Научная статья на тему 'МОБИЛЬНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ “CASTLE QUIZ” КАК СОВРЕМЕННОЕ СРЕДСТВО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ'

МОБИЛЬНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ “CASTLE QUIZ” КАК СОВРЕМЕННОЕ СРЕДСТВО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
32
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОБИЛЬНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ / CASTLE QUIZ / ЛИТЕРАТУРА / КРЕАТИВНЫЙ ЧИТАТЕЛЬ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / БУДУЩИЕ УЧИТЕЛЯ / ПЕДВУЗ / ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гимранова Ю.А.

Введение. ФГОС диктует важнейшую задачу литературного образования - формирование самостоятельной, креативной личности компетентного читателя на уроках литературы, которая готова к творческой деятельности и обладает критическим мышлением, что предполагает, в свою очередь, применение современных методов и форм обучения. Мобильные приложения в школьном обращении являются оперативной помощью для педагога, поэтому умение искусно пользоваться таким видом обучения обязательно для изучения будущими филологами в педагогическом вузе. Материалы и методы. В статье использованы методики сравнительного и герменевтического анализов. Проверка готовности студентов выполнена на основе четвертого курса филологического факультета. Результаты. Исследование включает оценку основных проблем использования данного вида работы, рассмотрение основных мобильных приложений, рекомендованных к применению на конкретном этапе урока, а также сравнительный анализ видов современных мобильных приложений, которые возможны на уроках литературы на примере “Castle Quiz”. Разработаны предложения для проведения завершающего этапа изучения литературной темы с применением приложения “Castle Quiz”. Обсуждение. Исследование содержит системное рассмотрение специфики применения классических приемов работы на уроках литературы в сочетании с использованием мобильного приложенияCastle Quiz”. Предложены методические советы учителям-словесникам к проведению уроков изучения художественного текста в школе с обращением к мобильному приложению. Методические рекомендации к организации итогового урока литературы по теме с применением технологической новинки позволяют педагогам ссылаться к современному, в какой-то степени более результативному виду работы при подготовке занятиям. Заключение. Рекомендованные советы к разработке занятий по литературе в школе с применением мобильного приложения «Castle Quiz» дают возможность не только формировать полноценную, самостоятельную личность современного школьника с активной исследовательской позицией, но и развивать читателя-творца, способного к созданию собственного текста, что на сегодняшний день является важнейшей задачей литературного образования. Креативный читатель, готовый ответить своим текстом на проблемы, поднятые в классических произведениях, - вот уровень современного образования, к которому стремится нынешняя школа на уроках литературы. Основные положения: - представлены рекомендации к использованию мобильного приложенияCastle Quiz” на уроке изучения художественного произведения; - рекомендованы основные приемы обращения к мобильному приложению на уроках литературы; - выделены результаты сравнительного анализа главных методик работы с мобильным приложением, способных раскрыть творческую, активную деятельность учащихся на уроке в современной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOBILE APP “CASTLE QUIZ” AS A MODERN TOOL FOR FUTURE TEACHERS' LITERARY EDUCATION

Introduction. The Federal State Educational Standard dictates the most important task of literary education - the formation of an independent, creative personality of a competent reader in literature lessons, who is ready for creative activity and has critical thinking, which, in turn, involves the use of modern methods and forms of education. Mobile applications in school circulation are an operational help for the teacher. Therefore, the ability to skillfully use this type of education is mandatory for future philologists to study at a pedagogical university. Materials and methods . In the article, we resorted to the use of methods of comparative and hermeneutic analysis. A check of students' readiness was made on the basis of the fourth year of the Faculty of Philology. Results. The study includes an assessment of the main problems of using this type of work, a review of the main mobile applications recommended for use at a particular stage of the lesson, as well as a comparative analysis of the types of modern mobile applications whose use is possible in literature lessons on the example of “Castle Quiz”. Proposals have been developed for conducting the final stage of studying a literary topic using the Castle Quiz application. Discussion . The study contains a systematic consideration of the specifics of the application of classical methods of work in literature lessons in combination with the use of the Castle Quiz mobile application. Proposed methodological advice to language teachers for conducting lessons in the study of literary text at school with an appeal to a mobile application. Guidelines for the organization of the final lesson of literature on the topic using technological innovations allow teachers to refer to a modern, to some extent more effective type of work in preparing for classes. Conclusion. Recommended tips for developing literature classes at school using the Castle Quiz mobile application make it possible not only to form a full-fledged, independent personality of a modern student with an active research position, but also to develop a reader-creator capable of creating his own text, which today is the most important task of literary education. A creative reader, ready to respond with his text to the problems raised in classical works - this is the level of modern education that the current school strives for in literature lessons. Highlights: Recommendations for using the Castle Quiz mobile appli- cation in the lesson of studying a work of art are presented; Recommended basic techniques for accessing a mobile application during a literature lesson; The results of a comparative analysis of the main methods of working with a mobile application that can reveal the creative, active activity of students in a lesson in a modern school are highlighted.

