И. В. Рощина, Г.А. Щадилов, Г. С. Рощина
МНОГОУРОВНЕВАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ: СОДЕРЖАНИЕ, НЕОБХОДИМОСТЬ, РОЛЬ
Формирование системы социальной ответственности рассматривается как механизм регулирования размеров теневой экономики. Предлагаемая многоуровневая система социальной ответственности позволяет развивать социально ориентированную экономику посредством расширения социально-экономического пространства. Многоуровневость рассматривается как скоординированное и интегрированное взаимодействие государства, бизнеса и общества в реализации социальной справедливости. Ключевые слова: социальная ответственность; многоуровневая система социальной ответственности; социальная справедливость.
Развитие современной социально ориентированной экономики сопровождается её дальнейшей социализацией, поэтому одним из основных критериев развитости экономики можно считать уровень социального развития общества (степень удовлетворения его социальных потребностей). Среди основных черт, присущих социализации экономики, можно выделить:
- изменение состава социальной сферы;
- всемерное расширение сферы услуг;
- качественное обновление традиционных отраслей сферы услуг;
- изменение социальной модели человека и др.
Социализация экономики проявляется также в оценке конечных результатов функционирования экономики (создание условий для развития человека, удовлетворения его потребностей, повышения благосостояния и т.д.), в стремлении к единству и согласованности действий в решении социальных и экономических задач. Это означает принципиальный отказ от практики совершенствования одной группы показателей за счет ухудшения состояния другой. И чем более эффективно государство будет осуществлять социальную (в том числе экономическую) политику, в основе которой находится не просто человек - работник, а многогранный человек (человек как работник, потребитель, общественное существо), тем быстрее и успешнее будет проходить процесс усиления его активной жизненной позиции, неразрывно связанный с развитием и проявлением социальной ответственности. В современных условиях формирование эффективной социальной политики невозможно без учета результативности процессов становления социальной ответственности.
Применение граневого подхода к управлению процессами социализации экономики обусловливает необходимость отказа от узкого подхода к вопросам социальной ответственности, ограничивающегося только
бизнесом, и перехода к формированию многоуровневой системы социальной ответственности посредством вовлечения хозяйствующих субъектов и всего общества в социально-ответственный процесс.
Под социально-ответственным процессом понимается взаимодействие (на всех уровнях) государства, бизнеса и общества с целью эффективного решения задач социального и экономического характера с соблюдением баланса интересов всех участвующих сторон.
Функционирование многоуровневой системы социальной ответственности (рис. 1) обеспечивается активной социально-ответственной деятельностью всех его элементов-институтов (государства, общества и цивилизованного предпринимательства на всех уровнях национальной экономики) как единой системы. Поскольку социально ответственное поведение распространяется на общество в целом (а не только на бизнес), то активизируются все процессы становления институтов гражданского общества и формируется активное социально-экономическое пространство, постепенно расширяющееся и включающее в себя все новые и новые слои общества, а также создаются условия для дальнейшего развития социально-ориентированной экономики, её перехода на соответствующие стадии постиндустриального общества (социальную экономику, экономику индивидов). Тем самым обеспечивается все в большей и большей степени самоактуализация не только человека, но и общества в целом.
Многоуровневость предлагаемой системы заключается не только в том, что она должна не просто учитывать взаимодействие государства, общества и бизнеса в процессе их социально-ответственного поведения, формирующего активное социально-экономическое пространство, но и в том, что это взаимодействие осуществляется скоординированно, интегрируясь на всех уровнях (макро-, мезо- и микро-).
Рис. 1. Многоуровневая система социальной ответственности
Однако следует учитывать, что многоуровневая система социальной ответственности станет реальной, а не декларируемой только при наличии новой системы ценностей, основанной на общественно-признаваемых принципах социальной справедливости, соответствующих современной России.
Функционирование предлагаемой многоуровневой системы социальной ответственности невозможно без активизации процессов формирования и реализации нового института - цивилизованного предпринимательства, социально-ответственного предпринимательства, которому свойственно ответственное поведение по отношению к государству, обществу в целом и человеку, по-новому ставящего, в том числе, вопросы о допустимости и взаимодействии формальной и неформальной, теневой, экономик.
