Научная статья на тему 'Многовекторность внешней торговли Республики Беларусь в посткризисный период'

Многовекторность внешней торговли Республики Беларусь в посткризисный период Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
30
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ / ПОСТКРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД / МИРОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ЭКСПОРТ ТОВАРОВ / ИМПОРТ ТОВАРОВ / МНОГОВЕКТОРНОСТЬ ТОРГОВЛИ / ЭКСПОРТ УСЛУГ / ТЕКУЩИЕ ОПЕРАЦИИ / СЧЕТА ОПЕРАЦИЙ / ДЕФИЦИТ СЧЕТОВ / ТОВАРООБОРОТ / ВНЕШНЕТОРГОВЫЙ ОБОРОТ / ВНЕШНЕТОРГОВОЕ САЛЬДО / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / СТРУКТУРА ЭКСПОРТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шмарловская Г.А.

Рассмотрен один из ведущих принципов организации внешнеэкономической политики Республики Беларусь - многовекторность экономических связей. В качестве фактора, обусловившего модификацию направлений реализации принципа многовекторности развития внешней торговли, исследован мировой экономический кризис. Выявлены тенденции развития внешней торговли республики в докризисный и послекризисный периоды, в том числе по товарной и географической структуре экспорта и импорта товаров, услуг; причины, сдерживающие развитие внешней торговли, а также влияющие на увеличение отрицательного сальдо платежного баланса. Проанализированы меры и направления развития географической и товарной диверсификации экспорта, в том числе: по выходу на новые рынки, на которые ранее белорусская продукция не поставлялась; по увеличению поставок белорусской продукции на рынки стран, на которые в предыдущие годы объемы поставок были незначительны; по поставкам на новые рынки традиционных для нашего экспорта товаров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MULTIVECTOR FOREIGN TRADE IN THE REPUBLIC OF BELARUS DURING POST-CRISIS PERIOD

One of leading principles of the organization of external economic policy of Belarus - multivector economic relations is considered. The world economic crisis was investigated as a factor caused updating of directions of realization of the principle of multivector foreign trade development. There were revealed the tendencies of foreign trade development of the republic during pre-crisis and post-crisis periods, including on commodity and geographical structure of export and import of goods, services are revealed; the reasons which are constraining foreign trade development and also influencing increase of negative balance in the payment balance. There were analyzed measures and directions for geographic and commodity export diversification development, including: an exit to new markets where Belarusian production hadn`t been earlier delivered; increase deliveries of Belorussian production to countries markets where volumes of deliveries were insignificant in previous years; deliveries traditional for our export goods to the new markets. It is shown that dynamics of foreign trade is connected to recurrence of world economy development.

Текст научной работы на тему «Многовекторность внешней торговли Республики Беларусь в посткризисный период»

В условиях становления рыночной экономики расширение внешнеторговых связей стало первостепенной задачей внешнеэкономической политики Республики Беларусь. Сегодня государству необходимо осуществлять активное регулирование внешнеэкономических связей в национальных интересах. Для этого необходима достоверная информация о результатах деятельности по всем направлениям всех субъектов экономики и о сдерживающих развитие факторах. Мировой экономический кризис обострил существующие проблемы развития внешнеэкономической деятельности государства в целом. Особую значимость приобрели исследования ученых, направленные на выявление и устранение причин, замедляющих развитие внешней торговли, а также влияющих на важнейший показатель, во многом определяющий положение национальной валюты, выбор средств внешней и внутренней политики, - сальдо платежного баланса государства.

УДК 339.5(476)

МНОГОВЕКТОРНОСТЬ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В ПОСТКРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД

д-р экон. наук, проф. Г.А. ШМАРЛОВСКАЯ (Белорусский государственный экономический университет, Минск)

Рассмотрен один из ведущих принципов организации внешнеэкономической политики Республики Беларусь - многовекторность экономических связей. В качестве фактора, обусловившего модификацию направлений реализации принципа многовекторности развития внешней торговли, исследован мировой экономический кризис. Выявлены тенденции развития внешней торговли республики в докризисный и послекризисный периоды, в том числе по товарной и географической структуре экспорта и импорта товаров, услуг; причины, сдерживающие развитие внешней торговли, а также влияющие на увеличение отрицательного сальдо платежного баланса. Проанализированы меры и направления развития географической и товарной диверсификации экспорта, в том числе: по выходу на новые рынки, на которые ранее белорусская продукция не поставлялась; по увеличению поставок белорусской продукции на рынки стран, на которые в предыдущие годы объемы поставок были незначительны; по поставкам на новые рынки традиционных для нашего экспорта товаров.

