в; s х
<с
m
о
СП &
W О в; s
1-4
о
4 о
X X ш Е-
5 в;
S Рч
о
ш Е-
М. С. Бургард,
преподаватель специальных дисциплин,
КГКП «Лисаковский технический колледж», Костанайская область
He?i)?i свздер: сапа, бэсекеге цабтетпи мамандар, педагогика-лыц цабметтер, оцытушы цыз-Memi, модель
Ключевые слова: качество, конкурентоспособные специалист ы, педагогические способност и, функция преподавателя, модель.
Keywords: quality, competitive specialist, pedagogical abilities, teaching function, model.
МОДЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННОГО СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА
Ацдатпа
Макал ада окытушыга койылатын непзп талаптар ашылган, непзп педагогикальщ кабшеттер келтфш-ген жэне казфп жагдайдагы окытушы кызметшщ модел1 керсетшген.
Аннотация
В статье раскрываются основные требования, предъявляемые к преподавателю, приведены основные педагогические способности и представлена модель деятельности преподавателя в современных условиях.
Annotation
The main demands to a teacher are opened up in this article, key pedagogical abilities and a model of teacher's performance in modern conditions are presented.
Основной задачей профессиональных образовательных учреждений в современных условиях является развитие личности в процессе подготовки по профессии и специальности в соответствии с ее интересами, способностями и социальными потребностями [2]. Таким образом, профессиональное образование наряду с общим, является необходимым и важнейшим фактором разностороннего развития личности.
Невозможно усовершенствовать учебно-воспитательный процесс без профессиональной подготовки молодых квалифицированых педагогических кадров технического и профессионального образования. Перед системой ТиПО поставлены важные задачи по расширению подготовки квалифицированных рабочих, по повышению качества их обучения и воспитания [2].
Какие же требования сегодня предъявляются к начинающим преподавателям в колледжах?
Большое внимание системы образования обращено на улучшение общеобразовательной подготовки, обеспечение прочного овладения студентами основ науки, техническими, агрономическими, экономическими и другими специальными дисциплинами, особненно связанными с развитием новой техники и технологии, автоматических роботов. Все это обе-
спечит повышение качества подготовки молодых рабочих кадров в соответствии с требованиями научно-технического прогресса. Реализация этих задач в решающей степени зависит от знаний профессиональной педагогики и основ дидактики процесса обучения педагогическими кадрами, их идейной убежденности, педагогического мастерства, внедрения эффективных форм и методов обучения и воспитания студентов, широкого применения в учебно-воспитательном процессе современных средств обучения.
Студенты колледжей - это подростки с мощной жизненной энергией, которые подвергаются одновременному воздействию множества разнохарактерных влияний и накапливают не только положительный, но и отрицательный опыт, требующий корректировки. В этом возрасте необходимо привить подрастающей личности культуру, воспитывать уважение прав и свобод, гуманное отношение и равноправие. Поэтому современный молодой преподаватель должен владеть не только основами профессиональной педагогики, но и ориентироваться в вопросах психологии обучения и воспитания личности, знать дидактические основы процесса обучения. Он должен уметь организовать учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы студенты с интересом овладевали необходимыми компетенциями посредством цифровых образовательных ресурсов. При этом необходимо создание электронной библиотеки с применением лицензированных электронных пособий при учебном заведении, которой будут пользоваться не только обучающиеся, но и преподаватели.
В профессиональном воспитании студентов колледжа в процессе теоретического и производственного обучения необходимо прививать культуру. Через призму своих предметов преподавателям необходимо формировать и всесторонне развивать подрастающую личность, формировать его мировоззрение, нравственные качества на основе общечеловеческих, национальных
ценностей, приобщать к науке и культуре.
Главная функция преподавателя - организация и управление процессом обучения, воспитания, развития и формирования личности обучающегося.
По мнению исследователей и собственной точки зрения, для подготовки конкурентоспособных специалистов начинающему преподавателю необходимы:
• Приобретение новых знаний, как по предмету, так и по методике его преподавания.
• Наблюдение за работой высококвалифицированных педагогов.
• Обсуждение актуальных проблем с коллегами.
• Постоянная работа с наставником или методистом.
• Повышение эффективности используемых методов и освоение новых методик и технологий.
• Создание оптимального комплекса учебно-методического обеспечения образовательного процесса.
• Анализ использования новых методов.
• Самоанализ.
Дать качественный урок - непростое дело. В своей деятельности преподаватель сталкивается с такими проблемами, как слабая домашняя подготовка студентов, пробелы в знаниях, пропуски занятий, отсутствие обратной связи со стороны родителей. В этих условиях необходимо сформировать к сво- дч ему уроку интерес у обучающихся. В ка- § честве усовершенствования современного щ учебно-воспитательного процесса необхо- м димо определять КПД современного урока ^ с точки зрения эффективности организации ^ учебно-воспитательного процесса. Исходя из К анализа педагогической работы и собствен- ^ ной трудовой деятельности, современному § преподавателю необходимо обладать педа- ^ гогическими способностями, такими как:
• Организаторские способности - уме- Щ ние сплотить обучающихся. ^
• Дидактические способности - умение подобрать и подготовить учебный материал.
4Ш
• Перцептивные способности - оценка эмоционального состояния студентов.
• Коммуникабельные способности -умение установить отношения с обучающимися, их родителями и коллегами.
• Суггестивные способности - эмоционально-волевое влияние на обучающихся.
• Исследовательские способности -
умение познать и оценить.
• Научно-познавательные способности - усвоение научных знаний.
Исходя из всего изложенного, предлагаю модель деятельности молодого, начинающего преподавателя в современных условиях под названием «АКТИВИТИ» от английского «activity»- деятельность.
Модель «АКТИВИТИ»
¡5 Педагог, который постоянно занимается
ьн
<С самообразованием, в педагогической дея-
О тельности профессионально растёт, обязано
^ тельно будет успешным в «цифровом» обО ществе, подготовит конкурентоспособных § специалистов, открытых ко всему новому, с 0 высоким уровнем общественного сознания.
$ ЛИТЕРАТУРА
н 1. Егоров В.К. Искусство воспитания:
® сборник/ Егоров В.К. - М.: Молодая гвар-
§ дия, 1981.-447с.
§ 2. Закон Республики Казахстан Об образовании / 27 июля 2007 года №319-111 [Элек-
тронный ресурс] ЬйрУЛлгууш.асШе^ап.кг
3. Назарбаев Н. А. Взгляд в будущее: Модернизация общественного сознания [Электронный ресурс] http://24.kz/ru/news/ Шр-пешБ/кет/ 2017г.
4. Резник А.Ю. Инновационный потенциал довузовского образования как фактор повышения эффективности и качества подготовки абитуриентов: тезисы докладов региональной научно-практической конференции / Волгоградский государственный технический университет: Редкол.: И.А. Новак и др. - Волгоград, 2016. - 300с.