Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГОВ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК РЕСУРС ЭФФЕКТИВНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС'

МОДЕЛЬ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГОВ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК РЕСУРС ЭФФЕКТИВНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
46
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО / РОЛЬ КАФЕДРЫ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВО ВВЕДЕНИИ ФГОС / ОРГАНИЗАЦИЯ СОПРОВОЖДЕНИЯ И ЕГО ВИДЫ И ФОРМЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тивикова С. К., Бондарева И. И.

В статье представлен вариант построения модели сопровождения внедрения ФГОС, обозначены его направления, рассмотрены основные проблемы внедрения ФГОС начального общего образования и специфика его научно-методического сопровождения. На основе проведенного мониторинга определены основные позиции учителя по отношению к реализации ФГОС и возможные пути преодоления затруднений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тивикова С. К., Бондарева И. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODEL OF MAINTAINING TEACHERS OF PRIMARY EDUCATION AS THE RESOURCE OF THE EFFECTIVE REALIZATION OF THE FEDERAL STANDARDS

The authors of the article present the model of introducing the federal state educational standards, its directions and the main problems of introducing the standards into the primary general education and the specifics of its scientific maintenance. On the basis of the carried-out monitoring the main positions of the teacher in relation to realization of standards and possible ways of overcoming of difficulties are defined.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГОВ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК РЕСУРС ЭФФЕКТИВНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»

МОДЕЛЬ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГОВ

НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАК РЕСУРС ЭФФЕКТИВНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

С. К. ТИВИКОВА, кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой начального образования НИРО svetlanativ@yandex. ги

И. И. БОНДАРЕВА, кандидат психологических наук, доцент кафедры начального образования НИРО bonira69@mail.ru

В статье представлен вариант построения модели сопровождения внедрения ФГОС, обозначены его направления, рассмотрены основные проблемы внедрения ФГОС начального общего образования и специфика его научно-методического сопровождения. На основе проведенного мониторинга определены основные позиции учителя по отношению к реализации ФГОС и возможные пути преодоления затруднений.

The authors of the article present the model of introducing the federal state educational standards, its directions and the main problems of introducing the standards into the primary general education and the specifics of its scientific maintenance. On the basis of the carried-out monitoring the main positions of the teacher in relation to realization of standards and possible ways of overcoming of difficulties are defined.

Ключевые слова: модель сопровождения реализации ФГОС НОО, роль кафедры начального образования во введении ФГОС, организация сопровождения и его виды1 и формы1.

Key words: the model of maintaining the realization of the federal standards, a role of chair of primary education in introduction the federal standards, the organization of maintenance it's types and forms

Необходимость оптимизации образования осознается обществом как актуальная задача при возникновении существенного разрыва между новой системой требований к результатам обучения и воспитания и имеющимися для этого условиями. Сегодня, в свя-

зи с переходом на Федеральный государственный образовательный стандарт, создание условий для достижения планируемых результатов становится наиболее актуальным.

Ключевым, центральным условием любых инновационных процессов в об-

разовании является компетентность педагога, его способность к личностному принятию позитивных изменений в профессиональной деятельности. В первую очередь необходимо говорить об изменении общей установки педагога и прежде всего — о переходе от задачи «наполнения ученика определенной суммой знаний» к созданию условий для саморазвития учащегося, формирования у него умения учиться.

Анализ состояния отечественного начального образования и исследования, проведенные кафедрой начального образования ГБОУ ДПО НИРО, позволили выделить ряд проблем, связанных с переходом начальной школы на новый стандарт, структурировать и конкретизировать их в процессе деятельности кафедры по данному направлению, а также определить необходимые условия для их решения.

