Научная статья на тему 'Модель динамики гибкого неоднородного ротора на электромагнитных подшипниках'

Модель динамики гибкого неоднородного ротора на электромагнитных подшипниках Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
165
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИБКИЙ НЕОДНОРОДНЫЙ РОТОР / МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЙ ПОДШИПНИК / FLEXIBLE NONUNIFORM ROTOR / MATHEMATICAL MODEL / CONTROL SYSTEM / ELECTROMAGNETIC BEARING

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Овчинников Виктор Фёдорович, Николаев Михаил Яковлевич, Кирюшина Елена Васильевна, Кирюшин Алексей Александрович, Литвинов Василий Николаевич

Приведена математическая модель, предназначенная для расчетного исследования динамики гибкого неоднородного ротора на электромагнитных подшипниках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Овчинников Виктор Фёдорович, Николаев Михаил Яковлевич, Кирюшина Елена Васильевна, Кирюшин Алексей Александрович, Литвинов Василий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A MODEL OF THE DYNAMICS OF A FLEXIBLE NONUNIFORM ELECTROMAGNETICALLY SUSPENDED ROTOR

A mathematical model for numerical simulation of the dynamics of a flexible nonuniform rotor on electromagnetic bearings is presented.

Текст научной работы на тему «Модель динамики гибкого неоднородного ротора на электромагнитных подшипниках»

Механика

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2012, № 4 (1), с. 171-176

УДК 534.01

МОДЕЛЬ ДИНАМИКИ ГИБКОГО НЕОДНОРОДНОГО РОТОРА НА ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫХ ПОДШИПНИКАХ

© 2012 г. В. Ф. Овчинников 1, М.Я. Николаев 1, Е.В. Кирюшина 1, А.А. Кирюшин 1,

В.Н. Литвинов 1, Е.В. Фадеева 1, А.С. Чистов 1, Ф.М. Митенков 2, Н.Г. Кодочигов2

1 НИИ механики Нижегородского госуниверситета им. Н.И. Лобачевского 2 ОАО «ОКБМ «Африкантов», Н. Новгород

minick@mech.unn.ru

Пеступиеа в реСакцию 01.12.2011

Приведена математическая модель, предназначенная для расчетного исследования динамики гибкого неоднородного ротора на электромагнитных подшипниках.

Кеючевые сеева: гибкий неоднородный ротор, математическая модель, система управления, электромагнитный подшипник.

Одним из направлений развития систем подвеса, использующих электромагнитные подшипники (ЭМП), является их применение для гибких роторов сложных конструкций больших габаритов и веса (см., например, [1]). Такие многотонные гибкие неоднородные роторы удовлетворяют сформулированным в работе [2] критериям, определяющим сложную уникальную систему. В подобных роторах соединены разнородные машины: турбины, электрогенераторы, компрессоры и т.д. Каждый ЭМП имеет свою систему управления, взаимодействующую с системами других подшипников через ротор. Многочисленные силы, действующие на ротор (вес, силы от дисбаланса, гироскопические, термомеханические, газодинамические, электромагнитные силы), возбуждают одновременно разные формы колебаний гибкого ротора, комбинация которых может привести к существенно различающемуся характеру движений разных частей ротора. Система в целом сугубо нелинейная. Для исследований, необходимых как при проектировании, так и при эксплуатации подобных систем, построена модель динамики гибкого неоднородного ротора на ЭМП, которая включает: механическую модель, модели сил разной физической природы, модель системы управления.

Механическая модель базируется на уравнениях и результатах исследований динамики гибких роторов [3]. В большинстве задач динамики ротор рассматривается как упругий неоднородный стержень. При его движении можно выделить четыре вида колебаний: как твердого тела, упругие крутильные, упругие продольные и упругие изгибные колебания в двух направлениях. В области малых колебаний для прямых

стержнеи упругие крутильные, продольные и изгибные колебания независимы. Особенности динамики ротора на ЭМП обусловлены изгиб-ными колебаниями, поэтому эти движения рассматриваются в работе.

