Научная статья на тему 'Подкастинг новый образовательный ресурс'

Подкастинг новый образовательный ресурс Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1040
230
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подкастинг новый образовательный ресурс»

В. ПУХАЛЬСКАЯ, ведущий науч. сотрудник

Российский государственный медицинский университет

Век традиционных форм и методов обучения остался позади. Сегодня классическая форма получения высшего образования существует наряду с новыми электронными образовательными технологиями. Электронное обучение, признанное и весьма популярное во многих странах, в России до сих пор развивается недостаточно активно. Для более широкого внедрения данных технологий обучения необходимо использовать опыт, накопленный мировой педагогической наукой. В последнее время все большее признание на Западе в сфере образования получает новый формат экспорта информации, получивший название подкастинга.

«Подкастинг» - слово довольно молодое, оно было официально включено в Оксфордский словарь только в 2004 г., но уже сегодня поисковые системы на запрос «подкаст» выдают миллионы ссылок. Термин Podcasting произошел от слияния двух слов: iPod -названия популярного портативного тр3-плеера фирмы Apple - и broadcasting, что означает «широковещание», - и представляет собой новый вариант подачи информации через Интернет. Главным отличием подкас-тов от обычных аудио- и видеофайлов является то, что файлы приходится искать, а подкасты сами приходят к вам, если вы на них подписались. Получая новости в день, когда они публикуются, вы можете «скачивать» их на свой плеер, а затем прослушивать или просматривать в любом месте и в любое удобное вам время. Для подписки на подкасты нужна определенная программа, которая и будет собирать для вас нужные новости.

Подкастинг - новый

образовательный

ресурс

На каждом сайте разработчика под-кастов имеется пошаговая инструкция для автоматической бесплатной установки такой программы.

Как правило, подкасты имеют заданную тематику и периодичность издания. В России подкастинг делает только первые шаги, а на Западе воспринимается как полноправный канал передачи информации. Ведущие мировые СМИ уже вещают в формате под-кастинга. Вместо бумажной версии газеты читатели теперь предпочитают ежедневно получать отсортированные по темам подкасты сразу на рабочий стол своего компьютера. Аудиоподка-сты имеют новостные СМИ: CNN, BBC, NBC, MTV, New York Times, NewsWeek, Wall Street Journal и многие другие.

Большинство западных научных журналов в Интернете также имеют свои подкасты. Самые последние новости науки, в том числе по биологии и медицине, теперь ежедневно можно не только прочитать, но и бесплатно прослушать на сайтах престижных журналов Science (www.sciencemag.org/ multimedia/podcast), Scientific American (www.sciam.com/podcast), Nature (www.nature.com/podcast) и многих других. Директория подкастов у Nature самая солидная и постоянно расширяется. Редакция журнала предлагает бесплатную подписку по многим темам, например «Почки», «Рак», «Генетика», «Стволовые клетки». Много рубрик по химии и физике.

Подкасты у Nature и Science содержат транскрипты, т.е. стенограмму аудиофайла. Это чрезвычайно удобно для пользователя, так как, имея одно-

временно и распечатанный текст перед глазами, и его аудиосопровождение на аутентичном английском, он может получать научную информацию и в то же время легко и быстро осваивать медицинскую терминологию на иностранном языке и совершенствовать свое произношение.

Хорошие подкасты для изучающих английский язык предоставляет также Всемирная служба новостей Би-Би-Си (www.bbc.co.uk/radio/podcasts/). Помимо новостных подкастов она предлагает бесплатную подписку на тематические аудиофайлы для повышения уровня владения английским, например «6 Minute English», «Discovery», «Gramma Challenge (Learn English)». А подкаст «Science in Action» обеспечивает еженедельную рассылку аудиооб-зоров последних достижений науки во всем мире.

