Научная статья на тему 'МОБИЛИЗАЦИЯ 2022: ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВОВЫХ ПРЕДПИСАНИЙ'

МОБИЛИЗАЦИЯ 2022: ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВОВЫХ ПРЕДПИСАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
106
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЗЕРВИСТЫ / ГРАЖДАНЕ / СОСТОЯЩИЕ В ЗАПАСЕ / УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РФ / ВОЕННАЯ СЛУЖБА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Приходько Т. В., Тарасова Т. Н.

В статье проводится анализ законодательства Российской Федерации, регулирующего вопросы мобилизационной подготовки и мобилизации. Уделяется внимание терминологической дифференциации «резервистов» и «состоящих в запасе» граждан. На основе изучения отмечается несоблюдение требований Федерального закона № 31-ФЗ в части выполнения основных принципов мобилизационной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOBILIZATION 2022: PROBLEMS OF IMPLEMENTATION OF LEGAL REGULATIONS

The article analyzes the Russian Federation’s legislation that regulates the issues of mobilization training and mobilization. The author pays attention to the terminological differentiation of "reservists" and "reserved" citizens. The article concludes about non-compliance with the requirements of Federal Law No. 31-FZ in terms of the implementation of the basic principles of mobilization measures.

Текст научной работы на тему «МОБИЛИЗАЦИЯ 2022: ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВОВЫХ ПРЕДПИСАНИЙ»

DOI 10.47643/1815-1337_2023_6_456 УДК 342.7

МОБИЛИЗАЦИЯ 2022: ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВОВЫХ ПРЕДПИСАНИЙ Mobilization 2022: problems of act's implementation

ПРИХОДЬКО Татьяна Викторовна,

кандидат юридических наук, доцент,

доцент кафедры правового обеспечения национальной безопасности ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет». 664003, Россия, Иркутская обл., г. Иркутск, ул. Ленина, 11. E-mail: prikhodko_tv@mail.ru;

ТАРАСОВА Татьяна Николаевна,

магистрант, кафедра гражданского права и процесса, ФБГОУ ВО «Байкальский государственный университет». 664003, Россия, Иркутская обл., г. Иркутск, ул. Ленина, 11. E-mail: tarasovawin@vk.com;

PRIKHODKO Tatiana Viktorovna,

Candidate of Legal Sciences, Associate Professor,

Associate Professor of the Department of Legal Support of National Security Baikal State University.

664003, Russia, Irkutsk region, Irkutsk, Lenin str., 11. E-mail: prikhodko_tv@mail.ru ;

TARASOVA Tatiana Nikolaevna,

Master's Student, Department of Civil Law and Procedure, FBGOU VO "Baikal State University". 664003, Russia, Irkutsk region, Irkutsk, Lenin str., 11. E-mail: tarasovawin@vk.com

Краткая аннотация. В статье проводится анализ законодательства Российской Федерации, регулирующего вопросы мобилизационной подготовки и мобилизации. Уделяется внимание терминологической дифференциации «резервистов» и «состоящих в запасе» граждан. На основе изучения отмечается несоблюдение требований Федерального закона № 31-ФЗ в части выполнения основных принципов мобилизационной подготовки.

Abstract. The article analyzes the Russian Federation's legislation that regulates the issues of mobilization training and mobilization. The author pays attention to the terminological differentiation of "reservists" and "reserved" citizens. The article concludes about non-compliance with the requirements of Federal Law No. 31-FZ in terms of the implementation of the basic principles of mobilization measures.

Ключевые слова: резервисты, граждане, состоящие в запасе, указ Президента РФ, военная служба.

Keywords: reservists, citizens in the reserve, decree of the President of the Russian Federation, military service.

Для цитирования: Приходько Т.В., Тарасова Т.Н. Мобилизация 2022: проблемы реализации правовых предписаний // Право и государство: теория и практика. 2023. № 6(222). С. 456-458. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_6_456.

For citation: Prikhodko T. V., Tarasova T.N. Mobilization 2022: problems of act s implementation // Law and state: theory and practice. 2023. No. 6(222). pp. 456-458. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_6_456.

Статья поступила в редакцию: 20.05.2023

Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 г. № 6471 (далее - Указ № 647) в Российской Федерации была объявлена частичная мобилизация: призыв граждан Российской Федерации на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации.

