Научная статья на тему 'Анализ состояния территориально распределенных туристических кластеров в современной экономике России'

Анализ состояния территориально распределенных туристических кластеров в современной экономике России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
146
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСТИНИЦЫ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОПЕРАТОРЫ / ИННОВАЦИИ ИНВЕСТИЦИИ / ИННОВАЦИОННЫЕ КЛАСТЕРЫ / HOTELS / THE INTERNATIONAL OPERATORS / INVESTMENT INNOVATIONS / INNOVATIVE CLUSTERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ульянченко Л.А.

В статье проведен анализ перспектив создания территориально распределенных туристических кластеров в современной экономике России, определены факторы, определяющие место туристического кластера в экономической среде, а также рассмотрены проблемы межсубъектного взаимодействия в рамках туристского кластера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE STATE GEOGRAPHICALLY DISTRIBUTED TOURISM CLUSTERS IN THE MODERN ECONOMY OF RUSSIA

In article the analysis of prospects of creation territorially distributed tourist clusters in modern economy of Russia is carried out, the factors defining a place tourist cluster in the economic environment are defined, and also problems of intersubject interaction within the limits of tourist cluster are considered.

Текст научной работы на тему «Анализ состояния территориально распределенных туристических кластеров в современной экономике России»

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНО РАСПРЕДЕЛЕННЫХ

ТУРИСТИЧЕСКИХ КЛАСТЕРОВ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ

Ульянченко Л.А., проректор Российского государственного университета туризма и сервиса

В статье проведен анализ перспектив создания территориально распределенных туристических кластеров в современной экономике России, определены факторы, определяющие место туристического кластера в 'экономической среде, а также рассмотрены проблемы межсубъектного взаимодействия в рамках туристского кластера.

Ключевые слова: гостиницы, международные операторы, инновации инвестиции, инновационные кластеры.

ANALYSIS OF THE STATE GEOGRAPHICALLY DISTRIBUTED TOURISM CLUSTERS IN THE MODERN ECONOMY OF RUSSIA

Uljanchenko L., The pro-rector of The Russian state tourism and service university

In article the analysis of prospects of creation territorially distributed tourist clusters in modern economy of Russia is carried out, the factors defining a place tourist cluster in the economic environment are defined, and also problems of intersubject interaction within the limits of tourist cluster are considered.

Keywords: hotels, the international operators, investment innovations, innovative clusters.

В настоящее время в территориально распределенных туристических кластерах существует проблема совершенствования институциональной среды межсубъектного взаимодействия. Для решения этой проблемы необходимо, по нашему мнению, начать с анализа современных тенденций трансформации мировой и российской туристической индустрии, который позволит выявить ключевые особенности межсубъектного взаимодействия в сложных многоуровневых корпоративных структурах, в частности, в территориально распределенных туристических кластерах. Современная экономика, базирующаяся на всеобщей коммерциализации товарно-денежных отношений, порождает новые ситуации, явления и процессы, для изучения которых применяются различные экономические науки1. Сущностью такой экономики является рынок, вследствие чего она также именуется рыночной.

В связи с этим выстраивается такой ряд аналогичных понятий: рынок - рыночная экономика - рыночное пространство - интегрированный рынок. В рыночном пространстве циркулируют так называемые экономические потоки: товарные (материальные), финансовые, информационные2.

Рыночная экономика функционирует как система, регулятором которой являются платежеспособный спрос и предложение. Однако саморегулирование не исключает, а наоборот, предусматривает и внешние управляющие воздействия, в частности, при формировании государственных регуляторов экономической деятельности и их ориентированности на создание конкурентоспособного производителя, что представлено на рис. 1 По своей сути именно эта схема может быть положена в основу понимания, какие факторы ложатся в основу конкурентоспособности любого инновационного туристического кластера3.

Очевидно, что производство и оказание услуг должны ориентироваться на потребителя - юридических и физических лиц. Однако отечественные предприятия, работающие в сфере туризма, восприняли многие достижения мирового менеджмента, в частности маркетинг, скорее по соображениям моды и имиджа, нежели для дела. Именно названное обстоятельство определяет, что в целом маркетинг не оправдал ожидаемых надежд. Завышенные требования, нечеткие представления о месте, роли и реальных возможностях маркетинга в коммерческой деятельности туристических туристических кластеров привели к тому, что маркетинг в основном используется как средство давления на потребителя, тогда как его основная задача состоит в выявлении потребительских ожиданий и оказании содействия их удовлетворению4.

