Научная статья на тему 'Налоговая политика организации: сущность и подходы к оптимизации'

Налоговая политика организации: сущность и подходы к оптимизации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2956
418
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / ФОРМЫ / НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ПОКАЗАТЕЛИ / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ / TAX POLICY / FORMS / TAX PLANNING / INDICATORS / EFFICIENCY ASSESSMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петропавловский М. В.

Рассматриваются формы и содержание налоговой политики экономических субъектов, показатели ее результативности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAX POLICY OF ORGANIZATIONS: ESSENCE AND APPROACHES TO OPTIMIZATION

The paper considers types and coutens of a tax policy of economic subjects, and reveals indicators of its productivity.

Текст научной работы на тему «Налоговая политика организации: сущность и подходы к оптимизации»

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ: СУЩНОСТЬ И ПОДХОДЫ К ОПТИМИЗАЦИИ

Петропавловский М.В., д.т. н., профессор кафедры «Прикладная математика и информационные технологии» ФГБОУ ВПО

«Марийский государственный технический университет»

Рассматриваются формы и содержание налоговой политики экономических субъектов, показатели ее результативности.

Ключевые слова: налоговая политика, формы, налоговое планирование, показатели, оценка эффективности.

TAX POLICY OF ORGANIZATIONS: ESSENCE AND APPROACHES TO OPTIMIZATION

Petropavlovskiy M., Doctor of Techniques, Professor, Applied Mathematics and Information Technologies chair, Mari State Technical

University, FGBOU VPO

The paper considers types and coutens of a tax policy of economic subjects, and reveals indicators of its productivity.

Keywords: tax policy, forms, tax planning, indicators, efficiency assessment.

Выбор и обоснование путей оптимизации системы налоговых отношений определяют одно из направлений налогового планирования, проводимого в интересах бизнеса. Процесс налогового планирования, встроенный в свою очередь во внутренний налоговый контроль, имеет особое значение, так как оптимизация налогообложения позволяет своевременно выявить источники финансовых ресурсов для их капитализации, возможности финансирования диверсификации деятельности, реальный объем инвестиций за счет экономии на налоговых платежах.

Налоговая политика является составляющей частью финансовой стратегии экономического субъекта, заключающейся в выборе наиболее эффективного варианта способа учета для целей налогообложения при альтернативных вариантах его финансово-хозяйственной деятельности. Мировой опыт показывает, что в практике разработки налоговая политика экономических субъектов известны три возможные формы:

1) нелегальная, предполагающая применение противозаконных методов уклонения от уплаты налогов и сознательное искажение бухгалтерской и налоговой отчетности. Непосредственное нарушение установленных правил влечет к развитию нигилистических направлений в построении институтов легальной экономики: обычаев, традиций, культуры, достигнутых соглашений и др. В итоге возникает институциональный алгоритм, обусловливающий попадание в так называемую «ловушку» или «неэффективную устойчивую норму (институт), имеющую самоподдерживающийся характер» [3, с.

4];

2) легальная, направленная на точное выполнение налоговых обязательств, правильную организацию методов учета и использование возможностей, в пределах установленных норм действующего законодательства. Учетная политика является гарантией от размывания формальных институтов, так как не допускает двоякого толкования существующих правил и норм. В результате определяется алгоритм, направленный на реализацию определенной цели;

3) полулегальная, использующая юридические коллизии, законодательные недоработки и противоречия нормативных правовых актов, а в практическом отношении невозможно однозначно определиться с позицией того или иного толкования. В этом случае учетная политика вступает в отношения согласования действий в оптимизации налоговых выплат и позволяет экономическому субъекту реализовать институциональные требования.

Наиболее цивилизованными формами налоговой политики следует признать легальную и полулегальную. Если полулегальная учетная политика не носит «теневой» характер, то она представляет собой область профессионального суждения в отношении противоречий и несовершенства действующих институциональных требований, а также существует легально и «прозрачно» как инструмент функционирования института предпринимательства. Исследование такого явления как уклонение от уплаты налоговых платежей выполняется вне контекста учетной политики.

В основе формирование налоговой политики экономического субъекта лежит система налогового планирования с учетом разработки контрактных схем и контроля. Её целью является оптимизация налоговых обязательств при сочетании стратегии развития биз-

неса и законных требований государства.

