Кузнецова Н.М., Федорова С.Н., Ларионова Х.Г., Забурдаева Н.С.
ГБОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования»
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНСТИТУТА ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАУЧНОМЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ВВЕДЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО, НОО, ООО
Аннотация: В статье рассматриваются направления, задачи и формы деятельности института образования по научно-методическому
сопровождению введения и реализации федеральных государственных образовательных стандартов.
Ключевые слова: стандарт, институт образования, реализация,
сопровождение.
Keywords: standard, Institute of Education, implementation, maintenance.
Полноценная реализация всех требований Федерального
государственного образовательного стандарта - основная задача, которая стоит перед образовательными организациями всех ступеней системы образования. Для успешной ее реализации необходимо приложить максимум усилий, как со стороны административных, так и со стороны педагогических работников образовательных учреждений. Большую помощь им в этом могут оказать институты развития образования. Так, для ГБОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования одна из важнейших задач деятельности -организация системы научно-методического сопровождения введения и реализации ФГОС ДО, НОО, ООО в образовательных организациях Республики Марий Эл. проследим, как реализуется она по отдельным направлениям.
I. Научно-методическое сопровождение введения и реализации
ФГОС дошкольного образования.
Научно-методическое сопровождение введения и реализации ФГОС ДО направлено на решение следующих задач: обеспечение
консультационной поддержки дошкольных образовательных организаций по
1
вопросам введения ФГОС ДО; формирование банка педагогической информации, направленной на решении задач введения ФГОС ДО; анализ и обобщение опыта введения ФГОС ДО; организация и проведение мастерклассов педагогов дошкольных образовательных организаций по вопросам введения ФГОС ДО; распространение (выпуск и тиражирование) инновационного педагогического опыта по ведению ФГОС ДО; ознакомление и обеспечение педагогических работников с новинками литературы по проблематике ФГОС ДО.
ГБОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования» обеспечивает научно-методическую поддержку введения и реализации ФГОС ДО по следующим направлениям:
1. Организация курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки для руководящих и педагогических работников дошкольного образования по вопросам реализации ФГОС ДО.
Программы профессиональной переподготовки разработаны в ГБОУ ДПО (ПК) С "Марийский институт образования" на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ.
2. Организация семинаров с руководителями и педагогами дошкольных образовательных организаций по вопросам реализации ФГОС ДО.
Целью семинаров являлось повышение уровня профессиональной компетентности руководителей и педагогов дошкольных образовательных организаций по вопросам реализации ФГОС ДО.
Основные задачи, которые решались во время семинаров: •выявление эффективных механизмов введения ФГОС дошкольного образования; •обмен опытом муниципальных дошкольных образовательных учреждений, педагогов по реализации ФГОС дошкольного образования; обсуждение
2
проблемных вопросов и способов эффективного решения проблем введения и реализации Стандарта.
В рамках семинаров проводилась презентация передового опыта работы лучших дошкольных образовательных организаций республики по реализации ФГОС ДО, анализировались формы и методы организации образовательного процесса в разных возрастных группах в соответствии с ФГОС ДО, организовывались мастер-классы и круглые столы по художественно-эстетическому, познавательному, речевому социальнокоммуникативному направлениям деятельности дошкольной образовательной организации.
3. Проведение конференций по вопросам введения ФГОС ДО:
XX Республиканская научно-практическая конференция «Психологопедагогические проблемы модернизации системы повышения квалификации: проблемы, тенденции и перспективы современного образования в условиях введения ФГОС» (по итогам НИР 2013 года Марийского института образования). Круг вопросов для обсуждения в рамках конференции: ФГОС дошкольного и начального образования: единство подходов в достижении целевых ориентиров; разработка инструментов для оценки результатов обучающихся и воспитанников в условиях ФГОС; преемственность в формировании УУД в детском саду и начальной школе; технологии реализации стандарта в дошкольном и начальном образовании, ориентированные на развитие детей; методическое сопровождение деятельности педагога в условиях внедрения стандарта
XXI республиканская научно-практическая конференция «Марийское краеведение: опыт и перспективы развития в условиях реализации ФГОС», посвященная 70-летию Победы в Великой Отечественной войне и Году Литературы. Секция: Элементы краеведения в педагогическом процессе ДОО в условиях реализации ФГОС ДО.
