Научная статья на тему 'МНОГОУРОВНЕВАЯ ВАРИАТИВНАЯ МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ К РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

МНОГОУРОВНЕВАЯ ВАРИАТИВНАЯ МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ К РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
15
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МНОГОУРОВНЕВАЯ ВАРИАТИВНАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ / КАСКАДНАЯ МОДЕЛЬ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / ПОЗИЦИЯ УЧИТЕЛЯ ПО ОТНОШЕНИЮ К ИННОВАЦИЯМ / РОЛЬ ТЬЮТОРОВ ВО ВВЕДЕНИИ ФГОС / MULTI-LEVEL ELECTIVE TEACHERS' TRAINING / TEACHER'S ATTITUDE TOWARDS INNOVATION / THE CASCADE MODEL OF TRAINING / THE ROLE OF TUTORS IN THE INTRODUCTION OF FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тивикова С. К.

В статье рассматриваются основные проблемы введения ФГОС начального общего образования, определены возможные пути их решения, одним из которых может стать многоуровневая вариативная подготовка педагогов. Определены особенности каскадной модели повышения квалификации и роль тьюторов в реализации идей ФГОС НОО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The multi-level alternative model of teachers' preparation to the realization of Federal State Educational Standards of the general primary education

The article reviews the main issues of introducing the Federal State Educational Standards of primary general education. The author of the article gives the possible solutions, one of which, in her opinion, may become the multi-level elective teachers' training. The author of the article also describes the main features of the cascade model of teachers training and the role of tutors in the realization of ideas of the Federal State Educational Standards.

Текст научной работы на тему «МНОГОУРОВНЕВАЯ ВАРИАТИВНАЯ МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ К РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

употребляя, однако, этого термина. Речь шла о требованиях к специалисту, и почти все из предусмотренного стандартом входило в это понятие. Мы полагаем, что не стоит противопоставлять компетентность знаниям: следует говорить о поиске методов, повышающих осознанность усвоения профессиональных знаний студентами, о развитии у них познавательных интересов, желания и умения самостоятельно находить необходимые знания, не скачивая их бездумно из Интернета.

К сожалению, у большинства современных студентов отсутствует интерес к знаниям, даже к запоминанию. Много ли студентов сегодня знает наизусть А. С. Пушкина? Есть ли у них любимые поэты? Вспомнят ли они, наконец, сказки, которые могли бы рассказать детям, не заглядывая в книгу? Могут ли прочесть детские стихи А. Барто, спеть народные песенки и потешки? Между тем проведенные американскими учеными исследования доказали, что человек, у которого долго сохраняется память, — долгожитель.

Завершая разговор, обратимся еще к одному аспекту, который обойден (и всегда обходился) вниманием в стандарте.

Сегодня нас волнует проблема профессионального выгорания педагога. Сколько может проработать учитель с детьми, сохраняя профессиональную форму? Это зависит не только от состояния нервной системы педагога, условий его жизни и работы, взаимоотношений с детьми, родителями, коллегами. Многое связано с умением владеть собой, восстанавливать свои силы. В связи с этим полагаем, что эффективным было бы введение в курс психологии специальных тренингов для студентов. Ведь профессиональное выгорание губительно не только для педагога, но и для детей, с которыми он общается. Значит, нельзя не думать об этом при подготовке специалиста.

Подводя итог, хочу отметить, что новые стандарты — современный документ, и в целом он вызывает положительное отношение. Однако предстоит много работы. И если мы будем «спешить не торопясь», если не будем разрушать все до основания, а потом строить что-то якобы новое, если будем бережно относиться к собственному опыту и опыту коллег, то, может быть, нам удастся решить задачи, поставленные в обсуждаемом стандарте.

МНОГОУРОВНЕВАЯ ВАРИАТИВНАЯ МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ К РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

С. К. ТИВИКОВА, кандидат педагогических наук,

заведующая кафедрой начального образования НИРО nachobr@bk.ru

В статье рассматриваются основные проблемы введения ФГОС начального общего образования, определены возможные пути их решения, одним из которых может стать многоуровневая вариативная подготовка педагогов. Определены особенности каскадной модели повышения квалификации и роль тьюторов в реализации идей ФГОС НОО.

The article reviews the main issues of introducing the Federal State Educational Standards of primary general education. The author of the article gives the possible solutions, one of which, in her opinion, may become the multi-level elective teachers' training. The author of the article also describes the main features of the cascade model of teachers training and the role of tutors in the realization of ideas of the Federal State Educational Standards.

