Abstracts Nationwide scientific forum of students with international participation «STUDENT SCIENCE - 2020»
объекте любви, эмоциональных предпочтений, привязанности и др. — шкала «Эмоциональная теплота») и обратно коррелировала с представлением о себе как об объекте манипуляции и эмоционального «вторжения» со стороны ребенка (г=-0,382). Выявленная прямая корреляция между чувствительностью к перееданию и медленным процессом приема пищи (г=0,305) подтверждает близость этих симптомов как ранних предвестников инфантильной анорексии.
Выводы: полученные результаты взаимосвязи пищевого поведения и объектных отношений позволяют сформулировать методы профилактики пищевых расстройств у детей первого года жизни. Литература
1. Кощавцев А. Г. Клинико-этологические предпосылки расстройств пищевого поведения и сна в раннем детском возрасте.
2. Клиническая психотерапия (инстинктивно-повденческие и нейропсихологические модели) /под. Ред. Ю. С. Шевченко. — М.: ООО «Издательство «Медицинское информационное агенство», 2018. С. 159-178.
3. Wright C.M., Parkinson K.N. Drewett R.F. How does maternal and child feeding behavior relate to weight gain and failure to thrive? Data from a prospective birth cohort. Pediatrics. 2006 Apr; 117(4): 1262-9.
многозадачность и ее влияние на психические характеристики личности
Пирог Д. Т., Федорова Д. Д.
Научный руководитель: к.м.н. доцент Поздняк Вера Владимировна Кафедра психиатрии и наркологии
Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет
Контактная информация: Пирог Дарья Тарасовна — студентка 6 курса педиатрического факультета. E-mail: [email protected]
Ключевые слова: многозадачность; влияние на психику; производительность; нарушение внимания, эмоциональный интеллект.
Актуальность: обсуждение предмета многозадачности не прекращается уже много лет[1]. Исследование ученых Стенфордского университета в 2009 году выявило факт влияния многозадачности на психику человека: более многозадачные личности показали проблемы с удержанием внимания, запоминанием, вычленением нужной информации, формированием структурированных мыслей. В 2012 году профессор Дэвид Страйер вместе с учеными университета Ньюкасла провел большое исследование, в результате которого выяснилось, что лишь 2% людей могут быть действительно многозадачны не в ущерб своей психике[1,3].
Цель исследования: оценка уровня многозадачности среди разных возрастных групп, определение наиболее характерных патологических изменений в психической сфере у лиц, склонных к многозадачности.
Материалы и методы: опрос-анкетирование 50 человек в возрасте от 14 до 30 лет. В ходе исследования были выявлены и проанализированы показатели тревожности, эмоционального интеллекта, расстройств сна, уровня внимания в связи с многозадачностью. Для получения результатов использовались шкала тревоги Спилбергера-Ханина, тест на эмоциональный интеллект Холла, опросник содержания мыслей перед сном Глазго, тест Мюнстерберга и полуклинический тест на многозадачность.
Результаты: среди опрошенных не оказалось ни одного человека, не зарегистрированного ни в одной социальной сети. 76.6% анкетированных признались, что часто делают несколько дел одновременно, 80.9% считают, что часто проверяют наличие уведомлений на своем смартфоне, 57.5% отмечают, что в последнее время стали более забывчивы, 64% опрошенных из числа студентов не могут спокойно выслушать лекцию, длящуюся 1.5 часа. 52% тестируемых показали низкий результат в тесте на внимание Мюнстерберга. 70.2% опрошенных считают, что часто раздражаются, 48.9% почти никогда не считают себя собранными, 42.6% часто чув-
forcipe
vol. 3 supplement 2020
ISSN 2658-4174
Материалы всероссийского научного форума студентов с международным участием «СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУКА - 2020» 721
ствуют себя беззащитными; все анкетируемые переживают по пустякам и часто отвлекаются на мысли о них. В опроснике мыслей перед сном превалировали таковые с фокусом на планирование и решение задач, на втором месте оказались мысли с фокусом на сне и бодрствовании, и на последнем — мысли, связанные с собой и своих ощущениях. Опрошенные показали хорошие результаты в тесте на эмоциональный интеллект с самыми низкими показателями в под-шкале управление эмоциями: например, не нашлось ни одного человека, полностью спокойного при давлении со стороны.
Выводы: на данный момент не существует утвержденных шкал или тестов для оценки многозадачности, поэтому нет возможности говорить о высокоточных результатах. Тем не менее, можно сказать, что многозадачность — это не решение, а проблема нашего времени. Около 75% опрошенных можно отнести к лицам, склонным к многозадачности. Были получены низкие результаты при оценке внимания; анкетируемые считают, что стали более забывчивы, тревожны, имеют место быть нарушения сна; в то же время не удалось установить корреляцию между высоким уровнем многозадачности и низким уровнем эмоционального интеллекта.
Литература
1. Melina R Uncapher , Monica K. Thieu, Anthony D Wagner. Media multitasking and memory: Differences in working memory and long-term memory. 2015.
2. Meredith Minear, Faith Brasher, Mark Mccurdy, Jack Lewis, Andrea Young. Working memory, fluid intelligence, and impulsiveness in heavy media multitaskers. 2013.
3. Поздняк В.В. — Влияние цифровых технологий на развитие ребенка. 2019.
когнитивные и депрессивные расстройства при сосудистой деменции и болезни альцгеймера
Саыдова Д. П., Мухаммадсолш Шахло Бахтжр ku3u
Научный руководитель: д.м.н. профессор Маджидова Ё.Н. Кафедра неврологии, детской неврологии и медицинской генетики 1. Ташкентский Педиатрический Медицинский Институт.
Контактная информация: — Мухаммадсолих Шахло Бахтиер кизи студентка 3 курса. E-mail: shahlo.musaeva@ mail.ru
Ключевые слова: сосудистая деменция; болезнь Альцгеймера; шкала MMSE, тест MoCA; шкала депрессии Гамильтона.
Актуальность: деменция — патологическое состояние, проявляющееся нарушением высших психических функций (памяти, речи, ориентировки, познавательной деятельности, мышления, праксиса) вследствие органического заболевания головного мозга, приводящее к профессиональной, бытовой и социальной дезадаптации человека (МКБ-10) [1]. Второе место (10-15%) в структуре деменции занимает сосудистая деменция (СД), при которой в первую очередь поражаются управляющие (регуляторные) функции при менее грубом по сравнению с БА страдании функции памяти [2]. Деменцией чаще страдают лица пожилого возраста. Болезнь Альцгеймера (БА) является одной из актуальных мировых проблем. Данное психическое расстройство составляет значительную часть деменций, развивающихся в пожилом и старческом возрасте. На фоне общего постарения населения прогнозируется дальнейший рост числа новых случаев БА [3].
Цель исследования: изучить когнитивные и депрессивные расстройства при сосудистой деменции и болезни Альцгеймера.
Материалы и методы: обследовано 28 пациентов с СД (10 мужчин и 18 женщин) в возрасте 46-90 лет (средний возраст 61,9 ± 14,2 лет) и 14 пациентов с БА (4 мужчин и 10 женщин) в возрасте 60-83 лет (средний возраст 70 ± 11,3 лет). Оценка когнитивной сферы проводилась с использованием ММ&Е и МоСА. Для исследования эмоционального состояния больных применялась шкала оценки депрессии Гамильтона (ШДГ).
Результаты: психометрическая оценка степени тяжести деменции с использованием мини-теста психического состояния (ММSЕ) и монреальской шкалы оценки когнитивных функ-
forcipe
том 3 спецвыпуск 2020
eISSN 2658-4182