Первая группа проблем связана с новым уровнем требований к профессиональной компетентности учителя, реализующего ФГОС:

3 готовность педагогов к необходимости изменения (коррекции) собственной профессиональной деятельности при переходе на новые стандарты;

3 знание нормативных документов, содержательного компонента стандарта и правильное их понимание;

3 необходимость в освоении системно-дея-тельностного подхода к обучению и воспитанию младших школьников; 3 потребность педагога в саморазвитии, направленном, в частности, на установление соответствия личностных качеств и ценностных установок учителя требованиям профессионального стандарта педагога;

3 способность к рефлексии, потребность в самоанализе собственной деятельности, способность к диалогу с детьми и родителями.

Для определения реальной ситуации в Нижегородской области и возможных путей решения данных проблем появилась необходимость в проведении определенных мониторинговых исследований.

Вторая группа проблем связана с реализацией базовых функций кафедры начального образования:

3 развитие системы персонифицированного заказа на образовательные услуги;

3 создание инновационной модели повышения квалификации учителей начальных классов в соответствии с требованиями, предъявляемыми к формированию профессиональной компетентности в современных условиях;

3 организация научно-исследовательской работы по актуальным проблемам начального образования и дополнительного профессионального образования;

3 построение системы сопровождения педагогов в процессе реализации ФГОС НОО в Нижегородской области.

Третья группа — это организационно-управленческие проблемы, связанные с недостаточной разработанностью организационных механизмов и условий реализации ФГОС, координацией разноуровневой деятельности различных структур и выстраиванием партнерства различных участников образовательных отношений, сопровождающих введение и реализацию стандарта. Важно отметить, что трудности связаны и с необходимостью подготовки образовательных организаций, педагогических и руководящих работников к работе по стандартам в ограниченные временные сроки.

Для определения реальной ситуации в Нижегородской области и возможных путей решения данных проблем появилась необходимость в проведении определенных мониторинговых исследований.

В 2010—2011 годах кафедра начального образования и кафедра психологии (параллельно, независимо друг от друга) провели анкетирование учителей начальных классов с целью увидеть уровень готовности к работе по стандарту. Диагностическая процедура предусматривала информацию по следующим категориям:

3 эмоционально-ценностное отношение педагогов к введению новых подходов, реализуемых в ФГОС;

3 уровень знаний о принципах, подходах, базовом содержании стандарта;

3 реализация требований стандарта в собственной деятельности (деятельност-ный аспект).

По результатам анкетирования, анализа массовой и передовой педагогической практики, наблюдений за деятельностью педагогов в ходе курсовой подготовки на этапе введения стандарта мы увидели, что есть существенные трудности во введении ФГОС в образовательном пространстве школы. В первую очередь, обращает на себя внимание недостаточный уровень мотивационной готовности (один из важных механизмов подготовки к введению ФГОС) педагогов и невысокий уровень профессиональной компетентности в реализации системно-деятельностного подхода в образовательном процессе, а также упрощенное понимание сущности и технологии реализации системно-деятельностного подхода. Готовность педагога к инновационной деятельности рассматривается как важнейшая составляющая в профессиональной деятельности учителя (см. диаграмму 1).

Это исследование дало нам возможность не только выделить некоторые проблемы, связанные с переходом начальной школы на новый стандарт, но и определить условия, позволяющие эффективно решать данные проблемы в рамках работы кафедры в целом и повышения квалификации педагогов начальной школы в частности.

При определении путей решения указанных проблем возникла потребность в определенной корректировке деятельности кафедры, в том числе в создании модели повышения квалификации педагогов начального образования и системы сопровождения стандарта, в осуществлении постоянной обратной связи с разноуровневым контингентом педагогических кадров.

Система сопровождения — это, прежде всего, продуктивное взаимодействие

Диаграмма 1

Уровень готовности педагогов к введению ФГОС, 2010—2011 гг. (в %)

ценностный

сопровождающего и сопровождаемого, направленное на решение значимых проблем, в нашем случае — реализацию ФГОС.

В словаре русского языка С. И. Ожегова раскрывается несколько основных значений понятия «сопровождение»: сопровождать — следовать вместе с кем-нибудь, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем-нибудь; производить что-либо одновременно с чем-нибудь, сопутствовать чему-нибудь; служить приложением, дополнением к чему-либо [1, с. 747].