Для формирования механической модели ротора используется прямоугольная система координат 0ху,. Ось 0х направлена вертикально и совпадает с осью вращения недеформирован-ного ротора. Ротор разбивается на серию соединенных между собой однородных участков кругового сечения. Для описания изгибных колебаний участка используется модель балки Тимошенко [4], в соответствии с которой определяющие динамику ротора функции связаны уравнениями

дВ, д’-иг дм, ,д20,

"аГ=т1Г ~ ч’ • ~зГ =~в,+р'~дг

1

— , ---- = © +—-Т В .

дхЕІ дх 2 Gfr y

а© 1

-=— м.

(1)

Функции Ц,(х,0, 02(х,О характеризуют линейные и угловые перемещения ротора при движении в направлении оси 0у, функции Мг(х,0, Qy(x,t) - возникающие в сечении ротора внутренние моменты и перерезывающие усилия. цу, - действующие на ротор распреде-

ленная сила и распределенный момент; Е, V, С=Е/2(1-у) - модуль упругости, коэффициент Пуассона и модуль сдвига; р - плотность материала ротора; f, I - площадь и осевой момент инерции нормального сечения участка; т - погонная масса участка; г* - коэффициент, учитывающий неравномерность распределения касательных напряжений по нормальному сечению участка [5]. Для объединения в механиче-

скую модель используется два типа соединения отдельных участков: жесткое и опора. Функции иу(х,0, ©г(х,0 и М2(х,?) в сечениях соединения участков непрерывны. Функция Qy(x,t) в сечении жесткого соединения участков непрерывна, а в сечении расположения опоры терпит разрыв, величина которого равна силе реакции опоры.

Уравнения (1) определяют изгибные колебания ротора в направлении оси 0у, аналогичные уравнения можно записать и для колебаний ротора в направлении оси 02, которые характеризуются функциями Ы2(х,(), ©у(х^), Му(х,(), Qz(x,t).

Для перехода к дискретной модели ротора определяющие динамику ротора функции разлагаются по базовой системе функций - формам собственных колебаний Ц(х), ©к(х), Мкх), Qk(x). Для перемещений это разложение имеет вид:

иу =^ак(tЫ(х), и2 = ^Ьк(t)ик(х). (2) к=1 к=1

К - количество форм собственных колебаний в аппроксимации решения. Аналогичные выражения используются для функций углов поворота, моментов и перерезывающих усилий.

Выбор базовой системы функций определяется решаемой задачей. Для расчета динамики упругих конструкций при наличии нелинейных внешних связей можно использовать формы собственных колебаний безопорного ротора в комбинации с формами движения ротора как твердого тела. В работе [6] для моделирования гибкого неоднородного ротора на ЭМП использовались формы собственных колебаний ротора с шарнирным опиранием в местах расположения ЭМП в комбинации с формами статических деформаций. В данном случае в системе управления ЭМП предполагается формировать требуемые законы (в том числе линейные) изменения сил в зависимости от перемещений ротора [7, 8], поэтому в качестве базовой системы функций целесообразно использовать ортогональные формы собственных колебаний ротора при граничных условиях, соответствующих опиранию ротора на упругие опоры жесткости сп в сечениях х = хп расположения ЭМП и свободных концевых сечениях (п = 1, N, N - количество радиальных ЭМП). Условия ортогональности и нормировки базовой системы функций имеют вид

}(тики1 + р!®к®J1 = Р кк7=7.|; к,] = \К, (3)

где т0 - масса ротора.

Интегрирование выполняется по всей длине ротора I.

Коэффициенты разложения в выражениях (2) играют в механической модели ротора роль

обобщенных координат. Для получения разрешающих уравнений используются уравнения Лагранжа второго рода [9].

Кинетическая энергия колебаний и потенциальная энергия деформаций при движении ротора в направлении оси 0у определяются выражениями

После подстановки полученных выражений в уравнения Лагранжа с учетом свойств форм собственных колебаний математическая модель динамики ротора в направлении 0у примет вид

1 а 0 /.л

т0 + т°а а = Ка . (5)

В этой записи а, Ь - векторы обобщенных координат размерности К, элементами которых являются коэффициенты разложения (2),

О = diag (ю2,ю2,...,юК)- диагональная матрица порядка К, элементами которой являются квадраты собственных частот ротора.

Компоненты векторов обобщенных сил определяются стандартным образом [9], и для них с учетом уравнений (1) и разложения (2) можно записать

I

Ка = {#} К =\^уик(х) + Цг©к(х)К к = 1К.

