МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
E-learning в медицинском вузе
В.Г.Пухальская
Российский государственный медицинский университет, ПНИЛ «Биологически активные соединения», Москва (зав. ПНИЛ - чл.-кор. РАМН, проф. А.А.Терентьев)
|В статье в сжатой форме представлен достаточно широкий по разнообразию обзор современных электронных средств обучения, а также основных, наиболее важных, информационных Интернет-ресурсов в области высшего медицинского и более широкого образования.
Ключевые слова: E-learning, подкастинг, медицинские видеолекции, медкасты
E-learning at higher medical school
V.G.Pukhalskaya
Russian State Medical University, Problem Research Laboratory of Biological Active Substances, Moscow (Head of the Laboratory - Cor. Member of RAMS, Prof. A.A.Terentyev)
I This article contains an overview of a fairly broad variety of the modern E-learning tools along with the fundamental, most important Internet sources in the field of higher medical and more general education. Key words: E-learning, medical videolectures, medcasts
Мир захлестнула настоящая революция в дистанционном образовании. Привычные способы читать лекции в студенческой аудитории исчезают на глазах. В ближайшее время количество аудиторных лекций сократится значительно, так как им на смену приходит электронное образование во всем его многообразии.
Видеолекции на Интернет-сайтах и электронных носителях, аудиокниги, мобильные книги, электронные справочники и энциклопедии, виртуальные библиотеки, телеконференции, интерактивные учебные пособия и мультимедийные тренажеры - все это уже вошло в повседневную жизнь студентов западных стран. Перечисленные образовательные технологии принято объединять термином е-1еагшпд, что означает образование с применением электронных технических средств обучения. Рассмотрим некоторые из них.
Видеолекции
Центральное место в электронном образовании занимают видеолекции. Все западные университеты (одними из первых стали британские университеты) на данный момент разместили свои лекции и другие учебные пособия в Интернете с правом свободного доступа для своих студентов. Такая модернизация учебного процесса соответствует современным международным тенденциям, направленным на уси-
Для корреспонденции:
Пухальская Вера Георгиевна, ведущий научный сотрудник Проблемной
научно-исследовательской лаборатории «Биологически активные соединения»
Российского государственного медицинского университета
Адрес: 117997, Москва, ул. Островитянова, 1
Телефон: (495) 434-3145
E-mail: dekanat_fpk07@mail.ru
Статья поступила: 14.11.2008 г., принята к печати 25.02.2009 г.
ление самостоятельной работы слушателей по индивидуальным проектам.
Видеолекции имеют неоспоримые преимущества перед традиционными. Используя видеоролики в обучении, студент находится в двойном выигрыше. Во-первых, он учится в комфортных для себя условиях, распределяя время учебы наиболее удобным образом. «На такие лекции невозможно опоздать»,- шутят студенты. И здесь они не просят лектора говорить погромче или помедленнее, не смотрят жалобно на часы в надежде на скорый перерыв. Лекцию они могут просматривать неограниченное количество раз в любое время целиком или по частям, поскольку получать информацию небольшими порциями оказывается более удобным. А какие-то лекции студент может перенести на МРЗ-плеер и использовать их в аудиоформате.
Во-вторых, именно е-1еагтпд (е-образование) гарантирует студенту высокое качество лекции. Здесь он будет учиться у истинных корифеев. Ведь не всякому преподавателю кафедра доверит представлять свое лицо во Всемирной паутине. Лектором обязательно будет опытный профессор, с хорошей дикцией и выразительной речью. Возможно, для чтения закадрового текста вообще будет приглашен профессиональный актер, а над учебным материалом, несомненно, поработает большой творческий коллектив.
Благодаря мультимедийным технологиям, трехмерной визуализации, анимациям и безграничным возможностям компьютерной графики наглядность материала в электронном уроке оказывается выше, чем в аудиторной форме. Сравните то, что могут разглядеть студенты в операционной из-за спины хирурга, с мельчайшими деталями техники оперативного вмешательства на экране монитора. А применяя новейшие компьютерные программы, разработчики учебных
фильмов порой создают у ученика ощущение реального присутствия на занятиях.