Сопровождение в педагогике рассматривается как взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на решение жизненных проблем последнего (Е. И. Казакова, А. П. Тряпицы-на). Как правило, этот тип педагогической деятельности рассматривается как взаимодействие взрослого и ребенка (чаще подростка) и наиболее активно применяется в связи с профессиональным самоопределением школьников. Сущность педагогического сопровождения в этом случае состоит как в превентивном процессе научения ребенка самостоятельно планировать свой жизненный путь и индивидуальный образовательный маршрут, организовывать жизнедеятельность, разрешать проблемные ситуации, так и

в перманентной готовности адекватно реагировать на ситуации его эмоционального дискомфорта. Если рассматривать педагогическое сопровождение не только по отношению к детям, но и ко взрослым, у которых возникает в нем потребность, то оно может быть определено как процесс заинтересованного наблюдения, консультирования, личного участия, поощрения максимальной самостоятельности сопровождаемого в проблемной ситуации при минимальном по сравнению с поддержкой участии сопровождающего.

Таким образом, педагогическое сопровождение понимается как метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора.

По определению исследователей, изучающих данную проблему, его целью является обучение выбору, создание ори-ентационного поля развития, укрепление целостности человека. «Сопровождаемое развитие» выступает определенной альтернативой методу «направленного развития»; основным положением метода педагогического сопровождения развития является вера во внутренние силы субъекта, опора на его потребность самореализации (Е. И. Казакова, А. П. Тряпицына, В. Ю. Слюсарев, В. И. Иванова и др.). Целью педагогической поддержки считают устранение препятствий, мешающих успешному самостоятельному продвижению субъекта развития в образовании (Т. В. Анохина, Т. Ю. Ксензова, Л. И. Новикова и др.).

В деятельности кафедры начального образования по введению ФГОС НОО под сопровождением понимается такой подход, который может быть назван фаси-литационным (от лат. — помогать,

содействовать, облегчать), когда коллектив образовательной организации или

По мере введения ФГОС НОО все более востребованным становится осознание каждым учителем того, какие изменения несет стандарт для него лично и для его учеников.

педагог самостоятельно определяют алгоритм введения стандарта, а кафедра является помощником и консультантом, выступает в качестве партнера, облегчающего взаимодействие различных участников образовательных отношений. В этом случае сопровождение как гибкое управление процессом решения профессиональных задач, включающее в себя анали-тико-диагностический, информативный (информационный), проектировочный и рефлексивный аспекты, позволяет оказывать как планируемую, так и оперативную помощь педагогам и образовательным организациям в решении проблем реализации ФГОС.

В то же время необходимо учитывать, что сопровождение будет эффективным только в том случае, если сам педагог имеет собственные образовательные и профессиональные потребности и запросы, обладает достаточным уровнем профессиональной компетентности. По мере введения ФГОС НОО все более востребованным становится осознание каждым учителем того, какие изменения несет стандарт для него лично и для его учеников. В результате грамотно построенной системы сопровождения педагога на этапах введения и реализации стандарта учитель готов самостоятельно выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, эффективное взаимодействие с различными субъектами образовательных отношений.

В ходе введения и реализации ФГОС в деятельности кафедры начального образования были выделены следующие виды сопровождения: информационное, научно-методическое, дидактическое, организационное, проектировочно-исследова-тельское, диагностическое и консультационное.

Формами осуществления данных направлений в процессе реализации ФГОС стали следующие: многоуровневая вариативная система повышения квалификации педагогов начальной школы, опытно-экспериментальная (инновационная) деятельность, научно-практические конферен-

ции, консультации, проведение семинаров, мастер-классов, педагогических мастерских, изменения в содержании аттестационных материалов и др.

