Научная статья на тему 'Инженерно-экономическая ориентация научно-образовательного формата управленческой подготовки'

Инженерно-экономическая ориентация научно-образовательного формата управленческой подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / ПОДГОТОВКА / СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ / УНИВЕРСАЛИЗАЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Афанасьев Валентин Яковлевич, Райченко Александр Васильевич

Высшее профессиональное образование строится на установлении соответствия между универсальностью и специализацией подготовки обучающихся, определяющего ориентацию, программы и методик их освоения. В рыночных условиях это расширяет возможности активизации трудовой миграции, перераспределения ресурсов рынка труда. Специализация управленческой подготовки основывается на интеграции взаимодействия производства и образования в инженерно-экономическом формате. Он наглядно подтверждает актуальность и перспективность развития кооперации образования и производства в ходе подготовки реально востребованных управленцев. Представленные в статье результаты получены в исследованиях по теме «Формирование единого теоретико-методологического комплекса опережающего развития науки и образования в сфере управления», выполняемой в рамках государственного задания Минобрнауки России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENGINEERING-ECONOMIC ORIENTATION SCIENTIFIC-EDUCATIONAL FORMAT MANAGEMENT TRAINING

Higher vocational education is based on establishing a correspondence between the universal and specialized training of students, which determines the orientation of the program and methods of their development. Under market conditions, it enhances activation of labor migration, resource reallocation of the labor market. Specialization management training is based on the integration of the interaction of production and education in engineering-economic format. He clearly confirms the relevance and prospects of development of cooperation in education and industry during the preparation really sought after managers. Presented in the paper materials and the results obtained in studies on the topic «Creating a unified theoretical and methodological complex of advancing science and education in the field of management», carried out under the state task of the Russian Ministry of Education.

Текст научной работы на тему «Инженерно-экономическая ориентация научно-образовательного формата управленческой подготовки»

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ

УДК 330

ИНЖЕНЕРНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОРИЕНТАЦИЯ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ФОРМАТА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация. Высшее профессиональное образование строится на установлении соответствия между универсальностью и специализацией подготовки обучающихся, определяющего ориентацию, программы1 и методик их освоения. В рыточныгх условиях это расширяет возможности активизации трудовой миграции, перераспределения ресурсов рышка труда. Специализация управленческой подготовки основышается на интеграции взаимодействия производства и образования в инженерно-экономическом формате. Он наглядно подтверждает актуальность и перспективность развития кооперации образования и производства в ходе подготовки реально востребованные управленцев. Пред-ставленныье в статье результаты: получены1 в исследованиях по теме «Формирование единого теоретико-методологического комплекса опережающего развития науки и образования в сфере управления», вытолняемой в рамках государственного задания Ми-нобрнауки России.

Ключевые слова: адаптация, образование, подготовка, специализация, универсализация, управление.

ENGINEERING-ECONOMIC ORIENTATION SCIENTIFIC-EDUCATIONAL FORMAT MANAGEMENT TRAINING

Annotation. Higher vocational education is based on establishing a correspondence between the universal and specialized training of students, which determines the orientation of the program and methods of their development. Under market conditions, it enhances activation of labor migration, resource reallocation of the labor market. Specialization management training is based on the integration of the interaction of production and education in engineering-economic format. He clearly confirms the relevance and prospects of development of cooperation in education and industry during the preparation really sought after managers. Presented in the paper materials and the results obtained in studies on the topic «Creating a unified theoretical and methodological complex of advancing science and education in the field of management», carried out under the state task of the Russian Ministry of Education. Keywords: adaptation, education, training, specialization, extension, management.

Исторически высшее профессиональное образование строилось на установлении соответствия между универсальностью и специализацией подготовки обучающихся, определяющего ориентацию, программы и методики их освоения. Начиная со средней школы универсальность общего образовательно-воспитательного процесса обеспечивала свободу собственного выбора профессии, места, формы и других характеристик будущей профессиональной деятельности каждому добросовестно обучающемуся. Формируя гибкость и адаптацию трудовых ресурсов, универсальность образовательных программ действительно способствовала вовлечению в разнообразную трудовую деятельность большего числа выпускников [3]. В рыночных условиях это оказало существенное содействие расширению возможностей активизации трудовой миграции, неограниченному перераспределению ресурсов рынка труда.