Республика Беларусь - это малая открытая экономика, которая в силу ограниченности ресурсной базы и емкости внутреннего рынка не может оказывать существенное влияние на мировую экономику и зависит от развития внешнеэкономических связей. В связи с этим в нашей стране формируется внешнеэкономическая политика, направленная на создание благоприятных условий для расширения воспроизводства и международного обмена, регулирования экономических отношений с другими странами, что призвано обеспечивать: конкурентные преимущества; развитие национального производства и внутреннего рынка; эффективное функционирование инфраструктуры; привлечение и оптимальное использование иностранных и внутренних инвестиций, трудовых ресурсов.

Реализация внешнеэкономической политики находит выражение в построении экспортоориен-тированной и импортозамещающей модели экономики, что предполагает:

• во-первых, развитие экспортного потенциала и наращивание объемов экспорта на базе выделения экспортоориентированных производств, продукция которых востребована мировым рынком и которые имеют доступ к мировым ресурсам, и повышения конкурентоспособности данной части реального сектора экономики и сферы услуг;

• во-вторых, рационализацию импортных потоков на основе сокращения потребления импортируемых товаров в результате структурной перестройки экономики, модернизации производства, внедрения ресурсосберегающих технологий и др.;

• в-третьих, выбор отраслей, которые обладают максимальным потенциалом в организации импортозамещающих производств, отличаются новейшими технологиями, ориентированы на нужды внутреннего рынка страны и продвижение в перспективе данной продукции на внешний рынок. Развитие импортозамещающих производств позволяет сократить внешний долг, уменьшить импорт замещаемой продукции, обеспечить сбалансированное развитие экономики. Импортозамещение на текущую пятилетку определено как важнейший государственный приоритет, от реализации которого зависят стабилизация экономики и валютного курса, экономическая безопасность страны;

• в-четвертых, участие республики в инвестиционных процессах, создающих условия для повышения конкурентоспособности товаров и услуг;

• в-пятых, вхождение в интеграционные группировки.

Особая роль в организации внешнеэкономической политики отводится принципу многовекторно-сти экономических связей. Он находит воплощение в развитии внешней торговли как одного из направлений мирохозяйственной интеграции, предполагающего установление внешнеторговых отношений со многими странами мира, позволяющего решать проблемы увеличения валютных поступлений, поиска более выгодных условий торговли, новых рынков.

Многовекторность развития внешней торговли Республики Беларусь сохранила свое приоритетное значение в период с 2006 по 2011 год. Это подтверждается развитием торговых отношений более чем со 180 государствами мира, наращиванием внешнеторгового оборота страны, который вырос в 1,9 раза.

С этой целью на протяжении данного периода времени правительством принимались меры по дальнейшей географической диверсификации экспорта, что сопровождалось модификацией направлений реализации многовекторности и в целом тенденций развития внешней торговли. Определенным фактором, повлиявшим на эти процессы, явился мировой экономический кризис. В связи с этим правомерно выделить тенденции развития внешней торговли республики в докризисный и послекризисный периоды.

В течение 2006 - 2008 годов тенденциями развития внешней торговли, в определенной степени сформировавшимися в предыдущие пятилетия, являлись следующие:

• формирование групп товаров, образующих «стратегический экспорт» Беларуси (нефтепродукты, химические продукты, калийные удобрения, текстиль, черные металлы, грузовые автомобили, молоко и молочные продукты, тракторы, холодильники) и «экономически важный экспорт» (запасные части, мебель, нефть, сдельные тягачи, сахар, лесоматериалы, мясо);

• повышение темпов роста экспорта и импорта. Темпы прироста экспорта в 2005 году составляли 15,9 %, в 2008 году - 34,2 %, импорта соответственно: 3,8 и 37,1 %. В результате сальдо внешней торговли товарами и услугами с положительного значения в 342 млн. долл. США в 2005 году стало отрицательным в размере 4,6 млрд. долл. в 2008 году [1];

• сохранение основных торговых партнеров - стран СНГ и ЕС (Нидерланды, Германия, Польша, Великобритания, Латвия);

экспортная переориентация страны, что выразилось в увеличении во внешнеторговом товарообороте, главным образом в экспортных поставках, стран дальнего зарубежья (более 50 %), в том числе доли стран Центральной и Восточной Европы, США, стран Азии, Ближнего Востока. Это явилось позитивной тенденцией, поскольку расширение экспорта товаров в развитые страны позволило снизить зависимость республики от состояния конъюнктуры рынков стран СНГ, а также обеспечить формирование положительного сальдо в торговле товарами с рядом стран (Нидерланды, Соединенное Королевство, Латвия, Литва, Польша, Швеция). Увеличение доли развитых стран в структуре импорта, особенно по группе промышленного оборудования, стало предпосылкой экономического роста, повышения конкурентоспособности и экспорта национальной продукции (табл. 1);

