Научная статья на тему 'МОБИЛЬНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ ДЛЯ ЧТЕНИЯ С КОММЕНТАРИЯМИ КАК ИНСТРУМЕНТ КОНТЕКСТУАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ'

МОБИЛЬНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ ДЛЯ ЧТЕНИЯ С КОММЕНТАРИЯМИ КАК ИНСТРУМЕНТ КОНТЕКСТУАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мобильное приложение / UX/UI дизайн / экранное чтение / комментированное чтение / методика преподавания литературы / mobile application / UX/UI design / screen reading / commented reading / methods of teaching literature

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Мазова Екатерина Валерьевна, Гончар Анна Александровна

В статье рассматривается разработка дизайна мобильного приложения для чтения с комментариями, решающего проблему снижения интереса детей и подростков к школьной литературе. Подробно раскрывается проблема объективной дистанции между современными читателями и тем языковым и социокультурным пространством, которое представлено в программных произведениях. Перечисляются различные методы чтения и последствия влияния массовой цифровизации общества на человеческое мышление. Анализируются видоизменившиеся читательские привычки подрастающего поколения путем проведения авторами опросов о способах знакомства с литературой и выборе визуального оформления приложений. Уточняются термины, связанные с методиками преподавания литературы, такие как «объяснительное чтение», «комментированное чтение», «чтение с комментарием». Приводятся аргументы в пользу подробного социокультурного комментария как лучшего средства для понимания школьниками произведений. В итоге сформулированы основные пункты дизайн решения мобильного приложения для чтения с комментарием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Мазова Екатерина Валерьевна, Гончар Анна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the design of a mobile application for reading with comments that solves the problem of reducing the interest of children and adolescents in school literature. The problem of the objective distance between modem readers and the linguistic and socio-cultural space, which is presented in program works, is revealed in detail. Various reading methods and the consequences of the influence of the mass digitalization of society on human thinking are listed. The changed reading habits of the younger generation are analyzed by conducting surveys by the authors about the ways of getting acquainted with literature and choosing the visual design of applications. The terms associated with the methods of teaching literature, such as "explanatory reading", "commented reading", "reading with commentary" are clarified. Arguments are given in favor of a detailed socio-cultural commentary as the best means for students to understand the works. As a result, the main points of the design solution for a mobile application for reading with a commentary are formulated.

Текст научной работы на тему «МОБИЛЬНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ ДЛЯ ЧТЕНИЯ С КОММЕНТАРИЯМИ КАК ИНСТРУМЕНТ КОНТЕКСТУАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»

УДК 74.01.09

МОБИЛЬНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ ДЛЯ ЧТЕНИЯ С КОММЕНТАРИЯМИ КАК ИНСТРУМЕНТ КОНТЕКСТУАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Мазова Екатерина Валерьевна,

кандидат искусствоведения, доцент Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь);

Гончар Анна Александровна, студентка

Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь)

Аннотация. В статье рассматривается разработка дизайна мобильного приложения для чтения с комментариями, решающего проблему снижения интереса детей и подростков к школьной литературе. Подробно раскрывается проблема объективной дистанции между современными читателями и тем языковым и социокультурным пространством, которое представлено в программных произведениях. Перечисляются различные методы чтения и последствия влияния массовой цифровизации общества на человеческое мышление. Анализируются видоизменившиеся читательские привычки подрастающего поколения путем проведения авторами опросов о способах знакомства с литературой и выборе визуального оформления приложений. Уточняются термины, связанные с методиками преподавания литературы, такие как «объяснительное чтение», «комментированное чтение», «чтение с комментарием». Приводятся аргументы в пользу подробного социокультурного комментария как лучшего средства для понимания школьниками произведений. В итоге сформулированы основные пункты дизайн решения мобильного приложения для чтения с комментарием.

Ключевые слова: мобильное приложение, UX/UI дизайн, экранное чтение, комментированное чтение, методика преподавания литературы.

Annotation. The article discusses the design of a mobile application for reading with comments that solves the problem of reducing the interest of children and adolescents in school literature. The problem of the objective distance between modern readers and the linguistic and socio-cultural space, which is presented in program works, is revealed in detail. Various reading methods and the consequences of the influence of the mass digitalization of society on human thinking are listed. The changed reading habits of the younger generation are analyzed by conducting surveys by the authors about the ways of getting acquainted with literature and choosing the visual design of applications. The terms associated with the methods of teaching literature, such as "explanatory reading", "commented reading", "reading with commentary" are clarified. Arguments are given in favor of a detailed socio-cultural commentary as the best means for students to understand the works. As a result, the main points of the design solution for a mobile application for reading with a commentary are formulated.