Текст научной работы на тему «МОБИЛЬНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ “CASTLE QUIZ” КАК СОВРЕМЕННОЕ СРЕДСТВО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ»

Научная статья УДК 378.937 : 8 (07)

0

1

ББК 74.480.26 : 74.268.3 I

л

DOI 10.25588/CSPU.2022.170.4.003 1

Ю. А. Гимранова

л

ж 1

ORCID № 0000-0002-8764-5439 Н

а

s

Кандидат филологических наук, старший преподаватель

кафедры литературы и методики обучения литературе, Южно-Уральский ^

государственный гуманитарно-педагогический университет, ^

г. Челябинск, Российская Федерация. о

л

E-mail: gimranovajua@cspu.ru ^

л ж ж о л

л д

МОБИЛЬНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ "CASTLE QUIZ" КАК СОВРЕМЕННОЕ СРЕДСТВО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

о

у

Аннотация

Введение. ФГОС диктует важнейшую задачу литературного образования — формирование самостоятельной, креативной личности компетентного читателя на уроках литературы, которая готова к творческой деятельности и обладает критическим мыш- | лением, что предполагает, в свою очередь, применение современных методов и форм обучения. Мобильные приложения в школьном обращении являются оперативной помощью для педагога, поэтому умение искусно пользоваться таким видом обучения обя- ^ зательно для изучения будущими филологами в педагогическом вузе. в

(5 Й

I I

© Гимранова Ю. А., 2022

Материалы и методы. В статье использованы методики сравнительного и герменевтического анализов. Проверка готовности студентов выполнена на основе четвертого курса филологического факультета.

Результаты. Исследование включает оценку основных проблем использования данного вида работы, рассмотрение основных мобильных приложений, рекомендованных к применению на конкретном этапе урока, а также сравнительный анализ видов современных мобильных приложений, которые возможны на уроках литературы на примере "Castle Quiz". Разработаны предложения для проведения завершающего этапа изучения литературной темы с применением приложения "Castle Quiz".

Обсуждение. Исследование содержит системное рассмотрение специфики применения классических приемов работы на уроках литературы в сочетании с использованием мобильного приложения "Castle Quiz". Предложены методические советы учителям-словесникам к проведению уроков изучения художественного текста в школе с обращением к мобильному приложению. Методические рекомендации к организации итогового урока литературы по теме с применением технологической новинки позволяют педагогам ссылаться к современному, в какой-то степени более результативному виду работы при подготовке занятиям.

Заключение. Рекомендованные советы к разработке занятий по литературе в школе с применением мобильного приложе-

§ ния «Castle Quiz» дают возможность не только формировать полег

Ä

в ноценную, самостоятельную личность современного школьника 3 -

^ с активной исследовательской позицией, но и развивать читателя-

^

<s творца, способного к созданию собственного текста, что на сегод-

няшний день является важнейшей задачей литературного образо-

вания. Креативный читатель, готовый ответить своим текстом на ^

ж о

№ §

о

проблемы, поднятые в классических произведениях, — вот уровень современного образования, к которому стремится нынешняя школа на уроках литературы. |

ж

Ключевые слова: мобильное приложение; Castle Quiz; ли- I

0

тература; креативным читатель; самостоятельная деятельность; g

а.

будущие учителя; педвуз; литературное образование. t^

Основные положения:

- представлены рекомендации к использованию мобильного приложения "Castle Quiz" на уроке изучения художествен-

то

ного произведения; ж

1 с

I

g

с

- рекомендованы основные приемы обращения к мобильному приложению на уроках литературы;

ский процесс цифровизация, использование ИКТ приемов работы (использование мобильных приложений, дистанционное проведение занятий по литературе, обращение к диагностическим он-лайн-платформам в интернете), что диктует необходимость в высшем педагогическом образовании обучать будущих учителей

Нынешнее обучение в школе невозможно представить без компьютеров, мультимедийных презентаций, интерактивных досок,

Г *

с ж

к® з

выделены результаты сравнительного анализа главных о методик работы с мобильным приложением, способных раскрыть творческую, активную деятельность учащихся на уроке в совре- §

ж

меннои школе. §

ж

§

1 Введение (Introduction) ^

тз I

В настоящее время все активнее вводится в педагогиче-

о о о

ig

у

использованию данных технологии на занятиях. ч

ж

которые стали неоспоримым подспорьем в деятельности педагогов. Как подчеркивает в своей статье действующий педагог Т. Н. Ибрагимова, «обучение через применение информационно-коммуникационных технологий предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом этапе образования одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности» [1, 53].