Некоторые ученые рассматривают налоговое планирование, как способ оптимизации действий экономических субъектов. С.Н. Сай-фиева, А.В. Гильманова считают, что «налоговое планирование - это целая система различных схем и методик, позволяющая выбрать оптимальное решение для конкретно взятого случая» [5, с.150]. Е.С. Вылкова, М.В.Романовский предлагают рассматривать налоговое планирование как «процесс системного использования оптимальных законных налоговых способов и методов для установления желаемого будущего финансового состояния объекта в условиях ограниченности ресурсов и возможности их альтернативного использования» [2, с. 93].

Под налоговым планированием мы понимаем выбор способа оптимального сочетания правовых форм отношений и возможных вариантов интерпретации в рамках действующего налогового законодательства.

К одному из методов налогового планирования, реализуемого в рамках одного экономического субъекта, относится использование возможностей учетной политики, как для ведения бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения экономического субъекта. С помощью учетной политики без существенных финансовых затрат производится выбор способов ведения учета при альтернативных вариантах, разработка договорных схем, специальных методов учета, а также использование различных льгот, предоставленных законодательством.

Рационально составленная налоговая политика может оказать влияние на налогообложение экономических субъектов. Следует отметить, что на объем расходов, а следовательно и на размер прибыли оказывают влияние следующие элементы учетной политики для целей налогообложения по налогу на прибыль, в частности: методы начисления амортизации основных средств и нематериальных активов; методы оценки сырья и материалов при списании их в производство, а также стоимости товаров при их реализации, порядок оценки остатков незавершенного производства, остатков готовой продукции и т.п. Необходимо учитывать, что при формировании налоговой политики экономического субъекта предоставляется возможность закреплять, и аргументировано обосновывать (в случае наличия противоречий и неясностей в налоговом законодательстве) выбор того или иного варианта исчисления налогооблагаемой базы, таким образом свести к минимуму свои налоговые риски. Разрабатывая договорную политику необходимо выбрать такое направление, которое позволило бы легально улучшить результаты деятельности и снизить налоговое бремя экономического субъекта.

Результативность налоговой политики является одним из показателей, отражающих эффективность деятельности финансовых служб. В частности, показатели, отражающие деятельность финансовых служб при осуществлении учетной политики, дают возможность оценить профессионализм работников в области бухгалтерского учета и налогообложения.

Для эффективной реализации налоговой политики, оценки альтернативных ее вариантов необходимо учитывать особенности налогообложения в конкретном экономическом субъекте. При этом можно спрогнозировать сумму налогов. Оценку эффективности раз-

работанной налоговой политики можно осуществить с помощью системы соответствующих показателей. Наиболее известными из этих оценочных показателей являются:

а) коэффициент эффективности налогообложения. Он позволяет получить наиболее общую характеристику избранной налоговой политики организации, показывая соотношение между показателями чистой прибыли и общей суммы налоговых платежей.

Коэффициент эффективности налогообложения исчисляется как отношение суммы чистой прибыли к общей сумме налоговых платежей.

Эн=ЧП/Н0

где

Э - коэффициент эффективности налогообложения;

ЧП - планируемая сумма чистой прибыли;

Н - общая сумма планируемых налоговых платежей.

Показатель будет увеличиваться, если в случае оптимизации налоговых платежей экономический субъект заплатит меньше налогов, чем, в предшествующем году);

б) налогоемкость продаж (К^) - показатель, характеризующий сумму налоговых платежей, приходящуюся на единицу объема реализованной продукции (работ, услуг):

КНЕ=Н0/ТП

где

Кне - налогоемкость продаж;

Н - общая сумма планируемых налоговых платежей;

Т - планируемый объем реализации продукции.

В отношении показателя можно применять следующие оценочные критерии:

- если налогоемкость продаж менее 25%, значит, система налогового планирования работает эффективно и не нуждается в корректировке. Экономическому субъекту можно ограничиться мониторингом законодательства, чтобы вовремя корректировать свои действия и избежать налоговых рисков;

- 25-40% показывают, что система работает недостаточно эффективно. Ситуацию можно скорректировать за счет внутренних резервов (силами юристов, налоговых менеджеров, бухгалтеров) или привлечь налогового консультанта, чтобы выявить слабые места и подправить их.

