Научная статья на тему 'Мошенничество с использованием подвижной (мобильной) связи'

Мошенничество с использованием подвижной (мобильной) связи Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
793
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МОБИЛЬНАЯ СВЯЗЬ / МОШЕННИЧЕСТВО / MOBILE COMMUNICATION / FRAUD

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Долгов Дмитрий Владимирович

в статье идет речь об использовании мобильной связи в совершении мошеннических и пиратских действий, о специфике данных преступлений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FRAUDIN USINGMOBILE COMMUNICATION

This article dealswith the use of mobile communication in committing fraud and piracywith the specifics of these crimes.

Текст научной работы на тему «Мошенничество с использованием подвижной (мобильной) связи»

Проблемы уголовного права

УДК 343.3 ББК 67.408.121.2 Д64

Аннотация: в статье идет речь об использовании мобильной связи в совершении мошеннических и пиратских действий, о специфике данных преступлений

Ключевые слова: мобильная связь, мошенничество.

ДМИТРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ ДОЛГОВ*

МОШЕННИЧЕСТВО С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПОДВИЖНОЙ (МОБИЛЬНОЙ) СВЯЗИ

* Соискатель кафедры уголовногоправа (Академия ФСИН России).

E-mail: editor62@vandex.ru.

D.V. DOLGOV

FRAUD IN USING MOBILE COMMUNICATION

Annotation : This article deals with the use of mobile communication in committing fraud and piracy with the specifics of these crimes.

Key words: mobile communication, fraud.

Информация и современные информационно-телекоммуникационные технологии - это важные факторы функционирования общества ХХ1 века. Беспроводные системы связи, возникшие в результате интенсивного развития телекоммуникацийи компьютерныхтехнологий, распространены по всему миру. Сотовой связью пользуются 3,3 млрд абонентов, а население Земли, по последним подсчетам, составляет около 6,6 млрд человек1. Достижения в области наукоемких технологий весьма активно используют и преступники. По данным МВД России, в настоящее время каждое пятое преступление так или иначе связано с мобильными телефонами2.

Первая система радиотелефонной связи начала функционировать в 1946 г. в г. Сент-Луисе (США). В середине 40-х годов ХХ в. исследовательский центр Bell Laboratories американской компании AT&T предложил разбить всю обслуживаемую территорию на небольшие участки, которые стали называться сотами и обслуживаться передатчиком с ограниченным радиусом действия и фиксированной частотой. Это позволяло без взаимных помех использовать ту же самую частоту повторно в другой соте.

До начала 60-х годов многие компании отказывались проводить исследования в области создания сотовой связи, поскольку приходили к выводу о том, что в принципе невозможно создать компактный сотовый телефонный аппарат. Опровергнуть такие выводы и совершить революцию в области коммуникаций удалось только американскому инженеру М. Куперу, который, работая в компании Motorola, в 1973 г. провел первые испытания сотового телефона, названного Dyna-Tac. Это была трубка весом около 1,15 кг и размерами 22,5х12,5х3,75 см. На передней панели находи-

лось 12 клавиш, из них 10 цифровых и две для отправки вызова и прекращения разговора. Аккумулятор позволял общаться по Dyna-Tac целых 35 минут, но заряжать его приходилось более 10 часов. На вершине 50-этажного Alliance Capital Building в Нью-Йорке была смонтирована первая базовая станция для обслуживания не более 30 абонентов.

Разработка и внедрение систем сотовой связи одновременно велись в США и Скандинавии, где была создана система NMT (Nordic mobile telephone -буквально «мобильный телефон северных стран»), общая для нескольких стран - Норвегии, Дании, Швеции, Финляндии и Исландии.

В октябре 1981 г. сеть NMT-450 (диапазон 450 МГц) была запущена в Швеции и Саудовской Аравии, в ноябре 1981 г. - в Норвегии, в январе-июне 1982 г. - в Дании, Финляндии и Испании. С декабря 1986 г. начали функционировать сети NMT-9003.

Рассматриваемая связь называется сотовой потому, что площадь ее обслуживания (город, район, область, государство, континент) представляет собой различное сочетание базовых станций, каждая из которых обслуживает территориальный сегмент под углом около 120о, что в совокупности напоминает строение пчелиных шестиугольных сот. В соответствии с законодательством Российской Федерации это подвижная связь4 , но вместе с тем активно используются названия «мобильная», «сотовая». Для удобства будем пользоваться данными терминами, подразумевая при этом подвижную беспроводную связь.