Важнейшей формой сопровождения в условиях реализации ФГОС является соответствующий новым задачам подход к повышению квалификации специалистов начального образования, а именно — ди-версификационная модель постдипломного

образования педагогов, что предполагает персонификацию и вариативность повышения квалификации, а также введение каскадной модели, которая реализуется не только с помощью преподавателей кафедры, но и специально подготовленных тьюторов, предполагает объединение их деятельности, сочетание различных форм обучения, в том числе очной и дистанционной.

Модель сопровождения ФГОС в начальной школе

Результат—готовность к организации собственной профессиональной деятельности и образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС НОО

Четырехлетний опыт использования этой модели повышения квалификации показал, что вариативность, многоуров-невость, персонифицированность подготовки к внедрению ФГОС позволяют создавать условия для позитивного саморазвития педагогов, для переноса акцента с процесса приобретения информации к освоению способов ее получения, на анализ и планирование собственных действий и стратегий в процессе реализации системно-деятельностного подхода к образованию детей.

Продуктивное сопровождение профессионального образования в условиях новых требований возможно только при наличии значимости проблемы и внимания к поиску путей ее решения, что потребовало определенной перестройки содержания и организации опытно-экспериментальной (инновационной) деятельности кафедры. Для проведения экспериментальной работы были выделены проблемы, в той или иной степени обозначенные в ФГОС начального общего образования, но недостаточно разработанные прежде всего на технологическом уровне: «Разработка технологий формирования метапредметных умений у младших школьников», «Формирование универсальных учебных действий у младших школьников на основе интегрированного подхода», «Исследовательская деятельность младших школьников с использованием ИКТ», «Развитие информационной культуры младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО», «Формирование гражданской идентичности обучающихся в условиях социального партнерства семьи и школы», «Развитие коммуникативных УУД младших школьников в процессе их проектной деятельности» и др.

Особое внимание уделялось тем проблемам, которые были связаны с профессионально-личностными изменениями са-

Продуктивное сопровождение профессионального образования в условиях новых требований возможно только при наличии значимости проблемы и внимания к поиску путей ее решения.

мого педагога начального образования: «Внедрение модели коммуникативной компетентности педагога в системе дополнительного профессионального образования в процессе реализации ФГОС», «Создание и апробация модели квалито-логической компетентности педагога начальной школы» и др. Опережающее, пролонгированное сопровождение деятельности учителей-экспериментаторов, осуществляемое кафедрой, позволяет выделять наиболее существенные факторы, влияющие на результаты образовательной деятельности в условиях введения ФГОС, определять их вариативность с целью достижения оптимальных результатов.

К социальным эффектам такого сопровождения можно отнести развитие у учителей-экспериментаторов способности к осознанному выбору основных условий и технологий собственной профессиональной деятельности, опирающейся на сформированную готовность к целенаправленному профессиональному поведению, появление у педагогов потребности в распространении собственного опыта через открытые уроки, выступления на конференциях и семинарах различного уровня, публичные отчеты, которые способствуют популяризации успешного опыта по реализации ФГОС, участие в профессиональных конкурсах, публикации, защита на высшую категорию, создание сетевых проектов, включенность в различные виды социальной деятельности и др.

Важнейшим компонентом научно-методического сопровождения ФГОС становится освоение педагогами новых требований к планируемым результатам обучения, которые ведут за собой соответствующие технологии и подходы к проведению и анализу современного урока. С этой целью кафедрой было разработано методическое пособие «Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС» [4], в котором:

3 раскрываются особенности построения развивающего урока, сопоставлены его характеристики и характеристики урока, не соответствующего стандарту, современные критерии анализа урока, конструирование системы оценки достижений требований стандарта на основе планируемых результатов, контрольно-измерительных материалов;

3 разработаны технологические карты по диагностике универсальных учебных действий, диагностические (анкеты, опросники и др.) материалы, позволяющие оценивать продвижение в развитии компетентности педагогов в реализации образовательного процесса в соответствии с требованиями нового стандарта.