Кроме того, видеолекции позволяют продемонстрировать студентам опасные химические реакции и физические эксперименты, которые в обычной аудитории с учетом техники безопасности организовать просто невозможно. Некоторые такие экстремальные опыты уже можно посмотреть на сайте http://experiment.edu.ru/ Российского общеобразовательного Интернет-портала. То же относится и к дорогостоящим демонстрационным опытам, которые дешевле однажды заснять на видео, чем регулярно изыскивать средства на закупку необходимых реактивов. Но можно вообще не тратиться на реактивы и обучать учащихся на виртуальных лабораторных работах, как это делается, например, в Телешколе (www.teleschool.ru/). Там виртуальный этилен обесцвечивает виртуальный раствор перманганата калия или горит виртуальным пламенем при поджигании.
И еще один немаловажный момент. Если в традиционном образовании для внесения изменений в учебник требуются годы, то в электронных учебниках обновления можно вводить сиюминутно. Поэтому видеолекции всегда будут отвечать духу времени, и качество обучения с их использованием, несомненно, будет повышаться.
Для контроля качества электронного образования в 2005 г. был создан Европейский фонд оценки качества образования е-learning. Запущенный проект должен резко поднять уровень таких учебных программ и повысить интерес к ним Интернет-аудитории. Так что преимущества е-learning перед обычными видами обучения очевидны.
При дороговизне западного образования трудно ожидать общедоступности в Интернете всех лекций университетского курса обучения. Естественно, для входа в учебную программу по основному предмету необходимо приобрести специальный пароль (password). Но и бесплатные видеолекции в Интернете тоже есть [например, 1-7]. И их число стремительно растет. Если год назад самый мощный в мире поисковик Google на запрос о видеолекциях по медицине выдавал пару тысяч ссылок, то сейчас эта цифра приближается к миллиону! В основном это факультативные лекции. В их списках надо обращать внимание на значок напротив названия: он покажет, есть ли лекция на видео или доступен только текст с картинками и голосовым сопровождением. Видео можно «скачивать», а можно смотреть прямо с сайта. Иногда западные университеты и колледжи на своих сайтах выкладывают только презентации лекций, а уже там дают ссылку на видеоролик, размещенный на Интернет-портале www.YouTube.com. В настоящее время при создании Интернет-видеолекций есть возможность использовать не только зарубежный опыт, но и отечественный, т. к. Северо-Западный государственный заочный технический университет (первый из российских высших учебных заведений) уже разместил видеолекции по основным дисциплинам в свободном доступе на сайте университета www.YouTube.ru/nwtu.
Широчайшие возможности открывает Интернет сегодня для непрерывного медицинского последипломного образования (Continuing medical education, CME). Многочисленные СМЕ-центры предлагают огромный выбор интерактивных видеолекций по любым разделам клинической медицины [8].
Большинство из них предоставляют услуги только после платной регистрации. Рассмотрим, например, предложения сайта www.123doc.com/.Одна двухчасовая лекция стоит примерно 20$ и состоит из серии полноэкранных мини-лекций и экзаменационных тестов. Материал защищен от копирования и работа с ним возможна только в режиме он-лайн. Купив видеолекцию через Интернет, вы получаете возможность трижды просмотреть ее в течение 4 мес. Во время лекции можно делать паузу, многократно возвращаться назад. Лекции удобны при любом уровне владения английским языком, т. к. текст сопровождается титрами с транскрипцией слов. После прохождения заключительного экзаменационного тестирования в зависимости от вашего ответа и допущенных ошибок преподавателями центра будут предоставлены соответствующие разъяснения. Перед покупкой лекции можно заказать пробники - короткие фрагменты, которые будут бесплатно отправлены на ваш электронный адрес. В случае успешной сдачи экзамена высылается сертификат об окончании курса с начислением кредитных единиц (англ. credit - зачет).
Виртуальные библиотеки
Все библиотеки мира переводят свои фонды в цифровой формат. Российская государственная библиотека (РГБ, www.rsl.ru) также проводит оцифровку своих фондов. Ее электронные хранилища уже сейчас представляют собой уникальное собрание полнотекстовых документов количеством около 150 тысяч, в том числе 45 тыс диссертаций. Имеется каталог на 2,3 млн наименований. Из электронного каталога по ссылке с компьютеров РГБ можно сразу перейти на страницы издания. Интересно, что из залов библиотеки также возможен вход в базы данных крупнейших зарубежных коммерческих поставщиков информационных продуктов, например, таких как ProQuest и EbSCO. Эти компании предоставляют огромный выбор полнотекстовой научной информации для ученых, исследователей, студентов. Вне библиотеки эти услуги недоступны.