0

Формально эта запись справедлива и для сосредоточенных воздействий, которые можно описывать с использованием дельта-функций. Ниже представлены выражения для наиболее значимых сил, учтенных в математической модели.

В заданном положении ротор удерживают силы Fn радиальных ЭМП, которые зависят от горизонтальных перемещений ротора йп = = иу(хп) в сечениях расположения ЭМП и от токов в катушках. В силу (2) для вектора перемещений й = {йп} справедливо представление 1 н = {}гпк ^ ^ = ик (хп).

Знание вектора перемещений и токов в катушках ЭМП дает возможность определить вектор сил F = {Fn}. Этот вектор можно представить в виде суммы

F =-ей + ДF, с = diag (с1,..., ^).

Первая составляющая этой силы характеризует реакцию упругих опор, и она уже учтена в выражении (4) для потенциальной энергии, и следовательно, и в уравнениях (5). В связи с этим в уравнениях (5) следует учесть только

обобщенную силу, порождаемую вторым слагаемым выражения

Ra = НТ ЛР = Са + НТР, С = НтсН.

Верхний индекс «Т» соответствует операции транспонирования матрицы.

Гироскопические силы в уравнениях движения (1) учтены распределенными моментами

д©, д©

М, = -2юр1—, м , = 2юр1 ~~, д, = д, = °

ді

ді

ю =-------угловая скорость вращения ротора, ф

dt

- угол поворота ротора. С учетом разложения (2) для векторов обобщенных сил получены выражения:

к, ] = 1, К.

Наличие дисбаланса соответствует действию на ротор распределенной силы

д, = ю2т[е1( x)cos ф- e2(x)sin ф], д, =aгm\el(x)sin ф + e2(x)cos ф], ц, = ц = 0.

Функции еі(х), е2(х) характеризуют положение центра масс нормального сечения ротора по отношению к оси вращения в системе координат, связанной с ротором. Для соответствующих векторов обобщенных сил получены выражения:

= Ю^^Ф - 52sinф], 5 = К,},

I

Які = ^теі (х)ик (х)сХ, к = 1, К, і = 1,2.

0

По аналогичной схеме получены выражения для обобщенных сил другой физической природы. Для вертикально расположенного ротора влияние силы тяжести на поперечные движения ротора в уравнениях движения учитывается распределенными силами:

дх

д00© ,

дх

М2 = М у = 0.

В этом выражении Q0(x) - действующая на ротор осевая статическая сила.

Электромагнитные силы в генераторе, возбудителе и двигателе, а также газодинамические силы в турбине, компрессорах и в лабиринтных уплотнениях их валов моделируются силами тяжения

д = г и , д = г и , и = и = 0

“у е у’ е г? г^у

и циркуляционными силами

д = г и , д =—ги , и = и = 0,

*2 у V г? V у? г^у ’

ге, Гу, - коэффициенты, зависящие от конструкции и характеристик указанных элементов.

Одним из основных факторов, существенно влияющих на динамику ротора, является диссипация энергии, обусловленная внешним и внутренним трением [3]. Силы внешнего вязкого трения, связанные с взаимодействием ротора с окружающим газом, зависят от конструкции ротора и его скорости. Аналогичные по своему демпфирующему влиянию на колебания ротора электромагнитные силы в ЭМП по величине значительно превосходят силы внешнего трения, поэтому учет сил внешнего трения не приводит к заметному влиянию на точность результатов расчетного анализа динамики ротора.

Внутреннее трение может оказать существенное дестабилизирующее влияние на динамику ротора. Многочисленные исследования показали [10], что в широком диапазоне частот (0-10000 Гц) уровень рассеяния энергии в конструкционных материалах не зависит от скорости деформаций, а определяется видом напряженного состояния, уровнем деформаций, температурой материала. Аналогичными свойствами обладает и конструкционное демпфирование в узлах соединения. В настоящее время имеется большое количество теорий внутреннего трения, которые в отдельных случаях дают возможность учесть основные особенности процесса внутреннего рассеяния энергии. При этом используется связь между тензорами деформаций е и напряжений ст в процессе колебаний (в том числе и нестационарных) ст=ст(е). В общем случае эта зависимость нелинейная и неоднозначная (гистерезисного типа). Универсальные модели такой зависимости отсутствуют. Большинство теорий и моделей внутреннего рассеяния энергии, которые согласуются с экспериментами, очень сложны в практическом применении или ориентированы на определенный круг частных задач (установившиеся колебания, одночастотные колебания, линейные задачи) [11,12]. В связи с этим при моделировании динамики ротора для учета внутреннего трения избран путь компромиссного решения, который основан на двух положениях: а) заметное влияние на процесс колебаний рассеяние энергии оказывает вблизи резонансов при движении ротора на частотах, близких к собственным; б) на характеристики колебательных процессов принципиальное влияние оказывает уровень рассеяния энергии за период колебаний (площадь петли гистерезиса), при этом детальная зависимость напряжений от деформаций (форма петли гистерезиса) имеет второстепенное значение.

