Научная статья на тему 'Мобилизация обучающих ресурсов традиционных технологи й управленческого образования'

Мобилизация обучающих ресурсов традиционных технологи й управленческого образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
169
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕТОДИКА / МОБИЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЕ / СОЧЕТАНИЕ / ТЕХНОЛОГИЯ / УПРАВЛЕНИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мобилизация обучающих ресурсов традиционных технологи й управленческого образования»

доступны многие технологии будущего - например, прогрессивная система 5NT (она позволяет полностью автоматизировать документооборот), применяемая в ведущих кредитных учреждениях мира, в том числе таких крупных российских банках, как «Газпромбанк», «Импэкс-банк» и «Внешторгбанк». На других факультетах так же активно используются информационно-коммуникационные технологии, в соответствии с их спецификой и решаемыми образовательными задачами [2; 3; 4].

Резюмируя вышеизложенное отметим, что активное использование в вузе возможностей современных инновационных и, прежде всего, информационно-коммуникационных технологий, постоянное повышение качества предоставляемых образовательных услуг способствует тому, что Ставропольский государственный аграрный университет является одним из лучших инновационных вузов страны и занимает первую строчку в рейтинге Министерства образования и науки РФ среди сельскохозяйственных высших учебных заведений.

Библиографический список

1. Выступление Д.А.Медведева на церемонии награждения лауреатов премии Правительства РФ в области качества за 2011 год [Электронный ресурс] // Интернет-портал Правительства Российской Федерации. - Режим доступа: http://правительство.рф/docs/22003/

2. Мамаев И.И. Информационно-обучающая среда вуза как средство повышения эффективности образовательного процесса / И.И. Мамаев, В.П. Шибаев // Мир науки, культуры, образования. - 2013. — № 1 (38).

3. Мамаев И.И. Генезис системы контроля качества профессионального образования в мировой и отечественной образовательной практике / И.И. Мамаев, В.П. Шибаев // Мир науки, культуры, образования. - 2012. — № 6 (37).

4. Мамаев И.И. Современные подходы реализации контроля качества высшего профессионального образования / И.И. Мамаев, В.П. Шибаев // Вестник университета (ГУУ). - М.: ГУУ, 2012. — № 8.

5. Миссия университета [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.stgau.ru/obschinf/

6. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.morb.ru/law/proekty/12.12.29

7. Шишова С.Е. Мониторинг качества образования в школе / С.Е. Шишова, В.А. Кальней. — М., 1998. — С. 78.

А.В. Райченко

мобилизация обучающих ресурсов традиционных технологий управленческого образования

Ключевые слова: методика, мобилизация обучение, сочетание, технология, управление.

Переход к организации и проведению образовательного процесса в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами третьего поколения

© Райченко А.В., 2013

обусловливает необходимость модернизации учебно-методического обеспечения. В сфере разработки и применения эффективных образовательных технологий сегодня модернизация во многом исходит из их традиционного разделения на обучающие и оценивающие, определяющего соответствующие направления, цели и методы ее постановки и применения. В этих условиях разработка и реализация компетентностного подхода ставит принципиально новые учебно-методические задачи организации и проведения образовательного процесса, которые прежде всего заключаются в освоении и закреплении прикладных умений и навыков. Очевидно, что успех их конструктивного разрешения не может основываться исключительно на образовательных инновациях, но должен необходимо опираться на мобилизацию возможностей традиционных форм и методов обучения, в том числе их целенаправленного сочетания, кооперации, агрегации.

Основные возможности мобилизации обучающих ресурсов традиционных форм и методов управленческого образования определяются условиями и вариациями достижения синергетического эффекта их компоновки и применения в рамках федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения и компетентностного подхода. Их принципиальные положения предоставляют преподаванию адекватные возможности как инновации, так и согласования, координации, взаимодействия традиционных форм и методов обучения в целях освоения и закрепления обучающимися таких опций, как умения и навыки управления.

