Мобильное образование XXI век и качество подготовки студентов
Н.М. Федоренко,
к.т.н., доцент кафедры ИВТиАМ
Д.И Попов,
д.т.н., профессор, и.о. заведующего кафедрой ИВТиАМ
Д.Г. Демидов,
к.т.н., доцент кафедры ИВТиАМ
В процессе обучения в ВУЗе при изучении любого курса существуют две главные проблемы:
• как максимального эффективно донести до студентов знания;
• как сделать так, чтобы студенты еженедельно изучали материал курса, чтобы максимально его усвоить.
Попытку решить эти проблемы предприняли преподаватели кафедры информатики, вычислительной техники и автоматизации в медиаиндустрии с использованием проекта «Мобильное образование XXI век», в рамках которого курс «Информатика» изучается студентами с использованием планшетных компьютеров.
Исторически сложилось так, что студенты при подготовке к экзаменам пользовались своими конспектами, но в век информатизации традиционные формы приобретают иногда комичный вид, например, во время лекции один человек набирает конспект на ноутбуке, а остальные делают вид, что пишут конспекты.
При поступлении в ВУЗ уровень подготовки по информатике различный и способность к восприятию и усвоению новой информации у студентов естественно различны. Поэтому при традиционной форме чтения лекций кому-то из студентов становится не интересно, кто-то не успевает усвоить и/или законспектировать материал. Темп чтения
131
лекции, чтобы студенты успевали конспектировать, не позволяет изложить за отведенное время весь необходимый материал по изучаемой теме. Кто-то из студентов воспринимает информацию на слух, у кого-то развита только зрительная память. При указанных исходных данных, видеолекции, с возможностью просматривать их дома, дополненные текстом лекций и слайдами, позволяют оптимальным образом получать знания и легче усвоить новый материал.
К сожалению, подавляющее большинство студентов начинает активно изучать материал непосредственно перед экзаменом, что не позволяет им успешно усвоить материал. Поэтому в рамках проекта «Мобильное образование XXI век» был подготовлен банк тестовых заданий объемом более 600 вопросов (примерно по 40 тестов к каждой лекции). Еженедельно со всеми студентами проводится тестирование по материалам лекции, прочитанной на предыдущей неделе, что позволяет еженедельно контролировать и стимулировать изучение материала. В результате студентам неприятно видеть в журнале свои неудовлетворительные оценки, и они имеют возможность понять, какую часть материала плохо усвоили.
Первым этапом помощи студентам своевременно изучать новый материал в МГУП имени Ивана Федорова было введение двух аттестаций в течение семестра, что стимулировало их к своевременному изучению материала и имело положительный результат. Затем, была введена балльно-рейтинговая система «Матрица», которая, кроме оценок за контрольные, учитывала также активность студентов на практических, лабораторных занятиях и посещение лекций. Третий этап реализуется сейчас, когда в рамках проекта «Мобильное образование XXI век» уже имеющаяся балльно-рейтинговая система дополнена видеолекциями и всеми необходимыми материалами для изучения курса в электронном виде и еженедельным компьютерным тестированием студентов по материалу лекций, прочитанных на предыдущей неделе.
Подготовка указанного проекта (видеолекции, банк тестовых заданий, тексты лекций, слайды, тесты по каждой лекции) потребовало больших усилий коллектива преподавателей. Видеолекции читает заведующий кафедрой, который имеет многолетний опыт в преподавании этой дисциплины.Тесты по результатам этого года будут дорабатываться и модернизироваться. Задача кафедры состоит в том, чтобы между студентами и преподавателями был минимальный разрыв и максимально доброжелательная атмосфера, и чтобы мнения студентов учитывались при развитии проекта.
Хотелось бы подробнее остановиться на проведении промежуточных аттестаций с использованием балльно-рейтинговой системы (контрольных точек). В этом году, каждая контрольная точка проводилась по двум направлениям: компьютерный тест по материалу
132
прочитанных лекций и письменная контрольная работа по материалу этих же лекций. Конечно, это потребовало очень больших затрат времени преподавателя, так как после проведения контрольной работы лектору приходилось проверять работы студентов, изучающих курс, а это около ста человек. Но самое главное, чтобы затем преподаватель мог показать студенту, что неправильно в работе, где вопрос изложен не в полном объеме, в чем ошибка и т. д. К сожалению, возможности встречи со студентами и обсуждение с каждым студентом результатов его работы не предусмотрено. Поэтому пришлось ограничиться встречами и обсуждением их работ только со студентами, желающими просмотреть свои работы. Письменная работа в контрольной точке совершенно необходима, так как студент должен не только знать материал, но и уметь его грамотно изложить, владеть терминологией изучаемой дисциплины.
В Высшей школе существует еще одна проблема: на некоторые направления подготовки на первый курс набираются группы примерно по 10 человек. Опыт работы показывает, что в каждой группе за время обучения число студентов уменьшается, поэтому для сохранения контингента студентов необходимо, чтобы в начале первого курса начинало обучение большее число студентов, чем задано в контрольных точках министерства, то есть привлекать слушателей, которые в последствии могут занять места отчисленных студентов. Преподавателю не принципиально количество студентов на занятиях: 25 или 30. Используя указанный механизм, который является далеко не новым, диплом получат только действительно достойные степени бакалавра студенты, и не надо будет «тянуть» студентов, фамилии которых в списках на отчисление появляются каждый семестр.
Институт слушателей был развит в вузах в 60-х годах XX века, когда в список группы, кроме зачисленных студентов, включалось несколько студентов, не прошедших по конкурсу. Их называли по-разному: в МГТУ имени Баумана их называли кандидатами в студенты, в других вузах - вольными слушателями. Эти студенты не получали стипендии, но имели право посещать все занятия. Они автоматически становились студентами данной группы в случае отчисления студентов из основного списка. Это позволяло впоследствии зачислять студентов, которые хотят и могут учиться, но им не хватает баллов при зачислении. Но самое главное, студенты в группах понимали, что если они не будут учиться, то сразу будут отчислены, а на их место найдутся более достойные кандидатуры. Восстановление указанного механизма потребует принятия инициативы от ведущих вузов России, законодательных решений, изменений в закон «Об образовании», и позволит эффективно использовать финансовые и человеческие ресурсы: в группах на старших курсах не будет по 6-8 человек и ВУЗ окончат только высококвалифицированные специалисты.
133