Универсальный подход позволял оперативно устранять ошибки в планировании и проведении профессиональной подготовки выпускников высших учебных заведений, создавая прецеденты, на-

В.Я. Афанасьев А.В. Райченко

Valentin Afanasiev Alexandr Raychenko

© Афанасьев В.Я., Райченко A.B., 2015

глядно отражаемые ставшим крылатым выражением: «Кем я только ни работал!» [5]. Вместе с тем, универсальная подготовка не только не ориентировалась на конкретные потребности работодателей, но и сознательно или неосознанно лишала обучающегося возможностей апробации и адаптации осваиваемых им в процессе обучения знаний в конкретных условиях деятельности реальных организаций. Это оставляло большую часть полученных обучающимися теоретических знаний без освоения, закрепления и последующего развития в процессе стажировки, практики и работы в реальной организации в профессионально востребованные ею умения и навыки. Бесперспективность этой тенденции отмечал еще Макс Вебер, утверждая, что универсальный специалист стремится «узнавать все больше и больше, о все меньшем и меньшем, пока не узнает абсолютно все абсолютно ни о чем» [2].

Изначально воспринимаемая, как конкретный результат профессиональной подготовки, специализация обучения традиционно ставила и решала эту задачу в процессе конструктивной интеграции и целенаправленного взаимодействия производственных и образовательных организаций. Такое органичное взаимодействие было исторически обусловлено и эволюционно выверено конструктивной позицией производственного предприятия, как заказчика, а образовательной организации, как исполнителя профессиональной подготовки специалистов. Ключевым преимуществом такого стратегического взаимодействия становилась непосредственная прикладная ориентация обучающегося на объект, предмет, цели, задачи, условия, возможности и другие характеристики будущей профессиональной деятельности выпускника.

Наиболее наглядным и всемирно признанным примером безоговорочного успеха такой специализации стали образовательные программы физико-технического института небольшого подмосковного города Долгопрудный. В соответствии с ними, уже с третьего курса каждый обучающийся Московского физико-технического института (МФТИ) прикрепляется к базовому предприятию, на ресурсах и материалах которого проходит вся его дальнейшая профессиональная специализация, выражающаяся в лабораторных, курсовых, квалификационных работах по реальной тематике. Естественно, что именно это предприятие, по завершении программы подготовки, прежде всего, и рассматривает вопрос о целесообразности продолжения сотрудничества с выпускником на взаимовыгодных условиях.

Еще с пятидесятых годов прошлого века Московский инженерно-экономический институт, сегодня Государственный университет управления, эффективно применяет этот формат в программах подготовки бакалавров и магистров отраслевого менеджмента. Так, на кафедре «Экономики и управления в топливно-энергетическом комплексе», конструктивно сотрудничающей на долгосрочной основе с предприятиями таких компаний, как ОАО «Газпром», «Росатом», «Роснефть», «Ростенхноло-гии», «Транснефть» и др. более 80 % курсовых и квалификационных работ традиционно выполняются на реальных материалах этих организаций [1]. Показательным, с этих позиций, является пример постановки и проведения программы обучения магистерской подготовки «Экономика и управление в нефтегазовом комплексе» на основе совместно разработанного с ОАО «Газпром» кейса «Сила интеллекта» по разработке концепции и модели интеллектуального месторождения. Ее эффективность наглядно характеризуют ведущие компании, в которых успешно работают выпускники: А.В. Струкова - «Российское газовое общество», А.В. Косенко - ООО «НГК «ИТЕРА», Я.А. Эрнст -ООО «Газпром трансгаз Москва», А.Е. Артемов - ОАО «Зарубежнефть», М.П. Круковская -«ЗАО «Русал Глобал Менеджмент Б.В.», К.Ю. Иванова - ООО «ВолгоУралНИПИгаз».

Применение объектной ориентации специализации управленческого образования в широком спектре от экспериментального исследования до прикладного руководства, все активнее внедряемое сегодня во всех областях знаний и сферах деятельности, приобретает особое, системно-образующее значение. Оно формирует специальную, объектную ориентацию, обеспечивающую комплексное и адекватное восприятие и применение управленческих компетенций как в рамках одной организации,

Актуальные вопросы управления

или сферы деятельности, так и в разнообразных наложениях, взаимосвязях и сочетаниях ее взаимодействий с партнерами. Поэтому важно убедительно обосновать применение в управленческом образовании ориентации на объект в качестве фундамента построения, представления и использования всех научных разработок и прикладных ресурсов в управлении конкретными социально-экономическими организациями.

Объектная ориентация образовательного процесса позволяет обеспечить конструктивное сочетание обучающих и оценивающих методов организации и проведения обучения, например, в таком комплексном учебно-методическом формате, как деловая игра [5]. Она представляет настолько же известную, насколько и ограниченно применяемую в образовательном процессе форму освоения, апробации и закрепления конкретных управленческих компетенций. Основываясь на закреплении и исполнении каждым обучающимся конкретной профессионально определенной роли (должности) в аппарате управления одной или реально взаимодействующих организаций деловая игра моделирует планирование и проведение процесса управления, практически закрепляя выполнение каждым из них реальных управленческих компетенций. При этом специализация подготовки позволяет преодолеть ограничение применения ролевого формата деловых игр, объясняющееся большими затратами учебного времени, не предусмотренными рабочей программой одной дисциплины, на междисциплинарной основе. Моделирование, даже в блиц режиме, выполнения программы дисциплин конкретной специальности деятельности реальной организации обеспечивает наиболее конструктивное выделение, освоение и закрепление актуально востребуемых работодателями управленческих компетенций.