Так, широко и разнообразно применяемые сегодня для оценки уровня освоения учебного материала тестовые форматы контрольных заданий, в интерактивном образовательном процессе предоставляют исключительно конструктивные обучающие возможности. Они наглядно проявляются в процессе обоснования, сравнения и оценки вариантов ответов на тестовое задание как одним обучающимся, так и малой группой, причем по-своему адаптируемых и в аудиторном и в дистанционном режиме [4]. Для этого формату построения теста достаточно соответствовать правилам разработки содержания и вариантов ответов на такие задания, рекомендованным еще в материалах Болонского процесса. Они, в частности, предполагают, что на задание теста целесообразно предлагать не менее пяти вариантов ответов, ранжируемых по степени их соответствия, правильности или вообще допущения. Такой универсально позиционируемый формат тестирования позволяет не только адекватно оценивать, но и эффективнее проводить конструктивную разработку, адаптированное представление и сравнительное обсуждение, в том числе с презентацией и защитой разрабатываемых вариантов обучающимися.

Дело в том что универсальный формат тестирования, объединяя обучающие и оценивающие ресурсы, обеспечивает его применение не только в традиционных процедурах входного, текущего и выходного контроля уровня изучения знаний, но и предоставляет возможность конструктивного освоения и закрепления умений и навыков в процессе анализа, выработки, выбора и применения разных решений [3]. С этими целями универсальным форматом тестирования предусматриваются режимы разбора, анализа и выработки ряда вариантов ответов с последующим ранжированием их по степени адекватности, достоверности, актуальности и т. д. Такое ранжирование может проводиться и в прикладном режиме на основе проецирования рассматриваемых теоретических вариантов решения на конкретную, практическую ситуацию, пакетом которых традиционно оснащается учебно-методический комплекс дисциплины. На такой универсальной основе и развивающих его приложениях каждой конкретной дисциплины постановка и применение универсального формата делает весьма конструктивным применение тестов в качестве объекта дифференцированных уров-

ней анализа не только в дистанционных и аудиторных формах, на самостоятельных, семинарских, практических, игровых занятиях [6], но и в традиционной лекционной форме.

Такие исключительно широкие возможности постановка и применение универсального формата тестирования предоставляет в сочетании с методиками позиционирования, исследования, оценки и разрешения в ходе освоения материала дисциплины конкретных управленческих ситуаций. Здесь универсальное тестирование может разрабатываться, позиционироваться и последовательно применяться в качестве:

- критерия выделения и актуализации проблемы;

- способа анализа состава и содержания факторов;

- процедуры комплексного анализа ситуации;

- инструмента выбора и принятия решения;

- алгоритма прогнозирования результата.

Причем метод универсального тестирования может конструктивно применяться как к разработке и решению конкретной ситуации в целом, так и при сравнительном анализе подходов, методик и процедур разрешения ряда или всего пакета концептуальных и прикладных управленческих миниатюр. Это позволяет преподавателю унифицировать подход, а обучающемуся четко отработать образовательные ресурсы универсального тестирования.

Базовое закрепление пакетов тестов за разделами и темами программы освоения конкретной дисциплины позволяет предусмотреть их использование в учебном процессе текущего ознакомления и освоения управленческих компетенций [5]. Традиционное применение тестирования, запланированное рабочей программой, позволяя оперативно оценить уровень освоения материала темы, как в самостоятельном, так и в проверочном режимах, может служить не только регулятором построения образовательного процесса по контуру «цикл в цикле». Универсальный формат позволяет также мобилизовать и использовать обучающий потенциал тестирования в режиме тренажера, нарабатывающего и закрепляющего у обучающегося умения и навыки прикладной апробации и адаптации осваиваемых управленческих компетенций. Многолетний опыт постановки и применения универсального тестирования как в этих, так и в других режимах с целью исследования и разрешения конкретных управленческих ситуаций позволяет сделать обоснованный вывод о конструктивности и эффективности подобного сочетания.

Принципиальными составляющими разработки, представления и применения универсального формата тестирования является предложение им:

- спектра ответов разной степени достоверности;

- содержательно неправильного варианта ответа;

- принципиально недопустимого варианта ответа;

- проведения ранжирования ответов кредитами;

- оценки сложности тестового задания статусом.

