МЕТОДИЧЕСКИМ ПОДХОД ФОРМИРОВАНИЯ ТРЕБОВАНИИ К СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ сетью
Новиков О.П., д.т.н., профессор
В статье рассматривается формирование процедуры определения требований к системе управления интеллектуальной информационной сетью на основе принципов многоуровневого анализа и синтеза сложных динамических систем.
Ключевые слова: система, интеллектуальная информационная сеть, управление, требования, модель.
METHODICAL APPROACH TO CREATION OF REQUIREMENTS FOR A SYSTEM OF MANAGEMENT OF INTELLECTUAL INFORMATION NETWORK
Novikov O., doctorate degree in technical sciences, professor
The article overviews creation of a process of determination of requirements for a system of management of intellectual information network based on principles of multilevel analysis and synthesis of complex dynamic systems.
Keywords: system, intellectual information network, management, requirements, model
Определение основных направлений исследования при решении задач обоснования требований к системе управления интеллектуальной информационной сетью начнем с определения облика самой системы. В формировании облика перспективной системы управления интеллектуальной информационной сетью (СУ ИИС) особое место должен занимать методический подход [1-9], определяющий принципы построения системы, ее модель, критерии оценки и способы реализации проблемы, а также степень достижения конечной цели. Особое место здесь следует отвести разработке обобщенной процедуре определения требований к СУ ИИС. В соответствии с решаемой научной проблемой основой разрабатываемой методологии являются эффективные методы решения общей и частных задач обоснования требований к СУ ИИС. Данные задачи могут быть поставлены с использованием достаточно общих аналитических соотношений, приведенных ниже. Таким образом, задача определения требуемых характеристик СУ ИСС, может быть сформулирована следующим образом:
определить такие значения характеристик СУ X* из множества допустимых Хд, X* М Хд, и соответствующую последовательность управляющих воздействий U(0T](X*) на интервале (0, T] из множества допустимых ид, U(t, X*) М ид, при которых обеспечивается требуемое значение G функционала G(X) в течение всего жизненного цикла ИИС, т.е.
G(X*) -J Го. X kit с GTp, X* с X, U(t, Xі) с Г,
(l.l)
о
В зависимости от сложности решаемой задачи можно произвести декомпозицию общей задачи на ряд частных задач, направленных на определение требуемых характеристик СУ ИИС при управлении:
- коммутацией каналов связи:
определить такие значения характеристик X * СУ ИИС, влияющих на обеспечение эффективной коммутации каналов связи, при которых
(l.2)
- определения маршрута движения информации (маршрутизацией):
определить такие значения характеристик Хп* СУ ИИС, влияющих на обеспечение эффективной коммутации каналов связи, при которых
(l.3)
- эксплуатацией:
определить такие значения характеристик Хэ* СУ ИИС, влияющих на обеспечение эффективной коммутации каналов связи, при кото-
рых
(l.4)
- реконфигурацией:
определить такие значения характеристик Хр* СУ ИИС, влияющих на обеспечение эффективной коммутации каналов связи, при кото-
рых
(l.5)
22 TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA
- модернизацией:
определить такие значения характеристик X * СУ ИИС, влияющих на обеспечение эффективной коммутации каналов связи, при кото-
рых
(1.6)
где G , G , G , Gртр, G - требуемые значения частных функционалов, характеризующих эффективность решения задач управления коммутацией, маршрутизацией, эксплуатацией, реконфигурацией и модернизацией соответственно;
X, Х,Х,Х,Х, и, и, и, и, и - допустимые значения характеристик и управляющих воздействий СУ ИСС, влияющих на
кд5 ид’ эд рд’ мд кд пд эд рд мд * гг г ^ ,
эффективность решения задач управления коммутацией, маршрутизацией, эксплуатацией, реконфигурацией и модернизацией соответственно.