В настоящее время РГБ участвует в совместном некоммерческом проекте c 47 национальными библиотеками Европы по созданию единой цифровой Европейской библиотеки, которая сделает открытыми информационные фонды каждой из национальных библиотек. К настоящему моменту Европейская библиотека (www.theeuropeanlibrary.org/portal/index.html) предоставляет доступ к 150 млн записей по всей Европе с переводом на 20 языков, в том числе на русский.
Многие научные и научно-практические статьи по медицине отражены в огромной базе данных Medline, доступной в режиме он-лайн или через сервер Национальной медицинской библиотеки США PubMed по адресу: www.ncbi.nlm.nih.gov/PubMed/. Medline предоставляет описания и резюме статей из более 5000 журналов, выпускаемых более чем в 70 странах, и содержит более 15 млн записей.
Но стартовой точкой информационного поиска учебной литературы для медиков, несомненно, является сайт www.MedicalStudent.com, который предлагает широкий перечень учебников, пособий, справочников, атласов, множество ссылок на интерактивные учебники, обеспечивает выход к авторитетным источникам медицинской информации.
Каждый студент медицинского факультета западного университета имеет закладку на этом сайте.
Набор бесплатных онлайновских медицинских учебников, содержащих самую современную и постоянно обновляемую информацию, можно найти на www.emedicine.com/.
Мощный информационный ресурс представляют собой сайты www.uptodate.com и www.merckmanuals.com, где по подписке доступны постоянно обновляемые онлайн-руко-водства по всем разделам медицинской науки.
Неоценимую помощь в Интернете медикам оказывают также страницы научных медицинских обществ, открывая доступ к самым современным источникам информации по соответствующим специальностям после уплаты годового членского взноса.
Сайт www.cochranelibrary.com позволяет пользоваться фондами Кокрановской библиотеки, вне знакомства с материалами которой сегодня невозможно себе представить подготовку современного врача. Здесь в свободном доступе находятся уникальные Интернет-ресурсы по доказательной медицине.
Электронные журналы
Практически все западные и многие российские научные журналы имеют электронные версии, на которые можно оформить подписку, причем, либо на весь журнал, либо только на рассылку оглавления. На «свежие» номера редакции журналов, как правило, накладывают «эмбарго», то есть просмотр последних изданий возможен только после внесения оплаты. Архивы же, как правило, предоставляются бесплатно.
Каталоги всех журналов в мире на уровне библиографии можно посмотреть (платно) в базе данных www.ulrichsweb.com, отсюда же возможен выход на сайты издательств и распространителей электронных версий журналов, если таковые есть.
Полные тексты статей из многих медицинских журналов, а также онлайновские версии книг по медицинской тематике бесплатно доступны на www.freemedicaljournals.com.
Подкасты
«Подкастинг» - слово совсем новое, только в 2004 г. оно официально было включено в Оксфордский словарь, но уже сегодня поисковые системы на запрос «подкаст» выдают миллионы ссылок. Термин Podcasting произошел от слияния двух слов: iPod - названия популярного портативного MP3-плеера фирмы Apple и broadcasting, что означает «широковещание» и представляет собой новый вариант подачи информации через Интернет. Главным отличием подкастов от обыкновенных аудио- и видеофайлов является то, что файлы приходится искать, а подкасты сами приходят к вам, если вы на них подписались. Затем загрузив их на свой плеер, вы сможете их прослушивать или просматривать в любом месте и в то время, когда вам удобно. Для подписки нужна определенная программа, которая и будет собирать для вас нужные новости. На каждом сайте разработчика подкастов имеется пошаговая инструкция для автоматической бесплатной установки такой программы.
Как правило, подкасты имеют определенную тематику и периодичность издания.
В России подкастинг делает первые шаги, а на Западе воспринимается как полноправный канал передачи информации. Ведущие СМИ уже вещают в формате подкас-тинга. Вместо бумажной версии газеты читатели теперь предпочитают ежедневно получать отсортированные по темам подкасты сразу на рабочий стол своего компьютера. Аудиоподкасты имеют новостные СМИ: CNN, BBC, NBC, MTV, New York Times, NewsWeek ,Wall Street Journal и многие другие.
