«МОБИЛЬНЫЕ» МОШЕННИЧЕСТВА: ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ СОВЕРШЕНИЯ Л.Н. Бикинеева, студент
Научный руководитель: Р.Р. Хаснутдинов, канд. юрид. наук, доцент Самарский государственный экономический университет (Россия, г. Самара)
DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10273
Аннотация. С появлением средств мобильной связи общество столкнулось с таким видом преступлений как «мобильные» мошенничества, которые в настоящее время совершаются практически в отношении каждого гражданина. С каждым днем преступники создают новые схемы получения денежных средств от граждан обманным путем. В связи с чем, в статье рассмотрены основные способы совершения мошенничеств с использованием средств мобильной связи, раскрыт подробный алгоритм преступлений. Проведен анализ новых схем «мобильных» мошенничеств.
Ключевые слова: мошенничество, мобильная связь, SMS-сообщение, телефонный звонок, денежные средства.
Научно-технический прогресс внес большие изменения в человеческую жизнь. За последние пятнадцать лет средства мобильной связи быстро эволюционировали и стали доступны всем гражданам нашей страны. Мобильные телефоны также значительно прогрессировали, и в настоящее время используются не только для совершения телефонных звонков и передачи БМБ-сообщений, но и для перевода денежных средств и электронных платежей. В результате чего появились новые виды преступлений - хищения денежных средств путем дистанционного обмана либо злоупотребления доверием. Особенность таких преступлений заключается в том, что взаимодействие между преступником и потерпевшим происходит на расстоянии до нескольких тысяч километров, при помощи устройства - мобильного телефона. Наивность и доверчивость граждан приводит к тому, что преступники за кроткий промежуток времени получают от потерпевших крупные суммы денежных средств.
Согласно статистическим данным МВД России, большую часть (около 60%) от общего числа зарегистрированных мошенничеств общеуголовной направленности составляют мошенничества, совершенные с использованием средств мобильной связи [1].
Преступник при помощи мобильного телефона может оказывать воздействие на потерпевшего посредством телефонного звонка либо БМБ-сообщения. Основная цель преступника - завладеть денежными средствами потерпевшего, для чего преступник использует следующие способы:
1. Обман в ходе телефонного звонка.
На абонентский номер гражданина поступает телефонный звонок с незнакомого абонентского номера. В ходе разговора мошенник представляется знакомым или родственником абонента и сообщает о том, что он попал в беду, а именно его задержали сотрудники полиции за совершение преступления (дорожно-транспортного происшествия, где имела место смерть пассажиров, пешеходов или водителя; преступления, связанного с незаконным оборотом наркотических средств и т.д.). После чего переедет трубку якобы сотруднику полиции, который разъясняет, что может помочь родственнику избежать ответственности за преступление, однако, для решения вопроса необходима определенная денежная сумма. Поясняет, что деньги нужны для урегулирования вопроса со свидетелями и потерпевшими. Денежные суммы варьируются от нескольких тысяч до нескольких миллионов рублей. Далее преступник объясняет, каким образом необходимо передать денежные средства (перевести на банковский счет, отпра-
вить почтовый перевод, передать лично другому человеку и т.д.). До передачи денежных средств мошенник ведет непрерывный телефонный разговор, для того, чтобы потерпевший не смог связаться со своим родственником, о котором идет речь, и распознать обман [2].
Другим способом телефонного обмана может стать звонок сотрудника банка. На мобильный телефон потерпевшего поступает звонок, в ходе разговора мошенник представляется сотрудником финансового учреждения и сообщается информацию о том, что с карты абонента совершена попытка несанкционированного снятия денежных средств, в результате чего в целях безопасности банковская карта былазабло-кирована. Чтобы войти в доверие, мошен-никиспользует фразу: «Никому не сообщайте данные по картам, кроме сотрудников банка». После чего, выясняет у потерпевшего кодовую информацию по карте (номер карты, срок действия, код карты, расположенный на оборотной стороне), тем самым получает доступ к его денежным средствам. В настоящее время мошенники могут использовать абонентские номера банков (например, преступники могут позвонить с абонентского номера 900 и представиться сотрудниками ПАО «Сбербанк») [3].
2. 8МЗ-сообщения с просьбой о помощи.
На абонентский номер гражданина поступает БМБ-сообщение с текстом: «Мама, у меня проблемы, кинь 700 рублей на этот номер. Мне не звони, перезвоню сам». Мошенник набирает номер наугад, поэтому пишет текст с различным обращением «папа», «брат» и т.д., в надеже на доверчивость жертвы. Данная схема мошенничества наиболее проста, так как преступник не ведет с потерпевшим длительных переговоров. Такому способу мошенничества особо могут быть подвергнуты пожилые люди [4].
3. Перевод денежных средств по ошибке.