Этот эффект основывается на открытых, целенаправленно наращиваемых ресурсах имитационного моделирования ролевых деловых игр, обеспечивающих адаптированное освоение и закрепление знаний, умений и навыков управления конкретной организацией. В процессе игры осуществляется комплексное имитационное моделирование самой разнообразной управленческой деятельности как внутри этой организации, так и в ее внешней среде, в строгом соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Динамика управленческого цикла игры определяется как основными детерминированными ресурсами организации, так и случайными или даже иррациональными решениями отдельных участников. Именно поэтому, как и в реальной деятельности, каждому участнику игры приходится решать задачи не только определения теоретически правильной стратегии и тактики управления, но и их постоянной корректировки в соответствии с поведением других участников команды и контрагентов. Особенности комплексного моделирования деловой среды позволяют участникам адаптировать, углубить и конкретизировать полученные теоретические знания принципов и процедур функционирования аппарата управления, на практике освоить и закрепить умения и навыки установления конструктивных взаимосвязей, результативного участия в выработке, принятии и реализации управленческих решений, оценке их результатов и эффективности.

В этой связи наиболее конструктивным форматом организации и проведения ролевой деловой игры представляется разрабатываемая и закладываемая в каждую конкретную рабочую программу междисциплинарная кооперация, содержательно объединяющая, прежде всего, подходы, методы, инновации и, в конечном счете, процессы преподавания. Она позволяет широко и предметно детерминировать реально выполняемую каждым участником ролевой деловой игры функциональную деятельность, обеспечивая достоверное моделирование всего состава и содержания организации и проведения процесса управления. Вместе с тем, организация и проведение ролевой деловой игры создает необходимые условия для органичного сочетания и агрегирования всего разнообразия обучающих и оценивающих методик самых разных учебных дисциплин в интегрированный образовательный ресурс. Более чем двадцатилетний опыт проведения таких деловых игр на «РКК «Энергия» убедительно подтверждает конструктивность объектной ориентации научно-образовательного формата управленческой подготовки [4].

Не менее конструктивной основой образовательной специализации и наиболее характерной особенностью постановки и применения объектной ориентации является выделение генетически связанных с деятельностью реальной организации процессов, конструкций, последовательно развивающихся и поэтапно раскрывающихся и усложняющихся по конфигурациям: цели, формы, содержания, взаимосвязи и взаимодействия целенаправленного воздействия. Как показал опыт проведения деловых игр на «РКК «Энергия», такой подход опирается не на субъективно представляемую модель, имеющую, в той или иной степени, универсальную конфигурацию, а на генетическое единство сущности и содержания целенаправленного воздействия с конкретными построениями процессов управления в реально действующей организации [4].

В условиях поступательно возрастающей конкуренции, охватывающей все повсеместно от глобального до локального уровней, достижение конструктивной ориентации научно-образовательных программ на конкретные потребности реальной экономики становится одним из определяющих ресурсов сохранения самостоятельности и устойчивости общества. Исторически, лучшие отечественные профессионалы традиционно ориентировались, продвигали, использовали передовые подходы, достижения, приоритеты эффективного управления, конструктивно зарекомендовавшие себя в реальной производственной деятельности [5]. Накопление, определение, освоение, адаптация и применение адаптированных концепций, прикладных форматов, практических разработок передовых предприятий и организаций в управлении реальной экономикой необходимо обеспечивает поступательное развитие высшего профессионального образования. Эта тенденция получила реальную поддержку государства, законодательно определившего необходимость подтверждения профессионалом актуальной профильной подготовки дипломом специальности, как одной их гарантий обеспечения его соответствия постоянно совершенствующейся совокупности современных требований.

Библиографический список

1. Афанасьев В.Я. Методология фундаментальных и прикладных исследований управления: монография / В .Я. Афанасьев, А.В. Райченко. - М.: ГУУ, 2014.

2. Вебер М. Хозяйство и общество / М. Вебер; пер. с нем. под научн. ред. Л.Г. Ионина. - М.: ГУ-ВШЭ, 2010.

3. Кермалли С. Инструменты эффективного менеджмента / С. Кермалли. - М.: Добрая книга, 2010.

4. Лукьяшко А.В., Райченко А.В. Единство исследования, освоения и применения образовательных ресурсов управления // Управление экономикой в стратегии развития России: материалы Международного управленческого форума. Вып. 1. - М.: ГУУ, 2014. - С. 10.

5. Райченко А.В. Административный менеджмент: учебник для МВА / А.В. Райченко. - М.: Инфра-М, 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.