультипликации, связанные не только с созданием существенной добавленной стоимости, но также и способностью мотивировать развитие других видов деятельности. Вместе с тем, в отличие от многих других отраслевых кластеров, у рыболовно-охотничьего могут возникать проблемы, связанные с наличием фактора сезонности. Ряд этих особенностей оказывает сильное воздействие на туризм в целом и, как следствие, влияет на разработку эффективных стратегий развития.

Учитывая ключевые аспекты развития кластерной теории при формировании рыболовно-охотничьего кластера, с нашей точки зрения, представляется возможным решение следующих задач:

1. Определение ядра кластера, с учетом наличия имеющихся средств размещения туристов рыболовов-охотников;

2. Наличие специфики рыболовно-охотничьего кластера, в том числе факторов инфраструктуры, сезонности в рыбной ловле и охоте и качества предоставляемых услуг;

3. Наличие обеспечивающих предприятий и организаций, а также их участие в функционировании и развитии кластера;

4. Обеспеченность трудовыми ресурсами, степень их квалификации;

5. Активность взаимодействия между участниками рыболовно-охотничьего кластера;

6. Эффективность взаимодействия с бизнес-средой.

Управление организациями туристского бизнеса в рыболовно-охотничьем кластере предполагает, что они должны рассматриваться не как обособленные

структуры, которые взаимодействуют только с внешним окружением, а во взаимосвязи со всеми участниками кластера. В связи с этим существует объективная необходимость обеспечения органов государственной власти аналитической и статистической информацией, которая раскрывает современное состояние, а также тенденции развития всего кластера рыболовно-охотничьего туризма. Подобная информация может быть сформирована и представлена на основании идентификации рыболовно-охотничьего кластера, заключающейся в первую очередь в определении его границ, структуры и отличительных параметров.

Идентификацию рыболовно-охотничьего кластера следует начать с оценки уникальных природных ресурсов. Как известно, дельта Волги представляет собой обширные мелководья, многочисленные острова, разделенные множеством больших и малых рек, своеобразную дикую природу - поймы, ильмени, извилистые водные рукава и протоки, заросли водной растительности, лотосовые поля. Поскольку волжская дельта расположена на крупнейшем пролетном пути водоплавающих птиц, в период миграции здесь останавливаются перелетные. На территории области обитает более 280 видов птиц и более 70 видов рыб, включая рыб осетровых пород. Таким образом, можно констатировать высокую обеспеченность Астраханской области ресурсами, необходимыми для устойчивого развития рыболовно-охотничьего туризма.

Что касается инфраструктуры рыболовно-охотничьего кластера, то она преимущественно состоит из предприятий и организаций, которые занимаются оказанием услуг в сфере рыболовно-охотничьего туризма и одновременно являются движущими силами его развития. Для эффективного и динамичного развития данного сектора туризма инфраструктура должна развиваться темпами, превышающими темпы роста самого рынка рыболовно-охотничьего туризма.

Анализ статистических данных показал, что согласно сведениям, предоставленным Министерством по спорту и туризму Астраханской области, всего на территории области на конец 2011 г. насчитывалось более 500 субъектов туристской деятельности, из которых 118 являются турфирмами, занимающимся как турагентской, так и туроператорской деятельностью. Однако фактически в области функционирует порядка 450-500 рыболовно-охотничьих баз, из которых только более половины осуществляют лицензированную деятельность, а остальные образуют теневой сектор или относятся к другим видам деятельности на основании ОКВЭД и, соответственно, не подвергаются учету территориальными органами статистики в качестве туроператоров.

Следующим идентификационным признаком рыболовно-охотничьего кластера является наличие обеспечивающих предприятий и организаций и их участие в функционировании и развитии кластера, а также квалифицированных трудовых ресурсов. В настоящий момент специалистов в области туризма в АО готовят два ВУЗа (АГТУ специальность «Социально-культурный сервис и туризм» и АГУ специальность «Туризм»), однако, и тот, и другой дают знания, которые не соответствуют требованиям, предъявляемым к сотрудникам туристических агентств.

Обращение нескольких компаний к услугам частных лиц, готовых оказать поддержку в обучении егерскому делу, а также прохождение курсов в местных учебных заведениях, в большинстве случаев, являются безуспешными, поскольку доносимая информация носит исключительно теоретико-академический характер и, по сути, не вносит ничего нового в знания егерей, обслуживающих рыболовно-охотничьи базы. Вместе с тем, егерские курсы очень важны не только для молодых, начинающих специалистов, но и для тех, кто работает в данной области давно.

Следующий признак идентификации кластера заключается в выявлении степени взаимодействия между участниками рыболовно-охотничьего кластера.

Специфика туристской отрасли обуславливает тот факт, что решающим детерминантом развития кластера туризма, является высокий уровень взаимодействия. Многоступенчатая и сложная цепочка ценности делает сотрудничество критически необходимым, однако на практике это встречается далеко не всегда.

С точки зрения взаимодействия участников, рыболовно-охотничий кластер может быть определен как форма эффективного сосуществования субъектов туристского бизнеса в сфере рыболовно-охотничьего туризма, основанная на конкуренции и сотрудничестве между ними. Взаимодействие участников рыболовно-охотничьего кластера дает возможность получать ряд преимуществ, основанных на более эффективном использовании природных ресурсов, реализации совместных проектов, экономии издержек и т.д.

С нашей точки зрения, процесс взаимодействия в интегрированном кластере рыболовно-охотничьего туризма можно представить следующим образом (Рис. 1).

