Научная статья на тему 'Мобильный маркетинг – раздражитель или способ продажи?'

Мобильный маркетинг – раздражитель или способ продажи? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
120
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Крохин К. А., Зарезина Ю. Г.

В данной статье рассмотрены основные преимущества и недостатки мобильного маркетинга в России. Приведены приемы мобильного маркетинга, как законного так и незаконного. Предложены способы развития данного вида рекламы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мобильный маркетинг – раздражитель или способ продажи?»

С каждым вариантом номенклатурно-рыночной стратегии предприятия должен быть связан план мероприятий по ее реализации. Он включает две основные части - внутренние мероприятия по подготовке производства и освоению (для новых изделий) и внешние мероприятия по подготовке рынка и поставщиков необходимых видов сырья и материалов.

Наряду, с определением номенклатурных групп производимых изделий товарная стратегия предприятия охватывает важнейшие решения в таких сферах, как определение ассортимента продукции (совокупность типоразмеров в рамках каждого из номенклатурных типов), стратегии обновления продукции, выбора масштаба производства и желаемого уровня качества выпускаемой продукции.

Список литературы:

1. Алексахина Ю.В. Развитие предпринимательской среды организации // Экономика, социология и право в современном мире: проблемы и поиски решений. - 16-я Международная научно-практическая конференция, г. Пятигорск, 14-15 марта 2013 г. - Пятигорск: Издательство МАФТ, 2013.

2. Завгородняя А.А., Ямпольская Д.О. Маркетинговое планирование. -СПб.: Питер, 2002.

3. Дойль П. Маркетинг-менеджмент и стратегии / Пер. с англ.; под ред. Ю.Н. Каптуревского. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2003.

4. Крайнова Т.Л. Особенности разработки и реализации товарной стратегии на промышленном предприятии // Вестник МГОУ - 2009. - № 1.

МОБИЛЬНЫЙ МАРКЕТИНГ -РАЗДРАЖИТЕЛЬ ИЛИ СПОСОБ ПРОДАЖИ?

© Крохин К.А.*, Зарезина Ю.Г.*

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации,

г. Москва

В данной статье рассмотрены основные преимущества и недостатки мобильного маркетинга в России. Приведены приемы мобильного маркетинга, как законного так и незаконного. Предложены способы развития данного вида рекламы.

Вопрос быть мобильному маркетингу (далее ММ) или нет снят уже давно. Свое начало данный вид рекламы и продвижения товара берет с начала 2000-х и стал выполнять не только свои прямые функции, но и стал средст-

* Студент.

* Студент.

вом заработка. Популярность ММ обрела глобальный характер и активно используется на Российском рынке. Объем рынка ММ в России, по оценкам J'son & Partners Consulting, составил в 2012 году 114 млн. долл., а к 2015 году рынок вырастет более чем в 2 раза, достигнув 404 млн. долл. [2, с. 18].

С технической точки зрения, мобильный маркетинг реализуется посредством адресной рассылки рекламно-информационного контента на мобильные телефоны представителей целевой аудитории. Мобильный маркетинг позволяет осуществлять популяризацию и широкое распространение различного рода услуг, брендов, товаров, идей, информации, имеющей значение для представителей определенной целевой аудитории.

Но в России ММ очень часто обретает вид самостоятельного бизнеса. ММ еще есть куда расти и он по-настоящему взорвет маркетинговый рынок тогда, когда сможет влиять на все 4 классические составляющие маркетинг-микса: создавать продукт, формировать цену, распределять и продвигать [3].

Развитие рынка мобильной рекламы и маркетинга в России определяется проникновением сотовой связи, технологическими особенностями каналов доставки информации и их пропускной способностью, а также рынком мобильных устройств и их возможностями. Сегодня мы наблюдаем стремительный рост рынка смартфонов, а это важнейшая составляющая ММ и сейчас у каждого есть мобильный телефон и практически каждый пользователь сталкивался с различными видами мобильного маркетинга. Это и SMS-рассылка, и маркетинг товаров и услуг посредством мобильных игр и рекламы в мобильном Интернете. При перечислении приемов ММ и возникает главный недостаток данного вида рекламы: ориентация преимущественно на молодежную аудиторию с доходом средним и выше среднего, так как именно эта аудитория является подавляющим большинством пользователей смартфонов, позволяющих использовать методы маркетинга, отличные от SMS-рассылки.