Организация педагогического процесса с использованием компьютерных и мобильных технологий - «сложный процесс, требующий серьезного подхода и скоординированных действий администрации учебного заведения и педагогического состава» [2, 133]. А применение таких методов на уроках литературы, которые чаще всего строятся на традиционной схеме «прочитали -проанализировали» и далеки от каких-либо технологических новшеств, тем более затруднительно. Занятия, посвященные анализу и интерпретации классического художественного произведения, с обращением к бумажным носителям текста, трудно совместить с информационно-коммуникативными технологиями, но запросы времени рождают новейшие методики, современные приемы исследования материала. Все это делает просто невозможным современный урок литературы без применения компьютерных или мобильных технологий, ведь несомненным фактом является то, что «развитие ИКТ приводит к процессу всемирной экономической и культурной интеграции и унификации» [3, 257]. « Данная статья ставит своей целью анализ готовности сту-

о

§ дентов филологического факультета к обращению к мобильным и

^ компьютерным технологиям обучения на уроках литературы, а

^ также выработку предложений к организации завершающего

этапа изучения литературной темы с применением мобильного

О

приложения "Castle Quiz" в частности. ^

ж о №

ж g

о

2 Материалы и методы (Materials and methods)

В рамках изучения курса «Методика обучения и воспитания (по литературе)» на четвертом курсе филологического фа-

ж

культета ЮУрГГПУ апробированы уроки с обращением к мо- е бильному приложению "Castle Quiz", что стало толчком к

школьном обучении литературе.

Установка, данная преподавателем студентам на обязательное использование на уроке информационно-коммуникативных

по принципу соотношения этапа урока и конкретного мобильного или компьютерного приема в обучении. Следует отметить, что

Г *

О

о

к® 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

систематизации и выработке советов и рекомендаций по обраще- ^ нию к мобильному приложению на занятиях в школьном литературном образовании.

В рамках курса дисциплины студенты разрабатывают конго

спекты уроков по школьному изучению литературного произве- |

го

дения в среднем и старшем звеньях, после чего проводят в своей ГО

группе занятие. Данная методика позволяет не только апробиро- з

|

вать урок перед его проведением на предстоящей педагогической £ практике, но и обсудить с будущими учителями литературы в школе целесообразность использования того или иного приема, реализованного в теории на страницах конспекта.

Выведение плюсов и минусов конспекта, а также корректировка поставленных на занятии целей и задач позволяют во- § время проработать логические нестыковки, ошибки в подаче ма-

3

ж о

г о

о

териала, последовательности этапов проведения урока в а

о

Ö ж

f У

технологий, позволяет систематизировать проведенное занятие ч

ж

студенты чаще обращаются именно к мобильным приложениям в силу их доступности, быстроты и легкости в обращении.

Поставленная цель и задачи реализованы с помощью методик сопоставительного, сравнительного и герменевтического анализов, позволивших структурировать рекомендации по применению мобильного приложения «Castle Quiz», а также вывести сопоставление этапов урока и использование конкретноИ инфор-мационно-коммуникативнои технологии.

3 Результаты (Results)

Перед использованием современных методик обучения на уроках, проводимых в большей степени в традиционном классическом ключе, обязательно исследование готовности учащихся к применению этих новшеств как материальной, так и психологической. Взяв в качестве базового анкетирование, довольно часто проводимые в высших учебных заведениях России, мы составили анкету для 22 студентов 4-го курса филологического факультета и проанализировали итоги опроса. Ключевыми вопросами анкеты были следующие:

1. Как Вы относитесь к современному процессу информатизации жизни человека?

2. Считаете ли Вы необходимым использование ИКТ, мобильных технологий на уроках литературы?

3. Используете ли Вы ПК и возможности ИКТ, мобильных технологий при подготовке к урокам?

§ 4. Оцените свою подготовленность к применению инфор-

0

« мационно-коммуникативных технологий и мобильных приложе-

1

к, ний на современном занятии по литературе в школе?