• снижение во внешнеторговом товарообороте доли стран СНГ;

изменение товарной структуры экспорта в развитые страны, что обусловило снижение экспорта товаров, характеризующихся высокой степенью обработки, и увеличение удельного веса изделий металлургической, лесной и деревообрабатывающей промышленности, полезных ископаемых, а также трудоемких, низкотехнологичных товаров, которые пользуются спросом особенно в государствах Центральной и Восточной Европы;

• изменение товарной структуры импорта, в том числе: усиление зависимости от импорта из России (энергоносители), от конъюнктуры цен на мировых рынках на углеводороды, а также поведения стран потребителей нефтепродуктов; увеличение в импорте доли промышленных товаров, топлива и минеральных продуктов;

развитие товарной и географической диверсификации экспорта и импорта, в том числе: с 2006 года а) произошло расширение перечня товаров, в производстве которых Беларусь имеет наибольшие сравнительные преимущества на мировом рынке, за счет товаров (изделия из мяса, рыбы или ракообразных); мясо и пищевые мясные субпродукты; каучук и резиновые изделия; б) увеличение числа стран-торговых партнеров республики, что привело к освоению новых рынков (Венесуэла, Вьетнам, Индия, Республика Корея и др.); в) расширение перечня товаров и услуг на освоенных рынках ряда стран;

повышение роли экспорта услуг, который становится для республики приоритетным направлением, прежде всего как предпосылки для создания условий по расширению торговых взаимоотношений, продвижению товаров и услуг на зарубежные рынки, реализации потенциальных преимуществ, обусловленных выгодным географическим положением страны, статусом «транзитного» государства, источника положительного сальдо торгового баланса страны;

• постепенный рост отрицательного сальдо внешней торговли товарами, основным источником которого являлись экспортно-импортные операции с промежуточными товарами (энергоносители, сырье, материалы, комплектующие), главным фактором его роста выступал ценовой фактор.

Мировой экономический кризис негативно повлиял на развитие внешнеторговых отношений. В Республике Беларусь, в отличие от мировой торговли, в развитии которой с середины 2009 - 2010 годов наметились позитивные тенденции, в течение 2009 - 2010 годов продолжалось снижение эффективности

внешнеторговой деятельности. Это выразилось в формировании следующих особенностей развития внешней торговли в течение 2009 - 2010 годов:

сокращение товарооборота, в том числе экспорта и импорта, но постепенное наращивание его в 2010 году, в том числе экспорта и импорта товаров, однако это было достигнуто за счет ценового фактора. Так, в 2009 году товарооборот Республики Беларусь по сравнению с 2008 годом сократился на 30,7 %, или на 22 106,3 млн. долл. За 2009 год экспорт товаров сократился к уровню 2008 года на 34,7 %, или на 11 288,6 млн. долл. Импорт товаров уменьшился на 27,5 %, или на 10 817,7 млн. долл. По итогам 2010 года экспорт товаров увеличился на 18,4 % и составил 25,2 млрд. долл., импорт - на 22,0 %, или 34,9 млрд. долл. Однако физический объем экспорта товаров вырос на 2,5 %, импорта - на 7,7 % при росте в стоимостном выражении за счет роста цен экспорта на 86,3 %, импорта - на 65 % [1];

сокращение доли стран СНГ в общем объеме товарооборота, в том числе: снижении доли экспорта в страны СНГ, России при увеличении ее в страны вне СНГ (доля стран ЕС составляла более 50 %). В общем объеме товарооборота доля стран СНГ сократилась с 56,0 в 2008 году до 55,2 % в 2009 году. Но сохранялось доминирование стран СНГ в импорте товаров, при некотором увеличении импорта из стран вне СНГ за счет стран ЕС и значительного прироста доли Китая (табл. 1);

Таблица 1

Основные показатели внешней торговли (млн. долл. США)

Показатель 1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Объем внеш-

ней торговли Республики Беларусь 10 367 15 972 15 737 17 113 21 504 30 265 32 687 42 085 52 968 71 952 49 873 60 168 86 041

экспорт товаров 4 803 7 326 7 451 8 021 9 946 13 774 15 979 19 734 24 275 32 571 21 304 25 284 40 294

импорт товаров 5 564 8 646 8 286 9 092 11 558 16 491 16 708 22 351 28 693 39 381 28 569 34 884 45 747