Социальная ответственность цивилизованного предпринимателя по отношению к государству заключается не только в соблюдении законодательства, добросовестной уплате налогов и т.д., но и в целенаправленном взаимодействии с ним по созданию активного социально-экономического пространства.
Социальная ответственность предпринимательства по отношению к обществу в целом и человеку заключается в дифференцированном подходе к различным слоям и/или группам населения. Объектом социальной ответственности цивилизованного предпринимателя является:
- человек, занятый трудовой деятельностью (социальная ответственность может проявляться к человеку, работающему на данном предприятии и/или на другом предприятии);
- человек, не занятый трудовой деятельностью (в этом случае ответственность перед ним будет определяться причинами его незанятости, например по независящим от него причинам (физические ограничения), по зависящим от него причинам (нежелание трудиться);
- человек-потребитель (например, потребитель продукции, потребитель природы, потребитель культуры и т.д.).
Так как теневая экономика и социальная ответственность, построенная на принципах социальной справедливости, несовместимы, то, вовлекая в социальноответственный процесс все общество и расширяя тем самым активное социально-экономическое пространство, можно влиять и на уровень теневой экономики, соответственно обеспечивая устойчивое функционирование общества в целом.
Соотношение социальной справедливости и теневой экономики можно рассмотреть по различным направлениям:
1. В отношении тех, кто в ней функционирует:
1) наемные работники:
- сфера экономики - несоблюдение минимальных экономических стандартов (минимальная заработная плата и т.д.), охраны труда и техники безопасности и т.п.;
- сфера государства - несоблюдение правовых норм и гарантий при приеме и увольнении, выходе на пенсию и т. д.;
- социальная сфера (общество) - формирование слоя (группы) общества, которое можно назвать «нарушители закона», своеобразные «изгои общества», «неполноценные члены общества», поскольку на них не могут в полной мере распространяться права и обязанности. Это
«добровольная принудительность» вхождения в данную группу (слой) общества. Постоянное ощущение чувства «свой среди чужих и чужой среди своих»;
2) работодатели:
- сфера экономики - минимизация затрат, экономия (зачастую за пределами разумного и морального) при постоянном стремлении за прибылью;
- сфера государства - шаткость равновесия «в рамках закона - за пределами закона», постоянная готовность нарушения правового поля и стремление избежать ответственности;
- социальная сфера (общество) - это также участники слоя общества «нарушители закона»; но если наемные работники - это пассивные участники, то работодатели - активные «нарушители закона», сознательно не только участвующие в этом процессе, но и создающие для этого соответствующие условия.
Таким образом, между наемными работниками и работодателями наблюдается:
- экономическое неравенство (дифференциация доходов, зачастую чрезмерная и т.п.);
- индивидуальное неравенство (дифференциация возможностей использования результатов деятельности в теневой экономике для собственного развития);
- политическое неравенство (для работодателей -угроза ответственности, как уголовной, так и административной; для наемных работников - угроза утраты незаконных источников существования при практически полном реальном бесправии);
- социальное неравенство (неравенство социального положения, статуса, реальных возможностей в обществе).
2. В отношении тех, кто не функционирует в теневой экономике:
1) наемные работники:
- сфера экономики - угроза потери источника дохода из-за пресыщения рынка продукцией, услугами теневой экономики;
- сфера государства - постоянный выбор между принятием в качестве естественной модели законопослушного человека и существованием в роли человека, не нарушающего закон (балансирующего на грани), но при этом ставящего личные интересы выше общественных, государственных;
- социальная сфера (общество) - состояние «взвешивания» «за» и «против», учитывая неравенство социального положения как непосредственно наемных работников (в двух экономиках), так и работодателей (в двух экономиках);
2) работодатели:
- сфера экономики - необходимость соблюдения баланса между законом и экономической, социальной эффективностью предпринимательской деятельности;
- сфера государства - постоянное усиление регламентации деятельности через стремление к созданию условий для ограничения сферы теневой экономики;
- социальная сфера (общество) - состояние «взвешивания» «за» и «против», учитывая неравенство социального положения работодателей (в двух экономиках).