Специализированные научные медицинские журналы присоединяются к мировой тенденции и также развивают подкастинг. Например, в старейшем медицинском журнале «Ланцет» еженедельно выходит аудиообзор всего журнала, раз в месяц - тематические выпуски по неврологии, инфекционным болезням и онкологии (www.thelancet.com/ audio). К каждому своему номеру бесплатные подкасты выпускает издаваемый в Оксфорде Journal of the National Cancer Institute, что помогает читателям быть в курсе самых последних новостей онкологии (www.oxfordjournals.org/ podcasts/). Возможность оперативно получать резюме публикуемых статей через аудиоподкасты предоставляет журнал The New England Journal of Medicine (http://content.nejm.org/). Солидный журнал Cell (www.cell.com/ cellpress/ podcast) в своих подкастах содержит аудиофайлы с записями мини-лекций ведущих ученых о самых последних достижениях науки в области по биологии клетки.

Регулярно пополняемый журнал аудиоподкастов по медицине начала выпускать фармацевтическая компания Merck (www.merck.com/podcast/ manuals.html). В нем содержится ценная информация для профессионалов по диагностике самых различных заболеваний.

Первые аудиоподкасты сформировала и Всемирная организация здравоохранения (www.who.int/ mediacentre/ multimedia/podcasts/about/en/ index.html).

Медицинские научные общества также обращаются к технологии под-кастинга. Например, Британское фармакологическое общество на своем сайте (www.bps.ac.uk) предлагает своим членам аудиоинтервью и лекции ведущих специалистов в области экспериментальной и клинической фармакологии.

Подписываться на подкасты уже предлагают и многие зарубежные библиотеки, например Британская национальная библиотека (www.bl.uk/podcast). Они дают возможность прослушивать анонсы новых книг, а также интервью с известными писателями. Список зарубежных университетских библиотек, работающих в формате подкастинга, находится по адресу: www.libsuccess.org/ index.php?title=Podcasting.

C 2008 г. предоставлять доступ к базе данных в формате аудио- и видеоподка-стов начала Кокрановская библиотека, фонды которой содержат самые современные высококачественные источники информации по доказательной медицине (www.cochrane.org/ podcasts/). Знакомство с этими материалами весьма полезно для врача любой специальности.

Некоторые ссылки на медицинские подкасты публикует Кембриджский университет (www.Delicious.com/ medical_ library/ podcast?page2).

В настоящее время все западные университеты используют подкасты в об-

разовательных целях, в том числе и в области медицины. Для примера можно зайти на сайты Медицинского центра университета Мериленд (www.umm.edu/ podcasts/) или Университета штата Мичиган (www.med.umich.edu/ podcast/), где в форме подкастов для студентов есть, например, информация по эпилепсии, есть видеоподкасты по технике операции на поджелудочной железе.

В Стэндфордском университете (http:// med.stanford.edu/medcast) под-касты по медицине получили название медкастов. В представленной коллекции освещаются проблемы онкологии, вакцинации, диетологии, можно также посмотреть лекцию по диабету. На сайте Оксфордского университета создан специальный раздел PodOxford (http:// podcasts.ox.ac.uk/) для размещения еженедельно обновляемых аудио- и видеоподкастов. В их списке огромный выбор лекций по гуманитарным дисциплинам, которые будут интересны студентам любых специальностей. Медикам можно посоветовать аудио-подкасты по молекулярной медицине, геномике, педиатрии, раку, видеопод-кастпо нанотехнологиям. Там же опубликован видеоролик с материалами конференции, посвященной самому подкастингу.

Во всех университетах теперь в автоматическом режиме студенты могут получать записи лекций всемирно известных врачей и выступлений известных спикеров. В свободном доступе находятся интервью топовых специалистов и общественных деятелей, а также короткие новости из научных лабораторий, которые в Гарвардском университете получили названия лабкастов (http:// podcast.hms.harvard.edu/). Под-касты же по основной учебной программе во всех университетах доступны через защищенную паролем веб-ссылку.

Подкасты, как и все электронные

технологии, имеют ряд преимуществ перед традиционными формами образования. Сохраняя аудио-и видеолекции на своем портативном плеере, студент выигрывает вдвойне. Во-первых, он учится в комфортных для себя условиях, распределяя время учебы наиболее удобным образом. «На такие лекции невозможно опоздать», - шутят студенты. И добавляют: «Потому, что они всегда с нами ». Лекции можно просматривать целиком или по частям неограниченное количество раз в любое время, поскольку получать информацию небольшими порциями оказывается более удобным.