Аналогичная ситуация сложилась и в отношении построения эффективной системы межсубъектного взаимодействия. До настоящего времени межсубъектное взаимодействие остается малоизвестным понятием для многих практикующих экономистов, хотя любая коммерческая деятельность не обходится без взаимодействия со своими контрагентами, ибо каждое предприятие выполняет определенные операции. При столь широком фактическом использовании логистики мало кто знает о ней, и даже термин «логистика» в этом отношении не является исключением. Однако у наиболее продвинутых субъектов экономической деятельности происходит осознание роли логистики как инструмента управления реальными процессами товародвижения: от закупок до реализации туристических продуктов, включая управление производством и запаса-ми6.

К настоящему времени сформировалось множество определений эффективного межсубъектного взаимодействия. Практически

Туристическое предпринимательство: рост затрат на разработку новых продуктов, их изготовление, качество и сбыт при возрастающем экономическом риске

Возрастающая концентрация изготовителя, обусловленная широкой дифференциацией производимых продуктов

Рис. 1. Факторы, определяющие место туристического кластера в экономической среде5

во всех приводимых определениях межсубъектного взаимодействия ключевыми словами прямо или косвенно являются «поток» и «управление», иными словами, межсубъектное взаимодействие основывается на потоковой концепции. Это означает, что все процессы деятельности туристического кластера рассматриваются как совокупность экономических потоков. Собственники и менеджмент туристического инновационного кластера должны иметь четкие представления о:

во-первых, обо всем кластере как совокупности различных субъектов, потоков и запасов;

во-вторых, об особенностях и основных свойствах потоковых характеристик кластера.

Многочисленные исследования и накопленный практический опыт показали эффективность целенаправленного управления межсубъектным взаимодействием в рамках сложных многоуровневых структур, сфера применения которого расширяется во всех странах со стабильными параметрами экономического развития. Соглашаясь с определением эффективного межсубъектного взаимодействия как экономического инструмента, который представляет «...совокупность различных видов деятельности с целью получения с наименьшими затратами необходимого количества продукта в установленное время в установленном месте, в котором существует потребность в данном продукте или услуге»7, можно справедливо утверждать, что использование принципов и методов управления межсубъектным взаимодействием позволит повысить уровень конкурентоспособности и общей эффективности функционирования туристических кластеров.

Современная экономика определяется в настоящее время, в первую очередь, либерализацией рынков, во вторую, свободой передвижения капитала. В этой связи можно утверждать, что потребление туристических продуктов осуществляется в границах интегрированного рынка. Интегрированный рынок, сегментируемый на основе инфраструктурного подхода, подразделяется на рынки производственной, институциональной и социальной инфраструкту-ры8. Локальные рынки, составляющие интегрированный рынок, взаимосвязаны между собой, поскольку каждый из них существенным образом зависит от действий, предпринимаемых хозяйствующими субъектами в других сегментах интегрированного рынка.

Производственная инфраструктура обеспечивает производство и поставку туристических продуктов, которая требуется в институциональном и социальном секторах рынка. Институциональный сектор создает законодательные и нормативные условия, необходимые для нормального функционирования производственного и социального сегментов. Социальная сфера обеспечивает каждый из других секторов необходимыми им трудовыми ресурсами и ин-формацией9.

Современный туристический кластер является весьма наукоемким субъектом экономической деятельности. Высокая степень насыщенности традиционных рынков стандартными туристическими продуктами вынуждает руководителей туристических кластеров ориентироваться на развитие с целью выхода на новые рын-

ки сбыта (новые территориальные, новые продуктовые, новые потребители). Поскольку интефированный рынок физически и экономически органичен, то развитие любого предприятия предполагает осуществление постоянных действий по поддержанию (росту) его конкурентоспособности. Это заставляет менеджмент предприятия постоянно искать новые каналы материальных потоков, обеспечивающих предприятие ресурсами соответствующего качества, ассортимента и объема; сокращающих непроизводительные расходы на всех стадиях его деятельности.

Совершенно очевидно, что существенным признаком названных аспектов является их клиентоориентированность как при снабжении, внутрипроизводственного передвижения ресурсов, сбыта туристических продуктов, так и повышении эффективности взаимодействия участников производственного процесса. Соответственно встает вопрос об эффективности принимаемых менеджментом туристического кластера решений, в числе которых следует учитывать следующие моменты10:

1) растущую концентрацию туроператоров;

2) увеличивающееся единообразие туристических продуктов, качества и цены;

3) сокращение возможностей маневра для дифференциации и создания конкурентных преимуществ в отношении продукта, качества и цены;

4) замену рынка продавцов рынком покупателей и, как следствие, необходимость обеспечения малых размеров связанного при приобретении продукта капитала и немедленного выполнения пожеланий потребителей для широкого круга продуктов, особенно в части: точности и сроков оказания услуг, готовности поставки, гибкости в удовлетворении пожеланий потребителей, качества поставок, верность принятым обязательствам, готовности предоставить потребителю необходимую информацию о продуктах и всем вышеперечисленным условиям.

