Научная статья на тему 'Многовекторная модель профессиональной подготовки как кадровый ресурс современного образования'

Многовекторная модель профессиональной подготовки как кадровый ресурс современного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гришина Н. Ю.

Стратегия реформирования профессионального образования в России предполагает совершенствование кадрового ресурса образовательных учреждений. В статье представлен опыт подготовки и проведения курсов повышения квалификации для преподавателей и мастеров производственного обучения в рамках реализации проекта «Модернизация системы начального профессионального и среднего профессионального образования для подготовки специалистов в области энергетики» на базе отраслевого межрегионального ресурсного центр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гришина Н. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Многовекторная модель профессиональной подготовки как кадровый ресурс современного образования»

МНОГОВЕКТОРНАЯ МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КАК КАДРОВЫЙ РЕСУРС СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© Гришина Н.Ю.*

Чебоксарский электромеханический колледж Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики, г. Чебоксары

Стратегия реформирования профессионального образования в России предполагает совершенствование кадрового ресурса образовательных учреждений. В статье представлен опыт подготовки и проведения курсов повышения квалификации для преподавателей и мастеров производственного обучения в рамках реализации проекта «Модернизация системы начального профессионального и среднего профессионального образования для подготовки специалистов в области энергетики» на базе отраслевого межрегионального ресурсного центр.

Ключевые слова повышение квалификации, ресурсный центр, сетевое взаимодействие, компетентностный подход, профессиональная стажировка; активные методы преподавания.

Одним из направлений Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 61, по которому оценивается эффективность и результативность Программы, является обеспечение качества образования на всех уровнях образовательной системы, включая дошкольное и дополнительное образование, соответствующего требованиям инновационного развития России, показателем чего является рост численности преподавателей, регулярно проходящих повышение квалификации.

Учитывая, что Российская Федерация сегодня включается в Болонский процесс, целесообразно применение международного опыта организации системы повышения квалификации преподавателей в ведущих странах. Дже-милев в статье «Сравнительный анализ повышения квалификации учителей за рубежом» считает, что в англоязычных странах в отличие от России существует понятие «профессиональное развитие» и «развитие учителей», а в немецкоговорящих странах разделяют понятия «продолженное образование учителей» и «дальнейшее образование учителей» [1]. Большую роль в повышении квалификации учителей почти всех европейских стран играют соответствующие центры и профессиональные объединения педагогов (союзы, общества, ассоциации и т.д.). По мнению О.Н. Орловой велико участие в этом процессе различных центров педагогической поддержки, корпо-

* Преподаватель.

раций, фирм, международных организаций, частных учреждений. Так, в Германии организацией профессионального развития педагогов занимаются церковь, сберегательные кассы, банки, издательства, что говорит об отчетливом общественно-государственном характере системы повышения квалификации педагогов в этой стране [2].

Анализируя особенности организации повышения квалификации в ведущих странах мира, мы пришли к следующим выводам:

1. литература и источники обобщают опыт организации повышения квалификации преимущественно преподавателей учреждений общего образования;

2. существующие системы повышения квалификации в развитых странах (Великобритания, США, Германия, Япония) имеет свою специфику, но находятся в постоянном развитии в соответствии с требованием общества [3];

3. все страны стремятся использовать позитивный опыт друг друга, в результате чего происходит взаимообогащение и совершенствование системы национального повышения квалификации;

4. организация обучения преподавателей базируется на поведенческом, социально-психологическом, персонологическом, андрагоги-ческом и когнитивном теоретических подходах;

5. преподавателю в современных условиях предъявляются особые требования, он должен обладать всеми необходимыми компетенциями, постоянно совершенствовать свои знания по преподаваемым дисциплинам и в междисциплинарных областях (педагогика, психология, валеология и др.), а также обладать широкой эрудицией, быть патриотом своей страны, иметь устойчивые моральные принципы.

Для проведения курсов повышения квалификации проведена определенная предварительная работа. Разработанные программы прошли согласование с образовательными учреждениями, работодателями и региональными органами управления образованием, утвержден сетевой план-график реализации программ повышения квалификации. С региональными органами управления образованием, руководителями учреждений профессионального образования и работодателями отрасли - участниками сетевого взаимодействия согласованы списки слушателей. Руководителям образовательных учреждений были разосланы информационные письма с приглашением руководителей структурных подразделений, методистов, преподавателей и мастеров производственного обучения принять участие в обучающих курсах повышения квалификации по приоритетным направлениям подготовки и программам в формате сетевого взаимодействия. Образовательные учреждения имели возможность отправить заявки по электронной почте или через сайт в режиме on-line.

Целью повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний преподавателей специальных дисциплин, мастеров производственного обучения, методистов учреждений профессионального образования в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных активных методов преподавания дисциплин и решения задач в условиях модернизации профессионального образования.

Задачи:

- освоение современных производственных технологий в области энергетики с целью реализации вариативных частей сетевых образовательных программ;

- освоение современных педагогических, аудиовизуальных, коммуникационных, цифровых образовательных технологий, медиаре-сурсов и систем промышленного назначения;

- обучение слушателей курсов 1Т-технологиям для создания интерактивной образовательной среды на основе сетевого взаимодействия;

- освоение методики разработки контрольно-оценочных средств в профессиональной системе обучения на основе компетентностного подхода;

- освоение основных принципов государственной политики в области образования и применение их в профессиональной деятельности.