<s В примечаниях к анкете большинство студентов выразили

беспокойство по поводу запрета использования мобильного теле-

фона во время уроков. Следует сделать оговорку, что мы рассмат- ^

§

о* ж о го

ж §

о

риваем применение мобильных приложений в специальных компьютерных классах, в которых у каждого ученика предусмотрен на рабочем месте планшет или ноутбук. Мы исследуем именно такую

ж

форму обращения к новейшим педагогическим технологиям. I

Л о

В целом, ответы студентов на анкетирование порадовали »

го1

готовностью работать с новыми технологиями (87 %), а также вы- ^ соким уровнем знакомства с различными мобильными приложениями (92 %). Показательно, что, проводя подобное исследование

2 года назад (4 курс филологического факультета, 53 студента,

ж

2020 год), мы столкнулись с проблемой не только страха перед |

го

использованием мобильных приложений на уроках литературы, ГО

го

но и неумением обращения с данными технологиями. Группа, з

о

прошедшая анкетирование в 2022 году, отличается широким зна- У нием ИКТ в учебной деятельности, а также умением применять эти технологии. Данный факт доказывает точку зрения исследователей В. Б. Лузгиной и Ж. А. Стаховской, которые отмечают сложность обучения в работе с мобильными приложениями только для «людей консервативных взглядов, которым в отличие § от современных студентов (они-то технически и психологически уже готовы) предстоит сложная перестройка сознания» [4, 471]. ^

Студентами также отмечены безусловные плюсы обращения к ИКТ: облегчают работу учителя, «повышают эффективность обучения, позволяют улучшить качество преподавания, ак-

Г *

го о

§

1

у

тивизировать познавательную деятельность; дают возможность ч

ж

формировать коммуникативную и информационную компетенции» учащихся [5, 74].

Пгодагогичгоскиго науки

53

Пагубное воздействие экрана на зрение учеников студентами в анкетировании оговорено различными методами снижения нагрузки за счет переключения внимания и смены деятельности, что согласуется с новейшими исследованиями по выходу из данных сложностей применения гаджетов на уроках [6, 47-48]. В дальнейшем при систематизации методических советов и рекомендаций, нами были приняты в качестве базовых предложения М. Е. Маньшина для применения мобильных приложений на уроках в школе.

Структурирование процесса обучения с помощью системного подхода к мобильным технологиям возможно на разных этапах урока: от мотивации к рефлексии учебной деятельности. Представим образовательные мобильные приложения, которые могут быть использованы педагогами при конструировании образовательного процесса на уроках литературы.

Рассмотрим варианты применения популярных в сети Интернет-приложений и представим в следующей таблице соотнесение этапа урока по ФГОС с применением мобильного приложения на уроке литературы. В таблице представлено максимальное количество методических ИКТ-приложений, которые позволят облегчить работу педагога, но, акцентируя внимание на этапе урока, мы предлагаем использовать 1-2 вида технических средств за один урок (Таблица 1).

а

«о

о ж

а ^

2>

Таблица 1 — Проектирование этапа урока литературы с помощью мобильных приложений Table 1 — Designing the stage of a literature lesson using mobile applications

Тип урока Этап урока Мобильное приложение

Урок формирования новых знании Мотивация к учебной деятельности QR-coder — сервис для генерирования QR-кодов

Актуализация знаний Kahoot — сервис для создания викторин

Определение индивидуального затруднения; фиксация области и основания данной сложности StudySmarter — образовательная платформа

Проектирование возможных вариантов выхода из затруднения

Первичное закрепление Watch2Gether — сервис для совместного просмотра видео

Проверочная работа с самостоятельным контролем LearningApps.org — сервис для создания интерактивных упражнений

Рефлексия учебной деятельности Mentimeler — сетевой сервис систем голосования

Урок контроля знаний и учебных действий Мотивация к учебной деятельности Page Marker — сервис для создания пометок

Организационный этап: постановка цели и задач урока

Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня их сформированности посредством установленных форм контроля LearningApps.org — сервис для создания интерактивных упражнений

Рефлексия учебной деятельности Google формы - сервис для создания опросов

Продолжение таблицы l Continuation of table l

Урок коррекции знаний и учебных действий Мотивация к учебной деятельности Merge Edu — приложение дополненной реальности

Организационный этап: постановка цели и задач урока Presefy — сервис для удаленного управления презентацией

Результаты контроля знаний, умений и навыков Zip Grade — приложение для контроля результатов прохождения проверки тестов