В разработанной модели динамики гибкого неоднородного ротора внутреннее трение для всех обобщенных координат учитывается неза-

висимо. Для каждой обобщенной координаты используется феноменологическая модель фрикционного демпфирования (модель Корчин-ского, модель Леонова и Безпалько) [13]. Наличие в материале ротора внутренних потерь описанного вида приводит к появлению в каждом уравнении движения для обобщенной координаты qi, характеризующей отклонения ротора в системе координат, вращающейся с ротором, дополнительной обобщенной силы

R> = -r x| qt (“sign , і = 1, к, (6)

dt

где ri - парциальная жесткость, соответствующая координате q{; х, а - коэффициенты, характеризующие уровень рассеяния энергии и зависимость от амплитуды колебаний.

При циклических деформациях с амплитудой Aqi потери энергии при наличии силы (6) определяются как

4 r X

A W =

-A qa

8X a +1

Aq,a

а +1

Общий уровень колебательной энергии характеризуется величиной !¥= г Ддг2/2, а относительное рассеяние энергии - отношением

(7)

Соотношение (7) с учетом связи логарифмического декремента колебаний 8 с относительным рассеянием у (у = 28) дает возможность по экспериментальным данным для логарифмических декрементов определить параметры х и а. Отметим, что при а =1 соотношение (6) дает модель амплитудно-независимого демпфирования, как и в модели линейного вязкого трения. В этом случае

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

R. =-г.хф'(діX ф"(ді) = \qt|sign <dq-, x = s/2. (8)

dt

Соотношению (8) соответствует петля гистерезиса, состоящая из треугольников в осях Ri и q..

Векторы обобщенных координат a, Ь (2) характеризуют движение ротора в неподвижной глобальной системе координат Gxyz. При этом вектор a определяет движение ротора в направлении оси Gy, а вектор Ь - в направлении оси Gz. Для описания деформаций ротора следует рассмотреть движение ротора в системе координат GXYZ, жестко связанной с ротором. Ось GX подвижной системы координат совпадает с осью Gx глобальной системы координат, оси GY и GZ образуют угол ф соответственно с осями Gy и Gz глобальной системы координат. Принимая во внимание связь между подвижной и неподвижной системами координат, для векторов обобщенных координат A, B, характеризующих

движение ротора в подвижной системе координат в направлении осей 07 и 02 можно записать: А = а То8ф + Ъ 8тф; В =-а 8Шф + йс То8ф. (9) Процедура учета внутреннего рассеяния энергии сводится к введению в соответствующие уравнения движения диссипативных сил т т

ГА = - -^ДШ>(А), Рв = - -^Ф(В), (10),

где Д - диагональная матрица логарифмических декрементов затухания для форм собственных колебаний. Запись Ф(д) характеризует векторную функцию, компоненты которой определяются соответствующими компонентами вектора д:

ф={ф,}, д=д}, йд={й^}, фі = ф*(д,).

Обобщенные силы (10), записанные в подвижной системе координат, дают добавки в правые части исходных уравнений (5) (обратное преобразование для соотношений (9))

Яа = р ТО8ф - РВ 8Шф, ЯЪ = Р 8ІПф + р ТО8ф. (11) Таким образом, учет внутреннего рассеяния энергии в материале ротора и учет конструкционного демпфирования при деформациях ротора сводится к учету в математической модели динамики ротора (5) обобщенных сил (11).

