Научная статья на тему 'Многоуровневость образовательного процесса в вузе как основа подготовки научных кадров'

Многоуровневость образовательного процесса в вузе как основа подготовки научных кадров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
44
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Многоуровневость образовательного процесса в вузе как основа подготовки научных кадров»

Научная жизнь

149

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

МНОГОУРОВНЕВОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ КАК ОСНОВА ПОДГОТОВКИ НАУЧНЫХ КАДРОВ

На современном этапе развития общества образование имеет огромную значимость. Одна из общих его тенденций - непрерывность. Если это потребность общества, если образование на протяжении всей жизни востребовано, следовательно, оно должно быть организационно обеспечено системой государственных и общественных институтов.

Многоуровневость развития профессионального образования, цель которого - рост инновационного потенциала личности, широко представлена в Чебоксарском кооперативном институте. Она начинается в колледже института - сразу после окончания учеником 9 или 11 класса средней школы. Затем следует освоение программ высшего образования на уровне бакалавриата. Те студенты, которые имеют сильное рвение к учебе, могут продолжить обучение в магистратуре и аспирантуре.

Бакалавриат, магистратура, аспирантура на современном этапе - различные уровни высшего образования. Бакалавриат и магистратура отличаются программами обучения. Для магистрантов разрабатываются более сложные программы, дающие углубленные знания, позволяющие будущим магистрам продолжить теоретическую научную работу в выбранном направлении. Бакалавр же в течение меньшего срока обучения получает лишь тот уровень знаний, который пригодится ему в профессиональной деятельности. И, несмотря на то что бакалавриат является высшим образованием 1-го уровня из трех названных, это не значит, что данный уровень менее престижен. Отличие заключается в целях получения образования: бакалавриат направлен на изучение базовых дисциплин ровно в том объеме, который необходим для работы по специальности.

Диплом бакалавра и диплом специалиста являются основанием для продолжения образования в магистратуре, которая выпускает профессионалов с более углубленной специализацией, способных на решение сложных задач. Сферой применения их знаний и умений будет научно-исследовательская деятельность и самостоятельная аналитическая работа. Основная задача магистратуры - подготовить профессионалов для успешной карьеры в международных и российских компаниях, а также аналитической, консультационной, научно-исследовательской и преподавательской деятельности.

Магистерская программа включает в себя две приблизительно равные по объему составляющие - образовательную и научно-исследовательскую. Соответственно, по ее окончании необходимо, во-первых, сдать экзамены и, во-вторых, представить научно-исследовательскую работу: магистерскую диссертацию. Диплом магистра по уровню ближе к кандидатской диссертации, поэтому к нему предъявляются более высокие требования. В процессе обучения магистранты приобретают также педагогические компетенции - в отличие от бакалавров они могут преподавать в учебных заведениях. Иными словами, магистратура - это более системный подход к выбранной сфере деятельности и другие карьерные перспективы.

На кандидатском экзамене по истории и философии науки. В комиссии заседают (слева направо): доктор экономических наук, профессор Л.П. Федорова, доктор исторических наук, доцент Е.М. Михайлова, доктор исторических наук, профессор, ректор В.В. Андреев, доктор философских наук, профессор Н.А. Исмуков

150

Вестник Российского университета кооперации. 2016. № 4(26)

Для тех, кто выбрал научную карьеру, магистратура является прекрасной подготовкой к поступлению в аспирантуру с перспективой получения степени кандидата наук. За время обучения в магистратуре будущий аспирант должен привыкнуть к самостоятельной научной работе, потому что аспирантура - это не только более высокая образовательная ступень. Это самостоятельная форма получения образования, цель которой - научиться заниматься научной работой.

Аспирант должен сам определить интересующее его (или просто актуальное) научное направление, выбрать тему исследования, изучить литературу, связанную с ней, организовать эксперимент, получить и обработать данные, сравнить свои результаты с уже имеющимися в науке и сделать выводы. В сущности, диссертация похожа на добросовестно выполненную (а не скачанную из Интернета) курсовую или дипломную работу, но должна содержать больше научной новизны и практической (и/или теоретической) значимости.

Правом на обучение в аспирантуре обладают студенты, имеющие диплом специалиста или магистра. Если вы твердо решили связать свою жизнь с научной деятельностью или преподаванием, поступление в аспирантуру станет для вас почти неизбежным шагом.

Степень кандидата наук достигается защитой диссертации после обучения сроком до 3 лет в очной аспирантуре (или до 4 лет в заочной аспирантуре). За это время предстоит подготовить несколько научных публикаций и сдать три кандидатских экзамена - обычно это история и философия науки, иностранный язык и экзамен по специальной дисциплине. Получение степени кандидата наук происходит посредством защиты диссертации перед диссертационным советом. После повторной проверки работы (на этот раз Высшей аттестационной комиссией - ВАК) и при положительном решении комиссии соискатель получает заветный диплом кандидата наук.

С 1 сентября 2016 года в ЧКИ функционирует специально созданный для совершенствования подготовки научных кадров отдел аспирантуры, магистратуры и дистанционных образовательных технологий, который, являясь молодым по времени образования, имеет довольно длительную историю, так как аспирантура в институте была создана в 1994, а магистратура - в 2011 г.

Таким образом, многоуровневая система вузовской подготовки, представленная в Чебоксарском кооперативном институте, позволяет каждому выбрать личную образовательную траекторию, исходя из собственной жизненной ситуации, финансовых и интеллектуальных возможностей, а также профессиональных интересов.

Л.С. Чопенко, кандидат педагогических наук, заместитель начальника отдела аспирантуры, магистратуры и дистанционных образовательных технологий Чебоксарского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации

Сотрудники отдела аспирантуры, магистратуры и дистанционных образовательных технологий ЧКИ РУК

(слева направо): кандидат педагогических наук Л.С. Чопенко, кандидат экономических наук, начальник отдела С.Ю. Гурова, А.Н. Краличкина, Е.А. Автономова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.