- 40-60% - сам налоговый план требует корректировки. Нужно провести анализ законодательства повторно (лучше всего в этом случае привлечь специалистов) и составить новую схему.

- если же показатель больше 60%, ставится под сомнение вопрос о ведении такого бизнеса в дальнейшем.

Для оценки результативности налоговой политики и налогового планирования целесообразно рассчитывать налоговый потенциал экономического субъекта, который будет являться одним из индикаторов эффективности данного процесса.

Цели государства и экономического субъекта в повышении налогового потенциала различны: государство заинтересовано в увеличении налоговых поступлений, а экономические субъекты - в их уменьшении. В результате оптимизация налоговых платежей экономическими субъектами, ведет к потерям бюджета, и наоборот, оптимизация налоговых доходов государством сопровождается ростом налоговых расходов экономического субъекта.

Диалектическое противоречие налоговых отношений институциональных субъектов (государства и экономического субъекта) заключается во влиянии государства на нижнюю институциональную границу пределов оптимизации налоговых отчислений, а экономического субъекта - исключительно на верхнюю. Экономические субъекты принимают взвешенные решения с целью достижения собственного экономического интереса в условиях институтов налоговой сферы, управляя объемами налоговых платежей путем выбора (в установленных законом пределах) способов процесса налогообложения. В этих условиях является актуальным рассмотрение природы и оценки налогового потенциала экономического субъекта.

Исходя из аспекта налогового планирования налоговый потенциал экономического субъекта может быть рассмотрен как «совокупность плановых действий налогоплательщика, направленных на увеличение финансовых ресурсов организации, регулирующих величину и структуру налоговой базы, воздействующих на эффективность управленческих решений» [1]. Экономические субъекты обладают способностью повышать эффективность налогового планирования. Для этого при проведении плановых мероприятий необходимо, чтобы они носили адресный характер с учетом «векторности»

налогов по отношению друг другу (к примеру, налог на добавленную стоимость и налог на прибыль являются однонаправленными налогами, так как в случае минимизации НДС одновременно происходит уменьшение налога на прибыль). В этом случае экономический субъект с «высоким» налоговым потенциалом сознательно управляет имеющимися возможностями наиболее целенаправленными образом.

Налоговые платежи относятся к классическому виду трансакционных издержек для экономического субъекта. В условиях институционального среды налоговых отношений для экономических субъектов повышение налогового потенциала состоит в минимизации трансакционных издержек, связанных с соблюдением норм налоговых институтов и приводящих к высвобождению финансовых ресурсов.

Оценка налогового потенциала экономического субъекта представляет собой достаточно сложную задачу и является, по мнению автора, качественным показателем. Влияние налоговой политики на налогообложение заключается, в первую очередь, в минимизации налога на прибыль.

Свободное предпринимательство ориентировано на получение максимальной прибыли, что отражает интересы предпринимателей-инвесторов. Представляемая в отчетности прибыль - это обобщенный результирующий показатель, который во многом воздействует на оценку положения дел экономического субъекта заинтересованными пользователями. М.Л. Пятов величину бухгалтерской прибыли определяет следующим образом: «... это сумма, отражающая бухгалтерскую оценку эффективности работы фирмы, оценку, служащую результатом применения набора определенных методологических приемов, выбираемых регулятивами или самой компанией из довольно объемного “меню” подходов к трактовке хозяйственных фактов, предлагаемых теорией учета» [4].

Следовательно, как сопоставление прогнозной прибыли в бухгалтерском и налоговом планировании, так и реальные показатели прибыли в бухгалтерской и налоговой отчетности следует принять в качестве основного результирующего показателя, который будет отражать качество налогового потенциала экономического субъекта.

В бухгалтерском учете экономического субъекта для увеличения показателя прибыли используется весь инструментарий учетной и договорной политики, и это во многом определяет инвестиционную конкурентоспособность. Поэтому метод определения налогового потенциала экономического субъекта, предлагаемый автором, заключается в критериях соразмерности бухгалтерской прибыли до налогообложения (П^, отраженной в отчете о прибылях и убытках, и показателя налогооблагаемой прибыли в налоговом учете (П ) с учетом постоянных разниц (ПР). При этом под постоянными разницами в соответствии с пунктом 4 ПБУ 18/02 понимаются доходы и расходы, влияющие на формирование бухгалтерской прибыли (убытка), но не учитывающиеся при определении налоговой базы по налогу на прибыль как отчетного, так и последующих отчетных периодов.