Ключевые слова: многоуровневая вариативная подготовка педагогов, каскадная модель повышения квалификации, позиция учителя по отношению к инновациям, роль тьюторов во введении ФГОС

Key words: multi-level elective teachers' training, the cascade model of training, teacher's attitude towards innovation, the role of tutors in the introduction of Federal State Educational Standards

Основной задачей повышения квалификации специалистов начального образования и администрации образовательных учреждений становится освоение идей Федеральных государственных образовательных стандартов и способов их реализации.

Переход на Федеральные государственные образовательные стандарты предполагает новое качество начального образования. Приоритетным направлением изменений в начальной школе сегодня является устойчивая тенденция к смещению акцентов в целевых установках образования учащихся. Целью образования становятся воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Поставленная цель образования требует корректировки всех компонентов методической системы (содержания, средств, методов и приемов, форм организации деятельности) сообразно ведущей цели, а также изменения теоретических основ современного образования с учетом реализации системно-деятельност-ного подхода, который делает возможным полноценное осуществление развивающей и воспитывающей функций образования, обеспечивает его гуманизацию, обосновывает индивидуализацию и дифференциацию обучения.

Возникает необходимость научного и

методического сопровождения стандарта, что предполагает изменения в оценке профессиональной деятельности педагогов и новые подходы к повышению их квалификации, экспериментальное исследование отдельных аспектов введения стандарта, определение новых направлений оценки планируемых результатов начального образования, необходимость широкого информирования педагогов и родителей о целях и задачах стандарта.

Основные направления организационно-методического сопровождения внедрения ФГОС начального общего образования в Нижегородской области связаны с тремя основными требованиями, обозначенными в стандарте: «к результатам освоения Основной образовательной программы начального общего образования; к структуре Основной образовательной программы начального общего образования...; к условиям реализации Основной образовательной программы, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям» [1, с. 4].

Основной задачей повышения квалификации специалистов начального образования и администрации образовательных учреждений становится освоение идей Федеральных государственных образовательных стандартов и способов их реализации, что предполагает непрерывное об-

разование педагогических кадров, способных обеспечить духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся в соответствии с новыми ФГОС, создание условий для самообразования педагогов.

Анализ пробного введения ФГОС в других регионах, анкетирование учителей начальных классов, опыт проведения квалификационных курсов кафедрой начального образования ГОУ ДПО НИРО позволил выделить некоторые проблемы, связанные с переходом начальной школы Нижегородской области на новый стандарт.

Первая группа проблем связана с новым уровнем требований к профессиональной компетентности учителя, реализующего ФГОС:

3 формирование отношения педагогов к своей профессиональной деятельности при переходе на новые стандарты;

3 потребность учителя в освоении содержательного компонента стандарта; содержательное освоение ФГОС;

3 освоение деятельностного подхода к обучению и воспитанию младших школьников; освоение всего многообразия видов деятельности педагога, которые необходимы для введения ФГОС;

3 соответствие личностных качеств и установок учителя требованиям стандарта.

Вторая группа проблем связана с реализацией базовых функций кафедры начального образования. Речь идет о проблемах становления системы персонифицированного заказа на образовательные услуги; организации научно-исследовательской работы по наиболее актуальным проблемам начального образования и дополнительного постдипломного образования учителей начальных классов; проведения опытно-экспериментальной работы в образовательных учреждениях с целью апробации перспективных научных идей; осуществления мониторинга образовательной деятельности начальной школы в условиях перехода на ФГОС.

Третья группа проблем носит орга-

низационный характер и связана, в частности, с координацией деятельности различных участников образовательного процесса, направленной на выбор из множества идей оптимальных вариантов; с необходимостью повышения квалификации значительного числа учителей начальных классов в сжатые сроки.

При определении путей решения этих проблем возникла потребность в изменении имеющейся модели повышения квалификации в соответствии с требованиями к условиям реализации ФГОС и ориентацией на проблемы современного состояния школы, в том числе с учетом постоянной обратной связи с разноуровневым контингентом педагогических кадров.