Большинство западных научных журналов в Интернете также имеют подкасты. Самые последние новости науки, в том числе по биологии и медицине, теперь ежедневно можно не только прочитать, но и бесплатно прослушать на сайтах престижных журналов «Science» (www.sciencemag.org/multi-media/podcast), «Scientific American» (www.sciam.com/pod-cast), «Nature» (www.nature.com/рodcast) и многих других. Получая новости в тот самый день, когда они публикуются, их можно «скачивать» на свой плеер или сотовый телефон и слушать, как предлагает редакция журнала «Nature», «выгуливая вечером свою любимую собаку».
Директория подкастов у «Nature» самая солидная и постоянно расширяется. Редакция предлагает бесплатную подписку по многим темам, например, «Генетика», «Почки», «Стволовые клетки», «Рак». Много рубрик по химии и физике.
Подкасты у «Nature» и «Science» содержат транскрипты, т.е. стенограмму аудиофайла. Это чрезвычайно удобно для пользователя, так как имея одновременно и распечатанный текст перед глазами, и его аудиосопровождение на аутентичном английском, можно, получая научную информацию, в то же время легко и быстро осваивать профессиональную терминологию на иностранном языке и совершенствовать произношение. При начальном языковом уровне удобнее выходить на сайт журнала через Google.com, что позволяет сразу получать сносный перевод текста и работать с русским интерфейсом сайта.
Хорошие подкасты для изучающих английский язык предоставляет Всемирная служба новостей Би-Би-Си (www.bbc.co.uk/radio/podcast/ ). Помимо новостных подкас-тов она предлагает пользователям бесплатную подписку на тематические аудиофайлы для повышения уровня своего английского, например, «6 Minute English», «Discovery», «Gramma Challenge (Learn English)». А подкаст «Science in Action» обеспечивает еженедельную рассылку аудиообзо-ров последних достижений науки во всем мире. Помимо подкастов Би-Би-Си имеет внушительный образовательный раздел «Learn English with BBC» для обучающихся с различным уровнем владения английским языком - от начального до продвинутого.
Специализированные научные медицинские журналы присоединяются к мировой тенденции и также развивают подкастинг. Например, в старейшем британском медицинском журнале «Ланцет» еженедельно выходит аудиообзор всего журнала, а раз в месяц - тематические выпуски по неврологии, инфекционным болезням и онкологии (www.the-lancet.com/audio). Возможность оперативно получать резюме публикуемых статей через аудиоподкасты предоставляет журнал «The New England Journal of Medicine» (http://con-
tent.nejm.org/). Первые подкасты сформировала и Всемирная организация здравоохранения.
К выпуску регулярно пополняемого журнала аудиоподка-стов по медицине приступило руководство фармацевтической компании «Мерк» (www.merck.com/podcast/manuals.html). Эти файлы содержат отменную информацию для профессионалов по диагностике самых различных заболеваний.
Подписываться на подкасты уже предлагают и многие зарубежные библиотеки, например Британская национальная библиотека (www.bl.uk/podcast). В этих подкастах можно прослушивать анонсы новых книг, а также интервью с известными писателями.
С 2008 г. предоставлять доступ к базе данных в формате аудио- и видеоподкастов начала Кокрановская библиотека (www.cochrane.org/podcasts/).
В настоящее время все западные университеты используют подкасты в образовательных целях, в том числе в области медицины. Для примера можно зайти на сайты Медицинского центра университета Мериленд (www.umm.edu/podcasts/) или университета штата Мичиган http://www.med.umich.edu/pod-cast/, где в форме подкастов студенты получают информацию по неврологии и внутренним болезням, есть видеоподкасты по технике хирургических операций. В Стенфордском университете (http://med.stanford.edu/medcast) подкасты по медицине получили название медкастов. Представленные медкасты освещают проблемы онкологии, вакцинации, диетологии, диабета. А на сайте Оксфордского университета создан специальный раздел PodOxford (http://podcasts.ox.ac.uk/) для размещения еженедельно обновляемых аудио- и видеоподкастов. В списке огромный выбор лекций по гуманитарным дисциплинам, которые будут интересны студентам любых специальностей. Медикам можно посоветовать аудиоподкасты по молекулярной медицине, геномике, педиатрии, раку, видеоподкаст по нанотехнологиям.