Key words: mobile application, UX/UI design, screen reading, commented reading, methods of teaching literature.

Постановка проблемы. Подходит к концу первая четверть XXI века, ознаменовавшая массовую цифровизацию. Именно сейчас актуализируются исследования последствий изменений, произошедших в обществе под влиянием этого процесса, в том числе, изменения человеческого мышления. Для подрастающего поколения, с рождения погруженного в экранную среду, одним из важнейших вопросов является изучение соответствия школьных методик обучения актуальной действительности. Таким образом, основной проблемой данной статьи является заметное снижение интереса детей и подростков к классической литературе, преподаваемой в

школе. Проблема заключается и в видоизменившихся читательских привычках подрастающего поколения, и в объективной дистанции между современными читателями и тем языковым и социокультурным пространством, которое представлено в программных произведениях. Решение этих двух составляющих проблемы предлагает проект мобильного приложения с рабочим названием «Между строк» для чтения с комментариями. Идея мобильного приложения для чтения программной литературы появилась как ответ на вызов современного времени. Необходима разработка платформы, позволяющей школьнику с удобством и мобильностью ознакомляться с программными текстами в полном объеме.

Изложение основного материала. Известно, что массовая цифровизация подвергла общество кардинальным изменениям. Это касается не только быта, социальных отношений или, например, коммуникативных моделей поведения, но и изменений на уровне человеческого мышления. Так претерпели изменения стратегии чтения, анализа и восприятия информации, появились такие термины, как «клиповое мышление», «1^-чтение», «сканирующее чтение», «экранное чтение», «сетевой серфинг», «гипертекст», «информационная перегрузка», «информационный шум», «информомания». Чтение в цифровую эпоху видоизменилось, а вслед за ним видоизменилось человеческое мышление. В нашей действительности эти события уже не вопрос, а констатация факта. Более того, изменениям оказались подвержены не только поколения, сформировавшие свою сознательность или родившиеся в эпоху повсеместной цифровизации, но и представители старших возрастных групп.

Так, например, неспособность сфокусироваться на одном деле надолго, постоянная необходимость в переключении внимания, отвлечение на внешние раздражители, неусидчивость, низкий процент запоминания информации, бессмысленное «сканирование» текста взглядом вместо чтения, участившиеся ошибки в структуризации, определении главного, анализе текстов свойственны даже образованным людям, занятым интеллектуальной деятельностью, но проводящим много времени в сети Интернет [4]. Всё это естественные последствия взаимодействия с огромным количеством текстовой информации, с которым ежедневно приходится сталкиваться современному человеку. Для полноценного функционирования наше мышление видоизменилось: научилось фильтровать так называемый информационный шум, выработало новый принцип чтения, при котором движение глаза по странице напоминает очертания латинской буквы «Б», а пользователь, как правило, прочитывает около 20% из всего размещённого на странице текста и избегает больших абзацев [2].

Позднее выяснилось, что разум активных пользователей электронных устройств часто и вовсе начинает стремиться к постоянному поглощению информации и даже впадает в информационную зависимость, которая разрушает целостную структуру человеческой психологии, вызывая тем самым «информоманию» [6]. Эти изменения необратимы и, более того, они уже произошли с внушительной частью населения, особенно большому влиянию подвержено молодое поколение. Из этого следует необходимость поисков новых подходов в образовательных системах, методов, которые будут комфортными и продуктивными в изменившихся условиях. В современном мире дети не должны подстраиваться под неподходящие им методики преподавания, а, напротив, новые стратегии образовательного процесса требуют скорейшей разработки и реализации.

Одним из примеров удачного применения знаний о видоизменившемся мышлении младшего поколения можно назвать УМК издательства «Просвещение» «Сферы», выпущенные по различным предметам - биологии, истории, химии. Формат дизайна изданий таков: одна тема располагается на одном-двух разворотах, напоминая по своей структуре веб-страницу [4]. Каждый из этих учебников дополнен мультимедийным электронным приложением с разноформатными материалами и тестами на проверку знаний. Грамотно структурированная и ритмически согласованно поданная информация в этих учебниках ведет к комфортному и быстрому усвоению школьниками научных материалов, подключает их визуальную память, привлекает внимание и удерживает интерес. Следующим шагом по прогнозам некоторых исследователей станет массовое использование полностью интерактивных электронных учебников [2]. В любом случае, несмотря на уже реализованные и успешно зарекомендовавшие себя проекты новых

форматов учебников, такой предмет как литература требует особого подхода во многих аспектах.