3
XXI республиканская научно-практическая интернет-конференция «Психолого-педагогические проблемы модернизации системы повышения квалификации: проблемы, тенденции и перспективы современного
образования в условиях введения ФГОС» (по итогам НИР 2014 года Марийского института образования). В рамках конференции проведен Форум работников дошкольного образования: тьюторское сопровождение педагогов г. Йошкар-Олы по введению ФГОС ДО; организация образовательного процесса по художественно-эстетическому развитию в соответствии с ФГОС ДО; организация образовательной деятельности этнокультурной направленности в условиях реализации ФГОС дошкольного образования; тьюторское сопровождение педагогов по введению ФГОС ДО образовательной области «Физическое развитие»; интеграция образовательных областей «Познавательное и речевое развитие» в условиях введения ФГОС ДО; проектная деятельность с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО.
4. Методическое сопровождение разработки и реализации основных образовательных программ:
Методическое сопровождение заключается в создании банка документации по вопросам введения ФГОС ДО, поддержание ее в актуальном и оперативном состоянии, размещение ее на сайте института; разработка методических рекомендаций по проектированию программы и созданию пакета локальных нормативно-правовых актов ОУ, обеспечивающих введение стандарта.
Мероприятия: практикум «Алгоритм разработки и реализации
адаптированной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОО», обучающий семинар «Социальнокоммуникативное развитие ребенка раннего возраста», обучающий семинар «Речевое развитие ребенка раннего возраста в различных видах деятельности» и др.
4
Консультации для педагогических работников, обеспечивающих введение ФГОС ДО: «Методика и технологии реализации образовательных областей в соответствии с ФГОС дошкольного образования», «Механизм реализации современных образовательных технологий в ДОО», «Создание специальных образовательных условий для детей с ОВЗ в детском саду», «Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута ребенка с особыми образовательными потребностями».
5. Поддержка образовательных организаций, их взаимодействия друг с другом и социальными партнерами.
6. Информационное сопровождение деятельности ДОО по ведению ФГОС ДО.
- Методические материалы, размещенные на сайте ГБОУ ДПО
(ПК) С "Марийский институт образования" http://edu.mari.ru/mio/,
вкладка ФГОС, папка Дошкольное образование.
- Форум для работников дошкольного образования http: //edu .mari .ru/mio/
- Электронные рассылки материалов.
II. Научно-методическое сопровождение введения и реализации ФГОС НОО.
Подготовка педагогов республики к переходу на новые образовательные стандарты общего образования осуществлялась в 2010 -2011 г.г. Марийским институтом образования по трем направлениям:
1. Подготовка педагогических работников к введению стандарта начального общего образования (первый цикл).
2. Методическое сопровождение учителей 1 класса в процессе реализации ФГОС.
3. Подготовка педагогических работников к введению стандарта (второй цикл)
5
1. Подготовка педагогических работников к введению стандарта начального общего образования (первый цикл).
Осуществлена реализация проекта «Отработка модели подготовки педагогических работников республики к введению ФГОС» в первом цикле -начальная школа. На этапе разработки проекта был проведен SWOT-анализ особенностей образовательной среды Республики Марий Эл в контексте введения ФГОС. Одним из преимущественных оказался показатель использования на начальной ступени образования вариативных развивающих технологий и УМК (56% от общего количества учащихся начальных классов обучались на момент введения стандарта по развивающим УМК). Этот показатель явился результатом того, что на протяжении ряда последних лет институтом активно проводились курсы по освоению педагогами начальной школы вариативных развивающих методик и программ, более 60% курсов для педагогов начальной школы было проведено с участием авторских коллективов УМК г. Москвы.
Наряду с преимуществами и возможностями в процессе анализа определены профессиональные дефициты педагогов. К ним, в первую очередь, относилось недостаточное владение педагогами навыками
проектирования образовательного процесса, целеполагания и самоанализа собственной педагогической деятельности в соответствии с новыми целевыми установками. С учетом этого разработаны программы повышения квалификации, которые активно реализовывались институтом в течение 2011 года: «ФГОС НОО: идеология, структура, содержание»; «Технология оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО»; «Содержание коррекционно-развивающей работы с учащимися начальных классов в условиях введения ФГОС».
2. Методическое сопровождение учителей 1 класса в процессе реализации ФГОС.
6
С целью эффективности сопровождения проведен мониторинг выявления профессиональных трудностей педагогов. На основании результатов мониторинга разработана программа повышения квалификации в объеме 72 часов «Методическое сопровождение деятельности учителя в условиях введения ФГОС», реализуемая в очно-заочной форме. В проведении курсов на тьюторских площадках районов широко использовались материальные, кадровые и методические ресурсы образовательных учреждений. В помощь муниципальным службам по вопросам организации посткурсового сопровождения институтом подготовлены и размещены на сайте поддержки введения стандарта методические рекомендации: по разработке ООП начального ОО; по разработке индивидуального плана профессионального развития педагога; рекомендации по системе оценивания и др.