Теперь в автоматическом режиме студенты могут получать записи лекций специалистов самого высокого класса. Однако не все они находятся в свободном доступе. Подкасты по учебной программе доступны только зарегистрированным пользователям.
Очевидно, российским преподавателям нужно подружиться с новой образовательной технологией. На Западе учителей уже активно обучают технике создания собственных подкастов и методике их применения в учебном процессе, в помощь преподавателям изданы десятки руководств по этой теме. Сформировалось новое направление в педагогике. «Podogogy», т.е. «подогогика» - так теперь называется педагогика подкастинга, а создатель подкаста получил название «podcaster».
Зарубежный опыт использования подкастов в учебном процессе показывает, что подкастинг - это новый перспективный быстро развивающийся сектор индустрии образования XXI века.
Аудиокниги
В общественном транспорте, за рулем, в бесконечных пробках, т.е. везде, где трудно читать, аудиокнига становится незаменимым источником информации. Рынок аудиокниг в России развивается очень динамично. Сегодня издательства предлагают несколько тысяч наименований аудиокниг,
что, к сожалению, не сопоставимо с объемами западных издательств. В основном это художественная литература, радиоспектакли, курсы иностранных языков.
Но есть и серьезные аудиоучебники для вузов по экономике, психологии, социологии, культурологии, бизнес-образованию и истории. Любому студенту, конечно же, интересно будет прослушать «Историю государства Российского» Н.М.Карамзина, «Лекции по истории философии» Г.В.Ф. Гегеля, ну а медикам нельзя пропустить аудиокнигу «Рефлексы головного мозга» И.М.Сеченова.
Торговлей аудиокнигами занимаются многие Интернет-магазины - от Ozon.ru до Amazon.com. Специализируются на русскоязычных аудиокнигах www.audioeditions.com, www.booksmp3.ru,www.akniga.ru,www.audiobookz.ru. Приобрести некоторые аудиоучебники студентам-медикам можно также в книжных магазинах. Это, например, аудиолекции по нормальной анатомии и аудиокурс латинского языка, выпущенные ММА им. И.М. Сеченова, или аудиолекции по биоэтике (кафедра биоэтики РГМУ).
Мобильные книги. Мобильное обучение
Издавать методички и конспекты в помощь студенту уже можно в мобильном формате. Несколько мобильных издательств распространяют мобильные, т.е. телефонные, книги, чтение которых возможно с экрана сотового телефона, а для покупки мобильной книги достаточно всего лишь со своего сотового телефона отправить SMS с определенным кодом на нужный адрес. Уже через несколько секунд со счета вашего телефона будет снята скромная сумма, а взамен в памяти телефона появится желаемый текст. Ознакомиться с прейскурантом можно на сайтах мобильных издательств, например, www.mobile-book.ru. Каталог книг пока довольно скромный. Из учебной литературы имеются только книги по школьной программе.
В будущем на свой сотовый телефон можно будет заказывать через мобильные издательства и видеофильмы. Такой услугой уже активно пользуются жители Японии. При наличии выхода в Интернет и специальных программ на мобильный телефон можно «скачивать» любую информацию.
В последнее время все большее распространение получают такие малогабаритные мобильные устройства, как коммуникаторы и смартфоны, карманные компьютеры, позволяющие полноценно работать в Интернете. С помощью этих устройств обучение становится персональным и доступным. Несомненно, что обучение на мобильных устройствах, получившее название «m-learning», является следующим шагом в развитии электронного обучения.
Чрезвычайно удобно также иметь при себе «e-reader», который представляет собой малогабаритную цифровую книгу размером с ладонь, способную вместить до 2000 томов. Устройство (его называют карманной библиотекой) позволяет при чтении выбирать комфортные для ваших глаз тип и размер шрифта. Закачать в цифровую книгу можно не только сами книги, но и статьи, документы и Интернет-издания, а также музыкальные файлы. Сохраняя необходимые страницы, а при необходимости и скачивая содержимое целых сайтов, можно создавать собственные архивы виртуальных книг и хорошо иллюстрированных руководств, которые всегда будут под рукой.