Во-первых, следует учитывать то, что идти по дороге переформатирования всей методики преподавания литературы, отказа от последовательного чтения произведений и упрощение взаимодействия школьника и фабулы, бессмысленно. Такой подход уничтожит саму суть данного предмета. Во-вторых, альтернативные модели взаимодействия школьника и программы, учитывающие необходимость одновременного развития навыка медленного последовательного чтения и поиска способов концентрировать внимание на тексте продолжительное время, всё ещё не были предложены.

Сканирующий подход к чтению является особенно деструктивным в вопросах обучения литературе. Учеными было замечено, что читательская рефлексия, свойственная чтению-погружению, может препятствовать развитию психической депривации, чрезмерному информационному потреблению и его негативным последствиям [6]. К сожалению, на данный момент навык медленного чтения можно считать утраченным. Детей, с раннего детства погруженных в пространство гипертекста, необходимо буквально учить сосредоточенному чтению художественной литературы. Так, некоторые исследователи выяснили, что художественный текст, снабженный многочисленными гиперссылками и имеющий разноформатные мультимедийные ответвления, воспринимается гораздо хуже, чем текст, организованный линейно, потому что в таких случаях внимание читателей направляется на блуждание по гипертексту, а не на авторские образы и глубинное содержание произведения. Все вышесказанное приводит к необходимости обучения различным принципам чтения. Предмет «Литература» должен научить школьника читать объемные сюжетные тексты, последовательно мыслить, обнаруживать ментальные последовательности других людей, точно их формулировать. В целях усвоения навыка медленного, вдумчивого чтения в некоторых школах существует так называемый «час поддерживающего чтения», в рамках которого ученики читают книги на бумажных носителях, не отвлекаясь на внешние раздражители [4].

Внушительная часть исследований новых методик преподавания литературы направлена на привлечение школьников к самому процессу чтения, сфокусирована на поиске способов вызвать у детей интерес с помощью новых технологий, интерактивного вовлечения и развлекательно-познавательного подхода. Безусловно, все усилия по реализации данных мероприятий ложатся на плечи преподавателя, которому необходимо сформировать мотивацию школьников к чтению, популяризовать чтение в качестве хобби, научить отличать «хороший» опыт чтения от «плохого» [7]. Данная статья не будет касаться этой стороны преподавательских методик, поскольку их участники слишком часто оказываются далекими от первоначальных требований программы, состоящих не в привлечении к чтению как к процессу, а в обучении полноценной работе с текстом.

Исторически существовали школы и стратегии методик преподавания литературы, которые, в зависимости от требований времени, претерпевали значительные концептуальные и структурные изменения. Наиболее актуальным в современную эпоху является идея социокультурного комментария, сопровождающего авторский текст. Изначально комментированное чтение было сформулировано еще в XIX веке - тогда оно носило название «объяснительного чтения» и было направлено на выяснение значений слов и выражений, неизвестных учащимся [3]. Необходимость в таком комментарии объяснялась наличием объективного культурного, исторического и даже языкового расстояния, сложившегося между изучаемыми произведениями литературы и XIX веком. Чуть позже произошло некоторое «обновление» литературной программы и разрыв поколений тем самым нивелировался, а комментированное чтение потеряло острую актуальность. Однако сейчас проблема внушительного социокультурного расстояния между поколением представленных в программе авторов и современными школьниками вновь актуализировалась. Изменилось не только мышление, но и общество в целом. Даже язык наиболее близких к нам по времени советских писателей часто оказывается малопонятным без дополнительных пояснений и контекста эпохи, настроений общества, привычек и социальных норм, особенно для поколений, родившихся уже в XXI веке.

Рассмотрим негативные аспекты методики комментированного чтения. Противники «объяснительного чтения», такие как, например, отечественный методист Ц.П. Балталон, живший еще на рубеже XIX-XX века, говорили о том, что комментариям свойственно постоянно прерывать процесс чтения и лишать его первоначальной плавной последовательности, что приводит к разрушению цельного впечатления [3]. С другой стороны, с помощью учительских культурологических и исторических пояснений было легко формировать у школьников определенные мнения и взгляды относительно конкретных произведений, сюжетов и даже событий [7]. «Правильная» интерпретация текста, таким образом, усваивалась школьниками проще, однако это лишало их возможности свободного формирования впечатления от произведений.