«Призыву на военную службу будут подлежать только граждане, которые в настоящий момент состоят в запасе, и прежде всего те, кто проходил службу в рядах Вооруженных Сил, имеет определенные военно-учетные специальности и соответствующий опыт. Призванные на военную службу перед отправкой в части в обязательном порядке будут проходить дополнительную военную подготовку с учетом опыта специальной военной операции» - сообщил Президент Российской Федерации в своем выступлении. Позднее Министр обороны Сергей Шойгу пояснил, что мобилизация затронет около 1-1,1% от общего мобилизационного ресурса России, а в зону боевых действий будут отправлены 300 тыс. резервистов2. Как видно, и в первом послании, и во втором сообщении речь идет об одном явлении, однако при этом используются различные термины. В связи с этим, в настоящей статье предлагается разобраться в сути явления мобилизация, и установить разницу между «резервистами» и «гражданами, состоящими в запасе».

Исходя из того, что реализация права органами государственной власти означает, прежде всего, осуществление права (норм права) [1, С. 3], целесообразно обратиться к анализу нормативных предписаний. В связи с этим, необходимо отметить, что в соответствии с Федеральным законом от 26.02.1997 № 31-Ф3 «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»3 под мобилизацией в Российской Федерации понимается комплекс мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и

1 Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации: Указ Президента РФ от 21.09.2022 № 647 // Собрание законодательства РФ. 26.09.2022. № 39. Ст. 6590.

2 Спецоперация России. - URL.: https://www.vesti.ru/article/2951729 (дата обращения: 30.03.2023).

3 О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации: Федеральный закон от 26.02.1997 № 31 -ФЗ // Собрание законодательства РФ. 03.03.1997. № 9. Ст. 1014.

Публично-правовые (государственно-правовые) науки

экономики муниципальных образований, переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени, переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени. Мобилизация в Российской Федерации может быть общей или частичной. Конкретный комплекс мероприятий, проводимых при объявлении общей или частичной мобилизации в Российской Федерации, определяется в соответствии с Федеральным законом № 31-Ф3, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Создание запаса Вооруженных Сил Российской Федерации, запаса Службы внешней разведки Российской Федерации, запаса Федеральной службы безопасности Российской Федерации, которые предназначены для укомплектования соединений, воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также специальных формирований в период мобилизации, приведения их в боевую готовность и в военное время, предназначенного для мобилизационного развертывания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов проводится в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 28 марта 1998 г. № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе»1 (далее - Федеральный закон № 53-Ф3).

Исходя из ст. 51.2 Федерального закона № 53-Ф3, запас формируется из мобилизационного людского резерва и мобилизационного людского ресурса. При этом, состав мобилизационного людского резерва (резерв) определяется теми гражданами, пребывающими в запасе, которые заключили в установленном порядке контракт о пребывании в мобилизационном людском резерве (далее - контракт о пребывании в резерве).

Согласно п. 11.1 ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне»2 к полномочиям Президента Российской Федерации в области обороны относится принятие решения о создании мобилизационных людских резервов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и установление численности резервистов с указанием их распределения между Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами по представлению соответствующих федеральных органов исполнительной власти, федеральных государственных органов.

Следует отметить, что подобное решение о создании мобилизационных людских резервов было принято в 2015 году в соответствии с Указом Президента РФ от 17 июля 2015 г. № 370 «О создании мобилизационного людского резерва Вооруженных Сил Российской Федерации»3. В соответствии с данным Указом, мобилизационный людской резерв Вооруженных Сил Российской Федерации создавался на период проведения эксперимента по внедрению новой системы подготовки и накопления мобилизационных людских ресурсов. Правительству Российской Федерации и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации было поручено обеспечить проведение мероприятий, связанных с поступлением в резерв граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе.

Правительством Российской Федерации в рамках исполнения данного поручения было принято постановление от 3 сентября 2015 г. № 933 «Об утверждении Положения о порядке пребывания граждан Российской Федерации в мобилизационном людском резерве»4 (далее -Положение о резерве). Положение о резерве определило порядок поступления граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, запасе Службы внешней разведки Российской Федерации, запасе Федеральной службы безопасности Российской Федерации, в резерв в мирное время, пребывания в резерве, исключения из резерва, а также заключения контракта о пребывании в резерве и прекращения его действия.

Пребывание граждан в резерве предусматривает предназначение на воинскую должность, присвоение воинского звания, аттестацию и квалификационный экзамен, а также участие в мероприятиях оперативной, мобилизационной и боевой подготовки в ходе прохождения военных сборов. Поступление граждан в резерв осуществляется путем заключения контракта. Положение о резерве также регулирует порядок заключения контракта с резервистом и прекращения его действия, порядок аттестации резервиста и квалификационный экзамен, порядок исключения из резерва и порядок исполнения резервистами специальных и должностных обязанностей.

