Научная статья на тему 'Социальный аудит как инструмент системы социального партнерства'

Социальный аудит как инструмент системы социального партнерства Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
442
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ АУДИТ / SOCIAL AUDIT / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / SOCIAL RESPONSIBILITY / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / SOCIAL PARTNERSHIP / СОЦИОЭКОНОМИКА / СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / SOCIAL AND LABOUR RELATIONS / SOCIOECONOMY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Осипова Т.В.

В статье анализируется взаимосвязь социального аудита и социально-г о партнерства. Определяются основные задачи социального аудита, интегрированного в систему социального партнерства. Социальный аудит рассматривается как инструмент системы социального партнерства, направленный на социальную ответственность бизнеса перед обществом и социальными партнерами, на защиту прав трудящихся и регулирование социоэкономических отношений через механизмы системы социального партнерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the article the interrelation of social audit and social partnership is analyzed. The primary goals of the social audit integrated into the social partnership system are defined. Social audit is considered as a tool of the social partnership system aimed at the social responsibility of business to the society and social partners, protection of the workers rights and regulation of the social and economic relations through mechanisms of the social partnership system.

Текст научной работы на тему «Социальный аудит как инструмент системы социального партнерства»

Осипова Т.В.

аспирантка Федерального государственного

научного учреждения «Государственный координационный центр

информационных технологий»,

юрисконсульт Московской финансово-юридической академии Osipova-TV@mail.ru

диалог между партнерами

социальный аудит как инструмент

системы социального партнерства

Целью социальной политики в России является последовательное повышение уровня жизни населения, снижение социального неравенства, обеспечение всеобщей доступности основных социальных благ, соблюдения трудовых прав работников. В настоящее время мировой финансовый кризис отразился в первую очередь на социальной сфере общества, выразился в сокращениях, невыплате заработной платы. Так, в условиях такой нестабильности особенно важно не допустить нарушения прав граждан.

Для эффективного функционирования и развития социально-трудовых отношений необходимо определить форму взаимодействия всех партнеров данных отношений: работника, работодателя, государства. К такой форме взаимодействия между капиталом и трудом относится социальное партнерство. Например, В.В. Берви-Флеровский в 1869 г. в исследовании «Положение рабочего класса в России», сформулировавший концептуальные основы социально-трудовых отношений, призывал к солидарности между капиталом и трудом, говоря, что «между трудом и экономией должно быть равенство,

между работниками и капиталом - товарищество»^). Социальное партнерство стало одной из основных закономерностей общественного развития в большинстве стран рыночной экономики. В России социальное партнерство получило свое развитие как общегосударственная практика лишь с середины 90-х гг. XX в., и в настоящее время только начинает свое становление. Формирование социального партнерства способствует повышению роли социального аудита в регулировании социально-трудовых отношений.

Согласно ст. 23 Трудового кодекса РФ, социальное партнерство - это

тивная экономика, 2009, № 9

система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (2).

В настоящее время российская действительность характеризуется глубокими преобразованиями в социальной, экономической, политической сферах. Социальное партнерство в сфере труда - является новым и важным социальным институтом, подчеркивающим большую ценность человеческого фактора и человеческого капитала. Сегодня российское бизнес-сообщество рассматривает свою социальную ответственность лишь как своевременную уплату налогов и благотворительность, тогда как мерой социальной ответственности бизнеса является участие в регулировании социально-трудовых отношений на принципах социального партнерства, ответственное участие в выполнении различного уровня соглашений, в том числе коллективных договоров (сегодня в России коллективные договоры заключаются лишь в 4-6% российских предприятий и организаций) (3).

Интеграция социального аудита в систему социального партнерства является, с одной стороны, спецификой российской модели социального аудита, а, с другой

стороны, - спецификой российского опыта социального партнерства (4). Взаимосвязь социального партнерства и социального аудита становится особенной чертой российской практики регулирования социально-трудовых отношений. Если развитие социального аудита отражается в интенсивном росте числа корпораций, организаций самых различных стран и регионов, использующих услуги социального аудита, то использование социального партнерства как важнейшего механизма регулирования социально-трудовых отношений стало одной из основных закономерностей общественного развития в большинстве стран рыночной экономики (4).

