Научная статья на тему 'Модальности восприятия и ассоциативная структура значения слова'

Модальности восприятия и ассоциативная структура значения слова Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
671
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АССОЦИАТИВНОЕ ПОЛЕ / ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА / МОДАЛЬНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ / ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ ПЛОСКОСТЬ / ХАРАКТЕРИЗУЮЩАЯ ПЛОСКОСТЬ / ASSOCIATIVE FIELD / WORD MEANING / MODALITY OF PERCEPTION / ATTRIBUTIVE AREA / CHARACTERIZING AREA

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Навалихина Адель Исмагиловна

Анализируется влияние ведущей модальности восприятия на ассоциативную структуру значения слова. Установлена прямая зависимость соотношения определительных и характеризующих признаков в ассоциативном поле от ведущей модальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There is analyzed the influence of the leading modality of perception on the associative structure of word meaning. There is stated the direct depen-dence of correlation of attributive and characte-rizing signs in the associative field and the leading modality.

Текст научной работы на тему «Модальности восприятия и ассоциативная структура значения слова»

современная теория языка

А.И. НАВАЛИХИНА (Уфа)

модальности восприятия и ассоциативная структура значения слова

Анализируется влияние ведущей модальности восприятия на ассоциативную структуру значения слова. Установлена прямая зависимость соотношения определительных и характеризующих признаков в ассоциативном поле от ведущей модальности.

Ключевые слова: ассоциативное поле, значение слова, модальность восприятия, определительная плоскость, характеризующая плоскость.

Объектом нашего исследования служит ассоциативная структура значения слова при разных модальностях восприятия. Выявление структурных особенностей в условиях доминирования разных модальностей становится возможным при анализе ассоциативных полей (АПП) дигиталов, кинестетиков, визуалов и аудиалов. К дигиталам можно отнести испытуемых, чье восприятие окружающей действительности преломляется сквозь призму логики. Кинестетики воспринимают мир через эмоции, телесные ощущения и запахи. Ви-зуалы в первую очередь выделяют цветовую составляющую явлений. В сознании аудиа-лов преобладают звуковые образы. Подробнее о типологии испытуемых и об особенностях психолингвистического подхода к изучению модальностей восприятия говорится в работах [1; 2; 5].

В трудах таких зарубежных авторов, как Е. Смит и др. [10], Л. Рипс и др. [9], Ф. Кейл и Н. Батгерман [8], Дж. Катц [7], А. Гласс и К. Холиоук [6], отмечается, что значение слова может быть рассмотрено как набор определительных и характеризующих семантических признаков, между которыми существуют принципиальные лингвистические и психологические различия.

Авторы «модели сравнения характеристик» (feature comparison model) Е. Смит,

Л. Рипс и Е. Шобен [9; 10] считают, что понятия хранятся в семантической памяти в виде наборов семантических признаков. Эти признаки могут различаться по степени соотнесенности с понятием. Согласно исследованиям авторов, определительные признаки являются центральными для какого-либо понятия. Данные признаки имеют все члены определенной категории. Например, признаки «имеет крылья», «откладывает яйца», «имеет перья» являются определительными для понятия «птица», потому что все птицы обладают данными признаками [9]. Характеризующие признаки часто ассоциируются с понятием, но не являются обязательными. Характеризующими признаками обладают многие, но не все члены определенной категории. Например, признак «может летать», как отмечают Е. Смит и др., является скорее характеризующим, чем определительным, т.к. многие, но не все птицы могут летать. Характеризующие признаки обеспечивают основание для разграничения членов категории по типичности или семантической связанности с категорией [9].

Ф. Кейл и Н. Баттерман предполагают, что значения многих слов сочетают в себе два типа репрезентационных признаков: определительные и характеризующие [8, с. 221]. Согласно авторам, отличие данных признаков состоит в том, что определительные признаки являются обязательными и соотносятся со словарными дефинициями слова, а характеризующие признаки не обязательны и не соотносимы с энциклопедическими определениями значения слова (Там же, с. 223). Исследователи отмечают, что совокупность определительных признаков является «инвариантным набором признаков», который представляет собой критериальные формы репрезентации, основанные на правилах (там же, с. 222). Сдвиг, описываемый Ф. кейл и Н. Баттерман, «происходит в разных возрастных диапазонах в различных понятийных областях, в зависимости от факторов, связанных с сущностью самих областей, а также связанных со словами, включенными в данные области» (там же, с. 221).

© Навалихина А.И., 2013

Анализ результатов исследований вышеуказанных авторов позволяет дать рабочую трактовку понятиям «определительный признак» и «характеризующий признак». Под определительными признаками мы понимаем константные объективные признаки, логически выведенные из самой сущности понятия. Эти признаки в наибольшей степени соотносимы с понятием. Они должны совпадать у всех членов определенной категории. Под характеризующими признаками мы понимаем непостоянные признаки, которые могут проявляться или сглаживаться под влиянием различных факторов. Характеризующие признаки возникают в результате субъективного (личностного) отношения и могут быть эмоционально или сенсорно окрашены. Характеризующие признаки могут различаться у членов одной категории.