Вместе с тем анализ туристского бизнеса наглядно свидетельствует о том, что явно выраженное взаимодействие прослеживается в цепочке туроператор-турагент: организация с помощью турагентов разнообразных экскурсионных туров (однодневных или менее длительных) туристам, приехавшим с целью охоты и рыбалки, с одной стороны, и направление турагентствами обратившихся клиентов на базы отдыха, с другой. И хотя в настоящий момент туристы, приехавшие на территорию области с целью охоты или рыбалки, предпочитают по большей части не покидать пределы рыболовно-охотничьих баз, возможно, дальнейшее совмещение деятельности турагенств и услуг рыболовно-охотничьей направленности, предоставляемых базами, что, позволит постепенно уйти от традиционного для Астраханской области вида туризма, развивая другие его направления.

Рис. 1. Организация процесса взаимодействия в интегрированном кластере

рыболовно-охотничьего туризма

Оценивая заинтересованность основных организаций туристского бизнеса в устранении имеющихся общих препятствий развития рыболовно-охотничьего туризма через механизм государственно-частного партнерства, можно отметить следующее:

- многие организации туристского бизнеса готовы участвовать в процессе взаимодействия с другими предприятиями в процессе формирования рыболовно-охотничьего кластера;

- наиболее привлекательными направлениями взаимодействия для турагентств являются проведение совместных исследований рынка рыболовно-охотничьего туризма, совместное продвижение услуг на зарубежные рынки и совместное обучение персонала;

- как для туроператоров, так и для турагентов важным фактором возможного участия в развитии рыболовно-охотничьего кластера является

перспектива проведения мероприятий по созданию совместного общего бренда области или продукта.

Идентификационным признаком рыболовно-охотничьего кластера является также и активное взаимодействие с окружающей бизнес-средой. Учет влияния бизнес-среды является важнейшим механизмом реализации любой кластерной политики. Основными факторами, определяющими влияние бизнес-среды на развитие рыболовно-охотничьего кластера являются наличие природных, трудовых ресурсов, транспортной инфраструктуры, а также деятельность органов государственной власти, позволяющая привлечь заемные средства для развития кластера, или действующая в рамках частно-государственного партнерства.

Таким образом, принимая во внимание указанные идентификационные признаки существования кластера, кластер рыболовно-охотничьего туризма можно представить следующим образом. (Рис.2.)

Рис. 2. Функциональная структура рыболовно-охотничьего кластера

Таким образом, обобщая сказанное, можно сделать следующие выводы:

- в современных условиях можно с высокой степенью уверенности утверждать, что на территории Астраханской области имеются в наличии все необходимые предпосылки для формирования и функционирования высокоразвитого кластера рыболовно-охотничьего туризма.

- особенность рыболовно-охотничьего кластера состоит в значительном мультипликативном эффекте. Кластер характеризуется концентрацией многих необходимых элементов на территории области, что можно считать основой для развития соответствующей инфраструктуры, увеличения количества рабочих мест, интенсивного обмена информацией, процессами эффективного взаимодействия с образовательными учреждениями и органами государственной власти.

Список литературы

1. Концепция федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2016 годы)»/ Утверждена Постановлением Правительства РФ от 19 июля 2010 г. № 1230-р. http :// government.ru/ gov/results/11494/

2. Орлов А.Е. Специфика охотничье-рыболовного туризма // Сборник статей кафедры Экономики социальной сферы Экономического факультета МГУ. М.: ТЕИС, 2003.

3. Туризм и рекреация: инновации и ГИС-технологии: материалы III Международной научно-практической конференции (г. Астрахань 13-15 мая 2010 г.). Астрахань: Издатель: Сорокин Роман Васильевич, 2010. 302 с.

References

1. Koncepcija federal'noj celevoj programmy «Razvitie vnutrennego i v'ezdnogo turizma v Rossijskoj Federacii (2011 - 2016 gody)»/ Utverzhdena Postanovleniem Pravitel'stva RF ot 19 ijulja 2010 g. № 1230-r [Concept of Federal

Goal-Oriented Program "Development of Domestic and Outbound Tourism in Russian Federation (2011-2016 yy)" / Approved by RF Governmental Regulation of July 19, 2010 No 1230-p] . http://government.ru/gov/results/11494/

2. Orlov A.E. Specifika ohotnich'e-rybolovnogo turizma [Fishing and Hunting Tourism Specification]. M.: TEIS, 2003.

3. Turizm i rekreacija: innovacii i GIS-tehnologii: materialy III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (g. Astrahan' 13-15 maja 2010 g.) [Tourism and Recreation: Innovations and GIS-technologies: materials of III Int. Scientific Conference (Astrakhan, May 13-15, 2010)]. Astrahan: Izdatel': Sorokin Roman Vasil'evich, 2010. 302 p.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Арутюнян Светлана Айковна, старший преподаватель кафедры «Менеджмент»

Астраханский государственный университет ул. Татищева, 20а, г. Астрахань, 414056, Россия e-mail: arutunyan1109@mail. ru

DATA ABOUT THE AUTHOR

Arutyunyan Svetlana Aikovna, senior lecture of Management Department

Astrakhan State University

20A, Tatischev street, Astrakhan, 414056, Russia

e-mail: arutunyan1109@mail. ru

Рецензент:

Левченко Т.П., д.э.н., профессор, заведующая кафедрой «Гостиничный и ресторанный бизнес» Сочинского государственного университета

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.