Научная статья на тему 'Исследовательские задания в курсе психологии как средство формирования профессионального мышления студентов педагогического колледжа'

Исследовательские задания в курсе психологии как средство формирования профессионального мышления студентов педагогического колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
372
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ / ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ / ЗАДАНИЯ ГРУППОВЫЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследовательские задания в курсе психологии как средство формирования профессионального мышления студентов педагогического колледжа»

УДК 377.025:377.8-057.87

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ЗАДАНИЯ В КУРСЕ ПСИХОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА В. М. Кузина

В практике современного образования возрастает внимание к проблемам исследовательского обучения, что обусловлено интенсивными переменами, происходящими в современном мире.

Быстрыми темпами происходят изменения и в системе образования, по этой причине учитель не может быть сегодня успешным, воспроизводя ранее усвоенные модели профессионального поведения. Повседневная жизнь современной школы требует от педагога готовности осуществлять исследовательскую деятельность, проявлять поисковую активность и обеспечивать развитие исследовательских способностей у учащихся.

Развитое исследовательское поведение не считается сегодня узкоспециальной личностной особенностью, которой должны отличатся научные работники. Исследовательское поведение в настоящее время уже рассматривается как неотъемлемая характеристика личности, входящая в структуру представлений о профессионализме и компетентности в любой сфере деятельности.

Современное образование требует не фрагментарного включения методов исследовательского обучения, а целенаправленной работы по развитию исследовательских способностей обучающихся.

Исследовательское обучение значимо тем, что самые ценные и прочные знания добываются самостоятельно, в ходе собственного поиска. Знания же, усвоенные с опорой исключительно на память (заучивание), не отличаются должной глубиной и прочностью. Усвоение психологии будущим педагогом будет более эффективно, если он ставится в позицию ученого и, действуя подобно ему, проводит собственные психологические исследования, осваивая метод наблюдения, эксперимента, опроса и другие.

К сожалению, современная практика психологической подготовки педагогических кадров не оценивает в должной мере значимость самостоятельной исследовательской, познавательной деятельности студента в процессе изучения психологии.

Процесс усвоения психологии, часто оторванный от исследовательского поиска, превращается в тяжелый, а то и скучный для студента.

Игнорирование исследовательских заданий в курсе психологии зачастую объясняется преподавателями педколледжа такими причинами как:

- недостаточный уровень общего развития обучающихся;

- низкая учебная мотивация и профессиональная направленность у части из них;

- высокий уровень занятости студента, учебные перегрузки, которые приходятся им переживать;

- недостаточная разработанность методических рекомендаций по организации исследовательской деятельности в курсе психологии студентов педагогического колледжа;

- загруженность самого преподавателя психологии, возрастающая при использовании исследовательских заданий и др.

На наш взгляд, основной причиной отсутствия обращения в курсе психологии к исследовательским заданиям является незаинтересованность самого преподавателя.

Преподавателю психологии вполне под силу разработать перечень исследовательских заданий, доступных для студентов педагогического колледжа. Включение обучающихся в несложные поисковые, исследовательские задания с первого года обучения значимо в нескольких отношениях:

- формирование интереса к избранной профессиональной деятельности, профессиональной направленности;

- формирование понимания важности психологической подготовки для педагога;

- формирование потребности и готовности осуществлять педагогическую деятельность в будущем на исследовательском уровне;

- формирование профессионального мышления, готовности и потребности решать педагогические задачи при активном использовании психологических знаний.

Особенностью обучения, в котором реализуются исследовательские задания, является то, что обучающиеся становятся в позицию инициативных организаторов собственной познавательной деятельности. Самостоятельная исследовательская работа студентов -это важнейший фактор развития творческих способностей.

Преподаватель психологии, отсылающий студентов к исследовательским заданиям, должен сам владеть умениями и навыками исследовательской деятельности. Написание курсовой и выпускной квалификационных работ для их приобретения в период профессиональной подготовки, конечно, недостаточно. Обращение к исследовательским заданиям должно носить последовательный и систематический характер в течение всех лет обучения в педколледже. Чтобы обеспечить это, преподавателю психологии необходимо разработать определенный перечень исследовательских заданий по общей, возрастной и педагогической психологии, обеспечивая постепенное их усложнение. Чтобы не перегружать студентов, полезно ввести определенный минимум исследовательских заданий, который должен быть выполнен в течение семестра или учебного года, например, это 1-2 задания в семестре.