Таким образом, занятые в официальной экономике постоянно находятся под прессом теневой экономики, испытывая искушение нарушения законов, гаранти-
рующих и обеспечивающих равенство и интересы общества, группы людей, отдельного человека.
3. В отношении тех, кто не способен трудиться в силу определенных, объективных причин (болезнь, возраст и т.д.):
- сфера экономики - сокращение (зачастую значительное) возможностей для формирования бюджета и соответственно социальных расходных статей;
- сфера государства - минимизация экономических и социальных гарантий, исходя из создания условий для выживания человека, а не его развития;
- социальная сфера (общество) - дифференциация социального положения, приводящая зачастую к люмпенству.
Таким образом, теневая экономика приводит к реальному неравенству (экономическому, социальному) представителей данной группы и к нарушению социальной справедливости.
Следовательно, наличие, функционирование и развитие теневой экономики по-разному влияют на обеспечение социальной справедливости:
- «добровольность» отказа наемных работников -участников теневой экономики от равенства с другими на уровне, который гарантирует и обеспечивает государство в конкретно-исторических условиях;
- «принудительность» добровольности, обусловленной отсутствием реальных возможностей реализовать человеку свои способности в условиях формальной (официальной) экономики, т. е. отсутствие фактического равенства в обществе, обеспечиваемого государством, как возможность всем и каждому трудиться (реализовывать свои трудовые навыки). Таким образом, в условиях современной экономики можно говорить, к сожалению, лишь о декларируемом экономическом равенстве. Под экономическим равенством в данном случае понимается не равенство доходов, а равенство возможностей для реализации трудовых навыков, способностей;
- наличие теневой экономики, а следовательно, группы «изгоев общества», «нарушителей закона», делит общество на неравные части, не создает реальных условий для его формирования как целостного, с общей системой интересов. Поэтому нельзя говорить о наличии системы общественных интересов. Общество в этом случае - не единый организм, объединенный общностью целей, интересов и т.д. Это организм, находящийся в постоянной борьбе. Это организм, находящийся в состоянии хронической болезни с периодическим ее обострением;
- в отношении политического равенства (равенства всех и каждого перед законом), к сожалению, не всегда можно отрицать элементы его декларируемое™. В частности, в России это можно наблюдать применительно к проблеме «легализации теневого капитала»;
- невозможно говорить об обеспечении индивидуального равенства (как равного условия для раскрытия и реализации способностей - образование, медицинское обслуживание и т.д.):
1) ни при сопоставлении наемных работников, занятых в теневой экономике, и наемных работников, занятых в официальной экономике;
2) ни при сопоставлении соответственно наемных работников и работодателей (в этих двух экономиках);
3) ни при сопоставлении работодателей из теневой экономики и работодателей из официальной экономики;
- происходит постоянная подвижка в моральных устоях (системе ценностей) общества с учетом мобильности процессов в теневой и официальной экономике (переток людей, навязывание стереотипов незаконного поведения и т.д.). Идет своеобразное испытание на прочность, прежде всего, подрастающего поколения с его несформировавшейся системой ценностей (это особенно необходимо учитывать в условиях кризиса);
- невозможно говорить и об обеспечении равных условий для хозяйственной деятельности. Субъекты предпринимательской деятельности находятся постоянно в состоянии выбора: соблюдать закон и тем самым увеличивать неизбежно издержки своей деятельности или нарушать закон (или балансировать на грани законодательно непресекаемого действия) и снижать издержки в стремлении к росту прибыли, забывая при этом обо всем, в том числе и о социальной ответственности и т.д.
Следовательно, наличие теневой и официальной экономики приводит к формированию системы двойных стандартов не только в поведении человека, социальных групп, но и в отношении социальной справедливости. Поскольку наемные работники теневой экономики «добровольно» принимают решение о своем участии в теневой экономике, то все вытекающие отсюда последствия в части неравенства можно признать справедливыми. Однако, учитывая «принудительность» этой добровольности, нельзя с полной уверенностью утверждать, что такое социальное неравенство является справедливым.