Оформление ответа на основе такого подхода предполагает ранжирование допустимых вариантов кредитами от 5 до 1, по степени убывания достоверности, обозначение неправильного варианта символом 0, а недопустимого - символом (-). Введение, комбинирование, исключение в предлагаемых вариантах ответов на тестовое задание достоверных, неправильных и недопустимых составляющих соответственно позволяет существенно расширить палитру методик постановки, адаптации и применения универсального формата тестирования, например, как это представлено ниже следующим образом:

Пример оформления бланка тестового задания с ответами

код Статус, тестовое задание и варианты ответов Ответы

Статус 2 Иерархия организации определяет: правильный допустимый допустимые недопустимый

а) права, обязанности, ответственность подразделений 1 2 3

б) процедуру выработки, принятия и исполнения решения 0 1 2

в) соподчиненность подразделений и должностей 5 5 5

г) последовательность постановки и достижения цели - - - 1

д) распределение полномочий между подразделениями 3 3 4

Представленный в третьей колонке бланка один правильный ответ на тестовое задание выделяет в качестве недопустимого вариант г), обозначение которого любой из цифр кредита (см. пример шестой колонки), квалифицирует ответ на тест как недопустимый. Представленный в четвертой колонке бланка допустимый ответ на тестовое задание выделяет в качестве последнего по степени достоверности вариант б), что неправильно, но допустимо при условии правильности остальных отмеченных позиций. Общий спектр ответов, определяемый количеством перестановок, позволяет обучающимся достаточно разнообразно проанализировать, обосновать и выбрать из него наиболее предпочтительный, что, при достаточном повторении нарабатывает и закрепляет соответствующие умения и навыки.

Важно понимать, что создаваемые универсальным форматом возможности разнообразного представления, анализа и обсуждения разрабатываемых вариантов ответов, при их достаточной проработке в дистанционном или аудиторном режимах, обеспечивают адаптированные процедуры освоения и закрепления профессиональных компетенций. Причем при достаточно массовом подходе к разработке и применению тестов универсальный формат предоставляет широкие возможности освоения не только теоретических знаний, сколько прикладных умений и практических навыков, как прикладных составляющих профессиональных компетенций, как в учебной аудитории, так и вне ее [5]. Так, анализ широкого спектра допустимых вариантов ответов обеспечивает освоение компетенции ПК-1, как способности управлять организациями, подразделениями, группами (командами) сотрудников на уровне умения. В свою очередь, наработка большого количества решений по тематическому пакету таких тестов обеспечивает закрепление выработанных алгоритмов профессиональных подходов и решений на уровне навыка компетенции ОК-4, как способности принимать организационно-управленческие решения и оценивать их последствия

[3].

Наглядному обеспечению проявления, изучения и применения вырабатываемых обучающимися решений эффективно служит поиск, отбор и оформление ими конкретных практических примеров по рассматриваемым темам в формате домашних (дистанционных) работ. Оформляемые в виде иллюстраций, аннотаций или ситуаций такие работы

обучающихся адаптируют и закрепляют освоенное содержание изучаемых тем, проецируя теоретический материал на конкретную иллюстративную базу [2]. При этом такая форма работы, как иллюстрация, может только приводить название всем очевидных примеров, определяя конкретизацию эффекта или исследование конкретного выражения, которое позволит обучающемуся конструктивно и образно понять и усвоить материал. Формат аннотации концептуально и лаконично характеризует состояние проблемы и пути ее решения, отсылая обучающегося к источнику конкретной информации по ней для самостоятельного освоения и закрепления. Формат ситуации представляет интерактивный сценарий формирования и разрешения проблемы, обеспечивающий комплексное освоение и закрепление свода положений программы в процедуре. В целом такие работы обеспечивают погружение обучающегося в реальную проблематику осваиваемого на основе анализа и оценки наиболее наглядных и конструктивных примеров управления.