Процесс их выполнения может носить индивидуальный или микрогрупповой характер, когда одно задание выполняют вместе 2-5 человек. Исследовательское задание может предшествовать изучению новой темы по психологии, носить текущий (параллельный изучению) характер или завершать изучение

|| Вестник КемГУ

темы. В любом случае исследовательские задания озвучиваются на учебных занятиях: их тема, цель, задачи, гипотеза, методы исследования, способы обработки, оформления и представления полученных результатов в студенческой аудитории, их последующее коллективное обсуждение.

Часто для преподавателя психологии стоят такие вопросы: какие предлагать задания по содержанию и с каких методов исследования начинать, чтобы то и другое было доступным на любом этапе обучения?

По нашему мнению, начинать можно с метода опроса и наблюдения; экспериментальные же методы исследования, как более сложные, должны получить активное применение при написании учебноисследовательских работ (курсовых, дипломных). Обращение к методу опроса и наблюдения требует обучения студентов способам выстраивания отношений с респондентами (взрослыми и детьми), способам фиксации фактов, их обработки и интерпретации.

Так, в теме «Психология как наука» важно раскрыть будущим учителям значимость психологии в избранной профессиональной деятельности. Для решения этой задачи уместно предложить микрогруппо-вые задания. Выявить методом опроса (интервью, беседы, анкетирования):

- мнение учителей начальной школы о значении психологических знаний в педагогической деятельности;

- мнение студентов старших курсов по этому же вопросу;

- мнение первокурсников, приступающих к изучению данной дисциплины;

- мнение преподавателей педагогического колледжа.

Первокурсников, пожелавших выполнить микро-групповые задания, необходимо проинструктировать в том, как установить контакт с испытуемыми (время, место, внешний вид, интонации и т. п.), как правильно задавать вопросы и какие конкретно вопросы, как вести протоколирование ответов и последующий их анализ. Преподаватель же заранее может переговорить с коллегами, учителями школы, студентами старших курсов, объяснить им цели проводимого опроса, выразить просьбу поддержать исследовательские начинания первокурсников, продумать свой ответ, примеры из собственного опыта, где явно выручила педагога психологическая грамотность.

В этом первом исследовании обработку и интерпретацию собранного фактического материала стоит облегчить студентам проведением микрогрупповых консультаций, где преподаватель демонстрирует личный пример того, как осуществляются названные этапы исследования, намечает начинающим исследователям сформулировать выводы.

Полученные в исследовании результаты с собранными, в том числе интересными, яркими примерами из опыта респондентов, представляются на психологическом занятии, где нужно не только их воспринять, но и сравнить материалы, изложенные каждой микрогруппой и сформулировать общие выводы.

Бесспорно, исследовательские задания, методически грамотно организованные, позволяют комплексно

решать в процессе преподавания психологии образовательные, воспитательные и развивающие задачи. Кроме того, исследовательские задания, введенные уже в первой теме курса психологии, делают более близкими студентам, доступными для усвоения такие понятия, как «научно-психологическое исследование», житейская и научная психология, методы научного познания и другие.

Исследовательское задание индивидуального характера в этой же теме психологии может быть предложено после изучения методов научного исследования, например, методом опроса выявить, комплекс каких исследовательских методов был реализован в диссертационном исследовании того или иного преподавателя колледжа, имеющего ученую степень. Если таковых в педколледже нет, то подобное исследование отдельные студенты могут провести методом контент-анализа ряда научных статей, подобранных преподавателем, например из журнала «Вопросы психологии».

В теме «Индивид, личность, индивидуальность» также возможны исследовательские задания методом опроса: студентам предлагается взять интервью у сверстников (однокурсников) относительно того, какие проявления индивида и личности они ценят в себе и считают проявлением своей индивидуальности. Такое задание позволяет помочь первокурсникам лучше узнать друг друга, быстрее выстроить в группе межличностные отношения.