Сложности в применении методики комментированного чтения связаны с тем, что комментарии в них определяет и формулирует учитель на уроке. У школьников в прошлом не было выбора, какие пояснения к каким фрагментам они бы хотели получать, в какой момент времени и в каком объеме. Очевидно, что сейчас учащиеся лишь в редких случаях предпочтут пользоваться отдельными изданиями с беспристрастными историко-культурными комментариями к изучаемым произведениям литературы, таким как комментарии Ю.М. Лотмана к «Евгению Онегину» A.C. Пушкина или комментарии A.A. Кунарева к «Горе от ума» A.C. Грибоедова. Изучение этих пояснительных текстов не входит в школьную программу, а, значит, не может считаться педагогическим требованием, однако может учитываться в разработке современных образовательных методик.

Нельзя отрицать, что в современном мире, даже при вышеперечисленных минусах, учащимся необходим минимальный комментарий для полноценного восприятия текстов программной литературы. В редких случаях в произведении нет ни одного архаизма, историзма или диалектной лексики, требующих пояснений, не говоря об авторской специфике построения повествования и норм говорения прошлых веков. Игнорирование названных факторов приводит к тому, что школьники допускают ошибки при интерпретации художественного текста, испытывают негативное отношение к процессу чтения, ограничиваются поверхностным пониманием и, в конечном итоге, редко практикуют чтение серьезной литературы [1]. Из этого следует, что для полноценного и комфортного чтения тексты программной литературы должны быть сопровождены словарными (толковыми и этимологическими), культурологическими, историческими и, в некоторых случаях, библиографическими пояснениями, которые можно объединить общим термином социокультурного комментария.

Идея мобильного приложения для чтения программной литературы появилась как ответ на вызов современного времени. Необходима разработка платформы, позволяющей школьнику с удобством и мобильностью ознакомляться с программными текстами в полном объеме. При этом она должна включать в себя возможность выстраивания персональной логики обращения только к требующимся пользователю пояснительным комментариям. В ситуации массового неконтролируемого получения информации и частой невозможности установления объема исторических, социальных и культурных знаний школьников в классе, приложение должно предлагать своим пользователям выбор, какую информацию отображать. В случае, когда субъектом чтения, определяющим, что читать, отслеживающим понимание текста и формулирующим запрос на «прояснение» является ученик, а не учитель, исследователь Е.С. Романичева предлагает отказаться от устаревшего термина «комментированное чтение» и использовать термин «чтение с комментарием». Используя данный прием школьник получает конкретный адресный комментарий по своему запросу и развивает свои навыки медленного вдумчивого чтения [3]. Термин «чтение с комментарием» будет использоваться здесь и далее относительно мобильного приложения с рабочим названием «Между строк», поскольку полностью отвечает вышеперечисленным формулировкам, определяющим концепцию платформы.

Почему именно формат мобильного приложения? По результатам проведенного в ходе данного исследования опроса в сети Интернет о способах знакомства с программной литературой современными школьниками (400 участников) лидирующую позицию - 53% (212 голосов) занимают бумажные носители. Опрашиваемые отметили, что бумажный носитель помогает им лучше сосредоточиться, избежать отвлечения внимания, оставить

пометки со своими наблюдениями и закладки. Второе место в опросе заняли мобильные устройства -19,75% (79 голосов), а планшет, ноутбук или компьютер выбрало только 5,25% опрошенных (21 голос). Оставшиеся голоса распределились между альтернативными методами знакомства с произведениями: чтением кратких содержаний - 13,75% (55 голосов), прослушиванием аудиокниг - 6,75% (27 голосов) и просмотром видео с пересказом сюжета 1,5% (6 голосов). Интересно, что альтернативные методы также преимущественно осуществлялись с помощью мобильных устройств.

Современному миру свойственно качественное ускорение всех процессов образа жизни. Вследствие этого с каждым годом растет использование мобильных устройств для самых разных задач: телефоны уже некоторое время выступают полноценными персональными компьютерами с широким набором функций, а для многих они становятся постоянными спутниками в любой рутине. Главный плюс чтения с телефона -его мобильность, которая включает в себя возможность ознакомиться с текстом вне зависимости от местонахождения и времени: во время поездки, в кафе, в магазинной очереди, на школьной перемене, в раздевалке после занятий спортом и т.д. В XXI веке обучение перестает быть статичными упражнениями за партой и рабочим столом и превращается во все более динамичный и даже непрерывный процесс.