Спецификой педагогического процесса в системе повышения квалификации учителей, как известно, является то, что в качестве обучающихся выступают взрослые люди, имеющие определенный профессиональный опыт, сложившиеся взгляды, в том числе на цели, возможности, содержание, структуру современного образования. Возникновение потребности работающего педагога в его собственном самосовершенствовании как профессионала, в развитии личности обусловлено самыми разными причинами: изменением социальной ситуации, необходимостью психологической перестройки, видением педагогом перспектив своей работы, анализом своей деятельности, ее результативности и т. д. Рефлексивный характер педагогической деятельности проявляется как в отношении учителя к учащимся, к совместной деятельности взрослых и детей, так и в отношении учителя к самому себе.

Именно поэтому одной из основных задач в системе повышения квалификации является изучение процесса возникновения новых потребностей, мотивов, способов поведения, новых отношений в профессиональной деятельности.

Одной из основных задач в системе повышения квалификации является изучение процесса возникновения новых потребностей, мотивов, способов поведения, новых отношений в профессиональной деятельности.

С этой целью кафедрой был проведен анализ отношения педагогов к своей профессиональной деятельности при переходе на новые стандарты. Это позволило выделить несколько наиболее типичных позиций, которые занимают учителя начальных классов по отношению к инновационным процессам, связанным с введением ФГОС, и определить, какая форма повышения квалификации окажется оптимальной для каждого учителя.

3 Учителя, с недоверием, а иногда и негативно относящиеся к любым изменениям в их профессиональной деятельности; ориентированные прежде всего на предметные результаты образования, отторгающие те виды деятельности, в которых присутствуют субъект-субъектные отношения. При новом содержании обучения они стремятся использовать старые (репродуктивные) методы и формы обучения, авторитарный стиль общения с детьми и коллегами.

3 Учителя, отличающиеся индифферентным отношением к инновациям, страхом перед новыми видами деятельности. Этим учителям свойственны, как правило, отсутствие творческого опыта в педагогической деятельности и стремление оправдать свою инертность дефицитом времени, большой загруженностью, связанной с выполнением профессиональных обязанностей. Знакомясь с новыми подходами к начальному образованию, они стремятся вычленить лишь некоторые, наиболее, с их точки зрения, понятные и доступные виды работы, не всегда до конца понимая их суть и особенности обучения им младших школьников. Так, конструирование текстов на основе моделей становилось одним из репродуктивных видов работы, а акцентное вычитывание текста — выборочным чтением.

3 Учителя, у которых имеются опре-

Важно выделить несколько наиболее типичных позиций, которые занимают учителя начальных классов по отношению к инновационным процессам, связанным с введением ФГОС, и определить, какая форма повышения квалификации окажется оптимальной для каждого учителя.

деленные образовательные потребности, стремление к саморазвитию, но в то же время сохраняется установка на имитационную деятельность, часто без учета реальной педагогической ситуации и своих личностных особенностей.

3 Учителя-исследователи, осваивающие новые подходы к обучению, возникающие в рамках ФГОС НОО, на основе личных убеждений, стремящиеся к глубокому осмыслению теоретических основ этих подходов и умеющие реализовать соответствующие принципы, методы, формы на практике; при проведении любых инноваций принимающие во внимание традиции российской педагогической школы. Данные педагоги способны адаптировать учебный материал к реальным условиям школы, отбирать и модифицировать предлагаемые приемы, органически включая их в ту систему, которой они уже владеют; исходить из возрастных и индивидуальных особенностей детей, а также собственных интересов и возможностей.

Учителя, относящиеся к четвертой группе, являются наиболее чуткими к современным запросам общества, а поэтому испытывают неудовлетворенность несоответствием между социальными ожиданиями, требованиями к образованию и скромными результатами образовательной деятельности в широком смысле этого понятия, между разъединенностью педагогической науки и практики.

Выявление данных групп учителей показало, что подготовка педагогов начального образования к введению ФГОС должна быть как вариативной, так и многоуровневой. Сегодня этот подход может опираться на концепцию «ядра и оболочки», которая составляет фундаментальную основу содержания образования, принятого в документах, сопровождающих стандарт.

Для реализации этой задачи в ГОУ ДПО НИРО разработана вариативная многоуровневая модель повышения квалификации специалистов начального образования.

Обеспечить изменение негативного или индифферентного отношения к переменам, неизбежным в связи с введением ФГОС НОО, позволяет прежде всего деятельност-ный подход к организации обучения, когда учитель овладевает теми способами действий, которые он будет в дальнейшем открывать вместе с детьми (например, способами работы с информацией). В процессе курсовой подготовки учитель должен испытывать чувство удовлетворения не от содержания занятий или технологии преподнесения материала, а от собственного продвижения, понимания конечной цели любого своего методического действия.