Сила Рм, действующая на ротор со стороны магнита, определяется как производная по смещению ротора от магнитной энергии, сосредоточенной в зазоре между обмоткой электромагнита и ротором [14]. Сила зависит от смещения ротора Ур и от тока 1м, протекающего в обмотке магнита. В свою очередь, ток зависит от управляющего напряжения им, подаваемого на обмотку магнита ЭМП, а также от ее индуктивности L и активного сопротивления Я:

Г г V

F, = G,

LgSg

2

V So - Yp J

L=

LoS

S - yd

d^M

_____м

dt

+ RI = U

L0 - индуктивность обмотки магнита при центральном расположении ротора; Тм - полный магнитный поток (потокосцепление) в обмотке магнита; Gм - коэффициент, зависящий от конструкции ЭМП, используемых материалов, 5 -эффективный (магнитный) зазор, характеризующий зависимость текущей индуктивности обмотки магнита от смещений ротора; 50 - эффективный зазор, характеризующий зависимость силы, действующей на ротор со стороны обмотки магнита, от смещений ротора.

Задача системы управления - формирование управляющего напряжения, подаваемого на обмотку магнита.

м

А (мм)

0.25 -

А( мм)

0.25 •

° “----------------

/. С—Л

Е(Гц) ~-1---1---1---1-

Г(Гц)

0 40 80 120 160 О 40 SO 1.20 LS0

Рис. 1. Амплитуда перемещений ротора в месте нахо- Рис. 2. Амплитуда перемещений ротора в месте нахож-ждения верхнего ЭМП в режиме с постоянными коэф- дения нижнего ЭМП в режиме с постоянными коэффи-фициентами СУ и в режиме со сменой коэффициентов циентами СУ и в режиме со сменой коэффициентов

СУ при подходе к критическим частотам

СУ при подходе к критическим частотам

Исходной информацией для системы управления являются перемещения ротора у, в месте расположения датчика. Перемещения ротора преобразуются в сигнал перемещений Уе с учетом постоянной времени датчиков Т\.

Т + У = У,.

1 7, е а

dt

Сигнал перемещений задается последовательностью Ук через дискретный период опроса датчиков перемещений Т2:

Ук = Ус(д, ^ ^ + кТ2, к = 0,1,2, ..., (12)

где ^ - сдвиг во времени, учитывающий неод-новременность опроса датчиков разных ЭМП.

Последовательность (12) является исходной информацией для формирования тока рассогласования I* и тока управления 1упр. При использовании пропорционально-интегрально-дифференциального регулятора

1*(1)=Лпр Ук-1 +Вдиф (Ук-1 - Ук-2)/ Т2 +

+ Синт Т2 (Ук-1 + Ук-2 +■■■), tk <^< tk+1,

*упр

- Io +1* или IyV = Io -1*,

Лпр, Вдиф, Синт - пропорциональный, дифференциальный и интегральный параметры регулятора, 10 - номинальный рабочий ток в обмотке магнита.

Ток управления ограничивается по величине:

ССЛи 1упр > 1тах , то 1упр 1тах ;

ССЛи 1упр < ° то 1упр °

1тах - максимальный ток в обмотке электромагнита ЭМП.

Ток управления является исходной информацией для формирования управляющего напряжения им, подаваемого на обмотки магнита. Управляющее напряжение может принимать три значения: 0, +и„ох, -итах.

Алгоритм формирования управляющего напряжения следующий.

Вкеючение, те есть изменение им ет иуея

Се +итах иеи итах:

Есеи Яес(1м - 1упр) < ДU, те им +итах-

Есеи Яес(1м - 1упр) > +ДU, те им итах-

Выкеючение, те есть изменение ет +итах иеи -итах Се нуея:

При им = +итах, есеи Яес(1м - Іупр) > +Ди, те им =0.

При им = -итах, есеи Яес(Ім - Іупр) < -Ди, те

им =0.

Яес - коэффициент обратной связи, имеющий размерность сопротивления; Ди - параметр, характеризующий зону нечувствительности системы управления.

Таким образом, в модели системы управления ЭМП учтены следующие основные факторы, степень влияния которых на динамику ротора на ЭМП подлежит расчетному и экспериментальному исследованию:

- нелинейная зависимость электромагнитных сил от тока в обмотках ЭМП и смещений ротора;

- отличие координат расположения датчиков и соответствующих ЭМП;

- инерция электромагнитов;

- частота съема информации с датчиков положения ротора в пространстве;

- время формирования управляющего напряжения (от момента опроса датчика до поступления управляющего напряжения на обмотки ЭМП);

- зона нечувствительности и гистерезиса системы управления;

- ограничения на максимум тока в обмотках ЭМП.