Во-вторых, именно е-Ьеагш^ гарантирует высокое качество обучения, ведь лекции здесь читают истинные корифеи. Очевидно, что не всякому преподавателю университет доверит представлять свое лицо во Всемирной паутине. Лектором обязательно будет опытный профессор с хорошей дикцией и выразительной речью. Возможно, для чтения закадрового текста вообще будет приглашен профессиональный актер, а над иллюстрациями, несомненно, поработает большой творческий коллектив.

Кроме того, благодаря безграничным возможностям компьютерной графики наглядность материала в электронном уроке оказывается даже выше, чем в традиционной лекции.

И еще один немаловажный момент. Если в традиционном образовании для внесения изменений в учебник требуются годы, то электронные технологии позволяют вводить обновления довольно оперативно. Поэтому подкас-ты, как и другие формы электронного образования, позволяют идти в ногу со временем, и качество обучения с их использованием, несомненно, будет повышаться.

На наш взгляд, преподавателям было был полезно подружиться с но-

вой образовательной технологией. На Западе учителей активно обучают технике создания собственных подкастов и методике их применения в учебном процессе. Сформировалось новое направление в педагогике, и ему нашлось новое слово в английском языке. «Родс^с^у», т. е. «подогогика» - так теперь называется педагогика подкас-тинга, а создатель подкаста получил название «родеаБ1ег».

Вместе с тем очевидно, что подкасты никогда не смогут полностью заменить традиционные уроки в учебной группе с преподавателем, поскольку значительное уменьшение времени работы в коллективе сокращает коммуникативную

составляющую занятий. Только на «живых » занятиях студент учится формулировать свои мысли, получает возможность слышать чужие ошибки и отстаивать свое мнение. И только в тесном контакте с преподавателем будущий медик учится работать с пациентом. Подкасты могут лишь помочь студенту в этом.

Таким образом, зарубежный опыт использования подкастов в учебном процессе показывает, что подкастинг является новым перспективным и бы-строразвивающимся сектором индустрии образования XXI века и может быть использован в качестве дополнительного эффективного метода получения информации.

Microsoft открыла Центр инноваций в Государственном универейте

аЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ Высшей школе экономики

госудАгствЕпный упиБЕРсит в Государственном университете - жд- mrn/f

Центр инноваций Microsoft в ГУ-ВШЭ предоставит студентам вуза и молодым специалистам возможности для разработки инновационных проектов, а также будет содействовать комплексному развитию в вузе информационных технологий.

Центр инноваций Microsoft в ГУ-ВШЭ позволит сформировать среду, в которой будут создаваться инновации, во многом - благодаря активному вовлечению в его деятельность студентов, преподавателей, ИТ-специалистов и лидеров ИТ-индустрии.

В рамках Центра будет проводиться дополнительное обучение студентов технологиям Microsoft и принципам технологического предпринимательства. Особую роль в процессе обучения будут играть научные исследования в прикладной части информационно-коммуникационных технологий. Через Центр Инноваций Microsoft, а также интернатуру в лабораториях Microsoft Research в Редмонде и Кембридже планируется создать международную сеть обмена передовыми знаниями.

Важная роль в развитии Центра отводится интеграции студентов и преподавателей ГУ-ВШЭ в международное научное сообщество в области экономики и информационных технологий. Как перспективное направление развития сотрудничества обсуждается возможность реализации силами студенческой лаборатории научно-исследовательских проектов в области экономических и социальных наук.

Центры инноваций Microsoft работают в 60 странах мира. В России открыто уже шесть таких центров на базе крупнейших вузов Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Томска и Казани. Открытие центров инноваций осуществляется в рамках Инициативы Microsoft по ускорению развития российской индустрии программного обеспечения.

Дополнительная информация о Центрах инноваций Microsoft представлена на сайте www.ms-start.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.