Фиксирование частотных ошибок и установление способов их устранения. Рефлексия учебной деятельности Educreations — виртуальная интерактивная доска Plickers - сервис для со- здания опросов

Урок систематизации, обобщения знаний и учебных действий Этап целеполагания Web Paint — сервис для выделения текста

Актуализация знаний SpiderScribe — сервис для создания ментальных

Подведение итогов результатов обучения карт

Использование знаний в неизвестной ситуации Study Smarter — обучающая площадка

Проверка получения новых знаний, умений и навыков, устранение ошибок Castle Quiz — сервис для проверки в тестовом режиме знаний учащихся по теме

Рефлексия учебной деятельности Plickers — сервис для создания опросов

Продолжение таблицы 1 Continuation of table 1

Урок комплексного применения освоенного учебного материала Этап проверки домашнего задания JotForm — сервис для создания опросов, тестов, викторин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Этап воспроизведения и коррекции опорных знаний обучающихся, актуализация учебного материала ZipGrade — сервис для проверки тестов

Этап целеполагания и мотивации обучающихся на учебную деятельность Wordclouds.com — сервис для создания облака слов

Креативное использование знаний, умений и навыков в проблемной ситуации Narakeet — сервис для создания видеопрезентаций с голосовым сопровождением

Рефлексия учебной деятельности Yandex Forms — сервис для создания опросов

Самыми популярными мобильными приложениями, помогающими в организации урока литературы, являются репродуктивные, которые содержат в себе художественные тексты, краткие содержания, пересказы от лица разных персонажей. Такие приложения позволяют учащимся быстрее ориентироваться в тексте, находить необходимые цитаты для анализа («Домашняя библиотека», «Краткие содержания», «Живой пересказ», «Школьная литература», «Книга вслух» и пр.). Приложения, содержащие вопросники, викторины, тестовые задания, помогают готовиться к контрольным и проверочным работам, а некоторые даже содержат подборки вопросов из ОГЭ и ЕГЭ («ЕГЭра: литература», «Литератор!», «ЕГЭ. Литература», "Castle Quiz" и пр.). Такой вид условно называют обучающим. Еще выделяют репрезентативные приложения, которые позволяют учащемуся встать на место программиста и создать свои задания, вопросники, тестирования по определенной теме ("Testity", "Test maker", «Мои тесты» и пр.).

В статье мы обратимся к анализу методического обучающего приложения "Castle Quiz", которое изначально создавалось как подспорье для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по различным школьным предметам: русский язык, история России, литература, музыка, математика, английский язык, физика, всеобщая история, биология, география, химия, информатика.

В каждом разделе приложения можно выбрать определенную тему и назначить игровую дуэль. Программа сама выбирает

§ онлайн-соперника и с помощью небольшой викторины устанав-

о

« ливает победителя, начисляя баллы за правильные ответы. Обра-

3

к, тим внимание на то, что можно выбрать какую-то конкретную

^

<s тему или же играть, включив вопросы по всем темам. При этом

количество тем ограничено, поэтому мы не сможем воспользоваться данным приложением на всех уроках литературы, если воз- £

иль

никнет такая необходимость. В интересующем нас разделе «Ли- о

е

тература» доступно тестирование по произведениям, изучающим- р

ил о

ся в старших классах, а именно: Ф. М. Достоевский «Преступле-

ен

ние и наказание», Л. Н. Толстой «Война и мир», М. А. Булгаков е «Мастер и Маргарита», А. С. Пушкин «Евгений Онегин», М. Ю. Лер- р монтов «Герой нашего времени», Н. В. Гоголь «Мертвые души», М. Горький «На дне», А. С. Грибоедов «Горе от ума», А. Платонов

«Котлован», А. П. Чехов «Вишнёвый сад», А. С. Пушкин «Капи- с

ов

танская дочка», И. А. Гончаров «Обломов», Н. В. Гоголь «Реви- ре зор», А. С. Островский «Гроза», М. А. Булгаков «Собачье сердце», | Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо», А. И. Солженицын «Матренин двор», Л. Н. Толстой «Анна Каренина», И. С. Тургенев «Отцы и дети», лирика И. А. Бродского.