В основе социального партнерства и социального аудита лежат общие цели - это обеспечение социальной справедливости, социальной стабильности, социальной безопасности общества, улучшения качества жизни граждан российского общества.

Интегрированный социальный аудит в систему социального партнерства призван решить следующие задачи:

социальное партнерство стало одной из основных закономерностей общественного развития в большинстве стран рыночной экономики

социальное партнерства

результаты социального аудита

должны стать эмпирической базой

для эффективного социального диалога в системе социального партнерства

• определить особенности социальных отношений на предприятии;

• выявить факторы и потенциальные риски, способные дестабилизировать внутреннюю социальную среду;

• провести диагностику социальных отношений на различных уровнях их развития;

• установить нарушения правовых норм международного и национального законодательства в сфере социальных отношений;

• выявить социальное положение дел в различных отраслях национальной экономики и в целом по стране;

• привлечь бизнес-сообщество к благотворительной деятельности, софинансированию социальных объектов;

• разработать практические рекомендации оперативного тактического и стратегического характера по управлению человеческими ресурсами.

Реализация вышеотмеченных задач социального аудита, интегрированного в систему социального партнерства, преобразует

социальный аудит в важнейший фактор совершенствования системы социального партнерства в целом.

Таким образом, социальный аудит направлен на практическую реализацию основных принципов социального партнерства. Результаты социального аудита должны стать эмпирической базой для эффективного социального диалога в системе социального партнерства. Социальный аудит призван повысить эффективность участия в социальном партнерстве профессиональных союзов, как одного из важнейших субъектов системы социального партнерства.

Заинтересованность бизнес-сообщества в социальном аудите обусловлена пониманием того, что:

• инвестиции частного капитала в человеческий капитал могут стать самыми эффективными с точки зрения стратегического менеджмента;

социальный аудит должен стать формой цивилизованной взаимопроверки сторонами социального партнерства соблюдения принятых ими обязательств

креативная экономика, 2009, № 9

• эффективное управление человеческими ресурсами является решающим фактором в достижении конкурентоспособности организаций;

• использование прозрачных результатов объективного аудиторского исследования может стать методом борьбы с теневой экономикой;

• социальная ответственность бизнеса перед обществом и социальными партнерами. Заинтересованность трудящихся в социальном аудите состоит в том, что их участие в нем позволяет укрепить свои позиции в системе социального партнерства и эффективно осуществлять защиту служащих. Заинтересованность органов государственной власти и местного самоуправления в применении системы социального аудита состоит в возможности получения информации об общественных отношениях в сфере социоэкономики на всех уровнях; эффективного регулирования соци-оэкономических отношений через механизмы системы социального партнерства.

Социальный аудит должен стать формой цивилизованной взаимопроверки сторонами социального партнерства соблюдения принятых ими обязательств (5). Таким образом, социальный аудит может быть использован в целях организа-

Ключевые слова:

социальный аудит, социальная ответственность, социальное партнерство, социоэкономика, социально-трудовые отношения

ции диалога между социальными партнерами как инструмент налаживания сотрудничества между гражданским обществом, бизнес-сообществом и государственной властью.

Литература

1. Флеровский Н. (Берви В.В.) Положение рабочего класса в России. - М., 1938. - С.303.

2. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001

г. № 197-ФЗ.

3. Социальный аудит: учебное пособие / Под общ. редакцией

д.э.н., проф. А.А. Шулса, д.э.н. Ю.Н. Попова. - М.: Издательский дом «АТИСО», 2008. - С. 230.

4. Киселев В.Н. «Проблемы интегрирования социального аудита в систему социального партнерства». - http://www.globecsi.ru.

5. Свиридов А.К. «Социальный аудит - важнейший элемент взаимной ответственности участников социального партнерства». - http:// www.globecsi.ru.

социальное партнерство

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.