Первые коммерческие сотовые телефоны появились на рынке только в 80-е годы. Их успех был ошеломляющим. Несмотря на ограниченные возможности в виде недостаточного количества частот, мощностей АТС и сотовых передатчиков, уже в 1983 г. в мире насчитывался 1 млн абонентов, в 1990 г. - 11 млн5.

В настоящее время только в России около 220 млн абонентов сотовой связи, что составляет 150 пользователей сотовой связи на 100 человек, проживающих в стране, включая младенцев и стариков. Высокий уровень распространения мобильной связи позволяет массово и во многих случаях безнаказанно совершать мошеннические и пиратские действия, причиняя ущерб населению страны.

Мобильное мошенничество - проблема не столько российская, сколько общемировая. По некоторым данным, ежегодные убытки от мобильных преступлений в мировой сотовой

индустрии составляют около $25 млрд, или 3-5 % от общей суммы доходов Отечественные компании предпочитают не афишировать свои потери, но, по сведениям Всемирного форума операторов GSM по борьбе с мошенничеством, работающие в постсоветском пространстве операторы попадают в категорию тех, чей ущерб от мошенничества составляет около 10 %6.

Операторы не единственные жертвы мобильных преступлений, но потери абонентов сотовых сетей никто и не берется подсчитать. По данным МВД России, до 5 % абонентов готовы откликнуться на самые наивные предложения злоумышленников, что с учетом уровня проникновения сотовой связи в России (более 100 %) составляет несколько миллионов человек. Чтобы не попасть в их число, нужно знать, чего ожидать от злоумышленников.

Телефонное мошенничество рассчитано не только на суперприбыли, многих аферистов устроит и небольшая выручка. Специфика данных преступлений состоит в том, что они, оставаясь в рамках законодательных конструкций, проявляются в реальной жизни во все новых формах, разыгрываются по все вновь появляющимся сценариям7 .

Выделяют два канала воздействия, через которые осуществляется обман абонента: голосовая связь и интерактивное воздействие с помощью коротких текстовых сообщений (английский термин Short Message Service - SMS, состоящих из букв или символов, набранных в определенной последовательности и предназначенных для передачи по сети подвижной свя-зи)8. Схема обмана в обоих случаях идентична, хотя может состоять из разного количества пунктов, но всегда последней будет процедура, представляющая собой ожидаемый результат всей операции - перечисление абонентом денег на счет указанного номера9. Проанализируем вариации мошеннических действий.

1. SMS-просьба имеет некоторые разновидности:

1) просьба пополнить счет. Абонент получает сообщение с текстом «У меня проблемы, позвони по ... номеру, если номер не отвечает, положи на него ... рублей и перезвони» или «Я в больнице, положи ... рублей на этот номер».

Более изощренный вариант мошенничества отмечен в Петрозаводске. Преступник находил номера сотовых телефонов автомобилистов, листая газеты с объявлениями о продаже машин. Звонил, обращался по-товарищески к жер-

Проблемы уголовного права

Проблемы уголовного права

тве и говорил, что он купил у данного автовладельца машину, но она сломалась, а он не может даже вызвать эвакуатор, так как баланс на его телефоне подходит к нулю. Он просил помочь и положить ему немного денег, обещая все вернуть сразу, как только выкрутится из сложившейся ситуации. Водители, не задумываясь, отправляли на высветившийся номер 200-300 рублей. Кроме того, после звонка мошенник начинал терроризировать жертву SMS-сообщениями с напоминанием о необходимостипопол-нить баланс. Кстати, деньги на это преступник не тратил, отправляя их с бесплатного интер-нет-сервиса10;

2) просьба вернуть деньги состоит в следующем: от незнакомого человека поступает сообщение и (или) звонок с просьбой вернуть ему деньги, якобы случайно переведенные на счет данного абонента с помощью услуги «Мобильный перевод». Например, мошенник отправляет SMS: «На ваш счет поступил платеж . рублей», затем звонит и сообщает, что случайно ошибся номером и перевел деньги не туда, предлагая возместить ему эту сумму.

2. Случай с родственником, или «питерская схема». Мошенничество данного вида получило свое название потому, что впервые было зафиксировано в Санкт-Петербурге в 2007 г., но впоследствии подобный способ совершения преступления применялся во многих городах России. Сущность его такова: преступники сообщают абоненту по телефону, что его родственник или друг попал в аварию («сбил человека») либо, как вариант, находится в отделении милиции («задержан за хранение наркотиков»). Пользуясь смятением, злоумышленники просят либо продиктовать им номер карты пополнения счета, чтобы родственник (друг) мог выйти на связь с абонентом, либо перевести определенную сумму на абонентские счета мобильных телефонов, либо отдать им определенную сумму денег за его вызволение. 26 июля 2010 г. Пролетарским районным судом г. Тулы были осуждены М. Г. Шапочкин и Д. Н. Рудыка за совершение мошенничества с причинением значительного ущерба гражданину организованной группой. Эти преступники совершали мошенничества с использованием сотового телефона, осуществляя звонки на телефонные стационарные номера из случайно набранных цифр. Ответивших на звонки граждан вводили в заблуждение относительно того, что их близкий родственник совершил наезд на пешехода со смертельным исходом, после чего им предлагалось передать денежные средства под обман-