Интерактивные лекции
Лекции, на которых лектор прямо в зале имеет возможность задавать вопросы и тут же анализировать ответы сразу всех слушателей, называются интерактивными (англ. interactive - взаимодействие). В аудитории для этого каждому слушателю выдается система для голосования. После появления на экране аудитории перечня вопросов и нажатия студентами соответствующей кнопки компьютер мгновенно в виде диаграммы показывает процент правильных и неправильных ответов. Такая обратная связь позволяет лектору легко взаимодействовать со студентами и по ходу лекции отслеживать степень усвоения учебного материала. А заодно система для голосования осуществляет и учет присутствующих.
Все более интерактивными становятся и лекции в Интернете. В настоящее время в дистанционном обучении происходит переход от информационных технологий к инфоком-муникационным, т.е. к технологиям мгновенного обмена сообщениями преподавателей со студентами и студентов между собой, что позволяет организовать коллективное общение и коллективное творчество в процессе обучения. Такой Интернет называют двусторонним.
Интерактивные учебники
Простая оцифровка учебников уходит в прошлое, ведь читать текст с монитора гораздо труднее для глаз, чем со страницы обычной книги. Новое слово в этой области - это интерактивные учебники, которые требуют от обучаемого принятия решений. Хорошее интерактивное учебное пособие помимо озвученного и иллюстрированного текста должно содержать интерактивное меню по управлению программой и прямо по ходу обучения предлагать вам отвечать на вопросы тестов. А по результатам интервью учебник может вернуть читателя на повторное изучение соответствующего раздела. Такой диалоговый режим делает учебу эффективной, быстрой и интересной.
Телемедицина
Прямая телевизионная трансляция медицинских мероприятий через Интернет представляет возможность любой аудитории отдаленного доступа присутствовать на них в режиме реального времени. Разработчики Интернет-технологий обещают, что в ближайшей перспективе у телемедицины появится обратная связь, т. е. можно будет, не выходя из дома, стать активным участником медицинских съездов, конференций, задавать вопросы, обсуждать тематику заседаний во время круглого стола.
Телемедицина вносит огромный вклад в образовательный процесс по хирургическим дисциплинам. Сегодня специализированные хирургические клиники столицы осуществляют телетрансляцию из практически всех своих операционных, выводя изображения на огромные экраны в расположенных рядом учебных залах. Теперь можно, не устраивая столпотворение вокруг пациента, изучать технику оперативного вмешательства ведущих специалистов самых различных направлений хирургии.
Заключение
Последние годы Россия активно приобщается к мировым инновационным процессам в области образования и энергично развивает электронные образовательные технологии. Однако электронная поддержка вузовского образования в России носит не повсеместный характер, причем медицинские факультеты заметно отстают и от технических, и некоторых гуманитарных. Среди медицинских вузов в области е-learning лидирует факультет фундаментальной медицины МГУ им. М.В.Ломоносова (www.fbm.msu.ru), который выкладывает в Интернете в свободный доступ презентации своих лекций, некоторые из них с аудиоприложениями. В настоящее время факультет выступил с инициативой создания в Интернете нового международного руководства под названием «Физико-химические основы медицины» и приглашает авторов предоставлять добровольно и безвозмездно материалы для их свободного использования в учебных целях. Данное электронное издание будет представлено страницами со слайдами на русском и нескольких иностранных языках.
Сегодня в Интернете можно найти конспекты некоторых лекций на сайте ММА им. И.М. Сеченова, где организован курс дистанционного образования для фармацевтического факультета. В Смоленской медицинской академии несколько лет успешно функционирует курс дистанционного образования для врачей по теме «Антибиотики» (www.antibiotic.ru ). Первые шаги в развитии дистанционного образования делают РУДН и РГМУ. Все больше появляется учебников с аудио- и видеоприложениями на компакт-дисках.
Развитие технологий электронного образования в нашей стране поддерживается на государственном уровне. Подтверждением тому является создание при Федеральном центре информационно-образовательных ресурсов Российской Федерации информационной системы «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» (www.edu.ru). Данная система является уникальным образовательным проектом в русскоязычном Интернете и объединяет в единое информационное пространство электронные ресурсы свободного доступа для всех уровней образования в России. В разделе «Библиотека» представлено более 17000 учебно-методических материалов, разработанных и накопленных в системе федеральных образовательных порталов. Более половины учебно-методических материалов переданы в библиотеку ведущими университетами и вузами России, а также издательствами, отдельными преподавателями и авторами. Правда, в списке поставщиков указанных ресурсов столичные медвузы пока не упоминаются.