Преимуществ ММ очень много и все они не поддаются сомнению. Компании могут легко интегрировать ММ в свои уже созданные рекламные компании. Также реклама поступает на личный мобильный телефон, что сводит к минимуму потери при распространении информации, и делает продукт более узнаваемым, так как послания предназначаются только для одного человека. Тем самым эффективность мобильных рекламных кампаний гораздо выше других видов рекламы. Возможно, это связано с новизной, к которой у потребителей еще не выработался своеобразный иммунитет.

Самым распространенным из вышеуказанных способов продвижения товаров является SMS-рассылка. Тут скрываются «подводные камни», свойственные российскому рынку. Рассылка может быть осуществлена несколькими путями: законными и незаконными. Законный путь - это рассылка с согласия адресата или после его непосредственной просьбе. Здесь все выглядит безоблачным: потребитель делает запрос на рекламу или оставляет

свой номер с согласием на получение интересной ему рекламы - рекламодатель ее распространяет. Но есть и незаконный путь - это спам-рассылка. В Европе навязчивая реклама с помощью спама уголовно наказуема, в России такого пока нет, а согласно ст. 18 Закона «О рекламе», рассылка СМС возможна только «при условии предварительного согласия абонента ... на получение рекламы». Нарушение этого пункта карается штрафом от 100 до 500 тысяч рублей [1]. Поэтому на Российском рынке мобильного маркетинга существует еще один недостаток - навязчивость.

В мобильном маркетинге, как в любом виде маркетинге очень важной составляющей является психология. А навязчивая спам-реклама противоречит правилам психологии ММ. Конечно же она не должна быть назойливой и просроченной. Необходимы ее персонифицированность и возможность легко отписаться. И только при соблюдении этих условий будет достигаться одна из основных целей маркетинга - получение дохода. Таким образом, ММ - это прекрасная возможность выделить из всей аудитории только необходимую и показать рекламу только ей, а рекламные сообщения доставляются клиентам, которые дали согласие на их получение, тогда и инвестиции в рекламу очень быстро окупятся за счет четкого таргетинга.

В каких областях применять ММ вопрос также серьезный. Где-то это будет уместно и интересно потребителю, а где-то может его и отпугнуть. В проведенном интернет-опросе среди 21 респондента было выявлено, что наиболее эффективен ММ в банковской сфере, с помощью которого может быть предоставлена информация об услугах цифрового банкинга. За этот вариант проголосовало 16 человек. Реклама брони и продажи авиабилетов через мобильные устройства кажется эффективным примером 10 отвечающим. Самыми низкоэффективными примерами ММ, по мнению опрошенных, является информация об услугах по страхования и экстренных вызовах через мобильные приложения.

В этом и заключается развитие ММ. Ему должны способствовать рекламодатели, соблюдая закон и принципы честности и корректности, потребители, сообщая о незаконной рассылке в УФАС, а также антимонопольные службы, ведущие контроль за рекламной деятельностью различных компаний и агентств.

Таким образом, сфера применения мобильного маркетинга чрезвычайно широка. Мобильный маркетинг - это просто, беззатратно и не требует больших усилий. Теперь необходимо объединить усилия всех сторон этого процесса и тогда мобильный маркетинг станет приятным и полезным источником информации для потребителей и отличным способом заработка и сбыта продукта для производителей. Также, мобильный маркетинг открывает новые возможности для предпринимательской деятельности, он использует новейшие достижения техники, позволяет вывести маркетинговую стратегию предприятия на новый уровень и достигать поставленных целей. Ко-

нечно, проблема на сегодня состоит и в распределении SMS сообщений в зависимости от возраста, социального положения и степени толерантности той или иной группы людей. Но, в общем, это направление очень перспективно, поскольку развитие технологий двигается быстрыми темпами, меняется восприятие людей и их реакция на то или иное событие.

Список литературы:

1. Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 N 38-Ф3.

2. J'son & Partners Consulting - международная консалтинговая компания.

3. Журнал «Новости маркетинга».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.