Выделение внеурочной деятельности в качестве обязательной части образовательной программы, позволяющей обеспечивать как цели начального общего образования, так и индивидуальные потребности и интересы обучающихся, потребовало от кафедры определенной деятельности и в данном направлении. В сборниках программ внеурочной деятельности, созданных как сотрудниками кафедры, так и педагогами начальной школы и дополнительного образования Нижегородской области [5], представлены программы, позволяющие реализовать все основные направления внеурочной деятельности, заявленные в стандарте. Более глубокого осмысления потребовало определение путей достижения одной из основных задач современного образования— формирования гражданской идентичности учащихся, что нашло отражение в созданной кафедрой монографии «Формирование гражданской идентичности у младших школьников».

Проведенное кафедрой в 2010—2014 годах анонимное анкетирование учителей начальных классов, в котором участвовали 1837 человек, показало, что, во-первых, постепенно меняется отношение к стандарту и его введению, что, очевидно, связано с реальным его воплощением в рамках образовательной органи-

зации; во-вторых, осознание особенностей современных изменений постепенно становится у педагогов все более дифференцированным и персонифицированным.

В рамках мониторингового исследования в качестве наиболее существенных были выделены такие компоненты профессионального поля деятельности, как эмоционально-ценностный, когнитивный и деятельностный.

Эмоционально -ценностный компонент включает в себя отношение педагогов к смыслам собственной профессиональной деятельности, иерархии ценностей, введению ФГОС НОО, положительное отношение к собственной деятельности и удовлетворение от процесса творческого использования передового педагогического опыта и его диссеминации.

Когнитивный включает знания о принципах, подходах, базовом содержании, подразумевающие как базовые знания, так и технологически-инструментальные.

Деятельностный предполагает основные формы взаимодействия, организацию образовательного пространства (в том числе урока) с учетом требований стандарта. Деятельностный компонент связан с творческим, а не репродуктивным характером деятельности.

Рассмотрим это на примере диаграмм 2—4.

Диаграмма 2 Готовность педагогов к введению ФГОС Эмоционально -ценностный компонент

Уровень готовности,

о/

%

□ 2010- —2011 гг.

□ 2012 г.

□ 2013 г.

□ 2014 г.

Отношение

Отрицательное Нейтральное Положительное педагогов

Диаграмма 3

Готовность педагогов к введению ФГОС Когнитивный компонент

Уровень

готовности,

%

70

вон

50 40

зон 20 10 0

47

44

з5 /—а

тв-Ш

□ 2010—2011 гг.

□ 2012 г.

□ 2013 г.

□ 2014 г.

Уровень

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Низкий Средний Высокий

Диаграмма 4

Готовность педагогов к введению ФГОС Деятельностный компонент

Уровень готовности,

о/ %

□ 2010- —2011 гг.

□ 2012 г.

□ 2013 г.

□ 2014 г.

Низкий

Средний

Высокий

Уровень готовности

Анализируя данные диаграмм, можно увидеть, что в 2014 году 93% опрошенных учителей готовы к работе в соответствии с требованиями стандарта (диаграмма 2), 87 % осознают потребность в необходимости совершенствовать свои знания и повышать свой профессиональный и интеллектуальный уровень (диаграмма 4).

Таким образом, с каждым годом число педагогов, принимающих стандарт, возрастает, но не всегда это принятие свя-

зано с глубокой внутренней перестройкой и осознанием его особенностей. Проведенные нами исследования показали, что готовность к реализации требований, определенных стандартом, зависит не только и не столько от категории и стажа педагога, сколько от осознания им ценностей собственной профессиональной деятельности, от его готовности к саморазвитию.