Несомненным достоинством данного приложения заклю-

9

л н

н

о е с р е д с т

во о

су

л с

т

чается то, что после пройденного «сражения», каждый ученик мо- л

е

ни

жет посмотреть пояснение к правильному ответу и понять свои I

л

и

ошибки. Допущенные «промахи» не исчезают, они сохраняются в профиле, где можно нажать на кнопку «разобрать ошибку». Таким образом, программа надежно фиксирует в голове ранее неизвестный материал. Кроме того, в приложении есть дополнитель- р ные поощрения в виде достижений (яркие эмблемы), рейтинг игроков (уровень участника, а также количество набранных очков), количество побед и поражений, а также возможность клано- У вых битв (участники могут как создавать свои кланы, так и вступать в уже существующие). Все это активизирует интерес учащихся к предмету «Литература». §

у

Следует отметить, что нами проанализирована бесплатная версия приложения. Платная же предоставляет более широкий выбор тематики заданий, а также безлимитное прохождение уровней в день.

4 Обсуждение (Discussion)

Мы предлагаем методические рекомендации к организации работы с приложением «Castle Quiz» на занятиях по литературе, которые помогут в планировании деятельности учителя и учащихся. Данные рекомендации апробированы на практических занятиях со студентами 4 курса филологического факультета ЮУрГГПУ в рамках изучения предмета «Методика обучения и воспитания (по литературе)».

Эти советы отвечают основным целям обращения к мобильным приложениям на уроках в школе:

1. Повышение качества обучения.

2. Разнообразие методов и приемов подачи программного материала.

3. Эффективное использование времени урока.

4. Увеличение проблемно-поисковой деятельности учащихся.

Роль педагога на уроке с применением мобильных методических приложений меняется: он не только координирует деятельность учащихся, но и активизирует ее, консультирует учеников и направляет. Школьники же становятся активными,

§ самостоятельными исследователями художественного текста.

о

« Главной задачей педагога на таком уроке становится создание и

3

^ обеспечение условий для творческой инициативы учащихся.

<s Традиционно приемы работы на уроках литературы стро-

ятся по времени обращения к литературному произведению: перед прочтением, во время интерпретации текста и после чтения. s

§

Приложение "Castle Quiz" лучше всего использовать на этапе по- ж

Л

сле чтения как завершающем элементе работы с художественным р

О

произведением. Анализ и интерпретация художественного произ- 8

л

ведения после прочтения необходима для устранения непонима- Л ния исторических, культурологических и социальных проблем Q

s

e

классического текста для современного школьника, расширению ^

g

впечатления и оценки текста, подведению итогов восприятия ин- ^

а

дивидуально-авторской картины мира. Целесообразно на этом *

о

этапе перейти к представленным вопросам: Л

1. Ответьте на конкурсные вопросы раздела «Игра по текс- |

о

Л

ту». р

Л

д

с

2. Составьте вопросник для проведения викторины по фабуле определенного произведения.

3. Определите черты персонажей, которые войдут в их обя-

0 о

Л

Л

* S

зательную характеристику. g

Л

ж

4. Придумайте тест по биографии писателя. I

g

ж

5. Угадайте героя по цитате.

6. Создайте квест по мотивам произведения. Определите цель данной игры и те вопросы, которые нужно будет разгадать участникам. Обоснуйте свой выбор. р

Также учитель в рамках приложения "Castle Quiz" может провести соревнование между учащимися класса: групповое или индивидуальное. В итоге прохождения соревнования можно вы- У ставить оценку, исходя из количества очков, набранных учащимися (в приложении есть возможность просчитать максимальное и минимальное количество баллов и выставить оценки, заранее

У

просчитав, какое количество баллов какому результату соответствует). Также необходимо заранее озвучить пропорции «балл-оценка», чтобы учащиеся работали более сосредоточенно. Групповое соревнование логично проводить на заключительных уроках семестра или четверти, так как у детей в это время снижается мотивация к обучению ввиду уже сформированных средних баллов. Разделив учащихся на группы и включив использование мобильной игры "Castle Quiz" как первый из этапов соревнования между группами, учитель обеспечит сплоченность команд и увеличит внимание и концентрацию к последующим заданиям.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Функция создания «кланов» в приложении позволяет еще в начале семестра или четверти разделить класс на несколько «кланов» и организовать игру, итоги которой будут подводиться с выставлением итоговых оценок. В течение этого времени каждый участник «клана» должен играть в режиме соревнования и набирать бонусные баллы, педагог же будет вести контроль, вывешивать на доске сводную ведомость. Система наблюдения, которая доступна педагогу в приложении позволит вывести различные номинации в поощрительных оценках учащимся, например, «Самый активный игрок», «Игрок, совершивший меньше всего ошибок», «Игрок, набравший большее количество бонусов» и т. д. Таким образом возможно обеспечить вовлечение в игру даже слабоуспевающих учеников, которые ради выведения команды на призовое место, будут проходить игру и повышать уровень знания § по литературе.