Вышеперечисленные условия являются наиболее важными для эффективной реализации программы развития туристического кластера в существенной степени обусловлена его способностью адаптироваться к изменениям окружающей среды как в части обновления ассортимента реализуемых продуктов, так и в остальных сферах его деятельности, включая способы и системы снабжения, сбыта, организации производства, технико-технологическое его обеспечение.

Это позволяет утверждать, что эффективное функционирование любого туристического кластера предполагает готовность его менеджмента к широкомасштабной и перманентной инновационной деятельности. Основная проблема в этой плоскости состоит в том, что любой туристический кластер, помимо обеспечения нормально функционирующих потоков традиционного производства туристических продуктов, должно обеспечить наличие и эффективных постоянных потоков (материальных, информационных и трудовых) в части увеличения своих адаптационных возможностей, то есть в сфере инновационной деятельности. Это требует не только отвлечения значительных средств из текущих активов предпри-

1 Альбеков А. У. Проблема логистики торговли средствами производства. Ростов-на-Дону: РГЭА, 1998.; Афанасенко И. Д., Щербаков В. В. Экономика и организация коммерции: становление и развитие в России. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1998.; Афанасьева Н. В. Логистические системы и Российские реформы. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1995.; Гаджинский А. М. Основы логистики. М..: ИВЦ «Маркетинг», 1998.; Залманова М. Е. Логистика. Саратов: СГТУ, 1995.; Залманова М. Е. Сбытовая логистика. Саратов: СГТУ, 1993.; Логистизация материальных и финансовых потоков экономики / Под ред. В. Н. Стаханова. Ростов-на-Дону: РГСУ, 1997.; Мясникова Л. А. Логистика экономики среднего звена. СПб.: СПбГУЭФ, 1997.; Практикум по логистике / Под ред. Б. А. Аникина. М.: ИНФРА-М, 1999.; Семененко А. И. Предпринимательская логистика. СПб.: Политехника, 1997.

2 Сергеев В. И. Менеджмент в бизнес-логистике. М.: Филинъ, 1997.

3 Сергеев В. И. Менеджмент в бизнес-логистике. М.: Филинъ, 1997.

4 Эванс Дж., Берман Б. Маркетинг. М.: Экономика, 1990.; Багиев Г. Л. Маркетинг взаимодействия. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1998.

5 Иванов Н. В. «Логистическая поддержка конкурентоспособности туристического предприятия» - Дисс. Канд. Экон. Наук. - Саратов, 2002.

6 Альбеков А. У. Проблема логистики торговли средствами производства. Ростов-на-Дону: РГЭА, 1998.; Афанасенко И. Д., Щербаков В. В. Экономика и организация коммерции: становление и развитие в России. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1998.; Афанасьева Н. В. Логистические системы и Российские реформы. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1995.; Гаджинский А. М. Основы логистики. М..: ИВЦ «Маркетинг», 1998.; Залманова М. Е. Логистика. Саратов: СГТУ, 1995.; Шевалье Ж., Вань Т. Логистика: новые принципы менеджмента и конкурентоспособности: Пер. с фр. М.: ОА «Консалттуристический кластерир», 1999.; Семененко А. И. Предпринимательская логистика. СПб.: Политехника, 1997.

7 Логистика / Под ред. Б. А. Аникина. М.: ИНФРА-М, 1997. - с. 11

8 Монахов В. С. Маркетинговые исследования организации предпринимательской деятельности на интегрированном рынке: Авто-реф. дис. канд. экон. наук. СПб., 1995 - 17 с.

9 Сергеев В. И. Менеджмент в бизнес-логистике. М.: Филинъ, 1997.

10 Петров А. Н. Стратегическое планирование развития предприятия. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1993.

ятия, но и увеличивает стоимостные характеристики новых продуктов.

Специфические особенности туристических продуктов служат основанием для формирования эффективной системы межсубъектного взаимодействия и определяют поведение инновационного туристического кластера на рынке, обеспечивают его конкурентоспособность и активность. Именно поэтому целью современной экономики должна быть ее ориентация на формирование процессов функционирования туристических предприятий, осуществляемой в целях обеспечения стабильности его деятельности.

По нашему мнению, территориально распределенный инновационный туристический кластер (ИТК) - это совокупность организаций, имеющих кооперационные связи по производству продукта, относящегося к туристической номенклатуре, расположенных на территориальном удалении друг от друга, скоординировано действующих, в том числе, в рамках устойчивой организационной структуры.

Под устойчивой организационной структурой следует понимать упорядоченную по различным принципам совокупность хозяйствующих субъектов, для каждой пары которых можно установить приоритет принятия решений. По нашему мнению, главными принципами упорядочивания выступают: технологический; организационный; логистический; информационный. В частности, в соответствии с технологическим принципом приоритет принятия решений остается за участником ИТК, который выпускает конечную в рамках кластера продукцию.