Анализ ответов учителей на вопрос: «Чем, с Вашей точки зрения, отличается новый стандарт?» показал, что сначала (и нередко независимо от того, каково было отношение педагога к введению ФГОС, каковы его стаж и место жительства) нередкими были следующие ответы: «Особого отличия не увидела, просто все очень запутано»; «В стандарте все новое»; «Много новых понятий, но содержание прежнее» и т. п. Постепенно в ответах стало появляться осознание того, что системные изменения, которые неизбежно должны происходить в связи с введением стандарта, отражаются в различных элементах системы: целях и задачах, методологическом основании, содержании и технологиях, планируемых результатах и требованиях к участникам образовательных отношений: «Более точно и современно поставлены цели и задачи»; «Особое внимание уделяется воспитанию гражданина России»; «Важно и правильно, что главным в образовании становится системно-деятельностный подход»; «Выделен новый подход к требованиям, условиям и результатам»; «Ученик учится ставить перед собой задачи, умеет сам добывать знания, оценивать себя»; «Отличие нового стандарта — в четкой установке на формирование у детей УУД, а не только достижение предметных знаний, умений и навыков»; «Главной формой организации деятельности детей становится сотрудничество»; «Большее внимание уделяется роли родителей, дети учатся вместе с ними» и др. Есть и более частные или не вполне точные характеристики стандарта: «Боль-

ше самостоятельности предоставляется детям в рамках получения информации»; «Очень много различных диагностик» и т. п.

Мониторинг деятельности педагогов, осуществляемый с помощью анализа их профессиональной деятельности, проектов уроков, методических разработок и т. п. позволяет сделать следующие выводы. Если на начальном этапе у педагогов отсутствовала реализация системно-деятельностного и компетентностного подходов, преобладал объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный характер учебных заданий, то сегодня педагоги способны реализовать системно-дея-тельностный и компетентностный подходы к образованию, в их деятельности присутствует ориентация на все группы результатов, обозначенных в стандарте, методы и формы организации работы детей разнообразны и соответствуют поставленным целям и задачам.

Кроме того, мониторинговые исследования позволяют кафедре осуществлять «обратную связь», оценивая в ходе анализа введения ФГОС новые проблемы и тенденции, что позволяет планировать новые направления сопровождения реализации стандарта. Именно поэтому одной из основных задач является изуче-

ние процесса возникновения новых потребностей, мотивов, способов поведения, новых отношений в профессиональной деятельности.

В этой связи следует отметить, что уровень готовности педагогов к введению ФГОС напрямую зависит и от деятельности методической службы района, ее активного сотрудничества с кафедрой. Сравнение районов, в которых методическое сопровождение ФГОС НОО представляет собой целенаправленную системную деятельность, с теми, в которых оно является лишь рядом отдельных мероприятий, показывает, что правильное методическое сопровождение играет важнейшую роль в формировании адекватного отношения к требованиям стандарта со стороны педагогов.

Таким образом, системные изменения в начальной школе, которые неизбежно должны возникать при реализации ФГОС НОО, требуют сопровождения данного процесса, а выделение основных его компонентов и их конкретизация на уровне региона, муниципалитета, школы, педагога позволяет сделать его более целенаправленным и адресным.

Мониторинговые исследования позволяют кафедре осуществлять «обратную связь», оценивая в ходе анализа введения ФГОС новые проблемы и тенденции.

ЛИТЕРАТУРА _

1. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов; под ред. Н. Ю. Шведовой. — М., 1991.

2. Организация внеурочной деятельности младших школьников : сборник программ / авт.-сост. С. К. Ти-викова. — М. : ООО «Русское слово — учебник», 2013. — 128 с.

3. Структура и регуляция профессиональной готовности педагога физической культуры / В. Т. Чичикин. — Н. Новгород : НИРО, 2011. — 256 с.

4. Тивикова, С. К. Профессиональное саморазвитие педагога в системе постдипломного образования: коммуникативно-деятельностный подход : монография / С. К. Тивикова. — Н. Новгород : Нижегородский институт развития образования, 2013. — 212 с.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. — М. : Просвещение, 2010. — 31 с.

6. Формирование основ гражданской идентичности у младших школьников : монография / под ред. Н. Н. Де-меневой, С. К. Тивиковой. — Н. Новгород : НИРО, 2014. — 230 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.