В результате функционирования двух экономик - теневой и официальной - происходит своеобразная деградация общества, его разрушение, невозможность обеспечения устойчивого развития экономики, и, наконец, не обеспечивается самоактуализация общества и человека. Учитывая, что конечной целью функционирования общества, экономики, государства должно быть создание соответствующих условий для постижения и достижения смысла каждым конкретным человеком, что возможно именно в процессе самоактуализации, наличие и тем более развитие теневой экономики в конечном итоге приводит к ощущению бесцельности жизни, ее бессмысленности как у занятых, так и незанятых в ней людей.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что теневая экономика и социальная справедливость несовместимы. В связи с этим процесс обеспечения социальной справедливости должен сопровождаться:
1) соответствующим ужесточением мер по невозможности функционирования теневой экономики;
2) созданием условий для всестороннего развития и устойчивого функционирования официальной экономики.
Это обусловлено не только уроном, наносимым экономике в целом, но и, в конечном итоге, разрушением общества и человека. Однако, как показывает практика, меры государственного регулирования экономики не принесут желаемого результата до тех пор, пока к решению данных вопросов не подключится общество, воспринимая эту деятельность как естественную.
В связи с этим участниками многоуровневой системы социальной ответственности должны стать государство (через государственную политику), общество (через
институты гражданского общества), бизнес (через институт цивилизованного, ответственного предпринимательства), в процессе взаимодействия которых образуется активное социально-экономическое пространство. При этом активное социально-экономическое пространство должно быть «постоянно функционирующим» пространством, в формировании и функционировании которого принимает участие все большая и большая часть общества. Тем самым в процесс борьбы с теневой экономикой добровольно вовлекается сознательная часть общества, постоянно увеличивающаяся по численности. В связи с этим создание и функционирование системы многоуровневой социальной ответственности можно рассматривать как механизм борьбы с теневой экономикой.
В рамках системы государственного регулирования экономики РФ отсутствует механизм формирования социальной ответственности как системы (на всех уровнях национальной экономики), различные формы социально-ответственных действий применяются стихийно, бессистемно. Необходимо также отказаться от случайных, периодических и разрозненных мер государственного воздействия на процесс формирования цивилизованного предпринимательства. Создание многоуровневой системы социальной ответственности позволит не просто координировать социально-ответственные действия бизнеса, государства и общества, но и управлять всем процессом социальной ответственности на макро-, мезо- и микроуровнях.
Однако в основу механизма формирования и реализации многоуровневой системы социальной ответственности не может быть положен универсальный подход. Речь в данном случае должна идти о возможности применения дифференцированного подхода к воздействию на того или иного участника, способствуя пониманию им необходимости социально-ответственного поведения.
Особенностью предлагаемого дифференцированного подхода к реализации многоуровневой системы социальной ответственности является то, что государство формирует, реализует систему социальной ответственности, а также меры воздействия на те или иные группы населения не изолированно от всего общества, навязывая ему сверху новую систему правил и поведения, а вместе с ним. Это позволяет предупреждать возможное появление и проявление острых противоречий, обеспечивает достаточную степень согласованности действий общества и государства в формировании активного социально-экономического пространства.
Результатом функционирования предлагаемой системы на высшем (федеральном) уровне будет также нормотворческая деятельность, касающаяся социальной ответственности всех экономических агентов, общественных организаций, граждан, органов государственной власти и местного самоуправления. Взаимодействие представителей власти, бизнеса и общества должно входить в систему стратегического планирования той или иной территории на всех уровнях.
Дифференцированный подход в реализации механизма государственного воздействия на тех или иных субъектов общественности и бизнеса по вовлечению их в социально-ответственный процесс, а следовательно, расширение активного социально-экономического пространства, является определяющим в механизме реали-
зации многоуровневой системы социальной ответственности.