Проект «Между строк» рассчитан, в первую очередь, на обучающихся средней и старшей школы. Его цель - стать удобным инструментом работы с изучаемым текстом (например, использоваться для устных ответов и написания сочинений с цитатами и опорой на текст), снять с преподавателя ответственность за составление социокультурного комментария, послужить платформой для продуктивной подготовки школьников к занятиям по литературе, повысить уровень общей эрудированности и расширить кругозор учащихся.

Для осуществления всех вышеперечисленных пунктов в приложении для каждого пользователя будет предусмотрен доступ к личному кабинету. В нем пользователю предоставляется коллекция электронных книг, которая формируется исходя из рабочей программы дисциплины в соответствии с выбранным годом обучения, доступная в двух режимах: просмотра и чтения с социокультурным комментарием. Наличие двух режимов позволяет читателю самому выбирать степень погружения в художественный текст, доступ к электронному словарю с пояснениями значений слов возможен из обоих режимов. Стоит отметить, что комментарии составлены так, что предполагается не только последовательное восприятие различных текстовых фрагментов информации, но также и сопровождение визуальным рядом - фотографиями, картинами, различной инфографикой. Это позволяет уравновесить необходимость изучения и поддерживания навыка медленного чтения, погрузить ученика в мир художественного произведения и при этом удовлетворить потребность перестроенного цифровизацией разума поглощать множество информации разного типа; дать ему возможность получить ритмический перерыв в монотонном чтении, не отправив его в бесконечное путешествие по просторам гипертекста.

Организация приложения представляется аналогичным образом к программе для ЭВМ № 2015610416 Ш.Р. Рамалдановой, которая является приложением с возможностью получения словарного пояснения значения неизвестного слова пользователем. Использование двух баз данных - локальной и удаленной, - позволит уменьшить объем приложения. Первая позволяет искать информацию внутри приложения без доступа к сети Интернет, а вторая будет обладать большим объемом хранимой в ней информации [5].

Важным аспектом визуального дизайна приложения «Между строк» является возможность существенного редактирования оформления. Исходя из данных проведенного опроса о читательских привычках, касающихся оформления мобильных приложений для чтения (225 участников), пользователи отдают предпочтение классическому режиму (черное на бежевом). За него проголосовало 45,33% опрошенных (102 голоса). На втором месте с 33,33% (75 голосов) находится ночной режим (белое на черном), третью строчку заняло дневное оформление (черное на белом) - 18,67% (42 голоса). В приложении «Между строк» будут предусмотрены все три режима на выбор -а также четвертый режим самостоятельной настройки, который может заинтересовать

пользователей подросткового возраста (в опросе альтернативные настройки получили 2,67% (6 голосов)).

Помимо выбора цветового режима приложение будет давать возможность настроить формат страницы (веб-скроллинг или перелистывание страниц), ориентацию экрана (вертикальное или горизонтальное положение) и характеристики основной гарнитуры, такие как размер шрифта, наличие/отсутствие засечек, жирность, выключку. Также приложение, объединяя в себе наиболее востребованные качества экранного и печатного носителя информации, будет позволять пользователю расставлять закладки, видимые на шкале количества страниц, сохранять цитаты и писать собственные заметки к материалам.

Выводы. В цифровую эпоху общественные и индивидуальные ментальные процессы претерпели значительные изменения. Образовательная система должна проанализировать эти изменения и ответить на вызовы времени новыми, более подходящими методиками и стратегиями преподавания, взаимодействия с учениками. Большинство современных учащихся совмещают бумажное и цифровое чтение, при все более заметном превалировании последнего, а это означает, что такая дисциплина как литература должна преобразоваться. При сохранении фундаментальных подходов к образованию, стоит искать новые пути реализации школьной программы, адекватные условиям и потребностям информационного общества. Комментированное чтение остается наиболее эффективным подходом к преподаванию литературы школьникам, однако последние исследования предлагают новые парадигмы, одинаково традиционные и инновационные. Современные компьютерные технологии позволяют совершить качественный прорыв в сфере образования, не утратив достижений прошлых веков, но усовершенствовать их, дополнить. Таким образом, проект мобильного приложения для чтения с комментариями «Между строк» рассматривается как новое слово в методике преподавания литературы, имеющее большой потенциал и актуальность.