Следует отметить, что в соотношениях: (1.1), (1.2), (1.3), (1.4), (1.5), (1.6) не определен физический смысл используемых критериев эффективности и отдельных определяемых показателей СУ ИИС. Кроме этого, предварительный анализ особенностей исходных данных, известных методов решения задач подобного класса и их размерности показал следующее:
- задачи обоснования требований к СУ ИИС обладают высокой размерностью и не могут быть решены с использованием известных методов одноуровневой оптимизации;
- высокая неопределенность исходных данных не позволяет успешно применять для решения подобных задач только определенный класс детерминированных методов и моделей оптимального управления и теории выработки решений, требуется разработка комплекса методов и моделей, распределенных по уровням решения поставленных задач;
- специфика и новизна объекта управления требуют проведения дополнительных исследований по разработке адекватной модели СУ ИИС и обоснованию ее количественных показателей.
С учетом вышеизложенного [1-9] для разработки методов решения поставленных задач необходимо предварительно разрешить следующие вопросы:
- обосновать комплекс моделей, описывающих структурные, функциональные и информационные особенности СУ ИИС, определить ее частные характеристики и показатели эффективности;
- уточнить зависимости (1.1), (1.2), (1.3), (1.4), (1.5), (1.6) в соответствии с разработанными моделями СУ ИСС и выбранными характеристиками;
- обобщить известные принципы многоуровневого анализа и синтеза сложных систем и обосновать общую процедуру решения поставленных задач на основе этих принципов.
В [10] сформулирован основной принцип построения ИИС, который заключается в отделении процессов выполнения новых функций, реализуемых интеллектуальной надстройкой, от традиционных функций передачи сообщений, коммутации и управления потоками информации, выполняемых базовой сетью связи. Иначе говоря, интеллектуальную надстройку целесообразно создавать и совершенствовать на базе автономно функционирующих технических и программных средств, взаимодействующих с базовой сетью через стандартный интерфейс, исключающий возможное отрицательной влияние этих средств на оперативность, достоверность и безопасность связи. При этом новые задачи (услуги) ИИС должны обеспечить требуемое повышение эффективности функционирования существующей ИИС.
Данный принцип определяет следующие особенности построения СУ ИИС:
- СУ ИИС представляет собой сложную систему, включающую объекты управления (ОУ) и управляющую систему (УС) (рис. 1);
- объекты управления соответствуют элементам существующей СУ базовой сети связи и включают сеть связи МС РФ, сеть связи района, силы и средства, обеспечивающие контроль состояния сетей и реализацию управляющих воздействий (ОКРУ);
- управляющая система содержит традиционную управляющую систему (ТУС), соответствующую существующей СУ ИИС, и интел-
Рис. 1. Модель построения системы управления ИСС
TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA 23
лектуальную управляющую систему (ИУС), связанную с ТУС через интерфейс и обеспечивающую решение новых задач управления сетью;
- силы и средства ОКРУ формируют информацию о состоянии сети Z(t), используемую ТУС для формирования традиционных управляющих воздействий и (^ и ИУС для формирования дополнительных управляющих воздействий и ф, которые являются результатом решения новых интеллектуальных задач;
- технические и программные средства ИУС могут создаваться и развиваться независимо от средств ТУС, как правило, на основе современных компьютеров и локальных вычислительных сетей.
При обосновании состава и особенностей функционирования интерфейса и ИУС необходимо учитывать характеристики технических и программных средств управления, используемых и внедряемых в настоящее время.
Данные особенности определили следующие направления исследования СУ ИИС:
- уточнение состава, обоснование структуры и особенностей функционирования ИУС:
- разработка комплекса моделей ИУС, адекватно отражающих процессы управления сетями связи и обеспечивающих определение полной и достаточной совокупности определяемых характеристик СУ ИИС;
- формирование иерархической совокупности комплексных и частных количественных характеристик СУ ИИС, определение степени их влияния на характеристики существующих технических и программных средств и показатели эффективности управления;
- уточнение постановок общей и частных задач обоснования требований к СУ ИИС и определение особенностей их решения на основе установленных зависимостей (1.1), (1.2), (1.3), (1.4), (1.5), (1.6).