Полученные в ходе качественного анализа данные позволяют говорить о том, что преобладание той или иной модальности восприятия может видоизменять ассоциативную структуру значения слова. для того чтобы наиболее наглядно и доступно изобразить структурные семантические различия, мы заимствовали спиралевидную модель развития значения слова, разработанную Т.М. Рогожниковой [3; 4]. Данная модель может быть отнесена к разряду универсальных ввиду того, что она обладает большим потенциалом в раскрытии сущности динамических аспектов семантики. Согласно данной модели, развитие значения слова является единым и постепенным процессом, аналогичным восхождению по спирали. При этом диаметры витков по мере восхождения увеличиваются. Спиралевидная модель семантического развития сочетает в себе все основные гипотезы развития слова, учитывает количественно-качественные различия, а также возрастные изменения [3, с. 100-105; 4, с. 142-148].

По результатам анализа АПП дигиталов, кинестетиков, визуалов и аудиалов были выявлены явные структурные различия семантики. Исследуя процесс характеризующе-определительного сдвига, мы проанализировали все АПП, полученные в ходе эксперимента, что позволяет говорить о существовании определенных тенденций. В рамках одной статьи не представляется возможным привести все АПП, поэтому мы ограничимся некоторыми примерами со словом-стимулом кИНо. ответы информантов отделяются друг

от друга точкой с запятой. Цифра, следующая за реакцией, указывает на то, какое количество респондентов прореагировало этим словом. Если ответов с одинаковым количеством несколько, то цифра ставится после последней реакции (напр.: билет; группа; искусство; разное; сюжет; экран 2).

Рассмотрим ассоциативные реакции (ЯЯ) на стимул ^) КИНО, полученные в группе ди-гиталов. Значительная часть ассоциативного поля (АП) на S КИНО, приведенная ниже, обладает определительными признаками, которые можно соотнести со словарными дефинициями. Данные признаки логически выведены из значения слова КИНО, являются объективными и не имеют личностной или сенсорной окраски. К ЯЯ, обладающим определительными признаками, можно отнести следующие ответы: фильм 10; кинотеатр 9; комедия 5; телевизор 4; билет; группа; искусство; разное; сюжет; экран 2; актер; артист; большой экран; досуг; зал; кино; культура; мелодрама; мировоззрение; отдых; показ; развлечение; режиссер; реклама; сеанс; синема; смысл; снимать 1. В АП дигиталов на S КИНО также входит небольшое количество характеризующих признаков: Колин Фарел; любовь; мелодрама; оригинальное; полезно; хуже книги

1. Описывая модель ассоциативной структуры значения слова при доминировании д и г и -тальной модальности, можно говорить о сдвиге развития значения слова в определительную плоскость, изображенном на рис. 1.

Рис. 1. Модель ассоциативной структуры значения слова при доминировании дигитальной модальности восприятия

Рассмотрим ассоциативные ЯЯ на Б КИНО, полученные в группе кинестетиков. Значительная часть АП на слово Б КИНО, приведенная ниже, обладает характеризующими признаками, которые отличаются высокой степенью субъективности и эмоциональной окрашенности. К ЯЯ, обладающим характеризующими признаками, можно отнести следующие ответы: впечатления 4; переживание; поцелуй; слезы; эмоции 3; круто; любовь; настроение; пара влюбленных; романтическое; свидание; фантазия 2; выдуманная история; глупое; дает знак, чтобы встать на верный путь; задевающее за живое; захватывающее ощущение; игра эмоций; интересное; когда как... по настроению, смотря еще с кем; не любитель; никакое; о...о нравится хорошее кино; обожаю; очень интересно!; ощущения; погружение; притворство; радостно; с любимым человеком; страшное; супер!; увлекательное; удовлетворенность души; удовольствие; хорошее 1. В АП кинестетиков на Б КИНО также входит небольшое количество определительных признаков: комедия 4; развлечение; театр; фильм 1. Установлено, что в условиях доминирования кинестетической модальности восприятия происходит сдвиг семантического развития в характеризующую плоскость, что изображено на рис. 2.