Список литературы:

1. Богданова, Е.С. Социокультурный комментарий в системе обучения школьников пониманию художественного текста / Е.С. Богданова // ИТС. - 2015. - №4 (81). - URL: https://cyberleninka.ru/article/ri/sotsiokulturnyy-kommentariy-v-sisteme-obucheniya-shkolnikov-ponimaniyu-hudozhestvennogo-teksta (дата обращения: 14.05.2023)

2. Романичева, Е.С. Вызовы практики «экранного» чтения к современной методике: можно не отвечать? / Е.С. Романичева // Современная методика преподавания литературы: стратегии развития. XXIV Голубковские чтения: Материалы международной научно-практической конференции, Москва, 24-25 марта 2016 года. - Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство «Экон-Информ», 2017. - С. 44-51. -EDN RSAMBV.

3. Романичева, Е.С. От комментированного чтения к чтению с комментарием: новая парадигма развития методического приёма / Е.С. Романичева // Педагогический ИМИДЖ. - 2020. - Т. 14, № 4(49). - С. 585-596. - DOI 10.32343/2409-5052-2020-14-4-585596. - EDN DNKKYC.

4. Романичева, Е.С. Школьный предмет литература в условиях информационного общества / Е.С. Романичева // Университетский научный журнал. - 2012. - № 3. - С. 120125. - EDN PUMTAX.

5. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2015610416 Российская Федерация. Мобильное приложение для чтения книг с возможностью оперативного получения значения слов: № 2014617237: заявл. 22.07.2014: опубл. 12.01.2015 / Ш.Р. Рамалданова; заявитель Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ДАГЕСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ». - EDN QRUYSK.

6. Филаткина, Т.М. Процесс чтения в цифровую эпоху: психологический и нейрофизиологический аспект / Т.М. Филаткина // Материалы XXIII научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарёва: в 3 частях, Саранск, 21-28 мая 2019 года. Часть 3. - Саранск: Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва, 2019. -С. 104-108. - EDN BKLTPA.

7. Целикова, Е.И. Вопросы методики преподавания литературы и новая актуальность / Е.И. Целикова, Е.Р. Ядровская // МИРС. - 2021. - №4. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/voprosy-metodiki-prepodavaniya-literatury-i-novaya-aktualnost (дата обращения: 13.05.2023)

УДК 003.63

ИНФОГРАФИКА В МЕДИА: ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

Муха Анжела Викторовна,

старший преподаватель кафедры журналистики Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)» (г. Ростов-на-Дону);

Иванова Алина Евгеньевна, студент

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)» (г. Ростов-на-Дону)

Аннотация. Данная статья посвящена анализу инфографики в современном медиапространстве. Целью данной работы является выявление ключевых особенностей создания инфографики в медиа и определение тенденций ее развития в этой сфере. Были выявлены особенности создания и тенденции развития инфографики. В ходе исследования также был проведен опрос среди жителей Ростовской области. По результатам опроса удалось выяснить, что инфографика популярное направление среди читателей Интернет-медиа. Таким образом, был сделан вывод, что СМИ должно уделять больше внимание созданию качественной визуализации. В заключении делается вывод о том, что использование инфографики позволяет заинтересовать читателя и продлить его взаимодействие с контентом, благодаря разнообразным способам представления информации. Кроме того, исследования указывают на то, что инфографика может успешно иллюстрировать сложные данные и помочь поддержать аргументацию текстов большого объема.

Ключевые слова: инфографика, медиа, визуальная коммуникация, Интернет, медиапространство, таймлайн.

Annotation. This article is devoted to the analysis of infographies in the modern media space. The purpose of this work is to identify the key features of creating infographies in the media and identify trends in its development in this area. The features of the creation and trends in the development of infographies were identified. In the course of the study, a survey was also conducted among residents of the Rostov region. According to the results of the survey, it was found out that infographies are a popular trend among readers of Internet media. Thus, it was concluded that the media should pay more attention to creating high-quality visualization. In conclusion, it is concluded that infographies attract the reader's attention and allow him to prolong his interaction with the media, thanks to various forms of content consumption. It was also concluded that infographies serve as a spectacular illustration of complex data and argumentation and voluminous texts.

Key words: infographies, media, visual communication, Internet, media space, timeline.

Постановка проблемы. Текст долгое время считался основным источником информации, но в настоящее время становится все сложнее усваивать постоянно растущий объем данных. Это приводит к тому, что читатели все чаще просматривают материалы СМИ бегло и обращают больше внимания на визуальный аспект материалов, чем на текст. В современном медийном пространстве присутствует постоянная конкуренция за внимание потребителя, потому что выпускаемый контент постоянно растет. Текстовый журналистский материал лучше воспринимается аудиторией, если

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.