В числе других и этим целям, но в более простом и традиционном формате служит выполнение обучающимися самостоятельных и контрольных работ, воспринимаемых, к сожалению, как правило, и ими и преподавателями в качестве исключительно оценочных процедур. Между тем обучающий ресурс этих учебно-методических мероприятий предоставляет весьма широкие возможности выделения, исследования, освоения, наработки и закрепления профессиональных управленческих компетенций. Потенциал обучающего ресурса таких регулярных учебно-методических мероприятий определяется формулировками и комбинацией их вопросов, заданий, вариантов решений в контексте освоения материала конкретной темы дисциплины. Это позволяет позиционировать их содержание в качестве ориентирующих, наводящих, поверочных формулировок, обеспечивающих более качественное выполнение всего состава работ в комплексе с осваиваемым материалом. Содержательная проработка таких конструкций [5] создает необходимую основу для формирования и адаптации информационно-методического блока каждой темы в качестве основы закрепления профессиональных умений и навыков.

В соответствии с этим подходом каждая тема программы курса оснащается информационно-методическим блоком, позиционирующим содержание оценочно-обучающих мероприятий по освоению и закреплению изложенного в ней материала. Содержание приводимых в блоке заданий ориентирует обучающегося на ключевые моменты понимания представленного материала, разбор, анализ и обсуждение которых самостоятельно, в малой группе или на аудиторном занятии обеспечивают их более эффективное освоение и закрепление [1]. Широкий спектр заданий позиционирует открытую векторную структуризацию, позволяющую развивать его в ходе адаптации проведения учебного процесса к персональному уровню подготовки каждого обучающегося. Это обеспечивает конструктивное использование материала информационно-методических блоков в сочетании с приложениями рабочей программы в процедуре организации учебного процесса освоения дисциплины.

Так, например, подобный учебно-методический комплекс, представленный во втором издании учебника «Теория организации» + СД [4], объединил в универсальное оценочно-обучающее обеспечение образовательного процесса:

- мультимедийное сопровождение курса дисциплины на СД;

- гипертекстовый глоссарий применяемой терминологии;

- банк учебно-методических блоков по каждой теме курса;

- комплект 10 конкретных управленческих ситуаций;

- пакет 300 универсальных тестов трех уровней сложности.

Такое разнообразное наполнение оценочно-обучающего обеспечения позволило содержательно согласовать постановку и применение комплекса учебно-методических ре-

сурсов и, на основе инвариантной координации их выбора, агрегирования и применения, обеспечить существенно более конструктивное освоение и закрепление обучающимися профессиональных знаний, умений и навыков управления. В нем практически не вводились, а значит, и не затрудняли восприятие обучающимися принципиально новые формы и методы организации и проведения образовательного процесса. Вместо этого конструктивно согласовывались и комбинировались процедуры взаимодействия традиционных учебно-методических мероприятий с разработкой и реализацией новых для них и управленческого образования в целом форматов их сочетания и агрегирования в процессе освоения и закрепления профессиональных компетенций.

Сочетание обучающих и оценивающих методов организации и проведения образовательного процесса имеет достаточно длительную историю, сформированную, например таким комплексным учебно-методическим мероприятием, как деловая игра [1]. Она представляет настолько же известную, насколько и ограниченно применяемую в образовательном процессе форму освоения и закрепления конкретных управленческих компетенций. Основываясь на закреплении и исполнении каждым обучающимся конкретной профессионально определенной роли (должности) в аппарате управления одной или различных взаимодействующих организаций деловая игра моделирует организацию и проведение процесса управления, практически закрепляя выполнение каждым из них реальных управленческих компетенций [6]. Ограничение применения ролевого формата деловых игр объясняется большими затратами учебного времени, не предусмотренными рабочей программой одной дисциплины, но его преодоление на междисциплинарной основе, даже в блиц режиме обеспечивает наиболее конструктивное выделение, освоение и закрепление актуально востребуемых реальными работодателями управленческих компетенций.