Описанное исследование может быть дополнено методом наблюдения за тем, насколько реально в повседневной жизни проявляются те личностные качества сверстниками, которые они выделяли в себе как особо ценные, личностнозначимые. Эта часть исследования требует соблюдения норм этики, проявления деликатности; его выводы должны озвучиваться анонимно. Несмотря на его сложность в этическом отношении, оно ценно тем, что раскрывает будущим учителям явление рефлексивности сознания и самосознания.

Исследовательские задания в названной теме полезны при изучении разных форм направленности личности: потребностей, мотивов, интересов, идеалов, ценностей, взглядов и убеждений.

Так, доступные диагностические средства в целях изучения названных форм направленности студенты могут применить в процессе педагогической практики, протекающей в этот период, или в классах базовой школы по договоренности с учителями.

Например, это небольшой опросник на выявление школьной мотивации Н. Г. Лускановой, анкета на выявление учебных, внеучебных интересов школьников, проективный тест «Три желания» на выявление ценностей, анкета на выявление формирующихся у детей жизненных идеалов.

Исследования, связанные с применением диагностических средств, доступных первокурсникам, также требуют от преподавателя психологии оказания помощи в анализе собранных фактов и формулировании выводов на основе полученных психологических знаний (определение видов потребностей, выявление ве-

дущих из них, анализ содержательного аспекта интересов и идеалов школьников).

Приведем примеры результатов вышеописанных исследований, проведенных студентами первого курса Кемеровского педагогического колледжа.

Так, микрогруппа студентов первого курса, применив методику Н. Г. Лускановой в начальных классах школы № 45 г. Кемерово (2008 г.), представила на уроках психологии следующую информацию:

Уровень школьной мотивации 1 кл. -26 чел. 2 кл. -25 чел. 3 кл. -23 чел.

Очень высокий уровень 3,8 % 4 % 8,7 %

Высокий уровень 11,5 % 16 % 26,1 %

Средний уровень 57,8 % 60 % 52,2 %

Низкий уровень 19,3 % 12 % 13 %

Очень низкий уровень 7,6 % 8 % -

Опрос детей, дополненный интервью, проведенных с учителем, позволил студентам убедиться, что уровень мотивации влияет на успешность учебной деятельности.

Изучение учебных интересов современных младших школьников позволило будущим учителям увидеть, что многих детей привлекают учебные дисциплины, не требующие интеллектуальных усилий (техническое обучение, физическое воспитание, изобразительное искусство); в число малопривлекательных часто попадают родной и иностранный языки, музыка.

В качестве домашнего задания студентам может быть предложено подумать над тем, какими причинами может быть обусловлено такое отношение к учебным дисциплинам учащихся начальных классов (низкий уровень преподавания той или иной дисци-

плины конкретным учителем; несоответствие методики преподавания возрастным возможностям детей, в частности, перенос опыта преподавания в средних классах на младшие).

Полезно обращать внимание студентов при анализе собранного фактического материала на гендерные аспекты проявления изучаемого психического явления; так студенты могут обнаружить, что более высокая школьная мотивация выявляется чаще у девочек, нежели у мальчиков - младших школьников, а также то, что у мальчиков чаще выше интерес к математике, в то время как у девочек - к литературе.

Изучение формирующихся у младших школьников жизненных ценностей открыло студентам тесную их связь с особенностями семейного воспитания, влиянием родителей, социальной среды (например СМИ), содержанием воспитательной работы учителя. Конечно, такие важные связи и зависимости будущим учителям открываются при применении в ходе исследования ряда методов (диагностического обследования, разных видов опроса, наблюдения).

Исследовательские задания позволяют студентам знакомиться с психологическими особенностями современных школьников, обусловленными социально-экономическими, культурными факторами; например, изучая потребности современных детей, будущие учителя обнаруживают доминирование у современных младших школьников меркантильных, материальных потребностей, нежели духовных. Ценность таких исследовательских заданий, думается, не стоит обосновывать, доказывать. Результаты таких исследований в курсе психологи, продуманно, целенаправленно реализованные преподавателем в учебном процессе, позволяют ему наглядно демонстрировать влияние на психическое и личностное развитие ребенка макро- и микросоциальных факторов, учить будущих коллег задумываться над актуальными задачами воспитательной работы школы и семьи, формировать у них понимание значимости диагностического подхода к организации педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.