Еще одной простой схемой «мобильного» мошенничества является - «перевод денежных средств по ошибке». На абонентский номер гражданина поступает
БМБ-сообщение, согласно которому на его счет зачислены денежные средства. Через некоторое время поступает новое БМБ-сообщение или телефонный звонок, в ходе которого мошенник сообщает, что перевел денежные средства по ошибке и просит вернуть их обратно.
4. Абонентский номер-грабитель.
В настоящее время существует множество различных сервисов с платным звонком (например, развлекательные телевизионные шоу-программы). Владельцы указанных абонентских номеров обязаны информировать граждан о плате, взимаемой за звонок. Регистрируя такой сервис, мошенники используютего в своих преступных целях. Не информируют население о взимаемой плате.
На абонентский номер гражданина поступает SMS-сообщение с просьбой перезвонить на указанный абонентский номер. Просьба может быть обоснована любой причиной: помощь близкому родственнику, проблемы с банковской картой и др. При осуществлении телефонного звонка, абонент длительное время ожидает ответа. На звонок никто не отвечает, а за ожидание списываются денежные средства.
5. Предложение о получении доступа к 8МЗ-сообщениям и звонкам другого абонента.
Несомненно, многие граждане хотели бы иметь возможность следить за свои родственники, близкими или знакомыми, преследуя при этом различные цели. Зная это, мошенники разработали очередной способ получения денежных средств от граждан преступным путем.
Так, абоненту поступаетБМБ-сообщение с предложением о возможном доступе к входящим и исходящим телефонным звонкам и содержанию БМБ-сообщений интересующего абонента. Для чего необходимо отправить БМБ-сообщение на определенный номер, с указанием номера телефона интересующегоа-бонента. В предложении указывается незначительная стоимость услуги (около 30 рублей). После того, как потерпевший отправляет БМБ-сообщение с указанием интересующего его абонентского номера, с его счета списывается сумма в несколько
раз больше той, что было заявлено в предложении (около 500 рублей), а обещанная информация так и не поступает [4].
6. Победа в розыгрыше.
На абонентский номер гражданина поступает телефонный звонок.В ходе разговора мошенник представляется ведущи-модной из радиостанций и поздравляет победой в лотерее, проводимой радиостанцией совместно с оператором сотовой связи. Объявляет о главном призе. Это может быть смартфон, ноутбук, бытовая техника и т.д. Поясняет, что в течение короткого времени необходимо дозвониться по указанному абонентскому номеру в призовой отдел радиостанции, для получения полной информации.
На звонок отвечает якобы сотрудник призового отдела радиостанции, просит представиться и назвать дату рождения, убеждает в честности акции, сообщая о том, что не требуется никаких взносов. Поясняет,что приз можно получить в определенное время (например, с 09-00 до 18-00), в определенном месте, при себе необходимо иметь паспорт, мобильный телефон и присвоенный персональный номер. После чего объясняет, что для получения приза победителю должен быть присвоен персональный номер, для чего необходимо активировать карту экспресс-оплаты на определенную сумму. Предлагает 1 час на подготовку карты. Далее указывает номер, на который необходимо перезвонить для активации карты и присвоения персонального номера, а также разъясняет, что правила игры таковы, что самостоятельно активировать экспресс-карту на свой абонентский номер невозможно. Кроме того, сообщает, что если абонент не сможет подготовить карту в течение 1 часа, ему все равно необходимо перезвонить для согласования дальнейших действий.
После получения потерпевшим карты экспресс-оплаты на указанную сумму, мошенник разъясняет порядок ее активации, а именно: позвонить в призовой отдел; стереть защитный слой на эксресс-карте; сообщить оператору коды карты. Оператор активирует экспресс-карту на номер абонента, а призовой отдел проконтролирует правильность действий, после
чего победителю будет присвоен персональный номер, с которым он должен приехать в указанное место для получения выигрыша. После активации экспресс-карты и получения ее кодовой информации, мошенник получает доступ к денежным средствам [4].
Еще одна распространенная схема мошенничества, связана с выигрышем автомобиля. На абонентский номер гражданина поступает SMS-сообщение с примерным текстом: «Поздравляем! Вы выиграли автомобиль «Lexus». Для получения информации позвоните по указанному телефону или зайдите на указанный сайт». Пройдя по указанной ссылке, абонент убеждается в реальности выигрыша, так как оказывается на сайте, который очень похож на сайт официального дилера. Вместе с тем, на данном сайте указывается абонентский номер данного гражданина как номер победителя. А чтобы получить машину, необходимо всего лишь перечислить определенную сумму в виде налога на определенный счет. Для создания правдивости, используются нормы налогового законодательства, касающиеся налога на выигрыш. Аналогичную информацию гражданин получает при осуществлении звонка на абонентский номер, который указывается в SMS-сообщении. После оплаты потерпевшим указанной денежной суммы, сайты-дублеры, как правило, исчезают, абонентские номера блокируются, гражданин понимает, что стал жертвой обмана [4].