Таким образом, следует отличать заключение контракта о пребывании в резерве (раздел УШ.1 Федерального закона № 53-ФЗ) от контракта о прохождении военной службы (раздел V Федерального закона № 53-ФЗ). Текст Указа Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 г. № 647, а также фактические мероприятия по призыву, свидетельствуют о том, что круг субъектов, подлежащих частичной мобилизации, не был ограничен составом мобилизационного людского резерва, поэтому, подлежащие призыву граждане, не являлись резервистами по смыслу п. 2 ст. 57.1 Федерального закона № 53-ФЗ. Реализация конституционного права на труд в условиях военной службы имеет свои особенности. Военнослужащий, подписывая контракт и приступая к военной службе, налагает на себя ряд обязанностей, которые отсутствуют в других видах трудовой деятельности, в частности, обязанность продолжать службу после истечения срока, указанного в контракте, в случаях, предусмотрен-

5

ных в законе .

После начала частичной мобилизации стало понятно, что система призыва в Российской Федерации не налажена. Главное нарушение

1 О воинской обязанности и военной службе: Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 30.03.1998. № 13. Ст. 1475.

2 Об обороне: Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 03.06.1996. № 23. Ст. 2750.

3 О создании мобилизационного людского резерва Вооруженных Сил Российской Федерации: Указ Президента РФ от 17.07.2015 № 370 // Собрание законодательства РФ. 20.07.2015. № 29 (часть II). Ст. 4480.

4 Об утверждении Положения о порядке пребывания граждан Российской Федерации в мобилизационном людском резерве: Постановление Правительства РФ от 03.09.2015 № 933 // Собрание законодательства РФ. 14.09.2015. № 37. Ст. 5147.

5 Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Францына Валерия Васильевича на нарушение его конституционных прав положениями пункта 2 статьи 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих», пункта 4 статьи 32 и пункта 11 статьи 38 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»: Определение Конституционного Суда РФ от 30.09.2004 № 322-О // Вестник Конституционного Суда РФ. 2005. № 2.

при частичной мобилизации - призыв людей, не соответствующих заявленным критериям1. Проблемы охватывали материально-техническое обеспечение мобилизованных граждан2. Кроме этого, остается открытым вопрос о переводе экономики Российской Федерации на работу в условиях военного времени. Вместе с тем, «любой правовой акт имеет юридические последствия вне зависимости от сферы и круга лиц, на которых он распространяется, а, следовательно, является тем юридическим инструментом, с помощью которого упорядочиваются общественные отношения» [3, С. 7]. Таким образом, напрашивается вывод о несоблюдении требований пп. 3, 7, 8, 9, 10 п. 3 ст. 2 Федерального закона № 31-Ф3, а также основных принципов мобилизационной подготовки и мобилизации, в частности, заблаговременности, плановости, комплексности и взаимосогласованности, обладающих регулятивным воздействием [2, С. 4].

Библиогра фия:

1. Асланян Н. П. «Теория единой юридической ответственности» как околонаучное теоретическое построение / Н. Н. Асланян // Академический юридический журнал. - 2021. - Т. 22. - № 3. - С. 175-184. doi: 10.17150/1819-0928.2021.22(3).175-184.

2. Берестенников А. Г. Сущность принципов права: теоретические проблемы понимания / А. Г. Берестенников // Baikal Research Journal. - 2016. - Т. 7, № 3. - DOI : 10.17150/2411 -6262.2016.7(3).25.

3. Зайцева Е. С. Соотношение правового регулирования и правового воздействия / Е. С. Зайцева // Академический юридический журнал. - 2019. -Т. 20. - № 4. - С. 4-9.

References:

1. Aslanyan N. P. "Theory of unified legal responsibility" as a near-scientific theoretical construction / N. N. Aslanyan // Academic Law Journal. - 2021. - Vol. 22. - No. 3. - pp. 175-184. doi: 10.17150/1819-0928.2021.22(3) .175-184.

2. Berestennikov A. G. The essence of the principles of law: theoretical problems of understanding / A. G. Berestennikov // Baikal Research Journal. - 2016. - Vol. 7, No. 3. - DOI : 10.17150/2411 -6262.2016.7(3).25.

3. Zaitseva E. S. Correlation of legal regulation and legal impact / E. S. Zaitseva // Academic Law Journal. - 2019. - Vol. 20. - No. 4. - pp. 4-9.

1 В. Яшина. Хроники мобилизации в РФ. - URL.: https://pravo.ru/story/243382/ (дата обращения: 30.03.2023).

2 Старцев В. У мобилизованных проблемы со снабжением одеждой и оружием. Госдума разберется с этим. - URL.: https://29.ru/text/world/2022/10/06/71713745/ (дата обращения: 30.03.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.