Межсубъектное взаимодействие в рамках территориально распределенного инновационного туристического кластера представляет собой систему взаимоотношений между участниками территориально распределенного инновационного туристического кластера, реализуемую посредством различных форм в рамках устой-

чивой организационной структуры, с учетом роли конкретного субъекта в экономическом процессе.

Организационная структура территориально распределенных туристических кластеров имеет свои положительные и отрицательные стороны. В частности, главными положительными сторонами являются: широкий охват рынка; возможность реализации гибкой продуктовой политики; технологическая инновационность; наличие эффекта масштаба, в том числе, в части взаимодействия с государством. Отрицательными сторонами являются: отсутствие оперативности в принятии решений; отсутствие внутренней финансовой прозрачности; избыточность возможностей построения логистических каналов; запаздывание информации для межсубъектного обмена.

В заключение можно сказать, что, парадигмой развития ИТК на ближайший период может стать, во-первых, усиление влияния положительных сторон; во-вторых, снижение влияния отрицательных сторон.

Реализация указанной парадигмы возможно через совершенствование институциональной среды межсубъектного взаимодействия в рамках ИТК. Как показывает анализ, совершенствование институциональной среды целесообразно проводить по следующим направлениям:

■ совершенствование логистической среды;

■ совершенствование организационной среды;

■ совершенствование информационной среды.

Таким образом, на основании принятия мер по трансформации институциональной среды у руководства ИТК появляется возможность не только изменить субъектный состав кластера, но и повысить его эффективность за счет решения большинства выявленных проблем, в том числе, через повышение ответственности наемных менеджеров перед собственниками.

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОРПОРАЦИИ

Мухитов Н.М., к.э.н., докторант Российской академии предпринимательства

В статье на основе мнения экспертов рассмотрены теоретические и методические основы обеспечения безопасности государственной корпорации, выявлены основные характеристики системы обеспечения 'экономической безопасности государственной корпорации.

Ключевые слова: государственная корпорация, государство, собственник, экономическая безопасность.

THE BASIC CHARACTERISTICS OF SYSTEM OF MAINTENANCE OF ECONOMIC

SAFETY OF THE STATE CORPORATION

Muhitov N., Cand.Econ.Sci., The doctoral candidate of the Russian academy of business

In article on the basis of opinion of experts theoretical and methodical bases of safety of the state corporation are considered, the basic characteristics of system of maintenance of economic safety of the state corporation are revealed.

Keywords: the state corporation, the state, the proprietor, economic safety.

Экономическая система любого общества как материальная база национальной безопасности состоит из сотен, тысяч и даже миллионов компаний различного профиля. Поэтому успешное, полноценное и эффективное решение задач, стоящих перед экономикой государства, во многом зависит от результативности их деятельности. В том случае, когда экономика опирается на крепкие, высокоразвитые производственные единицы, способные успешно добиваться поставленных целей, вся совокупность экономических потребностей общества будет удовлетворяться своевременно и наиболее полно.

Становление и развитие рыночных механизмов в экономике России, изменение форм и методов государственного регулирования деятельности корпораций, возросшее влияние внешней среды, появление конкуренции и необходимости адаптации дочерних обществ и корпорации к условиям, складывающимся во внешней среде, обусловили появление многочисленных проблем в обеспечении экономической безопасности корпорации.

В научной литературе уже существует значительное количество работ по исследованию данного вопроса. Основываясь на теории стадийности процессов, выдвинутой Р. Ноланом, который исходит из предположения, что всякая система (например, экономическая,

социологическая) или процесс находятся в постоянном развитии, предполагающем прохождение ряда стадий, проследим эволюцию понятия экономической безопасности корпорации. Первоначально данная категория рассматривалась как обеспечение условий сохранения коммерческой тайны и других секретов корпорации. Такой трактовке посвящены публикации начала 1990-х гг., следующих авторов: Э. Соловьева, В. Деружинского, В. Гавриша, В. Алексеен-ко, Б. Сокольского, В. Белова, А. Полянского и других.

На первых этапах рыночных преобразований в связи со сменой типа собственности, самостоятельным выходом корпораций на внешний рынок, стремлением к максимизации прибыли, производству конкурентоспособной продукции, реализуемой в том числе посредством уменьшения затрат, использования новых технологий, вопрос сохранения коммерческой тайны в деятельности корпораций приобрел особую актуальность. Каждая корпорация стремилась защищать свои коммерческие тайны, интеллектуальную собственность и вообще информацию как самый ценный товар. Обеспечение экономической безопасности рассматривалось, прежде всего, как защита информации, чему посвящены многие публикации, среди которых необходимо назвать работы В. Ярочкина, А. Шавае-ва, Г. Раевского, В. Кащеева, В. Горячева и ряда других авторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.