Для привлечения общественного внимания к лучшим примерам практики электронного обучения в России редакция журнала «е-Learning World» (www.elw.ru) учредила премию «Russian е-learning Awards», которой ежегодно отмечает лучшие проекты зарождающейся в России индустрии е-learning. Премия имеет несколько номинаций и среди них - «Лучший проект e-learning в вузах и учебных центрах». А созданный недавно Центр «е-learning Россия» (www.e-learning center.ru) помогает преподавателям ориентироваться в новых технологиях электронного обучения и включаться в европейское образовательное пространство.
В поддержку развития среднего электронного образования созданы мощные порталы www.school.edu.ru и http://teachpro.ru .
Несомненно, е-^тюд будет и дальше стремительно развиваться во всем мире, поскольку эта форма обучения отвечает образу жизни современного человека и способствует постоянному обновлению знаний в условиях информационного бума. Те, кто развивает электронные ресурсы сегодня, смотрят на 10-20 лет вперед, поскольку за дистанционным образованием будущее.
Интернет-ресурсы в области образования
1. www.freevideolectures.com
Солидный выбор видеолекций по всем основным предметам, в том числе по биологии, анатомии, медицине, химии, философии.
Лекции распределены по тематическим разделам. Для каждой лекции указана продолжительность в минутах, выделены особо важные разделы.
2. www.videolectures.net
Представлены видеоролики по многим предметам, но самый богатый набор лекций по информатике.
3. http://pathmicro.med.sc.edu/book/video.htm
Лекции в виде слайд-шоу по иммунологии, микробиологии и вирусологии на сайте Медицинской школы университета Южной Каролины. Имеется интерактивный атлас по паразитологии.
4. http://education-portal.com
Образовательный портал ведущих университетов США и Великобритании.
5. www.medicallive.net, www.mediсalvideos.us
Минилекции о методах обследования
пациента и технике хирургических операций.
6. www.learnerstv.com
Широкий выбор видеолекций по клиническим дисциплинам.
7. www.dermlectures.com
Видеолекции по дерматологии.
8. www.cmeweb.com,www.cmecategoryone.com, http://cme.hms.harvard.edu/ , www.freecme.com
Некоторые сайты центров непрерывного медицинского последипломного образования.
ИЗ жизни УНИВЕРСИТЕТА
Учебники и монографии
Костюков Н.Н. Некоторые вопросы совершенствования подготовки врачей в современных условиях: Монография. - В 2 ч. -М.: Изд-во ИКАР, 2009.
Костюков Николай Николаевич - кандидат психологических наук, заведующий учебно-методическим отделом РГМУ.
Первая часть исследования посвящена выделению содержания обучения. В работе показаны недостатки построения учебных планов для подготовки врачей по предметному принципу и предложена новая концепция построения содержания обучения, в основу которой положена логика развития и функционирования человеческого организма как в норме, так и в условиях патологии. Обоснованию и демонстрации этого положения посвящена основная часть исследования.
Во второй части работы исследуются психолого-педагогические закономерности формирования учебной, учебно-методической деятельности при подготовке врачей. Показано, что формирование этих видов деятельности достигается через выполнение ряда условий: создание интереса к изучаемому предмету; достижение понимания усваиваемого материала, усвоение понятого содержания в ходе решения соответствующих задач. Раскрытию и обоснованию способов реализации этих условий в учебном процессе медицинского вуза посвящено содержание второй части работы.
Смирнов В.М., Мясников И.Л., Свешников Д.С. Проблема двоякого влияния вегетативного нерва на орган и серотони-нергический нерв: Монография. - Элиста: ЗАО «НПП Джангар», 2008. - 192 а
В монографии проанализированы результаты собственных многолетних исследований и данные литературы о механизме двоякого влияния (стимулирующего и угнетающего) симпатического и парасимпатического нервов на орган. Эта проблема родилась еще в 1846 году и до последних лет не была решена, т.к. в опытах раздражались смешанные нервы, содержащие адренергические и холинергические волокна. Главный же итог собственных исследований заключается в обнаружении серотонинергического отдела вегетативной нервной системы, оказывающего мощное стимулирующее влияние на моторику желудочно-кишечного тракта.
Монография предназначена для научных сотрудников, преподавателей и аспирантов.