Определительная

плоскость

Характеризующая

плоскость

Рассмотрим ассоциативные ЯЯ на слово КИНО, полученные в группе визуалов. К определительным ЯЯ можно отнести такие ответы, как комедия 6; кинотеатр; фильм; экран 3; реклама; смотреть 1, к характеризующим ЯЯ - слова интересное; синий; темно; яркость 2; Боярский; красивые мужчины и женщины; краски; любимый; люблю смотреть; «Мулен Руж» 1. Анализ показал, что количество характеризующих реакций немного превышает количество определительных реакций в АПП визуалов. Определительные ЯЯ визуа-лов можно соотнести со словарными дефинициями. Большая часть характеризующих реакций сенсорно окрашена, остальные ЯЯ отражают эмоциональное отношение к стимулу. Изучение АПП визуалов позволило сделать вывод о том, что в условиях доминирования в и з у а л ь н о й м о д а л ь н о с т и развитие значения слова происходит как в определительной, так и в характеризующей плоскости, при этом имеется небольшой сдвиг в характеризующую плоскость, что изображено на рис. 3.

Рис. 2. Модель ассоциативной структуры значения слова при доминировании кинестетической модальности восприятия

Рис. 3. Модель ассоциативной структуры значения слова при доминировании визуальной модальности восприятия

Рассмотрим ассоциативные RR на стимул КИНО, полученные в группе аудиалов. К определительным RR можно отнести такие ответы, как кинотеатр 3; комедия; мелодрама; жанр; зал; искусство 1, к характеризующим RR - смех 6; музыка 4; громко; глупое; громкий звук; лучше радио; про любовь; смех зрителей; смешно; Happy End 1.

Количество характеризующих реакций немного превышает количество определительных реакций в АПП аудиалов. Определительные ЯЯ аудиалов можно сопоставить со словарными дефинициями. Большая часть характеризующих реакций сенсорно окрашена, остальные ЯЯ отражают эмоциональное отношение к стимулу. Анализ АПП аудиалов показал, что в условиях доминирования аудиальной модальности развитие значения слова происходит как в определительной, так и в характеризующей плоскости, однако имеется небольшой сдвиг в характеризующую плоскость, представленный на рис. 4.

Рис. 4. Модель ассоциативной структуры значения слова при доминировании аудиальной модальности восприятия

Проведенный качественный анализ показал, что основное различие ассоциативной структуры значения слова у четырех типов испытуемых заключается в определении плоскости возникновения ассоциирования. В условиях доминирования дигитальной модальности восприятия возникновение ассоциативной связи происходит в определительной плоскости. Если ведущей является кинестетическая модальность, происходит сдвиг в характеризующую плоскость. При доминировании либо визуальной, либо аудиальной модальностей ассоциирование происходит как в определительной, так и в характеризующей плоскости, однако имеется небольшой сдвиг в характеризующую плоскость.

литература

1. Навалихина А.И. Свободный ассоциативный эксперимент с испытуемыми с различными доминантными репрезентативными системами: предварительные результаты // Теория и практика языковой коммуникации : материалы III Меж-дунар. науч.-метод. конф. Уфа : Уфим. гос. авиац. техн. ун-т, 2011. С. 320-327.

2. Навалихина А.И. Теоретические предпосылки группировки испытуемых в зависимости от ведущей модальности восприятия // Теория и практика языковой коммуникации : материалы IV Междунар. науч.-метод. конф. Уфа : Уфим. гос. авиац. техн. ун-т, 2012. C. 250-255.

3. Рогожникова Т.М. О спиралевидной модели развития значения слова у ребенка // Психолингвистические проблемы семантики и понимания текста. Калинин : Калинин. гос. ун-т, 1986. С. 100-105.

4. Рогожникова Т.М. Психолингвистическое исследование функционирования многозначного слова : моногр. Уфа : Уфим. гос. авиац. техн. ун-т, 2000.

5. Рогожникова Т.М., Навалихина А.И. Доминантные модальности восприятия и их динамика // Вестн. башкир. ун-та. Уфа : Изд-во Башкир. гос. ун-та. 2011. Т. 16. № 2. С. 469-473.

6. Glass A. L., & Holyoak K. J. Alternative conceptions of semantic memory // Cognition. 1975. № 3. P. 313-339.

7. Katz J.J. Semantic Theory. N.Y. : Harper and Row. 1972.

8. Keil F.C., Batterman N.A. Characteristic-to-defining shift in the development of word meaning // Journal of Verbal Learning and Verbal Bahavior. 1984. Vol. 23 (2). P. 221-236.

9. Rips L.J., Shoben E.J., Smith E.E. Semantic distance and the verification of semantic relations // Journal of Verbal Learning and Verbal Behavior. 1973. № 12. P. 1-20.

10. Smith E.E., Rips L.J., Shoben E.J. Semantic memory and psychological semantics // The psychology of learning and motivation / еd. G.H. Bower. N. Y.: Academic Press, 1974 . Vol. 8. P. 25-43.

Modalities of perception and associative structure of word meaning

There is analyzed the influence of the leading modality of perception on the associative structure of word meaning. There is stated the direct dependence of correlation of attributive and characterizing signs in the associative field and the leading modality.

Key words: associative field, word meaning, modality of perception, attributive area, characterizing area.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.