ным предлогом освобождения родственника от уголовной ответственности. М. Г. Шапочкин -создатель и руководительорганизованной группы, находясь на территории исправительного учреждения ФБУ ИК-5 УФСИН России по Тульской области, подыскивал лиц, в отношении которых планировалось совершить преступное посягательство, звонил им со своего сотового телефона. Введя граждан в заблуждение, он требовал передать ему денежные средства, обсуждал сумму, время и место встречи, выяснял фамилию, имя, отчество и адрес ответившего, а также внешние данные. Полученную информацию М.Г. Шапочкин передавал Д. Н. Рудыке, который, под видом сотрудника ДПС встречался с лицами, ответившими на телефонные звонки, и забирал у них деньги. В результате мошеннических действий пострадали 14 граждан11 .

3. Розыгрыш призов. На мобильный телефон поступает SMS-сообщение либо звонок, и злоумышленники представляются ведущими популярных радиостанций, телевизионных программ, сотрудниками кампаний, предоставляющих услуги сотовой связи, крупных торговых сетей и сообщают, что абонент выиграл ценный приз, например мобильный телефон, ноутбук, домашний кинотеатр, автомобиль. Для его получения необходимозаплатить налог, а именно, как практиковалось 2-3 года назад, приобрести несколько карт экспресс-оплаты и сообщить неактивированные коды платежа. В настоящее время чаще всего мошенники просят перечислить денежную сумму на определенные абонентские номера мобильных аппаратов либо отправить деньги блиц-переводом. После перевода средств телефонный аппарат, с которого поступал звонок потерпевшему, блокирует-ся12. Так, М. получила SMS с сообщением о том, что она выиграла мобильный телефон в одной из викторин радиостанции «Европа Плюс», розыгрыш приза в которой проводился по номерам мобильных телефонов. В SMS указывался номер мобильного телефона, по которому можно было получить дополнительную информацию. Однако, как выяснилось, для получения приза следовало приобрести карту оплаты на определенную сумму и сообщить номер карты, перезвонив на телефон радиостанции. М., выполнив указанные действия, получила информацию об адресе, по которому необходимо прибыть для получения приза, однако вскоре ей стало известно, что такого адреса не существует, а баланс ее мобильного телефона оказался отрицательным. Таким образом,

приобретенная М. карта оплаты была активирована на номер мошенников.

4. Имитация работы сервисного центра оператора - вариант мошенничества, близкий к предыдущему. На телефон жертвы преступления поступает звонок от лжесотрудникатех-нической службы оператора сотовой связи с требованием ввести коды карт экспресс-оплаты под диктовку, в результате чего происходит хищение. Причиной такого требования может быть утверждение преступника о том, что абонент сменил тарифный план без уведомления или другим способом нарушил договор с оператором (например, пользовался услугами роуминга без предупреждения), вследствие чего на него наложен штраф, который следует оплатить, продиктовав или отправив номера карт оплаты на некий номер (то есть мошенникам) либо перечислив деньги блиц-переводом

Услуги подвижной связи оказываются на основании договора на предоставление услуг мобильной связи, процедура заключения которого практически не отличается от любого публичного договора (ст. 426 ГК РФ). Взаимные обязательства абонента и компании-оператора фиксируются в типовом договоре, который от имени оператора подписывает торговый представитель. По действующим правилам при приобретении 81М-карты гражданин должен предъявить документ, удостоверяющий его личность, а если договор заключается от имени юридического лица, то и документы, подтверждающие право на заключение договора от его имени (доверенность и др.).

В Екатеринбурге мошенники пытались заработать на «прямой линии» с Президентом РФ. За день до ее проведения они сообщили жертве по сотовому телефону, что ее номер выбран компьютером и будет соединен с президентским, но для улучшения качества связи необходимо немедленно пополнить на тысячу рублей счет телефона, с которого поступил звонок. Но попытки «избранного» перезвонить по высветившемуся телефону успехом не увенчались12.