Многоуровневая подготовка основывается на потребностях и возможностях учителей и обеспечивается личностно ориентированным подходом к повышению их квалификации. Выше нами условно были выделены четыре группы учителей начальных классов (в частности, в зависимости от их позиции по отношению к инновациям, связанным с введением ФГОС), подготовка которых к введению стандарта происходит по-разному.

Учителя, для которых характерны первая или вторая позиция, проходят подготовку к реализации стандарта в рамках квалификационных курсов «Теория и методика преподавания в начальных классах в условиях внедрения ФГОС», где могут получить определенный комплекс знаний о целях, задачах, принципах, методологическом обосновании, содержании, технологиях, планируемых результатах начального образования на современном этапе, требованиях к основным участникам образовательного процесса.

Содержание и структура этих курсов также дают возможность практической деятельности учителя в проектировании современного урока, освоении различных способов работы с информацией, постановки и решения учебных задач, развитии коммуникативных и регулятивных действий, освоении учебного сотрудничества при работе в парах и группах.

Актуальность повышения квалификации для данной группы учителей может заключаться в том, что курсы помогают определить проблемы, стоящие перед каждым учителем, и являются определенным катализатором для начала личностных изменений, направленных на саморазвитие, самосовершенствование, самореализацию, в том числе профессиональную, что ведет к соблюдению принципа непрерывности постдипломного образования; способствуют не только зарождению интереса к содержанию стандарта, но и стремлению практически реализовать его.

Самым сложным для учителей этой группы, прошедших повышение квалификации и осознавших необходимость перемен, является изменение собственного сознания. Так, например, знакомясь в ходе курсов с системами развивающего обучения, многие педагоги убеждаются в том, что по этим системам трудно не детям учиться, а учителю работать, поскольку это требует «ломки» стереотипов, привычных, устоявшихся годами (а то и десятилетиями) подходов к обучению младших школьников.

Решить эту проблему только с помощью квалификационных курсов невозможно, поэтому здесь необходимы помощь районных методистов или тьюторов, включение учителя в творческую группу, где поддержку оказывают не только сотрудники кафедры начального образования, но и учителя, имеющие опыт работы по данным системам.

Третья группа учителей — это педагоги, осознающие свои образовательные и профессиональные потребности. В наибольшей степени удовлетворению этих потребностей способствуют квалификационные модульные курсы «Современные подходы к обучению и воспитанию младших школьников в условиях внедрения ФГОС», курсы «Психодидактические основы начального образования в условиях внедрения

Многоуровневая подготовка основывается на потребностях и возможностях учителей и обеспечивается личностно ориентированным подходом к повышению их квалификации.

ФГОС» для учителей, имеющих высшую и первую категории, или накопительная система повышения квалификации.

При таком типе послевузовского образования акцент переносится с накопления информации на освоение способов ее получения, на анализ и планирование своих действий, умение критически рассматривать факты и данные, умение вести диалог и слышать оппонента.

Четвертая группа — это учителя, которые не только осознают свои потребности, но и имеют определенный опыт творческой, исследовательской деятельности, способные видеть стоящие перед ними проблемы и искать пути их решения. Для этих педагогов кафедрой разработаны проблемно-тематические курсы, педагогические мастерские и мастер-классы.

Одной из самых перспективных для всех групп учителей представляется каскадная модель повышения квалификации, предполагающая объединение деятельности кафедры начального образования и тьюторов. Повышение квалификации при этом осуществляется на базе методических округов, объединяющих несколько районов Нижегородской области, и с помощью дистанционного обучения, в том числе с помощью вебинаров. Затем подготовка учителей может продолжаться в рамках накопительной системы повышения квалификации на базе ГОУ ДПО НИРО.

Каскадная модель включает и многоцелевую непрерывную подготовку тьюторов (методистов и заместителей директоров, курирующих начальное образование, председателей районных методических объединений, учителей высшей категории). Их функции не ограничиваются только обучением в рамках специально созданной для них модели очно-дистанционного повышения квалификации, а заключаются также в оказании поддер-

Одной из важнейших задач тьютора является психолого-педагогическая поддержка (сопровождение) педагогов, начинающих работу по новым стандартам и адаптирующихся к новым требованиям.