Рассмотрим возможные направления воздействий государства:
1. Воздействие государства на собственников (предпринимателей, работодателей):
- воздействие на собственников-рантье. На рантье нужно воздействовать через механизмы формирования системы общественных ценностей, реализации социальной справедливости, которые создают в обществе новые предпочтения, в соответствии с которыми подобной группе людей будет «неуютно» жить в этом обществе, постепенно превращаясь в его «изгоев». Данная группа будет ощущать ненормальность своей жизненной позиции и будет вынуждена в той или иной мере постепенно включаться в активное социальноэкономическое пространство;
- воздействие на собственников-менеджеров, а также на собственников, имеющих активную позицию по отношению к своей собственности и к людям, которые трудятся на объектах, принадлежащих им на правах собственности. В данном случае собственники, владея хозяйствующим субъектом, участвуют в его деятельности, будучи заинтересованными в устойчивом функционировании объектов собственности.
Необходимо отметить, что возможности участия каждого из хозяйствующих субъектов в социальноответственных процессах неодинаковы. Это зависит: от желания собственников участвовать в этом процессе, от той политики, которую проводит государство с целью активизации представителей делового мира в направлении социально-ответственного, цивилизованного бизнеса, от размера предприятия, его организационноправовой формы, вида экономической деятельности. В то же время нельзя забывать о том, что возможность влиять на принятие решений могут иметь также и другие участники предприятия (менеджеры, работники). Специфика организационно-правовых форм предприятий России, их структурная неадекватность потребностям возрождения российской экономики вносят свой вклад в деформацию отношений собственности и препятствуют широкому вовлечению в социальноответственный процесс хозяйствующих субъектов.
Формирование эффективной многоуровневой системы социальной ответственности предполагает анализ организационно-правового закрепления прав собственности, позволяющий выявить организационно-правовые формы, которые необходимо развивать либо развивать с определенными оговорками. Расширение активного социальноэкономического пространства должно сопровождаться становлением и правовым закреплением таких организационно-правовых форм собственности, которые соответствуют следующим критериям:
- удовлетворение интересов, как собственников и менеджеров, так работников и общества в целом;
- открытость финансово-хозяйственной деятельности (обязательное условие - наличие финансовой, а также социальной отчетности;
- вовлечение в разряд собственников активных физических лиц, имеющих не только свободные финансовые ресурсы, но и желание развиваться, взаимодействуя с участниками социально-ответственного процесса.
Таким образом, сочетая экономические и директивные меры по вовлечению предприятий в социальноответственный процесс в зависимости от того, кто принимает решения, государство должно учитывать три основных типа: 1) собственники; 2) собственники и менеджеры; 3) собственники, менеджеры и работники. Соответственно, должны различаться и методы воздействия государства на те или иные типы предприятий, приводя к ожидаемым результатам.
2. Воздействие государства на наемных работников:
- воздействие на наемных менеджеров, которые так или иначе принимают участие в решениях по повышению активности предприятия в социально-ответственном процессе. Кроме этого, воздействие государства на данную группу людей может содержать меры по вовлечению их не только в социально-ответственный процесс, но и по созданию соответствующих условий для вовлечения их в разряд предпринимателей (собственников);
- воздействие на работников со скрытыми и/или неиспользуемыми по каким-либо причинам творческими (в том числе предпринимательскими) способностями, которые могут организовать свое дело и быть полезными обществу, взаимодействуя с ним и государством. В данном случае государство проводит политику по выявлению таких работников и постепенному вовлечению их в разряд цивилизованных предпринимателей;
Статья представлена научной редакцией «Экономика» 18 марта 2009 г.
- воздействие на работников с ограниченными физическими возможностями. На данную группу людей необходимо воздействовать через систему социальной ответственности, при которой формируется соответствующее отношение в обществе (в том числе у работодателей), которое позволяет данной группе чувствовать себя на равных с другими людьми;
- воздействие на прочие группы работников осуществляется с использованием различных инструментов механизма многоуровневой системы социальной ответственности.
Следует подчеркнуть, что предлагаемая многоуровневая система социальной ответственности не создается на пустом месте, а развивает существующую систему трехстороннего партнерства, преимущественно ориентируясь на человека, на создание реальных условий, достаточных для его всестороннего (а не только экономического) развития.
Таким образом, внедрение многоуровневой системы социальной ответственности, направленной на активизацию социально-ответственного поведения всех членов общества, позволит обеспечить дальнейшее развитие социально ориентированной российской экономики посредством формирования и постепенного расширения активного социально-экономического пространства.