Этот эффект основывается на открытых, целенаправленно наращиваемых ресурсах имитационного моделирования ролевых деловых игр, обеспечивающих адаптированное освоение и закрепление знаний, умений и навыков управления. В процессе игры осуществляется комплексное имитационное моделирование самой разнообразной управленческой деятельности как внутри организации, так и в ее внешней среде, в строгом соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Динамика управленческого цикла игры определяется как основными детерминированными ресурсами организации, так и случайными или даже иррациональными решениями отдельных участников. Именно поэтому, как и в реальной деятельности, каждому участнику игры приходится решать задачи не только определения теоретически правильной стратегии и тактики управления, но и их постоянной корректировки в соответствии с поведением других участников команды и контрагентов. Особенности комплексного моделирования деловой среды позволяют участникам адаптировать, углубить и конкретизировать полученные теоретические знания принципов и процедур функционирования аппарата управления, на практике освоить и закрепить умения и навыки установления конструктивных взаимосвязей, результативного участия в выработке, принятии и реализации управленческих решений, оценке их результатов и эффективности [6].

В этой связи наиболее конструктивным форматом организации и проведения ролевой деловой игры представляется разрабатываемая и закладываемая в каждую конкретную рабочую программу междисциплинарная кооперация, содержательно объединяющая, прежде всего, подходы, методы, инновации и, в конечном счете, процессы преподавания. Она позволяет широко и предметно детерминировать реально выполняемую каждым участником ролевой деловой игры функциональную деятельность, обеспечивая достоверное моделирование всего состава и содержания организации и проведение процесса управления.

Вместе с тем, организация и проведение ролевой деловой игры создает необходимые условия для органичного сочетания и агрегирования всего разнообразия обучающих и оценивающих методик самых разных учебных дисциплин в интегрированный образовательный ресурс [1].

Собственно междисциплинарный формат и становится основным условием мобилизации обучающих ресурсов организации и проведения ролевой деловой игры, объединяющим постановку задач, разработку и осуществление целенаправленных действий обучающихся, проводимых по рабочим программам целого комплекса учебных предметов. Так, в ходе организации и проведения ролевой деловой игры «Менеджер» [1] целенаправленно интегрируются ресурсы преподавания таких дисциплин, как «Теория организации», «Организационное поведение», «Организационное проектирование», «Основы менеджмента», «Управленческие решения», «Управление предпринимательством», «Управление инновациями», «Конфликтология», «Маркетинг» и ряда других. И хотя согласование содержания и расписания проведения представляет существенные сложности, именно междисциплинарная игра обеспечивает наиболее адаптированное освоение и конструктивное закрепление профессиональных знаний, умений и навыков управления каждым участвовавшим в ней обучающимся. Вместе с тем персональный формат ролевого участия в ней обучающегося и оцененные по стоимости и качеству индивидуальные результаты позволяют сформулировать профессиональный портрет каждого выпускника, все больше востребуемый сегодня на рынке труда квалифицированным работодателем.

Библиографический список

1. Деловая игра «Менеджер» [Райченко А.В., Сахаров И.В., Хохлова И.В.]. В реестре Российского авторского общества. Свид. № 17791 от 11.02.2011.

2. Имитационно-моделирующий комплекс финансово-производственного цикла. Реестр государственной регистрации программы ЭВМ. Свид. № 2011619596 от 19.12.2011.

3. Кондратьев В.Н. Конструктор регулярного менеджмента : Решения для освоения и развития компетенций: учебное пособие + СД / В.Н. Кондратьев [и др.] - М.: ИНФРА-М., 2011.

4. Латфуллин Г.Р. Теория организации: учебник для вузов + СД / Г.Р. Латфуллин, А.В. Райченко. - СПб.: Питер, 2008.

5. Мультимедийные лекции по образовательному курсу «Административный менеджмент». -М.: Реестр государственной регистрации базы данных. - Свид. № 2011620882 от 19.12.11.

6. Тезисы по организации деловой игры «Менеджер» / Под ред. А.В Райченко. — М.: Логос, 2012.

Е.Н. Рудакова

интеграционные процессы в сфере образования как закономерность развития современного мира

Ключевые слова: образовательная политика, система образования, интеграция, интеграционные процессы, мировое образовательное пространство.

Начало XX века ознаменовалось для ведущих стран мира различными социальными переменами, в том числе и в системе образования. Система образования, как наиболее

© Рудакова Е.Н., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.