5. Активация карт экспресс-оплаты в общественном месте. Стать жертвой мошенничества можно при зачитывании вслух кода платежа по телефону своему близкому человеку в общественном месте. Обычно мошенники успевают первыми набрать этот код. Обращение к постороннему человеку с просьбой

о помощи в активации платежа на свой номер (в транспорте или на улице) или передача карты оплаты для своих близких через посторонних или малознакомых людей также могут

закончиться хищением средств абонента. Нередко оказывается, что в процессе такой передачи карточку активировали или заменили на уже активированную.

6. Помощь в смене тарифного плана. При контрактном подключении абонент часто берет на себя некоторые обязательства, например не отключаться от тарифа в течение определенного времени, оплачивая минимальный объем услуг. Нарушение договора может обернуться впоследствии проблемами при контактах с оператором. Чтобы избежать этих сложностей, свою «помощь» предлагают частные агенты. За умеренную сумму они подключат абонента к желаемому тарифу без оформления документові Жертва платит деньги и получает активированную 81М-карту с оговоренной суммой, но продавец формально все еще ее владелец. Пользуясь этим, мошенник подает в центр обслуживания абонентов заявление о краже 81М-карты. Карту блокируют и выдают обманщику дубликат с той же суммой на счету, что была и на «украденной». Покупатель остается ни с чем.

Еще пример. Абоненту поступает 8М8-со-общение или письмо по электронной почте, автор которого утверждает, что он работает в крупной компании, где отвечает за подключение сотрудников к корпоративному тарифному плану, поэтому в его силах подключить на выгодных условиях всех желающих. Условием является оплата в размере 1200-1500 руб. через систему WebMoney, после чего он может отправить на почтовый адрес 81М-карту с «пожизненной безлимитной местной связью, активированным международным роумингом (полностью безлимитным) и постоянно поддерживаемым балансом на счете в размере 300-500 долларов», который можно обналичить, если эта 81М-карта станет вдруг не нужна. В качестве оператора связи клиент может выбрать любого оператора «Большой тройки», поскольку он будет подключен к «крупной транснациональ -ной оффшорной корпорации». Сделку заключают на частной встрече с агентом, передавая деньги и карточку из рук в руки. 81М-карта действительно уже активирована, и на счету находится оговоренная сумма. После этого продавец, получив деньги, сразу идет в центр обслуживания абонентов в офисе оператора и, поскольку он является формальным владельцем номера, получает бесплатный дубликат 81М-карты, которую он якобы потерял13.

В заключение необходимо отметить, что в каждом из перечисленных случаев состав мо-

Проблемы уголовного права

Проблемы уголовного права

шенничества (ст. 159 УК РФ) будет иметь место, если сумма причиненного ущерба гражданину составит свыше 1000 руб., иначе данное деяние следует квалифицировать по ст. 7.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Мелкое хищение». Это обстоятельство позволяет уйти от уголовной ответственности большинству мошенников, которые причиняют незначитель-

ный ущерб многим абонентам одновременно. Данную проблему можно разрешить только в результате изменения уголовного законодательства и введения отдельного состава, предусматривающего мошенничество с использованием мобильной связи без установления нижнего предела ущерба. Такие изменения будут иметь и превентивное, и охранительное значение.

1 См.: Козинкин В.А. Использование в расследовании преступлений информации, обнаруживаемой в средствах сотовых систем подвижной связи: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. С. 14.

2 См.: http://www.mvd.ru

3 См.: АндриановВ.И., СоколовА.В. Мобильные телефоны. СПб., 2003. С. 43-44.

4 Об утвержденииПравил оказания услуг подвижнойсвязи: Постановление Правительства Рос. Федерации от 25 мая 2005 г. N° 328 // Собр. законодательстваРос. Федерации. 2005. N° 22. Ст. 2133.

5 См. : http://www.smtelserv.ru/info/poiav mobil.php

6 См.: http://www.procontent.ru.

7 См.: Алиева Д.Н. Мошенничество: уголовно-правовой и криминологическийанализ: дис. ... канд. юрид. наук. Махачкала, 2005. С. 106.

8 См.: ИнджиевА.А. Энциклопедия мобильной связи. М., 2008. С. 310-313.

9 См.: Сенокосников С. Скажем нет мобильному мошенничеству. URL: http://www.sota!.ru/articles/ articles_332.php3.

10 См.: Уголовноедело № 53078-2010 г. Архив Пролетарскогорайонного суда г. Тулы

11 См.: ГорновН. Семь самых популярныхв Омске схем обмана с использованием мобильной связи. URL: http://www. kvnews.ru.

12 См.: Сенокосников С. Указ. соч.

13 См.: http://www.aferizm.ru/moshen/sotovie/m_sotovye_pozvoni.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.