7. Несуществующие объявление.
На сегодняшний день покупка и продажа товаров, бывших в употреблении, получила широкое распространение благодаря таким площадкам как «Авито», «Юла» и др., которые мошенники также стали использовать в своих преступных целях. Большое количество мошенничеств связны с продажей подержанных автомобилей.
Так, гражданин, располагая определенной денежной суммой, принимает решение о покупке подержанного автомобиля, для чего обращается к указанным выше сайтам, где находит объявление о продаже хорошего автомобиля по низкой стоимости. В объявлении, как привило, указыва-
ется фраза: «Срочная продажа!» В надежде на выгодную сделку, абонент звонит якобы продавцу. Последний, в ходе телефонного разговора, сообщает свою печальную историю, например, о том, что ему срочно необходимы денежные средства на лечение его близкого родственника, в связи с чем, он готов расстаться со своим автомобилем, а цена такая низкая, так как деньги нужны срочно. После чего, сообщает, что в ближайшее время автомобиль осмотреть невозможно (машина в гараже, а ключи у родственника; автомобиль находится в другом населенном пункте; позднее время суток и т.д.), однако, денежные средства нужны прямо сейчас. Поэтому мошенник предлагает потерпевшему перевести (передать) определенную денежную сумму в качестве залога, в противном случае он продаст машину другим лицам. При этом мошенник, чтобы заинтересовать жертву утверждает, что автомобиль в хорошем состоянии, за такие деньги такой автомобиль купить более не представится возможным. В случае передачи денежных средств, объявление о продаже удаляется, а мошенник более не выходит на связь.
8. Подтверждение персональных данных.
В связи с изменениями ФЗ «О связи» [5], вступившими в силу 01 июня 2018 года, появился еще один способ «мобильного» мошенничества. Законодатель обязал операторов связи проверить достоверность сведений, которые были предоставлены их абонентами. К ним относятся: дата рождения, фамилия, имя, отчество, данные пас-
порта. Если данные абонента не будут совпадать с теми, которые уже внесены в государственную информационную базу, оператор приостановит оказание услуг. Если запрос поступит от правоохранительных органов и в течение 15 дней абонент не подтвердит свои данные, оператор заблокирует сим-карту.
Так, гражданину на абонентский номер поступает SMS-сообщение, якобы от оператора связи, с требованием подтверждения паспортных данных, посредством отправления скан-копии документа на определенный адрес. В сообщении так же указывается, что если скан не поступит в течение ближайших 15 дней, номер будет заблокирован.
Большинство потерпевших, получивших указанное сообщение, обращаются к сети Интернет, где видят соответствующие изменения в законодательстве и отправляют копии паспортов по адресу, указанному в БМБ-сообщении. Далее при помощи копии паспорта мошенники могут оформить на имя потерпевшего заем в микрофинансовой организации, заключить различного рода сделку и т.д.
В статье приведены далеко не все способы совершения «мобильных» мошенничеств, так как с каждым днем происходят различного рода изменения, в связи с чем, преступники создают новые схемы для обмана граждан.
К сожалению, поскольку большинство пострадавших не обращаются в полицию, в связи с незначительностью ущерба, мошенники остаются безнаказанными и продолжают обманывать граждан.
Библиографический список
1. МВД РФ ФКУ «Главный информационно-аналитический центр». Состояние преступности в России за январь-декабрь 2019.
2. Приговор Промышленного районного суда г. Самары от 15.08.2017 г. // Архив Промышленного районного суда г. Самары.
3. Материалы уголовного дела по обвинению Г. 2019 г. // Управление МВД России по г. Самаре 2019 г.
4. Лабутин А.А. «Мобильные» мошенничества: основные способы совершения // Вестник Казанского юридического института МВД России. - 2013. - №2 (12). - С. 50-55.
5. Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ «О связи» // «Российская газета» от 10 июля 2003 г. N 135.
«MOBILE» SCAMS: THE MAIN WAYS TO COMMIT THEM L.N. Bikineeva, Student
Supervisor: R.R. Khasnutdinov, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor Samara State University of Economics (Russia, Samara)
Abstract. With the advent of mobile communications, society has come across such types of crimes as "mobile" fraud, which are currently being committed against almost every citizen. Every day, criminals create new schemes for obtaining money from citizens fraudulently. In this connection, the article discusses the main methods of committing fraud using mobile communications, discloses a detailed crime algorithm. The analysis of new schemes of "mobile " fraud. Keywords: fraud, mobile communications, SMS, phone call, cash.