В течение всего периода введения ФГОС НОО сотрудниками института образования осуществлялась консалтинговая деятельность: систематически по заявкам руководителей и педагогов республики проводились консультации по вопросам разработки основных образовательных программ начального общего образования, вне
утвержденного графика курсовой подготовки состоялись выездные обучающие семинары по заявкам муниципалитетов.
Как один из путей ликвидации профессиональных дефицитов, выявленных педагогами в процессе анализа, была разработана модульная программа «Методическое сопровождение деятельности учителя в условиях введения ФГОС», включены в план-график и организованы очно-заочные курсы с использованием дистанционной технологии.
В рамках проекта «Отработка модели подготовки педагогических кадров к введению ФГОС» подготовлены тьюторы для работы на муниципальных учебных площадках также обучение в МИО, с включением в содержание участие в вебинарах.
7
3. Подготовка педагогических работников к введению стандарта (второй цикл)
В 2012-2013 учебном году в целях организации постоянного учебнометодического сопровождения реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования проведен мониторинг выявления профессиональных трудностей педагогов 2 классов. На основании результатов мониторинга на этапе реализации стандарта разработана программа «Методическое сопровождение деятельности учителя в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов» в объеме 72 часов для обучения в очно-заочной форме в рамках курсовой подготовки педагогических работников. По вопросам реализации ФГОС средствами УМК организованы обучающие семинары, проводимые авторами учебно-методических комплектов.
Закон « об образовании в Российской Федерации» закрепил положение об организации инклюзивного образования в образовательной организации (статья 79). Поэтому модифицированы модули и разработаны программы с учетом требований: «Разработка адаптированной образовательной
программы для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья»; «Система оценивания достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования»; «Реализация ФГОС средствами УМК».
III. Научно-методическое сопровождение введения ФГОС ООО.
За период с 2010 по 2015 гг. в институте были разработаны и реализованы дополнительные профессиональные программы повышения квалификации общим объемом от 36 до 108 часов, состоящие из инвариантных и вариативных модулей по вопросам реализации ФГОС ООО.
Отдельное направление деятельности института - подготовка педагогов, работающих по ФГОС ООО в 5-х классах с 1 сентября 2015 года. В целях эффективной подготовки педагогических работников к реализации
8
ФГОС основного общего образования в апреле 2015 года Марийский институт образования провел опрос всех муниципальных районов и провел дополнительные курсы для этих педагогов в очно-заочной форме с применением технологий дистанционного обучения.
Еще одним направлением деятельности института по повышению профессионализма педагогов является методическое сопровождение внутришкольной системы повышения квалификации. Тиражирование передового опыта образовательных учреждений через участие в научнопрактических конференциях, форумах, публикации, презентация опыта на сайте - еще одно направление деятельности ГБОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования» по научно-методическому сопровождению введения ФГОС ООО. Так, в рамках республиканской научно-практической конференции по итогам НИР Марийского института образования «Психолого-педагогические проблемы модернизации системы повышения квалификации: проблемы, тенденции и перспективы современного
образования в условиях введения ФГОС» проведен семинар «Школа в условиях введения ФГОС». В 2014 и 2015 гг. работа этого семинара была посвящена обобщению опыта реализации ФГОС основного общего образования в пилотных образовательных организациях республики.
Транслируемый опыт пилотных школ, реализующих ФГОС в опережающем режиме, обозначил проблемные вопросы в реализации
стандарта: неполное понимание педагогами идей новой системы оценивания результатов учащихся, отсутствие инструментов и моделей оценивания в УМК по разным предметам, отсутствие опыта учителей и администрации в разработке нормативно-правого обеспечения некоторых направлений при введении ФГОС, проблемы при организации внеурочной деятельности. Итоговое анкетирование и обязательные итоговые работы слушателей по окончании курсов показывают возросший уровень профессиональной компетентности педагогов по этим вопросам.
9
Кроме курсов повышения квалификации Марийский институт образования организует и проводит большое количество республиканских семинаров, как на базе института, так и выездных по заявкам районов и образовательных учреждений. Широко практикуется проведение авторских семинаров по разным УМК предметов, изучаемых в основной школе. В настоящее время институт образования имеет тесные контакты со всеми издательствами, чья учебная и программная продукция включена в федеральный перечень учебников. Продолжается сотрудничество с издательствами «Просвещение», «Русское слово», «Легион», «Экзамен», «Дрофа», «Академкнига/учебник», «Вентана-Граф». Проводимые семинары имеют практический характер и также повышают профессиональную компетентность педагогов.
10