сальдо -761 -1 320 -835 -1 071 -1 612 -2 717 -729 -2 617 -4 418 -6 810 -7 265 -9 600 -5 453

со странами СНГ 1) 6 704 10 469 10 291 10 679 13 484 19 201 18 202 23 121 30 237 40 317 27 540 34 172 47 590

экспорт товаров 3 027 4 399 4 494 4 384 5 435 7 318 7 060 8 609 11 221 14 360 9 316 13 636 19 503

импорт товаров 3 677 6 070 5 797 6 295 8 049 11 883 11 142 14 512 19 016 25 957 18 224 20 536 28 087

сальдо -650 -1 671 -1 303 -1 911 -2 614 -4 565 -4 082 -5 903 -7 795 -11 597 -8 908 -6 900 -8 584

из них с Россией 5 150 9 315 9 401 9 899 12 482 17 704 15 834 19 944 26 084 34 059 23 444 28 035 38 608

экспорт 2 185 3 710 3 963 3 977 4 880 6 485 5 716 6 845 8 879 10 552 6 718 9 954 13 685

импорт 2 965 5 605 5 438 5 922 7 602 11 219 10 118 13 099 17 205 23 507 16 726 18 081 24 923

сальдо -780 -1 895 -1 475 -1 945 -2 722 -4 734 -4 402 -6 254 -8 326 -12 955 -10 008 -8 127 -11 238

со странами вне СНГ 2) 3 663 5 503 5 446 6 434 8 020 11 064 14 485 18 964 22 731 31 635 22 333 25 996 38 451

экспорт товаров 1 776 2 927 2 957 3 637 4 511 6 456 8 919 11 125 13 054 18 211 11 988 11 648 20 791

импорт товаров 1 887 2 576 2 489 2 797 3 509 4 608 5 566 7 839 9 677 13 424 10 345 14 348 17 660

сальдо -111 351 468 840 1 002 1 848 3 353 3 286 3 377 4 787 1 643 -2 700 3 131

1) Здесь и далее - с 2009 года без учета Грузии. 2) Здесь и далее - с 2009 года с учетом Грузии.

Источник: [4].

изменение товарной диверсификации экспорта, в том числе снижение экспорта в страны дальнего зарубежья вследствие снижения экспорта нефтепродуктов (на 33,9 %), азотных удобрений, полимеров, физического объема экспорта черных металлов;

• сохранение положительной тенденции роста торговли услугами. Внешнеторговый оборот услуг в 2009 году составил 5,503 млрд. долл. и по сравнению с 2008 годом уменьшился на 19,1 %. Экспорт услуг республики уменьшился на 17,3 % по сравнению с 2008 годом и составил 3,5 млрд. долл., импорт услуг сократился на 22 %, или на 2,04 млрд. долл. В 2010 году объем внешней торговли услугами составил 7,2 млрд. долл., в том числе: экспорт - 4,4, импорт - 2,7 млрд. долл. Положительное сальдо внешней торговли услугами составило 1,7 млрд. долл. [1];

дальнейший рост отрицательного сальдо внешней торговли вследствие дефицита торговли товарами при сохранении тенденции положительного сальдо в торговле услугами. Отрицательное сальдо внешней торговли товарами составило: в 2006 году - 2617 млн. долл., 2009 году - 7265 млн. долл., 2010 году - 9642 млн. долл. Положительное сальдо в торговле услугами за 2009 год по сравнению с 2008 уменьшилось на 148,7 млн. долл. и составило 1 420,8 млн. долл., в 2010 году - 1,7 млрд. долл. В результате итоговое сальдо торговли товарами и услугами по итогам 2010 года составило 7,9 млрд. долл. В целом в 2010 году отрицательное внешнеторговое сальдо равнялось 17,5 % ВВП при увеличении дефицита торговли товарами на 32,7 %, в том числе произошло увеличение отрицательного сальдо в торговле товарами с Россией, странами Таможенного союза, СНГ, ЕС. Это свидетельствовало об угрозе финансовой устойчивости и экономической безопасности страны [1].