С целью успешного и своевременного решения заявленных задач осуществлены следующие виды работ: совместно с работодателями отрасли разработаны семь программ повышения квалификации (объемом 72 часа) для преподавателей учреждений профессионального образования - участников сетевого взаимодействия на базе МОРЦ по вопросам распространения положительного опыта, моделей взаимодействия и разработанных тринадцати сетевых образовательных программ для кадрового обеспечения приоритетной области экономики Российской Федерации, предусматривающих профессиональную стажировку на ведущих предприятиях отрасли. В основу программ повышения квалификации положен компетентностно-ориентиро-ванный подход как наиболее эффективный метод повышения квалификации; программы повышения квалификации согласованы с работодателями отрасли, региональными органами управления образованием и руководителями более 12 учреждений профессионального образования - участников сетевого взаимодействия; сформированы списки слушателей, которые согласованы с руководителями образовательных учреждений, с региональными органами управления образованием и с работодателями отрасли. В результате проведено обучение по программам повышения квалификации на базе ресурсного центра для 424 слушателей из 12 регионов Российской Федерации. Программами курсов предусмотрено обсуждение методических вопросов обучения по разработанным 13 сетевым программам с использованием соответствующих УМК, консультирование участников обучения по вопросам разработки и реа-

лизации вариативных частей (модулей) сетевых образовательных программ и УМК с учетом специфики и потребностей конкретных предприятий отрасли -социальных партнеров, а также профессиональная стажировку на ведущих предприятиях отрасли энергетики и защита итоговых выпускных работ, содержащих модуль (модули) вариативной части программ и УМК.

Программы повышения квалификации были ориентированы: на формирование у слушателей системных знаний о сетевом взаимодействии, сетевых образовательных программах, инновационных средствах и методах обучения на базе современных информационных и дистанционных технологий, об их технических и педагогических возможностях и путях внедрения в учебный процесс. Было акцентировано внимание на ознакомление с современными программными средствами, используемыми в российских и зарубежных образовательных учреждениях, распространение положительного опыта моделей сетевого взаимодействия на базе МОРЦ; владение слушателями практическими приемами обучения на современном учебно-лабораторном и учебно-производственном оборудовании с использованием средств образовательных видеокоммуникаций, электронных и Интернет-тренажеров по профилю сетевых программ, современного оборудования и технологических ресурсосберегающих технологий ведущих предприятий отрасли в условиях модернизации экономики; на преодоление психологического барьера, связанного с трудностями перехода на образовательные стандарты третьего поколения; стимулирование профессионального роста и расширение индивидуальных профессиональных компетенций [3]. При проведении курсов повышения квалификации для преподавателей спецдисциплин и мастеров производственного обучения внедрялся опыт практики повышения квалификации в Германии, где наиболее распространенными являются следующие активные методы обучения: тренинги, программированное, компьютерное обучение, учебные групповые дискуссии, анализ конкретных ситуаций (case-study), деловые и ролевые игры [2].

Преподаватели, ведущие занятия, использовали современные интерактивные методы обучения, которые позволяют за достаточно короткий срок изучить довольно большой объем информации, обеспечивали высокий уровень овладения слушателями изучаемого материала, в силу его хорошей структурированности и закрепления его на практических занятиях, что показали итоги защиты выпускных работ по окончании курсов. Результаты мониторинга качества проведения курсов показали, что более 95 % слушателей удовлетворены содержанием программ повышения квалификации, полученной информацией по актуальным вопросам разработки сетевых образовательных программ и контрольно-оценочных средств; качеством раздаточных материалов и используемых технических, информационных и методических ресурсов. Положительные отзывы слушателей фиксировались не только в анкетах ежедневного мониторинга, но и на форуме МОРЦ.

Отличительной особенностью курсов повышения квалификации на базе МОРЦ является организация и проведение профессиональной стажировки на ведущих предприятиях отрасли энергетики, что позволяет оценить их высокую практическую значимость и характеризует степень распространения современных технологий и инноваций в системе образования по регионам Российской Федерации.

Многовекторная модель профессиональной подготовки на базе МОРЦ ориентирована на широкомасштабное использование для достижения высокого качества образовательной деятельности всех участников сетевого взаимодействия.

Список литературы:

1. Джемилева Н.Н. Сравнительный анализ повышения квалификации учителей за рубежом // Ярославский педагогический вестник - 2011. - № 1. -Том II (Психолого-педагогические науки).

2. Орлова О.Н. Становление и развитие системы повышения квалификации учителей религии в Германии (на примере федеральной земли Северный Рейн-Вестфалия): автореф. дисс. ... канд. пед. наук / О.Н. Орлова -Курск, 2007.

3. Хатюшина А.А. Теория и практика повышения квалификации учителей США: на примере штата Южная Каролина: автореф. дисс. ... канд. пед. наук: защищена 04.06.2009 / А.Н. Хатюшина - М., 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.