во

ан Таким образом, в процессе обучения с помощью приложе-

мр

к, ния "Castle Quiz" повышается педагогическая мотивация. Но ф важно помнить, что за игрой стоит образовательный процесс, а

задача учителя состоит в том, чтобы позволить обучающемуся

определить свои силы и выполнять серьезную работу увлекатель- £

§

ным и продуктивным способом. На занятии по анализу и интер- ж

е

претации художественного литературного произведения важна р

о

организация деятельности с мобильным приложением, чтобы В

ен

школьники могли сами найти нужную информацию, толковать ие

сделанные ими открытия с классом и педагогом, а также форму- р

а

лировать выводы.

Использование мобильных приложений на уроках литера-

к

туры в сочетании с другими методами и приемами организации с

о

обучения позволяет усилить мотивацию к изучению предмета, ре

жительные эмоции и проявлять индивидуальность. Такое обучение является одной из любимых форм работы на занятиях, оно раскрывает творческие возможности обучающихся, вызывает чувства взаимного сопереживания, взаимопомощи в решении сложных задач.

5 Заключение (Conclusion)

Свободно ориентироваться в художественном тексте, I быстро отвечать на вопросы по содержанию, находить цитаты, знать описание персонажей, соотносить описываемое в книге с историческими реалиями — необходимые условия для развития

интерпретационной компетентности в рамках ФГОС. Они позво- ^

лят не только гармонизировать читательское восприятие, но и вникнуть в содержание художественного произведения.

Обращение педагогом к мобильному приложению "Castle У Quiz" позволяет разнообразить учебный процесс, сделать его увле-вательнее, активизировать внимание обучающихся. Несомненно, что в современном мире «рынок обучения с помощью портативных

У

устройств будет расти, что обусловлено потребностью людей в мобильности, быстрым развитием технологий передачи данных» [5, 379], поэтому будущие учителя-словесники должны быть обучены и готовы к использованию на уроках литературы мобильных приложений (например, "Castle Quiz"), что, в свою очередь, является одной из первостепенных задач высшей педагогической школы.

Библиографический список

1. Ибрагимова Т. Н. Использование информационно-компьютерных технологий при обучении в школе // Символ науки. 2020. № 7. С. 52-54.

2. Касаткина Н. Н. Исследование готовности студентов вуза к мобильному обучению // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 6. С. 133-138.

3. Поняева Т. А. Значение современных информационных компьютерных технологий в процессе преподавания в высшей школе // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-1. С. 256-258.

4. Лузгина В. Б., Стаховская Ж. А. Опыт использования мобильных технологий в образовательной среде вуза // Образовательные технологии и общество. 2016. Т. 19, № 3. С. 463-472.

5. Киличева Ф. Б. Информационные компьютерные технологии при обучении русскому языку // Academy. 2018. № 4 (31). C. 74-75.

6. Маньшин М. Е. Использование мобильных приложений (плейка-стов, буктрейлеров) на уроках литературы // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2019. № 3 (136). С. 46-49.

7. Кудрявцев А. В. Основные возможности использования мобильных устройств в системе высшего образования // Педагогическое образование в России. 2016. № 7. С. 66-70.

8. Хоменко О. В. Реализация мобильного обучения на примере Портала мобильного контента ОмГТУ // Образовательные технологии и обще-

Q ство. 2018. Т. 21, № 2. С. 374-380.

50 О а;

§, Yu. A. Gimranova

^ ORCID No. 0000-0002-8764-5439

О Сandidate of Philological Sciences,

Senior Lecturer at the Department of Literature and Methods of Teaching Literature, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.

E-mail: gimranovajua@cspu.ru

MOBILE APP "CASTLE QUIZ" AS A MODERN TOOL FOR FUTURE TEACHERS' LITERARY EDUCATION

Abstract

Introduction. The Federal State Educational Standard dictates the most important task of literary education — the formation of an independent, creative personality of a competent reader in literature lessons, who is ready for creative activity and has critical thinking, which, in turn, involves the use of modern p

S

s

o №

methods and forms of education. Mobile applications in school circulation are an operational help for the teacher. Therefore, the to ability to skillfully use this type of education is mandatory for future philologists to study at a pedagogical university.