Пример расчета динамики гибкого вертикального ротора массой т = 10.8 кг на двух радиальных и одном осевом ЭМП приведен на рис. 1, 2. Зазор между ротором и резервным подшипником равен 0.2 мм. На графиках даны

зависимости амплитуды радиальных перемещений ротора в месте расположения верхнего и нижнего ЭМП (А) от частоты вращения (Р) при разгоне при постоянных коэффициентах системы управления Лпр и Вдиф в течение всего разгона (черные кривые) и со сменой коэффициентов Лпр и Вдиф при подходе к критическим частотам вращения 48 Гц, 124 Гц и при частоте 110 Гц (красные кривые).

Работа выполнена при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ и Российского Фонда Фундаментальных исследований (грант 10-0800882 а).

Список литературы

1. Митенков Ф.М., Кодочигов Н.Г. и др. Высокотемпературный газоохлаждаемый энергоисточник для промышленного производства водорода // Атомная энергия. 2004. Т. 97. Вып. 6. С. 432-446.

2. Митенков Ф.М., Знышев В.В. и др. Проблемы и принципы математического моделирования динамики сложных уникальных систем // Математическое моделирование. М.: Наука, 2007. Том 19. № 5. Стр. 39-44.

3. Вибрации в технике. Справочник в 6 томах. Том 3. Колебания машин, конструкций и их элементов / Под ред. Ф.М. Диментберга и К.С. Колесникова. М.: Машиностроение, 1980. 544 с.

4. Тимошенко С.П. Колебания в инженерном деле. М.: Физматгиз, 1950. 436 с.

5. Филиппов А.П. Колебания деформируемых систем. М.: Машиностроение, 1970. 736 с.

6. Знышев В.В., Кирюшина Е.В., Николаев М.Я. и др. Моделирование динамики вертикального неоднородного гибкого ротора на электромагнитном подвесе // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Механика. 2006. Вып. 1(7). Н. Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверси-тета. С. 14-19.

7. Знышев В.В., Кирюшина Е.В., Литвинчук С.Ю. и др. Алгоритм формирования заданной силы электромагнитных подшипников в системе управления электромагнитного нодвеса ротора //Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2010. Вып. 5(1). С. 138-141.

8. Баландин Д.В., Коган М.М. Управление движением вертикального жесткого ротора, вращающегося в электромагнитных подшипниках // Известия РАН. Теория и системы управления. 2011. № 5. С. 3-17.

9. Гантмахер Ф.Р. Лекции но аналитической механике. М.: Наука, 1966. 300 с.

10. Хаджиян, Марси, Сауд. Обзор методов нахождения оценок эквивалентного демпфирования по данным экспериментов // Труды Американского общества инженеров-механиков. Теоретические основы инженерных расчетов. М.: Мир, 1988. №1. С. 163-175.

11. Писаренко Г.С. Колебания механических систем с учетом несовершенной упругости материала. Киев: Наукова думка, 1970. 380 с.

12. Сорокин Е.С. К теории внутреннего трения нри колебаниях упругих систем. М.: Госстройиздат, 1960. 132 с.

13. Пановко Я.Г. Внутреннее трение нри колебаниях упругих систем. М.: Физматгиз, 1960. 196 с.

14. Schweitzer G., Bleuler H., Traxler A. Active magnetic bearings. Basics, Properities and Applications. Zurich, Vdf Hochschulverlag AG an der ETH, 1994. 244 p.

A MODEL OF THE DYNAMICS OF A FLEXIBLE NONUNIFORM ELECTROMAGNETICALLY SUSPENDED ROTOR

V.F. Ovchinnikov, M.Ya. Nikolaev, E. V. Kiryushina, A.A. Kiryushin,

V.N. Litvinov, E. V. Fadeeva, A.S. Chistov

A mathematical model for numerical simulation of the dynamics of a flexible nonuniform rotor on electromagnetic bearings is presented.

Keywords: flexible nonuniform rotor, mathematical model, control system, electromagnetic bearing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.