При соотношении Пб - ПР > Пн - налоговый потенциал можно считать высоким, отражающим планомерно направленную деятельность по минимизации налога на прибыль

Соотношение Пб - ПР < Пн показывает, что налоговый потенциал не будет реализованным.

Следовательно, на базе согласования налоговой политики с работающей системой налогового планирования экономическим субъектам предоставляется возможность прогнозировать свои финансовые результаты в соответствии с поставленными целями финансово-хозяйственной деятельности на один или несколько налоговых (отчетных) периодов вперед. При этом необходимо учитывать, что налоговая политика устанавливает зависимость между тем, какой способ налогового учета факта хозяйственной жизни выбирается, и тем, ка-кая перспектива ожидает экономический субъект в налоговой отчетности. Налоговая политика в качестве механизма системы налогового планирования дает возможность экономическим субъектам осуществлять управление суммами и сроками уплаты налогов и позволяет минимизировать ограничения их права собственности.

Литература:

1. Беспалов М.В., Филина Ф.Н. Схема минимизации налогообложения / Под ред. Д.В. Соловьевой [Электронный ресурс]. - М.: Гроссмедиа. РОСБУХ, 2010. Доступ из справ.-правовой системы «Консуль-тантПлюс».

2. Вылкова Е.С., Романовский М.В. Налоговое планирование: Учеб. для вузов. - СПб.: Питер, 2004. 634 с.

3. Полтерович В.М. Институциональные ловушки и экономические реформы. - М.: Российская экономическая школа, 1998. 42 с.

4. Пятов М. Л. Бухгалтерская прибыль как стимул к экономическому рефлексу. URL: http://www.buh.ru/ ^ситеп^р?ГО=1620&ЬгеакПг18СШПППГОП1620П1=2 (дата обращения 10.05.2010).

5. Сайфиева С.Н., Гильманова А.В. Опыт налогового планирования на предприятии / Тезисы доклада на Девятом всероссийском симпозиуме «Стратегическое планирование и развитие предприятий» Секция 3 Под ред. чл.-корр. РАН Г.Б. Клейнера. - М.: ЦЭМИ РАН, Апрель 2008. - С. 150-152.

ПРИНЦИПЫ ОБОСНОВАНИЯ ТРЕБОВАНИЙ К ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОНОЙ СЕТИ

Новиков О.П., д.т.н, профессор

В формировании облика перспективной системы управления (СУ) интеллектуальной информационной сетью (ИИС) особое место занимает методический подход [25], определяющий принципы построения системы, а также степень достижения конечной цели. В данной статье рассматривается определение принципов обоснования требований к построению подобных систем и обоснование иерархической структуры характеристик СУ ИСС на основе многоуровневого анализа и синтеза сложных динамических систем.

Ключевые слова: система, интеллектуальная информационная сеть, декомпозиция, принципы, требования, уровень.

PRINCIPLES OF JUSTIFICATION OF REQUIREMENTS OF INTELLECTUAL INFORMATION NETWORK

Novikov O., doctorate degree in technical sciences, Professor

Methodical approach[25] occupies a special place in the creation of a design ofperspective management system (MS) of intellectual information network (IIN). Such approach determines principles for creation of the system as well as the extent of achievement of the final goal. The article considers the determination of principles for substantiation of hierarchical structure of MS IIN characteristics basing on multilevel analysis and synthesis of complex dynamic systems.

Keywords: system, intellectual information network, decomposition, principles, requirements, level.

Задача определения требуемых характеристик СУ ИИС сформулирована как определение характеристик СУ X* из множества допустимых

Хд,Х*с

Xд, и соответствующую последовательность управляющих воздействий U(от] ’ 0^*) на интервале (0, Т] из

множества допустимых U д, U (tf X*) С [/д, при которых обеспечивается требуемое значение G^ функционала G(X) в течение всего жизненного цикла ИИС, т. е.

С учетом сложности решаемой задачи производится декомпозиция общей задачи на ряд частных задач, направленных на определение требуемых характеристик СУ ИИС при управлении:

- коммутацией каналов связи:

- определения маршрута движения информации (маршрутизацией):

- эксплуатацией:

- реконфигурацией:

- модернизацией:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.