Основными причинами, сдерживающими развитие внешней торговли и влияющими на увеличение отрицательного сальдо внешней торговли в течение 2009 - 2010 годов, явились:

• рост стоимостного объема импорта газа (4,2 раза) вследствие роста цен, в том числе на мировом рынке. В республике с 2006 по 2010 год за счет роста цен на газ дополнительно расходовано 11,4 млрд. долл.;

превышение темпов роста цен на импортную нефть над темпами роста цен на экспортируемые нефтепродукты;

• высокая импортоемкость экспорта и экономики (доля импорта в ВВП - 60 %). Это подтверждают следующие данные:

- рост импорта продовольственных товаров (в 2010 году физический импорт увеличился на 26,9 %, цены выросли соответственно на 12,9 %), в том числе: в структуре импорта 38 % составляет необязательный импорт, из них 32 % - товары, аналоги производства республики [1];

- рост импорта промежуточных товаров (энергоносители, сырье, материалы и комплектующие). Доля в общем объеме импорта в 2010 году - 72,9 % (50 % - энергетические ресурсы). Кроме того, произошел значительный прирост стоимости импортных закупок черных металлов, удобрений, двигателей внутреннего сгорания и др. [1];

- превышение импорта инвестиционных товаров над экспортом;

- рост импорта потребительских товаров;

• неэффективная товарная структура экспорта (70 % экспорта представляют 5 - 6 товарных групп, в том числе: нефтепродукты 26,8 %, калийные удобрения 8,8 %), что повышает зависимость экспорта от изменений, происходящих на мировых рынках;

последствия мирового экономического кризиса, который обусловил снижение объемов мировой торговли, усиление протекционизма;

• состояние реального сектора, что находит выражение в преобладании на предприятиях технологий, позволяющих выпускать материалоемкую и энергоемкую продукцию, неконкурентоспособную на мировых рынках.

В целом товарная структура экспорта Республики Беларусь сохранилась (табл. 2). В товарной структуре экспорта по-прежнему наиболее востребована продукция нефтеперерабатывающей, химической и нефтехимической промышленности, машины, оборудование и транспортные средства. Значителен удельный вес продукции черной металлургии, легкой, пищевой, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, строительных материалов. Так, значительный экспортный потенциал сосредоточен в нефтехимической и химической отрасли, несмотря на то, что объёмы добычи нефти внутри страны в пределах 1 млн. баррелей в год. Предприятия данной отрасли, импортируя нефть на достаточно выгодных для республики условиях, ежегодно производят около 22 млн. тонн нефтепродуктов высокого качества, значительную часть которых поставляют на зарубежные рынки. На долю продукции машиностроительного комплекса приходится около четверти всего белорусского экспорта. Внешнеэкономический потенциал в данной отрасли определяют крупнейшие предприятия по производству грузовых автомобилей, тракторов, металлообрабатывающих станков, сельскохозяйственных машин, холодильников, морозильников и др. Также значительным внешнеторговым потенциалом располагают лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, производство строительных материалов, легкая промышленность, а также агропромышленный комплекс.

Таблица 2

Товарная структура экспорта товарами Республики Беларусь

Показатель 2006 г. 2009 г. 2010 г.

Товарная группа млн. долл. США в процентах к итогу млн. долл. США в процентах к итогу млн. долл. США в процентах к итогу

Всего 19733,7 100 21 304,2 100 25 225,9 100

в том числе:

машины, оборудование и транспортные средства 3940,8 19,97 3 346,9 15,71 4 419,6 18,5

минеральные продукты 7661,2 38,82 8 082,4 37,9 7 213,6 28,6

черные, цветные металлы и изделия из них 530,3 7,2 1 461,3 6,9 1 918,1 7,6

продукция химической промышленности, каучук (включая химические волокна и нити) 1 589,9 8,6 2634,0 12,36 3282,0 13,01

древесина и целлюлозно-бумажные изделия 548,2 2,61 480,7 2,3 657,5 2,6

текстиль и текстильные изделия 996,7 5,05 953,2 4,47 1266,3 5,02

Источник: Внешняя торговля Республики Беларусь: стат. сб. - Минск: Нац. стат. комитет Респ. Беларусь, 2011. - С. 80 - 88.

Особое значение для Республики Беларусь имеют запасы калийных солей. В настоящее время производственные мощности ОАО «Беларуськалий» составляют 8,8 млн. т калийных удобрений в год (в 2010 - 8,6 млн. т хлористого калия). Вместе с тем введение в строй в 2011 году второй и в 2012 году третьей очереди Краснослободского рудника, в июле 2012 года Березовского рудника позволит в 2012 году увеличить ежегодный объем выпускаемых калийных удобрений до 15 млн. т.; кроме того, наращиванию выпуска калийных удобрений на ОАО «Беларуськалий» способствует техническое перевооружение, которое проводится на функционирующих обогатительных фабриках с целью улучшения основных технологических показателей хлористого калия и увеличения извлечения полезного компонента [2].

В последние годы внешнеэкономический потенциал страны укрепляется за счет экспорта услуг, доля которых в 2010 году в производстве ВВП составила 44 %. В структуре экспорта услуг (табл. 3) преобладают транспортные услуги (в 2010 году доля в общем объеме экспорта услуг составила 67,1 %), поездки (9,1 %), компьютерные и информационные услуги (4,9 %), услуги связи (3,9 %), строительные услуги (2,8 %).

Таблица 3

Укрупненная структура экспорта услуг Республики Беларусь за 2006 - 2010 гг., %

Показатель 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.

Экспорт услуг - всего 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

в том числе:

транспортные услуги 71,2 71,6 70,2 65,4 67,1

поездки 11,6 9,9 8,6 10.6 9,1

услуги связи 4,4 3,8 3,4 4,4 3,9

компьютерные и информационные услуги 2,1 3,0 3,8 4,6 4,9

строительные услуги 2,0 2,9 2,3 2,2 2,8

государственные услуги 0,7 0,6 0,9 0,89 0,75

услуги в сфере культуры и отдыха 0,6 0,2 0,3 0,42 0,36

финансовые услуги 0,2 0,2 0,4 0,23 0,27

роялти и лицензионные платежи 0,2 0,1 0,1 0,27 0,19

страховые услуги 0,2 0,1 0,1 0,05 0,04

Источник: Внешняя торговля Республики Беларусь: стат. сб. - Минск: Нац. стат. комитет Респ. Беларусь, 2011. - С. 394 - 395.

В течение 2006 - 2010 годов все виды транспорта имели положительную динамику темпов роста. Наибольший удельный вес в экспорте и импорте занимали железнодорожный и автомобильный транспорт. Доля железнодорожного транспорта в экспорте колебалась от 1,61 % в 2006 году до 1,5 % в 2010 (с некоторым понижением в 2008 - 1,42 % и 2009 - 1,43 %); доля автомобильного транспорта соответственно: от 0,99 до 1,25 %; доля воздушного транспорта - от 0,32 до 0,38 %. С точки зрения географии наиболее тесное сотрудничество в сфере торговли услуг сложилось со странами вне СНГ. В значительных объемах велась торговля услугами с Литвой, Германией, Украиной, США, Латвией и Швейцарией.

В целом сложившаяся структура экспорта услуг свидетельствует о развитости трудоемких услуг: транспортных (в основном грузоперевозок), строительства и связи. Вместе с тем капиталоемкие, высокотехнологичные услуги, среди которых - кредитно-финансовые, страховые, информационные, научно-технические, консультационные, образовательные, представлены незначительно. Это связано с несовершенством инфраструктуры, в том числе финансовых рынков, нехваткой необходимых ресурсов, отсутствием навыков реализации продукции НИОКР на внешних рынках и др.

Итоги развития внешней торговли Республики Беларусь в 2011 году свидетельствуют об определенных позитивных сдвигах. Так, в 2011 году внешний товарооборот Беларуси составил 86 млрд. долл. и по сравнению с 2010 годом увеличился на 43 %, в том числе экспорт (40,3 млрд. долл.) вырос на 59,4 %, импорт (45,7 млрд. долл.) - на 31,1 %. Отрицательное сальдо (5,4 млрд. долл.) снизилось на 43,2 %. В географическом разрезе экспортно-импортные операции развивались с 202 странами мира. Из них товары поставлялись на рынки 156 государств, импортировались из 188 стран. Основными торговыми партнерами республики являлись Россия (44,9 % всего объема товарооборота), Нидерланды (7,6 %), Украина (7,2 %), Германия (5,1 %), Латвия (3,8 %), Китай (3,3 %), Польша (2,8 %), Бразилия и Италия (по 1,8 %), Венесуэла (1,5 %).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Товарооборот со странами вне СНГ вырос по сравнению с 2010 годом в 1,5 раза, составив 38,4 млрд. долл., в том числе экспорт белорусских товаров увеличился в 1,8 раза (20,8 млрд. долл.), импорт - на 23,1 % (17,7 млрд. долл.). В результате положительное сальдо составило 3,1 млрд. долл. При этом в значительной степени (в 1,6 раза) увеличился товарооборот со странами Европейского Союза, достигнув 24,4 млрд. долл. (экспорт товаров - 15,7 млрд. долл., импорт товаров - 8,7 млрд. долл.).

Товарооборот со странами СНГ увеличился на 39,3 %, или на 47,6 млрд. долл. Однако с данной группой стран сформировалось отрицательное сальдо на уровне 8,6 млрд. долл. вследствие превышения им-

порта (28,1 млрд. долл.) над экспортом (19,5 млрд. долл.). При этом со странами Таможенного Союза товарооборот вырос на 36,2 % и составил 39,4 млрд. долл., отрицательное сальдо составило 10,7 млрд. долл. [3; 4].

Необходимо отметить, что с целью достижения сбалансированности внешнеторговой деятельности правительством предпринимались меры по развитию географической и товарной диверсификации экспорта. При этом наряду с укреплением позиции Республики Беларусь на традиционных рынках стран СНГ, Азии, Америки, Африки и Океании, диверсификация экспорта развивалась главным образом посредством расширения географии поставок на новые рынки по трем основным направлениям:

а) выход на новые рынки, на которые ранее белорусская продукция не поставлялась. Так, в 2010 году география белорусского экспорта расширилась на 24 новые страны, среди которых: Барбадос, Буркина-Фасо, Габон, Гаити, Гибралтар, Гондурас, Джибути, Кабо-Верде, Камбоджа, Коста-Рика, Либерия, Мальта, Мартиника, Нигер, Папуа-Новая Гвинея, Парагвай, Уругвай, Фиджи, Французская Гвиана, Чад, Черногория, Центрально-Африканская Республика, Эль-Сальвадор, Ямайка. Суммарный объем экспорта в данные страны составил 24,2 млн. долл. (калийные удобрения, шины, тракторы, прутки из стали, печатные книги и брошюры и др.);

б) увеличение поставок белорусской продукции на рынки стран, на которые в предыдущие годы объемы поставок были незначительными, в том числе: увеличение объемов внешнеторговых сделок и расширение номенклатуры поставок в страны Азии (стекловолокно, продукция деревообработки, приборы и инструменты, насосы, двигатели, лекарственные средства, наручные часы, холодильники); устойчивый рост экспорта в страны Ближнего Востока и Африки сложной технической продукции (трактора, грузовые автомобили, части и оборудование к ним, подшипники, интегральные схемы, устройства на жидких кристаллах). Так, в 2010 году приросту экспорта способствовало увеличение объемов и номенклатуры поставок белорусской продукции на нетрадиционные рынки в размере 353,4 млн. долл. (Албания, Гвинея, Гватемала, Доминиканская Республика, Замбия, Индонезия, Камерун, Корея, Кот-д'Ивуар, Кувейт, Мавритания, Мали, Мьянма, Новая Зеландия, Панама, Сейшелы, Таиланд, Танзания, Шри-Ланка, Филиппины);

в) поставки на новые рынки традиционных для нашего экспорта товаров (автомобили грузовые - в Сербию, Египет и Эстонию; двигатели внутреннего сгорания - в Азербайджан; полуфабрикаты из нелегированной стали - в Иран и Румынию; жгут синтетических нитей - в Индию; сельхозтехника - в Китай; азотные удобрения - в Колумбию и Австралию. Во Францию - бесшовные трубы из черных металлов, древесный уголь, емкости из черных металлов для сжатого и сжиженного газа, калийные удобрения, части машин для обработки информации, воздушные и вакуумные насосы, компрессоры и вентиляторы, женская трикотажная одежда).

С целью расширения географии поставок белорусской продукции осуществляются конкретные меры в рамках реализации отраслевых и региональных программ развития экспорта, программы развития экспорта на новых рынках Азии, Африки, Австралии и Океании. Кроме того, организована система постоянного мониторинга и информирования белорусских производителей о проводимых тендерах по закупкам товаров и услуг в рамках реализации государственных программ зарубежных стран. Среди важнейших механизмов продвижения и закрепления белорусской продукции на перспективных рынках являются товаропроводящая сеть (ТПС), сборочные производства белорусской сложной технической продукции, объекты сервисного и гарантийного обслуживания.

Таким образом, правомерен вывод о том, что высокий уровень воспроизводственной открытости республики, с одной стороны, оказывает положительное влияние на экономический её рост, прирост ВВП за счет экспорта, но с другой - обусловливает риски, создает угрозы для экономической безопасности экономики. Это подтверждается, во-первых, зависимостью торгового баланса страны от состояния спроса и цен на мировых рынках сырья (нефть, газ, калийные удобрения, сельскохозяйственные товары и пр.); во-вторых, применением протекционистских мер в отношении национальных товаров; в-третьих, влиянием мировых кризисов на экономику республики. Так, в 2009 году снижение спроса на сырье на мировых рынках, промышленных товаров на российском рынке отразилось на сокращении экспорта на 34,6 %, импорта на 27,5 %. Произошли также рост неплатежей; снижение валютной выручки; увеличение отрицательного сальдо платежного баланса.

Отрицательное сальдо внешней торговли в свою очередь обусловило дефицит по счету текущих операций, который является одним из основных показателей внешнего дисбаланса и представляет собой разницу между кредитовыми и дебетовыми записями по товарам, услугам, доходам и трансфертам. В результате в связи с ограниченностью имеющихся активов Республика Беларусь была вынуждена осуществлять финансирование дефицита текущего счета платежного баланса главным образом как за счет кредитов и займов, а не привлечения иностранных инвестиций. Осуществление ежегодных международных заимствований в виде кредитов и займов привело к росту совокупного валового внешнего долга страны, который на 01.01.2011 составил около 28,5 млрд. долл. США, или 52,4 % валового внутреннего продукта, произведенного в 2010 году, что ухудшило международную инвестиционную позицию Республики Беларусь.

Следовательно, дефицит счета текущих операций платежного баланса Республики Беларусь обусловлен также наличием отрицательного сальдо инвестиционных доходов, возникающего вследствие увеличения сумм начисленных к выплате доходов по прямым инвестициям и процентов по привлеченным из-за рубежа кредитам и займам.

В целом в 2010 году дефицит счета текущих операций платежного баланса составил 15,6 % ВВП.

Мировой опыт свидетельствует о том, что страны с дефицитом платежного баланса проводят политику, направленную на стимулирование экспорта, сдерживание импорта товаров и услуг, привлечение иностранных инвестиций и ограничение вывоза капиталов. С этой целью правительства используют разнообразные инструменты: вводят ограничения на перевод за рубеж доходов по иностранным инвестициям и денежным трансфертам частных лиц, сокращают размеры безвозмездной помощи; повышают пошлины на ввоз импортных товаров, уменьшают количество ввозимого импорта, сокращают налоги иностранным владельцам ценных бумаг в целях притока капитала в страну, стимулируют приток иностранных инвестиции, вводят льготный режим амортизации основного капитала и др. Это воплощается в политике протекционизма, жесткой денежно-кредитной и дефляционной политике.

Вместе с тем опыт стран показывает, что для обеспечения сбалансированности экономики при превышении дефицита текущего счета 8 % ВВП необходимы преобразования, направленные на изменение структуры экономики, что позволяет уменьшить ее зависимость от импорта природных ресурсов, переориентировать производство и диверсифицировать экспорт в сторону более наукоемких товаров и услуг. В связи с этим в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 - 2015 годы поставлена задача по выходу к концу пятилетки на положительное сальдо внешней торговли посредством увеличения экспорта товаров более чем в 2 раза и услуг в 3 раза; снижения импортоемкости (энергоемкость, материалоемкость) и развития импортозамещения в результате структурной перестройки экономики, сохранения и наращивания в экспорте доли промышленной продукции и услуг (транспортных, туристических, финансовых); повышения удельного веса в экспорте наукоемких и инновационных товаров, произведенных по технологиям пятого и шестого укладов.

Заключение. Республика Беларусь последовательно реализует принцип многовекторности развития внешней торговли, позволяющий устанавливать внешнеторговые отношения со многими странами мира, решать проблемы увеличения валютных поступлений, поиска более выгодных условий торговли, новых рынков.

ЛИТЕРАТУРА

1. Внешняя торговля Республики Беларусь: стат. сб. - Минск: Нац. статист. комитет Респ. Беларусь, 2011.

2. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kali.by/russian/news.html.

3. Кот, А. Беларусь в 2011 году вдвое увеличила экспорт товаров в страны ЕС / А. Кот [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://news.tut.by/economics/274565.html. - Дата доступа: 16 февр. 2012 г.

4. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/ftrade1.php.

Поступила 30.03.2012

MULTIVECTOR FOREIGN TRADE IN THE REPUBLIC OF BELARUS DURING POST-CRISIS PERIOD

G. SHMARLOVSKAYA

One of leading principles of the organization of external economic policy of Belarus - multivector economic relations is considered. The world economic crisis was investigated as a factor caused updating of directions of realization of the principle of multivector foreign trade development. There were revealed the tendencies of foreign trade development of the republic during pre-crisis and post-crisis periods, including on commodity and geographical structure of export and import of goods, services are revealed; the reasons which are constraining foreign trade development and also influencing increase of negative balance in the payment balance. There were analyzed measures and directions for geographic and commodity export diversification development, including: an exit to new markets where Belarusian production hadn't been earlier delivered; increase deliveries of Belorussian production to countries markets where volumes of deliveries were insignificant in previous years; deliveries traditional for our export goods to the new markets. It is shown that dynamics of foreign trade is connected to recurrence of world economy development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.