Литература:
1. Бусленко Н.П. Моделирование сложных систем. - М.: Наука, 1978.
2. Хохлачев Е.Н. Теоретические основы создания и применения АСУ. - М.: МО СССР, 1987.
3. Бусленко В.Н. Автоматизация имитационного моделирования сложных систем. - М.: Наука, 1977.
4. Краснощеков П.С. Математические модели в исследовании операций. - М.: Знание, 1984.
5. Краснощеков П.С., Петров А.А. Принципы построения моделей. - М.: Изд-во МГУ, 1983.
6. Белов Ю.А., Цитрицкий О.Е. Об одном подходе к автоматизации проектирования сложных систем // Доклады АН СССР. - 1985. - Т.
285. - № 3.
7. Лазарев И.А. Композиционное проектирование сложных агрегативных систем. - М.: Радио и связь, 1986.
8. Нетес В.А. Декомпозиция сложных систем при расчете их эффективности // Техническая кибернетика, 1984. - № 6.
9. Павловский Ю.Н. Декомпозиция моделей управляемых систем. - М.: Наука, 1979.
10. Лазарев В.Г. Интеллектуальные цифровые сети: Справочник / Под ред. Н.А. Кузнецова. - М.: Финансы и статистика, 1996.
МОДЕЛЬ ФОРМАЛИЗАЦИИ ОТНОШЕНИЙ УЗЛОВОЙ КОМПАНИИ И ДРУГИХ УЧАСТНИКОВ ТУРИСТСКОГО КЛАСТЕРА
Ульянченко Л.А.
В статье обоснован механизм взаимодействия компаний в рамках кластера, разработана методика формализации взаимодействия компаний в туристском кластере.
Ключевые слова: формализация, кластер, туризм, институциональный подход
MODEL OF RELATION FORMALIZATION OF THE CENTRAL COMPANY AND OTHER PARTICIPANTS OF A TOURIST CLUSTER
Ulyanchenko L.
In article the mechanism of interaction of the companies within a cluster is reasonable, the technique of formalization of interaction of the companies in a tourist cluster is developed.
Keywords: formalization, cluster, tourism, institutional approach
Кластер представляет собой группу географически локализованных взаимосвязанных компаний, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных услуг, инфраструктуры, научно-исследовательских институтов, ВУЗов и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом. По мнению автора, требуется дополнительно уточнить определение именно туристского кластера с использованием подхода новой институциональной экономической теории, что позволит более четко вписать этот тип межсубъектного взаимодействия в систему форм функционирования современных рынков и в дальнейшем будет способствовать более продуктивному анализу. Туристскому кластеру как межсубъектному образованию характерен ряд признаков:
• наличие группы географически сконцентрированных компаний, объединенных прямыми и обратными связями;
• общая культурная и социальная среда;
• продуктовая специализация (чаще всего - сочетание компаний, работающих во взаимно дополняющих или смежных видах экономической деятельности);
• сеть государственных и частных институтов, поддерживающих экономических агентов, действующих внутри кластера.
Зрелый туристский кластер начинает демонстрировать все признаки стратегической сети и может быть условно представлен в виде пирамиды, в которой есть разные уровни.
Первый уровень - это лидирующие центральные (узловые) компании, экспортирующие туристский продукт за пределы кластера. Второй уровень - это сеть поставщиков, мелких и средних компаний, которые составляют так называемую экосистему и поставляют комплектующие, услуги и пр. в рамках кластера, как правило, для ключевой компании. Наконец, третий уровень - это социально-экономическая инфраструктура, включающая различные организации, обеспечивающие узловую компанию человеческими, финансовыми ресурсами, элементами технологической инфраструктуры. С учетом изложенного автором сделан вывод о том, что развитый современный кластер представляет собой разновидность стратегической сети, а именно стратегическую межсубъектную сеть монопродуктового или мультипродуктового характера, объединяющую ресурсы и ключевые компетенции не только входящих в него компаний, но и других
24 TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA