Научная статья на тему 'Модель аттестации качества деятельности профессорско-преподавательского состава вуза'

Модель аттестации качества деятельности профессорско-преподавательского состава вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
622
226
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филология и культура
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА АТТЕСТАЦИИ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА / UNIVERSITY TEACHERS' PROFESSIONAL DEVELOPMENT / PROFESSIONAL CERTIFICATION MODEL / QUALITY OF EDUCATION / ALL TYPES OF FACULTY ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Солобутина Марина Михайловна, Шишова Евгения Олеговна

В статье описывается модель системы аттестации, которая позволяет превратить процесс оценки деятельности преподавателя в инструмент развития его профессионализма и содержит конкретные критерии оценки по всем видам деятельности на основе балльной процедуры. Концептуальная модель системы аттестации преподавателей раскрывается через совокупность принципов, методов, критериев и требований к учебно-методической и научно-исследовательской деятельности. Аттестация предполагает определение квалификационного потенциала, уровня знаний преподавателя и профессиональной компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Солобутина Марина Михайловна, Шишова Евгения Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A MODEL OF FACULTY ACTIVITIES CERTIFICATION

The article deals with a model of professional activity certification which makes it possible to use the process of teacher activity evaluation as a tool of their professional development. This model includes definite criteria for evaluation basing on the scoring procedure. The idea of the professional certification model is revealed through the system of principals, methods, criteria and requirements for instructional and research activities. The certification is meant to identify the qualification potential, the level of knowledge and professional competence of university teachers.

Текст научной работы на тему «Модель аттестации качества деятельности профессорско-преподавательского состава вуза»

ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2014. №2(36)

УДК 378

МОДЕЛЬ АТТЕСТАЦИИ КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА ВУЗА

© М.М.Солобутина, Е.О.Шишова

В статье описывается модель системы аттестации, которая позволяет превратить процесс оценки деятельности преподавателя в инструмент развития его профессионализма и содержит конкретные критерии оценки по всем видам деятельности на основе балльной процедуры. Концептуальная модель системы аттестации преподавателей раскрывается через совокупность принципов, методов, критериев и требований к учебно-методической и научно-исследовательской деятельности. Аттестация предполагает определение квалификационного потенциала, уровня знаний преподавателя и профессиональной компетентности.

Ключевые слова: система аттестации, качество образовательных услуг, виды деятельности профессорско-преподавательского состава, профессиональное развитие преподавателей вуза.

Современные тенденции развития системы высшего профессионального образования России связаны с совершенствованием системы аттестации преподавателей вузов. В целях повышения качества образовательных услуг необходимо внедрять внутривузовскую систему менеджмента качества деятельности профессорско-преподавательского состава. При выстраивании системы аттестации преподавателей вуза возникла необходимость разработки и апробации модели управления качеством деятельности педагогических кадров. Актуальность внедрения предлагаемых в данной статье технологий обосновывается необходимостью достижения высокого уровня качества образования.

Неудовлетворенность качеством образования в России в последнее десятилетие стимулировало проведение ряда реформ, связанных с включением системы высшего профессионального образования в Болонский процесс. Качество в системе образования - это комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон образовательной деятельности. Первым шагом на пути изменения сложившейся ситуации стало внедрение менеджмента качества образования и переход на балльно-рейтинговые критерии оценивания учебной деятельности студентов. Следующим направлением развития обеспечения качества образовательных услуг является совершенствование государственной аттестации научно-педагогических кадров. Важнейшей составляющей всей системы качества образования является качество профессиональной деятельности преподавателей, соответствующее требованиям занимаемым должностям [1-2].

Существующие на сегодняшний день требования к оценке продуктивности педагогических кадров вуза основываются на традиционной схе-

ме, имеющей формальный характер и ряд недостатков. Одним из главных недостатков в системе аттестации преподавателей вузов является отсутствие всестороннего анализа всех видов деятельности профессорско-преподавательского состава. Зачастую акцент делается на достижениях в науке. Учебная, методическая работа, воспитательная и общественная деятельность оцениваются без четко заданных критериев [3-4].

Современная система аттестации предполагает прохождение процедуры конкурсных отборов на замещение вакантных должностей. Однако отсутствие конкуренции среди преподавателей делает эту процедуру необъективной. Кроме того, аттестация должна носить не только оценочный характер, но и стимулировать преподавателей к развитию, повышению уровня профессионализма, самообразованию и самосовершенствованию. Основная цель аттестации заключается в том, чтобы мотивировать преподавателя к развитию профессиональных способностей, профессиональной компетентности и становлению собственной профессиональной карьеры [5].

Профессиональная карьера характеризуется тем, что конкретный сотрудник в процессе своей профессиональной деятельности проходит различные ее стадии. Профессиональное развитие рассматривается процессуально в контексте жизненного развития. Карьера - это организованная система различных видов деятельности в профессиональной области. В объективном смысле карьера рассматривается как фактическое, объективно установленное качество позиций, которые индивид занимает в течение своей профессиональной жизни. В субъективном смысле карьера определяется восприятием и формированием у индивида образцов для следования позициям или профессиям в контексте его жизни,

особенно под углом зрения субъективного единства отдельных шагов или фаз развития жизни. Профессиональная удовлетворенность, обусловленная перспективным соотнесением индивидуальной структуры ожиданий профессиональным условиям деятельности, способствует готовности к продолжению карьеры в данной области.

Предлагаемая в данной статье модель системы аттестации позволяет превратить процесс оценки деятельности преподавателя в инструмент развития его профессионализма и содержит конкретные критерии оценки по всем видам деятельности на основе балльной процедуры. Концептуальная модель системы аттестации преподавателей раскрывается через совокупность принципов, методов, критериев и требований к учебно-методической и научно-исследовательской деятельности. Аттестация предполагает определение квалификационного потенциала, уровня знаний преподавателя и профессиональной компетентности.

Основными видами деятельности, на основе оценивания которых проводится аттестация преподавателей, являются:

- квалификационный потенциал;

- учебно-методическая работа;

- организационно-методическая работа;

- научная работа;

- научно-исследовательская работа со студентами;

- повышение квалификации;

- воспитательная работа;

- профориентационная работа.

Аттестация заключается в создании информационной базы о результатах эффективности деятельности профессорско-преподавательского состава на основе представления индивидуальных портфолио и подтверждающих документов. Рабочим документом, служащим информационной поддержкой для принятия решения при конкурсном прохождении преподавателя на соответствие занимаемой должности, является заполненный аттестационный лист. Данный документ содержит перечень нормативных критериев с балльной шкалой оценки, отражающих соответствие преподавателя требованиям к соответствующей должности.

Портфолио используется для представления профессиональных достижений преподавателя членам аттестационной комиссии. Составление индивидуального электронного портфолио позволяет в единой форме структурировать результаты по всем видам деятельности преподавателя в накопительной части и в их динамике за отчетный период, предшествующий аттестации [6]. Кроме того, единая информационная база дан-

ных позволит исключить возможное дублирование материалов в нескольких источниках. По мере накопления профессиональных достижений портфолио постоянно пополняется. Преподаватель несет ответственность за разработку учебно-методических комплексов преподаваемых дисциплин, научные публикации, процедуры прохождения повышения квалификации.

Данная информационная база способствует повышению качества образовательных услуг, а также дает возможность внешней экспертной оценки деятельности профессорско-преподавательского состава, что, безусловно, способствует повышению имиджа университета.

Создание базы данных является основанием для составления объективной характеристики заключительной итоговой оценки. Далее определяется индивидуальный рейтинг каждого преподавателя, а также кафедральный рейтинг внутри структурного подразделения вуза. Индивидуальный рейтинг рассчитывается как отношение суммы баллов за отчетный период и суммы баллов за квалификационный потенциал.

Квалификационный потенциал преподавателя является накопительной частью портфолио, которая формируется на протяжении всей карьеры и включает его достижения в науке (учебники, учебные пособия, монографии, индекс цитирования), ученую степень, ученое звание, государственные награды, почетные звания и премии.

Вариативная часть предполагает выполнение определенного объема работы согласно определенным показателям, раскрывающим основные виды деятельности профессорско-преподавательского состава. Преподаватель имеет возможность планировать свою деятельность, выполняя определенный объем работы по каждому из направлений. Осознавая, что необходимо набрать соответствующее его должности количество баллов, преподаватель будет стремиться к более высоким результатам. Баллы присваиваются не по формальным показателям, а по конкретным наиболее значимым критериям в том или ином виде работы.

Согласно предлагаемой модели эффективность за отчетный период оценивается по результатам учебно-методической (учебники, учебные пособия, электронные издания) и организационно-методической (организация и проведение конференций разного уровня, семинаров, олимпиад, научных конкурсов) работы. Научно-методическая работа включает членство в диссертационных советах, союзах, обществах. Издание монографий, подготовка кандидатов и докторов наук, статьи в научных журналах и сбор-

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ. ПЕДАГОГИКА

никах трудов, грамоты и патенты учитываются при анализе научной работы профессорско-преподавательского состава. Научно-исследовательская работа со студентами планируется преподавателями по следующим направлениям: подготовка студенческих докладов на конференции, конкурсных работ, публикации статей и тезисов. Оцениваются также и проведение воспитательных проектов разного уровня, руководство студенческими общественными организациями и профориентационная работа.

Преимуществом данной модели является то, что шкала оценки эффективности преподавателя носит дифференцированный характер и зависит от его профессионального опыта. Предполагается, что для каждой должности устанавливается порог, выраженный в определенном количестве баллов. Соответственно, индивидуальный рейтинг определяется не на основе количества набранных баллов, а по значению коэффициента, учитывающего профессиональный опыт.

Далее оформленные документы подвергаются контролю, систематизации, количественному и качественному анализу и итоговой аттестационной оценке. Статистическая обработка данных предполагает проведение корреляционного и частотного анализа. Корреляционный анализ проводится с целью определения существующих взаимосвязей между квалификационным потенциалом профессорско-преподавательского состава и показателем его деятельности за отчетный период. Предлагаемый в данной модели аттестации преподавателей корреляционный анализ позволит сделать вывод о характере их профессионального развития, а именно: осуществляют ли они все виды деятельности планомерно и наблюдается ли положительная динамика в профессиональном росте.

Частотный анализ (угловое преобразование Фишера) показателей эффективности профессорско-преподавательского состава проводится между кафедрами в целях определения достоверности различий в рейтинговых кафедральных показателях. Данная процедура необходима для статистического подтверждения, что одна кафедра действительно превосходит другие кафедры по определенным видам деятельности. Соответственно, рейтинг каждой кафедры зависит не просто от суммы баллов сотрудников кафедры, а выражается в том, что количество баллов, отличающее одну кафедру от другой, является существенным для отнесения к различным ранговым позициям.

Аттестация основана не только на общей оценке деятельности преподавателя, определяемой лишь количественными характеристиками ее составляющих, а также включает интерпретацию полученных в ходе оценивания результатов и

возможностей их практического использования. Качественный анализ содержания аттестационных показателей профессорско-преподавательского состава позволит представить полный отчет о результатах эффективности деятельности, оптимизировать систему менеджмента качества деятельности преподавателей, устранить и подвергнуть корректировке выявленные недостатки в процедуре аттестации. Также качественный анализ позволит выявить доминирующее направление в работе каждой кафедры и остающиеся без внимания виды деятельности преподавателей.

Таким образом, выявленные между высокими требованиями к качеству образовательных услуг и объективностью оценки соответствия педагогических кадров вуза занимаемым должностям противоречия указывают на необходимость совершенствования системы аттестации профессорско-преподавательского состава как одного из факторов повышения качества образования. В этих условиях возникла необходимость разработки и апробации модели аттестации деятельности преподавателей вуза. Управление качеством образовательного процесса в вузе связано прежде всего с решением проблемы создания четкой и ясной системы аттестации преподавателей при прохождении процедуры конкурсного отбора на замещение вакантных должностей, включающей оценку качества их деятельности и способствующей профессиональному росту.

1. Васильева Е.Ю. Подходы к оценке качества деятельности преподавателя вуза // Университетское управление: практика и анализ. - 2006. - № 2 (11).

- С. 74 - 78.

2. Печерица В.Н. Современные подходы к оценке качества работы преподавателей / Инновационные технологии в повышении качества образования: Материалы международной научно-практической конференции 15 апреля 2006 г.в 3. ч. / под общей редакцией А.И.Барановского. - Омск: Изд-во Омского экономического института, 2006. -Ч.3. - С. 140 - 141.

3. Нуждин В.Н. Стратегическое управление качеством образования // Высшее образование сегодня.

- 2003. - № 4 - 5. - С. 6 - 13.

4. Захаревич В.Г. Оценка качества работы преподавателей вуза // Высшее образование сегодня. -2003. - № 5. - С. 12 - 15.

5. Бардовская К.В. Методика оценки качества деятельности преподавателей вуза: методические рекомендации. - СПб., Архангельск: ИЦ Поморского гос. ун-та, 2003. - 72 с.

6. Гюрова В. Т., Зелеева В.П. Портфолио в системной оценке качества образования // Ученые записки Казанского университета. Сер. Гуманит. науки. -2012. - Т. 154, кн. 6. - С. 280 - 287.

A MODEL OF FACULTY ACTIVITIES CERTIFICATION

M.M.Solobutina, E.O.Shishova

The article deals with a model of professional activity certification which makes it possible to use the process of teacher activity evaluation as a tool of their professional development. This model includes definite criteria for evaluation basing on the scoring procedure. The idea of the professional certification model is revealed through the system of principals, methods, criteria and requirements for instructional and research activities. The certification is meant to identify the qualification potential, the level of knowledge and professional competence of university teachers.

Key words: professional certification model, quality of education, all types of faculty activity, university teachers' professional development.

1. Vasil'eva E.Ju. Podhody k ocenke kachestva de-jatel'nosti prepodavatelja vuza // Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. - 2006. - № 2 (11). -S.74 - 78.

2. Pecherica V.N. Sovremennye podhody k ocenke kachestva raboty prepodavatelej / Innovacionnye tehnologii v povyshenii kachestva obrazovanija: Ma-terialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj kon-ferencii 15 aprelja 2006 g.v 3. ch. / pod obshhej re-dakciej A.I.Baranovskogo. - Omsk: Izd-vo Omskogo jekonomicheskogo instituta, 2006. - Ch.3. - S. 140 -141.

3. Nuzhdin V.N. Strategicheskoe upravlenie kachestvom obrazovanija // Vysshee obrazovanie segodnja. -2003. - № 4 - 5. - S. 6 -13.

4. Zaharevich V.G. Ocenka kachestva raboty prepoda-vatelej vuza // Vysshee obrazovanie segodnja. -2003. - № 5. - S. 12 - 15.

5. Bardovskaja K.V. Metodika ocenki kachestva de-jatel'nosti prepodavatelej vuza: metodicheskie reko-mendacii. - SPb., Arhangel'sk: IC Pomorskogo gos. un-ta, 2003. - 72 s.

6. Gjurova V.T., Zeleeva V.P. Portfolio v sistemnoj ocenke kachestva obrazovanija // Uchenye zapiski Kazanskogo universiteta. Ser. Gumanit. nauki.-2012. - T. 154, kn. 6. - S. 280 - 287.

Солобутина Марина Михайловна - кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и практической психологии Института психологии и образования Казанского федерального Университета.

420008, Россия, Казань, ул. Кремлевская, 18. E-mail: solomarina82@mail.ru

Solobutina Marina Mikhailovna - PhD in Psychology, Associate Professor, Department of General and Practical Psychology, Kazan (Volga Region) Federal University.

18 Kremlyovskaya Str., Kazan, 420008, Russia E-mail: solomarina82@mail.ru

Шишова Евгения Олеговна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и практической психологии Института психологии и образования Казанского федерального Университета.

420008, Россия, Казань, ул. Кремлевская, 18. E-mail: evgshishova@yandex.ru

Shishova Evgeniya Olegovna - PhD in Pedagogy, Associate Professor, Department of General and Practical Psychology, Kazan (Volga Region) Federal University.

18 Kremlyovskaya Str., Kazan, 420008, Russia E-mail: evgshishova@yandex.ru

Поступила в редакцию 20.02.2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.