C6

o

Materials and methods. In the article, we resorted to the e

C6 r n

use of methods of comparative and hermeneutic analysis. A o

o

check of students' readiness was made on the basis of the fourth °

r

year of the Faculty of Philology.

Results. The study includes an assessment of the main problems of using this type of work, a review of the main mobile e applications recommended for use at a particular stage of the lesson, as well as a comparative analysis of the types of modern mobile applications whose use is possible in literature lessons on the example of "Castle Quiz". Proposals have been developed

c

c a i

S' n

for conducting the final stage of studying a literary topic using the Castle Quiz application.

Discussion. The study contains a systematic consideration of the specifics of the application of classical methods of work in literature lessons in combination with the use of the Castle Quiz mobile application. Proposed methodological advice to language teachers for conducting lessons in the study of literary text at school with an appeal to a mobile application. Guidelines for the organization of the final lesson of literature on the topic using technological innovations allow teachers to refer to a modern, to some extent more effective type of work in preparing for classes.

Conclusion. Recommended tips for developing literature classes at school using the Castle Quiz mobile application make it possible not only to form a full-fledged, independent personality of a modern student with an active research position, but also to develop a reader-creator capable of creating his own text, which today is the most important task of literary education. A creative reader, ready to respond with his text to the problems raised in classical works — this is the level of modern education that the current school strives for in literature lessons.

Keywords: Mobile application; Ccastle quiz; Literature; Creative reader; Independent activity; Future teachers; Pedagogical university; Literary education. Highlights:

Recommendations for using the Castle Quiz mobile applies cation in the lesson of studying a work of art are presented; s Recommended basic techniques for accessing a mobile

application during a literature lesson;

The results of a comparative analysis of the main methods of working with a mobile application that can reveal the creative, active activity of students in a lesson in a modern school are highlighted.

References

1. Ibragimova T.N. (2020), Ispol'zovaniye informatsionno-komp'yuternykh tekhnologiypri obuchenii v shkole [Use of information and computer technologies in teaching at school], Simvol nauki, 7, 52-54. (In Russian).

2. Kasatkina N.N. (2017), Issledovaniye gotovnosti studentov vuza

k mobil'nomu obucheniyu [Research of the readiness of university students o for mobile learning], Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik, 6, 133-138. ^

P

(In Russian). ^

3. Ponyayeva T.A. (2019), Znacheniye sovremennykh infor- Q

matsionnykh komp'yuternykh tekhnologiy v protsesse prepodavaniya v ^ vysshey shkole [The value of modern information computer technologies in

o

the process of teaching in higher education], Problemy sovremennogo ped-agogicheskogo obrazovaniya, 63-1, 256-258. (In Russian).

4. Luzgina V.B. & Stakhovskaya ZH.A. (2016), Opyt ispol'zovaniya ^

mobil'nykh tekhnologiy v obrazovatel'noy srede vuza [Experience of using y

mobile technologies in the educational environment of the university], ^

Obrazovatel'nyye tekhnologii i obshchestvo, 3, 19, 463-472. (In Russian). ^

t

5. Kilicheva F.B. (2018), Informatsionnyye komp'yuternyye tekhno- ^

logii pri obuchenii russkomu yazyku [Information computer technologies e

c

in teaching the Russian language], Academy, 4 (31), 74-75. (In Russian). e

2

6. Man'shin M.Ye. (2019), Ispol'zovaniye mobil'nykh prilozheniy (pleykastov, buktreylerov) na urokakh literatury [Using mobile applica- r tions (playcasts, book trailers) in literature lessons], Izvestiya Volgograd-

»

y

d

skogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 3 (136), 46-49. c

(In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Kudryavtsev A.V. (2016), Osnovnyye vozmozhnosti ispol'zovaniya mobil'nykh ustroystv v sisteme vysshego obrazovaniya [The main possibilities of using mobile devices in the system of higher education], Pedagogicheskoye obrazovaniye v Rossii, 7, 66-70. (In Russian).

8. Khomenko O.V. (2018), Realizatsiya mobil'nogo obucheniya na primere Portala mobil'nogo kontenta OmGTU [Implementation of mobile learning on the example of the OmSTU Mobile Content Portal], Obra-zovatel'nyye tekhnologii i obshchestvo, 2, 21, 374-380. (In Russian).

Статья поступила в редакцию 06.08.2022; одобрена после рецензирования 10.08.2022; принята к публикации 22.08.2022.

The article was submitted 06.08.2022; approved after reviewing 10.08.2022; accepted for publication 22.08.2022.

О £

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.