жки учителям начальных классов, в разъяснении особенностей стандарта родительской общественности. Курсы для тьюторов «Стандарт начального общего образования: содержание, особенности внедрения и условия реализации» состоят из двух модулей («Новый образовательный стандарт и специфика подготовки учителей начальных классов к его внедрению» и «Система оценивания планируемых результатов обучения»), а также научно-методических семинаров в межсессионный период.

Одной из важнейших задач тьютора является психолого-педагогическая поддержка (сопровождение) педагогов, начинающих работу по новым стандартам и адаптирующихся к новым требованиям. Оптимальным в данном случае является вариант, когда тьютором становится районный методист, курирующий начальное образование. К сожалению, данный подход к определению тьюторов был реализован далеко не во всех районах Нижегородской области.

Сегодня учитель имеет широкие возможности выбора образовательных систем и моделей, технологий обучения и воспитания, собственных творческих поисков. Но вариативность и мобильность требуют от педагога достаточно высокого уровня развития осознанности и рефлексивности, способности оценивать и корректировать свою деятельность.

Приходится констатировать, что далеко не все учителя справляются самостоятельно с ситуацией выбора, и здесь важна помощь тьютора, с которым возможно установление отношений не соподчинения, а партнерства. Роль тьютора заключается в принятии позиции каждого педагога, проходящего период адаптации к новым требованиям, и признании права учителя на выбор вариантов реализации ФГОС с учетом преобладания диалоговых форм общения и решения проблем.

Несмотря на значение психолого-педагогического сопровождения, данная функ-

ция не является для тьютора единственной. Важнейшими для него становятся педагогическая, просветительская, исследовательская, экспертная функции.

Качественные изменения в образовательной среде, связанные с переходом на новый стандарт, требуют выделения (осознания педагогами) этапов его введения в учебно-воспитательный процесс образовательного учреждения.

В качестве первого, подготовительного этапа может рассматриваться реализуемое с помощью кафедры начального образования ГОУ ДПО НИРО повышение квалификации педагогов при четком понима-ним ими грядущих изменений и своей роли в них. Тьютор участвует в одном из вариантов повышения квалификации — по каскадной модели, первый модуль которой реализуется на базе методических округов, что позволяет образовательным учреждениям снизить финансовые и временные затраты на повышение квалификации. На этом же этапе проводятся семинары для администрации образовательных учреждений, всех педагогов, работающих в начальных классах, что позволяет тьюторам реализовать педагогическую и просветительскую функции.

Вторым этапом станет первоначальное введение ФГОС НОО в 2011/2012 учебном году. На этом этапе у тьютора, реализующего в качестве дополнительной исследовательскую функцию, появляется два основных объекта рассмотрения: особенности учебно-воспитательного процесса и деятельность педагога, направленная на реализацию стандарта.

Качественная оценка изменений должна осуществляется на основе наглядных, четко определяемых показателей, в том числе с помощью так называемого «встроенного мониторинга», то есть определения эффективности введения ФГОС непосредственно в ходе наблюдения за образовательным процессом.

Отслеживание первичных результатов введения стандарта может стать следу-

ющим этапом введения ФГОС НОО. Для этого потребуется способность тьютора осознавать себя в позиции эксперта: организовывать экспертизу и оформлять ее результаты; определять причины трудностей, возникающих у педагогов.

Реализация указанных функций невозможна, если сам тьютор не отвечает определенным требованиям, важнейшие из которых — четкая нравственная позиция, предполагающая ответственность, доброжелательность, готовность оказать помощь; стремление к самообразованию и саморазвитию; коммуникативные навыки; владение диагностическими методиками.

Основные функции тьюторов должны осознаваться не только ими, но и теми, кто определяет их место в процессе введения ФГОС. Справятся ли тьюторы со всеми задачами и требованиями, покажет время.

Таким образом, интенсивные процессы, связанные с введением Федеральных государственных образовательных стандартов, требуют осмысления сложностей, которые возникают у участников этого процесса. Анализ первых промежуточных результатов повышения квалификации учителей начальных классов показывает, что вариативная многоуровневая модель подготовки педагогов начального образования к введению ФГОС НОО позволяет создавать условия для позитивного саморазвития педагогов начального образования, для осуществления системы персонифицированного заказа на образовательные услуги, для самосовершенствования различных элементов образовательной системы начальной школы.

ЛИТЕРАТУРА_

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. — М. : Просвещение, 2010.

Интенсивные процессы, связанные с введением Федеральных государственных образовательных стандартов, требуют осмысления сложностей, которые возникают у участников этого процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.